"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ и МИФЫ

Сообщений 101 страница 120 из 122

1

Здесь:
Легенды и Мифы народов мира.
Городские легенды.

Легенды и мифы Крыма
Мифы и легенды Санкт-Петербурга
Москва. Городские легенды
Легенды и сказки разных стран

http://s5.uploads.ru/t/depFO.jpg

Мифы древних народов - это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Предания и легенды

Предания – устные прозаические рассказы или сказания об отдельных исторических деятелях, вымышленных или реально живших, о памятных событиях, истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников, происхождении родовых объединений.

Легенды
– устный народный рассказ, повествование о чем либо достоверном, но основанный на фантастическом вымысле. Если в предании рассказывается в основном о прошлом, то в легенде рассказ идет и о прошлом и о настоящем.

+2

101

Библейская легенда о Самсоне и Далиле .

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3a/Oscar_Pereira_da_Silva_-_Sans%C3%A3o_e_Dalila%2C_1893.jpg/800px-Oscar_Pereira_da_Silva_-_Sans%C3%A3o_e_Dalila%2C_1893.jpg
Oscar Pereira da Silva (1865–1939)

Через несколько дней блудница вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз.

"И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди"(Суд.16:15-17)

«И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его»  (Суд.16:19)

                                             http://os1.i.ua/3/1/9104580_54cce31.gif

Библейская легенда о Самсоне и Далиле .

Упорными противниками израильтян в течение долгого времени оставались филистимляне, расселившиеся, как уже говорилось выше, в первой половине XII в до Р. Х. в приморской части Ханаана. Их городами здесь стали Аскалон, Газа, Азот, Екрон и Геф. Единого государства филистимляне не создали. Во главе каждого города стоял свой правитель, носивший титул серена (обычно его переводят словом «царь»). Все города считались равноправными и независимыми. Их союз имел, прежде всего, религиозное значение. (Филистимляне верили во многих богов, но главным из них считался Дагон; его храм находился в Азоте.) Важнейшие вопросы решались на собрании всех правителей.
Филистимляне были воинственным и энергичным народом. Имея на вооружении железное оружие и множество колесниц, они повели решительное наступление на внутренние районы Ханаана, захватили Мегиддо, Лахис, Вефиль, Гезер, обложили данью почти все израильские колена и распространили своё владычество даже на Заиорданье. Влияние филистимлян было так велико, что сама страна, которая раньше считалась частью Ханаана, именно от этого народа получила своё нынешнее название (филистимляне именовали себя пелиштим; отсюда пошло греческое слово «Палестина»). К сожалению, собственные исторические хроники филистимлян не сохранились. Большинство наших сведений об этом интересном народе мы черпаем из еврейских преданий. Израильтянам пришлось много претерпеть от филистимлян. Воспоминания об ожесточённой борьбе с ними составили основу их дружинного эпоса, одним из главных героев которого стал знаменитый богатырь Самсон.
Евреи попали в рабство к филистимлянам вскоре после смерти Иеффая и платили им дань на протяжении сорока лет. В те времена жил человек из колена Данова по имени Маной, и не было у него детей. Однажды ангел Божий явился к его жене и сказал ей: «Скоро ты родишь сына, который от самого рождения будет посвящён Господу. Он начнёт спасать евреев от рабства филистимлянского. Смотри же, не стриги сына своего, так как не должна бритва касаться его волос от самого рождения до последних дней его жизни».
Женщина пошла и рассказала обо всём своему мужу. Маной стал молиться Богу и сказал: «Господи! Пусть придёт опять к нам ангел Твой, которого Ты посылал, и научит нас, что нам делать с младенцем и как его воспитывать». Господь услышал голос Маноя, и ангел Божий опять пришёл к его жене, когда она была в поле. Женщина побежала за Маноем и привела его, говоря: «Пришёл тот, кто в прошлый раз предрёк мне, что я должна родить сына». Маной спросил у ангела: «Если исполнится слово твоё, как нам поступить с нашим сыном и что нам делать с ним?» Ангел отвечал: «Пусть он не пьёт вина, не ест ничего нечистого и пусть не стрижёт своих волос, так как в них будет скрыта вся его сила». Сказав так, ангел Божий вознёсся на небо, а Маной и жена его пали перед ним на землю. Вскоре у них родился сын, которого назвали Самсоном.
Когда Самсон вырос, он увидел однажды в Фимнафе красивую женщину-филистимлянку, и она понравилась ему. Самсон сказал родителям: «Я видел в Фимнафе женщину из дочерей филистимлянских; возьмите её мне в жёны». Отец и мать отвечали ему: «Разве нет достойных женщин среди евреек, что ты хочешь взять в жёны филистимлянку?» Но Самсон стоял на своём и сказал отцу: «Её возьми мне, потому что она мне понравилась».
Немного погодя, Самсон пошёл опять в Фимнафу и повстречал по дороге молодого льва. Он бросился на хищника и растерзал его, как козлёнка, хотя у него не было никакого оружия. Потом Самсон пришёл в Фимнафу и поговорил с той женщиной, что ему понравилась. Она согласилась выйти за него замуж. Через несколько дней Самсон отправился на свадьбу и проходил опять мимо трупа льва, убитого им накануне. Тут он увидел, что в львином трупе поселился рой пчёл, которые успели уже собрать достаточно мёду. Самсон съел мёд и пошёл дальше. Придя в Фимнафу, он устроил семидневный пир, как обыкновенно делают женихи. На том пиру было тридцать филистимлян. Самсон сказал им: «Я загадаю вам загадку; если вы отгадаете мне её в семь дней и отгадаете верно, то я дам вам тридцать рубашек из тонкого полона и тридцать плащей. А если не сможете отгадать, то вы отдадите мне тридцать рубашек и тридцать плащей». Филистимляне отвечали: «Загадывай свою загадку, мы согласны». Самсон сказал им: «Ответьте, что это такое: из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое».
Филистимляне долго думали над загадкой и не могли её отгадать. Тогда они подступили к жене Самсона и потребовали у неё: «Выведай у своего мужа разгадку; иначе сожжём огнём и тебя и дом твоего отца». Жена Самсона стала плакать и говорила ему: «Раз ты таишься от меня, значит не любишь! Скажи мне, как могло из ядущего выйти ядомое, а из сильного сладкое?» Самсон не хотел открывать ей свой секрет, но она плакала перед ним все те дни, что продолжался свадебный пир. Наконец он уступил и рассказал ей обо всём, что случилось со львом и в чём сокровенная суть загадки. Она тут же открыла её филистимлянам, гостившим на свадьбе. В седьмой день филистимляне сказали Самсону: «Из убитого могучего льва получился мёд — вот разгадка». Самсон понял, что жена предала его, и разгневался на неё. Он отправился в филистимляне кий город Аскалон, убил там тридцать человек, снял с них одежды и отдал разгадавшим загадку. После этого Самсон не стал больше разговаривать с женой и ушёл домой. Отец девушки, решив, что он рассорился с ним окончательно, выдал дочь за другого.
Через несколько дней, во время жатвы пшеницы, Самсон пришёл повидаться со своей женой, но отец её сказал: «Я подумал, что ты возненавидел мою дочь и больше никогда не вернёшься к ней, поэтому я отдал её в жёны другому». Самсон разгневался и воскликнул: «Прав я буду, если отплачу филистимлянам злом на зло». Он пошёл, поймал триста лисиц, связал по две вместе и привязал по факелу между ними. Затем он зажёг факелы и пустил лисиц на поля филистимлянские. Объятые ужасом лисы помчались прочь, всюду разнося огонь. И сгорели за одну ночь у филистимлян их хлеба, виноградники и маслины.
Филистимляне стали расследовать, кто нанёс им такой урон, и дознались, что это дело рук Самсона. Тогда они пошли в Фимнафу, убили его жену, а дом её отца сожгли. Потом филистимляне узнали, что Самсон скрывается на скале Етам, и сказали евреям из колена Иудиного: «Пойдите и приведите к нам Самсона, иначе мы вам отомстим за те обиды, что он нанёс нам». Три тысячи иудеев пошли к скале и сказали Самсону: «Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? Зачем ты задираешь их, словно один можешь осилить целый народ? И кому от этого будет польза? Вот, ты сжёг их поля, а они обещают с нас взыскать свои убытки, если мы не приведём тебя к ним». Самсон отвечал: «Я сдамся вам и позволю отвести себя к филистимлянам, но поклянитесь, что не убьёте меня». Иудеи сказали: «Нет, мы только свяжем тебя, а убивать не будем, ибо нам это ни к чему». Самсон отдался им. Они связали его двумя крепкими верёвками и повели к Лехе.
Когда филистимляне увидели Самсона, то очень обрадовались. Самсон же двинул руками и легко разорвал верёвки, словно они были сделаны из перегоревшего льна. Он увидел свежую ослиную челюсть, валявшуюся у дороги, схватил её и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал жажду, такую сильную, что в изнеможении упал на землю и сказал: «Господи, иссякли мои силы, если не напьюсь сейчас воды, то одолеют меня филистимляне». И разверз Бог яму в Лехе, из которой хлынула вода. Самсон напился, и возвратилась к нему прежняя мощь. Филистимляне в ужасе бежали перед ним, а в дальнейшем боялись даже приблизиться к нему, так страшен он им казался. Самсон ходил свободно по всей земле еврейской и филистимлянской, и никто не смел тронуть его. Евреи между тем славили Самсона и избрали его своим судьёй.
Однажды филистимляне хотели схватить Самсона в Газе, так как знали, что он ночует в одном из домов, и с этой целью заперли городские ворота. Самсон встал в полночь, выломал створки ворот вместе с обоими косяками и запором, положил их на плечи и унёс с собой на вершину горы. Так чудовищно велика была его сила!
Самсон полюбил филистимлянку Далиду и часто бывал у неё. Старейшины филистимлянские узнали об этом, пришли к Далиде и велели ей: «Выведай у Самсона, в чём его сила и как нам одолеть его. За это мы дадим тебе столько серебра, что ты до старости не будешь знать нужды».
Далида согласилась и спросила Самсона: «Скажи мне, в чём твоя сила и как можно усмирить тебя?» Самсон отвечал: «Если свяжут меня семью сырыми тетивами, то я сделаюсь бессилен и буду как все прочие люди». Далида связала Самсона ночью семью сырыми тетивами и крикнула: «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Он вскочил с постели и разорвал все тетивы, словно это были нитки. Далида сказала: «Ты обманул меня и говорил мне ложь; открой же теперь правду — в чём твоя сила?» Он отвечал ей: «Если свяжут меня новыми верёвками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как прочие люди». Далида ночью взяла новые верёвки, связала его и крикнула: «Самсон! Филистимляне идут на тебя!» Он вскочил и разорвал верёвки так легко, что даже не заметил их. Далида упрекнула Самсона: «Ты опять обманываешь меня и говоришь мне ложь; открой, наконец, — в чём твоя сила?». Он сказал: «Если ты сплетёшь мои волосы в семь кос и прибьёшь их гвоздями к доске, то я буду бессилен как прочие люди». Далида усыпила его на своих коленях, а когда он уснул, заплела его волосы в семь кос и прибила их к колоде. Потом она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» Он проснулся и вырвал свои волосы из колоды. Далида рассердилась: «Ты постоянно говоришь о своей любви ко мне, а между тем уже три раза обманул меня и не раскрыл своего секрета!»
И она так приставала к нему, домогаясь правды, что Самсону пришлось уступить. «Знай! — сказал он, — что моя сила в моих волосах! Никто и никогда не стриг меня во все дни моей жизни, и бритва ещё ни разу не касалась моих волос, так как я с самого рождения посвящён Господу. Если же меня остричь, вся моя сила уйдёт; я сделаюсь слаб и буду как прочие люди». Далида поняла, что Самсон на этот раз говорит всерьёз. Она пригласила в дом старейшин филистимлянских, а Самсона усыпила на своих коленях. Пока он спал, она обрила его голову и крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» Он пробудился от сна и сказал: «Пойду, как и прежде, и побью их». Но филистимляне набросились на него и связали. Самсон не мог освободиться от них, потому что стал слабым и бессильным.
Филистимляне выкололи Самсону глаза, привели его в Газу, сковали ему руки и ноги цепями и заставили молоть зерно в тюрьме. Так работал Самсон на филистимлян. Между тем волосы на его голове начали отрастать и сила его понемногу возвращалась.
Однажды старейшины филистимлянские собрались в храме, чтобы принести великую жертву своему богу Дагону и повеселиться. Они сказали: «Приведите Самсона из темницы, пусть он позабавит нас!» Самсона привели, и он забавлял их, стоя во дворе, а они смотрели на него с крыши храма. Потом Самсона поставили между столбами, которые подпирали крышу. Он попросил мальчика, водившего его повсюду: «Подведи меня к тем столбам, что держат весь дом, и дай прислониться к ним». Мальчик так и сделал. Храм же был полон мужчин и женщин: там были все старейшины филистимлянские, а с ними до трёх тысяч знатных мужей со своими жёнами. Самсон воззвал к Богу и сказал: «Господи! Дай мне хотя бы на одно мгновение мои прежние силы, чтобы я мог отомстить филистимлянам за свою слепоту!» И вернулась к Самсону его прежняя сила. Он упёрся руками в два столба, поддерживавших дом, и сдвинул их с места. И сказал Самсон: «Умри душа моя вместе с филистимлянами!» Храм обрушился на людей, бывших внутри и на крыше, похоронив под своими обломками самого Самсона и множество филистимлян. Убитых в тот день было больше, чем Самсон успел истребить за всю свою жизнь.

+1

102

Городские легенды — Москва Сталинские высотки.


http://sd.uploads.ru/t/8l6NL.jpg
Случайность или нет, что знаменитые Сталинские высотки имеют форму пирамид? Это было нововведение вождя народов или в Москве и до Сталина воздвигали подобные сооружения?

Страна: Россия

Режиссер: Телеканал ТВ3

Жанр: Документальный, исторический

Продолжительность: 00:40:38

Год выпуска: 2008

Описание: Документальный  цикл «Городские Легенды», сочетающий в себе как документальные  материалы, так и реконструкции событий, знакомит зрителей с загадочными  местами России, а также наиболее интересными точками на современной  «мистической карте» нашей страны.

Фильмы цикла рассказывают о  загадочных исторических фактах, не имеющие однозначного толкования и  необъяснимые с точки зрения сегодняшних научных представлений. Понятие  загадки и мистики, чуда не рассматривается создателями программы с точки  зрения философии или религии, для них чудо – явление, противоречащее  законам природы, нечто необъяснимое, небывалое, сверхъестественное и  фантастическое.

Каждый фильм, представленный в цикле, посвящен  определенному месту и необыкновенному событию или цепочке событий,  связанной с этим местом. Отголоски историй, независимо от времени,  когда они произошли, слышны и сегодня.

=Spoiler написал(а):

+1

103

Легенды Крыма - самые чарующие, таинственные и интересные легенды, мифы и предания о Крыме.

Крым по праву считается одним из красивейших уголков. И чуть ли не каждый камень здесь овеян поэтическим сказанием. Это неслучайно. На протяжении многих веков крымскую землю потрясали бурные исторические события, оставившие на ней неизгладимые следы. Народ связал эти события с многочисленными памятниками материальной и духовной культуры, имеющимися в Крыму, и своеобразно отразил в различных легендах и мифах.

Существует множество легенд, связанных с историей Крыма, и мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми из них:

Гибель Гирея (Старый Крым)

Золото и женщина — две гибели, которые ждут человека, когда в дело вмешивается Шайтан. Если высохла душа, дряблым стало тело — тогда золою. Если кипит еще кровь, и не погас огонь во взоре — тогда женщина. Шайтан знает, как кому угодить, чтобы потом лучше посмеяться.

Казалось, не было на земле хана умнее солгатского, казалось, могущественный Арслан-Гирей имел все, чтобы быть довольным. Сто три жены и двести наложниц, дворец из мрамора и порфира, сады и кофейни, бесчисленные табуны лошадей и отары овец Что еще было желать? Казалось так.

Но по ночам приходил к Гирею кто-то и тревожил его мысль:

— Все есть, только мало золота

— Откуда взять много золота? — спрашивал сам себя Гирей. И не спал до утра.

И вот раз, когда пришли к нему беки, велел им созвать мудрецов со всего ханства. Не знали беки — для чего, и каждый привел своего приятеля, хоть бы он и не был мудрец:

— Средство хочу, — объявил хан, — чтобы камень золотом становился.

Подумали беки и мудрецы: «Помешался хан, если бы можно было так сделать, давно бы люди сделали». Однако сказали «Воля падишаха священна Дай срок». Через неделю попросили «Если можешь, подожди». А через две недели, когда открыли рот, чтобы просить нового срока, хан их прогнал. Умный был хан.

— Пойду сам поискать в народе мудреца, — решил он.

Беки отговаривали: «Не следует хану ходить в народ. Мало ли что может случиться. Может услыхать хан такое, чего не должно слышать благородное ухо».

— Все же пойду.

Оделся дервишем и пошел. Правду сказали беки. Много обидного услышал Гирей и о себе и о беках, пока бродил по солгатским базарам и кофейням. Говорили и о последней его затее:

— Помешался хан, из камня золото захотел сделать.

А иные добавляли:

— Позвал бы нашего Кямил-джинджи, может быть, что и вышло.

— А где живет Кямил-джинджи?

И хан пошел к колдуну; рассказал ему, чего хочет. Долго молчал джинджи.

— Ну, что же?

— Трудно будет... Если все сделаешь, как скажу, может, что и выйдет.

— Сделаю.

И хан поклялся великою клятвою:

— Да ослабеют все три печени, если не сделаю так. И повторил:

— Уч талак бош олсун.

Тогда сели в арбу и поехали. Восемь дней ехали. На девятый подъехали к Керченской горе.

— Теперь пойдем.

Шли в гору, пока не стала расти тень. А когда остановились, джинджи начал читать заклинание. На девятом слове открылся камень и покатился в глубину, а за ним две змеи, шипя, ушли в подземный ход. Светилась чешуя змей лунным светом, и увидел хан по стенам подземелья нагих людей, пляшущих козлиный танец.

— Теперь уже близко. Повторяй за мной: Хел-хала-хал.

И как только хан повторил эти слова, упали впереди железные ворота, и хан вошел в другой мир. Раздвинулись стены подземелья, бриллиантами заискрились серебряные потолки. Стоял хан на груде червонцев, и целые тучи их неслись мимо него. Поднялся из земли золотой камень; кругом зажглись рубиновые огни, и среди них хан увидел девушку, которая лежала на листе лотоса. Завыла черная собака; вздрогнул джинджи. — Не смотри на нее.

Но хан смотрел, зачарованный. Потускнели для него бриллианты; грубой медью казалось золото, ничтожными все сокровища мира. Не слышал Гирей ее голоса, но все в душе у него пело, пело песнь нежную, как аромат цветущего винограда. — Скорей возьми у ног ее ветку, — бросился к нему джинджи, — и все богатства мира в твоих руках.

Поднялась с ложа царевна.

— Арслан-Гирей не омрачит своей памяти, похитив у девушки ее чары.

Он был храбр, чтобы прийти, и, придя, он полюбил меня. И останется со мной.

Потянулись уста царевны навстречу хану, заколебался воздух. Полетели золотые искры, вынесли джинджи из недр Керченской горы и перебросили его на солгатский базар. Окружили его люди.

— Слышал? Пропал наш хан, — говорили ему. — Жаль Арслан-Гирея.

Но джинджи тихо покачал головою. — Не жалейте Гирея — он нашел больше, чем искал.

+1

104

http://ic.pics.livejournal.com/svetik_sp/55456270/24996/24996_1000.jpg
Много веков назад жил святой Франциск Ассизский – основатель монашеского ордена, который оказывал помощь страждущим и гонимым, в том числе и братьям нашим меньшим – зверям и птицам. Франциск Ассизский считался покровителем всего зверья на Земле.
Согласно легендам, дошедшим до наших дней, Франциск обладал невероятной способностью вступать в контакт с дикими зверями, которые не только не причиняли ему вреда, но и слушались святого, а также защищали его. Франциск Ассизский призывал верующих не приносить вреда животным и выступал в их защиту. Святой верил, что природа сама по себе имеет очень важное значение и не зависит от ценностей, придаваемой ей человеком. Именно Франциску приписывают развитие такой науки как экологическая этика, которая изучает внутренние ценности дикой природы и бережное отношение ко всему живому.

0

105

http://cs613530.vk.me/v613530729/c81a/IeQLSegoZzA.jpg

Сяньнюй


Летающие девы Китая.

В китайской мифологии существует категория женских божеств, именуемых Сяньнюй («бессмертная дева», «святая дева»),
Шэньнюи («божественная дева»),
Юинюи («нефритовая дева»),
Тяньнюй («небесная дева»)

=Spoiler написал(а):

http://cs613530.vk.me/v613530729/c82a/6bp6z2-Jvgo.jpg
http://cs613530.vk.me/v613530729/c832/rxeXfatcnYU.jpg
http://cs613530.vk.me/v613530729/c822/pmGz7p1CLCI.jpg
http://cs613530.vk.me/v613530729/c81a/IeQLSegoZzA.jpg


Сяньнюй («бессмертная дева», «святая дева»), Шэньнюи («божественная дева»), Юинюи  («нефритовая дева»), Тяньнюй («небесная дева»), в китайской мифологии категория женских божеств. Сяньнюй связана по своему происхождению с даосским сянъ («бессмертный», «святой»). Сяньнюй функционально близка понятию «фея» (в поэтическом языке Сяньнюй означает «необыкновенная красавица»). Синонимом Сяньнюй является тянь-нюй («небесная дева»). В устной народной традиции образ Сяньнюй, первоначально связанный с даосским учением о бессмертии и бессмертных (сянъ), слился с архаическими образами хозяек стихий и чудесных жён или заместил их. В позднем фольклоре образ Сяньнюй нередко контаминируется или сближается с образом девы-оборотня (см. Цзин). Термином «Сяньнюй» обозначались также дочери различных божеств (напр., Тянь-ди).

0

106

Легенда о происхождении горы Богдо

http://s1.uploads.ru/t/uz2Ba.jpg

В Прикаспийской степи жили когда-то два богатыря: отец и сын. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. В ту пору в степи не было ни бугра, ни холмика. Когда весной поднималась высокая трава, за ней не видно было животных и скрывавшихся в степи хищников. Однажды отец с сыном отправились на Урал. При возвращении домой они уговорились захватить с собой с Уральских гор по глыбе уральского камня. Отец взял большую, а сын поменьше. Дорога дальняя. Путь трудный. Младший богатырь стал изнемогать. Он снял с себя ношу, прилег отдохнуть, но тут же и умер. Похоронив сына, отец отправился дальше. Ему хотелось донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только нагнулся за солью, гора всей своей тяжестью навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг окрасилась в багряный цвет, отчего и поныне она красная.

Большое Богдо

Гора в России

Гора в Ахтубинском районе Астраханской области России, самая высокая точка Прикаспийской низменности. Имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа - балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день насчитывается более 30 пещер, самая крупная из них достигает 1,5 км. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника.

    Высота над уровнем моря149 м.

0

107

О сотворении горы Б.Богдо и Баскунчакских пещер

http://s4.uploads.ru/t/K2dI0.jpg

Много-много лет тому назад побывал на реке Волге великий Далай-лама. Очень понравилась ему река и приволжские степи, но одно огорчило, не было здесь гор. Куда не кинь взгляд - всё степи и степи голые, безжизненные. Решил он исправить досадную ошибку – приказал двум своим сподвижникам принести к берегам Волги гору-камень, дабы разнообразить скудные ландшафты.

За славное дело взялись братья монахи. Они долго молились и постились перед ответственной миссией, многие недели провели в глубокой медитации, взывая к высшим силам. И вот час настал. После длительной мистической практики им удалось без особого труда взвалить к себе на спины гору, добытую где-то в районе Урала и понести её по направлению к великой реке. Сколько дней и ночей им пришлось нести этот непосильный груз – не знает никто, но известно, что не донесли монахи гору до места назначения, не дотянули всего лишь каких-то 60 километров. Причиной тому была повстречавшаяся батырам девушка-казашка удивительно редкой красоты. У наименее опытного в духовной практике младшего брата возникли греховные мысли, но они и погубили столь хорошее начинание. Силы его внезапно иссякли, и гора выскользнула из ослабевших рук неудачника. Старший же брат не смог один справиться со всей тяжестью навалившегося на него груза и гора, не долго думая, обрушилась всем весом на бедных братьев, превратив их в лепёшку, окрасив склоны горы в цвет крови монахов. От такого мощного удара не выдержала земля, трещины пошли во все стороны, превратившись со временем в пещерные ходы, а гора естественно осталась лежать на том самом месте, и дали ей название Богдо, что в переводе с монгольского означает – "святой".

Вскоре Далай-лама посетил место гибели братьев-монахов. Он очень расстроился по поводу потери своих лучших учеников и долго-долго плакал. Слёзы текли ручьями, сливались в бурные потоки и заполнили через некоторое время располагавшеюся невдалеке котловину. Вода потом высохла – осталась соль. И назвали это место люди озером Баскунчак.

0

108

Легенда о горе

http://b1.culture.ru/c/16048.660x371.jpg

Существует легенда, что эта гора раньше стояла на Урале, и два святых калмыка решили перенести ее на своих плечах на берега Волги. Долго молились и постились они перед дорогой, потом взвалили эту непосильную ношу на себя и отправились в путь. Оставалось всего пройти совсем чуть-чуть, когда им повстречалась калмыцкая девушка. Была она такой прекрасной, что у одного из монахов в голове всего на миг промелькнула греховная мысль. Но этого было достаточно, чтобы гора обрушилась и окрасилась с одной стороны его кровью. С тех пор Богдо Оло стоит здесь, всего в 50 километрах от Волги.

На самом же деле гора выросла сама и по сей день тянется ввысь. Ее ядром является монолит соли, который сформировался в Пермский период. Тогда море то наступало, то отступало с этих территорий, оставляя после себя залежи соли. Но удельная масса соли меньше массы покрывающих ее пород, и она мало-помалу начала «всплывать», выталкивая вместе слои земли и буквально обнажая геологическую историю этого региона.

Справка

Адрес: Россия, Астраханская область, Ахтубинский район, гора Большое Богдо

0

109

На Ваганьковском кладбище похоронены те, кто окружен славой и людской любовью: Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Влад Листьев, Олег Даль, Георгий Бурков, Александр Абдулов, Георгий Вицин. "Литературная", "музыкальная", "театральная" тропинки ведут к могилам знаменитостей. Но есть среди них место тихое и спокойное. Сюда стремятся те, кто нуждается в помощи, в совете, в чуде. Священник Валентин Амфитеатров и при жизни и после смерти заслуженно считается чудотворцем. К его могиле на Ваганьковском кладбище стекается множество желающих исцелиться, получить совет или просто пожаловаться.

Оригинальное название: Городские легенды. Ваганьково
Год выпуска: 2010
Жанр: Документальный, мистика, философия, религия, история
Выпущено: Россия, телеканал "ТВ3"
Режиссер: Егор Морозов

Городские легенды. ВАГАНЬКОВО

=Spoiler написал(а):

0

110

http://baikal-turs.ru/wp-content/uploads/2014/03/uliger_451155.jpg

Легенды и мифы Бурятии

Легенды и мифы Бурятии были для бурятского народа своеобразной формой познания мира и художественным восприятием окружающей жизни. Сложились они еще в далекую дочингисхановскую эпоху.

Мифы и легенды Бурятии повествовали о непростой истории бурятского народа, их прародителях – Эхирите, Булагате и Буха-нойоне, об эпических героях, реальных личностях, прославивших историю края – Бойль-баторе, Бальжин-хатан, Чингисхане. В них тесно переплетаются сказки о богатырях и рассказы о реальных правителях прошлого, обладающих фантастическими способностями, разговаривающих на языке птиц и зверей, которые могли общаться с богами и даже сами, по их желанию, становились небожителями.

Легенды и мифы Бурятии реалистичны и оригинальны, к тому же близки и понятны народам других культур. В них трудно различить правду и вымысел. Они исходят от шаманской веры бурят

Легенды о происхождении Байкала

На Прибайкалье каждая речка, скала, гора, ущелье, село имеют свою историю, свою легенду, придуманную богатой народной фантазией. Особое место занимают легенды о великом Байкале.

Величественные тайны озера пытались разгадать многие века народы, живущие у его берегов, это послужило созданию большого цикла сказаний и легенд, как среди бурятского народа, так и среди русских байкальских старожилов. Многие поколения слушали легенду о том, что с Байкала начинаются одиннадцать родов, названных в честь 11 сыновей Хоридоя, когда-то жившего у берегов озера-моря и ничего не жалевшего ради него. Благодарное Священное озеро наградило Хоридоя женой в лице красавицы – лебедя.

Легенда о Булагате и Эхирите гласит, что они были детьми шаманки Усухан и быка Бухэ-Нойона. Росли братья под плеск и гул байкальских волн и стали прародителями северных бурятских племен.
http://baikal-turs.ru/wp-content/uploads/2014/03/haman_75643.jpg

В легендах  Бурятии человек не мыслит себя без природы, без Священного Байкала. Люди поклоняются Священному озеру, и в этом отражается отношение человека не только к окружающей природе, но и к себе самому. Русское население Байкала вобрало бурятское устное творчество в свои легенды и сказания о первых русских поселениях на Байкале, о пиратстве на озере, о варнаках, сбежавших из тюрем Зерентуя и Акатуя.

В своем фольклоре русские старожилы боготворили «Священный Байкал», воспевали его с огромным уважением и любовью: «Кто на Байкале не бывал – тот красоты не видал». В сказаниях Байкал наделялся чудесными свойствами. Е.Д. Перфильев повествовал, что Байкал един со всеми океанами и морями при помощи подземных проливов, что в его водах обитают все виды рыб, существующие на планете, что ничто не сравнится с прекрасным вкусом байкальской воды (предание «О том, как произошел Байкал»).

Еще одна легенда о Байкале гласит что, глубоко-глубоко в земле лежат камни, а глубже их – вода. Бывают такие камни, которые сразу начинают кипеть и разваливаться, если на них капнуть водой. И вот однажды тысячу лет назад глубоко в земле встретились вода и камень. Сошлись, закипели и силой пара сдвинули землю, вырвался пар с водой и затопил все низменные участки. Но горы преградили путь воде. Так и появился Байкал. Он никогда не убывает, потому что его снизу подпирает вода. По легенде та вода родственна Ледовитому океану. Поэтому старики сказывали, если что разобьется в Ледовитом океане, ищи остатки в Байкале и наоборот.

0

111

Бурятская легенда

Про Байкал

В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна, она была величиной с большого осетра. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу — скала разлетается.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/dr_nar/baykal/t1-3/04.jpg
Люди боялись той птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали.
Но вот родился среди людей один человек. Рос он не по дням, а по часам. Вскоре он вырос богатырем и никакой силы не боялся. Пошел к нему народ просить, чтобы он всех от беды избавил и ту огненную птицу убил. Послушался богатырь. Из ста деревьев себе лук сделал, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре вся земля содрогнулась.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/dr_nar/baykal/t1-3/06.jpg
Упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко. Народ разошелся из этой тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало.
Когда земля и тайга горели, народ все кричал: «Байкал, Байкал!» Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли ту птицу так называли, а может, это слово означало «много воды»… Только запомнили люди, что место это Байкалом зовут.

- КОНЕЦ -

0

112

Легенда о волотах

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/myph_rus/3/09.jpg

Однажды одному русскому царю приснился страшный сон. Он увидел, как с неба с какой-то звёзды прилетела и обрушилась на землю огненная гора. От этой катастрофы разогрелась вся земля, стали испаряться моря и океаны, закипели реки и озёра и погибли многие города. Всё живое бросилось спасаться в горы и дремучие леса, уходить под землю в пещеры. И вышли из этой горы страшные змеи и стали расползаться по всей планете, селиться по всем разрушенным русским селениям. Это были не просто рептилии, а люди с хвостами, которые имели змеиные руки и ноги, и все они умели летать. С волнением и тревогой проснулся царь среди ночи и до утра так и не смог сомкнуть глаз.

Утром государь созвал к себе всех служителей богов. Восемь волхвов явилось на просьбу царя. Каждый из них представлял своего бога, а восьмой — самый старый и мудрый — самого Рода небесного. Рассказал им царь свой сон, с удивлением и беспокойством слушали они его. Наконец, закончил царь описание сновидения и спросил их:

— Скажите мне, мудрые волхвы, вы всё ведаете, вы всё знаете, какой скрыт смысл в моём сне? Что за кошмар я увидел?
Задумались жрецы, каждый думал о том, что ждёт Землю-матушку. Долго длилось молчание, все смотрели на восьмого волхва и, понимая, что произойдёт, боялись сказать царю правду. Наконец, вздохнул мудрый жрец, поднялся со своего места, поклонился государю и сказал:
— Царь, каждый из нас понял, что великая беда ждёт не только нашу русскую землю, но и всю планету. Наступит страшное и беспощадное горе. Придёт с чёрной звезды змеиный народ, который будет уничтожать всё живое, наша матушка земля превратится в каменную пустыню: испарятся моря, реки и озёра, останутся только песок, камни и голые скалы. И тогда люди-змеи или ящеры расползутся и устроят новое царство — царство рептилий на погибшей земле. Но это можно предотвратить, у нас есть один выход. Для этого нам необходимо попросить высшие силы Создателя, чтобы они помогли не только русской земле, но и всем другим народам выстоять. Дай срок на обдумывание, тогда мы найдём решение, которое всех спасёт. Думаю, через три дня мы снова соберёмся.
— Что ж, буду ждать вашего решения, — промолвил царь и низко поклонился волхвам.
Встали жрецы и молча вышли из зала.
Прошло три дня, снова собрались все волхвы вместе. Поклонился им царь и сказал:
— Ответьте мне, что вы решили? Какой путь вы видите в той беде, что нависла над нами? Вы владеете высшим знанием и мудростью, вам и решать, что мне сделать. Как скажете, так и будет исполнено. И по традиции наших предков, ваше слово будет для меня законом.
Тогда встал первым волхв Перуна и обратился к государю:
— Царь, собери всех воинов, всё русское войско. И во главе этой армии поставь самого сильного богатыря нашей земли-матушки — Яруслана. Только он сможет противостоять вражеской рати змей, и пусть он войско готовит к самому страшному, что может произойти в этой будущей великой войне.
Поклонился царь жрецу Перуна. Следом встал жрец Велеса и сказал:
— Сильная армия это хорошо, но нам нужно укрепить населённые центры, без обороны долго мы не продержимся. Собери людей, создайте высокие земляные валы и постройте на них дубовые стены вокруг городов. Кроме этого, необходимо обязательно выкопать подземные ходы к воде, к подземным источникам, углубить колодцы и построить дополнительные, потому что будет стоять такая знойная жара, что вся вода испарится — все реки и озёра. Останутся лишь воды, сохранённые толщей земли. Тогда никто не умрёт от жажды, а дома не сгорят от наступившего пекла.
Поклонился царь жрецу Велеса. Встал служитель солнца Дажьбога:
— С водой мы решили, но без хлеба не выживут ни люди, ни животные. Царь, ты должен за последние два года собрать огромный урожай. Я попрошу высшие силы помочь сделать это время самым плодородным. Помимо сбора, нужно организовать и просушку зерна и создать надежные хранилища, чтобы его сохранить. Нам необходимы огромные запасы, чтобы их хватило на всю войну, которая будет длиться несколько лет, тогда никто не умрёт от голода.
Поклонился царь жрецу Дажьбога:
— Я сделаю всё, что в моих силах.
Поднявшись со своего места, жрица Лады-матушки, прекрасная и мудрая, промолвила:
— Великий царь, сопротивление возможно только в том случае, если все люди земли объединятся в единую силу. Найди способ собрать родственные нам княжества вокруг своего царства и все племена других людей в один огромный союз, договорись со всеми князьями и владыками. Пошли дружественных гонцов во все далёкие и ближние страны: в Индию, Иранстан, Скандинавию и на Запад, по всем направлениям, где живут русские люди. Путь послы разъяснят цель объединения и помогут собрать в единое целое всех, кто сможет выступить против наступающей беды единым фронтом. Тогда есть шанс отстоять нашу землю-матушку от захвата её змеями.
Поклонился царь жрице Лады:
— Я найду лучших послов и немедленно напишу всем князьям и всем владыкам о предстоящей битве. Мы найдём способ объединиться.
Встал волхв Стребога, высокий седой старик, и промолвил:
— Царь, ты умён и всё понимаешь. Чтобы нас не застали врасплох враги, необходимо на границах государства создать мощные богатырские заставы. И эти надёжные люди, которые в них будут, как только увидят или узнают об упавшей огненной горе, сразу сообщат тебе. Необходимо знать всё, что происходит вокруг, владеть всей информацией, со всех границ. И не только тебе, но и всем князьям и владыкам. Только тогда мы успеем собрать все наши войска на оборону земли-матушки.
Поклонился царь:
— Да будет так, как ты сказал. Любое ваше слово — закон.
Тогда встал служитель Самаргла:
— Царь, собери тружеников и русских воинов. Отправь их на высокую гору, которая называется Мировая гора. В этой горе в большой глубине необходимо построить зал и перекрыть его каменными плитами, чтобы люди, которые в нём укроются, не сгорели заживо. Туда во время войны соберёшь всех князей, которые будет управлять великой битвой.
Поклонился царь жрецу Самаргла:
— Я всё понял, благодарю тебя за мудрость.
Встал волхв Сварога и произнёс:
— У нас будут запасы воды и хлеба, армия, это хорошо, но нам нужен сильный флот. Вооружи все корабли мощными огнеметными трубами, которые будут выбрасывать на большие расстояния огонь и серу. Дай указ на создание множества кузниц по всей русской земле. Пусть эти кузницы работают днём и ночью. Им необходимо вооружить не только огромную армию, но и могучий флот, без которого нам не устоять перед змеиным народом.
Поклонился государь жрецу Сварога.
— Всё будет сделано так, как ты мне велишь.
Остался последний волхв, служитель самого Рода небесного. Самый старый и мудрый из всех собравшихся.
Он встал перед жрецами и сказал:
— То, что всё будет готово к войне, я уверен. Но есть ещё кое-что. Об этом будешь знать только ты, государь, и сидящие в этом зале. Это последняя задача, но самая главная. Царь, дай мне самых надёжных людей и мощных коней. Эти люди никогда больше не появятся на Руси, потому что должны остаться со мной. Мы уйдём в Репейские горы и там построим терем. В этом доме родятся от матери-сырой земли четыре великих богатыря. И они будут расти не по дням, а по часам. Ты должен снабдить всем необходимым воинов, рождённых от самого Рода, в том числе и учителями, которые будут учить уму- разуму великих богатырей Руси и всей земли- матушки. Эти люди мне и нужны. Ты должен понять, царь, что наше спасение не столько в войске, крепостях и флоте, сколько в этих четырёх героях. Потому что именно они решат битву за землю. Поэтому в Рефейских горах им необходимо получить воспитание от лучших людей и этих волхвов, что сидят в этом зале.
Низко поклонился царь жрецу самого Рода:
— Я всё понял жрец и обязательно найду тебе лучших из лучших.

На том и порешили.

Собрал царь самых надёжных людей и сделал всё, как ему велели. Он построил дорогу до гор, которая до сих пор видна в Урале. Снарядил всем необходимым для воспитания детей, нашёл лучших коней и отправил всё это в строящийся терем, где должны родиться из матери-сырой земли сыны самого Рода небесного — волоты, небесные герои.

Наконец, закончилась постройка терема. И действии-тельно, в главном зале дома, в каждом из углов, появились четыре мальчика. И на каждом младенце-богатыре были пелёнки, на которых было написано имя ребёнка.
Одного мальчика звали Горыней. Когда он вырастет, то будет таким сильным, что сможет вырывать горы до основания и бросать их на любое расстояние.

У второго ребёнка имя было Дубыней. Он сможет выдёргивать всякие дубы и бросать на такое расстояние, на какое захочет. И эти деревья будут пылать у него в руках мощными кострами.

Третьего — Усыней. У него будут такие усы, которыми он будет валить деревья и хватать врагов.
Самое страшно было то, что они смогут превращаться в факел, ползти по земле и сжигать всё на своём пути.
Последний волот был самым могучим, его звали Агниволот. Его дыхание было чистым огнём. Когда он выдыхал, языки пламени летели на много вёрст вперёд и уничтожали любое препятствие или врага.

После этого великого события прошло много месяцев. Волоты выросли и имели огромный рост — с высокую сосну. Четыре богатыря были воспитаны своими учителями и семью волхвами, которые были при них поставлены. Лучшие витязи царя обучили их всей воинской подготовке. Богатыри знали, что они русские, знали свою Родину, но никто из них не имел права покинуть свой терем. Так шло их обучение и жизнь в горах.

Наконец, случилось то, что все ждали с тревогой и волнением — сон царя воплотился в реальность. В одну из ночей потухли звёзды, закачало землю, и увидели все люди, как приблизилась огромная чёрная гора. Эта гора, коснувшись неба, загорелась ярким пламенем и рухнула где-то далеко на юге. От удара задрожала и застонала земля-матушка. Подули знойные ветры с юга, наступила такая жара, что загорелось всё живое на земле: степи, луга, поля, леса, ничего не могло уцелеть в этом пламени. Люди поливали свои дома водой, спасая города. Благодаря колодцам, водохранилищам и подземным источникам её хватало. Океан, моря и реки начали испаряться, остались только крупные озёра, связанные с подземными водами. Царь дал приказ готовить войско к приходу змеев. И вот с застав стали доноситься известия, что началось движение ящеров, вышедших из упавшей горы. Они прыгали, летали и двигались на огромные расстояния. Тогда государь велел Яруслану двинуть всё войско, и великий воин бросил свою армию против змей. Несколько битв смог выиграть богатырь на рубеже, но под натиском увеличивающейся армии ящеров русские воины стали отступать. Только благодаря служителю Рода небесного и самого царя Русь из последних сил сдерживала врагов. Эти двое управляли всеми силами, какие только могли найтись у земли-матушки.

Их помощниками стали все великие князья и владыки, что скрылись под горой Меру. Они выполняли все указы царя и жреца: ездили на рубежи, возвращались, возглавляли армии и готовили новые войска. Шла тяжёлая борьба, Русь выдыхалась, и становилось понятно, что победить это нашествие змей русская земля не может. Тогда обратился царь к верховному волхву:
— Скажи мне, мудрый, когда мы бросим против врагов самое сильное оружие Руси? Разве ты не видишь, мы держимся из последних сил?
Но ответил жрец царю:
— Я знаю, ты переживаешь за свой народ и любишь его, ты истинный государь, но пока ещё рано.
Борьба продолжалась. Люди падали от усталости, силы были на исходе, запасы оружия иссякали, всё больше стало приходить плохих вестей с границ Руси. Снова царь обратился к жрецу с тем же вопросом, на что волхв ответил:
— Рано. Наберись терпения, нам нужно дождаться, когда враги соберут все свои армии и силы воедино и бросятся на Русь, тогда мы и обратимся за помощью к волотам.

И вот наступил момент, когда со всех застав передавалось одно и то же известие: земля покорена, какие-то народы уничтожены, какие-то приняли подданство ящеров.

Теперь вся армия змеев собралась у границ великой Руси и окружила её кольцом. Их войска, продвигаясь вглубь страны, уничтожают и выжигают всё живое. На суше ящеры осаждают русские города, несмотря на отчаянное сопротивление жителей и воинов, берут их штурмом. Только в море русские корабли, выбрасывая серу и огонь, смогли сдержать напор ящеров.
И вот стало ясно, что долго Русь не продержится, и тогда великий хранитель Рода сам отправился к волотам. Он пришёл к ним, низко поклонился попросил у них помощи. Волоты, воспитанные в русской традиции, поняли, что великая беда пришла на землю и дали клятву выступить против змеиного народа.

И когда стали спускаться с Рефейских гор четыре русских богатыря, то земля задрожала под их ногами. Разошлись великаны каждый в свою сторону к границам Руси.

Горыня срывал горы и кидал их в полчища ящеров, Дубыня вырывал огромные леса и горящими ветками засыпал пути врагам. И люди-змеи сгорали живьём, но и великаны горели, потому что по ним шли огненные удары. Вся земля тряслась от битвы. Усыня хватал своим усами ящеров, душил, разрубал и жег в пылающем костре. Шагая по степи, он сжигал всё, что было на пути вражеских армий. Всё горело под ногами рептилий. Но самый сильный из братьев, Агниволот, ждал, когда перед ним появится основная сила >- армия ящеров-богатырей. Вместе с войском великого Яруслана он встретился с ней один на один. Своим дыханием он спалил всех змей, какие только были, а войско Яруслана добило раненых и отступающих, никого не осталось в живых.

Победа была на стороне русской земли. Волоты растоптали последних, пытавшихся скрыться под землёй людей-змей. И тогда гигант Горыня взял огненную гору, из которой вылезли ящеры, и бросил её посреди великого моря-океана на самое глубокое место. Утонула гора и не стало больше на земле страшных чудовищ, которые пришли покорить всю землю. Так небесные волоты спасли Русь-матушку и все народы земли. И до сих пор о них хранятся легенды и сказы как о великих и могучих богатырях.

- КОНЕЦ -

0

113

Легенда о Белозерском медвежьем князе

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/myph_rus/3/08.jpg
Когда-то храмы Велеса стояли во всех русских городах, потому что мудрость на Руси ценилась не меньше любви и выше любой власти. Но главное святилище бога творческой энергии и мудрости, по традиции, находилось в глухом и непроходимом лесу на берегу озера Белое.

До сих пор существует легенда о том, что вблизи этого большого водоема в некогда окружавших его дремучих лесах жил князь всех медведей. Этот хозяин леса- был огромного роста, с густой белой, как снег, шерстью.
Однажды приехал охотиться на этого медведя сам князь Владимир Киевский. Ходили слухи, будто он своей булатной рогатиной заколол многих белозёрских косолапых. Слава о его подвигах летела по всем городам.

Собрав дружину своих лучших воинов, двинулся князь рыскать по чащобам. И вдруг навстречу киевскому государю, ступая по лесу, вышел во всём своём величии сам белый медвежий князь. Он был огромен, как тур, и так силён, что ему была не страшна ни рогатина Владимира, ни любое другое оружие. Увидев косолапого, бросилась на белого медведя-исполина вся княжеская дружина, окружила его. Тогда встал во весь рост князь белый. Воины шли в бой, ощетинившись копьями, рогатинами, мечами и секирами, но огромный зверь своими мощными лапами в один миг перебил и разорвал всех богатырей. И когда добил последнего, бросился на убегающего от него князя. И конец пришёл бы Владимиру, если бы не взмолился он к богу Велесу. Тогда справедливый и благодушный белый князь отпустил государя Киевского. Но, отпуская, обратился к нему человеческим голосом:

Поклянись мне, Владимир, что никто и никогда из князей не будет охотиться ни на медведей, ни на лосей и ни на любую другую дичь у священного озера. Лишь одно я разрешаю: пусть простые люди из народа занимаются охотой у озера, потому что они будут добывать зверей от нужды, а не в поисках славы и от жадности, как это делаете вы — бояре и князья! Нет вам сюда дороги, а кто посмеет сюда явиться, здесь и останется, таков приказ того бога, которому ты сейчас молился.

Дал клятву медвежьему князю, не понимая, что в его образе стоит сам бог Велес, Владимир Стольнокиевский и ускакал из тех мест ни с чем восвояси. Горько было гордому князю Владимиру давать слово покорности зверю дикому, медведю лохматому, да ничего не поделаешь, пришлось смириться.

Но по дороге домой ненависть и жажда мести сделали своё дело. Обдумал князь Владимир, как уничтожить хозяина леса и, приехав в Киев, снова стал собирать к себе на службу новых могучих богатырей, чтобы опять отправиться с ними на священное озеро и наказать за строптивый нрав того, кто взял с него клятву.

И пока собиралась новая дружина, в одну из ночей в своём любимом образе пришёл Велес к князю Владимиру. Он задушил своими лапами вероломного князя в его же постели. И ничего не могли поделать с ним княжьи витязи. Превратил белый медведь храбрых воинов своим взглядом в столбы дубовые, а сам преспокойно ушёл на охраняемое им озеро, и никто ему в дороге дальней не препятствовал. А в честь медведя белого — князя медвежьего — назвали люди священное озеро Белым. И до сих пор в лунные ночи можно увидеть на его берегах идущего дозором в образе исполинского белого медведя самого бога Велеса.

- КОНЕЦ -

0

114

Красивая монгольская легенда о происхождении бурятских родов

http://asiarussia.ru/upload/iblock/bf7/bf7f0ca9721a665cbc4bbaa165387131.jpg

Автор: Майдар Сосорбарам

Хоридай Мэргэн имел 11 сыновей, матерью которых была прекрасная девушка-лебедь.

Мифов и легенд о происхождении монгольского народа очень много, как устных, так и письменных.Самые древние среди них – это мифы и легенды о происхождении племен. Мифы и легенды о происхождении монгольских племен и кланов могли возникнуть в период, когда рушилась племенная система древних народов.

Некоторые мифы говорят о небесном происхождении их государств и племен. Есть много интересных легенд монгольских народов, которые мы можем найти в исторических источниках, а также в устных сказках. Например, "Легенда Хорь Түмэд, Хоридой мэргэн", "Легенда Эргүнэ хун", "Четыре Ойрата", "Мянгаты", "Сартуулы", "Элеты или Өөлд", "Торгуты" и "Үзэмчины" и тд.

На этот раз я решил перевести из монгольской книги “Монгол ардын домог” (“Монгольские народные легенды”) легенду под названием “Хорь түмэд Хоридай Мэргэний домог”.
Легенда о мудром Хоридай Мэргэне

Однажды у берега озера Байкал, вблизи Ойхона (Ольхон) и реки Баргажин старик Хурынхан жил со своими сыновьями. Однаждый Хоридай Мэргэн гулял по берегу Байкала. И вдруг увидел, как прилетели на берег лебеди белокрылые и превратились в прекрасных девушек. Плескались в священных водах небесные девы, умывая свои божественные тела. Хоридай Мэргэн был очарован их неземной красотой, тайком прокрался и спрятал одежды одной из них. Искупавшись, девушки стали одеваться и обратились снова в лебедей. Но одна, самая красивая, не смогла найти своих одежд. Лебеди кружились над ней, звали ее, но тщетно, ей суждено было остаться на земле. Хоридай Мэргэн взял ее в жены.

http://asiarussia.ru/upload/iblock/c87/c872c0fd2bdd9f0cf3eb55f39194d053.jpg
Она родила ему 11 сыновей, и когда шила дэгэли для детей, сказала мужу Хоридай Мэргэну: "Я хочу вернуться на свою родину. Скучаю по моим сестрам. У тебя есть сыновья и они выросли. Теперь ты не будешь уставать от повседневной заботы." Но Хоридай-мэргэн отказал ей.

На другой день жена сказала ему, что хочет хоть один раз надеть свою одежду лебедя. Дверь была закрыта, а Хоридай Мэргэн сидел возле своей жены. Он решил, что успеет ее поймать, если она захочет улететь и отдал ей ее одежду. Но жена мгновенно обернулась птицей и улетела через тооно юрты. Хоридай Мэргэн закричал ей вслед: “Жена, ты хоть дай имена своим сыновьям. Лебедь-жена прокричала с высоты: “Хөвдүүд, Галзууд, Хуасай, Халибан, Батнай, Худай, Гушид, Цагаанууд, Шарайд, Бодонгууд и Харгана”, и добавила ерөөл благословение: “Пребывайте в мире в течение многих поколений. Живите хорошо и увеличивайте род свой”.

Поэтому бурятские шаманы во время ритуала произносят:

“-Хун шувуун гарвал минь

Хус модон сэргэ минь

Хусан хүрээт худар минь

Усан хүрээт Ойхон минь»

«Хун шувуун гарвал минь» означает  «Мы произошли от Лебеди или их матери».

Хус модон сэргэ – Хоридай мэргэн привязывал свою жену к березовой привязи для лошадей, говорится в легенде.

Хусан хүрээт Худар. Река Худар,  по берегам которой рос березовый лес. Усан хүрээт Ойхон - это острово Ольхон.

0

115

Бурятская легенда

Легенда о девушке-лебеди

Жил на берегу Байкала на острове Ольхон парень по имени Хоридой. Был он хорошим охотником и удачливым рыбаком. Однажды рыбачил он на берегу Байкала, наловил много рыбы и сидел, отдыхал, трубку свою курил. Солнце уже на закат пошло. Тут откуда ни возьмись, прилетели три белых лебедя, сели на воду.
Хоридой потихоньку спрятался в кусты, затаился. А три лебедя вдруг скинули свои крылышки и обернулись тремя прекрасными девушками и стали в воде резвиться, плескаться. Хоридой от такой красоты чуть не ослеп. Пробрался он потихоньку к крыльям, что на берегу лежали, схватил одну пару, что сверху лежала, и опять спрятался. Три девушки, наигравшись и насмеявшись, прибежали крылья свои надевать.

Тут самая красивая девушка закричала, заплакала: крылья пропали. Обегали, обыскали всё вокруг, ничего не нашли. Причитали, горевали девушки, делать нечего, улетели два лебедя, оплакивая свою сестру. А третья, самая красивая, оставшись одна, прикрылась длинными волосами до пят и сказала громко:

— Если тот, кто крылья мои взял, в отцы мне годится, то буду я тебе дочерью послушной, старость твою украшу. Отдай мои крылья! Если тот, кто крылья мои взял, в мужья мне годится, стану я женой примерной. Верни мне перья! Если ты девушка, стану я тебе верной сестрой. Выйди, покажись!

Вышел тут Хоридой, крылья белые несёт, сам от радости пляшет. Такая красавица женой его станет! Протянула руки к крыльям своим девушка, но Хоридой не дал, за спину спрятал. Так и стала девушка-лебедь женой охотника. Стали с ним жить в бедной юрте Хоридоя. Все умела, оказывается, девушка-лебедь. Стала она хорошо хозяйничать, так умело готовить, мужу угождать, что радости Хоридоя  не  было конца-краю.  Богато и  весело зажили. 

И  детки пошли у них, один друг друга краше и здоровее. Что ни попросит жена, Хоридой всё сделает. Только как она ни просила, крыльев он ей не отдавал, боялся, что улетит.

Так и жили, душа в душу, много-много лет. Стал Хоридой старый, одиннадцать сыновей его уже подросли, сердце отца радовали. Девушка-лебедь тоже состарилась, но всё такая же ловкая, трудолюбивая осталась и всё так же на небо с тоской поглядывает. Однажды попросила она старого Хоридоя:

— Время моё ушло, уж не летать мне, видно, никогда. Дай напоследок на крылышки мои поглядеть, молодость вспомнить, поплакать.

Сильно любил жену Хоридой, не смог отказать. Достал он крылья белоснежные к жене протянул. Обрадовалась жена, крылья на себя набросила и вмиг лебедем обернулась. Схватил Хоридой её руками, запачканными в саже, за ноги, но вырвалась жена, лишь лапки почернели (поэтому у всех лебедей лапки черные). Вылетела она из юрты через дымовое отверстие, крикнула:

— Прощайте, детки. Прощай, муж! Не ругайте меня, я домой возвращаюсь! А вы без меня уж не пропадёте!

И растаяла в небе, как не было. Плакали дети, ругал-корил себя старик Хоридой, делать нечего. Стали жить дальше потихоньку. Одиннадцать сыновей скоро женились, свои дети пошли. У тех — ещё дети. Стали потомки Хоридоя называть себя одиннадцатью хоринскими родами. И ещё начали тогда хори почитать птицу-лебедь.

Буряты говорят: предок наш — лебедь, берёза — коновязь. Как увидят, что лебеди, так брызгают вслед молоком, деву-лебедь свою благодарят, молятся. Бить лебедя — дело последнее, нечестивое. Обижать лебедя никак нельзя, праматерь всех хоринских родов всё-таки!

0

116

http://s7.uploads.ru/t/dB7Og.png
Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) -фальсификация 1891 года

Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). Это был первый в мире велопробег.
В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом».

За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости.

Велосипед хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

0

117

Легенда о происхождении горы Богдо

В Прикаспийской степи жили когда-то два богатыря: отец и сын. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. В ту пору в степи не было ни бугра, ни холмика. Когда весной поднималась высокая трава, за ней не видно было животных и скрывавшихся в степи хищников. Однажды отец с сыном отправились на Урал. При возвращении домой они уговорились захватить с собой с Уральских гор по глыбе уральского камня. Отец взял большую, а сын поменьше. Дорога дальняя. Путь трудный. Младший богатырь стал изнемогать. Он снял с себя ношу, прилег отдохнуть, но тут же и умер. Похоронив сына, отец отправился дальше. Ему хотелось донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только нагнулся за солью, гора всей своей тяжестью навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг окрасилась в багряный цвет, отчего и поныне она красная.

Большое Богдо
Гора в России
http://s1.uploads.ru/t/uz2Ba.jpg

Гора в Ахтубинском районе Астраханской области России, самая высокая точка Прикаспийской низменности. Имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа - балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день насчитывается более 30 пещер, самая крупная из них достигает 1,5 км. Располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника.

    Высота над уровнем моря149 м.

0

118

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f7/Dracaena_draco.jpg/398px-Dracaena_draco.jpg
Драко́ново де́рево, или Драцена драконовая (лат. Dracaena draco) — растение рода Драцена. Произрастает в тропиках и субтропиках Африки и на островах Юго-Восточной Азии. Выращивается как декоративное комнатное растение.

У Владимира Даля приведено ещё одно русское название этого растения — «драконник». Это растительный символ острова Тенерифе.

Описание

На его толстых ветках растут пучки очень острых листьев. Толстый ветвистый ствол высотой до 20 м, диаметр в основании до 4 м, обладает вторичным ростом в толщину. Каждая ветвь разветвления завершается плотным пучком густорасположенных серовато-зелёных, кожистых, линейно-мечевидных листьев 45—60 см длиной и 2—4 см шириной в середине пластинки, несколько суживающихся к основанию и заостренных к верхушке, с выделяющимися жилками.

Цветки крупные, обоеполые, правильные, с венчиковидным раздельнолистным околоцветником, в пучках по 4—8.

Некоторые деревья живут до 7—9 тыс. лет.

Легенда

Старая индийская легенда рассказывает, что давным-давно в Аравийском море на острове Сокотра, жил кровожадный дракон, нападавший на слонов и выпивавший их кровь. Но однажды один старый и сильный слон упал на дракона и раздавил его. Кровь их смешалась и смочила землю вокруг. На этом месте выросли деревья, названные драценами (др.-греч. δράκαινα), что в переводе означает «самка дракона».

0

119

Легенды чёрной Мадонны.

Ещё А.Чехов говорил:

«Что непонятно, то и чудо».


С горой Монтсеррат (Каталония) связаны многочисленные легенды, да она и впрямь столь необычна, что вызывает восторг и трепет. Огромные серо-чёрные глыбы, из которых состоит гора, возвышаются, словно идолы. Одна из легенд гласит, что в древности гора была пристанищем могущественных магов, которые сделали её недоступной для простых смертных, посадив у подножия заколдованную яблоню: съев ароматный плод, путник превращался в серый камень. А так как в желающих подняться на гору недостатка никогда не было, гора просто усеяна камнями, то бишь, заколдованными путниками.
http://euromapa.net/wp-content/uploads/2017/07/Monastery-of-Montserrat.jpg

Другая, более оптимистичная легенда гласит, что необычная форма горы – результат проделок ангелов, которые, спустившись однажды с небес, заскучали от окружающего ландшафта и взяли да и распилили гору пополам, а затем украсили её разнообразными фигурами. С тех пор гору прозвали Монтсеррат, что в переводе с каталонского означает «распиленная гора».

0

120

http://timetourisma.ru/wp-content/uploads/2017/08/2090173_orig.jpg
Статуя Богоматери XII века с младенцем на коленях. Название «Чёрная мадонна» 95-сантиметровая статуя из чёрного тополя в золотых одеждах получила за свой тёмный цвет, "La Moreneta" («Смугляночка») - так каталонцы ласково величают статую.

Появление статуи Девы Марии именно в этом месте имеет свою легенду.

Если верить старинным манускриптам, как-то раз мальчики-пастухи возвращались домой, когда высоко над ними полыхнуло яркое зарево. Свет словно стекал по небу и скрылся где-то среди скал. Это необычное действо сопровождалось тихой музыкой.

Новость об увиденном молниеносно облетела окрестные деревни. Необычным явлением заинтересовался епископ Манрез.

В сопровождении горожан и жителей окрестных деревень он отправился к месту, где видели небесный свет. Подойдя поближе, процессия обнаружила пещеру, в центре которой светилась статуя Святой Марии с младенцем в левой руке и шаром в правой. Епископ сперва предложил перенести Богоматерь в Манрез. Но статуя оказалась такой тяжелой, что ее не смогли даже сдвинуть.

Манрез посчитал это знаком свыше и статую Девы Марии оставили в пещере, а Монтсеррат с тех пор прослыла священной горой.

0