"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 221 страница 240 из 1000

1

https://schci.ru/sites/default/files/traditsii/russkie_narodnie_traditsii.jpg
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

http://sa.uploads.ru/t/K6YaC.jpg

Традиции и обычаи русского народа

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.


                 http://sh.uploads.ru/t/pKx6r.jpg

+3

221

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/bluda.gif

Блюда

Для подачи на стол кушаний исполь-зовалась такая сто-ловая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие "густые" кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом. коней праздничной трапезы обозначался выносом пустого блюда, накрытого другим или тканью.

Блюда использовались во время народных обрядовых действий, гаданий, магических процедур. В родильных ритуалах блюдо с водой использовалось во время обряда магического очищения роженицы и повитухи, который проводился на третий день после родов. Роженица "серебрила бабку", т.е. бросала в налитую повивальной бабкой воду серебряные монеты, а повитуха омывала ей лицо, грудь и руки. В свадебном обряде блюдо использовалось для всеобщего показа ритуальных предметов и поднесения подарков. Блюдо использовалось и в некоторых обрядах годового цикла. Например, в Курской губ. в день Василия Кесарийского     1 января (14 января) по обычаю на блюдо укладывался жареный поросенок - символ богатства дома, ожидаемого  в новом году. Глава семьи три раза поднимал блюдо с поросенком к иконам, а все остальные молились св. Василию о многочисленном приплоде скота. Блюдо было также атрибутом святочных гаданий девушек, называвшихся "подблюдными". В русской деревне существовал запрет на его использование в некоторые дни народного календаря. Нельзя было подавать блюдо с едой на стол в день Усекновения главы Иоанна Крестителя 29  августа, (11 сентября), так как, по христианской легенде, в этот день отрубленную голову Соломея преподнесла на блюде своей матери Иродиаде. В конце XVIII и в XIX в. блюдом также называли миску, тарелку, чашу, блюдце.

0

222

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/chasha.gif
Чаша

Для питья и приема пищи служила чаша. Деревянная чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись. Либо по венцу или по всей поверхности чаша украшалась росписью, включающей растительный и зооморфный орнамент (широко известны чаши с северодвинской росписью). Изготовлялись чаши различной величины - в зависимости от их использования. Чаши большого размера, имевшие вес до 800 г и более, употреблялись наравне со скобарями, братинами и ковшами во время праздников и канунов для питья пива и браги, когда собиралось много гостей. В монастырях большие чаши использовались для подачи на стол кваса. Небольшие чаши, выдолбленные из глины, употреблялись в крестьянском быту во время обеда - для подачи на стол щей, похлебки, ухи и т.п. Во время обеда кушанья подавались на стол в общей чаше, отдельная посуда использовалась лишь во время праздников. Есть начинали по знаку хозяина, за едой не разговаривали. Зашедших в дом гостей угощали тем же, что ели сами, и из той же посуды.

Чашу
  применяли в различных обрядах, особенно в обрядах жизненного цикла. Ее также употребляли и в календарных обрядах.  С чашей связывались приметы и поверья: в конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки, не сделавший этого считался врагом. Осушая чашу, желали хозяину: "Удачи, победы, здоровья, и чтобы в его врагах осталось крови не больше, чем в этой чаше". Упоминается чаша и в заговорах.

Для питья различных напитков применяли кружку.

Кружка - это цилиндрическая посуда  разного объема с ручкой. Глиняные и выточенные из дерева кружки украшались росписью, а деревянные - резьбой, поверхность некоторых кружек покрывалась плетением из бересты. Их использовали в повседневном и праздничном обиходе, были они и предметом обрядовых действий.

Для питья хмельных напитков пользовались чаркой.

Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой.  Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни, так как пить разрешалось только по праздникам и подобного рода напитки были праздничным угощением для гостей. Пить было принято за здоровье других людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина, хозяин ждал от него ответной чарки.

Чарку
чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: "Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь". Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.

0

223


Ложки

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки  украшались росписью или резьбой.  Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра.

Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.

Ковши

Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины, скобкари. Ендовы не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с  братиной или ковшами.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Ухват и кочерга

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С  помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Помело
представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

0

224

http://teremokbk.ucoz.ru/_nw/1/04675373.jpg

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.

