"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Османская империя

Сообщений 61 страница 80 из 152

1

Исторические и интересные факты Османская империя
http://s6.uploads.ru/t/pjDgu.jpg

+2

61

МАЛКОЧОГЛУ БАЛИ БЕЙ
(1495 г. - 1548 г.)

http://s2.uploads.ru/t/Lzeg2.jpg

Участие в войнах: Вторжение в Венгрию. Набеги в Польшу. Набеги в Галицию.
Участие в сражениях: Битве при Мохаче. Осада Белграда.
(Malkochoglu Bali bay) Знаменитый османский военачальник

Известен также как Коджа Бали Бей.

Родился в 1495 г. Cовременник султана Сулеймана Великолепного. Санджакбей (управляющий) в Семендре.

Малкочоглу был одним из самых выдающихся османских военачальников того времени. Становление военной карьеры Малкочоглу, пришлось на время ожесточенного противостояния Османской империи и Венгрии. Эта военная компания была первой в жизни молодого султана. Все началось с того, что Сулейман I направил к королю Венгрии и Чехии Лайошу II послов с жестким требованием уплаты дани. Король Лайош в силу своей юности был настроен очень воинственно, но бессилие против воли собственной знати сводило на нет успехи молодого короля.

В 1521 году  Малкочоглу Бали бей принимает участие в осаде мощной венгерской крепости Шабац на берегу Дуная, а после этого, в возрасте двадцати шести лет, уже командует значительной частью османского войска в сражении за Белград.

Белград сопротивлялся до последнего солдата; когда  же от городского гарнизона осталось менее 400 человек, крепость пала, а защитники были жестоко истреблены османами.

После захвата города Малкочоглу становится бейлербеем Белграда и Босны. Но венгерская аристократия не оставляла попыток свергнуть османское владычество, и тогда, в 1526 году, султан Сулейман отправил 100-тысячную армию в новый поход против неугомонных венгров.

В 1526 году Бали бей принимает участие в битве при Мохаче. Малкочоглу заслужил султанское расположение скоординированным строительством понтонного моста через переправу и был поставлен командиром правого крыла османского войска. 

29 августа на территории Южной Венгрии, на правом берегу Дуная, произошло грандиозное сражение между османской армией (45 тысячи человек при поддержке 160-ти орудий) и разношерстной дворянской армией короля Венгрии Лайоша II (25 тысяч человек и примерно 80 орудий).

Армия короля Лайоша II потерпела сокрушительное поражение, сам венгерский король утонул при отступлении; его отряд телохранителей попал под жесткие удары османской гвардии. В результате этой битвы территория Венгрии перешла под полный контроль Блистательной Порты.

0

62

Турецко-венецианская война
(1537—1540)

Турецко-венецианские войны
1423—1430 – 1463—1479 – 1499—1503 – 1537—1540 – Кипрская война (1570—1573) – Критская война (1645—1669) – Морейская война (1684—1699) – 1714—1718

Предыстория

Во время очередной «итальянской» войны король Франции Франциск I заключил секретное соглашение с турецким султаном Сулейманом Великолепным, согласно которому французы должны были начать новую кампанию против Империи во Фландрии, тем самым оттянув большую часть имперских войск, в то время как османская армия вторгнется дальше в Венгрию, а французский флот соединится с турецким для совместных действий против Неаполитанского королевства.

Для венецианцев перспектива войны у входа в Адриатику была весьма нежелательной, а ещё больше они испугались, когда от турецкого султана прибыл посол с предложением присоединиться к антиимперскому союзу. Венецианская республика оказалась в очень трудном положении: она бы не выдержала ещё одной войны с Империей, а отказ мог навлечь месть со стороны Сулеймана. Поэтому венецианцы дали любезный и максимально уклончивый ответ.

Ответ султана не заставил себя ждать. Первыми пострадали венецианские купцы в Сирии, которых он обложил новым десятипроцентным налогом на все товары. Следующими были корабли республики, которые систематически подвергались нападению любого турецкого корабля, который им встречался. Венецианские моряки неизбежно оказывали сопротивление, и через короткий промежуток времени Сулейман, обвинив Венецию в несправедливом нападении, объявил войну.

Ход войны

В конце августа 1537 года османский флот появился у острова Корфу, который с 1386 года являлся венецианской колонией и был важной военно-морской и торговой базой на юге Адриатики. Венеция обратилась за помощью к Неаполитанскому королевству и Священной Римской империи, так как падение Корфу угрожало бы и им, но имперский флот, которым командовал ненавидевший венецианцев генуэзец Андреа Дориа, вместо этого ушёл в Геную.

Тем не менее, мощные укрепление Корфу и аномальные погодные условия привели к тому, что уже 15 сентября 1537 года турки сняли осаду. Однако прочие средиземноморские порты и острова, теоретически находившиеся под защитой республики, не были столь удобны для обороны. Венецианский флот был заблокирован в Адриатике, а турки одно за другим захватывали венецианские владения в Эгейском море: Сирос, Эгину, Парос, Тинос, Карпатос, Касос и Наксос.

Летом 1538 года папа Павел III сумел создать антитурецкую «Священную лигу», в которую вошли Папское государство, Испания, Венецианская республика, Генуэзская республика и Мальтийские рыцари. Воодушевление участников было столь велико, что они уже строили планы раздела Османской империи. Однако в 1538 году флот Лиги потерпел поражение в сражении при Превезе, в котором турки не понесли потерь вообще.

Ночью 28 декабря 1538 года скончался венецианский дож Андреа Гритти. К этом времени было ясно, что Венеция должна договариваться с султаном о мире на любых условиях, и одним из первых действий нового дожа — Пьетро Ландо — было отправление полномочного посла в Стамбул. Ради возвращения своих последних факторий в Пелопоннесе — Навплии и Мальвазии — венецианцы были готовы выплатить непомерно большой выкуп: 150 тысяч дукатов (причём, если султан окажется особенно упрямым, посол имел право повысить эту сумму до 300 тысяч дукатов). Венецианцы думали, что султан, у которого появились новые дела на востоке, будет счастлив так просто получить немалые деньги, но оказалось, что это не так. В октябре 1540 года Венеции пришлось согласиться на мирный договор на условиях, гораздо более жёстких, чем она когда-либо рассчитывала.

Последствия
http://s2.uploads.ru/t/Alzrx.jpg

В соответствии с условиями мирного договора Венеция выплатила Османской империи 300 тысяч дукатов в качестве репараций. В будущем венецианским кораблям не разрешалось заходить в турецкие порты или покидать их без разрешения.

+1

63

Османская империя
دوله عثمانیه عالیه

Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye
Империя
1299 — 1922
http://s2.uploads.ru/t/69bIW.png
Флаг Османской империи
http://s2.uploads.ru/t/rf3s2.png

Герб Османской империи

Девиз
осм. دولت ابد مدت‎ — Devlet-i Ebed-müddet  рус. Вечное государство

Османская империя в 1683 году
Столица Сёгют
(1299—1329)
Бурса
(1329—1365)
Эдирне
(1365—1453)
Константинополь
(1453—1922)
Язык(и) османский язык и другие
Религия Ислам (суннитского толка)
Денежная единица акче, куруш, лира
Площадь 5 200 000[2] км² (1683 год)
Население 35 350 000 чел. (1856 год)
(2,6 % населения Земли)
Форма правления Абсолютная монархия:
до 1908 (офиц. и факт.)
с 1913 (факт.)

Конституционная монархия:
с 1908 (офиц.)
1908—1913 (офиц. и факт.)
Династия Османы

Предшественники:

Конийский султанат
Византийская империя
Сербская деспотия
   
Преемники:
Султанат Египет
Хиджаз (королевство)
Асир (эмират)
Йеменское Мутаваккилитское Королевство
Арабское Королевство Сирия
Месопотамия (мандатная территория)
Администрация Западной Армении
Понт (республика)
Британский мандат в Палестине

Осма́нская импе́рия (осм. دولت عالیه عثمانیه‎ — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye) — государство, созданное в 1299 году османскими племенами Османа I в северо-западной Анатолии[4]. После падения Константинополя в 1453 году, Османское государство стало именоваться империей. Падение Константинополя явилось важнейшим событием в развитии турецкой государственности, так как после победы 1453 года Османская империя окончательно закрепилась в Европе, что является важной характеристикой современной Турции. Империя достигла наибольшего возвышения в 1590 году. Её земли охватывали часть Европы, Азии и Африки. Правление османской династии длилось 623 года, с 27 июля 1299 года по 1 ноября 1922 года, когда монархия была упразднена.

В XVI—XVII веках Османская империя была на пике могущества в период правления Сулеймана Великолепного. В этот период Османская империя была одной из самых могущественных стран мира — многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи — окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Азербайджана на востоке[6]. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка[7]. В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств, некоторые из которых были позже захвачены ей — в то время как другим была предоставлена автономия[history 2].

Столицей империи был Константинополь (Стамбул). Она контролировала территории Средиземноморского бассейна. Османская империя являлась связующим звеном Европы и стран Востока на протяжении 6 веков.

После международного признания Великого национального собрания Турции, 29 октября 1923 года после подписания Лозаннского мирного договора (24 июля 1923) было провозглашено создание Турецкой Республики, являвшейся преемницей Османской империи. 3 марта 1924 года было окончательно ликвидирован Османский халифат. Полномочия и обязанности халифата были переданы Великому национальному собранию Турции

Происхождение названия

Название Османской империи на османском языке — Devlet-i ʿAliyye-yi ʿOsmâniyye [3](دَوْلَتِ عَلِيّهٔ عُثمَانِیّه), либо — Osmanlı Devleti (عثمانلى دولتى). В современном турецком языке её именуют Osmanlı Devleti или Osmanlı İmparatorluğu. На Западе слова «Османская» и «Турция» использовались как взаимозаменяемые в период империи. Эта взаимосвязь перестала использоваться в 1920—1923 годы, когда у Турции появилось единое официальное название, используемое европейцами со времён сельджуков.

История

Образование Османской империи (1299—1453)

Битва при Никополе, 1396

После распада Конийского султана сельджуков (предков османов), в 1300-х годах Анатолия была разделена на несколько независимых бейликов. К 1300 году ослабленная Византийская империя потеряла бо́льшую часть своих земель в Анатолии, составивших 10 бейликов в Анатолии. Один из бейликов находился под управлением Османа I (1258[9]—1326), сына Эртогрула, со столицей в Эскишехире, в западной Анатолии. Осман I расширил границы своего бейлика, начав медленно продвигаться к границам Византийской империи. В этот период, было создано формальное османское правительство, правящая организация которой менялась в течение всего существования империи. Это было жизненно важно для быстрого расширения империи. Правительство использовало социально-политическую систему, при которой религиозные и этнические меньшинства были полностью независимы от центральной власти. Эта религиозная терпимость привела к малому сопротивлению во время захвата турками новых территорий[10]. Осман I поддерживал всех тех, кто способствовал достижению его цели.

После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах. В 1324 году сын Османа I, Орхан захватил Бурсу и сделал её новой столицей Османского государства. Падение Бурсы означало потерю контроля Византии над Северо-Западной Анатолией. В 1387 году турки захватили важный город Салоники. Победа османов в битве при Косово в 1389 году, фактически, положило конец власти сербов в этом регионе и стало почвой для дальнейшего осуществления османской экспансии в Европе. Битва при Никополе 1396 года по праву считается последним крупным крестовым походом Средневековья, не смогшим остановить наступление в Европе победоносных турок-османов.

С расширением османских владений на Балканах, важнейшей задачей турок стал захват Константинополя. Османская империя контролировала все земли бывшей Византии, окружающие город. Но напряжение византийцам временно сняло вторжение Тимура в Анатолию и его победа в Ангорской битве в 1402 году. Тимур пленил Баязида I. Пленение турецкого султана смяло войска османов. В османской Турции началось междуцарствие, длившееся с 1402 по 1413 года. Междуцарствие закончилось воцарением султана Мехмеда I.

Часть османских владений на Балканах было потеряно после 1402 года (Салоники, Македония, Косово и т. д.), но вновь захвачено Мурадом II в 1430—1450 года. 10 ноября 1444 года Мурад II разгромил венгерские, польские и валашские войска Владислава III и Яноша Хуньяди в битве при Варне[11][12]. Четыре года спустя, во второй битве на Косовом поле в 1448 году, Мурад II разгромил венгерско-валашские войска Яноша Хуньяди.

Рост Османской империи (1453—1683)

Экспансия и апогей (1453—1566)

Османская армия до взятия Константинополя в 1453, Монастырь Молдовица

Сын Мурада II, Мехмед II преобразовал турецкое государство и армию и 29 мая 1453 года захватил Константинополь. Мехмед II разрешил Православной Церкви сохранить автономию и земли, но для этого она должна была признать османскую власть. Из-за плохих отношений Византии и Западной Европы, большинство православного населения Османской империи хотела перейти под власть Венеции.

XV—XVI века́ были периодом, так называемого, Роста Османской империи. Империя успешно развивалась под властью идейных и полноправных султанов. Она добилась больших успехов в развитии Экономики, так как контролировала основные сухопутные торговые пути между Европой и Азией.

Султан Селим I значительно увеличил территории Османской империи на востоке и юге, нанеся поражение сефевидам в Чалдыранской битве в 1514 году. Селим I также нанёс поражение мамлюкам и захватил Египет. С этого времени военно-морской флот империи присутствовал в Красном море. После захвата Египта турками, между Португальской и Османской империями началась конкуренция за доминирование в регионе.

Битва при Мохаче, 1526

В 1521 году Сулейман Великолепный захватил Белград и в течение османо-венгерских войн захватил южную и центральную Венгрию. После битвы при Мохаче в 1526 году он разделил с Восточно-Венгерским королевством и Королевством Венгрия всю Венгрию. Вместе с этим он учредил представителей султана на европейских территориях. В 1529 году он осадил Вену, но взять её не смог. В 1532 году он ещё раз осадил Вену, но был разбит в битве за Кёсег Вассальными княжествами Османской империи стали Трансильвания, Валахия и, время от времени, Молдавия. На востоке, турки в 1535 году взяли Багдад, получив контроль над Месопотамией, получив выход к Персидскому заливу.

Франция и Османская империя, имея общую неприязнь к Габсбургам, стали союзниками. В 1543 году французско-османские войска под командованием Хайр-ад-Дина Барбароссы и Тургут-реиса держали победу под Ниццой, в 1553 году — вторглись на Корсику и через несколько лет захватили её. За месяц до осады Ниццы французские артиллеристы совместно с турками участвовали в осаде Эстергома и разгромили венгров. После остальных побед турок, король габсбургов Фердинанд I в 1547 году официально признал власть турок-османов над Венгрией.

К концу жизни Сулеймана I население Османской империи насчитывало 15 000 000 человек. Кроме того, османский ВМФ контролировал значительную часть Средиземного моря. К этому времени, Османская империя добилась больших успехов в политической и военной организации государства, и в Западной Европе её часто сравнивали с Римской империей. К примеру, итальянский учёный Франческо Сансовино писал:

Если бы мы тщательно исследовали их происхождение и подробно изучили их внутригосударственные отношения и внешние связи, мы могли бы сказать, что римские воинская дисциплина, выполнение приказаний и победы равны турецким… Во время военных кампаний [турки] способны есть очень мало, они непоколебимы, когда сталкиваются с трудными задачами, подчиняются своим командирам абсолютно и упорно воюют до победы… В мирное время они организуют разногласия и беспорядки между подданными ради восстановления абсолютной справедливости, что при этом выгодно самим им…

Таким же образом, французский политик Жан Боден в своём труде La Méthode de l’histoire, опубликованном в 1560 году, писал:

Предъявлять права на титул абсолютного правителя может лишь османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора

0

64

Распад Османской империи (1908—1922)
http://s3.uploads.ru/t/bJw38.png
Провозглашение младотурецкого правительства лидерами Миллета.

Османская империя уже давно называлась «больным человеком Европы». К 1914 году она потеряла все свои территории в Европе и Северной Африке. К тому времени, население Османской империи насчитывало 28 000 000 человек, из которых 17 000 000 проживало в Анатолии, 3 000 000 — в Сирии, Ливане и Палестине, 2 500 000 — в Ираке, остальные 5 500 000 — на Аравийском полуострове.

После младотурецкой революции 3 июля 1908 года в Османской империи началась эпоха второй Конституции[ro]. Султан объявил о восстановлении конституции 1876 года и вновь созвал Парламент. Приход к власти младотурок означал начало распада Османской империи.

Воспользовавшись гражданскими беспорядками, Австро-Венгрия, выведя свои войска из Новопазарского Санджака, отошедшего туркам, ввела их в Боснию и Герцеговину, аннексировав её. В ходе Итало-турецкой войны 1911—1912 годов Османская империя лишилась Ливии и Балканский союз объявил ей войну. Империя потеряла все свои территории на Балканах за время Балканских войн, кроме Восточной Фракии и Адрианополя. 400 000 балканских мусульман, боясь расправы греками, сербами и болгарами, отступали вместе с османской армией.Немцами было предложено строительство железнодорожной линии в Ираке. Железная дорога была построена лишь частично. В 1914 году Британская империя купила эту железную дорогу, продолжив её строительство. Железная дорога не играла никакой роли в возникновении Первой мировой войны.

http://s2.uploads.ru/t/dp8lO.jpg


Мехмед VI, последний султан Османской империи, покидает Стамбул, 1922.

В ноябре 1914 года Османская империя вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, приняв участие в боевых действиях на Ближнем Востоке. В течение войны Османская империя одержала несколько существенных побед (например, Дарданелльская операция, Осада Эль-Кута), но и понесла несколько серьёзных поражений (к примеру, на Кавказском фронте). В 1915 году русские войска продолжали наступление в Восточной Анатолии[72], тем самым спасая армян от депортации Портой.

В 1916 году на Ближнем Востоке вспыхнуло Арабское восстание, которое переломило ход событий в пользу Антанты.

30 октября 1918 года было подписано Мудросское перемирие, закончившее Первую мировую войну. За ним последовали оккупация Константинополя[en] и раздел Османской империи. По условиям Севрского мирного договора разделённая территория Османской империи была закреплена между державами Антанты.

Оккупации Константинополя и Измира привели к началу турецкого национального движения. Война за независимость Турции 1919—1922 годов окончилась победой турок под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. 1 ноября 1922 года был упразднён султанат, а 17 ноября 1922 года последний султан Османской империи Мехмед VI покинул страну. 29 октября 1923 года Великое национальное собрание Турции объявило о создании Турецкой республики. 3 марта 1924 года был упразднён халифат.

0

65

Религии в Османской империи

Ислам
http://s2.uploads.ru/t/Zyswj.jpg

Каллиграфическое письмо на фриттовом фарфоре, изображающее имена Бога, Мухаммеда и первых халифов. Ок. 1727 года, Исламская Ближневосточная Галерея, Музей Виктории и Альберта.

До принятия Ислама тюрки были шаманистами. Распространение Ислама началось после победы Аббасидов в Таласской битве 751 года. Во второй половине VIII века бо́льшая часть огузов (предков сельджуков и турок) приняла Ислам. В XI веке огузы поселились в Анатолии, что способствовало его распространению там.

В 1514 году султан Селим I устроил массовую резню шиитов, живших в Анатолии, которых он считал еретиками, при чём было убито 40 000 человек.

Христианство и Иудаизм

http://s2.uploads.ru/t/I0bfd.jpg

Мехмед Завоеватель и Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий.

Свобода христиан, проживавших в Османской империи, была ограничена, так как турки относили их к «гражданам второго сорта». Права христиан и иудеев считались не равными правам турок: показания христиан против турок не принимались судом. Они не могли носить оружие, ездить на лошадях, их дома не могли быть выше домов мусульман и также имели много других правовых ограничений. На протяжении всего существования Османской империи с немусульманского населения взимался налог — Девширме. Периодически, в Османской империи проходила мобилизация мальчиков-христиан доподросткового возраста, которые после призыва воспитывались как мусульмане. Эти мальчики обучались искусству управления государством или формированием правящего класса и созданием элитных войск (Янычары).

Согласно системе миллета, немусульмане являлись гражданами империи, но не имели прав, которые имели мусульмане. Система православного миллета была создана ещё при Юстиниане I, и применялась до конца существования Византийской империи. Христиане, как наибольшая немусульманская группа населения в Османской империи, имели ряд особых привилегий в политике и торговли, и поэтому платили более высокие налоги, чем мусульмане.[112][113]

После падения Константинополя в 1453 году Мехмед II не вырезал христиан города, а наоборот, даже сохранил их институции (к примеру, Константинопольская православная церковь).

В 1461 году Мехмед II основал Армянский патриархат Константинополя. Во времена же Византийской империи армяне считались еретиками и поэтому не могли строить церкви в городе. В 1492 году во время Испанской инквизиции Баязид II направил турецкий флот в Испанию для спасения мусульман и сефардов, которые вскоре осели на территории Османской империи.

Отношения Порты с Константинопольской православной церковью, в основном, носили мирный характер, репрессии же были редки. Структура церкви была сохранена в неприкосновенности, но она находилась под строгим контролем турок. После прихода к власти в XIX веке националистически настроенных новых османов политика Османской империи приобрела черты национализма и османизма. Болгарская православная церковь была распущена и помещена под юрисдикцию Греческой православной церкви. В 1870 году султан Абдул-Азиз основал Болгарский экзархат Греческой православной церкви и восстановил её автономию.

Похожие миллеты сложились из разных религиозных общин, включая миллет из евреев во главе которого стоял главный раввин и миллет из армян, во главе которого стоял епископ.

0

66

Женский султанат. Королева Османской империи
(1541-1687).
http://s3.uploads.ru/t/DTa4W.jpg

Сафие Султан (1550 - около 1603), королева Османской империи.

1.Её повелителем был внук Роксоланы, унаследовавший от своей знаменитой бабушки только рыжие волосы, султан Мурад III. В остальном сын султана Селима II Пьяницы (1524-1574) был похож на своего безвольного, слабого отца, который мало интересовался государственными делами. Разница между ними заключалась только в том, что Мурад предпочитал проводить своё время в гаремных наслаждениях, а не в пьяных дебошах, как его папенька;

2.Сафие Султан (в переводе с турецкого "Чистая"), урождённая София Баффо, была по происхождению венецианкой, и приходилась своей свекрови, Нурбану Султан (которую до того, как она попала в гарем султана, звали Сесилия Баффо), родственницей. Родилась в 1550 году, и была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

3. София в 1560-е годы была захвачена в плен корсарами, продана в гарем, где приглянулась тогда ещё наследнику Мураду, для которого на долгое время она стала единственной фавориткой. Ходили сплетни, что причиной такого постоянства были проблемы в интимной жизни принца, которые лишь Сафие умела как-то преодолевать. Эти слухи очень похожи на правду, поскольку до того, как Мурад стал султаном (в 1574 году, в 28 лет, после смерти своего отца султана Селима II), у него были дети только от Сафие. Став владыкой империи османов, Мурад III, что очевидно, излечился через некоторое время от своего интимного недуга, поскольку от вынужденной моногамии перешёл к половым излишествам, и практически посвятил свою дальнейшую жизнь исключительно утехам плоти, в ущерб государственным делам. Так что  20 сыновей и 27 дочерей (не надо забывать, что в XV-XVI вв. из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет, так что можно себе представить реальное количество детей Мурада), которых оставил султан Мурад III после своей смерти - вполне закономерный результат его образа жизни.

4.В 1566 году любимая наложница наследника отбыла вместе с ним в провинцию, куда он, согласно традиции, был назначен наместником. Точных данных о количестве детей, которых родила Сафие за свою жизнь, нет. Известно только, что ко времени восшествия Мурада на престол (в 1574 г.) у них с Сафие было четверо детей: дочери Айше и Фатма, и сыновья Мехмед и Махмуд. Махмуд умер в 1581 году, и, таким образом, Мехмед стал единственным на тот момент взрослым наследником своего отца.

5.Сластолюбец Мурад III так никогда официально и не женился на своей любимой наложнице, но это не мешало ей иметь огромное влияние на него в делах Османской империи. Впрочем, первые 9 лет султаната Мурада (с 1574 по 1583 г.) Сафие Султан была вынуждена разделять своё влияние на повелителя с его матерью, валиде-султан (высший титул в Османской империи для женщины, его носили только матери правящих султанов) Нурбану. То обстоятельство, что её свекровь приходилась ей родственницей, никак не смягчало их взаимную вражду - как в государственных делах, так и в делах гарема, и венецианки постоянно воевали друг с другом за лидерство.

6.Победила молодость, и в 1583 году, после смерти свекрови,Сафие Султан могла заняться исключительно укреплением позиций в качестве наследника Мурада III её единственного сына Мехмеда, которому на тот момент исполнилось 15 лет. А причины для беспокойства у неё были - растолстевший к тому времени до невероятных размеров султан был недоволен популярностью своего старшего сына у янычар, и опасался, что тот скинет его с престола. Так что целых 12 лет, вплоть до смерти повелителя Блистательной Порты в 1595 году, Сафие Султан всерьёз опасалась за жизнь сына, отслеживая и предупреждая попытки Мурада убить его.

7.Практически безграничную власть Сафие Султан получила в 45 лет, одновременно с титулом валиде-султан, после смерти султана Мурада III в 1595 году. Её сын, кровожадный Мехмед III, сразу после своего восшествия на престол Османов приказал убить не только своих 20 младших братьев, но и всех беременных наложниц отца. Именно он ввёл в Блистательной Порте пагубный обычай не давать возможности царевичам принимать участие в управлении государством при жизни отца (как это делалось до тех пор), а держать их взаперти в серале, в павильоне "Кафес" ("клетка").

8.В правление своего сына Сафие Султан играла в империи Османов роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы. Помимо непосредственного управления делами империи, валиде-султан переписывалась с европейскими монархами – в том числе королевой Великобритании Елизаветой I, которая подарила ей настоящий европейский экипаж. В этом экипаже Сафие Султан любила совершать экскурсии по городу, вызывая чувства потрясения у подданных, не привыкших к такому скандальному поведению у женщин, даже правительниц. За пределами дворца её дела вела кира (экономический агент валиде) Эсперанета Малахи, оказавшая значительное влияние на Сафие (они были любовницами), и действовавшая от её имени.

9.Умерла знатная венецианка, достигшая высших титулов и почестей в чужом ей государстве, примерно в 1603 году, в возрасте около 53 лет. Её единственный сын султан Мехмед III, за власть которого она плела интриги всю свою жизнь,  пережил свою мать всего на несколько месяцев, скончавшись в декабре того же 1603 года, в возрасте всего 35 лет, от сердечного приступа.

10.Строительство одной из пяти самых красивых мечетей Стамбула, Йени Джами (Новая мечеть), было начато по приказу  Сафие Султан в 1597 году, через два года после смерти её повелителя. Но закончено строительство было только через 66 лет, в 1663 году, последней валиде-султан Женского султаната, Турхан Султан, украинки по происхождению, матери её праправнука, султана Мехмеда IV. Но это тоже уже совсем другая история.

0

67

Женский султанат. Невестка Роксоланы
  (1541-1687).
http://s2.uploads.ru/t/Txh3X.jpg

Нурбану Султан (около 1525-1583), невестка Роксоланы.

1.Итак, после смерти своей матери Хюррем Султан (Роксоланы)(1506-1558) и отца, султана Блистательной Порты Сулеймана I Великолепного (1494-1566) османское государство возглавил Селим II Пьяница (1524-1574), которому на тот момент было уже 42 года. Безвольный и слабый любитель пьяных оргий, рыжеволосый (как и его мать Роксолана) дебошир, он полностью доверил управление государством выдающемуся государственному деятелю, великому визирю Мехмед-паше Соколлу, боснийскому сербу, в раннем детстве обращённому в ислам. В гареме же безраздельно правила любимая жена (хасеки) Селима, Нурбану Султан ("Принцесса света"). Вот именно с этой женщины, не очень известной в истории невестки знаменитой Роксоланы, и начинается период Женского Султаната (1541-1687).

2.Нурбану Султан (урождённая Сесилия Веньер-Баффо, около 1525-1583) происходила сразу из двух влиятельных и богатых семейств Венецианской республики. Её отцом, как считается, был Николо Веньер, губернатор принадлежащего Венеции греческого острова Парос и родной брат дожа Венеции Себастьяно Веньера. Матерью — Виоланта Баффо. Так как Сесилия была незаконнорожденной, то носила фамилию своей матери.

3.В 1537 году, когда пират и адмирал Хайр-ад-дин Барбаросса захватил остров Парос, 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где стала фавориткой принца Селима. Предположительно, когда, достигнув совершеннолетия (в 1543 году), Селим отбыл в качестве наместника в Конью (его мать, Роксолана, вопреки традиции, не поехала вместе с сыном, так как не желала потерять своё влияние на Сулеймана и гарем), Сесилия сопровождала его.

4.Всего Нурбану Султан родила султану Селиму примерно шесть детей, из них - только одного сына, Мурада. После восшествия на престол (в 1566 г.) Селима II Нурбану Султан возглавила гарем, для чего ей не пришлось прибегать ни к интригам, ни к насилию, как её знаменитой свекрови Хюррем Султан (Роксолане), поскольку сама Роксолана к тому времени уже 8 лет как умерла, и её невестка взяла этот престижный "приз" без боя.

5.В 1571 году султан Селим II, по примеру своих родителей, вступил в брак со своей бывшей рабыней-венецианкой Сесилией. Однако, даже в качестве законной супруги, Нурбану Султан не была единственной женщиной у своего повелителя - к моменту смерти Селима у него, помимо объявленного наследником единственного сына от Нурбану Султан, Мурада, было ещё, как минимум, четыре фаворитки, и шесть сыновей от них. Именно наличие других претендентов на престол Османов вынудило венецианку 12 дней скрывать смерть Селима, обкладывая его тело льдом (хорошо ещё, что дело было в декабре), пока в Стамбул не прибыл из провинции её сын Мурад, чтобы возглавить Блистательную Порту.

6.Мурад III, двенадцатый султан Османской империи, начал своё правление в 1574 году (в 28 лет) с удушения своих то ли пяти, то ли шести младших братьев, в чём его полностью поддержала мать, Нурбану Султан, получившая с воцарением сына высший для женщины в империи Османов титул валиде-султан (мать правящего султана). Сын Нурбану Султан, так же, как и его отец, очень мало интересовался государственными делами, однако, в отличие от отца, проводил всё своё время не в пьянках, а в гареме. Управлять Блистательной Портой пришлось матери, и с помощью великого визиря, который служил ещё Селиму II, а до него - Сулейману I, многоопытного Мехмеда-паши Соколлу (валиде-султан выдала за него замуж одну из своих пяти дочерей, Исмихан Султан), у неё это прекрасно получалось.

7.Нурбану Султан скончалась в 1583 году, в возрасте примерно 58 лет. Ходили слухи, что она была отравлена генуэзским послом за то, что проводила провенецианскую (а значит, враждебную интересам Генуи) политику.

0

68

Ятаган Султана Сулеймана и его указ.

Ятаган Сулеймана Великолепного (1520 – 1566) из музея Топ-Капу в Стамбуле был создан мастером Ахмедом Бекли (Текелё) в 1526 – 1527 гг. Несомненно, это подарочный экземпляр, о чём говорит его богатая отделка. На то, что владельцем этого оружия был султан Сулейман І, указывает надпись, в которой перечисляются его титулы и эпитеты. Надпись скомпонована со сценой борьбы фантастических животных.

http://s3.uploads.ru/t/g3wJB.jpg
http://s3.uploads.ru/t/OkJGo.jpg

0

69

Могила Шехзаде Баязида и его сыновей - Османа, Орхана и Абдуллы около мечети Абдулвахаби в городе Сивас.

http://s2.uploads.ru/t/7eLSE.jpg
http://s3.uploads.ru/t/HfZD0.jpg

0

70

В сериале мы не раз видели, как подбрасывают «золотое яблоко» высоко над головой, затем ловят обратно. Султан Сулейман, как стал 10 Султаном Османской империи, на совете Дивана подбросил яблоко вверх, затем, во сне Султана, Шехзаде Мустафа тоже подбрасывает золотое яблоко... Давайте ознакомимся поподробней с подбрасыванием «золотого яблоко» в Османской империи!
http://cs409825.vk.me/v409825789/68d/vICU-9EyjXs.jpg

Другая тема, составлявшая идеологию османских завоеваний и сохранившая свое наименование, – тема «кызылэльма». Простым смысловым содержанием этого лозунга является – «даешь красное (золотое) яблоко» – т.е. тот золотой шар («державу»), который в средние века и даже позже держали в своих руках на торжественных церемониях властители империй, демонстрируя свою власть над миром или по крайней мере над его частью. Заполучить этот символ власти – значит продемонстрировать утверждение Османской империи как мировой державы с претензией ее властителей на мировое господство.
Обратившись вновь к венгерскому автору, мы согласимся с его тезисом о том, что возникнув почти в те же времена, что и лозунг газават, легенда «золотого яблока» «настолько глубоко вошла в турецкий фольклор, что в отдельных провинциях действовала как живая традиция вплоть до наших времен», причем суть этой идеи как пророчества «сводилась к тому, что «падишах» захватывает страну иноверных и отбирает у них «золотое яблоко»21. Первое, что необходимо отметить, – идея золотого яблока не «освящается» ссылками на ислам, это «земная», но все та же грандиозная идея захвата земель и власти у правителей могущественных держав преимущественно к западу от Анатолии, но уже без ссылок на религию. Как можно судить, лозунг золотого яблока распространился среди тюрок очень рано и у простого люда, воинов означал не что иное, как мечту о далеких плодородных землях, «зеленых кущах», «молочных реках» и «кисельных берегах». При османах уже многим туркам был знаком вещественный символ державной власти императора Византии – в Константинополе была установлена колонна с императором на коне, в его руке и была эта самая держава – шар, олицетворявший собою покоренные империей земли. Султаны стали все более воспринимать это золотое яблоко как символ вожделенной цели – завоевания империи. Оно стало не менее притягательным и для воинов султана – символизировало богатства, которыми обладает подлежащая завоеванию империя и которые должны быть захвачены ими как награда за бесконечные тяготы и потери в ходе сражений за Анатолию. Здесь, очевидно, сохраняла свою значимость и психология кочевничества, при котором необходимо постоянно заниматься поиском (и захватом) прокорма для лошадей и пищи для семьи.
Успешно реализовав эту мечту путем захвата византийской столицы, а затем разгрома самой Византии, османы все дальше и дальше переносили ее в будущее и, как считается, «золотыми яблоками» становились все новые объекты османских завоеваний, в конечном счете таковой целью стала богатая Вена, столица Священной Римской империи. Надо полагать, лозунг «даешь Вену» на историческом пике могущества османов стал весьма сильным идеологическим позывом и для султана с его окружением, и для султанского воинства, тех же янычар.

0

71

Официальная версия смерти Гюльфем Хатун (1497- 1562).
                                                                               
http://cs416816.vk.me/v416816126/4728/2MhHUX2iQN4.jpg

http://cs416816.vk.me/v416816126/472f/j_4cLzBULVg.jpg

Гюльфем оставалась в гареме и после смерти Хюррем, т.к. была известна своим покладистым спокойным характером, и Михримах, исполнявшая обязанности Валиде, к ней благоволила. Сулейман после смерти Хюррем стал очень подозрительным, не подпускал к себе близко новых людей (дошло до того, что однажды кто-то сказал при нём, что есть с серебряной посуды - грех, и он тут же стал есть из глиняной). А Гюльфем он знал много лет, и, конечно, будучи уже пожилым человеком, попросту любил подолгу беседовать с ней. Общались, так сказать, по-стариковски, вспоминали молодость, тех людей, кого не было в-живых. Венецианцы писали, что часто можно было увидеть Сулеймана в саду в беседке, разговаривающим с Гюльфем, хотя её лицо всегда было закрыто, но стража оповещала их, кто она. Гюльфем к концу дней занялась благотворительностью, стала строить мечеть и прилегающие к ней заведения (хаммам, медресе и т.д.), и ей были нужны деньги на строительство. Одна из новых наложниц, видимо, желая приблизиться к Сулейману предложила Гюльфем денег в обмен на время, проведенное с султаном, видимо, уже желая использовать его в качестве хальвета. Когда Сулейман увидел другую женщину, пришёл в ярость, она с испугу проболталась, её казнили, а вслед за ней тут же задушили Гюльфем - даже заступничество Михримах не помогло. Потом Сулейман уже разобрался, в чём дело, но было поздно Гюльфем уже казнили...

Есть документальные подтверждения. Сулейману служили т.н. "немые" (они ещё у Загребельного упоминаются) - палачи-дильсизы, готовые расправиться по его приказу с любым, и верные ему, словно собаки. Так вот: дильсизам выплачивалось жалование из казны. Когда Гюльфем задушили, они должны были получить вознаграждение за свою работу, но Сулейман раскаялся в своём скоропалительном решении и нескольких этих дильсизов отослал от себя, заменив их другими, о чём в книге расходов дворца была сделана соответствующая запись. А вообще - вот такие расчётные книги очень удобны в изучении истории: т.к. там чётко фиксировалось, какая наложница или султанша и за что получает подарок, что было куплено для нужд детей, какие слуги приставлены или высланы и т.д. Сулейман даже фирман официальный издавал с таким приказом, чтобы закончить её дело в память о ней. Тем самым, наверное, хотел и её реабилитировать, и извиниться перед ней.
Мечеть построена Синаном сначала на деньги Гульфем хатун. Но достроена Сулейманом , рядом были построены мечеть, школа. В 1850 году произошел пожар в мечети, мечеть была потом восстановлена, но могильный камень долгое время был потерян, но потом его поставили с надписью рядом с мечетью. На надгробном камне написано, что убита и похоронена в Стамбуле в районе Ускюдар, в мечети имени Гульфем. В 1930 году во время строительства мечеть и школа были уничтожены.

по материалам историка - Ольги Козловой.

0

72

Об ужасном в гареме

Законы о наследовании трона устанавливали, что власть от умершего султана переходит не его сыну, а старшему мужчине из живущих членов семьи. Мехмед Завоеватель, хорошо поднаторевший в дворцовых интригах, сформулировал положения, которыми жила Османская империя на протяжении веков. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своей родни, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по наущению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок... Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов»,пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).
В 1666 году Селим II своим указом смягчил суровые уложения законов Завоевателя. По новому указу имперским принцам даровалась жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.
С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.
Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Мооришь. Гарем.

В гареме многие женщины умирали молодыми. Существует масса историй о жестоких убийствах и отравлениях. Английский посол в Стамбуле сообщал в 1600 году,
что таких случаев в гареме бессчетное множество. Многих женщин топили. Главный черный евнух хватал несчастных, заталкивал их в мешок и перетягивал шею. Такие мешки грузили в лодку, отвозили недалеко от берега и бросали в воду.
В 1665 году нескольких женщин двора Мехмеда IV обвинили в том, что они якобы украли из колыбели царского отпрыска бриллианты и, чтобы скрыть кражу, устроили пожар, который нанес значительный ущерб гарему и другим частям дворца. Султан распорядился немедленно удушить этих женщин.
Мехмед Завоеватель убил ятаганом свою жену Ирину. Позднее она была объявлена мученицей и, как все мученики, провозглашена святой, что отводило ей место в раю.
«Благословенна доставившая удовольствие своему повелителю, да предстанет она пред ним в Раю, — говорится в одном исламском тексте. — Как молодая луна, сохранит она свою юность и красоту, а муж ее будет всегда не старше и не младше тридцати одного года». Возможно, Мехмеду вспомнились эти слова, когда он поднял на нее ятаган.
Большой сераль, Золотая клетка и гарем — это было царство страстей и изощренных мучений, где запуганные женщины вместе с мужчинами, которых трудно было считать мужчинами в полном смысле слова, плели интриги против абсолютного монарха, десятилетиями державшего их всех вместе с детьми в роскошном узилище. Это был клубок бесконечных конфликтов и трагедий, где страдали и правые, и виноватые. А султан, Царь царей, Высший судия всего сущего, Владыка двух континентов и двух морей, Суверен Востока и Запада, сам в свою очередь был плодом союза монарха и невольницы. Его сыновья и вся династия османов разделяли ту же судьбу — это были цари, рожденные рабынями и воспроизводившие своих отпрысков с новыми рабынями.
Крутые повороты судьбы, причудливая игра добра и зла в жизни человека на Востоке рассматривается как проявление кисмета (рок, судьба). Там верят, что судьба каждого смертного заранее предопределена Провидением. Суждено ли человеку в жизни счастье или его ждет трагический конец — это кисмет. Верой в кисмет как рабов, так и властителей объясняется безропотное смирение тех и других перед лишениями, пытками, несчастьем и неожиданными неприятностями, которые обрушивались на обитателей гарема каждый день.
Общие горести порой порождали у обитательниц этого неспокойного дома удивительное по силе и глубине чувство сострадания. С ревностью и завистью в гареме уживалась глубокая привязанность женщин, горячо и преданно любивших друг друга. Крепкая и долговечная дружба помогала им выжить в житейских бурях и интригах. Ее примеры — самая трогательная тайна гарема.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Shopping for the Harem, Giulio Rosati

В 1346 году состоялась невиданная по своей пышности церемония бракосочетания султана Орхана и византийской принцессы Феодоры. Константинополь тогда еще не принадлежал туркам, и лагерь Орхана стоял на азиатском берегу Босфора. За
царственной невестой султан снарядил тридцать кораблей и большой эскорт из конницы. «По сигналу упал занавес, — пишет британский историк античности Эдуард Гиббон в своем труде «Упадок и крушение Римской империи», — и взорам предстала невеста, жертва сговора; ее окружали коленопреклоненные евнухи с брачными факелами; раздались звуки флейт и барабанов, возвещавшие о начале торжества; ее предполагаемое счастье воспевали в брачных песнопениях лучшие поэты века. Безо всякого церковного обряда Феодору отдали владыке-варвару; но было оговорено, что в гареме Бурсы ей будет позволено сохранить свою веру».
Первые правители Османской империи женились на дочерях византийских императоров и балканских королей, а также на анатолийских принцессах. Эти браки представляли собой исключительно дипломатические мероприятия. После завоевания Константинополя гарем султана стал заселяться в основном девушками из дальних стран. Эта традиция продолжалась до последнего дня империи. Поскольку девушки гарема согласно законам ислама считались собственностью султана, его рабынями, он не был обязан жениться на них. Но время от времени повелитель настолько попадал под очарование какой-нибудь девушки, что играл свадьбу, как это сделал Сулейман Великолепный.
Наложницы султана, в отличие от одалисок, считались его женами, их могло быть от четырех до восьми. Первая жена называлась баш кадин (главная женщина), за ней -- икинчи кадин (вторая), за ней -- ухунчу кадин (третья) и так далее. Если одна из жен умирала, следующая за ней по рангу могла возвыситься и стать на ее место, но не ранее чем старший евнух передаст разрешение на то султана.
Существует мнение, что султан действительно жил с сотнями женщин своего гарема.Но так было далеко не всегда. Например, когда умер Мурад III, в гареме качали около сотни колыбелей. Но некоторые султаны, как, например, Селим I, Мехмед III, Мурад IV, Ахмед II, ограничивались одной женой и, насколько можно сейчас судить, сохраняли ей верность.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Morelli La sultana e le schiave

Большинство султанов спали со своими любимыми наложницами по очереди, и во избежание столкновений между ними для этого устанавливалось определенное расписание. Для выявления легитимности появления на свет царских отпрысков главный казначей в специальный дневник заносил каждое «восшествие на ложе». Эта удивительная летопись помимо самых интимных постельных подробностей сохранила до наших дней такие сведения, как казнь одной из жен Сулеймана за то, что она продала свою очередь «восшествия на ложе» другой женщине. К большому разочарованию европейцев, никаких оргий султаны со своим гаремом не устраивали. Можно лишь предполагать, что сексуальные утехи кого-то из самых сумасбродных правителей, вроде Ибрагима, могли иметь экстравагантный характер.
Жерар де Нерваль как-то разговаривал о гареме шейха с самим шейхом:
Устроен гарем, как обычно... несколько маленьких комнатушек вокруг больших залов. Всюду диваны и единственный предмет мебели — это низкие столики с черепаховым покрытием. Маленькие ниши в закрытых панелями стенах уставлены курительными приборами, вазами с цветами и кофейной посудой. Единственное, чего в гареме не хватает, даже в самом богатом, это кровати.
— А где все эти женщины и их рабыни спят?
— На диванах.
— Но там же нет одеял.
~ Они спят одетыми. И на зиму тут есть еще шерстяные и шелковые покрывала.
— Прекрасно, а где же место мужа?
— О, муж спит в своей комнате, женщины в своих, а одалиски на диванах в больших комнатах. Если на диване с подушками спать неудобно, посреди комнаты кладут матрасы и спят на них.
— Прямо в одежде?
— Всегда в одежде, правда в самой легкой: шаровары, жилет и халат. Закон запрещает как мужчине, так и женщине обнажать друг перед другом что-либо ниже шеи.
— Могу понять, — сказал я, — что муж может не захотеть провести ночь в комнате, где вокруг него спят одетые женщины, и он готов спать в другом помещении. Но если он пару-тройку этих дам берет с собой в постель...
— Пару-тройку! — возмутился шейх. — Только скоты могут позволить себе такое! Боже праведный! Да разве есть в целом свете хоть одна женщина, пусть даже неверная, которая согласится разделить с кем-то свое ложе чести? Неужели такое творят в Европе?
— Нет, в Европе такого не увидишь; но у христиан одна жена, и там полагают, что турки, имея нескольких жен, живут с ними, как с одной.
— Если бы мусульмане были так развращены, как представляют себе христиане, жены тут же потребовали бы развод, даже рабыни были бы вправе уйти от них.

Когда благосклонность султана к своим женщинам была неодинаковой, это вызывало бурю страстей, недоброжелательности и ненависти. Султанша по имени Ма-хидерван, например, изуродовала лицо Роксалены, Гюльнуш столкнула со скалы в море одалиску Гюльбеяз, Хюррем удавили, Безмялем загадочно исчезла. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным. В гареме заключались союзы, плелись заговоры и велись бесшумные войны. Обстановка в нем сказывалась не только на моральном климате дворца, но и на государственной политике. «Жесткая дисциплина, превращавшая гарем в настоящую тюрьму, объяснялась бурным поведением женщин, способным привести их к такому умопомешательству, что не приведи Господь», — пишет по этому поводу историк Алэн Гросрихард в книге «Структура гарема» (1979).
Если одалиска попадала в постель принца, она могла стать его женой, когда принц занимал трон султана. Жены султана не могли сесть в его присутствии без разрешения и обладали подобающими манерами, говорили и двигались, соблюдая особые церемонии. Султанша мать встречала сына обязательно стоя и обращалась к нему «мой лев». Взаимоотношения между женами подчинялись определенному этикету. Если одной хотелось поговорить с другой, то это желание передавалось через секретаря гарема. Правила гарема требовали относиться к старшим почтительно и вежливо. Все женщины гарема в знак уважения целовали юбку жене султана, а та I вежливо просила этого не делать. Принцы целовали жене отца руку.
Глубокая тайна окружает могилу возле гробницы Мехмеда Завоевателя, в которой покоится безымянная женщина. Мусульманские богословы утверждают, что это могила Ирины, которую безумно любил султан и которую сам убил. Как писал Уильям Пойнтер в своей аллегории «Дворец наслаждений», «султан проводил с ней все дни и ночи, и все же ревность его съедала».
Он обещал ей все, но Ирина не желала отказаться от христианской веры. Муллы упрекали султана в потворстве неверной. Трагическую развязку описывает Ричард Дэви в книге «Султан и его подданные» (1897). Однажды Мехмед собрал всех мулл в саду своего дворца. Посредине стояла Ирина под сверкающим покрывалом. Султан медленно поднял чадру, открыв лицо сказочной красоты. «Смотрите, такой прелестной женщины вы еще никогда не видели, — сказал он, — она прекраснее гурий вашей мечты. Я люблю ее больше моей жизни. Но моя жизнь ничего не стоит в сравнении с моей любовью к исламу». С этими словами он взял Ирину за длинные светлые косы и одним ударом ятагана отсек ей голову. В поэме «Ирина» Чарльза Горинга читаем:
Ревнуя к империи и тщетной славе,
Сразил я мечом любовь ради трона
. Но ответь красавица на пламя той любви,
Я царство бы бросил к ее ногам.
Сулейман Великолепный казнил свою Гюльфему, когда та не пришла к нему на ночь. Султан Ибрагим во время одного из своих кутежей приказал ночью схватить всех своих женщин, завязать в мешки и утопить в Босфоре. Об этом рассказала одна из несчастных, которую спасли французские моряки и привезли с собой в Париж.
Среди самых знаменитых и могущественных султанш, живших, любивших и правивших в Серале, три заслуживают особого внимания. Каждая несет на себе особые черты столетия, в котором она жила. Роксолана (1526 — 1558) была первой женщиной, ставшей официальной женой султана, въехавшей в сераль со своим царским двором, и обрела нераздельное влияние на самого великого из султанов — Сулеймана Великого. Дольше всех правила султанша Кёсем. Легендарную жизнь прожила султанша Накшедиль, француженка Эмэ де Ривери.
Зарешеченные окна, извилистые коридоры, мраморные бани и пыльные диваны — это все, что осталось от обитательниц гарема. Но истории о женщинах под чадрой, этот отзвук страсти и неги «Тысячи и одной ночи», продолжает очаровывать и притягивать.

0

73

Тугры Падишахов и Шехзаде.

Что писалось на туграх, на примере нам известного Сулеймана Кануни:
Сулейман Шах Ибн Селим Шах Хан аль-Музаффер даима
Что обозначает:
Сулейман Шах, сын Селима Шаха, Хан, победитель всегда.

На тугре Шехзаде Ахмеда, будущего Падишаха Ахмеда Первого написано:
Ахмед Шах Ибн Мехмед Хан аль-Музаффер даима. - Ахмед Шах сын Мехмеда Хана, победитель всегда.

На печати Шехзаде Мустафы есть лишь одна надпись: Султан Мустафа. Султан - приставка, обозначающая принадлежность к Османской Династии, она применялась и к мужчинам, и к женщинам. Султан Джихангир, Султан Мехмет, Султан Мустафа, Султан Михримах и тд.

У Шехзаде были тугры, которые были подписаны их именем, таким образом они давали приказы и выносили решения в своих провинциях подобно Падишаху. Но:
1) Шехзаде не могли чеканить монеты от своего имени;
2)Хутбы(проповеди) не могли проводиться их именем.
Эти две привилегии были присущи только Падишахам.

На фотографиях представлены тугры различных Падишахов, таких как Сулейман Кануни, Мустафа Первый, Ибрагим Первый, Абдуль-Меджид первый. Тугры наследников - Шехзаде Ахмеда, впоследствии ставшего Падишахом - Ахмедом Первым, а также Шехзаде Мустафы - сына Сулеймана Кануни. Кроме этого, печати Великих Визирей разных времен и печать Безмиалем Султан - жены Султана Махмуда Второго, матери Абдуль-Меджида Первого.

Источники:
Исмет Кетен "Искусство изготовления тугры";
Ахмет Эфе "Османские Падишахи" ;
Каймаз Рыфкы "Тугры Османских Падишахов".

=Spoiler написал(а):

http://s3.uploads.ru/t/aAmF5.jpg
Сулейман Хан Ибн Селим Шах аль-Музаффер даима
http://s3.uploads.ru/t/wSC2t.jpg
http://s3.uploads.ru/t/yOzkZ.jpg
Печать Мустафы - написано - Султан Мустафа, Султан- приставка, означающая принадлежность к османскому роду
http://s3.uploads.ru/t/CVQN0.jpg
Печать Мустафы Первого - Мустафа Шах бин Мехмед Хан аль-Музаффер даима
http://s3.uploads.ru/t/ZQXvU.jpg
http://s2.uploads.ru/t/WVpbN.jpg
http://s3.uploads.ru/t/JvszY.jpg
Печать Великого Визиря Мехмеда Садыка Паши
http://s2.uploads.ru/t/jonMw.jpg
http://s2.uploads.ru/t/jvIhG.jpg
печать Безмиалем Султан, жены Махмаду Второго

0

74

Гробница красавицы Михримах Султан находится рядом с гробницей ее великого отца - султана Сулеймана Кануни.

(Фото сделано несколько лет назад до начала реставрации в усыпальнице).

http://cs6139.vk.me/v6139813/5a8d/gC6sXRkgzh4.jpg

0

75

Усыпальница Хасеки Хюррем Султан

Находится при мечети Сулеймание рядом с усыпальницей ее мужа Султана Сулеймана Кануни. Построена архитектором Синаном (его усыпальница находится здесь же) через год после смерти Хюррем Султан (1558 г.). В усыпальнице, кроме Хюррем Султан, захоронены также ее внук шехзаде Мехмед (один из сыновей Султана Селима II) и Ханым Султан (дочь сестры Султана Сулеймана Хатидже Султан).

Фото сделаны до начала реставрации в усыпальницах.

Фото

=Spoiler написал(а):

http://cs322831.vk.me/v322831813/a0d/1J6rSsc_Pt8.jpg
http://cs322831.vk.me/v322831813/a2b/gnK3bNv0ubo.jpg
http://cs322831.vk.me/v322831813/a23/osaVX-xRrsw.jpg

0

76

Мехтер - так называются турецкие духовые оркестры, являющиеся, по всей видимости, древнейшими в мире военными оркестрами.

http://cs421119.vk.me/v421119744/26ca/G_DVklu3C0M.jpg

Считается, что янычарское войско было впервые сформировано при султане Орхане в 1330 году из христианских воинов. В основном это были славяне - русские, украинцы и болгары. Вот почему музыка янычарских полков была близка россиянам.
Изначально в Османской империи военные оркестры начали создаваться как своеобразный элемент штурмовой тактики корпуса янычар. Оркестр «Мехтер», всегда находился рядом с боевым знаменем и играл для воодушевления воинов. Во время боя музыка военного оркестра «Мехтер» устрашала врага, создавая ужасный шум и добавляя звуки литавр, барабанов, рогов и волынок к выстрелам из ружей и пушек.
Начало атаки, переход в оборону и прочие команды войскам подавали с помощью музыки оркестра «Мехтер», который в какой-то степени руководил сражением. Битва считалось проигранной, только если враг уничтожал оркестр. Поэтому, самые ожесточенные и кровавые схватки происходили вокруг оркестра «Мехтер» и знамени, с которым он был неразлучен.
После того, как какой-либо город был завоёван, «Mehter» проходил через весь город, играя медленные марши в непривычной минорной тональности.
Звон литавров и тарелок и стон гобоев прославляли завоевателя и убеждали местных жителей в том, что отныне они являются частью новой, совершенно иной цивилизации.
Музыка оркестра «Мехтер», оказала свое огромное влияние на европейцев, которые начали создавать военные оркестры.

0

77

Письмо, написанное Хюррем Хасеки Султан (1535 год).

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ

Это недатированное письмо, написанное Хюррем Султан, было адресовано Султану Сулейману Великолепному. Жёлтая бумага, полированная и испещрённая золотом с обеих сторон, сохранилось до наших дней.

Хюррем Султан использует форму общения к Султану, как «Мой Падишах, мой Господин», приветствуя его, и начиная со слов: «Недосягаемая разлука не позволяет мне коснуться Вашего драгоценного лица! Я опускаю свое лицо до земли и целую ту священную пыль, на которой отпечатался след моего возлюбленного Господина! Я молю Всевышнего о здоровье Падишаха моей души, моей судьбы, моего счастья! О мой Султан! Дай Бог моё письмо дойдёт до Вас, дарует мне от этого малую радость, сияние моим очам и счастье сердцу!» После признания в своей любви Султану, Хюррем пишет, что ни язык, ни перо не опишут то состояние разлуки, в котором она прибывает, затем пишет Падихашу двенадцатистрочную поэму об этой недосягаемой разлуке.

Затем она восхваляет Величие Султана, благодаря и выражая своё счастье касаемо строительства хаммама, выражая свои идеи, ибо хаммам должен быть построен в точности с её пожеланиями. Хюррем Султан отчитывается, что потратила 50 тысяч акче на кухонные расходы, не оставляя ничего на её личные, и намекает Падишаху, что нуждается в средствах. Она пишет о сыновьях, как они покорно ждут и молятся о его здравии, но сообщает о некой инфекции у Джихагира снаружи на месте плеча, и что Шехзаде надрезают больное место и всё прочищают, от чего ему постепенно становиться лучше. Также они пишет, здоровье имама Ходжа ухудшается. Дабы не расстраивать Султана, рассказывает о хорошей вести от Хайреддина Паши, касаемо компании на Тунис, а в заключение желает, чтобы меч Великого Повелителя был остр, ибо неверные должны содрогаться в войне, и конечно же ждёт ответа с хорошими новостями. На полях, она передает приветствие Паше (вероятно самому Ибрагиму Паши), и сообщает, что его молочная мать находится в добром здравии.

Очевидно, что это письмо было написано Кануни Сулейману в поход на Ирак. Считается, что ссылаясь на фирман относительно к строению хаммама и является ключом к дате письма. Этот фирман в дворовых архивах был составлен на начало Рамазана 941 (середина марта 1535 г.), поэтому, письмо Хюррем Султан возможно было написано в течение двух следующих месяцев.

http://s3.uploads.ru/t/mJPQg.jpg

Перевод письма с английского - vk.com/muhtesem_yuzyil_fan!

0

78

Ночь хны - Праздник хны

Со стародавних времен свадебные торжества в Турции продолжаются несколько дней. Начинаются они обычно в понедельник, и началом свадебных церемоний традиционно считается перемещение приданого невесты в дом жениха. Свадебная процессия торжественно несла приданое невесты, развесив на специальных деревянных или металлических «деревьях» одежду, фрукты и цветы.

Вторник считается вторым днем свадебных обрядов. Во вторник проводится традиционное «омовение» невесты – согласно старинным турецким обычаям невеста в этот день посещала перед свадьбой баню. А в среду вечером по традиции проводился специальный праздник для невесты – «Ночь хны» (kina gecesi).

«Ночь хны» - это важная составная часть национальных обрядов и свадебных традиций в Турции. Проводится этот праздник в женской части (гареме) того дома, где молодая жена будет жить после свадьбы – чаще всего это дом жениха. А в это же самое время, пока женщины с невестой совершают традиционные обряды «ночи хны», мужчины собираются в мужской половине этого дома (или другого дома жениха) и отмечают это событие отдельно. У любой турецкой женщины «Ночь хны» может быть только один раз в жизни, что придает этому празднику особый смысл.

Старинные турецкие обряды «ночи хны» очень красивы и многозначительны. Невеста (обычно это молодая девушка) наряжается в специальное платье – биндалли. Это роскошное, дорогое платье, полностью покрытое красивой традиционной вышивкой тончайшей ручной работы. Обычно биндалли (платье для «ночи хны») является семейной реликвией, оно бережно хранится в семье, используется только для этого обряда и передается из поколения в поколение.

Лицо невесты закрывают красной вуалью, покрытой золотыми блестками и пайетками – через такую вуаль никто не сможет увидеть лицо девушки, в то время как сама невеста будет видеть всех. Хну для этого обряда приносят в дом родственники жениха на специальном серебряном подносе с двумя зажженными свечами.

После того, как все участники обряда «ночь хны» собрались вместе, будущая свекровь раскатывает как ковер под ногами будущей невестки рулон шелковой ткани, который она принесла ей в качестве подарка. Невеста и ее подружки с зажженными свечами в руках обходят всех гостей, и во время этой процессии голову невесты осыпают монетами, символизирующими богатство и плодовитость.

Обойдя гостей, невеста по раскатанному рулону шелка направляется к своей будущей свекрови (очень часто бывает так, что именно в этот момент они встречаются первый раз). Подойдя к ней, невеста склоняет голову и в знак своего глубокого уважения целует руку будущей свекрови.

Обряд продолжается. Появляются подносы с фруктами, орехами, восточными сладостями. Гостям предлагают традиционную восточную выпечку и марципаны. После этого звучат традиционные для «ночи хны» песни и причитания. Мелодии и слова этих песнопений настолько печальны, что они трогают невесту до глубины души, и она заливается слезами. И не напрасно: слезы невесты в «ночь хны», по турецким поверьям, принесут девушке удачу и счастье в браке.

После горьких девичьих рыданий под эти обрядовые песнопения невесту усаживают на диван, и ее будущая свекровь высыпает в каждую ладонь девушки по полной ложке хны и кладет в нее по золотой монете. Эти золотые монеты в ладонях невесты символизируют удачу, богатство и изобилие – пожелания девушке от ее будущей родни.

После всех этих прелюдий наступает кульминация вечера. Приносят хну, и за дело принимается та женщина из всех присутствующих на церемонии, которая наиболее счастлива в браке. Именно этой женщине предоставляется почетное право провести обряд хны. Женщина окрашивает ладони, кончики пальцев рук и большие пальцы на ногах невесты хной. Незамужним подружкам невесты тоже окрашивают руки хной – по турецким поверьям, это поможет им в недалеком будущем тоже выйти замуж.

Рисунок, нанесенный хной во время этого традиционного обряда в «ночь хны», ярче всего проявится у невесты непосредственно в день свадьбы. Традиционно в процессе нанесения рисунков хной на этой предсвадебной церемонии в рисунки, наносимые хной на руки невесты, могут быть искусно вплетены инициалы жениха. В брачную ночь жених будет должен найти на руке невесты эти инициалы, а если он не сумеет этого сделать, то должен будет сделать ей подарок.

Конечно, традиции поиска женихом своих инициалов в рисунках хной на руке невесты уходят корнями в далекое прошлое и сегодня не несут уже никакой особой смысловой нагрузки. Но в прежние времена этот обряд был особенно важен в тех случаях, когда брак заключался исключительно по договоренности между родителями молодых, и жених с невестой впервые в жизни встречались уже на собственной свадьбе. Тогда обряд поиска женихом собственных инициалов на руках своей невесты предназначался, прежде всего, для того, чтобы «растопить лед» между молодоженами и создать атмосферу некоторой интимности.

Сегодня эти старинные свадебные обряды уже не несут такой особенной смысловой нагрузки, но «Ночь хны» до сих пор остается важной составляющей свадебных торжеств. Этот исключительно красивый и надолго запоминающийся ритуал для невесты является, пожалуй, самым важным из всех брачных обрядов - не считая, разумеется, самой свадьбы.

http://s1.uploads.ru/t/dFog7.jpg
http://s1.uploads.ru/t/iUyz7.jpg

0

79

Фирман о свободе вероисповедания, изданный Мехмедом II(султан Османской империи, который уничтожил Византию и завоевал Стамбул) в 1478.

http://s1.uploads.ru/t/TqMK5.jpg

0

80

Перед своей смертью Султан Сулейман позвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих желания:

1.Он завещал, чтобы его табут несли на руках самые лучшие лекари Османской Империи того времени.
2.Второе его желание было, чтобы по всему пути, по которому будут нести его табут, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни.
3.Он завещал, чтобы его руки торчали из табута и были всем видны.
Когда главнокомандующий армией в смятении от услышанного спросил у него причину таких пожеланий, Сулейман Кануни все разъяснил следующим образом:

Пускай лучшие лекари несут мой табут и все пусть видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти.

Разбросайте заработанные мною золото, пусть все видят, что то богатство, которое мы получаем от этой жизни, в этом мире и остается.

Пусть все видят мои руки и усвоят , что даже Падишах всего мира - Султан Сулейман Кануни ушел из этой жизни с пустыми руками.

0