"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 201 страница 220 из 441

1

Традиции и обычаи русского народа

                  http://sf.uploads.ru/t/DIRk3.jpg

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.
                 http://sf.uploads.ru/t/G7NSd.jpg

+1

201

Народный календарь 21 сентября

Малая Пречистая, Рождество Богородицы, Оспожинки

Праздник установлен Православной Церковью еще в 4 веке. По преданию, в Назарете жила праведная и благочестивая супружеская пара, которая долгое время была бездетной. Святые Иоаким и Анна молили бога о младенце. У них родилась дочь, Мария, благословеннейшая и чистейшая. Ее рождению радовались земля и небо. Святая Церковь вполне справедливо именует Иоакима и Анну Богоотцами, ведь от Пресвятой Дочери девы Марии был рожден Иисус Христос.

На Руси праздник именовался Малой Пречистой, Осенинами, Осопожниками. Оспожинки - праздник урожая, отмечался на Руси целую неделю – с песнями, играми, плясками и пирами. Осенины встречались у воды. Ранним утром женщины выходили с хлебом на берега озер и рек. Старшая из женщин держала каравай, а молодые воспевали песни, прославляя Богородицу. После этого хлеб делили поровну между всеми участниками действия, каждая женщина забирала кусок домой и скармливала его скотине.

На пречистую в гости к новобрачным приходили их родственники: увидеть как те живут, научить уму-разуму. Молодая хозяйка кормила гостей обедом и дарила родителям круглые пироги, ее супруг должен был показать домашнее хозяйство. Также этот день назывался Пасиковым или Луковым. На огородах продолжали убирать лук, а на пасеках подготавливали пчел к зиме. В день равноденствия праздновали вторую встречу осени. Погода в этот день говорила о погоде на всю осень.

0

202

22 сентября – День осеннего равноденствия

http://slavdelo.dn.ua/wp-content/uploads/2016/09/osennee-1024x576.jpg
Осеннее равноденствие - время, когда день равен ночи, считается астрономическим началом осени.
Этот день осеннего солнцестояния считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, а также народными гуляниями.
По народному календарю, в этот день осень переходит во вторую стадию – золотую осень.
Эта красивая, бравшая за живое классиков пера и кисти пора продлится до 14 октября - дня Покрова Пресвятой Богородицы, когда выпадает первый снег.

Осеннее равноденствие – традиции и приметы:

Традиционно наши славянские предки отмечали день осеннего равноденствия гуляниями и весельем. Также, как и в культурах других народов, день осеннего равноденствия приходится на период сбора урожая, подготовке запасов к зиме. Богатый урожай издавна считался залогом безбедного существования и общего благополучия, так как люди считали это благословением Небес и благосклонностью Матери-Земли. В день осеннего равноденствия принято было радоваться, благодарить Бога и Вселенную за хороший урожай. В честь праздника осеннего равноденствия устраивали массовые гуляния с песнями и плясками, готовили разнообразные, вкусные блюда, пекли пироги.

В славянской традиции день осеннего равноденствия праздновали как день Петра и Павла – рябинников. Издавна считалось, что с этого дня можно рвать рябину, так как после первые осенних заморозков она становится сладкой. Однако, собирая урожай рябины, наши предки обязательно оставляли на каждом кусте несколько гроздей этой сочной, красивой ягоды на пропитание зимним птицам.

По урожаю рябины судили о том, какая будет погода осенью и зимой; если рябины в лесу много – значит осень будет дождливая, а зима морозная, если мало – осень сухая и зима теплая.

Осеннее равноденствие – именины рябины

Рябина почиталась как олицетворение солнца, энергии добра, благополучия и здоровья. Собрать урожай рябины в день осеннего равноденствия было очень важно,- сделать хорошие запасы рябины означало обезопасить себя, свой дом и семью от болезней, невзгод и неудач. К тому же, их веточек рябины получаются очень красивые обереги, которые можно развешивать по всему дому, - над входной дверью для защиты от нечистой силы, на кухне – для достатка в семье, в детской комнате – для здоровья и гармоничного развития детей, в спальне – для улучшения отношений между супругами.

0

203

http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/10/c8/23/DETAIL_PICTURE_748946_21799733.jpg
22 сентября – День осеннего равноденствия

Устройте для себя и близких небольшое застолье. Стол застелите новой скатертью. В центр стола поставить хлеб, пирог – если не испечённый своими руками, то обязательно свежий. Другой обязательный атрибут – это ваза с фруктами. Обязательны – яблоки. Остальные – на ваш выбор. Наконец, ещё один важный момент – это веточка рябины, которой следует также украсить стол.
Женщинам в этот день важно носить юбки, тем самым соединяясь с энергией земли и напитываясь ею.

После праздничного ужина, за которым собралась вся семья, все родные берутся за руки и каждый загадывает желание. Энергия волшебного дня и родовой круг поможет мечтам быстрее исполниться.

Для девушек и женщин на выданье в этот день можно попросить у изобильной хозяюшки осени жениха. Для этого вам нужно с восхода солнца и до обеда написать свою просьбу на листочке и оставить его на окне. Сверху на листок положить веточку рябины. Отправляясь «в люди» оденьте любую вещь красного цвета – юбку, шарфик, перчатки.

Всё, что вам нужно ощутить – это ощущение изобилия вселенной и то, что вы хозяйка своей жизни. Для изобилия важен закон: принимать и отдавать. Отдавайте в этот день всё легко и с радостью, сделайте кому-то подарок или отдайте что-то просто так. Принимайте всё, что придёт с благодарностью.

Хозяйка своей жизни – это та, которая знает, что ей действительно нужно. Прогуляйтесь на природе, вдыхайте свежий сентябрьский воздух и мысленно соединяясь с энергиями природы, попросите осень унести вместе с облетающей листвой ваши сомнения, страхи и неверие, что вы встретите своего суженого. Попросите осень даровать вам ощущение спокойствия и веры. Возьмите любой листик, который откликнется вашей душе и принесите его домой.

На ночь веточку рябины хорошо положить под подушку. Затем бумажку с желанием, рябину и листик спрячьте в укромное место. И доверьтесь жизни. Всё случится в нужное время. И непременно.

Также в день осеннего равноденствия принято настраиваться на финансовое благополучие. С утра трижды пересчитайте все деньги в доме, не думайте в этот день о долгах и тратах. Благодарите мир за всё, что у вас есть. И тогда к вам непременно прибудет больше.

0

204

В четверг, 22 сентября 2016, в 14 часов 21 минуту по мировому времени наступит осеннее равноденствие. Обычно день осеннего равноденствия выпадает на 23 сентября, но в високосный год (раз в 4 года) он приходится на 22 число.

Осеннее равноденствие – начало астрономической осени. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Со дня осеннего равноденствия ночи становятся длиннее, а дни – короче.

День осеннего равноденствия раньше считался также Новолетием по старославянскому календарю. В это время начинался новый год - новый отсчет времени, "новое лето" по старому летоисчеслению, потому что год считали по лету.

http://uralpress.ru/sites/default/files/imagecache/large-2014/photo/imgp1441.jpg
Традиционно наши славянские предки отмечали день осеннего равноденствия гуляниями и весельем.
Также, как и в культурах других народов, день осеннего равноденствия приходится на период сбора урожая, подготовке запасов к зиме. Богатый урожай издавна считался залогом безбедного существования и общего благополучия.

День осеннего равноденствия праздновали также как день Петра и Павла – рябинников. Издавна считалось, что с этого дня можно рвать рябину, так как после первые осенних заморозков она становится сладкой. По урожаю рябины судили о том, какая будет погода осенью и зимой; если рябины в лесу много – значит осень будет дождливая, а зима морозная, если мало – осень сухая и зима теплая.

В день осеннего равноденствия начинается вторая половина бабьего лета и, по народному поверью, какая погода будет в этот день, такой будет и осень. Еще народные приметы говорят: чем сентябрь суше и теплее, тем лучше будет осень, тем позднее наступит настоящая зима. В этом году сентябрь выдался сырым и дождливым.

В этот день, проснувшись рано утром, первым делом нужно отправиться в душ. Согласно поверьям, в душе человек полностью смоет всю накопившуюся у него негативную энергетику, будет чист и открыт для приёма положительной. Также в течение дня рекомендуется испечь пирог с капустой. Важно, чтобы пирог получился круглым и не подгорел. Если пирог получился вкусным, а во время процесса приготовления тесто быстро поднялось – это явный знак того, что в ближайшее время вы получите радостную новость, которая удивит и обрадует вас.