В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля.

Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь.
Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.
Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, болбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засаолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи.

Федорино горе

1

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".

        2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

  Вдоль по улице несутся -
  Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

  А за нею вилки,
  Рюмки да бутылки,
  Чашки да ложки
  Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"

И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"

        3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!"

Но ответило корыто:
"На Федору я сердито!"
И сказала кочерга:
"Я Федоре не слуга!"

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
"Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!"

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!"

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
"Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!"

        4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!"

И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"

"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!"

"Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!"

        5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

        6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
"Я дальше идти не могу".

И заплакали блюдца:
"Не лучше ль вернуться?"

И зарыдало корыто:
"Увы, я разбито, разбито!"

Но блюдо сказало: "Гляди,
Кто это там позади?"

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

"Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

И сказала скалка:
"Мне Федору жалко".

И сказала чашка:
"Ах, она бедняжка!"

И сказали блюдца:
"Надо бы вернуться!"

И сказали утюги:
"Мы Федоре не враги!"

        7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

  Полетели,
  Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
  Самовар стоит,
  Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
  "Я Федорушку прощаю,
  Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!"

Корней Чуковский.

0

225

20 октября. Народный календарь:

День Сергия Зимнего. Сергий Зимний. Зазимки. Сергий.

Приметы

С Сергия зима начинается, с Матроны (22 ноября нового стиля) устанавливается. «Сергий зиму начинает». Если снег выпадет, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает. «Дневной снег не лежит». «Первый надежный снег выпадает ночью». Начальный срок установления прочного снегового покрова.

http://mtdata.ru/u22/photo7DA7/20866029146-0/original.jpg

Хотя год на год, конечно, не приходился. Бывало, что по снегу и морозу люди уже скучать начинали, а октябрь все паутину по улицам гонял, не желая с теплом и светом расставаться. И тогда хмурили старики лбы, стараясь вспомнить, когда это еще на Сергия зимнего выпадало им в одних рубахах на завалинках жариться. А всезнающие старушки, божась и строго поджимая губы, толковали о приходе Антихриста и скором конце света.

Ночные туманы оборачивались к утру изморозью, озорные братья-морозцы стучали ледяными кулачками в окна и двери домов, заставляя хозяев запираться поплотнее, а полуночные ветры, наигравшись в поднебесье снежными облаками, бросали их на землю, словно дети, уставшие от старых игрушек. И никого уже не удивляла снежная пороша, гонимая лихими сквозняками вдоль застывших на морозе улиц: «Октябрь-зазимник сборы к зиме завершает».
http://moisovety.com/wp-content/uploads/2015/08/1375881139_konservirovanie-ogurcov-na-zimu2.jpg

А пока не остеклились молодым ледком тихие водоемы, добрые хозяева спешили опустить в омуты пузатые бочки с засоленными в них огурцами. Ведь температура подо льдом ниже четырех градусов тепла не падает и держится всю зиму приблизительно на одной и той же отметке. Для огурчиков, в крепкие бочки закатанных, лучшего хранилища и не придумаешь. Весной, после таянья льда, доставали крестьяне из воды свои «захоронки», и пополнялся скудный к тому времени стол хрустящими чудо-огурчиками.

Да что там соленые огурцы, у хорошего хозяина даже свежие помидоры могли по несколько месяцев отлично храниться, не говоря уже о луке, моркови, чесноке.

0

226

23 октября. Народный календарь:

День Евлампия и Евлампии. Лампей. Лампея. Лампеи.

На Евлампия «рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам».
Если рога на север — быть скорой зиме и снег ляжет посуху; на юг — скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4 ноября нового стиля).

Предзимье (с 23 октября до 27 ноября). Последние дни кучевых облаков. Возможен ранний ледостав на крупных реках. Начало порош.

Именинники 23 октября: Абросим, Андрей, Евлампий и Евлампия.

0

227

25 октября. Народные приметы:

Пров. В этот день, на мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае. Если звезды яркие — то это к морозу; тусклые — к оттепели; сильное мерцание звезд синими оттенками — к снегу; много ярких звезд — к урожаю гороха; если звезды мигают — к перемене погоды; пылают — к ветрам и сухому году.

