"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Османская империя

Сообщений 121 страница 140 из 152

1

Исторические и интересные факты Османская империя
http://s6.uploads.ru/t/pjDgu.jpg

+2

121

Характеристика Рустема-паши глазами Р. Мантрана со ссылкой на Бусбека.

Мантран P. "Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного".

"ВЫСШИЕ САНОВНИКИ ИМПЕРИИ".
https://pp.vk.me/c540101/v540101789/f463/yTlejx3wsfM.jpg

Бусбек нам оставил любопытный портрет одного из наиболее выдающихся великих визирей при Сулеймане Великолепном, Рустем-паши: «Рустан (!), чья судьба неотделима от судьбы этой женщины (султанши Роксоланы), на дочери которой он женат, и от судьбы, конечно, самого Сулеймана, служил ему и советом, и помощью, оставаясь на должности первого министра могучей опорой для султана во всех его начинаниях и замыслах. Среди прочих пашей он пользовался наибольшим доверием своего господина, а потому и сосредоточивал в своих руках наибольшую власть. И для этого имелись все основания, так как он отличался великолепным умом, проницательным и тонким, что и сделало его орудием славы своего господина. Что касается его происхождения, то он был сыном погонщика быков и сам в отрочестве помогал в этом занятии отцу. Столь низкое происхождение не было бы поставлено ему в упрек на той высокой ступени почета, на которую он поднялся, если бы не его неимоверная скупость, которая, безусловно, наносила ущерб его репутации, основанной на действительных достоинствах. Император знал этот недостаток, но все же испытывал к нему благоволение и уважение. Вообще говоря, Сулейман умел извлекать пользу и из недостатков своих подданных и слуг. Султан, имея большую нужду в деньгах, назначил его на пост министра финансов, и Рустан нашел способы наполнить серебром доверху сундуки своего господина, оставив после себя государственную казну в наилучшем состоянии. Выполняя это поручение, он не упускал ни малейшей возможности ее пополнить, не останавливаясь даже перед взиманием налога на фиалки, розы и другие садовые цветы или перед продажей с молотка оружия и лошадей военнопленных. Вообще, никакой мелочью в финансовых делах государства он не пренебрегал, чем, помимо прочего, заслужил любовь своего господина».

Также предлагаем цитату из примечаний к главе:
"Имущество Рустем-паши, исчисленное после его смерти, состояло из 1700 рабов, 2900 лошадей, 1106 верблюдов, 700 тысяч золотых монет, пять тысяч кафтанов, множества драгоценных камней, а также изделий из серебра и золота. Другой великий визирь Сулеймана, Ибрагим-паша, занимал этот пост в течение тринадцати лет (1523—1536) и исполнился за это время такой гордостью, что стал раздражать государя: однажды утром он был найден в своем дворце задушенным."

+1

122

ПОДЛИННЫЙ СТИХ СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА :

"ОТНЫНЕ МОИМ ВИЗИРЕМ СТАЛА СКОРБЬ И ПЕЧАЛЬ.."

"В Государстве любви каждый миг все больше печали
Нет у меня больше друга кроме горя и скорби

Никто мне не сочувствует, кроме собственных слез.
Пускай они льются и дальше..

О, ветер! Не раскрывай дверь крепости на утренней заре, смилуйся, прошу
Я счастлив, пребывая в мечтах о локонах того, что люблю

Я спросил у Лукмана о своей беде, он не дал мне ответа
Я знаю, исцеление моей болезни только в губах любви

Звали этого Мухибби Падишахом любви, как стыдно..
Ведь отныне моим визирем стала та скорбь и печаль, что по обоим сторонам от меня.."

Оригинал:

Devlet-i aşkında cânâ dem-be-dem artar gamım
Yokdurur derd ü belâdan gayri artık hemdemim

Gözlerüm yaşından özge bana acır kimse yok
Müstedâm olsun göreyim arta dursun bu tenim

Açma subhun ey sabâ lutf eyle gel dervâzesin
Vardurur zülfi hayaliyle bu şeb hoş âlemim

Derdümi arz eyledüm Lokman'a derdüm bilmedi
Bilirüm derdüme ancak la'l-i dilber dırâmım

Pâdişâh-ı aşk dinse bu Muhibbî'ye ne tan
Çün vezir olmuşdurur iki taraf derd ü gamım

http://s6.uploads.ru/t/dyD6w.jpg

0

123

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ БАРБАРОССЫ
https://pp.vk.me/c614722/v614722982/10fc/U7hM-N_G408.jpg

Первый такой рейд невиданного масштаба состоялся в 1504 году и поверг христианский мир в глубокий ужас и тревогу. Глава католической церкви папа Юлий II отправил две большие галеры, оснащенные необходимым вооружением, чтобы перевезти ценности из Генуи в Чивитавеккья. Ведущий корабль ушел на несколько миль 1 вперед, потерял из виду второй и уже миновал остров Эльбу, когда команда заметила галеот, но не придала ему значения и спокойно продолжила путь. Капитану Паоло Виктору и в голову не могло прийти, что это пираты, ведь берберские корсары не показывались в этих водах уже много лет, да и в любом случае не посмели бы напасть на столь огромное судно. Но неожиданно галеот изменил направление и лег на параллельный курс.
Когда итальянцы заметили на его палубе множество белых тюрбанов, было уже слишком поздно. Без шума и криков, еще до того как суда соприкоснулись бортами, град стрел и пуль обрушился на итальянский корабль, и мгновение спустя мавры набросились на команду, руководимые полноватым бородачом. За несколько минут огромная галера стала пленницей, а уцелевших членов экипажа ударами палок согнали на нос.
Затем краснобородый капитан приступил к осуществлению следующей части своего коварного плана — захвату второго папского судна. Кое-кто из подчиненных попробовал возразить против этой авантюры, дело представлялось слишком опасным: сохранить одну половину добычи уже трудно, не говоря о второй… Предводитель резко оборвал их возражения. Он придумал план. Пленникам приказали сбросить одежды, которые тут же нацепили пираты, заняв места на галере, а свое судно взяли на буксир, как будто оно захвачено папским кораблем.
Простая хитрость удалась. Корабли сошлись, команда второй галеры сбежалась на борт поглазеть в чем дело. Снова засвистели стрелы и загремели выстрелы, произошла короткая схватка. Вскоре вместо освобожденных рабов-мавров к веслам своей же галеры оказалась прикована команда папского судна.
Не прошло и двух часов после встречи с первым кораблем, как пиратские галеры взяли курс на Тунис. Таково было первое боевое крещение Харуджи, старшего из двух братьев Барбаросса, сыгравших большую роль в пиратской истории Средиземноморья.
Сын грека-горшечника Якова, осевшего в Митилини после турецкого завоевания, еще юношей добровольно принял ислам. Записавшись в команду турецкого пиратского корабля, Харуджи вскоре сам стал капитаном, бороздящим Эгейское море. Ростом он был невысок, но хорошо сложен и коренаст. Волосы, и особенно борода, имели удивительный красноватый оттенок. Глаза — живые и блестящие, нос с горбинкой, как у римлянина, смугловатый цвет кожи.
Харуджи не превратился, подобно многим, в турецкого вассала в Западном Средиземноморье, а стал независимым искателем приключений. Как только он почувствовал свободу, то сразу убедил команду отказаться от подчинения Великой Порте и следовать за ним, что освобождало от необходимости делиться добычей с жадными константинопольскими хозяевами.
Но какая-то поддержка все же была нужна: порт на случай бури и приемлемый рынок сбыта награбленного. Харуджи отправился в Тунис и заключил удачный договор с местным беем, который согласился поддерживать пиратов за 20 процентов от прибыли, позже сократив эту сумму до десяти, после того как корсары стали достаточно сильными, чтобы диктовать свои условия.
Удачные рейды Харуджи — особенно захват двух папских галер — притягивали к нему, словно магнитом, авантюристов со всего Южного и Восточного Средиземноморья, как, впрочем, и отщепенцев из других мест.
Барбаросса стал для многих примером для подражания, и вскоре все Средиземноморье наводнили разношерстные шайки магрибских пиратов. Страховые суммы поднялись до огромных размеров, торговля стала убыточной. Фердинанд, король Испании, признанный покровитель христианства и властитель сильнейшей морской державы, страдал больше других, чувствуя свою ответственность за деяния бывших хозяев и нынешних врагов Испании. Встав во главе мощного флота, он за два года (1509 и 1510) блокировал побережье Орана, Бужи и Алжира — в те времена заповедные твердыни пиратов. По условиям мира алжирцы обязались платить дань королю как залог преданности в будущем. Чтобы подчеркнуть свою власть, Фердинанд распорядился возвести мощную крепость Пеньон напротив гавани, таким образом лишив разбойников пристанища.
Пока Фердинанд был жив, пиратов удавалось сдерживать, и обе их попытки отвоевать Бужи в 1512 и 1515 годах провалились. В одной из схваток Харуджи лишился руки, которую прострелила пуля, пущенная из аркебузы. Но после смерти испанского короля в 1516 году алжирцы восстали и пригласили на правление Салима эд-Теуми, араба из Блиды. Салим дал согласие и вскоре осадил крепость Пеньон. Поняв, что своими силами ему не обойтись, Салим отправил послов к Харуджи, который незадолго до этого захватил у генуэзцев Джирджил (Шершель). Тот сразу же во главе пятитысячного войска выступил маршем на Алжир, а его брат, ужасный и жестокий Хейрэддин, который во многом превзошел брата, отправился туда же со своим флотом. Прибыв на место, Харуджи, быстро разобравшись, что двойное командование до добра не доведет, и, заручившись поддержкой турецкого султана, собственными руками задушил Салима и стал единоличным военачальником.

КОНЕЦ КРАСНОБОРОДОГО

Маленький испанский гарнизон в Пеньоне проявлял чудеса мужества, и пираты никак не могли захватить крепость. А вообще, Испания не прилагала особых усилий, чтобы выручать своих подданных. Флот, посланный в 1517 году регентом, кардиналом Хименесом, под командованием дона Диего де Веры, был рассеян: 7000 испанских ветеранов обращены в беспорядочное бегство, а об остатках флота позаботился шторм. Но защитники крепости героически держались еще на протяжении целых 12 лет.
Тем временем Харуджи Барбаросса укреплял свои позиции. Вскоре все территории, ныне именуемые Алжиром, были включены в его владения, которые, расширяясь, охватили Тунис и Тилимсан. Алжирцы вскоре поняли, что правление Барбароссы еще более тяжелое, чем его предшественника, и в 1518 году восстали, призвав на помощь испанцев. Император Карл V, обеспокоенный растущей мощью пиратских вождей, воспользовался случаем и послал 10 тысяч хорошо вооруженных опытных солдат. Барбароссу застали врасплох возле Тилимсана, с войском всего в 1500 человек. Прихватив сокровища, он подался в Алжир, преследуемый испанцами под командованием губернатора Орана.
Дело принимало серьезный оборот. Харуджи, надеясь отвлечь неприятеля, бросал позади себя золото и драгоценности, а неумолимые испанцы подбирали «дары» и рвались следом. Они настигли мусульман, когда те перебирались через реку Рио-Саладо. Самому Харуджи удалось переплыть поток, но, увидев, что его арьергард подвергся нападению, он бросился в воду и вступил в битву.

Перье, Николя. «Пираты. Всемирная энциклопедия / Николя Перье. — М.: Гелеос. — 256 с.: ил. ISBN 978-5-8189-0711-6 (в пер.) Агентство CIP РГБ Главный редактор Мария Григорян

0

124

История турецкой музыки
https://pp.vk.me/c424320/v424320221/3ba3/B6WSxhGrw6U.jpg

В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики корпуса янычар. Музыкальная команда "Мехтер" создавала ужасный грохот, добавляя звуки литавр, рогов и волынок к выстрелам из оружий и пушек во время походов турок-осман на Балканы и в Центральную Европу. После отступления они оставили многие свои инструменты, которые пришли со временем в оркестровки европейских композиторов.

При Османах в дополнение к традиционной военной музыке было накоплено богатое музыкальное наследие с культурными нововведениями. Сюда относится синтез классической европейской и азиатской музыки. Среди османских властителей встречались и композиторы - Махмуд I (1730-54) и Селим III (1789-1807).
Все женщины в гаремах играли на инструменте под названием уд (лютня) и пели хором, а наиболее талантливых из них обучали играть на кануне (разновидность цитры). Музыканты, игравшие для женщин, были тоже женщинами, одетыми в мужские наряды.

Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В османский период армянин Хампарсум Лимонян (1768-1839) создал нотное письмо, однако в то время больше ценилось запоминание. К несчастью, интерпретации варьировались, и некоторые первоначальные композиции были забыты, а многие пьесы утеряны навсегда.

Ашики (народные поэты-музыканты) впервые появились в Анатолии в XV в. Как и средневековые французские трубадуры, ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье.
Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских. Любимый арабами инструмент канун появился в Турции в VIII в. и завоевал любовь главным образом среди знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную цитру с 72 струнами.

Кеман - не что иное, как импортированная в Турцию европейская скрипка, правда настроенная ре-ля-ре-соль.
Преимущественно турецкий инструмент тамбур представляет собой лютню с длинной шейкой с 8 двойными струнами, настроенными ре-ре-до-ля и покрывающими две октавы. Когда на тамбуре играют смычком, звук получается похожим на звук древнего турецкого инструмента ребап.

Арабский уд (лютня) является предшественником всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют лады, а шейка повернута на характерный угол в 60°. У этого инструмента обычно 11 или 12 струн, настроенных попарно до-соль-ре-ля-ми-ре.

Кеменче - маленькая скрипка с грушевидным корпусом (в Закавказье, Иране и Афганистане называется кеманча). Когда на ее трех струнах, настроенных ре-соль-ре, играют ногтями пальцев, она издает тонкий и пронзительный звук.

Ней представляет собой длинную деревянную флейту, обычную среди персов, арабов и турок. У нее 10 отверстий, и в Турции у этой флейты бывает 14 тональностей. В зависимости от положения головы и силы выдоха можно играть в интервале трех октав. Она была (и остается) основным инструментом турецких мистических орденов, таких, как крутящиеся дервиши, которые говорят, что звук флейты ней похож на глас Божий.

Народные песни и танцы сопровождаются игрой на балабане, зурне (духовые тростниковые инструменты), кавале (продольная пастушья флейта), кеманче, сазе (струнные смычковый и щипковый инструменты). К этим инструментам обычно добавляют ударные, среди к-рых наиболее популярны давул, дэф, араб. дарбука.
https://pp.vk.me/c424320/v424320221/3bad/U3xggr_ZJ68.jpg

+1

125

Османские конфеты «месир маджуну» (mesir macunu – тур.) были созданы по приказу османских правителей с использованием специального рецепта-формулы, благодаря чему они обладали лечебным эффектом. Говорят, что эти конфеты, как для мужчин, так и для женщин, эффективны при проблемах с потенцией, т.е. имеют значение афродизиака.
История создания такого уникального османского лакомства берёт начало ещё в далёком 16 веке...
Однажды жена османского падишаха Явуза Селима, т.е. мать султана Сулеймана Великолепного - Хафса султан, находясь в городе Маниса, заболела. Никакие известные на тот момент средства медицины никак не помогали ей выздороветь. Султан Сулейман приказал главе одной медресе, действующей при мечети Султан Джамии (Sultan Camii – тур.), а именно известному врачевателю того времени Меркезу Эфернди, немедленно приготовить какое-нибудь новое лечебное снадобье для матери. Лечебное средство, состоящее из сбора лекарственных трав и набора специй, было без промедления создано, и, приняв его, Хафса cултан быстро пошла на поправку. Это волшебное снадобье, автором которого стал Меркез Эфенди, назвали «месир маджуну». Кстати, мать султана, обрадованная найденному лечебному составу, его прекрасному вкусу и аромату, распорядилась впредь давать эти конфеты-тянучки всем болеющим во дворце, а раз в год, 21 марта, раздавать их всем прихожанам мечети Султан Джамии. С тех пор, на протяжении веков, из года в год, в турецком городе Маниса, в той самой мечети Султан Джамии поддерживается эта традиция, и 21 марта всех желающих полакомиться бесплатно угощают теми самыми разноцветными османскими тянучками в красочных обёртках.

=Spoiler написал(а):

+1

126

ТЕАТР ТЕНЕЙ КАРАГЕЗ

Название турецкого театра теней происходит от имени главного персонажа – «Карагёз» (Черноглазый), балагура и насмешника, в котором воплощены народный юмор и природная смекалка. Карагёз является морально устойчивым и благоразумным героем, всегда стоящим за каждым данным словом. Обычно он изображается с окладистой черной бородой, в кавуке (колпаке), он говорит простым, понятным зрителям языком, в отличие от другого персонажа – Хадживата, который олицетворяет аристократическую спесь и бахвальство.Впервые о Карагёзе услышали в Древней Греции, он занимал должность «комедийного раба», обладал природным юмором, сметливостью и наблюдательностью. Он мог спокойно выражать свое мнение о несовершенном мире, поскольку терять ему было нечего. Он регулярно выступал на греческих, а затем и византийских подмостках до тех пор, пока Константинополь не стал османской столицей.

Есть и сторонники версии, что в Турцию теневой театр пришел из Египта, а уже после этого в нем появились турецкие мотивы и характерные особенности. Окончательно театр теней «Карагёз» сформировался в 17 веке.
Мусульманское духовенство отрицательно относилось к театральным представлениям, но театр теней не попал под его запрет. Вот так бывший раб и стал турком, назвав себя Карагёзом. Именно тогда у него и появился товарищ Хадживат. Театр пользовался растущей популярностью, во дворце султана регулярно давались представления.

Принято считать, что театр теней свое начало получил в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Знали это искусство в древности и кочевые народы Центральной Азии, и в Индии (о нем упоминается в индийском эпосе «Махабхарата»). Некоторые ученые склонны связывать происхождение театра теней с индийской традицией. Именно в большеголовом индийском острослове Видушаке они усматривали непосредственного прародителя турецкого Карагёза. Имя главного героя напоминает и греческого Карагиозиса. В Камбодже представления театра теней проходили во время религиозных праздников. Сильны его традиции на Цейлоне, в Индонезии, в Японии, в Китае, где он существовал уже в эпоху Тан (7-9 вв.).

Каждая страна имеет свою версию происхождения этого театра. Согласно египетским хроникам, имя турецкого Карагёза произошло от трансформированного имени визиря Карагуза, который состоял на службе у правителя Салах ад-Дина. Тупоумие визиря, по преданию, было настолько поразительным, что легло в основу анекдотов и пасквилей. «Слава» его достигла Константинополя и превратила его образ в персонаж театра теней. Преставления театра Карагёз имели злободневный характер, и возможно они стали продолжением старинной бедуинской традиции ежевечерних посиделок (макам) у костра, когда наиболее талантливые бедуины выступали с импровизациями в стихах.

Турецкие же легенды приписывают создание кукольного театра рабочему Карагёзу и надсмотрщику Хадживату — двум центральным героям кукольной комедии. Согласно легенде, оба были весельчаки, шутники и оба работали во время постройки Брусской мечети. Карагёз и Хадживат веселили рабочих, но своим неугомонным смехом мешали работе и в наказание по приказанию властей были казнены. Однажды султану, повествует легенда, взгрустнулось без веселых шуток Карагёза и его друга. Он потребовал, чтобы их привели. Задумались приближенные, — как быть? Они нашли выход, изобразив перед султаном наших весельчаков в виде кукол.

На первых порах театр теней использовался в арабских странах для представлений, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхождения мира, сущности Бога и человеческого бытия. Тень уподоблялась душе, призванной из потустороннего мира. А роль медиума - посредника между живыми и мертвыми - выполнял кукловод. Интересен тот факт, что традиционные театральные представления были в немилости у мусульманского духовенства, но... против театра теней исламские теологи возражать не могли: все, созданное Аллахом, отбрасывает тень.

Если сопоставить скудные знания о изначальном устройстве турецкого театра теней с записками путешественников того времени, то можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представлений изменилась.

Газета Джумхуриет со ссылкой на Анатолийское агентство сообщает о том, что ЮНЕСКО одобрило заключение Министерства культуры и туризма Турции относительно принадлежности театра теней Карагез к культурному наследию Турции.

Комментируя решение международной организации, глава Министерства Эртугрул Гюнай напомнил, что на кукольный театр теней претендовали и “некоторые близлежащие страны”, но отныне Карагез и Хадживат (главные персонажи театра теней, родиной которых стремится называться и Греция – turtsia.ru) официально признаны символом турецкой анатолийской культуры.

=Spoiler написал(а):

http://s7.uploads.ru/t/J0o9D.jpg
http://s6.uploads.ru/t/3WDbu.jpg
http://s7.uploads.ru/t/7OkZm.jpg

0

127

КАЛФА
После попадания в гарем девушки проходили курс обучения и получали звание Калфа. В зависимости от степени красоты и умения наложниц затем распределяли в качестве прислуги в апартаменты султана, его сыновей, султанской матери, любимых наложниц султана. Среди калфа имелась градация. Главная Калфа была что-то вроде нынешнего менеджера. Она не занималась уборкой и тд..Она раздавала поручения. В начале каждого месяца в гареме производилась генеральная уборка. Калфа среднего и низшего уровня чистили мыльной пеной все – от коридоров до бани. У калфа была принята система дежурств. Были дежурные по апартаментам, по питанию. Дежурные калфа принимали приносимую из дворцовой кухни еду, и распределяли ее по апартаментам. Убирали после приема пищи самые юные наложницы. Они же и мыли грязную посуду. Были еще и ночные дежурства, на которые выходили 15 – 20 калфа. Дежурные наложницы обходили не только гарем, но и окружавший его сад. Они же поднимали тревогу в случае какой – то опасности или происшествия.
Если же девушка хотела выйти замуж, она писала прошение и оставляла его в месте где его мог заметить султан. Если Султан разрешал ей выйти замуж, то ей подбирался муж, выдавалось жалование, прислуга и приданное.
История сохранила имена некоторых калф, которые оставили свой след в истории. Так У Нурбану султан была любимая калфа Джанфеду Хатун, которая поддерживала ее в борьбе с любимой султанской наложницей Сафие. Умирая, Нурбану попросила сына покровительствовать Джанфеде. Мурат выполнил пожелание матери и стал исполнять все пожелания Джанфеды. И это при том, что просьбы эти были нешуточные. К примеру, Джанфеда добилась назначения своего брата бейлербеем Диярбакыра. Та же Джанфеда за взятки выполняла просьбы людей, нуждавшихся в султанской помощи. Действия другой наложницы – служанки стали в правление султана Мехмета Третьего причиной бунта. Эту наложницу звали Эсперансой Малики. Женщина эта брала большие взятки у иностранных послов и еврейских ростовщиков, желавших проворачивать дела через султанскую мать. Так, о взятках, выплачиваемых Эсперансе, писал посол Венеции. Эта самая Эсперанса была наложницей, занимавшейся внешними связями гарема еще со времен султан Сулейман Великолепного. При Мехмете Третьем она и ее сын взяли в свои руки контроль за таможней и стали выдавать солдатам корпуса «сипахи» жалованье в монетах с весьма малым содержанием золота и серебра. Сипахи обвинили в этих делах Сафие, ибо знали, что султанская мать берет взятки при посредничестве Эсперансы. В 1600 – ом году сипахи взбунтовались и зарезали Эсперансу.

http://s7.uploads.ru/t/i95cq.jpg

0

128

СОКОЛЛУ МЕХМЕД ПАША.
Как мы заметили, он немалозначимая фигура в сериале "Великолепный Век". Личность историческая. Итак немного фактов из его настоящей биографии.
По своему происхождению Мехмед Паша- босниец. Настоящее имя его - Бойко Соколович. Родился он в 1505 г. в Соколе (Босния). В детстве Бойко был обращен турками в ислам и на протяжении многих лет служил в корпусе янычар.
С 1543 года ему удалось добиться немалых высот в своей карьере. ОН занимал высшие должности. Затем в 1546 году он был назначен Капудан -Пашой и по 1551 год руководил турецким флотом.
А в 1551-1555 годах под его управление была отдана Европейская часть Османской империи.
В июне 1565 года был назначен Султаном Сулейманом великим визирем, а при его сыне Селиме II держал в своих руках все нити управления империей.
Считается, что именно Соколлу велел Мимару Синану построить знаменитый Вишеградский мост через Дрину.
Мехмет Паша всячески продвигал по службе своих родственников, и благодаря его протекции двое племянников из рода Соколовичей стали сербскими патриархами.
В честь Мехмед-паши названа мечеть в европейской части Стамбула.
Что касается личной жизни, то Мехмед Паша был женат на дочери Селима II и Нурбану Султан.
Умер Соколлу от того, что был заколот подосланными дервишами.
http://cs14111.vk.me/c312629/v312629320/7b9d/jQVP9aY29bo.jpg

0

129

Все мы видели в сериале какие головные уборы носили доблестные мужчины!
Так давайте попробуем разобраться, что же это. ~.~

1. Чалма или тюрбан.
Мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад, рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое.~

2.Феска или фес
— головной убор в Османской империи, Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы. С 1826 г. феска или фес была введена вместо тюрбана как форменный головной убор для османских чиновников и солдат.
Мода на европейскую одежду, начавшая распространяться в правление Махмуда II (1808—1839), не затронула феску, поскольку та идеально соответствовала ритуалу мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями и т. п.
В Турции феска отменена при введении европейского костюма при Ататюрке в 1920-е годы. В Италии мода на фески черного цвета получила распространение в эпоху фашизма в 1920-1940-х гг, став одним из символов этого движения.

3.Тюрбанный шлем.
Скорее всего, имеют иранское происхождение, однако есть мнение, что они появились вТурции. Типичные тюрбанные шлемы сформировались около середины XV века. Предположительно их прообразом послужили полусферические шлемы — прилбицы. Возможно, что под влиянием сфероконических шлемов они получили цилиндроконическую форму.
Наибольшее распространение во второй половине XV—XVI веках они получили в Турции,
Шлемы имели цельнокованный купол, выкованный из одного куска железа или стали. Высота тюрбанных шлемов составляла примерно 31—32 см, а диаметр по венцу — 22—24 см. Это позволяло надевать их натюрбан, что значительно улучшало защиту..
Тюрбанные шлемы могли декорироваться растительным орнаментом и надписями, выполненными гравировкой и серебряной насечкой, иногда — золочением.
В Турции под влиянием этих шлемов появились также обычные «шишаки» с похожей формой тульи.

4.Турецкий шишак
— тип шлемов, использовавшихся в Турции и у мамлюков со второй половины XV до XVII века.
Эти шлемы отличались сфероконической тульёй, причём форма в одних случаях могла быть ближе к конической, в других — за счёт высокого венца — к цилиндроконической. Делалась из железа или томпака. Тулья могла быть как гладкой, так и рифлёной, гранёной или с выпуклостями. Шлемы снабжались навершием в виде шишечки. В некоторых случаях (но не во всех) дополнялись козырьком-полкой, который приклёпывался стальными или медными заклёпками, а спереди был заострён; также скользящим наносником, проходящим через прорезь в козырьке и петлю над ним (в отдельных случаях в этой петле делалось отверстие с резьбой, в которое ввинчивался «шурупец», позволяющий фиксировать наносник). Кроме того, могли снабжаться крепящимися на ремешках или цепочках наушами и назатыльником в виде выгнутой пластины. Если шлем одновременно снабжался всеми этими защитными элементами, то представлял собой ерихонку. Турецкие шишаки нередко украшались гравировкой. Изредка они могли покрываться кожей и бархатом.

http://cs310224.vk.me/v310224216/1df5/mLyFrbJAt_w.jpg
http://cs310224.vk.me/v310224216/1e28/iTfSsGDQquk.jpg
http://cs310224.vk.me/v310224216/1e36/uiGuPnc0td8.jpg
http://cs310224.vk.me/v310224216/1e21/x_XptS9F0_g.jpg
http://cs310224.vk.me/v310224216/1e2f/gqGCUHGt6YY.jpg

0

130

Зал Махмуд-Паша.

Своё прозвище Зал получил от Сулеймана, потому чтобы сильным борцом. Махмуд-Паша сыграл важную роль в убийстве шехзаде Мустафы. Напав на шехзаде сзади, ускорил его смерть, а потом и окончательно удушил. За это ему был присвоен титул Паши и в
1560-1566 годах был санджакбейем Анатолии. После 1574 года женился на дочери Селима II Шах Султан. В 1580 году умер в один год с женой.
С 1574 по 1580 год Мимаром Синаном была построена мечеть Зал Махмуда-паши. В состав комплекса мечети входит внутренний двор, шадырван, тенистый садик, маленькое кладбище, мавзолей и два медресе. Она была восстановлена в 1997 году после четырехлетней реставрации и сегодня открыта для посетителей. Также при кюллие открыт Культурный центр Зал Махмуд-паши, где репетирует любительский оркестр «Мехтер» и есть мастерская игрушек.
В мавзолее мечети похоронены Зал Махмуд-паша и его жена Шах Султан. По легенде, она покинула мир всего лишь спустя день после ухода любимого супруга, не выдержав ни дня в разлуке с ним.

0

131

ШЕХЗАДЕ БАЯЗИД - ПРИНЦ ОТСТУПНИК.

Шехзаде Баязид (1525 г. - 1561 г.) - четвёртый сын и пятый ребёнок Сулеймана Великолепного. Османский принц Баязид, сын Сулеймана Великолепного и Роксоланы, вошел в историю как смутьян и мятежник, который пошел против живого отца и брата, однако потерпел поражение. Несмотря на выдающиеся задатки, он так не стал ни мудрым правителем, ни великим полководцем. Вместо этого его постигла незавидная участь изгнанника. Вместо блестящих свершений он стал известен Западу и Востоку как несостоявшийся наследник Баязид, сын Сулеймана. Биография этого человека преисполнена темных пятен и странных совпадений.
В 1553 году молодой шехзаде был провозглашен вторым наследником.
Как свидетельствуют современники: «Шехзаде Баязид был несоизмеримо более достойным преемником, чем Шехзаде Селим. Он был фаворитом янычар, которым напоминал своего великого отца и от которого унаследовал лучшие черты своего характера».

Разумеется, между братьями началось ожесточенное соперничество (существуют сведения, что одной из причин, послуживших этому, стала интрига Лала Мустафы, наставника обоих шехзаде, который ловко «стравил» братьев). Сулейман (который, как писал Бусбек: «полностью отдавал себе отчет в том, что весь мир наблюдает соперничество между его сыновьями») старался препятствовать этому, отправив сыновей наместниками в разные концы империи.
Но вскоре умерла Хюррем-султан (1558 год), и теперь уже ничто не могло удержать братьев от открытого противостояния.
Воспротивившись назначению в Амасью (где совсем недавно служил шехзаде Мустафа, и волнения по поводу его казни все еще не стихли), шехзаде Баязид с верными ему войсками выступил на Конью. Селим, опираясь на присланные отцом военные контингенты, выступил навстречу Баязиду и одержал блистательную победу. Он вынудил брата отступить к Эрзеруму, откуда тот бежал к персидскому шаху Тахмаспу вместе со своими сторонниками и 4 сыновьями.
Сулейман лично пересек Босфор и отправился с азиатского берега в Амасию. Вперед Султан послал Соколлу с Селимом на поиски войск Баязида. Располагая мирной передышкой в Европе и миром с персидским шахом, Сулейман разослал срочные послания вождям приграничных беспокойных племен, в первую очередь Курдам и Грузинам. Он потребовал от них поддержки Султану, который возглавил свою армию в войне против Баязида.
В короткий летний период с мятежом в пограничных провинциях было покончено. Неумолимый Соколлу настиг мятежные войска. Баязиду удалось оторваться от преследователей. Вместе с четырьмя сыновьями, женщинами, караваном груженых верблюдов и преданными всадниками он перебрался в Персию. В горных перевалах Баязид со своими сторонниками отбил атаки кавалерии Султана и направился ко двору Шаха Тахмаспа, который воздал младшему сыну Султана самые высокие почести и поклялся, что гость будет в полной безопасности на персидской земле.
Однако, когда Баязид пересек границу, он вынес себе смертный приговор.

Сначала беглый принц был охвачен эйфорией, выезжая во главе отряда своих всадников в качестве гостя коварного Шаха. Он участвовал в военных состязаниях, где турецкие янычары, к несчастью, слишком часто одерживали верх над персидскими соперниками. Баязид писал Сулейману, что нашел в Шахе нового отца.
Несколько месяцев дворы пограничных с Османской империей стран Европы с надеждой взирали на Тебриз, где сын великого Султана нашел убежище у Шаха Тахмаспа. У Венецианцев затеплилась слабая надежда, что персы снова вовлекут Турок в разорительную войну.
Тахмасп немедленно попытался извлечь выгоду из своего знатного заложника. Под покровом дежурных славословий в адрес Сулеймана последовали предложения назначить Баязида наместником в Эрзурум, контролирующий горные перевалы на восточной границе Турции, или в Багдад в междуречье Тигра и Евфрата (оба города к этому времени вновь перешли под контроль персов).
Сулейман решительно отверг подобные инициативы. Когда Баязид покинул Турцию, он окончательно определил к нему свое отношение. С этого момента Баязид перестал быть его сыном и стал мятежником. Старый властелин мог быть беспощадным к своим близким. Кроме того, его служивые люди — от Соколлу до Сипахи — признавали, что, укрывшись в Тебризе, Баязид потерял право на наследство и перестал быть Османом. Странно, что это им не приходило в голову, когда сын Султана подвергал их атакам под грохот пушек у Коньи. По мнению непредсказуемых Турок, Мустафа был мучеником, Баязид — изменником. Опасности гражданской войны в империи больше не существовало, но Сулейман считал, что пограничные земли Персии стали для Шаха источником бедствий. Султан заключил союз с Узбекским ханством в Самарканде.
Сулейман дал ясно понять Тахмаспу: если Шах хочет сохранить мир, он должен выдать Баязида. За это еще и получит денежное вознаграждение. Представители Тахмаспа начали торговаться: сын Сулеймана — гость их повелителя, невозможно отдавать его в неволю…
Непреклонный Султан не прислушивался к их доводам. Он просто отправил Тахмаспу четыреста тысяч золотых монет и тем самым добился своего. Персы под различными предлогами разослали сторонников Баязида по отдаленным деревням, где разоружили их и казнили как опасных заговорщиков. А самого Баязида схватили, когда он пировал вместе с Шахом, и отправили в Турцию с эскортом под тем предлогом, что его передадут брату, а не Султану. Но беглый принц недалеко отъехал от Тебриза. Турецкий палач убил его вместе с детьми. Говорят, перед этим Баязиду обрили голову, чтобы опознать его как бывшего правителя Амасии. Одет он был в грязную овчину, опоясанную веревкой. Это еще в Тебризе сделали хитрые персы, чтобы Баязид не выглядел турецким принцем, пользующимся защитой Шаха...

0

132

Иосеф Наси (Joseph Nassi, João Miquez, Жоао Мигес, Дон Иосиф Мендес) — турецкий государственный и военный деятель, финансист, безуспешно попытавшийся воссоздать еврейские государства в Эрец-Исраэль и островах Средиземного моря (Кипр, острова Эгейского моря, остров близ Венеции).
Иосиф Наси родился около 1524 года в Португалии. Он сын придворного врача, маррана Агоштинью (Шмуэля) Мигеса (Микаша; умер в 1525 году), преподававшего в Лиссабонском университете. Иосиф — племянник Грации Наси.
Отец его, вместе с другими членами своей семьи бежавший от религиозных преследований из Испании в Португалию, умер в конце 15 в. в молодых годах.
Спасаясь, в свою очередь, от преследований, Иосиф вскоре вместе с Грацией эмигрировал из Португалии в Антверпен. В Антверпене он завершил учёбу в Лувенском университете. Затем в Антверпен Иосиф Наси присоединился к банкирскому дому Мендесов, основанному мужем и деверем Грации. Благодаря своей прекрасной наружности и приятному характеру, а также широким коммерческим связям его банкирского дома, Иосиф Наси вскоре привлёк к себе симпатии знати и даже королевы Марии, регентши Нидерландов, сестры Карла V.
Тем не менее вынужденный и в Нидерландах скрываться под маской христианина, Иосиф вместе со своей тётей Грацией решил эмигрировать в Турцию. В 1547 году покинул Фландрию, жил во Франции (где стал известен при дворе). С громадными трудностями они прибыли в Венецию в 1549 году, в это же время Иосиф и обратился к Венецианской республике с просьбой отвести один из соседних островов, где изгнанники могли бы найти себе убежище и куда мог бы быть направлен поток еврейской эмиграции из Португалии. В этой просьбе ему было отказано.
Между тем Грация, по проискам своей племянницы, была заключена в тюрьму, и её имущество было конфисковано республиканским правительством.
В начале 1554 году Иосиф Наси, по приглашению султана Сулеймана II (1520−1566), прибыл к Грации в Стамбул, совершил обрезание и изменил своё христианское имя Жуан (Жоао) Мигес на еврейское имя Иосеф Наси.
В Турции Наси имел покровительство влиятельного придворного врача еврея Моисея Гамона, благодаря чему Наси сумел заинтересовать султана в тех коммерческих и финансовых выгодах, которые Турция могла бы получить в связи с переселением в её пределы семьи Наси и других богатых еврейских домов. Вследствие этого султан отправил посла в Венецию с поручением освободить Грацию и её имущество, что ему и удалось после долгих препирательств с венецианским правительством.
В августе того же года женился на единственной дочери Грации, красавице Рейне. С этого времени принимал участие в коммерческой и политической деятельности Грации, в частности, в организации бойкота итальянского порта Анкона (первый случай еврейского экономического нажима на власти в христианской стране, 1555−1557 годы) в ответ на сожжение там 25 марранов.
Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе султана Сулеймана. Во время борьбы из-за престолонаследия между двумя сыновьями Сулеймана, Селимом II и Баязетом, Иосиф с самого начала принял сторону победившего Селима (правил в 1566−1574 годах), который, заняв престол, выказал ему многочисленные знаки расположения, например назначил Наси членом своей почётной стражи.
Благодаря осведомленности в европейской политике и личному знакомству с многими политическими деятелями Европы, а также разветвленной коммерческой агентуре, Наси оказывал значительное влияние на внешнюю политику Османской империи в период её наивысшего расцвета. Так, Наси содействовал восстановлению власти господаря Александра Лапушняну в Молдавии, играл ведущую роль в мирных переговорах между Турцией и Польшей в 1562 году, побуждал Нидерланды к восстанию против Испании, и его письмо с обещанием турецкой поддержки было зачитано в 1569 году на кальвинистской консистории в Амстердаме.
Селим даровал Наси сбор пошлин с вин, ввозимых в Турцию через Чёрное море. Несмотря на зависть и происки великого визиря Мохаммеда Соколли, Наси имел такое сильное влияние на Селима, что представители европейских держав нередко видели себя в необходимости искать поддержки у Иосифа. Когда германский император Максимилиан II (1564−1576) пожелал заключить мир с турками в 1567 году, он не преминул направить своего посла Веранция с подарками к Наси, ставя его наряду с другими высшими придворными сановниками. Однако Веранций не только не отдал Наси предназначенных ему подарков, но ещё сам сделал у него денежный заём. В 1571 году император написал Наси собственноручное письмо.
В 1566 году Наси стал поощрять протестантские штаты в Антверпене к сопротивлению католическому королю Испании, намекнув на враждебное отношение Селима к этой стране. Вследствие этого Вильгельм Оранский в 1569 году отправил Наси конфиденциальное письмо, в котором, извещая о готовящемся в Голландии восстании против испанского владычества, просил побудить султана объявить войну Испании, чтобы, таким образом, последняя была вынуждена отозвать свои войска из Нидерландов. Иосифу, однако, не удалось добиться объявления войны.
Наси вёл дружественную переписку с Сигизмундом-Августом II, королём Польши, который в 1570 году занял у него крупную сумму денег, предоставив ему за это широкие торговые привилегии, несмотря на протест города Львова.
В 1569 году, чтобы наказать Францию, которая в течение многих лет всячески уклонялась от уплаты 150 тысяч скуди, причитавшихся семье Наси, султан разрешил Иосифу захватить французские корабли, плавающие в турецких водах. Иосиф успел овладеть несколькими французскими кораблями в Александрийской гавани и, несмотря на протест, предъявленный Порте французским послом, продал их груз для покрытия долга. Французское правительство, желая отмстить за причиненное ему унижение, подкупило некоего еврея лейб-медика Дода (Давида), который возвёл на Наси обвинение в государственной измене, но клевета была обнаружена. Наси добился фермана о пожизненной ссылке медика Дода на остров Родос, куда ссылались турецкие преступники. Еврейские общины Стамбула подвергли Дода и двух его помощников отлучению. К этой мере присоединились раввины и других крупных еврейских общин Османской империи.
В 1569 году Наси выступил во главе партии, призывавшей к войне с Венецией за владение Кипром, королём которого султан якобы обещал назначить его. Когда в сентябре 1569 года вспыхнул большой пожар в арсенале Венеции, Наси, тотчас же осведомленный об этом, поспешил убедить султана приступить к давно лелеемому им плану завоевания Кипра (известно, что в самой Венеции в пожаре в арсенале обвинили Наси, за что хотели даже изгнать евреев из города).
После настойчивых представлений султан в конце концов был вовлечён в войну с венецианцами и отнял у них Кипр в 1571 году. Хотя Кипр был захвачен, Турция потерпела тяжелое поражение в морских боях при Лепанто, следствием чего было усиление мирной партии и падение авторитета Наси, который, однако, сохранил свои титулы и привилегии до конца жизни.
Как сообщается, захват Кипра был осуществлён в ходе «Рейда на Кастро» («пиратский захват Кипра флотом из Газы и Яфо под командованием Иосифа Наси»), о чём даже сложилась песня на ладино.
Также известно, что под флагом Наси его подчинённый еврей Франциско Коронелло с флотом и войском в 8 тысяч турок попытался захватить венецианский остров Тинос.
Иосиф Наси написал полемический трактат против астрологии «Бен Порат Иосеф» (Стамбул, 1577 год).
Наси, как говорят, составил небольшой богословский труд, чтобы доказать грекам, что Тора выше греческой философии. Предполагают, что этот труд был написан на испанском языке и переведен Исааком Онкенейра на еврейский под заглавием: «Ben Porat Josef» (напечатан в Константинополе, 1577 год).
Со смертью Селима в декабре 1574 года, при дворе нового султана Мурада III (1574−1595) Наси утратил своё политическое влияние, но сохранил все свои должности и доходы. Остаток своей жизни он провёл в тихом уединении своего замка Бельведер. Наси умер бездетным, и после его смерти всё имущество было захвачено султаном Мурадом.
Смерть Наси вызвала всеобщее сожаление. Поэт р. Саадиа Лонго написал в честь него элегию. Моисей Альмоснино посвятил ему своё сочинение о нравственности «El Regimento de la Vida» (Салоники, 1564 год; Венеция, 1604 год), а Элиезер Ашкенази — свои комментарии к книге Эсфири: «Josif Lekach» (Кремона, 1576 год).
Иосеф Наси содействовал развитию еврейской учёности, оказывая покровительство отдельным учёным и иешивам. В Бельведере Наси основал иешиву и создал превосходную библиотеку.
Наси оказывал поддержку талмудическим школам, особенно иешиботам, основанным в Константинополе Иосифом ибн-Лебом. В его доме была огромная еврейская библиотека, которой многие пользовались. Он основал в Константинополе еврейскую типографию.
Вдова Наси, герцогиня Наксосская Рейна (умерла около 1599 года), была хранительницей библиотеки мужа и позволяла ученым пользоваться его книгами. В 1592 году Рейна учредила в Бельведере еврейскую типографию, действовавшую с перерывами до 1599 года.
Как сказано выше, ещё находясь в Италии, Иосеф Наси пытался купить у Венеции остров в Средиземном море для сефардов.
Селим II, личный друг Наси, произвёл его в герцоги острова Наксос с прилегающим архипелагом (Наксос, Андрос, Мило, Сарос, Санторину и другие Кикладские острова), которыми Наси правил, живя в своём дворце в Бельведере близ Стамбула. Иосиф управлял островами через посредство христианина Франциско Коронелло (потомок еврея Авраама Сениора); он взимал очень незначительные налоги, так как и сам ежегодно уплачивал туркам весьма умеренную налоговую сумму в 14 тысяч дукатов.
Ещё в 1561 году Наси получил подтверждение приобретённой ранее Грацией концессии на Тверию, к которой были теперь присоединены семь близлежащих деревень. Эту местность Селим II передал исключительно для еврейской колонизации.
Таким образом, Иосиф Наси сделал попытку переселить евреев в города Тверия и Цфат в 1561 году. Он был первым, кто попытался вернуть евреев в городах Палестины не ожидая Машиаха.
Иосиф Наси послал в Тивериаду для восстановления стен города Иосифа ибн-Адрета, снабдив его султанским фирманом и деньгами. Несмотря на противодействие рабочих-арабов, стены были восстановлены в 1565 году при помощи дамасского паши.
В интересах развития промышленности в Эрец-Исраэль Иосиф ввёл культуру тутовых деревьев для разведения шелковичных червей и организовал ввоз венецианских тканей. Также Наси основал в Тверии шерстяное производство.
По инициативе Иосифа создавались отряды еврейской самообороны от набегов арабов-кочевников.
Точно неизвестно, стремился ли Наси создать еврейский политический центр в Эрец-Исраэль, действовал из филантропических побуждений или преследовал только коммерческие цели. Сам он никогда не посещал Тверию.
Зимой 1564−1565 года, когда было закончено восстановление разрушенных стен Тверии, Наси обратился с письмом к еврейским общинам Италии, призывая их членов селиться в Тверии. Он заявлял, что все гонимые, желающие заниматься земледелием или ремеслами, могут найти убежище в новой еврейской общине. Своим приглашением он имел в виду, главным образом, евреев римской Кампании, которые сильно страдали под господством папы Павла IV (1555−1559) и которые должны были быть доставлены из Венеции в Тивериаду на кораблях Иосифа. Маленькая община Кори в Кампании, численностью около 200 человек, решила эмигрировать в Тивериаду в полном составе. Стремление к переселению в новую Тивериаду ещё более усилилось после издания Пием V буллы в 1569 году, в которой евреи изгонялись из Папской области. Вследствие этого община Пезаро отправила из Венеции корабль со 102 еврейскими эмигрантами, но он попал в руки мальтийских пиратов, которые продали евреев в рабство.
Вспыхнувшая война между Османской империей и Венецианской республикой значительно усложнила возможность притока евреев в Палестину.
О причинах провала возрождения ишува так пишет еврейский историк Сесил Рот[9]:
Раввины, погружённые в свою казуистику, могли оказать лишь незначительное содействие; ещё меньше можно было ожидать от мистиков, убеждённых в том, что искупление можно приблизить только с помощью перестановок и комбинаций Божественного Имени, и даже от беглых марранов, вполне счастливых тем, что им удалось спасти собственные шкуры.
Противодействие местных арабов и христиан, а также придворные интриги помешали дальнейшей деятельности Наси в направлении еврейской колонизации. Тем не менее, до самой смерти он носил титул правителя Тверии; затем концессия перешла к Шломо Ибн Я‘ишу.
Рассказывают, что Селим обещал Иосифу титул кипрского короля и что Иосиф даже поместил на своём доме герб с изображением острова Кипр и собственного имени под ним. Но Селим не исполнил обещания, таким образом шанс еврейской колонизации Кипра был упущен. Более того, считая Иосифа виновником войны, христиане изгнали евреев из города Фамагуста в июне 1568 году. Иосиф Наси пытался подбить кипрских евреев на протурецкое восстание против Венеции, а когда остров был захвачен, он стал переселять на него евреев из Цфата.
Идея создания еврейского государства на Кипре не осуществилась, так как этому помешал тогдашний великий везирь Мехмед Соколлу.

0

133

Джихангир — повесть о настоящем шах-заде

Эта история ещё ждёт автора – история обречённого юноши, стремившегося сделать свою короткую жизнь полной и яркой. О нём сложено множество поучительных и сентиментальных легенд, но в большинстве из них истиной является единственное утверждение: Джихангир сын султана Сулеймана Великолепного, десятого османского владыки, и Анастасии Лисовской, более известной как Хасеки Хюррем Султан и ещё более – как Роксолана.

Детство шах-заде
Джихангир родился в 1531 г. с тяжёлой деформацией грудных позвонков, исключающей нормальное физическое развитие. Он никогда не рассматривался как наследник престола (хотя, по мнению ортодоксальных мусульман, был единственным сыном Сулеймана, имевшим на это право). Его воспитание и образование были лишены жёсткой специализации, нудных нотаций наставников, он имел возможность выбирать из красоты и мудрости наследия Востока то, к чему лежала душа.
Детство Джихангира прошло в дворцовом комплексе Топкапы. Заступничество третьего принца, заносчивого и взрывного Мустафы, не сблизило братьев (Мустафа отправился осваивать премудрости правления в Манису, когда Джихангиру едва исполнилось 2 года, больше они не встречались), но пресекло пренебрежительное отношение окружающих к Джихангиру. Вернувшись из молдавского похода, Сулейман нашёл во дворце общительного, не по годам развитого семилетнего сына и был очарован им. Они общались часто и близко, и отнюдь не только на темы поэзии, каллиграфии и философии, в которых особо преуспевал мальчик. Султан не оставлял надежды на достойное будущее сына, относился к нему без унизительной жалости и поблажек: едва достигнув совершеннолетия, Джихангир получил в управление Алеппо, 3-ю по величине область империи.

Юность Джихангира
Для недавно присоединённого Алеппо (1516 г.) время наместничества Джихангира, сына султана Сулеймана Великолепного, было временем восстановительных работ и экономических решений. Вооружённые конфликты обходили провинцию стороной (кроме вялотекущих христианских волнений в аль-Ждейде). На плечи младшего шах-заде легли последствия яростного сопротивления мамелюков, обескровившего и изуродовавшего провинцию. Это не могло принести Джихангиру громкой славы, но и нареканий отца также не принесло. Просвещённый юноша правил грамотно и решительно, в традициях династии.
Наследников Джихангир не имел. В Алеппо его сопровождала любимая наложница, имя которой история не сохранила. Её заботы и моральная поддержка много значили для шах-заде, но всё-же уступали прежнему влиянию Сулеймана и Хюррем. Джихангир постепенно терял жизнелюбие и бодрость. Возможно, этому способствовало увлечение его суфизмом, ещё более вероятно – наркотическая зависимость. Ещё в Топкапе врачи боролись с усиливавшимися болями принца, единственными же анальгетиками тогда были опиаты.

Смерть юного шах-заде

27 ноября 1553 г, через 3 недели после казни шах-заде Мустафы, сын Сулеймана Великолепного, наместник Алеппо Джихангир был найден мёртвым в одном из переходов дворца-резиденции. Молва немедленно назвала причиной смерти нервное потрясение от известия о безвинной гибели брата, или даже самоубийство. То и другое вряд ли возможно: между Алеппо и Эрегли, где был казнён Мустафа, ок. 1000 км, и подобные новости в то время старались не слишком афишировать. На самом деле, ничего загадочного в смерти Джихангира нет: продолжительность жизни людей с подобными дефектами позвоночника и в наше время составляет в среднем 26 лет.

Джихангир похоронен в мавзолее шах-заде в Стамбуле, рядом с могилой родного брата Мехмеда, старшего сына Сулеймана и Роксоланы.

0

134

Письмо Шехзаде Баязида отцу:
«О, Султан всей Вселенной, мой Сулейман, отец мой…
Вы тот, чья душа является частичкой моей. Моя душа, как и моё сердце, до конца своих дней будет верна Вам, мой Падишах. Неужто Вы навлечёте на собственного сына Баязида такое унижение, отец мой?

Лишь Всевышний видит, что разум мой чист, преступления я не совершал, о мой величественный Султан, о мой отец! Если человек, жизнь которого дана и предначертана Богом, ничего не совершал, что можно сказать? Даруйте Баязиду своё великодушное прощение, не отдавайте его прямиком в руки смерти! Всевышний лишь знает, что не совершал я греха перед мои великим отцом, Падишахом!»

Ответ Султана Сулеймана:
«О, Баязид! Были времена, когда вовлёк ты, сын мой, брата своего в кровавую битву!
Ты думаешь, вокруг твоей шеи будет продолжать гореть пламя? Нет, не будет гореть пламя, мой сын!

О, разве я когда нибудь давал вытерпеть тебе муки смерти в агонии, сын мой? Из уст твоих я слышу: «Не виновен я!»
Да будет Всевышний тебе Свидетелем. Раскайся, мой дорогой сын. Раскайся за содеянное…

Руки твои, разум твой – в крови. Молишь о прощении… Что можно сказать? Я бы даровал тебе прощение, мой сын, если бы это был не такой грех. Но в ответ я слышу ложь: «Я не виновен!» Раскайся перед Всевышнем, мой дорогой сын…»

0

135


Жены и дети Наследников Османского престола во времена правления Кануни Султана Сулеймана.

В исторических источниках сохранилось не так много информации о женах Наследников Османского трона, потому что в ту эпоху было не принято документировать имена всех наложниц Наследников. Информация же о их детях обычно ограничивалась записью даты рождения и даты смерти. В большинстве своем дети Наследников умирали либо в раннем детстве от всевозможных болезней, либо же были убить позже в ходе кровавых интриг в борьбе за трон Османов.
Даже для того, чтобы узнать хотя бы имена детей Наследников, необходимо провести довольно длительные исследования исторических документов, сохранившихся до наших дней.
По этой причине зачастую всех жен Наследников, чьи имена остались скрыты под покровом веков, принято называть «Фюлане хатун». Конечно, это не настоящее имя многочисленных наложниц, побывавших в покоях Наследников престола. Это, скорее, имя нарицательное, объединяющее в себе понятие «Неизвестная жена Наследника».
Однако, до наших дней дошли сведения о тех женах и детях Наследников, которые смогли оставить след в истории Османской империи. Их имена записаны в исторических источниках, чему способствовала либо великая любовь, либо мучительная смерть, либо какие-то по-настоящему значительные деяния.
Кроме того, в интернете можно найти массу информации о женах Наследников, которая зачастую оказывается не правдивой, а выдуманной для поднятия рейтинга того или иного проекта.
Сегодня мы хотели бы познакомить вас с теми персонажами, которые появятся в кадре в четвертом сезоне сериала «Великолепный век», пролив свет на их реальную жизнь.
Итак, Наследник Мустафа. Согласно историческим данным, у него было две жены. Первой супругой Наследника была Айше хатун, мать его дочери Нергисшах Султан. Имя второй жены Наследника Мустафы неизвестно. В документах она упоминается как «Фюлане хатун». Эта женщина родила Наследнику двоих сыновей и одну дочь. Имена ее сыновей были Наследник Мехмет и Наследник Ахмед, имя дочери не сохранилось. Эту жену Наследника Мустафы мы сможем увидеть в следующем сезоне сериала «Великолепный век» под именем Румеиса. Однако, повторимся, в истории реально не существовало жены Наследника Мустафы с таким именем. Румеиса хатун – всего лишь интернетная выдумка, за счет использования которой продюсеры сериала решили повысить рейтинги своего проекта.

У Наследника Мехмета была только одна супруга. Она была взята из рабынь, ее настоящее имя тоже не дошло до наших дней. Эта девушка родила Наследнику дочь Хюмашах Султан. По некоторым данным, супруга Наследника Мехмета умерла при родах. По другим сведениям, спустя некоторое время после родов ее выслали из Топ Капы в Старый дворец.
Кроме того, в исторических документах нет никаких сведений о том, что между Наследником Мехметом и дочерью Шах-ы Хубан Султан Эсмахан Султан были какие-либо романтические отношения. Показанная нам история любви Эсмахан к молодому Наследнику – опять же всего лишь выдумка сценаристов.

У Наследника Селима, впоследствии Султана Селима Рыжего, было множество жен и детей. Однако, до наших дней дошли точные сведения только о двух его супругах. Имя его первой супруги неизвестно, в документах она упоминается все той же «Фюлане хатун». Эта женщина была матерью двух детей Селима, рожденных еще в то время, когда он был Наследником трона. Первым родился сын по имени Наследник Абдулла, за ним родилась девочка, названная Гевхерхан Султан. В интернете часто эту девочку называют Селимие Султан, но ее настоящее имя именно Гевхерхан.
Второй женой Наследника Селима была Нурбану Султан. Впоследствии эта женщина станет Валиде Султан. Некоторые из ее детей умерли в младенчестве от разных болезней. В живых остались сын Наследник Мурад, и дочери Исмихан Султан, Шах

Султан и Фатма Султан.
История не сохранила данных о том, сколько жен было у Наследника Беязита. Ни одно из имен его жен не дошло до наших дней. В интернете можно найти информацию о Фатме Султан, которая якобы была женой Наследника Беязита, но это не соответствует действительности. После Беязита осталось семеро детей: пятеро сыновей (Наследники Орхан, Осман, Абдуллах, Мурад, Махмут) и две дочери (Михримах Султан и Айше Султан).

Наследник Джихангир вследствие своей болезни не имел много детей, но у него, конечно же, были свои наложницы. В некоторых источниках сообщается о том, что у Наследника Джихангира был сын. После смерти отца ребенка приказали казнить. В других источниках говорится о том, что у Джихангира вообще не было детей.
Информация, изложенная в этой статье, взята не из популярных интернетных сайтов или из книг для массового чтения. В основу положены серьезные научные исследования, подробнее ознакомиться с которыми можно в книгах Чагатая Улучая «Жены и дочери Падишахов» и «Письма из гарема». http://sd.uploads.ru/t/9Ba5Y.gif

0

136

http://uploads7.wikiart.org/images/paolo-veronese/portrait-of-mehmed-ii.jpg!Large.jpg

Паоло Веронезе.  (1528 - 1588)

Портрет султана Мехмета II  Фатиха (1528 - 1588)

0

137

Талха Угурлуел — знаменитый турецкий историк. 14 февраля текущего года он выступил в двухчасовой программе «Кануни Султан Сулейман — восхождение с Трабзона и до Зигетвара». В передаче известный историк рассказал о тех исторических событиях,  исследованиям которых он занимался на протяжении пятнадцати лет. Программа с участием Талха Угурлуел, посвященная Кануни Султану Сулейману, привлекла внимание большой аудитории слушателей.

"Уверен, что никто из нас не захотел бы оказаться на месте Хюррем Султан, потому что, не дай Аллах, кому-либо пережить боль утраты своего ребенка. Это совсем нелегко. А эта уважаемая женщина пережила такое несчастье несколько раз. Ее старший сын Мехмет, будучи санджак беем Манисы, внезапно заразился оспой и умер буквально в тот же день от сильного жара. Его отец, получив известие об этом, пребывая в Эдирне, по записям личного летописца, вскочил на коня и галопом за два дня добрался до Стамбула. Два дня глаза его не просыхали. И если отец столько плакал, то, кто знает, сколько слез пролила мать. Потому что горе матери не сравнится ни с чем."

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/112/194/112194227_82009277_large_0_491eb_83895698_Ljpg.gif

0

138

"Семантика чалмы (к истории мужских головных уборов Хорасана и Мавераннахра)"

Головной убор в комплекте традиционной народной одежды имеет несколько функций - защитную, охранительную, космогоническую, поло-возрастную, статусную, декоративную. Он выражает индивидуальность владельца. Характерным головным убором мужчин средневековья на мусульманском Востоке была чалма, которую носили представители всех слоев общества и всех возрастов.

Чалма являлась также важной деталью одежды духовенства. Она стала главным внешним признаком принадлежности мусульман к конфессии. Согласно легендам, первым чалму стал носить пророк Адам. Историки связывают ее происхождение с древней Аравией, в пустынном и жарком климате она защищала головы кочевых семитских племен от ветра и жгучего солнца.

Будучи включенной в обязательный комплект одежды мусульман, чалма сменила семантику, превратившись в знак приверженности к исламу. Религиозное значение этого головного убора (араб. амома, имама) было оговорено в хадисе: "Имама воплощает достоинство верующих".
Обсуждению правил изготовления и ношения имамы посвящались специальные трактаты исламских правоведов-факихов.
С течением времени семантическое значение чалмы расширилось:
- она стала служить также знаком государственной власти;
- её надевали при вступлении на трон или
- вхождении в должность,
- включали в комплект почетной одежды.

С расширением ислама, имама стала обязательной для всех: как мусульман, так и покоренных арабами народов, хотя вначале считалась только привилегированным головным убором высшего духовенства.
В начале XIII в. специальным указом хорезмшаха Мухаммеда II Ала-Ад-Дина, правившего с 1200 по 1220 г. Ираном, Азербайджаном, Хорасаном и другими территориями, чалма стала обязательным головным убором всех его подданных. С тех пор она укоренилась во всех слоях средневекового феодального мусульманского общества Средневосточного региона.
Без чалмы было недопустимо посещение мечети и могилы, совершение молитвы.
Мужание мальчика обозначалось заменой детской шапки на чалму.
Снять с головы чалму при встрече с шейхом означало выражение почтения и уважения к духовному лицу (1, с. 17 - 21).
Лишение чалмы было позором.

Цвет чалмы был официально установлен для каждой конфессии:
- белая или чёрная - для мусульман,
- зелёная (почётная) - для потомков Мухаммеда,
- синяя - для христиан,
- жёлтая - для иудеев,
- красная - для огнепоклонников.

В письменных источниках Хорасана и Мавераннахра XV - XVI вв. приводятся разнообразные термины, обозначающие чалму - амома, имама, салла, дастор, фута, причем названия эти определяют её социальную принадлежность:
- Амома / имама - так называют преимущественно чалму высшего духовенства - шейхов и имамов (предстоятелей на молитве);
- Дастор - парадная чалма, которую надевают в торжественных случаях, это, в основном, чалма феодальной знати и правителей;
- Фута - небольшая чалма, которую носят представители народа - ремесленники, торговцы розничным товаром, обычные горожане.

Необходимо особо подчеркнуть, что чалма в Хорасане и Маверан-нахре XV - XVI вв. считалась сугубо городским головным убором, в то время как кочевые народы предпочитали носить войлочные шапки различной формы и декора (за исключением женщин, у которых чалмообразные головные уборы существовали с древности) (2, с. 13 - 17).

По своей конструкции хорасанская, или среднеазиатская, чалма состоит из 2 частей:
- маленькой конусовидной шапки - токия или кулоха, - высота которой варьировалась в зависимости от моды и длины, и
- собственно чалмы - длинной ткани, которую накручивают вокруг шапки или кулоха.

Манера ношения чалмы, ее цвет и размеры указывали на социальный статус человека.
Представители светской знати - ханы, султаны, эмиры, придворные - носили чалму средних размеров, намотанную несколькими способами. Их чалма делилась на парадную - дастор и повседневную - фута.
"Когда Ходже Ахрару доложили о приходе его старшего сына Ходжи Калона... он снял с головы футу и заменил ее дастором, а после ухода сына вновь вместо дастора надел футу" (3, с. 74).

Дастор в XV в. делалась из тонкой индийской кисеи, шелка или другой дорогой ткани (парчи) белoго цвета и наматывалась на токия или кулох небольшими пышными складками, причем один конец ее сверху был распущен в виде веера. Ткань наматывалась вокруг кулоха так, что закрывала его на 2/3.

Количество оборотов и пышность зависели от моды и характера личности. Султан Хусайн, Темурид, правитель Герата, отличавшийся неряшливостью, "иногда в праздник ходил на молитву в маленьком плоском тюрбане, дурно намотанном на три оборота с воткнутым в него пером цапли" (4, с. 172 - 173), в то время как кази Хорасана - Низамаддин "усердствовал в пышности чалмы и изяществе одежды..., так что самый внимательный взгляд не мог разобраться в складках его чалмы, достигавшей необычайных размеров" (5, с. 205 - 206). Современник и учитель Алишера Навои выдающийся философ и поэт Джами - духовный наставник гератского общества, признанный суфийский шейх был скромен в быту и личной жизни. По словам Васифи, он носил шапочку "ходжа-убайди", вокруг которой была намотана чалма "самых ничтожных размеров". Скромность его одежд даже приводила к курьезным случаям: однажды его приняли за собственного слугу (5, с. 463).

Во второй половине XV в. дастор наматывали "в 4 раза без складок, опуская концы вниз" (4, с. 33). В XVI столетии в Мавераннахре форма чалмы стала более высокой и аккуратной, количество складок увеличилось за счет использования более тонких тканей - преимущественно в полоску, а чалму наматывали так, что рисунок ткани образовывал шахматный узор (6, табл. 16, рис. 37,38). Искусство наворачивать чалму было сложным и требовало определенных навыков, поэтому существовали специальные слуги - дасторбанды, которые состояли в штате знатных людей.

Чалма знати украшалась драгоценными камнями и перьями, служившими как декором, так и оберегом. Особенно ценились перья цапли, являвшиеся также символом власти. Такая чалма с эгретом из перьев цапли изображена на портрете Султана Хусайна Байкара работы известного гератского миниатюриста Камолиддина Бехзада. Если дастор должен был быть обязательно белым, то в повседневном быту фута знати могла быть цветной. Потомки Пророка носили чалму из зеленого шелка. Во время траура надевали чалму черного или синего цвета.

Чалму из дорогих тканей (кисеи, шелка, тафты, муслина) дарили в знак особого расположения. В письменных источниках часто указывается, что ханом или султаном в знак благосклонности была подарена чалма, наряду с другими почетными предметами одежды - халатом и поясом (Язди, Шами, Бабур). Так, Абу Рейхан Беруни получил, по свидетельству Низами Арузи Самарканди, от султана Махмуда среди прочих драгоценных даров парчовую чалму, которая имела статус почетного дара. Называли ее дастор-и-касад.

Чалма высшего духовенства отличалась своими огромными размерами (она значительно превосходила чалму других слоев общества) и обязательно должна была быть ослепительно белой. Шейх Сиди Омар ибн ал-Фарид приснился суфию в "огромном тюрбане" (8, с. 208). Белый цвет у суфиев означал ислам, так как он, как и сама имама, был семиотическим признаком конфессиональной принадлежности, и в то же время являлся символом очищения, духовной чистоты (9). В раннетемуридский период, судя по данным гератской миниатюрной живописи периода Байсонкура, чалма духовенства закручивалась очень пышными складками вокруг простеганного невысокого конусовидного кулоха так, что верхняя часть тульи оставалась открытой на 1/3. Верхний длинный конец чалмы - алока выпускался справа, был обернут вокруг шеи и продергивался слева под нижний виток и опускался на плечо. Чалма одевалась так, что часть лба и уши оставались открытыми.

Чалма входила и в комплект одежды дервиша.
В некоторых суфийских орденах Центральной Азии существовал обряд опоясывания - "шадд", который означал посвящение в дервишеское братство и заключался в:
- опоясывании головы чалмой или
- туловища поясом
(7, с. 153).
Чалма на голове дервиша служила знаком, что он достаточно овладел профессиональными навыками и подготовлен к жизни суфия.
Чалмы суфиев в зависимости от их принадлежности были цвета ордена, который у каждого был свой.
На миниатюрах Герата и Мавераннахра чалма дервиша намотана в два оборота вокруг невысокой шапки. По словам Навои, шапка была войлочной, а чалма - из шерсти (1, с. 19).
Длина чалмы дервиша должна была быть не меньше 8 метров, так как другим ее семантическим значением был саван. В случае если смерть застанет путника в пути, ткань чалмы должна была стать саваном. Таким образом, чалма не только знак веры, но и постоянное напоминание о смерти, бренности бытия.
В XVI в. Самарканде, по данным вакфной грамоты Хусейна Хорезми, длина чалмы дервиша была 5 зар и делалась из тафты (3, с. 72).

Простолюдины носили небольшую чалму из хлопчатобумажной, шерстяной ткани или из бязи разных цветов. В XVIII - XIX вв. она могла быть и из тканей в клетку или с другим рисунком.

Благодаря своей ценности чалма могла служить залогом, например, в питейном заведении (Васифи),
а также, по меткому замечанию А. Вамбери, - своего рода "несессером" для хранения денег, писем, лекарств или ключей: "Он тотчас вытащил ключ от верхней комнаты из дастора" (5).

По представлениям древних, строение тела человека символически отражало представления о мироздании, согласно которым мир делится на 3 части:
- верх, низ, середина, акцентированные в костюме
- головным убором, воротом и поясом.
Исходя из этих представлений, чалма символизировала также небо (космос), не случайно ее форма была куполовидной.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/112/194/112194227_82009277_large_0_491eb_83895698_Ljpg.gif

Таким образом, в костюме Хорасана и Мавераннахра XV - XVI вв. мужская чалма была полифункциональным и полисемантическим головным убором, в котором отражался весь спектр информации о его носителе, его идеологических, нравственных, эстетических, социальных и возрастных особенностях.

Художественно-эстетический образ чалмы строился на:
- пропорциональном соотношении токии или кулоха и обернутой вокруг них ткани,
- ее ослепляющей белизнe,
- формe складок,
- ритмe и силуэтe, перекликавшимися с рифлёной поверхностью куполов прекрасных архитектурных сооружений Среднего Востока, придавая одеждам мусульман особую красоту и величественность.

0

139

Загадка знаменитой карты Пири Рейса не разгадана до сих пор.

В 1929 году группа историков обнаружила удивительную карту, нарисованную на шкуре газели. Исследование показало, что это оригинальный документ, нарисованный в 1513 году Пири Рейсом – знаменитым адмиралом турецкого флота 16-го века

Его страстью была картография, а его высокий ранг в морских силах Турции давал ему привилегированный доступ к Царской библиотеке в Константинополе.

Рейс признавал в серии записей на карте, что он обобщил и скопировал данные из большого числа других карт, некоторые из которых датировались 4 веком до нашей эры и даже раньше.

Карта Пири Рейса показывает западное побережье Африки, восточное побережье Южной Америки, и северное побережье Антарктиды — причём северная прибрежная линия Антарктики прекрасно детализирована. При этом самым удивительным является не то, как Рейс сумел нарисовать настолько точную карту Антарктики за 300 лет до её открытия, а то, что эта карта показывает линию побережья ПОДО льдом. Геологические свидетельства показывают, что последний раз Земля Королевы Мод была свободна ото льда за четыре тысячи лет до нашей эры.

А официальная наука говорит, что ледяной панцирь покрывает Антарктику уже около миллиона лет.

Карта Пири Рейса очевидно показывает, что северная часть этого континента была картирована ещё до того, как её покрыл лёд.

Дальнейшие и более точные исследования показали, что последний период, когда Антарктика была свободна ото льда, закончился около 6 тысяч лет назад. На сегодняшний день ещё существуют сомнения относительно того, когда начался этот безледниковый период, и точку его отсчёта помещают в интервал от 13 до 9 тысяч лет до нашей эры.

Таким образом, вопрос звучит так: Кто картографировал Землю Королевы Мод в Антарктике 6000 лет назад? Какая неизвестная нам цивилизация имела технологию или потребность сделать это?

Хорошо известно, что согласно традиционной истории, первая человеческая цивилизация появилась на Ближнем Востоке около 3000 лет до нашей эры, за которой в течение тысячи лет последовали китайская и цивилизация долины Инда. Таким образом, ни одна из известных нам цивилизаций не могла проделать такую работу. Так кто же находился здесь за 4000 тысячи лет до нашей эры, кто был способен сделать вещи, которые мы можем повторить только сейчас и с помощью современных технологий?

http://s7.uploads.ru/t/4KoM0.jpg

0

140

Военные головные уборы

Воины Османской империи использовали два типа шлемов – тюрбанный шлем и турецкий шишак.

Тюрбанный шлем надевался на тюрбан, что позволяло смягчать удары. Он выковывался из одного куска стали или железа и имел куполообразную форму. Высота шлема составляла 31-32 см, а диаметр – 22-24 см.
http://swordmaster.org/uploads/posts/2012-11/1353344453_43.jpg

Турецкий шишак имел коническую или цилиндроконическую тулью, которая могла быть гладкой, граненой или с выпуклостями. Некоторые шишаки были снабжены козырьком, наушами и назатыльником или скользящим наносником.

http://img.beta.rian.ru/images/23886/81/238868142.jpg

0