"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лермонтов Михаил Юрьевич

Сообщений 141 страница 158 из 158

1

http://sa.uploads.ru/t/AuhM8.jpg
Лермонтов.  Автопортрет. 1837

" …Нет, я не Байрон, я другой,

еще неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

но только с русскою душой..."

http://sd.uploads.ru/t/Y9Fea.jpg

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов
(3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.

  А.А.Ахматова "Ему было подвластно все"

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."

      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."

      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.

      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964

Безумец я! Вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?

Нет, не похож я на поэта!
Я обманулся, вижу сам.
Пускай, как он, я чужд для света,
Но чужд зато и небесам!

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой.
Я меж людьми беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Тогда он казался себе, да и многим, чужим этому миру. Но чем больше проходит времени, тем ближе он к нам, независимо оттого, какое нынче тысячелетье на дворе. Как свет звезды, который доходит через века.

0

141

http://sa.uploads.ru/t/PbZ1G.jpg
Княжна Мери и Грушницкий
Иллюстрация Д.А.Шмаринова.
Чёрная акварель, уголь.1941.

Чуткость художника Дементия Алексеевича Шмаринова (1907-1999) к душевным движениям героев, внимание к их внутреннему состоянию проявились в иллюстрации, запечатлевшей княжну Мери и Грушницкого у источника. Художник показал Мери в быстром и лёгком движении. Чувство сострадания к Грушницкому, жалости соединяется в ней с решимостью помочь ему. В "выразительном лице" Грушницкого отобразилось одновременно и сострадание, и удивление.

Источник иллюстрации: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981, стр. 108.

0

142

http://sa.uploads.ru/t/u9D7w.jpg
Печорин на диване
Иллюстрация Д.А.Шмаринова.
Чёрная акварель, уголь.1941.

Д.А.Шмаринов признавался, что творчество М.Ю.Лермонтова он полюбил через Врубеля. Сначала были рисунки Врубеля, захватившие Шмаринова, затем вдумчивое, глубокое изучение текста лермонтовского романа, которое завершилось созданием серии иллюстраций. Но, "работая над "Героем нашего времени", – вспоминает художник, – я поставил себе задачу показать всю сложность образа Печорина, применяя для этого особые пластические средства. Хотелось найти больше правды жизни и избежать излишнего демонизма врубелевского Печорина"(цит. по кн.: Халаминский Ю.  Д.А.Шмаринов. – М., 1959. – с.78).

Шмаринов показывает в лермонтовском герое человека незаурядного, наделённого очень сильной и глубокой натурой, но не сумевшего найти применения своим силам. Иллюстрация, на которой герой изображён в глубоком раздумье, созвучна многим страницам "Журнала Печорина", но прежде всего она заставляет читателя вспомнить размышления Печорина перед дуэлью: "Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и, верно, было во мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные..."

Источник иллюстрации: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981, стр. 102.

0

143

Д. С. Мережковский

    "М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" (фрагмент статьи)

       http://sa.uploads.ru/t/eIByS.gif

       
       Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нем говорить?
       Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой "тяжелый взгляд", что на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так ли мы сейчас к нему обернулись невольно?
       Стихи его для нас, как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла.
       Помню, когда мне было лет 7--8, я учил наизусть "Ангела" из старенькой хрестоматии с истрепанным зеленым корешком. Я твердил: "По небу полуночи", не понимая, что "полуночи" родительный падеж от "полночь"; мне казалось, что это два слова: "по" и "луночь". Я видел картинку, изображавшую ангела, который летит по темно-синему, лунному небу: это и была для меня "луночь". Потом узнал, в чем дело; но до сих пор читаю: "по небу, по луночи", бессмысленно, как детскую молитву.
       
       Есть сила благодатная
       В созвучье слов живых,
       И дышит непонятная,
       Святая прелесть в них.
       
       Я также узнал, что нельзя сказать: "Из пламя и света", а надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова.
       Потом, в 12--13 лет, я уже для собственного удовольствия учил его наизусть. Переписывал "Мцыри" тщательно, в золотообрезную тетрадку, и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил.
       Пушкина я тогда не любил: он был для меня взрослый; Лермонтов такой же ребенок, как я.
       
       В то утро был небесный свод
       Так чист, что ангела полет
       Прилежный взор следить бы мог.
       
       Вот чего Пушкин не сказал бы ни за что. Взор его был слишком трезв, точен и верен действительности. Он говорит просто:
       
       Последняя туча рассеянной бури,
       Одна ты несешься по ясной лазури.
       
       Но эта пушкинская "ясная лазурь" по сравнению с бездонно-глубоким лермонтовским небом казалась мне плоской, как голубая эмаль.
       С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик, больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.
       Я буду любить Пушкина, пока я жив; но когда придет смерть, боюсь, что это примирение:
       
       И пусть у гробового входа
       Младая будет жизнь играть,
       И равнодушная природа
       Красою вечною сиять, --
       
       покажется мне холодным, жестоким, ничего не примиряющим, -- и я вспомню тогда детские молитвы, вспомню Лермонтова.
       Не потому ли уже и теперь сквозь вечереющий пушкинский день таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.

0

144

Георгий Иванов           -           Мелодия становится цветком

http://sa.uploads.ru/t/N95UV.gif

Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...

Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие"
В корнета гвардии - о, почему бы нет?..

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

http://sa.uploads.ru/t/N95UV.gif

0

145

http://rupoem.ru/images/lermontov.jpg
Михаил Лермонтов

К *** (Не думай, чтоб я был достоин...)

(Прочитав жизнь Байрона [написанную] Муром)

Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,
Хотя теперь слова мои печальны;- нет;
Нет! все мои жестокие мученья -
Одно предчувствие гораздо больших бед.

Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;
О, если б одинаков был удел!..

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной.
Гляжу назад - прошедшее ужасно;
Гляжу вперед - там нет души родной!

1830

М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х т.
Библиотека отечественной классики.

0

146

28 февраля 1840 года в Петербурге на одном из блестящих балов, дававшихся графиней Александрой Лаваль, по пустячному поводу столкнулись поручик лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов, уже знаменитый русский поэт, и сын французского посланника в России Эрнест де Барант. Спустя два дня неподалеку от места пушкинского поединка состоялась дуэль на шпагах. Когда одна из шпаг переломилась, дуэлянты перешли на пистолеты. Француз промахнулся, русский выстрелил в воздух — драчуны помирились и разъехались. За дуэль Лермонтова вторично выслали на Кавказ, в действующую армию (в первый раз он был подвергнут кавказской высылке за стихотворение «Смерть поэта»).

0

147

Лермонтов

К *** (Не привлекай меня красой!..)

Не привлекай меня красой!
Мой дух погас и состарелся.
Ах! много лет как взгляд другой
В уме моем запечатлелся!..
Я для него забыл весь мир,
Для сей минуты незабвенной;
Но я теперь, как нищий, сир,
Брожу один, как отчужденный!
Так путник в темноте ночной,
Когда узрит огонь блудящий,
Бежит за ним... схватил рукой...
И - пропасть под ногой скользящей!..

1829

0

148

Лермонтов

К *** (О, не скрывай!..)

О, не скрывай! ты плакала об нем -
И я его люблю; он заслужил
Твою слезу, и если б был врагом
Моим, то я б с тех пор его любил.

И я бы мог быть счастлив; но зачем
Искать условий счастия в былом!-
Нет! я доволен должен быть и тем,
Что зрел, как ты жалела о другом!

1831

0

149

Лермонтов

К *** (Оставь напрасные заботы...)

Оставь напрасные заботы,
Не обнажай минувших дней;
В них не откроешь ничего ты,
За что б меня любить сильней!
Ты любишь - верю - и довольно;
Кого - ты ведать не должна,
Тебе открыть мне было б больно,
Как жизнь моя пуста, черна.
Не погублю святое счастье
Такой души и не скажу,
Что недостоин я участья,
Что сам ничем не дорожу;
Что всё, чем сердце дорожило,
Теперь для сердца стало яд,
Что для него страданье мило,
Как спутник, собственность иль брат,
Промолвив ласковое слово,
В награду требуй жизнь мою;
Но, друг мой, не проси былого,
Я мук своих не продаю.

1832

0

150

К *** (Печаль в моих песнях...)

Печаль в моих песнях, но что за нужда?
Тебе не внимать им, мой друг, никогда.
Они не прогонят улыбку святую
С тех уст, для которых живу и тоскую.
К тебе не домчится ни Слово, ни звук,
Отзыв беспокойный неведомых мук.
Певца твоя ласка утешить не может:
Зачем же он сердце твое потревожит?
О нет! одна мысль, что слеза омрачит
Тот взор несравненный, где счастье горит,
Безумные б звуки в груди подавила,
Хоть прежде за них лишь певца ты любила.

Михаил Лермонтов

1832

0

151

К *** (Я не унижусь пред тобою...)

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!

Михаил Лермонтов

1832

0

152

http://sd.uploads.ru/t/0QEn7.jpg
М.Ю.Лермонтов ребёнком.
Портрет работы неизвестного художника.
Масло. 1817-1818.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло; ГЛМ*). Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. Здесь отражена его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, хорошо очерченные губы, слегка вздёрнутый нос После смерти Е.А.Арсеньевой портрет попал в имение её брата А.А.Столыпина в Саратовской губернии, из его семьи позже – в Мурановский музей, оттуда – в ГЛМ.

почему в платье

Это самый ранний портрет Лермонтова 3-4 -летнего ребёнка, выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос. Честно говоря, создается впечатление милого, нежного малыша, просто душечка с ангельским голосочком и, думаю, характером тоже. У него собственный мир, в котором он главный герой, стоящий на страже добра, защитник своих друзей и близких, который ничего не просит взамен.
Что касается истории портрета, то после смерти его заботливой, хотя и строгой бабушки Е.А. Арсеньевой , портрет попал в имение её брата, А.А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже в Мурановский музей. Оттуда в ГЛМ.
ПОЧЕМУ ЛЕРМОНТОВ В ПЛАТЬЕ?
Смертность мальчиков выше, чем девочек, и малышей до 5-7 лет рядили в девчоночьи платья. Считалось, что таким образом можно обмануть судьбу, повысить шансы на выживание. Тем более, что Лермонтов был очень болезненным ребенком.
Подобная практика была широко распространена.

0

153

Игра в бисер с Игорем Волгиным. Михаил Лермонтов - Лирика

=Spoiler написал(а):

0

154

Игра в бисер. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени

Ведущий Игорь Волгин вместе с гостями обсуждает роман Михаила Лермонтова "Герой нашего времени". В центре внимания - трагическая судьба Печорина, который пытается сыграть роль Онегина, но в отличие от объекта своего подражания, заигрывается и умирает. Насколько мы из 2012 года способны почувствовать и разделить фатализм Печорина? Фатализм для Печорина - это оправдание его бездеятельности, если и так все предопределено, или проявление его воли - буду терпеть, несмотря ни на что?

В беседе принимают участие: Светлана Семенова, литературовед, главный научный сотрудник Института мировой литературы; Георгий Москвин, филолог; Евгения Вежлян, поэт, литературный критик; Андрей Дмитриев, писатель.

=Spoiler написал(а):

0

155

Неизвестный Лермонтов.
Документальный фильм к 200- летию со дня рождения поэта.

=Spoiler написал(а):

0

156

М. ЛЕРМОНТОВ. ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть 1

Полная версия фильма "Тайна рождения поэта", ч. 1. Исследование жизни и творчества Лермонтова, в корне меняющее представление о происхождении поэта. Сын Таймиева Бейбулата, который так и остался непризнанным Юрием Петровичем Лермонтовым, мужем его матери, свою личную трагедию высказал в своем творчестве, но услышать его никто не захотел... Фильм дает возможность услышать поэта, а не то, что вокруг поэта создали его многочисленные биографы и исследователи.

=Spoiler написал(а):


М. ЛЕРМОНТОВ. ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть 2.

=Spoiler написал(а):

0

157

Полная версия фильма "Тайна рождения поэта", ч. 2. Исследование жизни и творчества Лермонтова, в корне меняющее представление о происхождении поэта. Сын Таймиева Бейбулата, который так и остался непризнанным Юрием Петровичем Лермонтовым, мужем его матери, свою личную трагедию высказал в своем творчестве, но услышать его никто не захотел... Фильм дает возможность услышать поэта, а не то, что вокруг поэта создали его многочисленные биографы и исследователи. Тема этой части фильма - Лермонтов и Ислам.

М. ЛЕРМОНТОВ. ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть 3

=Spoiler написал(а):


М. ЛЕРМОНТОВ. ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть 4

=Spoiler написал(а):


М. ЛЕРМОНТОВ. ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ПОЭТА. Часть 5

=Spoiler написал(а):

0

158

Лермонтов / Lermontov. Биографический Документальный Фильм. Star Media. Babich-Design

Компания «Star Media» и студия «Babich-Design» представляют новый документально-игровой фильм «Лермонтов». Проект приурочен к 200-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова. Смотрите онлайн на канале Star Media.

Стихи и проза Лермонтова переведены на множество языков и по праву принадлежат к классике мировой литературы. Лермонтов погиб на дуэли при странных обстоятельствах в 27 лет. Он вырос без родителей, дважды был всерьез влюблен; он прошел войну, практически всегда был окружен множеством друзей, но всю жизнь оставался крайне одиноким. Фильм расскажет о том, как события жизни Лермонтова тесно переплетены с сюжетами его произведений, как реальная жизнь поэта незримо переходит в его вымышленный мир.

=Spoiler написал(а):

0