0

205

http://rsute.ru/upkeep/uploads/2016/09/1724.jpg

Другие названия:
Астрономическое начало осени; День Сварога

Значение: Солнце пересекает небесный экватор, сообщает rsute.ru.

Традиции: Чествование солнца; уборка на могилах усопших; пиршества дома; обряд закапывания мухи незамужними девушками

В 20-х числах первого месяца осени наступает день осеннего равноденствия, об этом пишет rsute.ru. Дата праздника каждый год своя. Зачастую приходится праздник на 21 — 22 сентября.

История праздника

В день осеннего равноденствия[/color] центр Солнца проходит через небесный экватор. День и ночь длятся по 12 часов. В следующие сутки Солнце занимает южное полушарие, а ночь начинает наступать на день. В старину этот праздник имел два значения: расставание со старым и отдание почестей усопшим.

Традиции и обряды 22 сентября

Этот день традиционно отводится солнцу. Его чествуют и просят о помощи «отогнать ночь, надвигающуюся на дом и вернуть день».

Каждая семья приходит на могилу усопших, прибирается и украшает ее. В домах зажигается огонь, а в центре населенных пунктов (в основном это деревни и селения) накрываются столы и проводятся пиры. Чтобы накормить предков, выставляют молоко, масло, творог, сыр, ягоды, капустные пироги. Пиршество заканчивается мытьем в бане с целью очищения тела и души.

Незамужние девушки, желающие в этом году выйти замуж, просят Сварога о помощи во встрече суженого. Одним из обрядов были похороны мухи. Мастерили маленький гробик из репы, сажали туда муху и закапывали. Во время обряда девушки вглядывались в молодых людей, которые пришли посмотреть на это действо. Таким образом, они делали смотрины.

С целью оказания помощи солнцу в охране дома от темных сил, между оконными рамами кладутся ветки с листьями и кисти рябины.

Приметы на 22 сентября

Если в день осеннего равноденствия много паутины, то осень будет длинной, а зима наступит поздно.

Прогулки гусей стадом говорят о ветреной и затяжной осени.

Если заяц не полинял к зиме в обычное время, то холода ждать придется долго.

Если ива рано начала сбрасывать листья (ивовый листопад), значит, скоро наступит зима.

Если встречается много тенетника, то осень будет ясной, а зима холодной.

Именины 22 сентября празднуют: Сергей. Александр, Алексей, Анна, Афанасий, Василий, Григорий, Захар, Иосиф, Никита.

0

206

Народный календарь 24 сентября

Федорины вечерки

Преподобная Федора Александрийская жила в 5 веке

Преподобная Федора Александрийская жила в 5 веке, была замужем за благочестивым человеком. Их брак был очень удачным, однако ее красотой увлекся богатый господин и стал ее соблазнять. Он обманул Федору, объясняя ей, что прошедшие события ночью не являются грехом. Женщина поддалась уговорам и изменила мужу, но совесть не переставала мучить ее. Она осознала свой грех, и возненавидела свое тело.

История Марии Магдалины, омывающей своими слезами ноги Христа, побудила ее раскаяться и уйти в монастырь. Чтобы муж не смог найти ее, она переоделась в мужское платье и осталась в мужском монастыре. Она прожила там несколько лет, до самой смерти никто не мог узнать в ней ту прекрасную девушку, которая согрешила и ушла от мужа. Только после ее смерти муж узнал о ее подвиге и простил, а позже сам принял монашество в этом же монастыре.

День Федоры знаменовал третье пришествие осени и полное прощание с летом.
Потом начиналось осеннее ненастье, с поля убирали остатки урожая, например, лука, уносили в безопасное место ульи на пасеке.
На Федору девушки проводили капустные вечерки, квасили ее на зиму, весело травили байки и готовили капустные блюда - голубцы, щи, пироги. Мужчины занимались приготовлением пива.

0

207

Как помочь горюющему?
Как выразить соболезнование?
Авторы статьи

Хасьминский Михаил Игоревич, психолог, Полторацкая Надежда, филолог

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Жизнь не стоит на месте… Одни приходят в этот мир, а другие его покидают. Сталкиваясь с тем, что у близких и знакомых кто-то умер, люди считают нужным поддержать горюющего, выразить ему свои соболезнования и сочувствие. Соболезнование – это не какой-то особенный ритуал, а отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого, выражаемое словами – в устной или письменной форме – и поступками. Какие слова подобрать, как вести себя, чтобы не обидеть, не ранить, не причинить еще больше страданий?

Слово со-болезнование  говорит само за себя. Это, выражаясь проще, не столько ритуал, сколько  «совместная болезнь». Пусть это вас не удивляет. Ведь на самом деле горе – это болезнь. Это очень тяжелое, болезненное состояние человека, и хорошо известно, что «разделенное горе – это пол-горя». Соболезнование обычно идет вместе с сочувствием (Со-чувствие  — совместное чувствование, общее чувство) Из этого понятно, что соболезнование – это  разделение горя с человеком, попытка взять на себя часть его боли. А в более широком смысле соболезнование – это не только слова, присутствие рядом с горюющим, но и дела, которые направлены на утешение скорбящего.

Соболезнования бывают не только устными, обращенными непосредственно к горюющему, но также и письменными, когда человек, который не может по каким либо причинам высказать его непосредственно, выражает свое сочувствие в письменной форме.

Также принесение соболезнований является в различных случаях частью деловой этики. Такие соболезнования выражают организации, учреждения, фирмы. Соболезнования используют и в дипломатическом протоколе, когда  его выражают на официальном уровне в межгосударственных отношениях.

Далее мы расскажем о том, как стоит приносить соболезнования, что лучше говорить, а как этого не стоит делать.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Устное соболезнование горюющему

Наиболее частым способом выражения соболезнования является устная форма. Устное соболезнование выражается родственниками, знакомыми, друзьями, соседями, сослуживцами тем, кто был более близок покойному родственными, дружественными и прочими связями. Устное соболезнование выражают при личной встрече (чаще всего на похоронах, поминках).

Первое, и самое главное условие для выражения устного соболезнования – оно не должно быть формальным, пустым, за которым не стоит работа души и искреннее сочувствие. В противном случае соболезнование превращается в пустой и формальный ритуал, который не только не помогает горюющему, но и причиняет ему во многих случаях дополнительную боль. К сожалению, в наше время это не редкий случай. Надо сказать, что люди в горе тонко чувствуют  ложь, которую в другое время даже не заметят. По этому очень важно выразить свое сочувствие насколько возможно искренне, а не пытаться говорить пустые и лживые слова, в которых нет тепла.

Как выразить устное соболезнование:

Для выражения соболезнования необходимо учесть следующее:

    Не надо  стесняться своих чувств. Не пытайтесь себя искусственно сдержать в проявлении  добрых чувств к горюющему и в выражении теплых слов к умершему.
    Помните, что часто соболезнование можно выражать не только словами. В случае если Вы не можете найти подходящих слов, соболезнование можно выразить тем, что подсказывает Вам сердце. В некоторых  случаях вполне достаточно прикосновения к горюющему. Можно (если в данном случае это уместно и этично) пожать или погладить его руку, обнять, или даже просто поплакать рядом с горюющим.  Это тоже будет выражение сочувствия и Вашей скорби. Так же могут поступать соболезнующие, которые не состоят в близких отношениях с семьей покойного или мало знали его при жизни. Для них достаточно на кладбище в знак соболезнования пожать родственникам руки.
    Очень важно выражая соболезнование не только подобрать искренние, утешающие слова, но и подкрепить эти слова предложением посильной помощи. Это очень важная русская традиция. Сочувствующие люди во все времена понимали, что их слова  без дел  могут оказаться мертвыми, формальными. Какие это дела? Это и молитва за усопшего и горюющего (можно не только молиться самому, но и подавать записки в церкви), это и предложение помощи по  хозяйству и организации похорон, это и посильная материальная помощь (это совершенно не значит, что вы «откупаетесь»), а также много разных других видов помощи. Дела не только подкрепят Ваши слова,  но и облегчат жизнь горюющему, а также позволят Вам сделать доброе дело.

Поэтому, когда Вы говорите слова  соболезнования, не стесняйтесь  поинтересоваться, чем Вы можете помочь горюющему, что Вы можете для него сделать. Это  придаст Вашему соболезнованию вес, искренность.

Как найти нужные слова для выражения соболезнования

Найти  правильные, искренние, точные, слова соболезнования, которые отражали бы Ваше сочувствие тоже не всегда просто. Как же их подобрать? Для этого есть свои правила:

Люди во все времена, перед тем, как сказать слова соболезнования, молились. Это очень важно, ведь так трудно подобрать добрые слова, необходимые в этой ситуации. А молитва нас успокаивает, обращает наше внимание к Богу, Которого мы просим об упокоении усопшего, о даровании утешения его родственникам. В молитве в любом случае мы находим определенные искренние слова, часть из которых потом можем сказать и в соболезновании. Мы очень рекомендуем Вам помолиться перед тем, как идти выражать соболезнование. Помолиться можно в любом месте, это не займет много времени и сил, это не причинит вреда, но принесет огромное количество пользы.

Кроме того, часто мы имеем обиды, как на того человека, которому мы будем приносить соболезнования, так и на самого усопшего. Именно эти обиды и недосказанности часто мешают нам сказать слова утешения.

Чтобы это нам не мешало, необходимо в молитве простить тех, на кого Вы обижаетесь, и тогда нужные слова придут сами.

     Перед тем, как сказать слова  утешения человеку, лучше подумать о своем отношении  к умершему.

Чтобы пришли нужные слова соболезнования, хорошо было бы вспомнить жизнь покойного, то хорошее, что умерший для Вас сделал, вспомнить чему он Вас научил,  радости, которые он Вам принес во время своей жизни. Можно вспомнить историю и важнейшие моменты его жизни. После этого будет гораздо легче подобрать необходимые, искренние слова для соболезнования.

    Перед тем как выразить сочувствие, очень важно подумать и о том, что чувствуют сейчас тот человек (или те люди), которым Вы собираетесь выразить соболезнование.

Подумайте об их переживаниях, о степени их утраты, об их внутреннем состоянии на данный момент, истории развития их отношений. Если Вы это сделаете, то нужные слова придут сами. Вам останется их только сказать.

Важно отметить, что даже если у человека, к которому обращено соболезнование, был конфликт с умершим, если у них были тяжелые взаимоотношения, предательства, то это никаким образом не должно влиять на Ваше отношение к горюющему. Вы не можете знать степень раскаяния (в настоящем и будущем) этого человека или людей.

Выражение соболезнования – это не только разделение скорби, но и обязательное примирение. Когда человек говорит слова сочувствия, вполне уместно искренне  кратко попросить прощения за то, в чем Вы себя считаете виноватым перед умершим или лицом, которому приносите соболезнование.

Примеры устного соболезнования

Приведем несколько примеров устного соболезнования. Хотим подчеркнуть, что это именно ПРИМЕРЫ.  Не стоит использовать  исключительно готовые штампы, т.к.  человеку, которому Вы приносите соболезнование, нужны не столько правильные слова, сколько сочувствие, искренность и честность.

    Он очень много значил для меня и для Вас, скорблю с Вами.
    Пусть нам будет утешением, что он подарил столько любви и тепла. Будем молиться за него.
    Нет слов выразить Вам скорбь. Она очень много значила в Вашей и моей жизни. Никогда не забудем…
    Очень тяжело терять такого дорогого человека. Разделяю Ваше горе. Чем я могу Вам помочь? Всегда можете на меня рассчитывать.
    Очень жаль, примите мои соболезнования. Если я могу для Вас что-то сделать, то буду очень рада. Хотелось бы предложить свою помощь. Я с радостью помогла бы Вам…
    К сожалению, в этом несовершенном мире такое приходится переживать. Он был светлым человеком, которого мы любили. Я не оставлю Вас в Вашем горе. В любую минуту можете на меня рассчитывать.
    Эта   трагедия затронула всех, кто ее знал. Вам, конечно, сейчас тяжелее всех. Хочу Вас заверить, что я никогда не оставлю вас. А ее никогда не забуду. Пожалуйста, давайте будем проходить этот путь вместе
    К сожалению, я только теперь понял, какими недостойными были мои пререкания и ссоры с этим светлым и дорогим мне человеком. Простите меня!  Скорблю вместе с Вами.
    Это огромная  утрата.  И страшная трагедия. Я молюсь и буду всегда молиться и за Вас, и за него.
    Трудно выразить словами, сколько он сделал мне добра. Все наши разногласия – пыль. А то, что он сделал для меня, я пронесу через всю свою жизнь. Я молюсь за него и скорблю вместе с  Вами. С радостью помогу Вам в любое  время.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что при выражении соболезнования следует обойтись без  напыщенности, пафосности, театральности.


Что нельзя говорить при выражении соболезнования

Поговорим о распространенных ошибках, которые совершают те, кто пытается как-то поддержать скорбящего, а на самом деле рискует причинить ему еще более сильные страдания.

Все что будет сказано ниже, относится только к выражению СОБОЛЕЗНОВАНИЯ для ЛЮДЕЙ ПЕРЕЖИВАЮЩИХ САМУЮ ОСТРУЮ, ШОКОВУЮ стадию горевания, которая обычно начинается с первого дня и может заканчиваться на 9 – 40 дни утраты (если горевание протекает в норме). ВСЕ СОВЕТЫ В ДАННОЙ СТАТЬЕ ДАНЫ С РАСЧЕТОМ ИМЕННО НА ТАКИХ ГОРЮЮЩИХ.

Как мы уже говорили, самое важное, чтобы соболезнование не было формальным. Надо стараться не говорить (не писать) неискренние, общие слова. Кроме этого очень важно, чтобы при выражении соболезнования не звучали пустые, банальные, бессмысленные и бестактные фразы.  Важно отметить, что стремясь любым образом утешить человека, потерявшего близкого, допускаются грубые ошибки, которые не только не утешают, но и могут является источником непонимания, агрессии, обид, разочарования со стороны горюющего. Это происходит потому, что психологически горюющий человек  в шоковой стадии горя переживает, воспринимает и  чувствует все по-другому.  Именно  по этому лучше не допускать ошибок  при выражении соболезнования.

Приведем примеры часто распространенных фраз, которые,  по мнению специалистов, говорить при выражении соболезнования человеку, который находится в острой фазе горя,  не рекомендуется:

Нельзя «утешить» будущим

«Пройдет время, еще родите» (если умер ребенок), «Ты красивая, потом еще выйдешь замуж» (если умер муж) и.т.п.  – это совершенно бестактное заявление для горюющего. Он еще не оплакал, не пережил настоящую потерю. Обычно в это время его не интересуют перспективы, он переживает боль настоящей потери. И он пока он не может видеть того будущего, о котором ему говорят. По этому подобное «утешение» от человека, которому может казаться, что он таким образом дает горюющему надежду, на самом деле бестактно и ужасно глупо.

«Не плачь, все пройдет» — люди, которые произносят подобные слова «сочувствия», дают совершенно неправильные установки горюющему. В свою очередь такие установки  лишают возможности горюющего  отреагировать его эмоции, спрятать боль и слезы. Горюющий, благодаря этим установкам, может начать (или утвердится) думать, что плакать – это плохо. Это крайне тяжело может сказаться как на психоэмоциональном, соматическом  состоянии  скорбящего, так и на всем проживании кризиса. Обычно слова «не плачь, надо меньше плакать», говорят те люди, которые не понимают чувств скорбящего. Это чаще всего происходит потому, что самих «сочувствующих»  травмирует плач  горюющего, и  они, пытаясь уйти от этой травмы, дают такие советы.

Естественно, что если человек постоянно плачет больше года, то это уже повод для обращения  к специалисту, но если горюющий выражает свою скорбь несколько месяцев после утраты, то это абсолютно нормально.

«Не волнуйся, все будет хорошо» — еще одно довольно пустое заявление, которое соболезнующий представляет себе как оптимистичное и даже как дающее надежду скорбящему. Необходимо понять, что  человек, который переживает горе, совсем по-другому воспринимает это заявление. Он не видит пока хорошего, он не стремится к нему. На данный момент ему не очень важно, что будет потом. Он еще не смирился с потерей, не оплакал ее, не начал выстраивать новую жизнь без дорогого человека. И по этому такой пустой оптимизм его будет скорее раздражать, чем помогать.

«Плохо конечно, но время лечит» — Еще одна банальная фраза, которую ни горюющий, ни сам человек, который  ее произносит, понять не могут. Лечить душу может Бог, молитва, добрые дела, дела милосердия и милостыни, а время лечить не может! Со временем человек может адаптироваться, привыкать. В любом случае бессмысленно  говорить  это скорбящему, когда  время для него  остановилось, боль еще слишком остра, он пока переживает потерю, не выстраивает планов на будущее, он пока не верит, что со временем можно что-то изменить. Ему кажется, что так будет теперь всегда.  Именно поэтому такая фраза вызывает негативные чувства к говорящему ее.