Народные календарь:
http://sobut.ru/media/g/7/m32lbo8w7flr3du8.jpg

Можно высадить в грунт луковицы гладиолусов на глубину 15-20 см.
Укрыть листьями, соломой слоем 5-8 см. Они зацветут на неделю раньше.

0

228

27 октября. Народный календарь:

День Прасковьи Грязники. День святой Параскевы. Параскева. Прасковья. Параскева Грязниха. Параскева-грязнуха. Порошиха. Параскева Трепальница (треплют лен). Параскева Льняница. Льняницы. Льняниха.

Полагают, что с этого дня должно трепать лён. Прасковьи грязники, порошихи. На Грязниху грязь — четыре смены до зимы.

Погода неустойчива: слякоть, пороша и грязь. Если «сыро, грязно на дворе, то до сухого снега, до настоящей зимы, остается 4 недели». «На Грязнуху не бывает сухо». Параскева Льняница считается бабьей святой, бабьей заступницей, покровительницей женских зимних работ, особенно пряжи.

«Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь».

0

229

http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/11/36860.jpg

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт — это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, — в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII — первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу:
в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, — шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие — меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца — полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье — «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

0

230

28 октября

Дата по старому стилю: 15 октября

Ефимий Осенний

http://www.calend.ru/img/content_events/i6/6771.jpg
Зима набирала силу... (Фото: Andrew Buckin,
Shutterstock)

В этот день православные отмечают память Евфимия Солунского, жившего в 9 веке в Палестине. Никита (такое имя дали будущему святому при рождении) появился на свет в христианской семье, по настоянию родителей рано женился, но уже в 18-летнем возрасте, оставив жену и дочь, принял постриг в монастыре на горе Олимп. Спустя некоторое время Евфимий стал схимником, ушел в Афон и поселился там вместе с отшельником Иосифом, с которым соревновался в умерщвлении плоти. Когда молва о его подвижничестве стала распространяться, и к святому потянулись паломники, он укрылся от людей на острове. После смерти своего товарища Иосифа Евфимий основал монашескую общину близ Салоник, восстановив развалины древнего монастыря святого Андрея. Про этот день на Руси говорили так: «Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает». Это было верное наблюдение: зима приближалась, и всякое растение и животное готовилось к ее приходу.

Зима набирала силу, а вместе с ней активизировались и нечистые духи, например, кикимора, которая летом не смела вредить людям. По поверью, с Ефимия она начинала мешать бабам и девушкам в любом начинании: путала пряжу, рвала ткань, била горшки. Говорили, что увидеть кикимору можно лишь в одной ситуации — если она сядет за ткацкий стан, чтобы испортить работу ткачихи. В этом случае нужно было осенить нечистую силу крестным знамением и попросить Ефимия о помощи. Несмотря на проделки нежити, крестьянки продолжали заниматься домашними делами. В первую очередь, мяли и трепали лен, готовили пряжу. В теплых районах мужчины убирали в омшаники последние ульи.

0

231

Народный календарь ноября

https://i.pinimg.com/474x/54/fb/f3/54fbf326a619e3c63750f8fd867d5f09.jpg

Народ называет ноябрь «листогноем».
Это последний осенний месяц.
Деревья уже сбросили листву, дует холодный ветер, рано темнеет.

В ноябре крестьяне обычно везли товары на базары и ярмарки. Особенно обильными они были в день святой великомученицы Параскевы, наречённою Пятницей. На ярмарках народ не только торговал, но и веселился. Ходили вожаки с учёными медведями, шарманщики, давали представления скоморохи.

0

232

http://www.wonderfulnature.ru/statji/november_19.jpg
Холодное спокойствие ноября

Ноябрь - одиннадцатый месяц в году (девятый - до XV в. и третий - до 1700 года) - англ. November - от лат. novem "девять", таковым по счету он был у римлян; Древне-русское название грудень , от "груда" - мерзлая земля в грудах, не занесенная снегом, в древнерусском, напр. у Нестора-летописца - вообще зимняя дорога. Украинское название листопад.

Другие названия ноября: Листовей. Листогной. Листочный. Грудень. Ледень. Ледостав. Полузимник. Запевка зима. Ворота зимы. Свадебник. Последний месяц осени. Последний месяц осени.

