"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Монголия

Сообщений 21 страница 40 из 107

1

Монголия

http://s9.uploads.ru/t/2DC9M.png

Монго́лия (монг. Монгол Улс, ) — государство в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет. Площадь — 1 564 116 км².

Территория Монголии - это огромное плоскогорье, которое приподнято над уровнем моря. Горы высотой в1500-3000 м, занимают от площади всей страны не менее 40% от площади страны, а высокогорные ее участки высотой более 3000 м - порядка 2,5-3%. Монголия занимает 17-е место в мире, по размерам своей территории.

Интересный факт: Монголия самая маленькая страна по плотности населения, ее плотность, примерно – 1,7 чел./кв.км. А общая численность населения достигает около 3 миллионов человек.

Монголия это страна, в которой можно проехать не одну сотню киллометров и не встретить ни одного человека. В ряде районов, таких как  пустыни и высокогорья плотность населения достигает минимального порога — от 0,01 до 1 %.

В своей великой истории  этнические группы Монголии прошли через великое множество различных периодов становления. В итоге, с образованием единого, сплоченного монгольского народа, появилось Величайшее монгольское государство. Это была великая мировая империя, которая и по сей день не имеет себе равных.

НАДОМ (НААДАМ - монг.)
http://s9.uploads.ru/t/5nWj9.jpg

11-13 июля в Монголии ежегодно отмечают национальный праздник в день победы народной революции, произошедшей в 1921 г.
На этом празднике устраивают состязания по излюбленным национальным видам спорта.
В каждом аймаке и сомоне празднуют Наадам. Многие монголы очень любят проводить этот праздник в Улан-Баторе.

+1

21

ЛАГЕРЬ ХАНА

Дворец Хана. Это место является главным во всем Национальном парке. Юрта-дворец повелителя окружена юртами жен, детей и приближенных к Хану людей. В юрте хана вы увидеть ее убранство. Трон Хана, его жены и его матери, ханская одежда. В
Фото : Васёна Нефёдова
http://s2.uploads.ru/t/JGTCI.jpg
http://se.uploads.ru/t/mVAFr.jpg
http://s9.uploads.ru/t/TJWdl.jpg


Перед юртой хана на 22 высоких шестах установлены символы монгольских племен обитавших в 13 веке на территории Монголии.
Фото : Васёна Нефёдова
http://s0.uploads.ru/t/3YVAG.jpg
http://s0.uploads.ru/t/z4TxP.jpg
http://s6.uploads.ru/t/7XAa0.jpg
http://s7.uploads.ru/t/LGJwB.jpg

В дни проведения "Ханского пира", Вы станете свидетелем решения важных государственных проблем, установления новых законов, и совещаний политически важных людей и военных руководителей.

Здесь же расположена Юрта - ресторан, где вы попробуете монгольскую традиционную кухню. Европейским путешественникам советуем
Фото : Васёна Нефёдова
http://s9.uploads.ru/t/cboKq.jpg
В этом лагере проводятся основные мероприятия Национального арка 13 века. Зимой празднуется Цагаан Цар, в июле проводится мини Наадом (скачки, национальная монгольская борьба, стрельба из лука), праздник пива, праздник молока и др.
Фото : Васёна Нефёдова
http://s3.uploads.ru/t/zdkY6.jpg
http://s2.uploads.ru/t/JIgbv.jpg

+1

22

СТОЙБИЩЕ ПАСТУХОВ - КОЧЕВНИКОВ

После стойбища шаманов мы попадаем расположенное в степи стойбище пастухов. В центре стойбище установлена главная юрта на огромной повозке. Здесь вы станете свидетелем ежедневной жизни монгольского пастуха и его семьи: ежедневная культура пастбищной жизни, методы изготовления различных молочных продуктов, тренировка и объезд лошадей и применением монгольского лассо, покраска и обработка кожи, и другие интересные моменты и ритуалы из жизни пастуха 13 века. Если вы передвигаетесь по национальному парку на автомобилях, то здесь вы можете немного покататься на лошадях, верблюде или яках.
Фото: Васёна Нефёдова
http://s9.uploads.ru/t/DeroE.jpg
http://sa.uploads.ru/t/KIdTa.jpg
http://s8.uploads.ru/t/dPRgi.jpg
http://sa.uploads.ru/t/CtrM9.jpg

+1

23

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

Посетив это лагерь у вас будет возможность ознакомиться и узнать больше об уникальной культуре грамоты и традиционном пути образования, традициях и культуры монголов. Вы станете участниками традиционных игр в кости, музыки, песни и танцев, письма монгольскими вертикальными иероглифами. Образовательный лагерь в основном выстроен из камней. Даже юрты установлены на каменном основании.
Фото: Васёна Нефёдова
http://sd.uploads.ru/t/UJHRx.jpg
http://s0.uploads.ru/t/WXiB9.jpg
http://s0.uploads.ru/t/D2AkS.jpg
http://s6.uploads.ru/t/fcCeQ.jpg

+1

24

МОНГОЛЬСКАЯ ОДЕЖДА

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/1.jpg
Одинаковый для мужчин и женщин халат (летний – «тэрлэг», зимний – стеганый «дээл»), запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широким многометровым оранжевым кушаком, несколько раз обертываемым вокруг тела. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде при низких температурах очень важно для защиты от радикулита. Зимние дээл шьют из овчины, мех их обращен внутрь, а наружная часть обшита материей и часто украшена цветным узором. Вместо карманов по монгольской традиции вещи, среди которых часто присутствует кисет с курительным табаком и трубка, хранятся за пазухой перепоясанного дээл. Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, тарбаган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имеет головной убор особого покроя.

МОНГОЛЬСКАЯ ОДЕЖДА

Одинаковый для мужчин и женщин халат (летний - "тэрлэг", зимний - стеганный "дэли"), запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широким многометровым оранжевым кушаком, несколько раз обертываемым вокруг тела. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде, при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом. Зимние дэли шьют из овчин, мех их обращен внутрь, а наружная часть обшита материей и часто украшена цветным узором. Вместо карманов, по монгольской традиции, вещи, среди которых, часто присутствует кисет с курительным табаком и трубка, хранятся за пазухой перепоясанного дели. Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, тарбаган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.

+1

25

http://www.rgo-sib.ru/expedition/14/b75e5d36a607130138da3981918.jpg
А это эдельвейсы!

+1

26

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/2.jpg
Традиционное жилище кочевника – мобильная легкая разборная юрта. Войлочная юрта – гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх нее наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты «хоймор» находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково ориентированной в пространстве, после перекочевок позволяла точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие, скользя по решеткам стены в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча день делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «солнце осветило пол юрты» и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо напротив входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.

Не рекомендуется вплотную подъезжать к юрте на автомобиле: надо остановиться поодаль и громко попросить убрать собак. Тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте. Разговаривать через порог не принято. Обычно монголы сначала просовывают голову в дверь, а затем переступают порог, не наступая на него. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая – мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине – хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас. Обычно перед длинным разговором принято обмениваться с хозяевами табакерками и нюхать табак.

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

Традиционное жилище кочевника - мобильная легкая разборная юрта. Войлочная юрта - гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты "хоймор" находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково сориентированной в пространстве после перекочевок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: "когда солнце показалось на кровати", "солнце осветило пол юрты" и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.
До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место.
До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт. У монголов не принято сразу без спроса хозяев входить в юрту. Не рекомендуется вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак. Тем самым гость, сообщает о своем желании приблизиться к юрте. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII в. гостя могли казнить. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений. Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Обычно перед длинным разговором принято обмениваться с хозяевами табакерками с нюхательным табаком и понюхать табак друг у друга. Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику. Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека. Запрещается дарить нож и острые предметы. При застолье гости не имеют права менять свои места.
В юрту, где рожает женщина, нельзя входить постороннему; нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье; нельзя свистеть - это сигнал, созывающий злых духов.
Со времен монгольского государства известны юрты, устанавливающие на телегах и предназначенные для перекочевок без разборки юрты. По свидетельству Гильом де Рубрука перемещались такие большие повозки чрезвычайно медленно: "ровным шагом, так медленно, как ходит ягненок или бык". Обнаруженные при раскопках Каракорума огромные железные втулки к осям телег дают представления о размере телег для перевозки юрт. По реконструкции ученых, расстояние между колесами такой повозки составляло более шести метров, и везти ее могли 22 быка. Гильом де Рубрук сообщает, что "у Бату 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому на колесах, не считая других маленьких повозок, которые они ставят сзади большого, они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкает по 200 повозок".

0

27

МОНГОЛЬСКИЕ ОБЫЧАИ

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/3.jpg

Главенствующая роль этнических монголов в завоевании Евразии и последующее длительное господство сохранили следы этого в культуре и обычаях. Историкам известен старомонгольский свод законов «Джасак», введенный Чингисханом – воинские правила, сохранившиеся в основном благодаря персидским летописям Рашид ад-Дина. Он гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его». Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью. Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры, неповиновение детей родителям, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.

Монголы до сих пор сохраняют и свято чтят древние обычаи кочевой жизни, живут в войлочных юртах автономно и обеспечивают свое существование за счет родового ведения натурального хозяйства. В классической монографии ученого-востоковеда И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов. Выросший среди природы монгол способен замечать вещи, которые совершенно ускользают от внимания европейца. «У монгола какие-то особенные глаза и какая-то особая впечатлительность. Найти свою овцу среди нескольких сотен овец чужого стада, идти, не сбиваясь, десятки и сотни верст по следу прошедшего каравана, находить по каким-то неуловимым признакам дорогу среди безграничных степей или однообразных увалов песчаной Гоби – для монгола столь же обычная вещь, как для европейца ходить по улицам города. Один из монголов, имевший свыше 1000 верблюдов, узнавал каждого из них по следу». Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный в их понятии – почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный достоин всякого сожаления.

Любопытство монголов и их гостеприимство как национальные черты характера отмечают многие путешественники и сегодня. Стоит встать лагерем, как ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. На берегу Хубсугула нас просто осаждали любопытные, даже пытались без спроса заглядывать в палатку, чего не стал бы делать ни один европеец, но при этом всегда были дружелюбны. После вручения мелких сувениров «гости» обычно уходили, но на следующий день приходили другие.

Множество примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а всяческие кары сулятся тому, кто нарушит обычаи. Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать необглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко. Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши. Запретными считаются имена духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.

Копать землю у монголов считается крайне опасным занятием, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места». Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без необходимости ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать поверхность. Перед закладкой фундамента, рытьем колодцев нужно провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.

Старое монгольское общество практиковало ряд запретов, связанных с верой в духов: запрещалось купаться в реке, черпать воду золотой и серебряной посудой, перерезать горло скоту, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой. Рашид ад-Дин сообщает: «Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство».

У монголов существует обычай «брызгать» духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх. Гильом де Рубрук, автор знаменитой книги «Путешествие в восточные страны», так описывает этот обычай: «Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».

«Платьев они никогда не моют, так как говорят, что Бог тогда гневается и что будет гром, если их повесить сушить».

Из главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ-коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Особое почтение необходимо проявлять к старшим. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

От древних обычаев сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Очаг в юрте – место обитания богини огня Ут или хозяина огня – Отхангалахан. С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться его ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.

Огню приписывается магическое воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, чтобы гости не устроили или не принесли какого-либо зла.

Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками, этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И, естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками. Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

0

28

МОНГОЛЬСКАЯ КУХНЯ

Пищевой рацион монголов традиционно определяется продуктами скотоводческого хозяйства: мясо (в основном баранина) и молочные продукты (чай с молоком, сыр «бяслаг», сушеный творог «ааруул», простокваша «тараг», пенки «урум», молочная водка «архи», кумыс «айраг», топленое масло «шар тос»). Молоко в пищу употребляют всех сортов – коровье, сарлычье, кобылье, веблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец из коровьего и овечьего. Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины, причем варят его почти без соли.

Любимые национальные блюда – пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру «хуушуур», вареные на пару позы «бууз», лапша с мясом. Традиционное монгольское блюдо – «боодог»: туша козла или тарбагана в собственной шкуре, запеченная с помощью раскаленных камней, помещаемых внутрь ее. Приготовленное таким способом мясо отличается отменным вкусом. По оригинальному рецепту, также с использованием раскаленных камней, готовят мясо барана в бидоне – «хорхог». Перед началом потребления уже приготовленного блюда, согласно традиции встав в круг, гости передают друг другу горячие камни, использованные для приготовления «хорхога».

Рыбу монголы до недавнего времени практически не ели.

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/9.jpg
http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/10.jpg

При приеме гостей строго соблюдалось правило – старшему по возрасту или чтобы подчеркнуть уважение и почет, подавали баранью голову и крестец, которые как бы символизируют целого барана – в Монголии существует обычай в честь дорогих гостей забивать барана.

Монгольский чай с молоком, если он сделан по всем правилам, очень вкусен. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в него заварку из плиточного зеленого чая, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара. К нему обычно подаются кусочки теста, обваренные в бараньем жиру «боорцог». Последние после приготовления быстро твердеют, могут храниться очень долго и, размоченные в горячем чае, вновь становятся съедобными.
http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/11.jpghttp://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/12.jpg

Одно из самых популярных блюд в современной Монголии – сваренные на пару бозы. Вдоль автомобильных дорог встречаются юрты – «гуанзы», в которых за 15-20 минут, прямо на ваших глазах приготовят традиционные бозы. В очаг юрты подбрасывают аргал – сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. По размеру бозы меньше бурятских поз и внутри не мясной фарш, а мелко рубленое мясо.

Аруул изготавливается из любого молока – овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться целый год без потери вкусовых качеств. Кусочки сушеного творога хозяйка юрты иногда вручает гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления аруула молоко подогревают до свертывания и процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление аруула придает чистоту и крепость зубам.

Традиционным в пищевом рационе монголов является употребление вяленого мяса-борца. Обычно его заготавливают в ноябре-декабре из мяса хорошо упитанного рогатого скота и верблюда. Для приготовления борца мясо освобождают от слоя жира и сухожилий и нарезают на полоски длиной 20-30 см, толщиной в 2-5 см. При сушке мяса на холоде влага постепенно улетучивается, а все питательные вещества остаются в мясе. Качество борца во многом зависит от того, как порезано мясо, при какой температуре оно вялится, сухое ли место. При правильном хранении борц можно использовать в течение целого года. Перед употреблением борц размачивают в воде, при этом он разбухивает, впитывает воду, и его объем увеличивается в 2-2,5 раза, после чего его варят.

0

29

МОНГОЛЬСКАЯ КУХНЯ

Пищевой рацион монголов традиционно определяется продуктами скотоводческого хозяйства. Это мясо (в основном баранина, реже говядина и конина) и молочные продукты (чай с молоком, сыр "бяслаг", сушеный творог "ааруул", простокваша "тарак", пенки "урюм", молочная водка "архи", кумыс "айраг", топленое масло "шар тос"). Молоко в пищу употребляют всех сортов - коровье, сарлычье, кобылье, верблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта молока есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец из коровьего и овечьего. Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины, причем варят его почти без соли. Любимые национальные блюда - пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру "хушур", вареные на пару позы "бууз", лапша с мясом. Традиционное монгольское блюдо - "боодог": туша козла или тарбагана в собственной шкуре, запеченная с помощью раскаленных камней, помещаемых внутрь её. Приготовленное таким способом в собственном соку мясо отличается отменным вкусом. Рыбу кочевые монголы до недавнего времени практически не ели, в основном ее употребляют а пищу городские жители.
При приеме гостей строго соблюдалось правило - старшему по возрасту или с целью подчеркнуть уважение и почет подавать баранью голову и крестец, которые как бы символизируют целого барана - в Монголии существует обычай в честь дорогих гостей забивать барана.
Монгольский чай с молоком, если он сделан по всем правилам, очень вкусен. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в него заварку из плиточного зеленого чая, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют в него соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара. К нему обычно подаются кусочки теста, обваренные в бараньем жиру "боорцог". Последние после приготовления быстро твердеют, могут храниться очень долго и, размоченные в горячем чае, вновь становятся съедобными .
Одно из самых популярных блюд в современной Монголии, - сваренные на пару - бозы. Вдоль автомобильных дорог в большом количестве встречаются юрты - "гуанз", в которых за 15-20 минут, прямо на ваших глазах приготовят традиционные бозы. В очаг юрты подбрасывают - аргал, сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. По размеру бозы меньше бурятских поз и внутри их не мясной фарш, а мелко рубленное мясо.
Засушенный аруул изготавливается из любого молока - овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться весь год и не теряет своих вкусовых качеств. Кусочки сушеного творога хозяйка юрты, иногда вручает гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления аруула молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление аруула придает чистоту и крепость зубам.
Традиционным в пищевом рационе монголов является употребление вяленого мяса-борца. Обычно его заготавливают в ноябре - декабре из мяса хорошо упитанного рогатого скота и верблюда. Для приготовления борца мясо освобождают от слоя жира и сухожилий и нарезают на полоски длиной 30-30 см, толщиной в 2-5 см. При сушке мяса на холоде жидкость постепенно улетучивается, а все питательные вещества остаются в мясе. Качество борца во многом зависит от того, как порезано мясо, при какой температуре оно вялится, сухое ли место. При правильном хранении борц можно использовать в течение целого года. Перед употреблением борц размачивают в воде, при этом он разбухает, впитывая воду, и его объем увеличивается в 2-2,5 раза, после чего его варят в обычном порядке.
Другой способ хранения мяса в свежем виде - это шууз. Готовится он просто. Сырое мясо, желательно жирное, режут на кусочки и обжаривают в собственном жиру на сильно раскаленной сковородке. Затем солят и очень плотно закладывают в банки и герметично закрывают, чтобы не проникал воздух. Обычно такое мясо берут в дальние походы. Когда необходимо взять кусочки мяса, надо как можно меньше времени держать посуду с мясом открытой. Проникший воздух способствует порче шууз.

МОНГОЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ БЛЮДА

Хоошоор (Hooshoor). Небольшие, серповидные жареные пирожки с мясом и луком – основное угощение, наряду с бозами, в юртах и гуанзах в сельской местности.

Бозы (Buuz). Напоминают большие клецки, сделанные из теста, заполненного рубленым мясом, луком и чесноком, готовятся на пару в течение 20 минут. На Цагаан Сар, монгольский Новый Год, монгольские семьи иногда приготавливают для гостей до 1000 боз.

Банш (Bansh). Приготавливаются точно так же, как бозы, но меньше размером и жарятся.

Цуйван (Tsuivan). Блюдо из самодельной лапши, жаренной с мясом и луком на сковороде. Особенно хорош с мясом лошади.

Лапша (Lavsha). Походит на цуйван, но готовится с большим количеством воды, чтобы получился суп.

Бантан (Bantan) – подобное овсянке блюдо, сделанное из мясного бульона с луком. Для наваристости добавляется смесь муки. Особенно хорошо с похмелья и при пищевом отравлении.

Аруул (Aaruul). Высушенное молоко, может быть с сахаром или без него. Монгольский засушенный йогурт, один из наиболее вкусных продуктов, обязательный атрибут угощения в юрте.

Хоормог (Khoormog). Напиток, приготовленный из молока верблюда. Пьют перед тем, как ложатся спать. Помогает для лечения печени и желудка.

Боорцог (Boortsog) национальное печенье из муки, масла, соли и сахара, жаренного в масле. Едят на завтрак вместо хлеба.

0

30

МОНГОЛЬСКИЙ ШАМАНИЗМ
http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/4.jpghttp://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/5.jpg

Родиной шаманизма и избранной землей шаманов принято считать Центральную и Северную Азию. В Монголии в силу своей изолированности последним оплотом шаманов стало озеро Хубсугул и Дархадская котловина.

Для шаманских обрядов не нужны специальные здания и храмы, они могут быть устроены в любом месте и в любое время суток. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманским понятиям, является серединным миром, одухотворенным во всех проявлениях природы и жизни, и населенным невидимыми для большинства людей духами. Для древнего человека непрерывная связь с природой, ощущение ее ритмов и гармонии были привычным образом жизни. Вековые наблюдения за природой выработали мудрые правила, согласно которым человек должен жить в гармонии с природой и ее духами, не нарушать естественного порядка вещей в мире. Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. Этот обычай сохранился с глубокой древности. В таких местах – контактной зоне между мирами – сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и приезжали сюда специально для проведения обрядов.

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/6.jpg
Вдоль дорог на Хубсугуле, на перевалах и возле священных мест можно встретить обо – древнее святилище в виде пирамидальной груды камней или шалаша из жердей и веток, территория духов-хозяев – место, где надлежит им поклоняться, произносить молитву и делать жертвоприношение, чтобы снискать покровительство в путешествии или для проживания. Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают их идеальную субстанцию. В обо можно только класть, что-либо забирать, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Без приношения обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает, причем сначала следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.

Вдоль дорог на Хубсугуле, на перевалах и возле священных мест можно встретить обо – древнее святилище в виде пирамидальной груды камней или шалаша из жердей и веток, территория духов-хозяев – место, где надлежит им поклоняться, произносить молитву и делать жертвоприношение, чтобы снискать покровительство в путешествии или для проживания. Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Ценность вещи не имеет значения – важен сам факт. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают их идеальную субстанцию. В обо можно только класть, что-либо забирать, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Без приношения обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает, причем сначала следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.

0

31

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/7.jpg
http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/8.jpg
Черепа жертвенных животных в шаманском обо пирамидальной груды камней или шалаша из веток встречаются чаще всего. Реже можно увидеть «жилище духа» – специально сложенная по буддийской космологии трехуровневая каменная башня-алтарь для приношений и жертвоприношений, и двенадцать малых пирамидальных груд камней вокруг. В местностях, где мало камней, например, на Хубсугуле, над небольшой грудой можно встретить высокий шалаш из срубленных молодых деревьев и веток. Обо, сложенные из простых камней, сохранились лучше многих храмов, которые были разрушены в период антирелигиозных кампаний. Сегодня наблюдается одинаково почтительное отношение к обрядам на обо как со стороны неверующих, так и со стороны шаманистов и буддистов.

По древним верованиям, от духов зависит наступление болезни, удача в делах, падеж скота, все бедствия природы. Количество духов огромно: есть духи стихий, гор, водяные, земляные, духи драконов и т.д. Чествование духов, задабривание их жертвами помогает избежать несчастий. У подножия обо, как правило, есть плоский камень, выполняющий функции алтаря, на который ставится блюдце с ячменными зернами и чашка с водой, или кладутся монеты. Перед жертвенным камнем-алтарем непосредственно и произносится молитва. Чтобы духи понимали, молитву рекомендуется произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском. Необходимо регулярно класть для духов еду, так как они хоть и бестелесные существа, им постоянно требуется пища. Перед подношением или возлиянием белой пищей (молоко, саламат и т.д.), тарасуном или водкой, свежезаваренным чаем или жертвенным бараном, необходимо сделать очищение огнем. Его подношений можно выполнить, сжигая в огне душистые травы: богородскую, можжевельник или кору пихты, и обкуривая дымом жертвенные вещи. Нельзя подносить, например, позеленевший сыр или пожелтевшую зелень: дары должны быть хорошими.

0

32

Самое-самое в монгольской национальной кухне

Монгольская национальная кухня это, в основном блюда из молочных и мясных продуктов, а также мучных изделий. Обед у монголов также начинается с чая. Его пьют, ожидая, пока поспеет баранина. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает его двумя руками. Гость также должен принять пиалу обеими руками, этим он показывает уважение к дому. В Монголии существует обычай правой руки. И пиалу, и табакерку во время церемонии приветствия передают только правой рукой. И, естественно, принимать любое подношение вы должны правой рукой или обеими руками.

После чая к столу подают баранину, нарезанную большими кусками. При приеме гостей строго соблюдалось правило - старшему по возрасту или с целью подчеркнуть уважение и почет подавать баранью голову и крестец, которые символизируют целого барана. Ведь в Монголии существует обычай в честь дорогих гостей забивать барана.

За мясом следует бульон, обычно с мясом и домашней лапшой. Монголы почти не пьют сырой воды, поэтому в каждой юрте в любое время дня есть горячий чай или кумыс.

Из монгольских напитков известным является кумыс (айраг) - сырое кобылье молоко долго сбивают до получения пенистой кисловатой жидкости. Сейчас кумыс найти в городе достаточно сложно - обычно его привозят из сельской местности в бидонах и продают на улицах. Здесь изготавливают также тараг - кипяченое молоко со снятой пенкой, сквашенное посредством специальной закваски.
Одним из самых популярных блюд монгольской народной кухни является ором. Это пенки, для приготовления которых молоко долгое время кипятят в котле на слабом огне, а потом остужают. Когда остынет толстый слой пенок, их осторожно снимают лопаточкой и выкладывают на деревянное блюдо, складывают вдвое, корочкой наружу, немного подсушивают и подают к чаю.

Наиболее популярным из молочных продуктов является ааруул (сушеный творог). Засушенный ааруул изготавливается из любого молока - овечьего, козьего, коровьего, верблюжьего. В засушенном виде он может храниться весь год и не теряет своих вкусовых качеств. Его хозяйка юрты иногда преподносит гостям в качестве угощения, которое можно взять с собой в дорогу. Для приготовления ааруула молоко подогревают до свертывания, процеживают. Полученную массу раскатывают, разделывают на небольшие куски и сушат на солнце до полного затвердения. Монголы считают, что постоянное употребление ааруула придает чистоту и крепость зубам.
Кроме того, популярен и грут - творог, сушенный мелкими комочками. Обычно его размачивают в кипяченой воде и едят вместе с ней. Известен также урюм - молоко долго и медленно кипятят до образования толстой и плотной пенки, пенку снимают, высушивают. Что-то похожее на наш айран это айраш - разбавленное холодной водой кислое молоко. В Монголии есть также молочный самогон - он называется архи. Его изготавливают в юртах. А городское население предпочитает пить водку "Чингизхан", которая считается самой качественной.

В Монголии существуют и блюда, известные только в этой стране, например, борцог (куски мелко нарезанного теста, обжаренные в бараньем жире или масле), хальмаг (смесь пенок и муки), пирожки с начинкой из сырого мяса. Местным видом сыра является бяслаг - он приготавливается из пресного творога без соли, отжатого и спрессованного в виде четырехугольного пласта.

Одним из самых популярных мучных блюд в современной Монголии являются сваренные на пару бозы. Это что-то вроде хинкали или азербайджанской гюрзы - тесто, внутри которого не мясной фарш, а мелко рубленое мясо. Пирожки с мясом здесь любят обжаривать в бараньем жире.

Раньше, когда не было холодильников, мясо "замораживали" так - освежеванную тушу расчленяли, заворачивали в шкуру и клали в повозку, где она сохранялась всю зиму. Примерно также, в бараньих желудках, кочевники хранили сливочное масло на зиму.
Рыбу кочевые монголы до недавнего времени практически не ели, в основном ее употребляют в пищу городские жители, которые все больше приспосабливаются к европейской пище.

0

33

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БООДОГА
ОТ КАПИТАНА ЧЕ БАТА

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/13.jpg
Для приготовления боодога у козы отрезают голову и через горло с помощью маленьких ножниц вырезают все внутренности. Опытный человек выполняет эту процедуру за 30 минут и не повреждает шкуру, которая должна остаться целой. Сначала заполняются продолговатыми раскаленными камнями из жара костра полости четырех ног козла, затем закладываются круглые раскаленные камни размером с яйцо. Важно использовать уже проверенные и обожженные камни, которые не трескаются на огне и не имеют на себе песка. Заполненную шкуру с мясом и камнями трясут, чтобы утрамбовать содержимое, и плотно завязывают у горла проволокой, при необходимости стравливают пар из шкуры, чтобы она не лопнула. Завязанную шкуру с камнями и мясом периодически перекатывают и для размягчения мяса вливают в нее две бутылки водки, добавляют специи, чеснок и лук. Мясо козла готовится по этому рецепту примерно 30 минут. Оно считается готовым, когда шерсть слезает со шкуры и она становится румяной. Аналогично по такому же рецепту готовится мясо тарбагана.

0

34

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОРХОГ В ФЛЯГЕ
ОТ СЕРГЕЯ ЗАВГОРОДНОГО

http://i.38a.ru/upload/tmp/img/hubsugul/mongolia/14.jpg
Разделывается свежий баран, мясо промывается. На огонь ставится бидон с 4 литрами холодной воды и доводится до кипения. Затем на дно бидона укладываются крупные части барана с костями, их солят и минут 10-15 выдерживают на огне. В это время в костре нагреваются камни (их предварительно обжигают и бросают в воду, чтобы камни обсыпались и не крошились, иначе в блюдо может попасть песок). Затем начинается закладка в бидон слоями – раскаленные камни по 4-5 шт, сверху мясо, порезанное более мелкими кусками, чем нижний слой, вперемешку вилок капусты, разрезанный на четыре части, очищенные картофелины и морковки, 3-4 луковицы, пара головок чеснока, лавровый лист, перец горошком, снова слой раскаленный камней, мясо и овощи. В бидон с мясом выливается 1-2 бутылки водки для размягчения, крышка бидона закрывается, он ставится на бок и прокатывается, чтобы содержимое перемешалось, затем бидон с мясом ставится на угли на 30-40 мин. После снятия с огня еще минут 10 крышку не открывают, чтобы блюдо настоялось в собственном пару.

0

35

Кашемировый бум, или самый качественный козий пух

Кашемир считается непревзойденной по мягкости, легкости, долговечности и виду натуральной тканью. Она всегда дорогая и причина этого в том, что подходящий козий пух (из чего изготавливается кашемир) берется у коз, которые обитают в самых холодных местах планеты, в условиях резко континентального климата, перепада температур, какие имеют место в Монголии.

Изюминкой монгольской экономики считается производство кашемира. Здесь сосредоточено примерно 40 процентов мирового производства козьего пуха, а по объемам экспорта кашемира Монголия после Китая занимает второе место в мире. Ценность монгольского кашемира в том, что здесь он производится из пуха, а не из шерсти, как в других странах. Интерес к нему проявляют не только на территории производителя, но и в Италии, Франции, Англии, России, США. Известные дизайнеры закупают как пряжу, так и готовые изделия, сделанные по предложенным ими лекалам.

Высокое качество кашемировых изделий обусловило высокую цену. Так, средняя стоимость джемпера - от $80-100, женского платья - от $180-200. А популярные изделия из верблюжьего кашемира - от $280. Во всех сувенирных и торговых центрах Улан-Батора одной из доходных статей являются именно изделия из кашемира, а также верблюжьей шерсти - шарфы, накидки, пледы и т.д. Минимальные цены начинаются от 15 долларов.

Наиболее известными монгольскими торговыми марками являются "Гоби" и "Гойо".

Несколько лет назад в ходе приватизации знаменитой кашемировой компании "Гоби" крупный пакет акций приобрел консорциум из двух японских компаний.

0

36

Чай по-монгольски - с салом или солью

Чаепитие в Монголии, как и в Азербайджане, широко распространенная традиция. Если вы даже на минутку зашли в юрту, вам предложат пиалу с чаем. Причем у монголов за чашкой чая не принято вести беседу - обычно, согласно традициям, принято не разговаривать. Но в современной городской жизни эта традиция, как правило, не соблюдается.

Монгольский традиционный чай окажется для иностранца полной неожиданностью. Почему? Готовят этот "чай" так. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в нее зеленый чай, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало из бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара.

Интересно
Чёрный чай в Монголии называют грузинским чаем: во времена СССР в Монголию завозили чай из Грузии, так с тех пор и принято его называть.

Чай, который нам подавали в разных кафе и ресторанах Улан-Батора, имел светло-коричневый цвет и был совершенно безвкусным, по сравнению тем, который принято пить в Азербайджане.

0

37

КЕРЕКСУРЫ, ОЛЕННЫЕ КАМНИ, МЕНГИРЫ, КАМЕННЫЕ БАБЫ

http://baikal.irkutsk.ru/foto/06_4gobi/8.jpg

На территории Монголии обнаружены многочисленные следы первобытного искусства. Самые ранние памятники - сосуды с сетчатым орнаментом, а также рисунки, выполненные красной краской или процарапанные на поверхности скал, относятся к эпохе неолита. Первые бронзовые изделия и узорчатая керамика датируется примерно II тысячелетием до н.э. В конце I тысячелетия до н.э. на территории Монголии создается крупный племенной союз гуннов. Обнаруженные в курганах Ноин-Улы (Северная Монголия, I в. до. н.э.) разнообразные изделия из бронзы, серебра и золота, вышивки и войлочные ковры с аппликациями украшались фигурами зверей, выполненными в причудливом и изощренном "зверином стиле". Кочевая культура не оставила после себя монументальных сооружений, поселения-ставки были кочевыми. Первые большие оседлые города стали строиться только в XII в. Единственными сохранившимися до наших дней памятниками передвижения кочевых племен являются многочисленные группы могильных холмов и курганных погребений, плиточные могилы, относящиеся к скифо-сибирской культуре VII-V вв. до н.э., мегалитические сооружения (менгиры, кромлехи). Характерной чертой самобытного искусства кочевников Центральной Азии является, так называемый "звериный стиль", впервые открытый на оленных камнях.
Оленные камни - каменные плиты, поверхность которых покрыта изображениями скачущих животных, чаще всего оленей. Из всех известных в степном поясе Евразии оленных камней более 80 %, т.е. около 500 оленных камней сосредоточено на территории севера и северо-запада Монголии. Наибольшее количество оленных камней обнаружено в Северной Монголии, их возраст датируется I тыс. до н.э. Могилы с оградами из каменных плит относятся к скифо-сибирской культуре VII-V вв. до н.э.
Каменные бабы (Хун чулуу) - каменные изваяния на княжеских могилах тюркского времени VI-VIII вв. н.э. Тюрками были воздвигнуты первые скульптурные монументы на погребальных могилах. Изваяния прославляли боевые подвиги военачальников. Согласно китайским источникам на тюркских погребальных постройках устанавливались ряды простых камней-балбанов, соответствующих числу убитых и побежденных врагов. В погребальном комплексе Хушо-Цайдама на реке Орхон протянулись на 3 км более 900 камней-балбанов.
Каменные бабы, встречающиеся в центральной части Монголии, большей частью находятся без головы. Обезглавливание каменных идолов связано с проникновением в Монголию буддизма, считалось, что отбивая головы изваяниям, отвергается тем самым основная религия тюрко-шаманизм. В тех краях, где шаманизм сохранил свои позиции на долгие годы, тюркские изваяния стоят и поныне целыми, с головами.
Керексуры - так называют в Монголии аллеи древних менгиров VII-VIII вв. н.э. Как правило, аллеи менгиров ориентированы с востока на запад. Отдельные менгиры достигают высоты свыше 4 метров, вес свыше 4-5 тонн. Такие, отдельно стоящие в ровной степи менгиры, озадачивают исследователей своим происхождением. Часто рядом нет никаких видимых скал, где могли бы заготовить такой большой монолитный камень. Возраст менгиров настолько древний, что со временем их стали почитать как обиталище духов. На каменных гранях менгиров иногда можно увидеть следы возлияния маслом. Отдельные из них за время существования неоднократно перетаскивались с места на место, так что в настоящее время трудно определить их первоначальное местонахождение. На некоторых сохранились загадочные символы.
 
ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ
Тюркоязычные надписи VII-XI вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии. Названы по находкам в долинах рек Орхон и Енисей.
 
СУБУРГАН
Буддийское (ламаистское) культовое сооружение, хранящее священные реликвии, гробница лам в Монголии, Бурятии, Калмыкии; тип ступы. Основной объем субургана в виде перевернутого котелка (реже колокола) располагается на высоком основании и увенчивается шпилем.

0

38

МОНГОЛЬСКОЕ ПИСЬМО

Алфавит, заимствованный монголами от уйгуров в XII-XII вв., восходит (через согдийский) к одному из видов арамейского письма. Знаки монгольского письма пишутся сверху вниз и справа налево. Существуют специальные способы скорописи и правила сокращения слов. Старомонгольская письменность используется до сих пор в автономном районе Внутренняя Монголия (Китай).

В 1269 г. по приказу Хубилая, на основе тибетского алфавита, составляется монгольский алфавит (квадратное письмо), которым пользовались в течение века вплоть до падения Юаньской династии (1260-1368).

В 1986 г. глава буддийской церкви Ундур-гэгэн Занабазар составил алфавит из знаков идеограммы "соембо". В него вошли буквы, основанные на правописании 16 гласных и 34 согласных букв индийского санскрита. Некоторая сложность в написании букв этого алфавита препятствовала его широкому распространению в народе.

В Монголии с 1945 монгольское письмо заменено письмом на основе русского алфавита, основанного на кириллице, к которому добавили две буквы, обозначающие два гласных звука, не существующих в русском языке.

С 1978 г. интерес к возрождению старомонгольской письменности резко возрастает, и она была включена в учебную программу общеобразовательных школ.

0

39

http://sf.uploads.ru/t/4Z3ft.jpg

МОНГОЛЬСКИЙ ОРНАМЕНТ

Необычно богат и своеобразен монгольский народный орнамент. В быту народа орнамент играл большую роль и имел не только назначение украшать предметы обихода, но и выражал символикой цветов и узоров пожелания счастья и удачи владельцу предмета. Узоры на двери юрты выполняли также роль оберега.

Символика цветов восходит к глубокой древности. Синий цвет - цвет неба, символизирует вечность, постоянство, верность. Желтый цвет - цвет золота выражает любовь, чувства симпатии. Красный цвет - цвет радости, белый - чистоты, невинности, черный - несчастья, бедствия, угрозы, измены.

Символические орнаменты своими сочетаниями позволяли выражать пожелания расцвета, здоровья, счастья, благополучия, мира и радости и т.д. Традиционно монгольский орнамент украшает двери юрт, мебель, сундуки, ковры и т.д.

http://sg.uploads.ru/t/u0HeD.jpg

http://s0.uploads.ru/t/s0vAe.jpg
Познавать секреты мастерства охоты с орлом начинают с юных лет.
На снимке 13-летняя дочь одного из легендарных охотников.
В её костюме - национальный монгольский орнамент

0

40

МОНГОЛЬСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Самым распространенным народным музыкальным инструментом является моринхур. Грифы моринхуров гордо венчают одна, две или три выразительных, прекрасных лошадиных головы, под ними иногда вырезали голову дракона. По бокам квадратного корпуса, на ушках-колках, на смычке вырезали красивые орнаменты. Монгольский музыкальный инструмент моринхур (монгольская виолончель) включен авторитетным жюри ЮНЕСКО в сокровищницу культуры в числе 28-ми народных инструментов. Корпус и дека моринхура выделаны из сосны и кедра, зачастую обтягиваются тончайшей кожей козленка. Струны и смычок изготавливаются из конского волоса, обработанного специальными веществами и выдержанного в тени при определенной температуре. Издревле он был непременным атрибутом резиденций правителей Монголии. Более того, каждая семья стремилась иметь свой домашний моринхур - символ духовности, элемент причащения и защиты от неприятностей. Считается, что моринхур издает звуки окружающего мира - дуновение ветерка, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тончайшие лады человеческих чувств, способные вызвать у слушателя восторг и грусть.

0