Приведем метафору: например, ребенок сильно ударился, переживает сильнейшую боль, плачет, а ему говорят «Плохо, что ты ударился, но пусть тебя утешает то, что до свадьбы это заживет». Как Вы думаете, это  успокоит ребенка или вызовет другие, нехорошие чувства по отношению к Вам?

Нельзя при выражении соболезнования произносить пожелания скорбящему, которые ориентированы в будущее. Например, «желаю быстрее выйти на работу», «надеюсь, что ты скоро восстановишь здоровье», «желаю  тебе придти  быстрее в себя  после такой трагедии»  и.т.п. Во-первых, эти пожелания, которые ориентированы в будущее, не являются соболезнованиями. Поэтому их не стоит давать в таком качестве. А во-вторых,  эти пожелания ориентированы в будущее, которое в состоянии острого горевания человек все равно пока не видит. Значит, эти фразы уйдут в лучшем случае в пустоту. Но возможно, что горюющий воспримет это как ваш призыв к нему закончить его горевание,  что он просто физически не может сделать в этой фазе горя. Это может вызвать со стороны горюющего негативные реакции.

Нельзя находить позитивные элементы в трагедии и обесценивать утрату

Рационализирование позитивных аспектов смерти, внушение позитивных выводов из утраты, обесценивание потери путем нахождения определенной выгоды для умершего, или чего-то хорошего в утрате –  чаще всего тоже не утешает горюющего. Горечь от потери от этого не становится меньше, человек воспринимает случившееся как катастрофу

«Так ему лучше. Он болел и отмучился» —  Таких слов  следует избегать. Это может вызвать неприятие и даже агрессию со стороны человека, который переживает горе. Если даже горюющий признает правоту этого утверждения, то боль от потери для него часто не становится легче. Он все равно переживает  чувство утраты остро, болезненно. Кроме того, в некоторых случаях это может спровоцировать у горюющего обиду на ушедшего — «Тебе сейчас хорошо, ты не страдаешь, а мне плохо». Такие мысли в последующем проживании горевания могут быть источником чувства вины у горюющего.

Часто  при выражении соболезнования звучат и такие утверждения: «Хорошо  хоть мать не пострадала», «Тяжело,  но ведь у вас еще есть дети».  Их тоже не стоит говорить горюющему. Аргументы, которые приводятся в таких утверждениях, тоже не способны уменьшить боль человека от потери.  Он, конечно, понимает, что все могло быть хуже, что он потерял не все, но это не может утешить. Мать не заменит умершего отца, а второй ребенок не сможет заменить первого.

Каждый человек знает, что невозможно утешить погорельца тем, что у него дом сгорел, но машина осталась. Или тем, что  у него обнаружили диабет, но хоть не в самой ужасной форме.

«Держись, ведь другим еще хуже, чем тебе» (бывает еще хуже, не ты одна такая, сколько зла вокруг – многие страдают, вот у тебя муж, а у них дети погибли и.т.п.) — тоже довольно распространенный случай, при котором  соболезнующий пытается сравнить горюющего с тем, «кому еще хуже». При этом он рассчитывает на то, что горюющий от этого сравнения поймет, что его потеря не  самая  страшная, что бывает еще тяжелее, и таким образом у него уменьшится боль от потери.

Это недопустимый прием. Сравнивать переживание горя с переживанием горевания других людей нельзя.  Во-первых,  для нормального человека если всем вокруг плохо, то это не улучшает, а наоборот ухудшает состояние человека. Во-вторых, горюющий человек не может сравнить себя с другими. Ему пока его горе – самое горькое. По этому такие сравнения  скорее принесут вред, чем пользу.

Нельзя искать «крайнего»

При выражении соболезнования нельзя говорить  и упоминать о том, что смерть можно было предотвратить каким либо образом. Например, «Эх, если бы мы его отправили к врачу», «почему мы не обратили внимания на симптомы», «если бы ты не уехал, то, возможно это бы не случилось», «если бы ты тогда послушала», «если бы мы его не отпустили» и.т.п.

Такие утверждения (обычно неправильные), вызывают в человеке, который и так сильно переживает, дополнительное чувство вины, которое потом будет очень плохо влиять на его психологическое состояние. Это очень распространенная ошибка, которая появляется от нашего обычного желания найти «виноватого», «крайнего»  в смерти.  В данном случае «виноватыми» мы делаем себя и того человека, которому приносятся соболезнования.

Еще одной попыткой найти «крайнего», а не выразить сочувствие,  являются совершенно неуместные при выражении соболезнований утверждения: «Надеемся, что милиция найдет убийцу, он будет наказан», «этого водителя надо бы убить (отдать под суд)», «этих ужасных врачей надо судить». Эти утверждения (справедливо или несправедливо) возлагают вину на кого-то третьего, являются осуждением другого. Но назначение виноватого, солидарность в недобрых чувствах к нему, нисколько не может смягчить боль потери. Наказание виноватого  в смерти не может вернуть жертву к жизни. Более того, подобные утверждения вводят скорбящего в состояние  сильной агрессии на виновного в смерти дорогого человека. Но специалисты по горю знают, что агрессию на виновного  горюющий человек может повернуть в любой момент сам на себя, чем сделать себе еще хуже. Так что не стоит произносить таких фраз, разжигая костер ненависти, осуждения, агрессии. Лучше говорить  только о сочувствии к горюющему, или об отношении к усопшему.

«Бог дал – Бог взял» — еще одно часто используемое «утешение»,  которое на самом деле ничуть не утешает, а просто перекладывает «вину» за смерть человека на Бога. Надо понимать, что находящегося в острой стадии горя человека меньше всего волнует вопрос о том, кто забрал из его жизни человека. Страдания на этой острой фазе  не станут легче оттого, что забрал Бог, а не другой. Но самое опасное в том, что, предложив таким образом переложить вину на Бога, можно вызвать у человека агрессию, не добрые чувства к Богу.

И это происходит в тот момент, когда спасением самого горюющего человека, так и души умершего, как раз является   обращение к Богу в молитве. И очевидно, что таким образом для этого появляются дополнительные сложности, если  считаешь Бога «виноватым». Поэтому  штамп «Бог дал – Бог взял», «Все в руках Божиих» лучше не использовать. Единственным исключением является такое соболезнование, обращенное к глубоко верующему человеку, который понимает, что такое смирение, Божий промысел, который живет духовной жизнью. Для таких людей упоминание об  этом действительно может стать утешением.

«Это произошло  за его грехи», «ты же знаешь, он пил много», «к сожалению, он был наркоманом, а они всегда так кончают» - иногда  люди, которые выражают соболезнование, пытаются найти «крайнего» и «виновного» даже в определенных поступках, поведении, образе жизни самого умершего. К сожалению, в таких  случаях желание найти виновного начинает преобладать над рассудком и элементарной этикой. Излишне говорить, что напоминание горюющему о недостатках человека, который умер, не только не утешает, но и наоборот делает потерю еще более трагичной, развивает в горюющем чувство вины, причиняет дополнительную боль. Кроме того, человек, который так выражает «соболезнование», совершенно не по заслугам ставит себя в роль судьи, который не только знает причину, но и имеет право осуждать умершего, связывая определенные причины со следствием. Это характеризует соболезнующего как невоспитанного, много о себе думающего, глупого. И ему хорошо было бы знать, что, несмотря на то, что человек совершил в своей жизни, его имеет право судить только один Бог.

Хотелось бы подчеркнуть, что «утешение» осуждением, оценкой категорически недопустимо при выражении соболезнования.  Что бы не допустить такого бестактного «соболезнования» необходимо помнить широко известное правило «Об усопших или хорошо, или ничего».

Другие часто встречающиеся ошибки при выражении соболезнования

Часто соболезнуя говорят фразу «я знаю как Вам трудно, я понимаю Вас» Это самая распространенная ошибка. Когда Вы говорите, что Вы понимаете чувства другого, это не правда. Даже если у Вас были похожие ситуации, и Вы думаете, что Вы  испытывали те же чувства, то Вы ошибаетесь. Каждое чувство индивидуально, каждый человек по-своему переживает и ощущает. Никто не может понять физическую боль другого, кроме того, кто ее испытывает. И душа у всех болит тоже особенно. Не говорите таких фраз о знании и понимании боли скорбящего, даже если Вы переживали подобное. Вы не должны сравнивать  чувства. Вы не можете чувствовать  то же, что и он.  Будьте тактичны. Уважайте чувство другого человека. Лучше ограничится словами «Я могу только догадываться как тебе плохо», «я вижу, как ты скорбишь»

Категорически не рекомендуется при выражении сочувствия  бестактно интересоваться подробностями «А как это случилось?» «А где это произошло?», «А что он сказал перед смертью?». Это уже получается не выражение соболезнования, а любопытство, которое совсем не уместно. Такие вопросы можно задавать в том случае, если Вы знаете, что горюющий хочет об этом поговорить, если это не нанесет ему травму (но это, конечно, не значит, что говорить об утрате  вообще нельзя).

Бывает, что при соболезновании люди начинают рассказывать о тяжести своего состояния, в надежде, что эти слова помогут легче пережить горе скорбящему — «Ты же знаешь, что мне тоже плохо», «Когда у меня мать умерла, я тоже чуть с ума не сошла», «Я тоже, как и ты. Мне очень плохо, у меня тоже отец погиб» и.т.п. Иногда это действительно может помочь, особенно если горюющий вам очень близок, если слова ваши искренни, а желание ему помочь велико. Но в большинстве случаев рассуждать о своем горе, что бы показать Вашу печаль не стоит. Таким образом может произойти умножение скорби и боли, взаимная индукция, которая не только не улучшит, то может и ухудшить состояние. Как мы уже говорили, для человека слабым утешением является то, что другим тоже плохо.

Часто   соболезнование выражают фразами, которые больше похожи на призывы — «Надо жить ради», «Ты должна выдержать», «Вы не должны», «тебе нужно, необходимо сделать». Такие обращения, конечно, не являются соболезнованиями и сочувствием. Это наследие советского времени, когда призыв был практически единственно понятной формой обращения к человеку. Подобные апелляции к долгу для  человека, который находится в остром горе, чаще всего неэффективны и обычно вызывают у него непонимание и раздражение. Человек, который чувствует себя в горе, просто не может понять, почему он должен что-то. Он находится в глубине переживаний, а его  еще и обязывают к чему-либо. Это воспринимается как насилие, и убеждает  в том, что его не понимают.

Конечно, возможно, что  смысл у этих призывов правильный.  Но в этом случае не стоит говорить эти слова в виде  соболезнования, а лучше потом обсудить это в спокойной обстановке,  донести эту мысль, когда человек может  понять смысл сказанного.

Иногда люди  пытаются выразить сочувствие в стихах. Это придает соболезнованию напыщенность, неискренность и наигранность и при этом не способствует достижению основной цели – выражению сочувствия, разделению горя.  Напротив, это придает выражению соболезнования оттенок театральности, игры.

Так что если Ваши искренние чувства сострадания и любви не облекаются в красивую совершенную поэтическую форму, то оставьте этот жанр на более удачное время.

Известный  психолог по вопросам горевания A.D. Wolfelt приводит также следующие рекомендации того, чего НЕЛЬЗЯ надо делать, при общении с человеком, который переживает острое горе

Нельзя расценивать отказ горюющего от разговора или предлагаемой помощи как личный выпад против Вас или против Ваших взаимоотношений с ним.  Надо понимать, что горюющий на этом этапе не всегда может правильно оценивать ситуацию, может быть невнимательным, пассивным, находиться в состоянии чувств, которые очень сложно оценить другому человеку.  По этому не делайте выводов из отказов такого человека. Будьте милосердны к нему. Подождите, когда он придет в норму.

Нельзя отстраняться от человека, лишая его своей поддержки, игнорировать его. Горюющий человек  может воспринять это  как Ваше нежелание общения,  как  отвержение его или негативное изменение отношения к нему. Поэтому если Вам страшно, если Вы боитесь навязываться, если Вы скромны, то учитывайте эти особенности горюющего. Не игнорируйте его, а подойдите и объяснитесь с ним.

Нельзя пугаться интенсивных эмоций и уходить из ситуации. Часто сочувствующих людей пугают сильные эмоции горюющих, а также атмосфера, которая  складывается  вокруг них.  Но, несмотря на это, нельзя показывать, что Вы напуганы и отстраняться от этих людей. Ими это может быть тоже неправильно воспринято.

Не стоит пытаться говорить с горюющими, не затрагивая их чувств. Человек, который переживает острое горе, находится во власти сильных чувств. Попытки говорить очень правильные слова, апеллировать к логике, в большинстве случаев не будут иметь результата.  Это происходит потому, что в данный момент горюющий не может логически рассуждать, игнорируя свои чувства.  Если с человеком разговаривать, не затрагивая его чувств, то это будет как разговор на разных языках.

Нельзя применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки). Иногда  соболезнующие, причастные к горю, могут потерять контроль над собой. Хотелось бы  сказать, что, несмотря на сильные чувства и эмоции необходимо сохранять контроль над собой  в поведении со скорбящим. Сильные проявления эмоций,  сжимание в объятиях.

Соболезнование: этикет и правила

Этические правила гласят, что «часто о смерти близкого человека оповещают  не только родственников и близких друзей, которые обычно участвуют в похоронах и поминках, но также товарищей и  просто дальних знакомых. Вопрос, как выразить соболезнование – участвовать в похоронах или нанести визит родственникам умершего – зависит от ваших возможностей участвовать в траурных церемониях, а также от степени вашей близости покойному и его семье.

В случае если траурное сообщение присылают в письменном виде, то получивший его должен по возможности лично принять участие в похоронах, навестить скорбящую семью, чтобы выразить соболезнование лично, побыть рядом с горюющими, предложить помощь, утешить.

Но люди, которые не были на траурных церемониях, тоже должны выразить свое соболезнование. Исходя из традиций, визит соболезнования следует нанести в течение двух недель, но не в самые первые дни после похорон. Собираясь на похороны или с визитом соболезнования, следует надеть темное платье или костюм. Иногда просто поверх светлого платья надевают темное пальто, но этого делать не полагается.   Не принято при визите соболезнования обсуждать какие-либо другие вопросы, не связанные со смертью, бестактно говорить на отвлеченные темы, вспоминая веселые истории, или обсуждать служебные проблемы. Если же вам доведется вновь посетить этот дом, но уже по другому поводу, не превращайте ваш визит в повторное выражение соболезнования. Наоборот, если это уместно, в следующий раз постарайтесь своей беседой развлечь родственников, уведите их от печальных мыслей о перенесенном горе, и вы облегчите им возвращение в русло повседневной жизни. Если  человек не может по каким-либо причинам нанести личный визит,  то нужно послать письменное соболезнование, телеграмму, электронное письмо или SMS-сообщение»


Письменное выражение соболезнования

А теперь обратимся к вопросу о том, что конкретно можно сказать горюющему. Мы подробно расскажем о письмах соболезнования, но эти советы в равной степени справедливы и для устных соболезнований, поскольку это очень деликатная тема, и думать о том, что сказать в этом случае следует ничуть не меньше, чем если бы Вы решились написать с подобной целью письмо. Итак, когда Вы собираетесь выразить соболезнования письмом, постарайтесь представить, как будто Вы лично говорите с адресатом. Это обеспечит вам более тесный контакт с ним и сделает так, что утешения станут более искренними. Начните письмо с признания того, что произошедшее – действительно тяжелая утрата и выражения самых глубоких соболезнований. Если Вы близко знали умершего, после этого вступления можно перейти к рассказу о том, какие его качества сблизили Вас с этим человеком при жизни. Вполне уместно поделиться какими-то счастливыми воспоминаниями. Заканчивая письмо, можно предложить помощь в организации похорон или в чем-то еще. Можно пригласить в гости или на прогулку (если Вы достаточно близки с горюющим и уверены, что он одобрит такое предложение). Если Вы не вполне уверены в реакции адресата, лучше избежать рассуждений на духовные и философские темы. Помните: цель письма – утешить и поддержать горюющего. Избегайте замечаний, которые могут причинить неудобства.

Как в России выражали соболезнования в письмах. Краткий экскурс в историю

Какова история выражения соболезнований? Как это делали наши предки? Остановимся на этом вопросе подробнее. Вот что пишет Дмитрий Евсиков, соискатель по теме «Мировоззренческие аспекты жизни»:

«В эпистолярной культуре России XVII-XIX веков имели место письма утешения, или утешительные письма. В архивах русских царей, дворянства можно найти образцы утешительных писем, написанных родственникам умерших. Написание писем соболезнования (утешения) было неотъемлемой частью общепринятого этикета, наряду с письмами известительными, любовными, наставительными, повелительными. Письма соболезнования были одним из источников многих исторических фактов, в том числе хронологической информации причин и обстоятельств смерти людей. В XVII веке ведение переписки было прерогативой царей и царских чиновников. Письма соболезнования, утешительные письма относились к официальным документам, хотя существуют личные послания в ответ на события, связанные со смертью близких людей. Вот что пишет историк о царе Алексее Михайловиче Романове (вторая половина XVII века).
«Уменье входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя. Надобно читать его утешительные письма к кн. Ник. Одоевскому по случаю смерти его сына и к Ордину-Нащокину по поводу побега его сына за границу — надобно читать эти задушевные письма, чтобы видеть, на какую высоту деликатности и нравственной чуткости могла поднять даже неустойчивого человека эта способность проникаться чужим горем. В 1652 г. сын кн. Ник. Одоевского, служившего тогда воеводой в Казани, умер от горячки почти на глазах у царя. Царь написал старику-отцу, чтобы утешить его, и, между прочим, писал: «И тебе бы, боярину нашему, через меру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру,  чтобы Бога не прогневить». Автор письма не ограничился подробным рассказом о неожиданной смерти и обильным потоком утешений отцу; окончив письмо, он не утерпел, еще приписал: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен». (Ключевский В. О. Курс русской истории. Царь Алексей Михайлович Романов (из лекции 58)).

В XVIII-XIX веках эпистолярная культура была неотъемлемой частью повседневной дворянской жизни. В отсутствии альтернативных видов коммуникации письмо было средством не только передачи информации, но и выражения чувств, эмоций, оценок, как при непосредственном общении лицом к лицу. Письма того времени были очень похожи на доверительную беседу, основываясь на речевых оборотах и эмоциональных окрасках, присущих для устного разговора, они отражали индивидуальность, эмоциональное состояние писавшего. Переписка позволяет судить о представлениях и ценностях, психологии и мироощущении, поведении и образе жизни, круге общения и интересах писавшего, основных этапах его жизни.

Среди писем, имеющих отношение к факту смерти, можно различить 3 основных группы.

Первая группа — письма, извещающие о смерти близкого человека. Их рассылали родственникам и знакомым умершего. В отличие от более поздних писем, послания того времени были скорее эмоциональной оценкой произошедшего события смерти, чем носителем фактической информации, приглашением на похороны.
Вторая группа – это собственно утешительные письма. Они зачастую были ответом на письмо-извещение. Но даже если скорбящий не посылал известительного письма о смерти своего родственника, утешительное письмо было непременным символом траура и общепринятой церемонии поминовения усопшего.
Третья группа — это письменные ответы на утешительные письма, которые также были неотъемлемой частью письменной коммуникации и траурного этикета.

В XVIII веке историки отмечают значительное ослабление в российском обществе интереса к теме смерти. Феномен смерти, связанный прежде всего с религиозными представлениями, отошел в светском обществе на задний план. Тема смерти в какой-то мере перешла в разряд табу. Вместе с этим утратилась и культура соболезнования, сочувствия; в этой сфере образовалась пустота. Безусловно, это сказалось и на эпистолярной культуре общества. Утешительные письма перешли в разряд формального этикета, однако не ушли полностью из коммуникативной культуры. В XVIII-XIX веках в помощь пишущим на нелегкую тему стали издавать так называемые «Письмовники». Это были руководства по написанию официальных и частных писем, дававшие советы, как написать, оформить письмо в соответствии с общепринятыми канонами и правилами, приводились образцы писем, фраз и выражений применительно для различных жизненных ситуаций, включая случаи смерти, выражения соболезнований. «Утешительные письма» — один из разделов письмовников, дававший советы, как поддержать скорбящего, выразить свои чувства в социально-приемлемой форме. Утешительные письма отличались особым стилем, полным сентиментальности и чувственных выражений, призванным облегчить страдания скорбящего, утешить его боль от потери. Согласно этикету, получение утешительного письма обязательно требовало от получателя написания ответа.
Вот пример рекомендаций по написанию утешительных писем в одном из письмовников XVIII века  «Всеобщий секретарь, или новый полный письмовник». (Типография А. Решетникова, 1793 год)
Письма утешительные «В сем-то роде писем сердце должно быть тронуто и говорить одно,  без помощи разума. …От всякого благопристойного приветствия можно себя уволить,  кроме сего,  да и нет похвалительнейшего обыкновения,  как утешать друг друга в печалях. Судьба толико наносит нам несчастий, что бесчеловечно мы бы поступили, если бы не подавали взаимно один другому таковых облегчений. Когда особа, к которой мы пишем, с излишеством предается печали своей,  то вместо того,  чтоб вдруг удержать первые оной слезы,  должны мы смешивать свои; поговорим о достоинстве друга или сродника скончавшегося. В сем-то роде писем можно употребить черты нравоучения и благочестивых чувствований,  смотря по возрасту, нравам и состоянию пишущего, к кому пишут. Но когда мы пишем к таким особам, кои должны более радоваться,  нежели печалиться о чьей-то смерти, то лучше оставить столь живые представления. Признаюсь,  что не позволено приноравливаться к тайным чувствованиям их сердца откровенным образом: благопристойность это запрещает; благоразумие требует в таковых случаях и распространяться и оставлять великие соболезнования. В других случаях можно пространнее говорить о бедствиях, неразделенных с человеческим состоянием. Вообще сказать: всяк из нас каких несчастий не претерпевает в жизни сей? Неимущество заставляет трудиться от утра до вечера; богатство ввергает в крайние мучения и беспокойство всех хотящих собрать и сохранить оное. И нет ничего обыкновеннее, как видеть льющиеся слезы о смерти сродника или приятеля».

А так выглядели образцы утешительных писем, приводимые в качестве примеров для написания.
«Государыня моя! Не для того, чтобы унять вас от вашего сетования, имею честь писать к вам письмо сие,  ибо печаль ваша весьма правильна,  но чтоб предложить вам мои услуги,  и все то,  что от меня зависит,  или лучше сказать, чтоб обще с вами оплакивать кончину любезного супруга вашего. Он мне был друг и доказал дружбу свою бесчисленными благодеяниями. Рассудите ж, государыня, не имею ли причины жалеть об нем и приобщить слезы мои к слезам вашим общей нашей печали. Ничто не может утешить мою прискорбность,  кроме совершенной покорности Божией воле. Одобряет же меня и христианская его кончина,  уверяя о блаженстве души его, а благочестие ваше подает мне надежду, что и вы будете моего мнения. И хотя ваше с ним разлучение жестоко, однако надлежит утешаться небесным его благополучием и предпочитать оное здешнему своему маловременному удовольствию. Почтите его вечным содержанием в памяти вашей, воображая его достоинства и любовь,  которую он имел к вам в своей жизни. Веселите себя воспитанием детей ваших,  в коих вы его ожившего видите. Естьли ж иногда и слезу по нем пролить случится,  то верьте,  что и  я вместе с вами об нем плачу, да и все честные люди жалость свою с вашею сообщают,  между которыми он приобрел себе любовь и почтение, так что он в памяти их никогда не умрет,  а наипаче в моей; потому что  я с особливым усердием и почтением, государыня моя! Ваш…»

Традиция соболезнования не умерла и в наше время, когда культура отношения к смерти по всем признакам схожа с прошлыми веками. Сегодня по-прежнему мы можем наблюдать отсутствие в обществе культуры обращения со смертью, открытого обсуждения феномена смерти и культуры погребения. Неловкость, испытываемая в отношении самого факта смерти, выражения сочувствия, соболезнования переводят тему смерти в разряд нежелательных, неудобных сторон повседневной жизни. Выражение соболезнования — скорее элемент этикета, чем искренняя потребность в сопереживании. Наверное, по этой причине «письмовники» существуют и сейчас, давая рекомендации, как, что, в каких случаях, какими словами говорить и писать о смерти и сочувствии. Кстати, не изменилось и название таких изданий. Они по-прежнему называются «письмовниками».»

Примеры писем соболезнования по поводу смерти разных лиц

О смерти супруга/ -ги

Дорогой …

Мы глубоко скорбим о смерти… . Она была чудесной женщиной и удивляла многих своей щедростью и добрым нравом. Мы очень скучаем по ней и можем лишь догадываться, каким ударом стал для Вас ее уход. Мы помним, как она однажды … . Она вовлекала и нас в делание добра, и благодаря ей мы стали лучше. … была образцом милосердия и такта. Мы счастливы, что знали ее.

О смерти родителя

Дорогой …

… Несмотря на то, что я никогда не встречал твоего отца, я знаю, как много он для тебя значил. Благодаря твоим рассказам о его бережливости, жизнелюбии и о том, как трепетно он заботился о тебе, мне кажется, что и я знал его. Думаю, многим будет его не хватать. Когда умер мой отец, я находил утешение, говоря о нем с другими людьми. Был бы очень рад, если бы ты поделился воспоминаниями о своем папе. Думаю о тебе и вашей семье.

О смерти ребенка

… Глубоко сожалеем о смерти вашей дорогой доченьки. Хотелось бы нам найти слова, чтобы хоть как-то облегчить вашу боль, но трудно представить, есть ли такие слова вообще. Потеря ребенка – самое страшное горе. Примите искренние соболезнования. Мы молимся о вас.

О смерти коллеги

Пример 1. Я был глубоко опечален известием о смерти (имя) и хочу выразить мое искреннее сочувствие Вам и другим сотрудникам Вашей фирмы. Мои коллеги разделяют мое глубокое сожаление по поводу его/ее кончины.

Пример 2. С глубоким сожалением узнал я о смерти президента Вашего учреждения г-на … , который верно служил интересам Вашей организации многие годы. Наш директор просил меня передать Вам свои соболезнования по поводу утраты такого талантливого организатора.

Пример 3. Хотелось бы выразить Вам наши глубокие чувства по поводу смерти г-жи … . Ее преданность своей работе снискала ей уважение и любовь всех, кто знал ее. Примите, пожалуйста, наши искренние соболезнования.

Пример 4. Мы были глубоко огорчены, узнав вчера о смерти г-на…

Пример 5. Для нас было огромным потрясением известие о скоропостижной смерти г-на…

Пример 6. Нам трудно поверить печальному известию о смерти г-на …

                                                  http://s6.uploads.ru/t/UXHY7.gif

0

208

25 скетября.Народный календарь:

Корнильев день. День Корнилия. Корнилов день. Корнилий сотник.

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей поре.

Считается, что с этого дня прекращается рост корней растений.
«Корень в земле не растет, а зябнет».
«Корнилий — корневище вон».
«Корнилий святой — из земли корневище долой».

Корнилов день на дворе — всяк корешок в своей норе».

Выдергивают все корневые овощи.

Заканчивается формирование осенних стай грачей.
До 20 октября можно делать новые посадки яблонь, до 15 октября — смородины.

0

209

28 сентября. Народный календарь:

День Никиты Гусятника.
Никита. Никитин день. Никита Гусепролет. Никита Гусятник. Гусятник. Гусарь. Репорез. Праздник гусятников.

На «гусаря Никиту» стригут овец, бьют гусей.

С этого дня начинают срезать репу, стричь овец. «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат». Праздник гусятников — охотников на диких гусей. На Никиту задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую уносят домой, для счета домового. На Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки и шерстяные онучи.

http://fs1.ppt4web.ru/images/3018/88151/640/img5.jpg

День Никиты Гусятника.

Дергают репу, обрезают ботву и корень. «Поел бы репки, да зубы редки». «Репа брюху не укрепа». Репу ели свежую, пареную, вареную. Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили кашу. Проще пареной репы ничего нету».

На Никиту начинается отлет стаями диких гусей на юг.
В садах и огородах перекопка почвы.
Созревают семена дикого лука.
В этот день выкапывают последнюю репу.

Именинники 28 сентября:
Акакий, Иосиф, Максим, Никита, Порфирий, Степан, Стефан и Федот.

0

210

Народное творчество

http://download.radiodacha.ru/pub/23314.jpg
http://antiloh.info/mediafiles/kovrovskaya_glinianaya_igruschka_10.jpg

Ковровская глиняная игрушка
– народный промысел, который образовался в районе г. Коврова, на берегах Клязьмы.

Ковровские игрушки
отличаются от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создают не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни, и с предельной чёткостью выписывают все детали. Изделия мастеров-игрушечников отображают многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к национальным корням. Возрождаться традиционный промысел на ковровской земле начал лишь спустя столетие, в конце XX в. Сегодня ковровская игрушка – это широко известный миру народный русский промысел. Игрушка нашего времени – это глиняные свистульки, сувениры, оригинальные композиции из быта людей, а также фигурки мифических и животных существ.

http://www.ya-zemlyak.ru/images/photoarhiv/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%9C%D0%B0%D1%8112.jpg
Ковровская глиняная игрушка

Как свидетельствуют результаты археологических исследований в Ковровском районе с давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями красной и голубой глины,  широко развивался гончарный промысел.

Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.

Новое развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX века. Способствовали этому расширение торговли и обновление технического процесса: изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливая ее суриком; красная же глина, предпочитавшаяся мастерами прошлого, стала употребляться исключительно для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества. В этот период, как и в прежние времена, игрушки изготавливались небольшими партиями в дополнение к производству посуды и, как правило, не отличались высокими художественными достоинствами.

В ту пору ковровской глиняной игрушке не суждено было встать в один ряд с лучшими художественными промыслами России: предназначенная для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан, она на протяжении XIX - начала XX веков не выходила за границы Ковровского и других сопредельных уездов Владимирской губернии.

Новое рождение ковровская игрушка получила в 1993 году, благодаря деятельности Нины Барановой. Нина Баранова основала фабрику «Ковровская глиняная игрушка», стала ее руководителем и создала самобытный стиль. С этого времени ковровская игрушка получила статус «народной». Сейчас на фабрике работает более 30 мастеров.

Традиции при изготовлении ковровской игрушки: тонкость проработки деталей и сложные сюжеты и композиции.

http://content.foto.mail.ru/mail/parusa54/_blogs/i-3213.jpg

0

211

ИСТОРИЯ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК НА РУСИ

http://www.ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%98%D0%B3%D1%8001.jpg
Глиняные фигурки были в ходу ещё до прихода христианства на территорию Древней Руси. Археологи во время раскопок обнаружили множество глиняных фигурок на земле таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.
В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл: птица  олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости; конь считался главным оберегом, символ солнца; медведь – символ силы, могущества; баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства; козёл – добрая сила; олень являлся оберегом, приносившим изобилие.
Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определённой целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему.
Традиции вылепливания глиняные  изображения богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII– XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано:

    «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

В XVIII – XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.

0

212

http://secret-woman.ru/wp-content/uploads/2013/02/igrushki.jpg
История глиняных игрушек в России уходит своими корнями в далекий десятый век.

Глиняные фигурки были в ходу еще до прихода христианства на территорию Древней Руси. Тогда подобные изделия из глины носили религиозный характер и выполнялись ввиде изображений богов. Археологи во время раскопок обнаружили множество таких глиняных фигурок на территории таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.

Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определенной целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему. Так, женщины, просившие у Рожаницы послать им ребенка, лепили ее фигурки с младенцем на руках, а те, кто просил благосостояния в дом или здоровья близким, вылепливали ее фигурку с различными животными.

Эти традиции вылепливания глиняных  изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.

Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи и обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, окаргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.

В современном мире существует большое разнообразие игрушек, изготовленных из более прочных, ярких и функциональных материалов. Однако глиняные игрушки могут стать отличным и оригинальным украшением любого дома. А делать игрушки самостоятельно будет очень интересно вместе с детьми. Такое занятие может стать хорошим хобби и интересным семейным времяпровождением, которое сделает внутрисемейные связи более прочными и полезными.

Глиняная игрушка, сделанная своими руками и раскрашенная специальными красками, может стать приятным подарком близкому человеку. Такой сувенир будет хранить частичку души мастера-изготовителя и напоминать о теплых и нежных чувствах.

0

213

ОСОБЕННОСТИ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ

http://www.ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%98%D0%B3%D1%8004.jpg
Ковровские игрушки очень простые и не яркие, в отличие, например, от дымковской, которую отличают яркая цветовая гамма.

Дымковская игрушка делалается из красной глины. У неё очень массивные детали, крупный хвост, крылья. Мелких деталей практически нет. Важная отличительная черта – это нарисованные геометрические фигуры по белому фону. Если на игрушке нарисованы ромбы, квадраты круги, то можно смело утверждать, что это дымковская игрушка.

http://tverigrad.ru/wp-content/uploads/2013/10/igrushki9.jpg
Традиционный стиль ковровской игрушки – детально прорисованные лица, костюмы, антураж.

Дымковская – лубочный стиль, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры.

Есть  четыре отличительных черты, по которым можно определить традиционную ковровскую игрушку.

Во первых, игрушки все добрые веселые, нельзя увидеть ни одной грустной мордашки, коровы и то улыбаются. Это раз.
Во вторых, смотрим на роспись. Роспись утончённая, тоненькая-тоненькая прорисовочка. Мастера работают как по шкатулкам, так и по игрушкам. В других игрушках встречаются ромбы квадраты – здесь же утончённо положенные штрихи и линии. Интересны и растительные орнаменты. 
В третьих, смотрите на наличие мелких деталей. Их очень много. У кого-то серёжки, бантики, косички. Белая глина очень эластична, она не дает трещин, что и позволяет делать мелкие детали.
Четвёртая отличительная черта– это тематическое разнообразие. Здесь и праздничные гуляния, представлен и русский быт, как купали детей, как читали им сказки, как заготавливали дрова, как пили чай. Прямо объёмные фотографии из жизни.

http://mtdata.ru/u15/photo39FB/20005482698-0/original.jpg
Ковровские игрушки  делались всегда со смыслом.

http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/gparents.jpg
Ковровские игрушки несли в себе некую программу и традиции.

Если мастер сделал птичку, синичку, курочку, трясогузку или жаворонка, именно птицу, то подарит он её девочке. Чтобы она, когда вырастет,  смогла свить свое уютное семейное гнездышко, чтобы у неё был любящий заботливый муж, чтобы у неё было много детишек. Поэтому птичек дарили девочкам и ни в коем случае мальчикам.
Мальчикам, скорее всего, подарят медведя, что бы они выросли сильными, здоровыми как хозяин леса медведь. 
Рогатых животных, козликов, например, дарили всем. Рогатые звери считались оберегом на богатство и достаток. Чем выше, массивнее рожки, чем сильнее действие оберега, тем богаче будет в доме.

0

214


ТРАДИЦИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ

http://www.ya-zemlyak.ru/images/narprom/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%98%D0%B3%D1%8005.jpg
Современная ковровская глиняная игрушка изготавливается из «голубой» глины, которая добывается на территории Ковровского района. Знание о том, где находится так называемое линзовое залегание природного материала, передается мастерами из поколения в поколение так же, как и информация о качестве этой глины. Говорят, у каждого мастера есть своя заветная копанка.
Следующая стадия – подготовка материала для лепки. Глина выкладывается в специальные ёмкости и увлажняется до нужного состояния, затем разминается вручную. Каждый лепщик доводит свою часть глины до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается создать.

Затем мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого – свой набор инструментов и свои приёмы. Рабочее место оснащено тканью, на которой раскатываются детали разной толщины, фактуры (в зависимости от фактуры текстильной основы). Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.
Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3 – 5 дней: за это время они должны окончательно затвердеть. В процессе естественной сушки происходит диффузия: как говорят мастера, «глина в глину входит». Далее – подсушивание в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30 градусов (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Для каждого вида глины есть определённый режим обжига  – до 850 градусов. Затем – естественное остывание. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.

По технологии для росписи глиняной игрушки должны использоваться масляные художественные краски. Ими на фабрике расписывают, в первую очередь, сложные многофигурные композиции. В последнее время стали активнее применяться темперные краски, поликолоры.

Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её. Как правило, мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приёмам, художественной манере, даже по характеру. Это вполне естественно, ведь завершение образа должно органично вытекать из первоначального замысла.

0

215

Народный календарь погоды, примет и праздников на октябрь

Октябрь – свадебник, подзимник, паздерник, зазимье, октобрь, листопад, октомбрь, замерь, хвал месяц, замерен, кострычник.

http://tomatoz.ru/uploads/posts/2011-01/1296110137_63557537_1283510880_0_134b9_d39e2384_xl.jpg

Свое название октябрь месяц получил от римлян, т.к. был восьмым месяцем года (okto – восемь).

Октябрь поздний период осени, делится на три части:

с 1 по 15 октября – золотая осень,
с 16 по 23 октября – глубокая осень,
с 24 по 31 октября предзимье.

Октябрь известен тем, что в старину люди после тяжелых сельскохозяйственных работ справляли свадьбы, именно поэтому октябрь называют и по сей день — свадебником. Свадьбы начинали играть начиная с середины октября, и заканчивался сезон свадеб только в середине ноября.

14 октября христиане отмечают христианский праздник Покров Пресвятой Богородицы (по-простому – Покров), именно этот праздник считается покровителем всех невест, и с Покрова заканчивается Золотая осень и начинается глубокая осень, в простонародье — грязник.

Но чаще в старину на Руси октябрь называли грязником, потому как именно в октябре осенние дожди приносят с собою, грязь и слякость. Работа останавливалась, и у мужского населения наступало вынужденное безделье. Зато у женщин наступала пора топчения льна, из-за этого октябрь называли кострычником.

Хотя октябрь и приносит теплые деньки, но все это кратковременно, и не успеешь насладиться выглянувшим солнышком, как снова небо хмуриться, и дождь осенний начинает моросить.
Деревья сбрасывают последнюю листву, и именно с октября начинаются стабильно появляться ночные заморозки.
Журавли улетели, прибавь три недели, и начнутся ночные заморозки.

0

216

3 октября. Народный календарь:

Евстафий. Астафий. Астафьев день. Астафьевы ветры.

Этот день — праздник мельников, работающих на мельницах-ветрянках.

Все мумифицированные (гнилые) плоды следует собрать и с деревьев и с земли и выбросить за пределы сада. Собрать гнезда боярышницы и уничтожить.

Благоприятный день для рубки капусты.

Народные приметы:

На Астафия примечай ветер. Если ветер северный — близко стужа; ветер южный — к теплу; западный — к мокроте, дождям; восточный — к вёдру, жди ясную погоду. Если тепло и летит паутина — к хорошей осени и нескорому снегу.

Именинники 3 октября: Евстафий, Михаил, Олег и Федор.

0

217

Народный календарь:

4 октября. День Кондрата с Ипатом.

«Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым».

Погода этого дня продержится без изменений почти неделю.
Какая погода в этот день — такая будет четыре недели без изменения.
Ясно при резком северо-восточном ветре — на холодную зиму.

Именинники 4 октября:
Андрей, Данила, Дмитрий, Евсей, Иосиф, Исакий, Кондрат и Мелетий.

0

218

7 октября. Народный календарь:

День Феклы Заревницы. Фекла. Фекла Заревница. Запрядальная.

Начало молотьбы хлеба. Молотьбу начинали с полуночи. А перед этим собирались вокруг «именинного» огня с песнями и угощеньями. От неосторожности нередки были пожары, спалившие не один овин. Отсюда и название «Заревница». «На Заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши гошок».

В день Феклы стараются хоть немного попрясть.

«С этого дня начинаются замолотки — по утрам молотят с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. Для именинного овина варят молотильщикам кашу.

В этот день с особенным старанием угощали молотильщиков, пели песни и веселились, а с полуночи зажигали огонь в овине и при нем начинали молотьбу. От этих огней святая Фекла и получила имя заревницы.

В осеннюю погоду овина без огня не высушишь, но развести огонь там было непросто, требовался опыт и искусство, и поручалось это опытным мужикам или старикам.

Народные приметы:

На Феклу ночи темны, день убывает лошадиными шагами. «Фекла — дергай свеклу».

В старину говорили, что последним днём сбора белых грибов является Фёкла-заревница — 7 окт.

Именинники 7 октября: Владислав, Галактион, Никандр, Стефан и Фекла.

0

219

Древняя русская традиция заготавливать на зиму овощи, фрукты, грибы не потеряла своей актуальности в наши дни. Консервирование белых грибов очень важно. В домашних условиях их сушат, маринуют, солят, замораживают, жарят. Хрустящие, упругие, ароматные, они никого не оставят равнодушными, дополнят гарнир или будут лучшей закуской на любом столе. Собирают боровики во второй половине августа, найти их можно в лиственных лесах с песчаными почвами. Растут они в районах с прохладным климатом.

http://1pogribam.ru/wp-content/uploads/2015/10/grib.jpg
Белым гриб называют потому, что в процессе готовки он не меняет своего цвета.

В древней Руси слово грибы не употреблялось. Говорили: "губы ломать”, т.е. "идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – "губы”.

Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии.

Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали "три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два "наряда грибов в тесте”.

Отношение к употреблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употребляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.

0

220

8 октября. Народный календарь:

День Сергия Капустника. Сергий Радонежский. Сергиев день. Сергей Капустник. Сергей Курятник. Сергей — именинник, хранитель кур. Капустники. Вилочники.

В это время рубят капусту, забивают кур на продажу. Если на Сергия первый снег, то зима установится на Михайлу (21 ноября нового стиля).

«На Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима (в северных областях). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. Первый сухой снег обещает хорошее лето. Если снег падает на ущербе да на мокрую землю, зима скоро ляжет (примета в Воронежской губернии). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, зима ляжет».

Погода:

Среднесуточная температура воздуха опускается ниже 0 градуса Цельсия. Первые поздние осенние ночные заморозки. День убывает быстро... Ночи темнеют. Зори багряные.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа