"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ и МИФЫ

Сообщений 61 страница 80 из 122

1

Здесь:
Легенды и Мифы народов мира.
Городские легенды.

Легенды и мифы Крыма
Мифы и легенды Санкт-Петербурга
Москва. Городские легенды
Легенды и сказки разных стран

http://s5.uploads.ru/t/depFO.jpg

Мифы древних народов - это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Предания и легенды

Предания – устные прозаические рассказы или сказания об отдельных исторических деятелях, вымышленных или реально живших, о памятных событиях, истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников, происхождении родовых объединений.

Легенды
– устный народный рассказ, повествование о чем либо достоверном, но основанный на фантастическом вымысле. Если в предании рассказывается в основном о прошлом, то в легенде рассказ идет и о прошлом и о настоящем.

+2

61

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Муспельхейм и Нифльхейм»

Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.

Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем "царство снега". Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика - пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм - на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя - погасить лед. Но ничего подобного не случалось - обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.

Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.

Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм - не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван "обожженным до черноты". Это наводит на мысль, что Муспельхейм - это Африка, где живут "обожженные до черноты великаны". В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.

Результат взаимодействия этих миров - Творение Земли. Нифльхейм предоставил "материал" - глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм - с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны - Муспельхейм - Огонь, Нифльхейм - Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.

0

62

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Йотунхейм»

Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир - несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое - Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.

После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Тролли, Ётуны или Инистые Великаны - воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий - грубая сила и коварство. Стихия этого мира - Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны - воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.

Забегая вперед, скажем, что викинги признавали за природой мудрость. В чем это проявлялось? Прежде всего, в том, что источник истинной мудрости находился именно в Йотунхейме. Случайность? Вряд ли, в подобного рода текстах каждая деталь имеет свое значение. В то же время северяне явно находили добродетель в борьбе с природой, поскольку войны Тора с великанами, воплощениями злых сил этой природы, были главными подвигами. Так как же устранить это противоречие? На востоке сделали следующим образом - приняли злую составляющую природы как должное (правда, надо отметить, что в таком масштабе такого рода стихийных бедствий, как снежные бури, град и лавины на востоке не было), и не стали с ней бороться, не стали подминать природу под себя, оставляя за ней право делать то, что ей угодно - ведь она мудрая. Таким образом было положено начало "восточному пути развития". Северяне сделали по-другому - они понимали мудрость природы, но мириться с градом и снегом не хотели. Они представляли природу как столб мудрости, залепленный грязью злых проявлений, и полагали, что добраться до мудрости можно только путем устранения этой грязи, что с удовольствием делали. А вот это уже "западный путь развития". Кто прав - восточные или северные жители? Однозначного ответа на такой вопрос дать нельзя - все правы. Главное - не впадать в крайности - чрезмерное подчинение природе приведет к смерти от голода и холода, а чрезмерная борьба с ней - к гибели от смогов и озонных дыр.

0

63

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Асгард»

Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы - это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других - существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей - они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий - боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.

0

64

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Свартальфахейм и Лёссальфахейм»

Это миры карликов - черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфом.

Гномы населяют мир под землей. Они - искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. О области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете - Квазир - был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов - то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.

Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья. Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу - делать мир веселым и радостным.

0

65

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Митгард»

Это еще одно творение Асов. Митгард - Серединная Земля - жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).

В целом Митгард - это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой - Рагнарек - произошел в Митгарде.

Не следует думать, что викинги представляли обитателей Митгарда бездеятельными. О людях сложено немало красивых легенд, которые вряд ли помогут познать сущность мира, но в полной мере опишут быт и жизнь викингов, помогут понять их жизненную философию. Эти легенды стоят того, чтобы их прочитать.

0

66

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Ванахейм »

Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами.

Очередные географические аналогии приводят нас в центральную Америку, где жили племена индейцев, достаточно хорошо подходящих под это описание. Одно только золото Центральной Америки, которым веками бредят золотоискатели, доказывает богатство инков, майя и прочих. Достижения этих народов в науке и искусстве весьма велики. Вполне возможно, что викинги имели некие контакты с индейцами Центральной Америки, так как северяне оплыли чуть ли не весь мир. Во всяком случае, при начале колонизации этих мест аборигены ждали возвращения высоких людей с белыми волосами. Впрочем, "Сага об Инглингах" описывают Ванахейм как реальную страну, местоположение которой описывается как "С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, называемая Танаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой". Что это за река? Если Черное море - это то Черное Море, к которому все привыкли, то Жилище Ванов оказывается где-то в окрестности Киевской Руси. Интересно, что Сага об Инглингах пытается опустить Асгард на землю и ищет ему место к востоку от Танаквисля (чтобы Ванахейм остался западнее Асгарда). Эти попытки наводят на следующие мысли - когда походы и путешествия викингов открыли им мир, они в спешном порядке стали переделывать свою религию, пытаясь найти для Асов прообразы в виде реально живших людей, а для Ванахейма и Асгарда - реальные территории. Зачем им это понадобилось - непонятно. В Саге об Инглингах напрочь выкинуты Нифльхейм и Муспельхейм, о них даже не упоминается, зато говорится о пустынных территориях севера Швеции и о Великой Стране Черных Людей, которая безлюдна из-за зноя. Возможно, путешествия в Африку (а это, безусловно, она) развеяли мифы об огненных великанах, так же как и близкое знакомство с полярными областями - мифы о жителях Нифльхейма. Как бы то ни было, эти переделанные мифы уже далеко не так логичны и менее интересны для изучения. Далее все миры описываются без учета "осовремененных саг", исходя только из более старых.

Теперь о Ванах. Ваны - добрые духи природы , которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды - тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма - Воздух.

0

67

Скандинавские мифы

Вселенная Викингов «Хел»

Еще одна странная местность. Когда и кто ее создал - непонятно. То ли она является побочным эффектом от создания мира, то ли остатком первозданной бездны, то ли вообще существовала всегда - во всяком случае, когда о Хел впервые заговорили, он уже был. В Хел правит дочь Локи - великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину - разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета - наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых "соломенных мертвецов" - те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах - это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение - это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Вот и еще одно глобальное отличие Скандинавских Саг от других мифологий - Хел выполняет сразу три функции - страдание, трансформация и возрождение, в то время как в других религиях мертвецы либо только страдают (Греция), либо только возрождаются (Египет), а о трансформации и очистке души от уз земли вообще речи не идет.

Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными. Хел - одна из природных сил, куда входят также миры Ванахейма и Йотунхейма (Йотунхейм - злая природа, Ванахейм - добрая, Хел - неизбежная).

0

68

Городские легенды - Москва. Неизвестное метро

0

69

Легенды о цветах: Мак

Вы, мифы Древней Греции поведайте о МАКЕ,
волшебном плодородном Грёз цветке...

http://fb.ru/misc/i/gallery/3434/181794.jpg

Давным-давно Богиня земледелия Деметра
Усталая в слезАх блуждала по земле,
И не росли хлеба, пустЫ поля - засохли
И умирали люди с голода везде...
Искала долго дочь свою богиня - ПерсефОну
Похищена Аидом в царство мёртвых, та была,
Уж выбилась из сил и в кровь потёрты ноги
Но подземелья страшного врата, так не нашла.
Тогда узнал ту весть ГипнОс, бог сновиденья
Он благосклонен к людям, добрый сна он МАГ
И он решил помочь Деметре
И на пустых полях засеял красный мак.
Отвар из мака дал попить Богине
И та заснула крепко, силы набралась...
....................................

Заколосились пашни, всё кругом зазеленело
Деметра вновь за плодородие принялась!

http://sa.uploads.ru/t/DgXZA.gif

Так Мак, цветок, ГипнОсом, Богом был рождён,
Знак сна и смерти в мифах испокон...

0

70


Герои легенды Старой Англии и Шотландии

Легенда о Конене.

http://sb.uploads.ru/t/9o5e6.jpg

   Несчастливый год выдался для фейнов — им не везло па охоте. Настал голод. Мясо сошло с их костей, и скулы выпятились на их лицах. Тогда, отчаявшись найти дичь на острове Айлей, они вернулись в Арднамёркан, где  остались их жены, чтобы поохотиться там. Диву дались все девять тысяч воинов, когда увидели, что жены их стали толстыми и упитанными, — в такой-то голодный год! Больше того, женщины похорошели вдвое против прежнего и ничуть не жаловались на голод.

Фейны много говорили между собой об этом чуде, и наконец Фин сказал:
— Позор нам, охотникам и кормильцам, что жены наши умеют добывать пищу, а мы нет! Не надо унижаться — не будем просить их открыть нам эту тайну. Но пусть один из нас останется здесь и все разузнает
без их ведома. А мы завтра уйдем охотиться на остров Скай.
Потом он повернулся к псарю Конену и сказал:
— Раскрой для нас эту тайну, Конен, и, когда мы вернемся, поведай нам, что узнаешь.
Конен  охотно согласился и, когда наутро все воины отправились на остров Скай, он остался. Влез на дерево, уселся па суку и, спрятавшись в листве, стал следить за женщинами.
Вскоре женщины вышли добывать себе пищу на завтрак. Конен увидел, как они рассыпались но горным склонам и собирают корни вереска, листья папоротника и сладкие побеги орешника. Все собранное они
потом сложили в огромный котел и разожгли под ним огонь. И вскоре от их варева пошли вкуснейшие запахи. Они защекотали ноздри Конен у, так что он даже чихнул, да с такой силой, что не удержался на суку
и со страшным грохотом хлопнулся на землю прямо в толпу женщин.
Они сразу догадались, что он спрятался, чтобы за ними следить, и очень рассердились па него.
— Если бы наши мужья поменьше гордились и чванились и сами попросили бы нас открыть им нашу тайну, мы с радостью открыли бы ее, — говорили они. — Но они, словно воры, захотели ее выкрасть.
Однако женщины боялись бешеных вспышек Конена, и особенно теперь, — ведь, как уже было сказано, каждый волос на его голове обладал силой взрослого мужчины, а с тех пор, как начался голод, Конена не
стригли.  Поэтому женщины не стали его упрекать и даже покормили своим варевом.
Но когда Конен после еды лег отдохнуть, такой сытый, каким не был уже много дней, женщины начали перешептываться и вскоре придумали, как его наказать за любопытство.
Они вбили в землю два кола по обеим сторонам его головы и обмотали колья его длинными волосами. Потом женщины отошли в сторону и все враз громко закричали и застонали.
Конен тотчас проснулся от этого гама и, решив спросонья, что подходят враги или что женщины попали в беду, вскочил на ноги, не успев даже открыть глаза.
И тут он громко взревел — ведь волосы его были так туго привязаны к кольям, что, внезапно вскочив, он вы¬рвал их вместе с кожей, и кровь заструилась но его плечам.  Конен обезумел от боли, рассвирепел и,
бросившись на женщин, загнал их в маленькую хижину и запер. Потом сложил у двери огромный костер из хвороста и валежника и поджег его. Он хотел, чтобы его мучительницы задохнулись в дыму,
Но когда пламя стало лизать нижний слой хвороста, один из воинов, что охотились на острове Скай, остановился на горном склоне и стал смотреть на узкий пролив между островом и побережьем Арднамёркана.
— Что это за столб дыма там поднялся? — сказал он. — Должно быть, женщины наши в опасности!
Тут все фейны в тревоге бросили охотиться и помчались спасать своих жен. Одним махом они перенеслись с горного склона на берег острова, а там воткнули свои длинные копья в землю и перепрыгнули через
пролив.
Один воин тогда погиб. Он не удержал в руках своего копья, упал, и воды навеки сомкнулись над ним. Этого воина звали Мак-ан-Рэдин, и с тех пор пролив между островом Скай и Арднамёрканом называется
Кол-Рэдин или Кайл-Рэй.
Но прочие воины с самим Фином во главе переправились благополучно. Они поспешили к хижине, где Конен запер их жен, затушили его костер, затоптали ногами тлеющий валежник и голыми руками растаскали
в стороны горящий хворост.
Женщины выбежали из хижины; слезы радости текли по их щекам. Фин выслушал их рассказ, потом повернулся к Конену и объявил, какую кару он должен понести.
— Ты повинен смерти, бешеный Конен, изрек он.  Этой кары требует справедливость.
Конен пал на колоени перед Фпном, а другие воины молча стояли вокруг.
— Раз уж я приговорен к смерти, могучий Фин, — вос-кликнул Конен, — даруй мне последнюю милость: пусть мне снесут голову твоим острым  мечом Мак-ан-Лайном, что разит метко — ударит, ничего целым
не оставит.  И пусть смертельный удар мне нанесет мой родной сын Гарб.  И голова моя перед казнью пусть будет лежать на твоей ляжке, Фин.
Фин согласился. И вот юный Гарб, хоть и с великим ужасом, приготовился выполнить желание отца. Тогда Фин взял семь толстых звериных шкур, семь вязанок хвороста и семь пластов серой древесной коры и
обнизал всем этим свою ляжку, чтобы защитить ее от острого лезвии Мак-ан-Л айна.
И когда все это было сделано, Конен подошел и положил голову на ляжку Фина,  а Гарб взял в руки громадный двуручный меч. Сталь сверкнула в воздухе, низверглась со свистом и отделила голову Конена от
тела одним точным ударом. И хотя ляжка Фина была защищена трижды семью покровами, кровь брызнула из его жил и потекла по вереску.
Гарб взглянул на отрубленную голову своего отца, громко вскрикнул и лишился рассудка.
— Где же фейны? Где мои собратья? — кричал он, никого не узнавая. — Должны же они отомстиь за смерть Конена!
Воины поняли, что Гарб помешался, и сказали ему, что все Воинство фейнов опустилось на дно моря. Тогда Гарб, громко взывая к Фину, побежал к берегу, бросился в воду и утонул.
Вскоре после этого стрелы фейнов снова стали попадать в оленей, а их охотничьи копья — пронзать вепрей, так что великий их голод пришел к концу.

0

71


Легенды Старой Англии, Шотландии и Ирландия

Бригита

http://sc.uploads.ru/t/AawhK.jpg

БРИГИТА ( брит, латинизированное Brigantia, от ирл. Ваrr, валлийск. bar, «вершина»)-  в кельтской мифологии богиня.

В Ирландии её именем иногда обозначались три женских персонажа, считавшиеся покровительницами  мудрости, искусства врачевания, кузнечного дела  и  плодородия, помогавшая женщинам во время родов.

Бригита  — дочь Дагды.   Жена бога Бреса, возглавлявшего Племена богини Дану. Культ ее был распространен по всей Ирландии и Британии, где ее чаще называли Бриганти .

Она представлялась иногда в виде птицы с человечьей головой, либо в виде трёх птиц — журавлей или петухов ( галльские памятники с изображением трёх журавлей на спине быка  — а также ирландский обычай зарывать живого цыплёнка у трёх ручьёв, чтобы снискать расположение христианской святой Бригитты).

Учитывая возможную параллель — ирландская  Дагда — галльская  Суцелл, не исключено соответствие между Бригитой  и галльской Нантосвельтой, также связанной с реками и ручьями. Иногда Бригиту  сближают с Минервой, культ которой имел, согласно Цезарю, широкое распространение  в  Галлии.

0

72

Легенды Крыма собраны самые чарующие, таинственные и интересные легенды, мифы и предания о Крыме.

Крым по праву считается одним из красивейших уголков. И чуть ли не каждый камень здесь овеян поэтическим сказанием. Это неслучайно. На протяжении многих веков крымскую землю потрясали бурные исторические события, оставившие на ней неизгладимые следы. Народ связал эти события с многочисленными памятниками материальной и духовной культуры, имеющимися в Крыму, и своеобразно отразил в различных легендах и мифах.

Существует множество легенд, связанных с историей Крыма, и мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми из них:

Ай-Савва

Их было три, три старых, почти слепых монаха. Таких старых, что забыли бы как их зовут, если бы не поминали каждый день за молитвой:

— Павло, Спиридо, Василевс.

Пришли татары, взяли крепость, сожгли Сугдею.

Кто уцелел, бежал в горы; разбежались и монахи.

Только Павло, Спиридо и Василевс остались у Ай-Саввы, у святого Саввы, потому что куда бежать, если не видишь, что на шаг впереди. И еще потому, что, когда долго живешь на одном месте, трудно с ним расстаться.

В тот год раньше времени настала студная зима и покрылись крылья Куш-кая, Сокол-горы снежным пухом. Сильнее прежнего гудел Сугдейский залив прибоем волн; плакал, взвизгивая, острый ветер ущелья; по ночам выл зверь у самой церковной ограды. А перед днем Рождества налетела снежная буря и не могли старцы выйти из своих келий, чтобы помолиться в церкви.

Уже несколько дней не встречались они и не знали — живы ли или нет.

Но в праздник Василевс, менее старый, чем другие, ударил в церковное било и когда на зов его никто не отозвался, догадался, что Павло и Спиридо оставили его одного навсегда.

Стоят рядом кони, не думают один о другом, а уведут одного — скучает другой.

Взгрустнулось Василевсу. Видно близок и его час.

— Савва, преподобный отец, — молился Василевс, опустившись на церковную плиту, и думал о близком конце.

Но стих ураган, и в церковное оконце залетел солнечный луч.

Обрадовался ему Василевс. — Может быть, еще поживу.

Придет весна, запоет в лесу хоралом птиц, закадит перед Творцом благоуханием земли.

— Докса си, Кирие, докса си. Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Так думал Василевс и улыбнулся своей мысли.

— И хора инэ одельфи дие липие.

— Радость и печаль — сестры, только одна стоит впереди и не хочет оглянуться на другую, пока не случится.

Распахнулась тяжелая дверь. Оглянулся Василевс.

У входа сверкнули мечи.

— Вот монах, — крикнул передовой, и рванул Василевса за руку, чтобы показал, где скрыты богатства.

Потянулся Василевс взглядом к алтарю. Он последний, кто служил перед ним, кто благодарил Творца за радость жизни.

Убьют его, запустеет храм, рухнут стены.

И воззвал к Савве, чтобы спас обитель.

Точно спала на миг пелена с глаз, озарилась церковь лучистым светом, и из-за престольного камня поднялся в свете высокий старик.

И когда напавший ударил Василевса мечом и брызнула на пол его кровь, светлый старик коснулся рукой престольного камня.

И из него истек источник живой воды.

— Мегас и Кирие, ке фавмаста та ерга су. Велик Ты, Господь, и чудны дела Твои.

* * *

Прошли тысячи зим мягких и суровых, забыли в Айса-вах о святом Савве, а источник бежит по-прежнему из-под престольного камня и там, где пробегает светлый ключ — растут цветы и плоды, и радуется человек.

+1

73


Мифы и легенды Индии

От «Вед» к «Панчатанатре» «О том, что было в начале»

В начале не было ни сущего,, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним. Не было ни смерти, ни бессмертия. Не было дня и ночи. Но было нечто, что дышало, не колебля воздуха. И не было ничего, кроме него. Мир был сокрыт мраком. Все было неразличимой пучиной, пустотой, порожденной силой жара. Первым пришло желание, семя мысли. Потом появились боги. Но создали ли они мир? Откуда это творение появилось? Не создало ли оно себя само? Надзирающий над миром в выевшем мире может об этом знать, а может и не знать.

Воды возникли ранее всех иных творений. Они породили огонь. Огнем же в них рождено Золотое яйцо. Неведомо, сколько лет оно плавало в безбрежном и* бездонном океане. Из Золотого зародыша в яйце возник Прародитель Брахма. Он расколол яйцо. Верхняя часть скорлупы стала небом, нижняя — землей, а между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле, плавающей среди вод, он определил страны света, положил начала времени. Так была создана вселенная.

Оглядев все вокруг, Брахма увидел, что он один. И стало ему страшно. Поэтому он силой мысли породил из своих глаз, своих уст, правого и левого уха, из ноздрей шестерых сыновей. От них пошли боги, демоны, люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа, населяющие все три мира.

Передав власть богам и демонам, Брахма отправился отдыхать в тени, под ветвями шелковичного дерева. Отдых Брахмы, его «день», будет длиться миллиарды лет, пока не придет «ночь Брахмы» и созданный им мир вновь не станет огромной массой воды, которой придется ждать своего часа, рождения нового мирового яйца и появления нового творца Брахмы.

Сначала не было ничего живого, кроме первочеловека, тысячеголового, тысячеглазого, тысяченогого гиганта Пуруши. Лежал он, прикрыв землю своим огромным телом, и еще возвышался над нею на десять пальцев. Ведь Пуруша — это вселенная, которая была и которая будет. Таковы его величина и величие. Подступили к Пуруше боги, привязали, как животное при жертвоприношении, облили маслом и разделили на части. Его рот стал брахманом, руки сделались кшатрием, бедра — вайшьей, из ступней ног возник шудра. Луна родилась из его души, из глаз — солнце, из уст — Индра и Агни, из дыхания родился ветер, из пупа — воздушное пространство, из головы — небо, из ног — почва, из уха — стороны света. Так из первочеловека возникли миры.

+1

74

Легенда Ловца Снов

Давным-давно, когда мир ещё был молод, старец-шаман из племени Лакота был высоко в горах, где ему пришло видение. В этом видении, Иктоми, Великий Шаман и Учитель Мудрости, предстал перед ним в обличии паука. Иктоми говорил с ним на сокровенном языке. Во время разговора, Иктоми поднял ивовый обруч старца, на который были прицеплены перья, конский хвост, бусы и начал плести паутину.

Он говорил старому шаману о циклах жизни; о том, что мы начинаем жизнь детьми, пройдя детство, мы взрослеем. После чего мы, обычно, старимся, и за нами снова приходится ухаживать, как за детьми, завершая цикл.

- Но, – сказал Иктоми, продолжая плести паутину. – В каждый момент жизни мы сталкиваемся с множеством сил, и некоторые могут нам мешать, некоторые, наоборот могут помочь.

Если ты будешь прислушиваться к добрым силам, откроешься им, то они с радостью помогут тебе идти в нужном направлении.

Он говорил, продолжая плести паутину.

Когда Иктоми закончил повествовать, он подал шаману паутину и сказал:
- Эта паутина – идеальный круг с дырой в центре. Используй паутину, чтобы помочь своему народу достичь их цели, черпая из источника идей, видений, мечтаний и снов .

Паутина будет ловить добрые идеи, а ненужные будут проходить сквозь дыру.

Старый шаман передал видение своему народу, и с тех пор многие индейцы вешали Ловец Снов над своей постелью чтобы отсеять сны и видения.

Добрые ловятся в паутину жизни и несутся людьми, а другие отделяются от снов, проскальзывая сквозь дыру в середине паутины, и перестают быть частью их жизни.

“Знание Ловца Снов”

Воздух ночи наполнен сновидениями. Как полезными, так и ненужными. Когда вы вешаете Ловца Снов в месте отдыха, он отлавливает проплывающие мимо сны. Добрые сны знают дорогу и попадают через внешние дыры сновидящему, соскальзывая по перьям с такой мягкостью, что сновидящий зачастую и не подозревает, что спит.

Ненужные сны не обладают этим знанием и запутываются в паутине, а потом растворяются в первых лучах утреннего солнца.http://sd.uploads.ru/t/Ej9Tl.gif

+1

75

Легенда про Аничков мост и статую Человека, укрощающего коня

http://sf.uploads.ru/t/5qfRS.jpg

Легенда про Аничков мост
Аничков мост, расположенный на Невском проспекте, без преувеличения является одним из самых посещаемых мостов Санкт-Петербурга. Высокие достижения инженерной мысли сделали четыре скульптурные композиции настоящим шедевром, который можно сравнить с самыми известными достижениями специалистов мирового уровня.

Аничков мост и статую ЧеловекаСкульптурная композиция «Человек, укрощающий коня», одни из самых знаменитых достопримечательностей в Санкт-Петербурге.

Существует легенда, согласно которой барон Петр Карлович Клодт, ваятель, был в фаворе у царя Николая I, который просто обожал верховую езду.

И один раз, когда скульптор катался на лошади в свите царя, его лошадь внезапно понесла, да так, что Петр Карлович очутился впереди императора, нарушив придворный этикет. Но Николай I лишь заявил с иронией, что у ваятеля лучше получается создавать статуи лошадей, чем кататься на них.

Аничков мост и статую ЧеловекаСуществует и иная версия этой легенды. В этом варианте несчастный барон также обогнал Николая I, который возглавлял кавалькаду по Невскому проспекту. И тот момент, когда барон обогнал императора, они были на Аничковом мосту. И тогда император сказал ему: "Ради этих - прощаю!" И барон не пострадал.

0

76

Легенды Петербурга  http://sf.uploads.ru/t/aP6Yi.gif

Легенда об основании города

Легенда об основании Санкт-Петербурга гласит, что 16 мая 1703 года Петр I осматривал отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли. Прогуливаясь по острову Ени-саари (ныне Заячий остров) Петр вдруг остановился, вырезал два дерна, положил их крестом и сказал: «Здесь быть городу»! Место, на котором он принял историческое решение, Петр приказал отметить каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем». В это время в небе появился орел и начал парить над царем, он следовал за Петром повсюду, а затем исчез. После закладки города Петр I приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда ворота были возведены, орел появился вновь и опустился на перекладину ворот. Когда Петр в первый раз прошел под воротами, орел сел на его плечо, и с тех пор постоянно был рядом с императором.

Орел - это посланец богов, символ силы в мифологиях различных народов мира. То, что во время основания города появилась эта птица подтверждает божественное происхождение самого царя и его города.

Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.

0

77

Легенда о том,  что Санкт-Петербург был назван в честь основателя

Многие полагают, что город Санкт-Петербург назван в честь своего великого основателя Петра I, однако это не так.
Это даже не совсем легенда, а скорее обычное заблуждение, которое основано на незнании фактов и совпадении имен.

Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в Петров день. Еще задолго до основания города Петр I мечтал назвать крепость в честь своего небесного покровителя. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.

Мечта Петра осуществилась, Санкт-Петербургская крепость выросла не невских берегах и дала имя городу.

В XX веке Санкт-Петербург трижды менял имя (Санкт-Петербург  – Петроград - Ленинград) и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской/

A городу вернулось название - Санкт-Петербург, которое ему дал его основатель - Петр I. http://sd.uploads.ru/t/VpxQw.gif

0

78

Финские легенды об основании Петербурга

«Санкт-Петербург не мог быть построен на таком топком, гибельном, проклятом Богом болоте известными в то время способами строительства. Он бы просто утонул по частям. И поэтому его целиком возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком опустили на землю».
«Петербург строил богатырь на пучине. Построил первый дом своего города — пучина его поглотила. Богатырь строит второй дом — та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом, и третий дом съедает злая пучина. Тогда богатырь задумался, нахмурил свои черные брови, наморщил свой широкий лоб, а в черных больших глазах загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и придумал. Растопырил он свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой город и опустил на пучину. Съесть целый город пучина не смогла, она должна была покориться, и город Петра остался цел».

0

79

Легенда о короне  http://sd.uploads.ru/t/qbf1x.gif

Архимед, один из величайших ученых Древней Греции, блестящий математик и механик, жил в Сиракузах в III веке до н. э. В то время в Сиракузах правил царь Гиерон. Однажды Гиерон, получив от мастеров заказанную им золотую корону, усомнился в их честности; ему показалось, что они утаили часть золота, выданного на ее изготовление, и заменили его серебром. Но как уличить ювелиров в подделке? Вызвал Гиерон Архимеда, к тому времени уже прославившегося остроумными решениями многих проблем, и поручил ему определить, есть ли в золотой короне примесь серебра. Сейчас такая задача по плечу даже школьнику. Удельный вес каждого из металлов есть в любом справочнике, определить удельный вес сплава совсем не трудно: взял образец, взвесил его, потом опустил в воду и определил объем вытесненной им жидкости, поделил первое число на второе и по соотношению удельных весов нашел долю каждого металла. Вот и вся премудрость. Но 2200 лет назад Архимед, выйдя после царской аудиенции, даже не знал, что такое удельный вес. Задача перед ним стояла в самом общем виде, и никаких конкретных путей ее решения он найти не мог. Но искал их. Искал постоянно, не переставая думать об этом, когда занимался другими делами. Иначе, если бы выкидывал ее из головы всякий раз, как прекращал работу, не могло бы произойти то прямо-таки сказочное событие, которое и легло в основу легенды.

Случилось оно, как говорят, в бане. Бани в то время представляли собой место не только для мытья, но и для светских встреч, развлечений, спортивных игр. Поначалу Архимед, наверное, поупражнялся гирями, потом зашел в парильню, там его помассировали, потом он поговорил с друзьями, может быть рассказал им о своем последнем посещении царя Гиерона – прием у царя всегда событие, – не исключено, что поведал о его задаче и посетовал на трудность решения. А потом он, как и полагается, намылился золой и полез в ванну. И вот тут-то и случилось главное. Собственно, ничего нового не случилось, произошло то, что бывает всякий раз, когда любой человек, даже не ученый, садится в любую, даже не мраморную ванну – вода в ней поднимается. Но то, на что обычно Архимед не обращал никакого внимания, вдруг заинтересовало его. Он привстал – уровень воды опустился, он снова сел – вода поднялась; причем поднималась она по мере погружения тела. И вот в этот миг Архимеда осенило. Он усмотрел в десятке раз проведенном опыте намек на то, как объем тела связан с его весом. И понял, что задача царя Гиерона разрешима. И так обрадовался своей случайной находке, что как был – голый, с остатками золы на теле – побежал домой через город, оглашая улицу криками: «Эврика! Эврика!»

0

80

Семь спящих отроков Эфесских

http://sf.uploads.ru/t/wuUMa.jpg
Русская икона XIX века

Рождение
Эфес, III в. н.э.

Главная святыня
Пещеры в Эфесе и Аммане

День памяти
4 августа и 22 октября (правосл.), 27 июля (католич).

Покровитель

страдающих бессонницей (правосл.)

Семь отроков Эфесских, (Семь спящих отроков; Семь святых отроков, иже во Ефесе; Семь отроков, во Эфесе спящих)  — христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе

Мученичество

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (Деций Траян) (249—251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион — встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом[1]), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. Когда в V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. (Еретиков заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?». Существовало также мнение «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха»).
Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест — время гонения на христиан уже давно прошло.

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Богословское толкование

Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его.

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, — тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною»

Почитание

В православии

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября.

Эта дата утвердилась не сразу: так, одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому — 7 августа, а по Иерусалимскому — 4 августа.[5]

Один из немногих православных храмов, названных в честь Семи отроков Ефесских, находится на территории старого «Завального» кладбища в городе Тобольске (Тюменская область).
В католицизме

В католицизме отроков вспоминают 27 июня. Исключение составляют регион Регенсбурге (12 сентября) и Аквилея, Зальцбург и Пассау (13 сентября).

В исламе

Почитаемый мусульманами как пророк Мухаммед вероятно хорошо был знаком с преданием о семи спящих отроках, спасённых Господом от преследований за веру. Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания, о котором было известно жителям древних населённых пунктов на территории современного Аммана ещё до утверждения в этом городе ислама. Именно в Аммане и в наши дни показывают пещеру отроков (Асхаб ал-кахф, Ashâb al-Kahf, «те, кто в пещере»).

В суре рассказывается об отроках, заснувших в пещере. Этот рассказ запутан и труднодоступен для понимания. Срок сна составляет 309 лет. Указаний на конкретное место сна отроков в тексте нет. Имена юношей даются в комментариях Ат-Табари, который указывает, что отроков было шесть, и они проходили военную службу на территории Сирии (именно поэтому их пещера в Аммане, а не в Эфесе). Седьмым был пастух Антоний с собакой, которых отроки встретили по пути в пещеру, и который к ним присоединился. Замахшари считает, что событие произошло в Тарсусе.

В Коране местонахождение пещеры точно не указано, но детали рассказа дают возможность предположить, что имеется в виду не эфесская пещера, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания.

Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания. В среде моряков пользовались популярностью каллиграфические композиции в виде корабля, составленные из имён семи отроков и, по мусульманской версии, уснувшей с ними в пещере собаки по имени Китмир. В некоторых мусульманских странах имя Китмир также надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи.

Научный анализ

Распространение легенды

Легенда распространялась из Эфеса. Уже в V веке она широко разошлась в Малой Азии и Сирии. Самым древним сохранившимся источником называют сирийский текст монаха по имени Иаков из Сарука (V век), написавшим гомилию, вошедшую в Acta Sanctorum и повлиявшую на тексты на других восточных языках. Этот же сюжет о спящих отроках встречается в житии Паисия Великого, написанном преподобным Иоанном Коловым (V век). Другая версия VI века встречается в сирийском манускрипте в Британском музее (Cat. Syr. Mss, p. 1090), там названо 8 спящих.

Среди византийских авторов её использует Симеон Метафраст, работавший на сирийском материале и создавший её греческий вариант в своих «Житиях святых» под месяцем июлем. Православная традиция основывается именно на этом варианте.

На Западе — в изложении на латинском языке, она известна с VI века (её сообщает Григорий Турский, опирающийся на Колобо, помещая в свою «De gloria martyrum» с указанием, что легенду ему рассказал некий сириец), а в VIII в. — Павел Диакон в своей «Истории Лангобардов». Павел Диакон помещает место действия в Германию: «На самой далёкой окраине Германии, на северо-западе, на берегу океана есть пещера под скалой, где с незапамятных времён спят семь отроков». Существует англо-нормандская поэма «Li set dormanz» («Семеро спящих»), написанная неким Шардри (Chardry). Но особую популярность она приобретает во времена крестовых походов. Её изложение находится и в «Золотой легенде» Якова Ворагинского. В «Римский мартиролог» история вошла под датой 27 июля, когда отроки и стали поминаться в католичестве.

Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире — её использует Мухаммед в Коране.

Фольклорность сюжета

Данная история является одним из многих рассказов о людях, которые заснули, а проснувшись, убедились, что их мир изменился.

Иаков из Сарука даёт продолжительность сна отроков в 372 года. Сообразуясь с хронологией правления императоров, срок сна подчас сокращают до 193 или 187 лет.

Аналогичные истории:

    Талмуд: легенда о Хони, спавшем с момента разрушения Иерусалимского храма до конца вавилонского пленения.
    Аристотель: история о спящих в Сарде (Phys., IV, xi)
    Фридрих Барбаросса — и другие истории о заснувших королях под горой (см. Король под горой).
    Рип ван Винкль — персонаж, созданный под влиянием истории об отроках и короле под горой.

Упоминают также близость легенды со встречающимися в ряде евразийских легенд историей происхождения созвездия Большой Медведицы, звезды которой трактуются как 7 мужчин и одна собака — звезда Алькор

0