С 1 по 26 ноября - Предзимье.
С 27 по 30 ноября - Первозимье.

Самый туманистый месяц года. Норма солнечного сияния менее одного часа в день, 28-29 часов в месяц. Убывает день на 1 час 19 минут. «Свет на убыль, а ночи прибавляются» «Ноябрьские ночи до снега темные».

Снежный покров не превышает 5 см. Прочно снег ложится обычно к 22 ноября. Но «год на год не приходится», конечно, могут быть и отклонения. В ноябре обычны заморозки, и даже морозы: Казанские, Михайловские. А могут быть и оттепели (Михайловские. Матвеевские). Отсюда и названия месяца, связанные с грудами замерзшей грязи - Грудень; с упавшими, зачахшими листьями - Листогной и т.д.

В ноябре опадали последние листья и на большей части территории России устанавливалась настоящая зима. С середины ноября - до дня святых Козьмы и Дамиана - мороз сковывал реки и озера льдом. Если в конце октября выпадал снег, в ноябре он уже не таял, лежал плотным слоем.

В ноябре отмечали и первые зимние праздники. Мужики говаривали: Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил. Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не холодно.

Ноябрьские ночи до снегу – темны.

0

233

Народные приметы в ноябре

В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь. Если на Казанскую (4 ноября) небо заплачет, то следом за дождем зима придет. Если день 4 ноября будет ненастным, то скоро придет зима.
Снег или град 5 ноября предвещает, что с Матрены зима на ноги станет. Если ноябрь ясен и стоит сухая погода, то будет он опасен для урожая будущего года. Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого понижения температуры.
Оттепель 8 ноября обещает теплую зиму и весну. Дмитриев день (8 ноября) на снегу говорит о поздней весне. В ноябре с утра может зарядить дождь, а к вечеру — сугробами снег лежать. Комары в ноябре — признак мягкой зимы.
Массовое появление синиц около домов 12 ноября — верный признак наступления холодов.

вт1 ноября Иванов день, Проводы осени
ср2 ноября Артемьев день
чт3 ноября Иларионов день
пт4 ноября Казанская
сб5 ноября День Якова
вс6 ноября Скорбящая Божья Мать, Светец

пн7 ноября Дедовские плачи
вт8 ноября Дмитриев день
ср9 ноября Зарок на Параскеву
чт10 ноября Параскева-Пятница, Бабья заступница
пт11 ноября Аврамий Овчар и Анастасия Овечница
сб12 ноября Зиновий и Зиновия, Синичкин день
вс13 ноября Спиридон и Никодим

пн14 ноября Кузьминки
вт15 ноября Акиндин и Пигасий
ср16 ноября Анна Холодная
чт17 ноября Ерема — сиди дома
пт18 ноября День Ионы
сб19 ноября Павел Ледостав
вс20 ноября Федотов день

пн21 ноября Михайлов день
вт22 ноября Матрена Зимняя
ср23 ноября Родион и Ераст, Родион Ледолом
чт24 ноября Федор Студит, Федор Мороз
пт25 ноября Иван Милостивый
сб26 ноября Златоуст
вс27 ноября Филипповка, Заговенье

пн28 ноября Гурьев день
вт29 ноября Матвеев день

По народному календарю 29 ноября — Матвеев день.

Наши предки говаривали: «Худ Матвей, коли не попотчевал гостей».

На Руси Матвеев день всегда приходился на начало Рождественского поста, однако, несмотря на это, обычаем этого дня были походы в гости. Столы накрывались скромные и постные, особенно если день выпадал на самые строгие дни поста — среду и пятницу, но все это компенсировалось задушевными разговорами. В некоторых регионах страны такие походы в гости назывались «Матвеевскими посиделками».

Если сегодня веют буйные ветры — быть вьюгам, метелям до Николы зимнего (19 декабря). Может быть оттепель, а может быть и настоящая стужа. Говорили: «На Матвея зима потеет: в белой шубе явилась, на ноябрь понадеялась». Также говорили: «На Матвея земля преет», — то есть становится влажной от подтаявшего снега.

ср30 ноября Григорий Зимоуказатель
Переход среднесуточной температуры через -5 С°. Начало устойчивых морозов, снежного покрова.

0

234

http://detsad314.ucoz.ru/_tbkp/DSCN4106s.jpg
В Древней Руси ноябрь называли грудень...

Примечали:

Коли ноябрь сухой и ясный – то для следующего года опасный.
Яркие звезды в небе – к холодам.
Поздний листопад – на тяжелый год.
Ноябрьские снега полезны, если они выпадают на мерзлую землю, а на талую – во вред.
Охотник (ловец) пороши, что праздника ждет.
Надеешься на авось, так и рыбалку брось.
У зимы изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.
Зима к свету строга - в рясы рядит стога, платом кроет луга.
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.

Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь - сумерки года. В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны. В ноябре снегу надует - хлеба прибудет. Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники. Если снег ляжет на мерзлую землю, тогда, наверное, можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба. Мокрый снег на озимь - тот же назем. Коли лед на реке становится грудами - будут хлеба груды.

0

235

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2192000/2191024-6837429e0c3713ed.jpg


Народный календарь на декабрь месяц

Народный календарь погоды, примет и праздников на декабрь

Декабрь – студень, стужайло, студеный, студный, зазимник, грудень, стуенец, зимник.

В декабре год заканчивается и настоящая зима начинается. Декабрь не зря в народе называется месяцем первых белых троп.

Свое название декабрь получил от латинской цифры десять. По Григорианскому календарю декабрь считается двенадцатым месяцем. Ранее декабрь считался десятым месяцем, но после реформы Цезаря, декабрь стал двенадцатым, последним месяцем, который и завершает год.

В древней Руси декабрь чаще всего называли зимником, студенеем, студеным. На Украине декабрь называется грудень. По древнему церковному календарю декабрь называется декемврием, а в первоначальном римском календаре децембером. Декабрь всегда считался воротами зимы. В декабре начинаются зимние праздники – католическое Рождество, и конечно главный праздник это Новый Год.

Традиция отмечать Новый Год с подарками для детей под наряженной елкой, пришла на Русь из Европы. В декабре начинается Рождественский или по-старому Филипповский пост, также широко распространено Введение – празднование начало зимы.

В Древней Руси православное Рождество Христово по старому стилю праздновали 31 декабря, вместе с Новым Годом, но после Октябрьской революции Рождество Христово отодвинулось на 7 января. Большое внимание уделяли 22-му декабрю, на этот день приходится самая длинная ночь и самый короткий день в году. В деревнях крестьяне в декабре начинали оберегать свое добро от суровых морозов (от скуды), для того, чтобы сытный дух не перевелся, для того, чтобы зерно не смерзлось.

В декабре заготавливали бревна, т.к. считалось, что именно срубленные в декабре бревна, не гнилые и в них не заводится древоточец. Начиная с первых дней декабря, в деревнях по народным приметам смотрели, какая будет зима. В декабре много первых морозов, метелей и вьюг. Но в декабре погода еще не устойчива, поэтому могут быть как оттепели, так и морозы. Но главная радость в декабре, это смена грязи и слякоти на снежное покрывало.

С 1-го по 22-го декабря – первозимье, а с 22-го по 31-го декабря наступление коренной зимы.

http://tradicii.com/wp-content/uploads/2012/11/kalendar_na_dekabr.jpg

0

236

http://sf.uploads.ru/t/94Tfm.png

Старые названия месяцев

На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.

Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашшо. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень».

Первый летний месяц — июнь — носил у наших предков название «червень», что означало «красный», «прекрасный». А в некоторых местах июнь называли «изок» — кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.

Второй месяц лета — июль — назывался «липень». В это время на Руси буйно цвели липы, и дикие пчелы собирали в густых лесах обильные запасы меда, которым так любили лакомиться наши предки.

В августе наступала пора жатвы. Тяжелые колосья срезали серпами. Август так и именовался: «жнивень» или «серпень».
Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые или багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц «жовтень», или «желтый».

Октябрь — «листопад» или «грязник».

Ноябрь — «грудень». Почему «грудень»? Потому что ударили уже первые морозы, но снегу еще мало, а на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли — «грудки».

Последний месяц года и первый месяц зимы — декабрь — носил, как ему и положено, название «студень» — студеный или «снежень» — снежный.

Вот какие красивые, а главное, выразительные и точные имена были в старину на Руси у двенадцати братьев-месяцев.
Древнерусские названия месяцев до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других славянских языках. (И. Орловская.)

0

237

http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/65387414.432/0_ef5b6_2d89514f_XL.gif
Народные поверья и приметы в декабре месяце.

    Декабрь и на всю зиму студит, и саням ход дает.

    Часто про декабрь говорят: — Из глаз тепло течет, т.е. первый мороз щиплет глаза до слез.

    Если в декабре ясно, значит, в будущем году будет недород урожая, если декабрь пасмурный, то и урожая будет с излишком, если декабрь сухой, то и весна с летом будет сухая, а если в декабре гром прогремит, то быть зиме с большими морозами.
    Если облака в декабре с севера на юг плывут, быть солнечной погоде, а если с юга на север, то быть ненастью.
    Если Луна мутная и бледная, то быть снегу с дождем.
    Ярко блестят звезды, быть морозу.
    Дым из трубы стелется, а ветра нет, быть снегу.
    Если небо ясное и безоблачное, то быть морозу.
    Если в декабре высокие сугробы, большой иней, то быть большому урожаю.

    Декабрь всегда спросит, что лето припасло.
    Если в декабре в лес не съездишь, то и печь тогда холодная будет.
    Декабрь дорогу саням дает.

    Считалось, если в декабре выпадает много снега, и стоят морозы, то будущий год будет плодородным.
    По Платону и Роману и зиму всю видать.
    Введенье накладывает на всю воду леденье.
    Прокоп перерыл сугроб, по снегу идет, саням дорогу дает.

    Декабрь старое горе кончает, а к новому году, к новому счастью дорожку выстилает.

    Считалось, если в декабре снег вплотную к забору ложиться, то лето будет плохое, а если остается промежуток между забором и снегом, то летом погода будет радовать.
    Если кошка в печку залезла или мордочку свою хоронит, быть морозу или ненастью.
    Если у зайцев шуба не бела, а «с пятнами», то и зиме быть мягкой, с оттепелями.
    Декабрь, волчий месяц (много волчьих стай выходит на охоту).

    В Древней Руси люди к приметам декабря относились очень внимательно, особое внимание относилось к поведению птиц.
    Если снегирь запел, а сорока спряталась, то быть сильной вьюге.
    Если снегирь под окнами дома чирикает, то дело близиться к оттепели.
    Если воробьи попрятались, а синицы с утра «голосит», то мороз к вечеру усилиться.
    Если птицы в небе беспорядочно летают, то быть снегопаду.
    Если вороны по земле разгулялись, то быть оттепели, а если громко раскаркались, то будет сильный мороз.
    Галки собрались в кучки и кричат, значит, на следующий день будет ясная погода.
    Если грачи остались на зиму, то быть теплой, мягкой зиме.

    У охотников есть такая примета, если перед охотой собаки в снегу извалялись, то на охоту не шли, так как быть вскоре метели или бурану.

0

238

ДЕКАБРЬ

http://aibp.ru/i/file/%D1%81%D1%81%20%20%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82.jpg

С 1 по 22 декабря - Первозимье.

С 22 по 31 декабря - Коренная зима.

Третье воскресенье декабря - День энергетика.

Декабрю свойственны морозы и оттепели. Он “и замостит, и загвоздит, и саням ход даст”.

Температура в средней полосе опускается иногда и до -30 °С. Но и морозы не так страшны, как бесснежье: если земля укрыта снеговым покрывалом - не схватится сразу на глубину. Не погибнут посевы под зиму.

В декабре рано темнеет, хотя прибавка дня составляет 26 минут.

По Лесному календарю Бианки в декабре до 20-го - “Месяц зимних гостей” (третий месяц осени). С 21 декабря - “Месяц первых белых троп” (первый месяц зимы).

В этом месяце у лося отваливаются рога. В лесу пусто, одни кабаны еще шастают. Звери оставляют на снегу следы - снежные записи для охотников.

До 18 декабря солнце в созвездии Скорпион, затем переходит в созвездие Стрелец. По зодиакальным знакам рожденные с 1 по 21 декабря - Стрельцы, с 22-го по 31-е - Козероги.

В соответствии с гороскопом кельтских шаманов-друидов рожденные[en] 1 декабря находятся под покровительством дерева-тотема - ясеня, со 2 по 11-е - граба, с 12-го по 21-е - инжира, с 22 по 31 декабря - яблони.

0

239

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/540/126540259_3324853_f13jgrVCwjg.jpg

Талисманы декабря - бирюза и тюльпан.

В декабре: Введение, Рождественский (Филипповский) пост.

О декабре в народе говорят: Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит. Декабрь год кончает, зиму начинает. Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Сухой декабрь - сухие весна и лето. Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами - к урожаю.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля - то это к урожаю. Привалит снег в декабре вплотную к заборам - плохое будет лето; если останется промежуток - урожайное.

0

240

7 новогодних традиций в России  http://sa.uploads.ru/t/w6uVg.gif

Остается совсем немного времени до праздника.
Готовятся салаты, украшается дом и наверняка у всех уже стоит нарядная новогодняя Елочка.
Но мало кто знает, откуда в Россию пришли эти приятные хлопоты праздника.

1. Традицию празднования Нового Года в России ввел в России Петр I.
http://forumupload.ru/uploads/0003/ac/ce/5720-3.gif

До этого Новый Год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. Однако царь, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый Год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен и все празднования проходили на Красной площади. Однако в 1704 году праздник был перенесен в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петр не только сам принимал участие в народном гулянии, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной – на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки. После праздника неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80-100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не попытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Вот кто ввел традицию пить спиртное в Новый Год.

2. Елки и маскарады [взломанный сайт]

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового Года, начатую ее отцом.

Она была большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные елки и маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. 2 января 1751 года «Петербургские Ведомости» подробно описали новогодний бал, данный в императорском дворце. Вельможи прибыли на маскарад в богатых платьях и собрались в большом зале, «где в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи». После танцев были накрыты столы, «на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье». В маскараде приняло участие более 15 тысяч человек, которые были «разными водками и наилучшими виноградными винами, также кофием, шоколадом, чаем, оршатом и лимонадом и прочими напитками довольствованы».

3. Кулинарные шедевры на новогоднем столе [взломанный сайт]

При Екатерине II Новый Год тоже отмечали с размахом. В 18 веке русский новогодний стол стал более изысканных и вкусным: в поварское искусство пришло стремление удивить, потешить гостей необычными и непривычными яствами. Историки рассказывают легенду о диковинном блюде, которое придворный повар-француз приготовил для императрицы в качестве сюрприза к новогодней трапезе. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Рецепт кушанья был таков: в мясистые оливки вкладывались вместо косточек кусочки анчоусов, оливки являлись начинкой для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту — в фазана. Последней оболочкой служил поросенок. Сначала секрет «царского» новогоднего угощения держался в строгом секрете, но потом его выведал богач-вельможа. Такое жаркое получило название «Императрица» и пользовалось большим успехом у петербургской знати.

4. Шампанское http://sa.uploads.ru/t/OZzvc.gif

В начале 19 века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

5. Новогодняя елка [взломанный сайт]

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу 19 века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.

6. Оформление стола
[взломанный сайт]

В торжественном застолье тех времен не меньше, чем качество приготовленной еды, ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. В особую моду во времена правления Александра III и Николая II входит искусство составления и оформления меню. Блюда назывались красиво и пышно, а карточки меню оформлялись изысканными рисунками, вензелями, виньетками. Меню превратилось в шедевр прикладного искусства. Зачастую карточки меню оставались в семейном архиве, как воспоминание о празднике, на котором едали.

7. Новогодние развлечения [взломанный сайт]  http://i070.radikal.ru/0811/6e/9d32a24a8811.gif

В начале 20 века, по традиции Новый Год и Рождество россияне встречали дома, в кругу семьи. А вот после новогодней ночи заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время, особенно в Петербурге, было великое множество — на любой вкус и кошелек. Были в северной столице рестораны аристократические: «Кюба» на Большой Морской улице, или «Медведь» на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Достопримечательностью этого ресторана был «Альбом обедающих», в который заносились протоколы собраний, экспромты, шутки, карикатуры. Столичный Петербуржский бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

http://sa.uploads.ru/t/w6uVg.gif

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа