"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 221 страница 240 из 441

1

Традиции и обычаи русского народа

                  http://sf.uploads.ru/t/DIRk3.jpg

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.
                 http://sf.uploads.ru/t/G7NSd.jpg

+1

221

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, великого патриота и подвижника земли Русской (1319-1392).

При появлении на свет Сергия звали Варфоломеем. Похоронив родителей, Варфоломей с братом Стефаном удалился в лес. Они поставили келью, потом небольшую церковь. Не выдержав трудностей жизни, Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял монашество с именем Сергия, остался жить в пустыне. К нему примкнули 12 иноков (инок — одно из названий православного монаха). Сергий обладал даром чудотворения и помог многим страждущим. Русская земля в то время была под татарским игом. Великий князь Димитрий Донской принял благословение на сражение. Во время боя Сергий с братией молились о победе.

Велик духовный вклад Сергия Радонежского в историю Русской церкви, русской культуры. Он составил учение о Троице. Образ Троицы — это указание святого к праведному устроению человеческой жизни: личной, семейной, общественной; указание русского пути к спасению. Сергий Радонежский — основатель Троице-Сергиевской лавры, чтимый народом угодник Божий, «Игумен земли Русской».

«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ родился в селе Варницы, под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. При появлении его назвали Варфоломеем. ...Около 1328 года родители Сергия переселились из Ростова в Радонеж. ...Варфоломей же в 1337 году принял монашество с именем Сергия и положил начало новому жительству. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью[en], и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Наставник их отличался редким трудолюбием: строил кельи, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы, соединяя труд с молитвой, бдением и постом. В 1354 году Сергий возведен был в сан игумена обители. Но когда иноки стали роптать на строгость устава, он вынужден был покинуть ее; на реке Киржач им была основана новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки потребовали возвращения святого.

...Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Сергия испросить благословения на предстоящее сражение. В помощь великому князю Сергий благословил двух иноков своей обители: схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю), и предсказал победу Димитрию. Во время сражения на Куликовом поле Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству

...Преставился Сергий 8 октября (25 сентября по ст.ст.) 1392 года, обратившись перед тем к братии со словами: «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемирную...»

25 сентября в 14 веке соответствует 3 октября в 20 век

0

222

14 октября - праздник Покрова Пресвятой Богородицы

http://mlady.net/media/k2/items/cache/24051f1a73d7ccf80aa0e781a6178da9_L.jpg

14 октября – день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, является в народном представлении границей между осенью и зимою.

Православные люди во все времена с особым почитанием относились к Богородице. В них жила твердая вера: Пресвятая Богородица избавляет от всех бед и печалей. Божью Матерь в народе считали лучшей защитницей детей и молодых девушек. Благодаря этомы Покров Пресвятой Богородицы - один из самых любимых и почитаемых  праздников на Руси.

Отмечают праздник Покрова 14 октября (1 октября по старому стилю), вспоминая удивительное событие, которое произошло много веков назад. Более 1000 лет назад, в 910 году от рождества Христова, жители Константинополя стали свидетелями чудесного спасения. В то время город уже много дней был в осаде сарацинов, и все жители понимали: пройдет еще несколько дней и Царьград падет. 

Все думали, что уже ничто не способно спасти оплот христианства. Сарацины у стен города уже готовились праздновать победу. Уже ни на что не надеясь, ночью накануне 14 октября жители собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса. Исходящая от всей души молитва христиан свершила настоящее чудо - они увидели идущую к ним Пресвятую Богородицу,в окружении ангелов.

Подойдя к людям она преклонила колена и начала горячо молиться вместе со всеми. Затем Богородица сняла со своей головы покров и распростерла его над находящимися в церкви, защищая людей от всех врагов. По преданию покров Девы Марии сиял ярче солнца, а люди в храме в один миг почувстврвали сошедшую на них благодать.

Потрясенные увиденным люди вышли из храма и рассказали об увиденном остальным жителям, а утром свершилось чудо - враги отступили от стен Константинополя и город был спасен. С того момента люди, оказавшиеся перед лицом опасности в беде либо опасности обращались за помощью к Деве Марии -  они были уверены, что она за каждого из нас заступится и оградит своим покровам от всех несчастий.

