"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Достоевский, Фёдор Михайлович. Русский писатель, мыслитель, философ


Достоевский, Фёдор Михайлович. Русский писатель, мыслитель, философ

Сообщений 101 страница 120 из 145

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Vasily_Perov_-_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%A4.%D0%9C.%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_-_Google_Art_Project.jpg/401px-Vasily_Perov_-_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%A4.%D0%9C.%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_-_Google_Art_Project.jpg
Василий Перов.
Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872.
Москва, Государственная Третьяковская галерея.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Фёдор Михайлович Достоевский
Российский писатель
Русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. Как в начале, так и в продолжении своего литературного творчества после 10 лет каторги и ссылки за участие в кружке Петрашевского Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должную оценку современников при жизни писателя.

Родился:
    11 ноября 1821 г., Москва, Российская империя
Умер:
    9 февраля 1881 г. (59 лет), Санкт-Петербург, Российская империя
В браке с:
    Мария Дмитриевна Достоевская
Родители:
    Мария Фёдоровна Нечаева, Михаил Андреевич Достоевский
Дети:
    Любовь Фёдоровна Достоевская

Этот писатель - один из самых читаемых в мире. Его называли великим фантастом, пророком, юродивым, человеком без кожи. Ему было дано тронуть в душах читателей те струны, что настроены на добро, справедливость, совесть. Он писал: "Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их там народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены, счастливы".

+2

101

«Игрок». Достоевский

Роман «Игрок» появился довольно необычно.

Денежные проблемы вынудили Достоевского пойти с издательством на кабальное соглашение, в котором был установлен очень короткий срок написания нового романа – ноябрь 1866 года. Чтобы успеть, Федор Михайлович пригласил к сотрудничеству стенографистку Анну Сниткину, а также взял за основу произведения хорошо известную ему тему – казино.

Работа над романом сблизила автора со стенографисткой. Они поженились. Вскоре в Баден-Бадене Достоевский в очередной раз проиграл крупную сумму и поклялся супруге навсегда оставить рулетку. Свое слово Федор Михайлович сдержал.

Таким образом, роман «Игрок» отчасти автобиографичный. Правда, Достоевский смог преодолеть пагубную страсть к игре, а вот главный герой произведения Алексей Иванович, похоже, не выбрался из этого дна.

Жанр произведения сложно определить однозначно. Это синтез комической линии (бабуленька Антонида Васильевна), любовной (Полина – Де-Грие, Алексей, Астлей; Бланш – генерал), а также авантюрной (Де-Грие, Бланш, поляки в казино). Немало страниц посвящено философским размышлениям автора. И все венчает рулетка – символ жизни, судьбы.

Умный и энергичный Алексей Иванович всю страсть отдает игре. Его друг Астлей считает, что учитель мог бы приносить пользу обществу, а не растрачивать силы впустую. Но для главного героя игра заслоняет все, даже любовь к Полине. «Как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, – моя любовь отступила как бы на второй план». А ведь до этого Алексей был готов ради возлюбленной на любые безумства, вплоть до самоубийства.

Игра в романе – не только рулетка. В широком смысле это взаимоотношения между героями. Полина играет Алексеем Ивановичем, вынуждая его исполнять капризы. Ловко и умело ведет свою партию Бланш: сначала с генералом, затем с Алексеем, чтобы в итоге обобрать обоих. Играет Де-Грие. Недаром его поведение кажется учителю неестественным, а улыбки – фальшивыми. Играет и сам Алексей Иванович. Чего стоит его «школьничество» в истории с немецким бароном.

Композиционно роман можно разделить на три части. Первая, самая большая, показывает зарождение преступной страсти и причины, которые привели главного героя за игорный стол. Вторая – большой выигрыш и последовавшее за ним нравственное падение. И третья часть – полная деградация личности Алексея. Астлей так характеризует состояние игрока: «вы одеревенели». Учитель не читает больше газет, не знает, что происходит в мире. Гордый в начале романа, он опускается затем до лакея. Только игра занимает мысли Алексея, вытесняет все его чувства.

Характерно, что игрок практически равнодушен к деньгам. Выиграв 200 тысяч, он легко и быстро их растратил. Сделал это хладнокровно, сознательно и без удовольствия, по сути, идя на поводу у мадемуазель Бланш. В рулетке его интересует не столько выигрыш, сколько сам процесс.

Повествование намеренно ведется от первого лица. Достоевский, таким образом, смог показать тонкости душевных переживаний, оттенки чувств героя, открыл для читателя внутренний мир игрока, показал ступени, ведущие его в бездну.

Любовная линия между Алексеем и Полиной – основной «нерв» произведения, самая интригующая его часть. Читатель стремится разгадать тайну Полины, мотивы ее поступков. Падчерица генерала – один из самых ярких женских образов в творчестве Достоевского.

Полина очаровывает, манит, интригует, заставляет подчиняться. Ей нравится ощущать свою власть над Алексеем. Герой сам характеризует их отношения как «раб» и «мучитель». Достоевский не детализирует внешность героини. Сообщает лишь отдельные черты, которые еще больше концентрируют интерес: «глаза – настоящие кошачьи».

Сначала Полина предстает холодной, жестокой, высокомерной, расчетливой, эгоистичной. И лишь когда открывается ее тайна, становятся понятны все страдания тонкой души героини. Она боится, что любимый человек узнает о ее ошибке с Де-Грие и потому держит Алексея на расстоянии. Но не может обходиться без учителя, хочет тайно упиваться его признаниями. Полина не надеется обрести счастье с Алексеем, но и отпустить его не в силах.

Отчаяние и нравственный тупик приводят ее в комнату игрока. И вдруг тот, кто еще недавно клялся в неземной любви, забыл о ней. Герои сразу не понимают, что их чувства проиграны в рулетку.

Мучительная любовь Алексея – одна из основных линий сюжета. Исполняя каприз Полины, он наносит оскорбление баронской чете и лишается места работы. Ради девушки он идет играть и губит себя.

В противовес Алексею в романе есть игрок, которому удалось разорвать путы азарта. Это «бабуленька» Антонида Васильевна Тарасевичева – интересный и во многом комичный персонаж. Проницательная женщина сразу понимает, что собой представляют Бланш, Де-Грие, но благоволит Полине, Алексею и Астлею. Своего племянника генерала она жалеет, но денег ему не дает. Не из жадности. Антонида Васильевна прекрасно понимает: все немедленно уйдет к авантюристам.

После первого же проигрыша бабушка намеревается уехать, но не может устоять перед соблазном и снова идет играть. Только потратив все, что привезла собой, она находит в себе силы остановиться. Ее отъезд в Москву символичен. Достоевский считал, что только возврат к «исконно русскому» может спасти заблудившегося в европейских традициях игрока.

Еще один противовес образу Алексея – англичанин Астлей. Это единственный положительный персонаж в романе, человек рассудительный, умный и благородный. Он оплачивает долги генерала, одалживает деньги бабушке, увозит к себе Полину и детей. Парадоксально, но именно спокойствие и надежность отталкивают от Астлея решительную и независимую Полину. Она предпочитает уютной и тихой семейной гавани кипение страстей.

Полный антипод Астлея – мошенник Де-Грие. Такие дерзкие и обаятельные мужчины неотразимы в глазах многих женщин. Не устояла перед фальшивым маркизом и Полина. Но истинная цель этого человека – деньги. Де-Грие соблазняет Полину, чтобы прибрать к рукам приданое богатой наследницы. Но как только становится ясно, что бабушка умирать не собирается, Де-Грие теряет к Полине всякий интерес. Почти так же поступает французская интриганка Бланш.

Мастерство Достоевского привлекает внимание читателей к роману уже два с половиной столетия. Азартный игрок XIX века отличается от игромана века XXI только одеждой, манерами и мобильным телефоном. Суть его пристрастий осталась той же, а слабая воля и нравственная пустота приводят к зависимости и духовной деградации.

“Игрок” – роман, действие которого происходит в городе Руллеттенбург, придуманном писателем, но списанным с реального германского города. Рулетка – беспощадная страсть, пожирающая главного героя романа, как некогда и страсть самого автора…

0

102

Признание Раскольникова в убийстве Соне

Соня Мармеладова была единственным человеком, которому доверил свою страшную тайну Раскольников.

http://3.bp.blogspot.com/-DDjZxQWQ-ew/VCgc9Nq5XAI/AAAAAAAACSk/X1kp5JYY8aA/s1600/2-216x300.jpg
Он "выбрал" Соню, потому что почувствовал в ней родственную душу - грешную и глубоко страдающую.
Признание Раскольникова Соне - очень важный эпизод романа. В этом же эпизоде Раскольников рассказывает Соне о своем разочаровании в своей теории. Почему Раскольников признался Соне в преступлении? Соня и Раскольников познакомились в трагический момент. Они встретились в день, когда под колесами коляски погиб ее спившийся отец - Семен Захарович Мармеладов. Соня, как известно, пошла "по желтому билету", чтобы заработать на жизнь себе, отцу-пьянице Мармеладову, мачехе Катерине Ивановне и троим детям мачехи.

Признание Раскольникова в убийстве Соне состоялось на квартире у Сони, спустя примерно неделю после самого преступления.

Любопытно, что Соня и Раскольников были знакомы всего около трех дней. Но этого времени было достаточно Раскольникову, чтобы довериться Соне и раскрыть ей свою тайну. Раскольников не признался ей прямо в преступлении. Он сказал, что знает человека, который убил старуху. Он рассказал некоторые детали преступления. И спросил у Сони, догадывается ли она теперь, кто убийца. Соня догадалась, что убийца - Раскольников. После признания Соня и Раскольников поняли, что только они могут понять друг друга и что им суждено идти дальше вместе.

Фрагмент из романа с признанием Раскольникова в убийстве Соне.
(Этот эпизод целиком можно найти в Части 5 Главе IV романа.)

Признание Раскольникова Соне:

"... — Я сказал, уходя, что, может быть, прощаюсь с тобой навсегда, но что если приду сегодня, то скажу тебе… кто убил Лизавету. Она вдруг задрожала всем телом. — Ну так вот, я и пришел сказать. — Так вы это в самом деле вчера… — с трудом прошептала она, — почему ж вы знаете? — быстро спросила она, как будто вдруг опомнившись. Соня начала дышать с трудом. Лицо становилось все бледнее и бледнее. — Знаю. Она помолчала с минуту. — Нашли, что ли, его? — робко спросила она. — Нет, не нашли. — Так как же вы про это знаете? — опять чуть слышно спросила она, и опять почти после минутного молчания. Он обернулся к ней и пристально-пристально посмотрел на нее. — Угадай, — проговорил он с прежнею искривленною и бессильною улыбкой. Точно конвульсии пробежали по всему ее телу. — Да вы… меня… что же вы меня так… пугаете? — проговорила она, улыбаясь как ребенок. — Стало быть, я с ним приятель большой… коли знаю, — продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже был не в силах отвести глаз, — он Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Он старуху убить хотел… когда она была одна… и пришел… А тут вошла Лизавета… Он тут… и ее убил. Прошла еще ужасная минута. Оба все глядели друг на друга. — Так не можешь угадать-то? — спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни. — Н-нет, — чуть слышно прошептала Соня. — Погляди-ка хорошенько. ... — Угадала? — прошептал он наконец. — Господи! — вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так! ... — Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками. Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее: — Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь. — Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! — воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике. Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах. — Так не оставишь меня, Соня? — говорил он, чуть не с надеждой смотря на нее. — Нет, нет; никогда и нигде! — вскрикнула Соня, — за тобой пойду, всюду пойду! О господи!… Ох, я несчастная!… И зачем, зачем я тебя прежде не знала! Зачем ты прежде не приходил? О господи! — Вот и пришел. — Теперь-то! О, что теперь делать!… Вместе, вместе! — повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, — в каторгу с тобой вместе пойду! — Его как бы вдруг передернуло, прежняя, ненавистная и почти надменная улыбка выдавилась на губах его."

0

103

Достоевский. Роман „Игрок“

«Игрок» — роман всемирно известного русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/%D0%A2%D1%83%D1%82_%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BB_%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA_%28%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%29.jpg/375px-%D0%A2%D1%83%D1%82_%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BB_%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA_%28%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%29.jpg
Барельеф на балконе квартиры,
в которой жил Достоевский.
Надпись гласит: «Здесь был написал роман „Игрок“».
Баден-Баден

История создания

В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок».

Достоевский трижды бывал в Бад-Хомбурге и, играя в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в безвыходные ситуации. Впечатления от Бад-Хомбурга использовались при написании романа. Есть версия, что роман «Игрок» написан в Петербурге на Столярном переулке.

При работе над романом Достоевский сблизился со своей стенографисткой Анной Сниткиной и женился на ней. Вслед за свадьбой молодые отправились в свадебное путешествие в Европу — в частности в Баден-Баден, где история повторилась. После этого случая Достоевский дал жене обещание больше не играть, которое сдержал и не играл 10 последних лет своей жизни.

Темой романа является всепоглощающая страсть к азартной игре. Именно Суслова считается прототипом героини романа — Полины Александровны. Мучительные отношения главного героя романа с Полиной являются отражением непростых отношений Достоевского с Сусловой.

Сюжет

История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия. Сюжет разворачивается в немецком курортном городке под вымышленным названием Рулеттенбург. Главный герой истории — Алексей Иванович — путешествует с семьёй отставного генерала в качестве учителя его детей. Все в семье ждут смерти бабушки, чтобы получить огромное наследство. Алексей влюблён в Полину, падчерицу генерала. Сама же девушка влюблена во француза, маркиза де Грие. Тем временем бабушка приезжает в этот маленький городок совершенно здоровая, увлекается игрой в рулетку и проигрывает часть своего состояния. Алексей пытается помочь Полине, выигрывая для неё огромную сумму денег, но гордая девушка не принимает их. Все герои повествования на какое-то время теряют друг друга из виду, Алексей сам становится игроком на рулетке, а через два года узнаёт, что на самом деле всё это время Полина действительно любила его.

В романе используется большое количество различных наименований валют, имевших хождение в Европе XIX века.
В частности, упоминаются Талер, Фридрихсдор, Флорин, Гульден, Франк и Рубль.
Для лучшего понимания масштабов азарта и степени риска ниже приводятся соотношения валют так, как они описаны в романе — в моментах когда сравниваются суммы в разных валютах.

Талер 0.9354 рубля; Фридрихсдор 6.1450 рублей; Флорин 0.6154 рубля; Гульден 0.6154 рубля; Франк 0.3077 рубля.

Таким образом, при пересчете видно, что выигрыш Алексея Ивановича после которого он уезжает в Париж, составил около 61 тысячи рублей (200 000 франков).
После того, как деньги потрачены, он поступает на должность секретаря с окладом в 220 рублей в год — 30 гульденов в месяц.

0

104

История романа "Игрок" Достоевского: контракт Стелловского и поздняя любовь

Как известно, роман "Игрок" Достоевский написал в рекордно сжатые сроки. Этот роман Достоевский должен был предоставить издателю Стелловскому согласно их контракту.

Вообще, история создания романа "Игрок" сама по себе достойна отдельного романа.
В ходе этой истории Достоевский познакомился со своей второй женой - Анной Сниткиной, с которой прожил в счастливом браке до самой своей смерти.

Кабальный контракт со Стелловским

Вот как описывает свой ужасный контракт с Ф. Т. Стелловским сам Достоевский:
"... В 65-м году ... продав за три тысячи Стелловскому мои сочинения..." (П. А. Исаеву, 10 (22) октября 1867 г.)

"...По контракту я обязан был Стелловскому доставить к 1-му ноября прошедшего года [прим. речь идет о 1866 году] новый роман не менее 10 печатных листов обыкновенной печати, иначе подвергался страшной неустойке..." (А. П. Сусловой, 23 апреля (5 мая) 1867 г.)

"...в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1-му ноября 1866-го года (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения... ... Все такие контракты подписывают, хоть и смеются, так и я подписал. " (в письме А. В. Корвин-Круковской, 17 июня 1866 г.)

Очевидно, контракт гласил о том, что, если Достоевский не напишет в срок роман, то Стелловский получает право издавать даром в течение 9 лет все будущие произведения Достоевского. Этот контракт мало напоминает договор и скорее похож на кабалу. Но Достоевский принял эти правила, потому что ему нужны были деньги в момент подписания контракта.

О своих планах и переживаниях он писал следующее:

"...За роман Стелловскому я еще и не принимался, но примусь. Составил план - весьма удовлетворительного романчика, так что будут даже признаки характеров. Стелловский беспокоит меня до мучения, даже вижу во сне..." (А. П. Милюкову 10-15 июля 1866 г.)

Идея о стенографии

Зная о контракте и обязательствах Достоевского, А. П. Милюков посоветовал ему нанять стенографистку - чтобы ускорить работу над романом. Достоевский послушался совета и нанял на работу юную, но очень расторопную и добросовестную девушку, Анну Сниткину. Она помогла Достоевскому закончить роман "Игрок" в срок и выполнить обязательства перед Стелловским.

Вот что писал по этому поводу Достоевский:

"....Было 4-е октября, а я еще не успел начать. Милюков посоветовал мне взять стенографа, чтоб диктовать роман, что ускорило бы вчетверо дело, Ольхин, профессор стенографии, прислал мне лучшую свою ученицу, с которой я и уговорился. С 4-го же октября и начали. Стенографка моя, Анна Григорьевна Сниткина, была молодая и довольно пригожая девушка, 20 лет, хорошего семейства, превосходно кончившая гимназический курс, с чрезвычайно добрым и ясным характером. Работа у нас пошла превосходно. 28 ноября роман "Игрок" (теперь уже напечатан) был кончен, в 24 дня..." (А. П. Сусловой, 23 апреля (5 мая) 1867 г.)

"... 31-го октября кончил я, и вчера сдал, роман в 10 листов, по контракту, Стелловскому ....Эти 10 печатных листов я начал и кончил в один месяц. ...Я теперь нанимаю стенографа и хотя, по-прежнему, продиктованное по три раза просматриваю и переделываю, тем не менее стенография чуть ли не вдвое сокращает работу. Единственно только этим способом мог я кончить, в один месяц, 10 печатных листов Стелловскому; иначе не написал бы и пяти..." (H. A. Любимову, 2 ноября 1866 г.)

"...Чтоб себя спасти, я написал, менее чем в месяц, издателю Стелловскому роман в 10 печатн<ых> листов (с помощью стенографии). Но работа работе рознь..." (H. A. Любимову, 3 ноября 1866 г.)

"...Я изредка заходил к Федору Михайловичу в такие часы, когда не мог поме­шать работе, и видел, что он мало-помалу стано­вился покойнее и веселее, и надежда на успех дела превращалась у него уже в положительную уверенность. Наконец, роман был окончен и пе­реписан ровно к 30-му октября. Несмотря на воз­бужденное состояние автора и новый для него способ работы, сочинение вышло замечательным в литературном отношении <...>..." (из воспоминаний А. П. Милюкова)

Любовь к Анне Сниткиной и женитьба

Закончив роман "Игрок", Достоевский понял, что влюблен в свою помощницу-стенографистку Анну Сниткину. Юная помощница обожала творчество Достоевского и с огромным уважением и благоговением относилась к нему. Но она не могла и предположить, что когда-то станет женой любимого писателя. Достоевский сделал Анне Сниткиной предложение после того, как их работа над игроком закончилась.Она с радостью согласилась.

Вот что писал об этом сам Достоевский:

"...При конце романа я заметил, что стенографка моя меня искренно любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова, а мне она всё больше и больше нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я и предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная (20 и 44), но я всё более и более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у ней есть, и любить она умеет..." (А. П. Сусловой, 23 апреля (5 мая) 1867 г.)

Это была история создания романа "Игрок" - пожалуй, самая романтичная история создания романа за всю историю литературы.

0

105

http://1.bp.blogspot.com/-6qOmati9l4g/VQoblc-no6I/AAAAAAAAGHo/nKjrIiYA690/s1600/illjustracija_Raskolnikov_Sonja%2B_Marmeladova_prestuplenie_i_nakazanie_Glazunov.jpg
Первая встреча Раскольникова с Соней
(Часть 4, глава IV)

В первую встречу Раскольников приходит к Соне Мармеладовой домой, в ее комнату. К этому моменту герои уже знакомы лично. Они виделись в день смерти Мармеладова, а также на его поминках. И вот, по инициативе Раскольникова наконец происходит их первая встреча наедине.

В первую встречу Раскольников сначала ведет себя надменно и почти жестоко.
В его поведении много напускной циничности и холодности. Он говорит Соне о том, что все о ней знает от ее отца, Мармеладова. Соня смущается. Они разговаривают о мачехе Сони, Катерине Ивановне, и ее детях.
Раскольников ведет себя безжалостно. Он почти смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога. В эту первую встречу между героями происходит важный диалог о Боге.

В этом диалоге сталкиваются две правды - правда Сони и правда Раскольникова:
"– Бог, бог такого ужаса не допустит!.. – Других допускает же. – Нет! нет! Ее бог защитит, бог!.. – повторяла она, не помня себя. – Да, может, и бога‑то совсем нет, – с каким‑то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее..." Когда вдруг Соня начинает плакать, Раскольников падает перед ней на колени: "...

Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел, как совсем сумасшедший..." В первую встречу Раскольникова и Сони он просит ее прочитать ему отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря. Соня сначала не хочет читать его "неверующему" Раскольникову. Но он почти заставляет Соню читать Евангелие: "– Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. – прошептала она тихо и как‑то задыхаясь. – Читай! Я так хочу! – настаивал он, – читала же Лизавете!..."

После прочтения Евангелия Раскольников говорит Соне, что видит в ней родственную душу: "... Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, <...> а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел..." (Раскольников Соне) Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: "... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все равно!) <...> ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я..." Соня не понимает загадочные слова Раскольникова. Уходя, он говорит Соне, что завтра, возможно, расскажет ей правду об убийстве: "... Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету. Прощай!..." (Раскольников)

После этого разговора Соня всю ночь проводит в лихорадке и даже плачет. Очевидно, что первая встреча с Раскольниковым потрясает Соню: "...В лихорадке и в бреду провела всю ночь Соня. Она вскакивала иногда, плакала, руки ломала, то забывалась опять лихорадочным сном, и ей снились Полечка, Катерина Ивановна, Лизавета, чтение Евангелия и он… он, с его бледным лицом, с горящими глазами…"

За первой встречей Сони и Раскольникова вскоре следует вторая встреча. Во время второго посещения Раскольников признается Соне в убийстве.

0

106

http://4.bp.blogspot.com/-hlXTDs0FpuA/VRRxWNawE9I/AAAAAAAAFqs/h9f75UZxW_U/s1600/illjustracija_Raskolnikov_Sonja%2B_Marmeladova_prestuplenie_i_nakazanie_Dobuzhinskij.jpg
Главные герои романа "Преступление и наказание"
- гордый и бедный студент Родион Раскольников
и кроткая "блудница" Соня Мармеладова.

Вторая встреча Сони и Раскольникова происходит в день похорон чиновника Мармеладова.
(Часть 5, глава IV)

Как известно, подлый господин Лужин прямо на поминках Мармеладова клевещет на Соню. Он обвиняет Соню в воровстве денег. К счастью, оказавшийся рядом Лебезятников доказывает невиновность Сони. После этого эпизода Соня бежит к себе на квартиру. Вскоре к ней приходит Раскольников. Тут, в комнате Соне, и происходит вторая встреча Раскольникова и Сони Мармеладовой.

Во время второго визита Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу. Но на этот раз Соня уже не выдерживает и просит Раскольникова "не мучить" ее: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!..." (Соня -Раскольникову)

Раскольникову трудно говорить с Соней искренне. Поэтому он прикрывает свою боль сарказмами и иронией. Но перед доброй и чистой Соней он решает сорвать с себя маску:
"... Он вдруг переменился; выделанно‑нахальный и бессильно‑вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел ..." (автор о Раскольникове)
Доброта и любовь Сони обезоруживают Раскольникова. Он начинает говорить с ней по-другому, без цинизма: "... он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак..." (автор о Раскольникове)
Раскольников не в силах прямо сказать Соне, что он - убийца. Он намекает ей, что знает убийцу, и просит Соню угадать. Смотря в глаза Раскольникову, Соня вдруг понимает, что Раскольников - убийца.

"— Угадала? — прошептал он наконец.
— Господи! — вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и у
ловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так! "

Соня переживает и не находит себе места. Она обнимает Раскольникова. В ее словах нет осуждения. Соня всем сердцем жалеет Раскольникова: "... Что вы, что вы это над собой сделали! <...> Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!..." (Соня Раскольникову) После этого Соня и Раскольников заговорили о причинах убийства и о том, как именно оно произошло. Из откровений Раскольникова мы узнаем еще больше о его теории и причинах преступления: "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" (Раскольников)
Раскольников видит причины своего преступления не столько в своей теории, сколько в своем тщеславии и самолюбии, из которого вытекла эта теория: "... предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию..." (Раскольников о себе)

После этого Раскольников рассказывает Соне о том, как он впал в нищету и перестал учиться в Университете.
Потом Раскольников снова говорит о том, что он убил не из-за денег: ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! <...> Я просто убил; для себя убил, для себя одного <...> И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил <...> мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!..." (Раскольников о себе)

Раскольников признается Соне в том, что сам понимает всю катастрофу. Он знает, что погубил не только двух своих жертв, но и убил самого себя: "... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так‑таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…" (Раскольников о себе)

Во время этой второй встречи Раскольников просит у Сони совет - что ему делать.
Соня советует Раскольникову покаяться: "... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю <...> и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..." (Соня Раскольникову)

Однако Раскольников не спешит следовать совету Сони. Он не готов покаяться. Кроме того, он знает, что у следователя против него нет никаких улик: "...Я еще с ними поборюсь, и ничего не сделают. Нет у них настоящих улик..." (Раскольников)

Соня не разделяет взгляды Раскольникова, но и не отворачивается от него. Она предлагает Раскольникову надеть крест. Но Раскольников говорит, что крест лучше надеть "потом". Соня соглашается: "...Да, да, лучше, лучше <...> как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем..." (Соня)

На этом моменте и заканчивается вторая встреча Сони и Раскольникова в романе "Преступление и наказание". В третью встречу Раскольников действительно надевает крест и идет на перекресток, где встает на колени.

0

107

http://1.bp.blogspot.com/-JEfYv5BYfeg/VRRwdOHOd-I/AAAAAAAAFeY/ybeS91yqow4/s1600/0009-013-Sonja-Marmeladova.jpg

Третья встреча Сони Мармеладовой и Раскольникова происходит в комнате Соне.
(Часть 6, глава VIII)

Раскольников решается пойти в контору и признаться в убийстве. Но перед этим он приходит домой к Соне, в ее комнату. В этот момент Раскольникову нужен близкий человек. И сейчас самый близкий человек для него сейчас это не его семья, а именно Соня. Ведь Соня - тоже грешница и "изгой общества". Она способна понять Раскольникова лучше, чем кто-либо. Поэтому Раскольников и обращается за поддержкой к Соне.

Любопытно, что эта третья встреча - самая короткая из трех встреч героев. В эту встречу герои мало разговаривают - они больше действуют. В эту третью встречу Раскольников просит Соню надеть на него крест. Этот крест Соня хотела надеть ему во прошлую встречу: "... я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток посылала ..." (Раскольников)

Соня достает из ящика два креста : один кипарисный, а второй - медный. Соня надевает Раскольникову кипарисный крест:

"... Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик ..." (автор) Раскольников пытается вести себя нахально, но Соня знает, что это лишь напускное нахальство. Раскольников не хочет показывать свою слабость, но он не в силах скрыть волнение и страх: "...

Странен показался ей этот тон <...> но чрез минуту она догадалась, что и тон и слова эти – все было напускное..." (автор) Соня просит Раскольникова перекреститься хоть раз. Раскольников, несмотря на свое напускное безразличие, послушно крестится несколько раз:
"– Перекрестись, помолись хоть раз, – дрожащим, робким голосом попросила Соня.– О, изволь, это сколько тебе угодно! <...>Он перекрестился несколько раз..." (диалог Сони и Раскольникова)

Соня как истинный друг собирается идти вместе в Раскольниковым. Она стремится быть с ним до конца рядом.
Но Раскольников останавливает ее и уходит один: "... он вспомнил, что не простился с Соней, что она осталась среди комнаты, в своем зеленом платке, не смея шевельнуться от его окрика ..."

На этом заканчивается третья встреча Сони и Раскольникова. После этой встречи Раскольников идет на улицу и встает на перекрестке на колени. Затем он направляется в контору, где и признается в убийстве.

0

108

Три визита Раскольникова к Соне Мармеладовой - эпизоды напряженные и сложные.
Это встречи двух противоположностей.
И одновременно, это встречи двух родственных душ - "блудницы и убийцы".
В течение романа Раскольников и Соня встречаются несколько раз в разных местах.
Они видятся в комнате Мармеладовых, в каморке Раскольникова и т.д.
Однако этих мимолетных встреч недостаточно для развития отношений Сони и Раскольникова.
Поэтому Раскольников специально посещает Соню три раза, чтобы побыть с ней наедине.

http://1.bp.blogspot.com/-6qOmati9l4g/VQoblc-no6I/AAAAAAAAGHo/nKjrIiYA690/s1600/illjustracija_Raskolnikov_Sonja%2B_Marmeladova_prestuplenie_i_nakazanie_Glazunov.jpg

В романе "Преступление и наказание" Раскольников, Соня, Лужин и другие герои являются носителями своей собственной "правды". Наиболее остро в романе противостоят две "правды" - правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой.

В чем же состоит правда Сони?

Соня Мармеладова - добрая и бедная девушка из простой семьи. Соня занялась "непристойной работой", чтобы прокормить свою нищую и голодную семью. Самое удивительное в том, что душа Сони остается чистой несмотря на всю "грязь" ее положения. Соня не разделяет "правду" Раскольникова, его теорию и причины преступления: "... Да какая ж это правда! О господи!..." (Соня Раскольникову)

Правда Сони - в ее вере в Бога и в желании верить. Ее правда в надежде на помощь Всевышнего, в смирении. Вот что пишет известный литератор А. С. Долинин о правде Сони: "... Соня Мармеладова тоже нарушает норму, но с ней Бог, и в этом внутреннее спасение, ее особая правда, мотив которой глубоко проникает всю мрачную симфонию романа ..." (А. С. Долинин)

Соня считает, что причина преступления Раскольникова - в его безверии: "... О, молчите, молчите! <...> От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал! <...> Не смейтесь, богохульник, ничего, ничего‑то вы не понимаете! О господи! ..." (Соня)

Соня верит, что самый верный путь для Раскольникова - раскаяние и возвращение к вере в Бога: "... Страдание принять и искупить себя им, вот что надо ..." (Соня Раскольникову)

В этих цитатах выражается правда Сони Мармеладовой - простой, малообразованной, но мудрой девушки.
Сила и спасение Сони - в ее вере в Бога и доброте.

0

109

«Человек есть тайна», - писал Ф. М. Достоевский,
и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе «Преступление и наказание».

Рассуждая на заданную тему, хотелось бы сказать о той связи, которая существовала между автором и его будущим героем еще до создания романа. Дело в том, что Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно переплетена с творчеством. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая ее, писатель раскрывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу проецирует он на судьбы своих героев.
Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы, оказались недоступны современникам, и глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский, действительно, прожил как непонятый и одинокий человек. Он мог бы повторить вслед за Раскольниковым, что «истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».
Находясь на каторге, становясь, все более религиозным (Достоевский уходит на каторгу революционером, «петрашевцем»), «лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...», изгнанник приходит к мысли о создании исповеди-романа. Эта задумка вытекала из духовного опыта каторги, где Достоевский впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона.
«Я никогда не мог понять мысли, что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться в тени, во мраке. Верую, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется». Эти строки, вышедшие из-под пера самого Достоевского, отражают основную идею романа, определяют отношения автора и героя.
Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.
В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он даже не смущался своим видом. “Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека”, что “он менее всего совестился своих лохмотьев”.
Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют - это сильные личности, Наполеоны, удел других - вечное подчинение. Герой рассуждает “о разрешении крови по совести”. И вот Раскольников совершает преступление - убивает старуху-процентщицу.
Исповедуясь Соне, он заявляет: “Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…” Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли загладить добрыми делами преступление.
У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление помочь людям с теорией “сильной личности”. Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: “Я себя убил, а не старушонку”.
Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь спасения не выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство.
Только поняв антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.
Цель данной работы посредством созданных Достоевским образов, сюжетных линий, действий, пейзажей постепенно ниспровергнуть, показать несостоятельность и чудовищность теории главного героя, теории, порождаемой различными социальными факторами, теории, отвергающей равноценность людей и делящей общество на «избранных», «власть имеющих» и «тварей дрожащих».

0

110

Социально - философская основа романа

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.
Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории.
Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди.
Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей.
Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание.
Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества.
Пустынная земля--вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.
Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.
Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

0

111

Композиционная структура романа

О реализации цели работы говорит, прежде всего, композиционная структура произведения. На преступление, выполненное и еще не до конца ясной читателю целью, отводится одна часть романа, тогда как на наказание -- пять.
Причем, рассматривая первую часть, можно заметить, как долго автор подводит своего героя к решительному шагу. Было однажды своеобразное предупреждение -- после сна с замученной лошадью: «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого красного солнца.
Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!» Но нет, не прорвался нарыв, не вырвался Раскольников из силков своей дьявольской идеи. «Предопределение судьбы» привело его на Сенную площадь, где услышал Раскольников, что завтра в семь часов вечера старуха-процентщица будет одна.
Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы и все сопровождавшее его, показывает, что, уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том, что сможет реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти...
Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли, что все вдруг решено окончательно».
А непосредственно в сцене убийства Раскольников ударил топором не только по старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и Лизавету -- ту самую «униженную и оскорбленную», ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.
С этого времени в душе Раскольникова, раздираемой муками совести, поселяется страх перед разоблачением, который травит его изо дня в день и не дает почувствовать ту свободу, к которой он так стремился. Ощуще-ние превосходства над всеми так и не приводит к желаемому.
Все последующее время Раскольников анализирует результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивая свою способность «преступить».
Но автор подводит своего героя к непреложной и страшной истине: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг - «не переступил, на этой стороне остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащей». «Те люди (настоящие-то властелины) вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг», - окончательный итог, подведенный Раскольниковым на каторге.

0

112

Авторская позиция в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и способы ее выявления

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен-ности, возвышения одного человека над другим, "наполео-низма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа.Впервые идея вседозволенности появляется у Дос-тоевского на страницах романа "Двойник" и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории.

Что же собственно представляет из себя эта тео-рия ? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "вели-ких" людей от толпы. Этой самой чертой становится убий-ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщи-цы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).

"Все в руках человека, и все-то он мимо носу про-носит единственно от одной трусости", - думает Рас-кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слы-шит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо ска-жут. Но в ответ на вопрос : "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает : "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные челове-ческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", -гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.

Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сли-ваются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур-налов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Со-нечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться. Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос-тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществле-ния "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта тео-рия и дает первую брешь, во время практического испол-нения. Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло.

Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. Наказание за содеянное оказывается не менее страшным чем само преступление - что может быть страш-нее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека". Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак-туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв-ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы-годе, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общес-тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.
Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий.

Одержим желанием изменить мир и Раскольников.

Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается «найти в человеке человека», -- так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция -- взгляд, прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо.

Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.

Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки.

С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями «это», «дело» или «предприятие», что показыва-ет, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.

Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом, развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию.

Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалисти-ческий, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают «тварями дрожащими».

0

113

Главный герой романа и автор

Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью.
Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества.

Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от людей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, «себя убил». То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой натуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение.
Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность -- убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание -- нравственное, внутреннее страдание.

Нравственные идеалы в романе

Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством -- желанием спасти близких, даже такой ценой.

По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.

Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

0

114

2. ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ

2.1. Взаимоотношения героя с окружающими
Автор в своем романе глубоко рисует взаимоотношения главного героя с окружающими его людьми. Это также способствует разгадке его тайны.
Так, Достоевский вводит образ Сони Мармеладовой, который играет важнейшую роль в романе. Именно она олицетворяет правду писателя. Любовь к ближнему (особенно глубоко это проявляется в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор теории.
Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.

2.2. Главное обвинение Раскольникова
Самым главным обвинением теории Родиона Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь чужим детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение.
Но, переступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая -- помочь детям. В отличие от нее, Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдание себе и любимым людям. Сухому, логическому мышлению Родиона противопоставлены столь милая писателю способность сильно чувствовать, переживать. Сонечка Мармеладова - это образ кротости, терпения, самоотвержения.
Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла понять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи, «А жить-то, жить как будешь?.. Ну, как же без человека-то прожить?» -- от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова.
Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное -- любовью, Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

2.3. Несостоятельность идеи Раскольникова
Несостоятельность идеи Раскольникова Достоевский подчеркивает также, вводя образ Порфирия Петровича, являющегося своеобразным двойником Родиона Романовича. Дело в том, что следователь, «переболевший» этой же «болезнью» в молодости, сейчас «с высоты спокойствия величавого» «излечивает» и направляет на путь истинный молодого и бунтующего Раскольникова.
Достоевский вкладывает в уста Порфирия Петровича собственные мысли, использует его, чтобы «загнать в угол» главного героя, умно, иронично высмеять его философию. Следователь с насмешкой спрашивает, как же отличить «необыкновенных» от «обыкновенных»? И что будет, если перепутают люди свою принадлежность и начнут «устранять все препятствия»? Но ответ на этот вопрос, поставленный в середине романа, будет дан только в эпилоге романа, в символическом сне романа. Пока автор с помощью своего героя (следователя) расставляет сети, чтобы доказать очевидность заблуждений Раскольникова.
Еще один альтернативный путь последователя теории вседозволенности Достоевский показывает на примере Аркадия Ивановича Свидригайлова, который может завести в тупик.
Свидригайлов, зная, кто убил старуху-процентщицу, говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». Ведь Свидригайлов тоже считает, «что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша».
Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознавать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения.
Свидригайлова же автор представляет читателю как человека, совершившего массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестием, между добром и злом.
Негативное отношение Достоевского к Аркадию Ивановичу передается и Раскольникову. Свидригайлов ненавистен Родиону, так как своими преследованиями оскорбил его сестру Дуню. Для главного героя Аркадий Иванович становится символом насилия, притеснения слабых.
Достоевский, как в кривом зеркале, отражает идеал «сильной личности» в Свидригайлове, уверенном в том, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат.
В образе этого героя видится воплощение «идеи» Раскольникова в ее законченном виде: с утверждением права на кровь, с циничным отношением ко всем и всему, воинствующим эгоизмом и оправданием любой подлости правом сильного. Уродство поведения Свидригайлова наглядно демонстрирует тот финал, к которому приходит каждый, кто исповедует поклонение порочной воле.

0

115

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Так сложилось, что ни один человек не может прекратить мыслить. Каждый из нас на протяжении всей жизни думает, рассуждает, строит воздушные замки или прагматично составляет план дальнейших действий. При этом кому-то в голову не приходит ни единой оригинальной, свежей мысли, а кто-то, совершенно не прилагая усилий (или, возможно, претерпев невероятные душевные муки), изобретает, сочиняет, становится творцом новой идеи, теории, никогда до этого момента не возникавшей в человеческом сознании.

Итак, теории рождаются по-разному, но не имеют ценности без практического применения. Однако для того, чтобы воплотить их в жизнь, необходимо сначала глубоко и искренне в них поверить. Так и поступил герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он гордился своей идеей, забавлялся ею, словно любимейшей игрушкой, до определённого момента слепо верил в её правильность и, даже пройдя сквозь все испытания, не вполне отказался от неё. Так в чём же столь явная сила теории Раскольникова? И что это вообще такое - «сила теории»?

Я считаю, что сила любой идеи заключается в её способности увлечь не отдельного человека, а целое общество, в её притягательности, актуальности и, возможно, в оригинальности мыслей и взглядов её создателя. Это значит, что все атрибуты могущества и власти принадлежат теории Раскольникова. Действительно, способ разделения людей на творцов и материал, «обыкновенных» и способных сказать «новое слово» нельзя назвать общеизвестным или попросту банальным.
Однако не только этим объясняется привлекательность теории. Важно, что она слишком правдоподобна, обманчиво, но в это же время ощутимо справедлива. Теория Раскольникова подкупает уже тем, что оправдывает и даже поощряет бесчеловечность, разрешает нарушать закон, совершать преступления в погоне за собственной выгодой, выгодой существа, якобы «необыкновенного», гениального и сильного. Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».
Такие рассуждения необычайно заманчивы, они легко распространяют своё влияние на большое число людей уже потому, что навряд ли часто встречаются среди нас те, кто не считает себя хотя бы чуть-чуть гениальным или, в крайнем случае, талантливым! Теория Раскольникова в такой степени продумана, подкреплена доказательствами, что трудно не согласиться с нею.
Но согласиться трудно вдвойне. Почему? Да потому что в сильных сторонах этой теории таяться её же слабые стороны. Это значит, что только жестокие, абсолютно беспринципные люди могут следовать дорогой, найденной Раскольниковым, что, столь заманчивая на словах, теория не способна осуществится без значительных оговорок и «побочных действий».
Выходит, что негативные последствия воплощения идеи в жизнь перевешивают все ожидаемые положительные.
Читатель замечает: не очень убедительно звучит ответ Раскольникова Порфирию Петровичу, который беспокоится, что будет, если «… один из одного [низшего] разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду и «начнёт устранять все препятствия».
Также иногда нелогичны рассуждения Родиона. Например, он целенаправленно путает причины и следствия, убеждая всех и самого себя: Наполеон добился успеха лишь в силу того, что был жесток и не останавливался перед кровью. Раскольников не задумывается над тем, что всё могло быть и наоборот, что те люди, которые «по совести» позволяют себе преступление, уже родились бессовестными и, зачастую, обделёнными талантом, той самой способностью сказать «новое слово».
Становится понятно: сам создатель теории искажает историче6ские факты, отказывается учитывать психологию большинства людей и их склонности.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление. Теория Раскольникова по сути своей преступна. Она слаба в том, что ей могут последовать лишь неуверенные в себе люди, которые боятся трудных путей и надеются, что совесть в них не заговорит после совершения злодеяния.

Но эти нерешительные личности переоценивают свои силы и обязательно разочаровываются. Стойкие же духом либо не заинтересуются идеей, либо давно уже идут описанным путём, при этом, не раскаиваясь и не задумываясь над тем, какую бы теорию создать, чтобы оправдать себя: человек - «… вошь для того, кому этого и в голову не заходит…».
Эти рассуждения доказывают, что способ жизни, предложенный Раскольниковым, не актуален для большинства людей, даже если они сам этого не осознают, а никому не нужная, несовершенная, неприменимая на практике теория, как известно, слаба и не имеет права на существование.

В завершение можно попробовать представить себе, во что бы превратился мир, если бы теория Раскольникова прочно закрепилась в умах всех людей, чем бы закончилось противостояние гуманизма, человечности, добра, послушания и жестокости, эгоизма, несправедливости, таящейся в идее, изложенной Достоевским на страницах романа.
Ответ на этот вопрос даётся в эпилоге, достаточно лишь вспомнить сон Раскольникова. Ведь моровая язва из Азии - это не что иное, как теория, обращённая в жизнь. Она, словно болезнь, поработила бы сердца людей, каждый из которых думал бы, что «… в нём в одном и заключается истина…».

Страшные картины войн и разрушений, пронесшиеся в видениях больного Раскольникова, отражают в полной мере те ужасы, которые бы случились, будь данная теория действительно сильна.

Очевидно, что все сильные стороны являются лишь продолжениями слабость идеи Родиона. По сути, слабость теории Раскольникова в самом её создателе, в его собственных слабостях. Несмотря ни на что, эта теория существует, и будет существовать вместе с людьми - её приверженцами. Но она очевидно несправедлива, зла, и её жизнеспособность объясняется бессмертной несправедливостью нашего мира.

Но сама идея не достойна занимать настоящего, духовного человека, кроме как в качестве ознакомления; она способна заинтересовать и обнадёжить своей силой, но также может, разъедаемая изнутри, уничтожить и раздавить своей слабостью.

Теория Раскольникова в какой-то мере опасна, результаты её применения разнообразны и противоречивы (в зависимости от индивидуальных качеств последователя), но она остаётся глубоко несправедливой, неправедной и разрушает личность. В этой разлагающей силе заключена самая важная слабость, которой никак нельзя пренебречь.

0

116

"Теория и бунт Раскольникова"

Итак, подводя итог, можно сказать, что в образе своего главного героя автор казнит отрицание самоценности человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны.

Все, даже самые идеальные, мерила добра, правды и разума меркнут перед величием и значительностью самой реальности человеческого существа, перед его духовностью.

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник" и она же раскрывается более глубоко в "Преступлении и наказании".

В обоих произведениях показано крушение этой теории. Что же собственно представляет из себя эта теория?
По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить.

И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно). "Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников.

Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает: "Разумеется, нет".

Трусость ли это?
Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это нравственные элементарные человеческие и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание. Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сливаются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.

Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению. Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то, как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения.
Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

Наказание за содеянное оказывается не менее страшным, чем само преступление - что может быть страшнее страданий и мучений человека, осознавшего свою вину, и, к концу повествования, полностью раскаявшегося. И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".

Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе

Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы. Как и во многих своих работах в «Преступлении и наказании» автор ставит вопрос: может ли человек совершить зло, и не быть наказанным? Имеет ли он право решать судьбы других людей, считать себя «сверхчеловеком»? Помимо Раскольникова, ответ на этот вопрос получили Лужин и Свидригайлов. По ходу чтения романа создается впечатление, что Лужин родился подлецом. Он не признает существование нравственности. Вдобавок он расчетлив и эгоистичен.

Даже его фамилия несет в себе коварность. Для него превыше всего выгода и собственное удовольствие, свое я. И при этом неважно, скольких человек он загубит, растопчет, чтобы достигнуть цели. Случай с Соней лишнее тому подтверждение. Только подлый и гнусный человек мог подставить немощную, честную женщину, только чтобы поправить свои дела с женитьбой. При этом он не чувствовал никаких угрызений совести.

Он был уверен в своей безнаказанности. Благодаря Лебезятникову его подлый замысел был раскрыт. И Лужину ничего не оставалось, как собрать вещи и съехать с квартиры. Его девиз по жизни - «что хочу, то и делаю».

Его принцип «все дозволено» проповедовал и Свидригайлов. Он скрытен и хитер, умен. Он непредсказуем. С одной стороны он делал добро (помог Соне с похоронами и Катерине Ивановне с устройством ее детей в приют), с другой стороны немало грешил( бил свою жену).

Он для многих кажется злодеем. О его темных делах ходит огромное количество слухов. С ним связано много несчастий: из-за него преследовали Дуню, его обвиняют в смерти Марфы Петровны. Сама Дуня говорит о нем: «Это ужасный человек». У многих он вызывает ужас и отвращение. Но под маской злодея скрывается обычный человек, смертный, который боится бога и смерти. Свидригайлов положительно отличался от Лужина тем, что его мучила совесть. Может быть, именно поэтому он совершает хорошие дела перед смертью, чтобы расплатиться за грехи

Итак, оба они избрали путь преступления. Как оказалось, для них обоих он оказался неправильным. В случае с Свидригайловым все кончилось самоубийством. Он не выдержал угрызений совести. А Лужин, хоть и не повесился, вынужден был исчезнуть.

0

117


Петербург Достоевского

0

118

Пешком в историю
Адреса Достоевского

=Spoiler написал(а):

0

119

Москва. Музей-квартира русского писателя Федора Достоевского

=Spoiler написал(а):

0

120

Теория Раскольникова в истории и в современном мире
Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей» Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Созданная теория оказалась безнравственной Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и унижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличии от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться с чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки» : «…я не человека убил, я принцип убил!» . Принцип этот – его совесть. Стать властелином ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая теория Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории. На каторге Раскольников все еще уверен, что его теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнес. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека» . В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места. Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя. Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию = и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф. Ницше создал теорию «сверхчеловека» , которому все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Достоевский, Фёдор Михайлович. Русский писатель, мыслитель, философ