Приметы, обряды и гадания на Покрова

14 октября  прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда - зима». И чтобы прожить зиму в достатке и тепле, проводили обряды. В этот день хозяйки первый раз разводили огонь в печи, причем обязательно использовали ветки плодовых деревьев: чтобы в следующем году сады дали хороший урожай, а семья процветала. А еще - чтобы в жилище всегда было тепло и уютно.

Сейчас, к сожалению, далеко не у каждого есть в доме печь, но несколько  маленьких веточек яблони можно разжечь, положив на блюдце. Ароматный дымое после этого древнего обряда положительно повлияет на ауру вашего дома и, будьте уверены, будущий год вы проведете ы достатке.

К празднику Покрова на Руси утепляли жилище и пекли блины. Перед тем как садиться за праздничный стол хозяйка дома обходила все  углы с тарелкой румяных блинчиков и только после этого, прочитав молитву Пресвятой Богородице, пробовала их на вкус. Также для застолья пекли специальный Покровский каравай которым угощали всех родственников и соседей. А остатки каравая сушили и прятали до Великого Поста.

Все главные обряды 14 октября в праздник Покрова выполняла женщина, хозяйка дома.  В этот день каждая мать старалась защитить детей покровом от всех бед. Для этого, держа в руках икону Богородицы, женщина становилась на скамью, чтобы оказаться над близкими, как когда-то в храме Дева Мария с покровом появилась в воздухе над верующими. Все дети в семье не зависимо от возраста опускались на колени, и мать говорила:

"Как Царица Господня покровом землю всю накрывает, так и я плод лона свого накрываю от всякой напасти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

С Покрова начинают играть свадьбы. «Покров, покров, покрой мою голову хоть платочком, хоть тряпочкой, чтобы не осталась я в девках» - такой заговор обычно приговаривали молодые незамужние девушки, украшая икону Девы Марии собственноручно вышитым рушником. Причем не только приговаривали, но и обращались к Богородице с молитвами-просьбами. Побыстее встретить жениха, да чтобы он  был молодой, красивый и богатый - этоли не мечта каждой девушки? Если вы еще не замужем - можете проверить старинные обряды на себе.

Покров Пресвятой Богородицы всегда считался девичьим праздником. В народе до сих пор существует множество примет на 14 октября. Так, считается, если на Покрова ветрено - будет большой спрос на невест; если накануне ночью выпадет снег - будет в этом году  много свадеб.

Чтобы найти побыстрее своего суженого, девушки на праздник Покрова проводили разнообразные обряды. В ночь на 14 октября каждая девушка, мечтающая о скором замужестве, приговаривала: «Покрой землю снежком, а меня - женишком». И ложилась спать, ни с кем не разговаривая. Если во сне явится суженый - скоро свадьба. В противном случае придется подождать.

Также накануне 14 октября девушки пытались узнать, кто к ним посватается. Например, гадали на соленых варениках. Перед тем как лечь спать, девушка съедала штук пять волшебных вареничков и произносила: «Суженый-ряженый, принеси мне водички напиться». Кто приснится, тот и жених.

На праздник Покрова девушку с самого утра бежали в церковь и ставили свечу Деве Марии. Считалось, что кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. По пламени свечи узнавали свое будущее: ровный огонек означл тихую, спокойную жизньн. Если свеча горела ярко, сильно, с перемигиванием - то и жизнь будет яркая. Если свеча при горении потрескивала, значит жизнь у девушки будет очень бурная.

Еще на праздник Покрова гадали на зернах. Вечером будущая невеста обходило всю деревню и набирала понемногу воды из 9 колодцкв, а после варила в ней варила 72 пшеничных зерна. С этой пшеницей надо было отойти от своего дома на 72 шага и разбросать зерна. А  ночью девушка приходила туда же и поднимала с земли то, что попадется под руку. Если возьмет вареное зерно - мужа найдет молодого и богатого, если в руке окажется щепка или веточка - он будет плотником, найденная бумажка сулит жениха грамотного и состоятельного, а зачерпнет одну землю - жить ей с хлеборобом.

При помощи кольца девушки угадывали, кто у них родится - мальчик или девочка. Кольцо опускали в стакан с водой,  затем, подвешенное на тоненькой нитке, медленно опускали возле руки того, на кого гадают. Если предмет кольцо начинало двигаться по кругу - родится девочка, если кольцо двигалось вперед-назад  -родится.

Собираясь вместе, девушки гадали: которая из них первой выйдет замуж. Каким образом? Отрезали нити одинаковой длины и поджигали их. У кого из девушек нитка догорит быстрее - та первой и окажется замужем. Если нитка потухла сразу или сгорело меньше половины, то. увы. свадьба откладывается.

Также было популярным еще одно интересное и веселое гадание на жениха. В блюдце выкладывали разные предметы, а девушки не глядя, с завязанными глазами, выбирали один из них. По тому, какой предмет попался и судили о будущем женихе. Как правило, знпчения предметов были следующие:  зола - бедная, тяжелая  жизнь, сахар -  жизнь будет богатая и веселая, луковица - много слез пролить придется, рюмка - муж будет пьяницей, серебряное кольцо - тихая, спокойная семейная жизнь, золотое кольцо - жених будет очень богат и влиятелен.

0

223

15 октября. Народный календарь, приметы:

Киприан и Устинья. Киприан и Устинья считаются в народе защитниками от наваждений нечистой силы.

День Устиньи Устилальницы. Мни и топчи льны с середины грязника. Коли мять лен, так уж доминать.

«Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьем, за работой часто поют проголосные песни».

Конец посадкам черенков смородины и малины. Прикрывают травой, компостом, соломой и т.п. пионы и розы.

С 15 октября по 20 ноября — сроки подзимнего посева моркови, свеклы и петрушки, салата, шпината, укропа, пастернака, чеснока, лука-порея и щавеля.

Погода:

Начало подсезона «Глубокая осень» (8 дней с 15 до 23 октября). Первые заморозки в воздухе ниже -5 градусов Цельсия. Ранний переход среднесуточной температуры воздуха через 0 градусов Цельсия. Конец листопада большинства древесных пород.

0

224

17 октября. Народный календарь:

Ерофеев день. Ерофей. Иерофей. Праздник Ерофея. «С Ерофея холода сильнее». «С Ерофея зима шубу надевает». Усиливаются холода. Считали, что в этот день нельзя ходить в лес, так как там воют ветры и бесятся лешие.

Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает.

«На Ерофеев день один ерофеич кровь греет. На Ерофея — буйствуют лешие: бродят по лесам, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди, крестьяне в этот день в лес не ходят: леший бесится. Провалившись в лесу, после первых петухов, сквозь землю, лешие появляются на ней вновь, когда она оттает весной».

С 15 октября по 20 ноября — сроки подзимнего посева моркови, свеклы и петрушки, салата, шпината, укропа, пастернака, чеснока, лука-порея и щавеля.

0

225

Народный календарь 18 октября (по старому стилю 5 октября)

День Харитины – первые холстины

Святая мученица Харитина проживала в IV веке на черноморском побережье в городе Понте. Будучи сиротой и воспитанной приемным отцом Клавдием, он свято верила в Христа и решила полностью посвятить себя службе Богу. Уединенная и целомудренная жизнь в отдельном доме давала пример многим людям, и подтолкнула многих к принятию христианства. Но однажды язычники ее оклеветали, и она предстала перед судом и пытками. Умерла она в твердой вере и с молитвой.

Народные поговорки содержат упоминание о домашних ремеслах - «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала».

Женщины начинали в этот день ткацкие работы, начинали прясть, вышивать и вязать. Работы проходили весело, с пением народных песен. Ткацкая работа считалась очень почетной.

День стал намного короче и ночи.

По приметам, если облака в этот день шли против ветра а плицы вились в воздухе, скоро следует ожидать снег.

0

226

19 октября. Народный календарь.

Народные приметы, поверья, традиции 19 октября.

19 октября – Фомин день. Фома.

На Фому горбушка хлебная тому, кто здоровьем слаб.

Фома ломит закрома, все бери задарма.

Последние кучевые облака на небе.

Если нет ветра — к похолоданию.

Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень.

Потянул Денис день на низ.

Фома — бери всё задарма.

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ

Считается, что с Фомина дня начинаются сильные ветра и бураны, возможны и неожиданные снегопады.

В этот день на Руси опасались пробуждения нечистой силы, сеющей болезни. С помощью осинового сучка в домах проводили специальный обряд, защищающий от нападения злых духов и лихорадки.

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ
В этот день народ пересчитывал запасы на зиму.
Если погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В таком случае люди отправлялись в церковь, чтобы поставить свечку в благодарность святому.

«Кромой» сельские жители называли торбу, суму, место в амбаре для хранения зерна или других продуктов.
От этого слова пошло множество выражений и понятий в русском языке: «большекромый», «укромное место», «скромность», «закрома» и т. п.

0

227

Русская изба

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапли-вавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

http://i-postroika.ru/wp-content/uploads/2016/03/14.17.bodnya.gif
Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стены которой изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды.

Боднявторого вида - это долбленый или бондарный ушат с крышкой, высотой 60-100 см, диаметром дна 54-80 см. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками.

Бодня

бодня
"кадушка с крышкой", донск. (Миртов) Ссылка на Миртова приведена, видимо, ошибочно, поскольку это слово встречается не у Миртова, а у Даля., воронежск., укр. бодня, сербохорв. бaдањ, бaдња, словен. см. образ "чан", чеш. bedna, польск. bednia и т. д. || Слав. bъdьnь восходит через герм. (др.-англ. byden, ср.-нж.-н. bodene "чан, бочка", д.-в.-н. butin, нов.-в.-н. Butte "кадка", откуда фин. putina, см. Сетэлэ, FUF 13, 431) к народнолат. butina, греч. · см. образ, (Гесихий). Бернекер (1, 106) объясняет русск. слово как заимств. из укр., см. также Уленбек, AfslPh 15, 484, Хольтхаузен Aengl. Wb. 39, Торп 275.

0

228

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/kadka.gif
Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема.
Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

0

229

http://www.evklid.com.ua/img/436/230.jpg

Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры.

Этимология слова Лукошко

ЛУКОШКО. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от лукно "корзина, короб", суф. образования (суф. -ън-) от той же основы (с перегласовкой), что лыко.

Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

http://korzina.agronationale.ru/upload/goods/2013/12/09/c5/aa56723561b092d27a890fb802c7ad7d..jpg

0

230

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/gorshki.gif

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Горшок - предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.

Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при вынос из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. В Олонецкой губ. эта идея выражалась несколько иначе. После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли. Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращается с того света и пугать живущих в избе людей.

Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, "свадебщики" во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

0

231

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/bluda.gif

Блюда

Для подачи на стол кушаний исполь-зовалась такая сто-ловая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней, украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие "густые" кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом. коней праздничной трапезы обозначался выносом пустого блюда, накрытого другим или тканью.

Блюда использовались во время народных обрядовых действий, гаданий, магических процедур. В родильных ритуалах блюдо с водой использовалось во время обряда магического очищения роженицы и повитухи, который проводился на третий день после родов. Роженица "серебрила бабку", т.е. бросала в налитую повивальной бабкой воду серебряные монеты, а повитуха омывала ей лицо, грудь и руки. В свадебном обряде блюдо использовалось для всеобщего показа ритуальных предметов и поднесения подарков. Блюдо использовалось и в некоторых обрядах годового цикла. Например, в Курской губ. в день Василия Кесарийского     1 января (14 января) по обычаю на блюдо укладывался жареный поросенок - символ богатства дома, ожидаемого  в новом году. Глава семьи три раза поднимал блюдо с поросенком к иконам, а все остальные молились св. Василию о многочисленном приплоде скота. Блюдо было также атрибутом святочных гаданий девушек, называвшихся "подблюдными". В русской деревне существовал запрет на его использование в некоторые дни народного календаря. Нельзя было подавать блюдо с едой на стол в день Усекновения главы Иоанна Крестителя 29  августа, (11 сентября), так как, по христианской легенде, в этот день отрубленную голову Соломея преподнесла на блюде своей матери Иродиаде. В конце XVIII и в XIX в. блюдом также называли миску, тарелку, чашу, блюдце.

0

232

http://rus-izba.narod.ru/IMAGES/chasha.gif
Чаша

Для питья и приема пищи служила чаша. Деревянная чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись. Либо по венцу или по всей поверхности чаша украшалась росписью, включающей растительный и зооморфный орнамент (широко известны чаши с северодвинской росписью). Изготовлялись чаши различной величины - в зависимости от их использования. Чаши большого размера, имевшие вес до 800 г и более, употреблялись наравне со скобарями, братинами и ковшами во время праздников и канунов для питья пива и браги, когда собиралось много гостей. В монастырях большие чаши использовались для подачи на стол кваса. Небольшие чаши, выдолбленные из глины, употреблялись в крестьянском быту во время обеда - для подачи на стол щей, похлебки, ухи и т.п. Во время обеда кушанья подавались на стол в общей чаше, отдельная посуда использовалась лишь во время праздников. Есть начинали по знаку хозяина, за едой не разговаривали. Зашедших в дом гостей угощали тем же, что ели сами, и из той же посуды.

Чашу
  применяли в различных обрядах, особенно в обрядах жизненного цикла. Ее также употребляли и в календарных обрядах.  С чашей связывались приметы и поверья: в конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки, не сделавший этого считался врагом. Осушая чашу, желали хозяину: "Удачи, победы, здоровья, и чтобы в его врагах осталось крови не больше, чем в этой чаше". Упоминается чаша и в заговорах.

Для питья различных напитков применяли кружку.

Кружка - это цилиндрическая посуда  разного объема с ручкой. Глиняные и выточенные из дерева кружки украшались росписью, а деревянные - резьбой, поверхность некоторых кружек покрывалась плетением из бересты. Их использовали в повседневном и праздничном обиходе, были они и предметом обрядовых действий.

Для питья хмельных напитков пользовались чаркой.

Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой.  Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни, так как пить разрешалось только по праздникам и подобного рода напитки были праздничным угощением для гостей. Пить было принято за здоровье других людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина, хозяин ждал от него ответной чарки.

Чарку
чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: "Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь". Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.

0

233


Ложки

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки  украшались росписью или резьбой.  Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра.

Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.

Ковши

Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины, скобкари. Ендовы не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с  братиной или ковшами.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Ухват и кочерга

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С  помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Помело
представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

0

234

http://teremokbk.ucoz.ru/_nw/1/04675373.jpg

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство.

В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля.

Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь.
Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.
Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, болбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засаолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи.

Федорино горе

1

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".

        2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

  Вдоль по улице несутся -
  Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

  А за нею вилки,
  Рюмки да бутылки,
  Чашки да ложки
  Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"

И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"

        3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!"

Но ответило корыто:
"На Федору я сердито!"
И сказала кочерга:
"Я Федоре не слуга!"

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
"Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!"

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!"

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
"Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!"

        4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!"

И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"

"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!"

"Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!"

        5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

        6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
"Я дальше идти не могу".

И заплакали блюдца:
"Не лучше ль вернуться?"

И зарыдало корыто:
"Увы, я разбито, разбито!"

Но блюдо сказало: "Гляди,
Кто это там позади?"

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

"Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"

И сказала скалка:
"Мне Федору жалко".

И сказала чашка:
"Ах, она бедняжка!"

И сказали блюдца:
"Надо бы вернуться!"

И сказали утюги:
"Мы Федоре не враги!"

        7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"

  Полетели,
  Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
  Самовар стоит,
  Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
  "Я Федорушку прощаю,
  Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!"

Корней Чуковский.

0

235

20 октября. Народный календарь:

День Сергия Зимнего. Сергий Зимний. Зазимки. Сергий.

Приметы

С Сергия зима начинается, с Матроны (22 ноября нового стиля) устанавливается. «Сергий зиму начинает». Если снег выпадет, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает. «Дневной снег не лежит». «Первый надежный снег выпадает ночью». Начальный срок установления прочного снегового покрова.

http://mtdata.ru/u22/photo7DA7/20866029146-0/original.jpg

Хотя год на год, конечно, не приходился. Бывало, что по снегу и морозу люди уже скучать начинали, а октябрь все паутину по улицам гонял, не желая с теплом и светом расставаться. И тогда хмурили старики лбы, стараясь вспомнить, когда это еще на Сергия зимнего выпадало им в одних рубахах на завалинках жариться. А всезнающие старушки, божась и строго поджимая губы, толковали о приходе Антихриста и скором конце света.

Ночные туманы оборачивались к утру изморозью, озорные братья-морозцы стучали ледяными кулачками в окна и двери домов, заставляя хозяев запираться поплотнее, а полуночные ветры, наигравшись в поднебесье снежными облаками, бросали их на землю, словно дети, уставшие от старых игрушек. И никого уже не удивляла снежная пороша, гонимая лихими сквозняками вдоль застывших на морозе улиц: «Октябрь-зазимник сборы к зиме завершает».
http://moisovety.com/wp-content/uploads/2015/08/1375881139_konservirovanie-ogurcov-na-zimu2.jpg

А пока не остеклились молодым ледком тихие водоемы, добрые хозяева спешили опустить в омуты пузатые бочки с засоленными в них огурцами. Ведь температура подо льдом ниже четырех градусов тепла не падает и держится всю зиму приблизительно на одной и той же отметке. Для огурчиков, в крепкие бочки закатанных, лучшего хранилища и не придумаешь. Весной, после таянья льда, доставали крестьяне из воды свои «захоронки», и пополнялся скудный к тому времени стол хрустящими чудо-огурчиками.

Да что там соленые огурцы, у хорошего хозяина даже свежие помидоры могли по несколько месяцев отлично храниться, не говоря уже о луке, моркови, чесноке.

0

236

23 октября. Народный календарь:

День Евлампия и Евлампии. Лампей. Лампея. Лампеи.

На Евлампия «рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть ветрам».
Если рога на север — быть скорой зиме и снег ляжет посуху; на юг — скорой зимы не жди, будет слякоть до Казанской (4 ноября нового стиля).

Предзимье (с 23 октября до 27 ноября). Последние дни кучевых облаков. Возможен ранний ледостав на крупных реках. Начало порош.

Именинники 23 октября: Абросим, Андрей, Евлампий и Евлампия.

0

237

25 октября. Народные приметы:

Пров. В этот день, на мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае. Если звезды яркие — то это к морозу; тусклые — к оттепели; сильное мерцание звезд синими оттенками — к снегу; много ярких звезд — к урожаю гороха; если звезды мигают — к перемене погоды; пылают — к ветрам и сухому году.

Народные календарь:
http://sobut.ru/media/g/7/m32lbo8w7flr3du8.jpg

Можно высадить в грунт луковицы гладиолусов на глубину 15-20 см.
Укрыть листьями, соломой слоем 5-8 см. Они зацветут на неделю раньше.

0

238

27 октября. Народный календарь:

День Прасковьи Грязники. День святой Параскевы. Параскева. Прасковья. Параскева Грязниха. Параскева-грязнуха. Порошиха. Параскева Трепальница (треплют лен). Параскева Льняница. Льняницы. Льняниха.

Полагают, что с этого дня должно трепать лён. Прасковьи грязники, порошихи. На Грязниху грязь — четыре смены до зимы.

Погода неустойчива: слякоть, пороша и грязь. Если «сыро, грязно на дворе, то до сухого снега, до настоящей зимы, остается 4 недели». «На Грязнуху не бывает сухо». Параскева Льняница считается бабьей святой, бабьей заступницей, покровительницей женских зимних работ, особенно пряжи.

«Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь».

0

239

http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/11/36860.jpg

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт — это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, — в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII — первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу:
в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, — шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие — меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца — полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье — «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

0

240

28 октября

Дата по старому стилю: 15 октября

Ефимий Осенний

http://www.calend.ru/img/content_events/i6/6771.jpg
Зима набирала силу... (Фото: Andrew Buckin,
Shutterstock)

В этот день православные отмечают память Евфимия Солунского, жившего в 9 веке в Палестине. Никита (такое имя дали будущему святому при рождении) появился на свет в христианской семье, по настоянию родителей рано женился, но уже в 18-летнем возрасте, оставив жену и дочь, принял постриг в монастыре на горе Олимп. Спустя некоторое время Евфимий стал схимником, ушел в Афон и поселился там вместе с отшельником Иосифом, с которым соревновался в умерщвлении плоти. Когда молва о его подвижничестве стала распространяться, и к святому потянулись паломники, он укрылся от людей на острове. После смерти своего товарища Иосифа Евфимий основал монашескую общину близ Салоник, восстановив развалины древнего монастыря святого Андрея. Про этот день на Руси говорили так: «Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает». Это было верное наблюдение: зима приближалась, и всякое растение и животное готовилось к ее приходу.

Зима набирала силу, а вместе с ней активизировались и нечистые духи, например, кикимора, которая летом не смела вредить людям. По поверью, с Ефимия она начинала мешать бабам и девушкам в любом начинании: путала пряжу, рвала ткань, била горшки. Говорили, что увидеть кикимору можно лишь в одной ситуации — если она сядет за ткацкий стан, чтобы испортить работу ткачихи. В этом случае нужно было осенить нечистую силу крестным знамением и попросить Ефимия о помощи. Несмотря на проделки нежити, крестьянки продолжали заниматься домашними делами. В первую очередь, мяли и трепали лен, готовили пряжу. В теплых районах мужчины убирали в омшаники последние ульи.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа