"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 381 страница 400 из 441

1

Традиции и обычаи русского народа

                  http://sf.uploads.ru/t/DIRk3.jpg

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.
                 http://sf.uploads.ru/t/G7NSd.jpg

+1

381

14 июня в народном календаре

Устинов день.

Этот день крестьяне встречали с самого раннего утра, подмечая, как восходит солнце. Если на Устина восход ясный, в красных тонах, то и рожь богато уродится. Если же моросил с утра дождь, то тоже не расстраивались, т.к. это сулило хороший урожай конопли и льна.

С Устина начиналось самое настоящее, календарное лето, поэтому этот день считался пограничным, как изгородь, разделяющий два времени года – весну и лето. 14 июня не принято было стоить заборы, этим можно было навлечь беду, приманив пожары. Зато, если нужно было избавиться от надоедливого ухажера или сделать так, чтобы отстали недобрые люди, сооружали символический забор – срывали ивовый прут и втыкали его между двумя следами – своим и назойливого человека.

15 июня в народном календаре
Никифор Дубодер

С Никифора начинали заготавливать дубовую кору, обдирая ее с деревьев. Без дубовой коры не обходилось дубление кожи животных. Чтобы выделать кожу более качественно, не подходила кора старых и молодых стволов, ее собирали с дубовых деревьев возраста десяти-пятнадцати лет.

http://s9.uploads.ru/t/UAJqG.jpg

Зеленый вьюн.

15 июня еще называли «Зеленым вьюном». В этот день молодые девушки плели на счастье венки из вьюнов. Такой венок сулил удачу, скорую встречу с суженым и служил оберегом от сглаза и порчи. А вечером парни и девушки собирались на игрища, где пели песни, водили хороводы и присматривали себе жениха или невесту.

0

382

16 июня в народном календаре-Лукьян Ветряк.

http://sa.uploads.ru/t/QaKjD.jpg

Чтобы определить погоду на предстоящее лето, а также узнать, какой ожидать урожай, крестьяне в этот день следили за каждым дуновением ветерка. Причем делать это нужно было поздно вечером, поэтому рано спать в этот день не ложились. По тому, с какой стороны подует ветер, могли предсказать, ожидать ли вскоре болезней или эпидемий. Поэтому к определению направления ветра относились очень внимательно, важно было не ошибиться. Если ветер был с юга – это предвещало быстрый рост яровых и их богатый урожай, с востока – к болезням, мору и поветриям, северо-западный ветер сулил сырое лето, а северо-восточный проливные и затяжные дожди, которые могли сгубить урожай ржи.

Если на Луку Ветряного, это еще одно название этого дня, гремит гроза, значит сенокос в этом году будет неудачным, а сено гнилым. А вот если шел дождь, то радовались – лето и осень будут особенно грибными.

0

383

17 июня в народном календаре

http://x-lines.ru/letters/i/cyrillicscript/3091/0b4ee0/36/1/4nqpbqgtomeabwf64gnpbcgozwopb8qosdemfwf64n57bxqozdemw.png

К навозу крестьяне относились с большим почтением. Ведь оттого, насколько хорошо будет удобрена им земля, настолько и богатого урожая ждать можно было. Поэтому на Митрофана «земля-матушка» щедро подкармливалась «навозом-батюшкой». От работы этой никто из земледельцев не отлынивал, чтобы по осени не остаться с пустыми закромами.
http://s8.uploads.ru/t/QVAGo.jpg
С Митрофана можно было начинать сеять гречиху. Определяя время для посадки, ориентировались на клубничные ягоды. Как только они начинали краснеть, можно было приступать к сеянию. Еще лучше, если день посадки приходился на полнолуние.

http://s3.uploads.ru/t/70Djy.jpg

По народному календарю 17 июня (4 июня по старому стилю) отмечается праздник «Митрофан Навозник», в честь памяти святителя Митрофана Константинопольского, жившего в 3-4 века. Родился он в Риме, но ему вместе со своими близкими пришлось переехать в Византию из-за гонений язычников. В скором времени Митрофан стал епископом и участвовал в собраниях епископата, а к своим 116 годам получил титул Патриарха.

Митрофан Навозник

Свое название праздник получил «Навозник», из-за того, что именно с этого дня народ удобрял все земли навозом, и это не считалось унижением для святого Митрофана. Наоборот, к навозу в народе относились уважительно, так как он помогал получить хороший урожай, и называли его – «батюшкой».

Но были и другие названия этого праздника:

    «Красный сарафан»
    «Митрофан»

В народе говорили, что именно на Митрофана необходимо подкармливать землю: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет». А вот отказать земле в угощении считалось плохим знаком: «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять».

С 17 июня начиналась самая хорошая пора для посева гречихи. Самое благоприятное время для этого примечали по клубнике: если она была красное, то пора идти в поле.

В народе примечали, что к Митрофану бурно растет лен: «День тем силен, что вытягивает лен», «Святой Митрофан рядит девок в сарафан».

На Митрофана зазывали ветер, прося его принести теплые, обильные дожди с юга без урагана. Поговаривали: «Ветер подует с гнилого угла (то есть с севера) — жди ненастья».

Старались в народе делать все дела до самого позднего вечера, так как этот день был важным благополучным для семей.

Верили в следующие приметы:

Ранним утром очень душно – жди в течение дня ненастье.
Ветер дует с северо-запада – погода ухудшится.
Если идут обильные дожди, то они затянуться еще на несколько дней.
Если цветы пахнут очень сильно – то будет дождь.
Если чешуйки на шишках прижались друг к другу и на дорогах много жаб – будет ненастье.

Именинники
в этот день: Иван, Мария, Марфа, Митрофан, Мефодий, Назар, Петр, Софья.

0

384

18 июня в народном календаре - Дорофеев день.

На Дорофея приходится первая из трех самых коротких ночей в году. В народе такие ночи называют «воробьиными». Существует поверье, что в ночь на Дорофея можно заглянуть в будущее, увидев вещий сон. Счастье ожидает того, кто увидит во сне юную девицу или молодца. А вот если приснится старуха с клюкой, стоит ждать неприятностей. В этот день расцветала сон-трава. Крестьяне считали, что всякая нечисть обходит ее десятой дорогой, поэтому сон-траву было принято носить с собой и иметь в доме. Если же изба только строилась, то траву замуровывали под углы строения, чтобы жизнь в новом доме была спокойной и в достатке. Годилось не любое растение. Чтобы сон-трава обладала чудодейственными свойствами, ее собирали непременно с заговорами, а после, дождавшись полнолуния, клали в родниковую воду – «правильная» трава обязательно должна зашевелиться. На Дорофея старались прополоть с утра грядки от сорняков. Считалось, что на том месте она больше не вырастит.

19 июня в народном календаре - Ларион Пропольник

На Лариона крестьяне выходили на прополку урожая. Стоило только зазеваться, как сорная трава заполняла собой ржаные, льняные или просяные поля, да так, что можно было и без урожая остаться. Так что в полях трудились и стар, и млад, чтобы успеть убрать побольше сорняков. Как приговаривали сами крестьяне – посадили злаки, а косить приходиться осот и маки. Особо удачным считался Ларионов день, если он приходился на убывающую луну. Если же луна была полной, то избавляться от сорняков считалось бессмысленно, т.к. они вырастали на старом месте с новой силой. Поэтому прополку откладывали на другое время, пока лунное светило не начнет убывать.

+1

385

20 июня в народном календаре - Федот Урожайник

http://sg.uploads.ru/t/6oQnK.jpg

В это день крестьяне ждали теплой, солнечной погоды. Тогда урожай ржи непременно должен быть богатым, а каждый ржаной колосок – налитой. В противном случае, если шел дождь, по всем приметам следовало готовиться к неурожаю зерновых и обилию тощих и пустых колосков. Поэтому и накануне, и на Федота крестьяне молились, чтобы Бог в этот день дал солнечную погоду и уберег от дождя.

По поверьям, Федот оберегал купальщиков и отпугивал русалок. Поэтому в этот день можно было смело идти в воду. Крестьяне верили, что Федот с острым серпом ходил по берегу реки, и, как только русалка пыталась утащить кого-нибудь на дно, одним махом отсекал русалочьи волосы, в которых и была заключена вся колдовская сила этих коварных ундин.

На Федота приходилось междупарье. Это промежуток, когда посевные уже закончились, а сенокос еще не начался. У крестьян было немного свободного времени, которое проводили не в праздных разговорах, а использовали для дела. Обычно крестьянские женщины затевали большую стирку - бученье. В огромные кадки и баки закладывали большую партию одежды для стирки, чаще всего постельное и исподнее, заливали ее щелоком (самодельным моющим средством из золы) и ставили чаны нагреваться-кипятить на костер. Затем на телегах везли кипяченое белье полоскать. Верхнюю одежду не бучили. Ее чистили, выбивали, просушивали на солнце.

0

386

Как стирали и гладили в старину на Руси

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_006-768x510.jpg
ВАЛЕК.
Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.
Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата дарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_007-768x650.jpg

Чем и как гладили одежду в старину

Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем ? знакомьтесь:
Рубель и скалка

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_008-768x656.jpg
Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И оборачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали . И это был механический способ глаженья.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_009-768x576.jpg
На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.

Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.

Первые утюги

Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.

Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_010-768x686.jpg
Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями. И инструменты для глаженья были соответствующие.

Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глаженье белья! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.

http://aeslib.ru/wp-content/uploads/2017/04/stirka_011-768x814.jpg
Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших «бабушек» был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в несколько раз легче своего чугунного литого предшественника.

Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну, а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…

0

387

Россия - чайное застолье, самовар
http://sd.uploads.ru/t/86x3B.jpg

По традиции русский чай заваривается перекипевшей водой из огнедышащего самовара, а потом еще чайник укрывается матерчатой куклой, чтобы жар выжал из чаинок самую распоследнюю нутряную черноту и вязкую горечь.

http://s6.uploads.ru/t/ge5jS.jpg

Если самовара нет, то заварной чайник ставят на огонь, а тут уж и до чифиря недалеко. Кстати, китайские разбойники-хунхузы тоже пили накрепко прокипяченный плиточный чай, но русский чифирь посконный, мы до такой премудрости своим умом дошли.

http://s1.uploads.ru/t/rDTwB.jpg

(Использовались чайники с одной ручкой как у сковороды. Такие чайники удобно вынимать из печи или снимать с плиты).

В России всегда чай кушали. И такое выражение идет не только из-за сопутствующих сахарных голов и баранок, а из-за чайного сугрева. От чая потели, как от обильной пищи, чаем грелись до седьмого пота.

Выбор русского человека в пользу черного чая был предопределен холодами. Но сейчас в наших домах тепло, мерзнем мы гораздо реже, чем наши предки, поэтому в последнее время перестали мы любить черный чай, все чаще меняем его на растворимый кофе.

http://sg.uploads.ru/t/c9kYg.jpg
Самовар и чаепитие неразделимы в русской истории.
До сих пор этот аппарат – бережно хранимая традиция, символ радушия и задушевности.
Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет леность.

0

388

В поисках традиций русского чаепития.

Универсальной традиции русского чаепития никогда не существовало. Разные слои русского общества отличались своей культурой чайного застолья. Описания подобных чаепитий часто встречаются в мемуарной и художественной литературе XVII—XIX веков.

http://sf.uploads.ru/t/nhiwD.jpg
Б. М. Кустодиев. «Московский трактир». 1916 год.

В трактирах той поры чай пили «парами». Одна пара чая состояла из двух чайников: большого с кипятком и малого с заваркой и двух-трёх кусочков сахара. Другой чайной парой была чашка с блюдцем.

В конце 1860-х годов в России сначала в трактирах, а затем и дома стали пить чай не из чашек, а стаканов, которые к тому времени производили в больших количествах и продавали по низкой, по сравнению с чайной парой, цене. Мода пить чай из хрустальных стаканов, которые помещали в серебряные подстаканники, проникла и в богатые аристократические дома, но удержалась там недолго.

http://sa.uploads.ru/t/OtFNG.jpg

Дешёвые стеклянные стаканы для питья чая прочно обосновались только в чайных, трактирах, домах мещан, чиновников нижних разрядов, разночинной либеральной и демократической интеллигенции.

Московское чаепитие.

http://s9.uploads.ru/t/iRYbh.jpg
худ.Перов

Древняя московская традиция чаепития настолько укоренилась, что вошла в пословицы и поговорки:"с чая лиха не бывает","Чай не пить, так на свете не жить", "Выпей чайку-забудешь тоску" и многие другие.

Москвичей даже дразнили чаехлёбами. В отличие от чопорного Петербурга, где "пили кофий", в Москве с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком.

В 1896г. на Мясницкой по заказу богатого купца-чаеторговца С.В.Перлова был построен магазин "Чай-кофе". Этот красивый, в китайском стиле дом москвичи так прозвали " Дом Перлова" и ездили сюда со всех концов столицы специально за любимым сортом чая.
http://s0.uploads.ru/t/ET7vM.jpg

Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен бежать "по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса. Сердечность и простота- характерная черта московского чаепития. Считалось неприличным, если пригласив гостя в дом, его не напоят чаем.

Приглашение на чай.

http://s1.uploads.ru/t/kNRTC.jpg
В 1881г. была выпущена книга "Хороший тон", где имеется специальный раздел о чае. В нём подробно описано, как следует организовать чаепитие. Чай, говориться в ней,- это открытое чаепитие с приглашением гостей.

Причём гостей должно быть меньше 25 человек, иначе это уже будет называться - вечером. На чай приглашают хорошо знакомых людей, которым будет приятно провести время в обществе друг друга. Не стоит, идя на чай, одеваться, как на бал. Туалеты надевают выходные, но скромные.

Чайный стол сервируется заранее корзиночками с разными сортами печенья, тарелочками с бутербродами, сладкими пирогами и пирожными. Лимоны, нарезанные тонкими ломтиками, расставляются по всему столу. В прибор гостей входят маленькие тарелочки и салфетки.

Графины с ромом и коньяком ставятся рядом с тарелкой хозяина. И, конечно, на чайном столе должен быть самовар. Его ставят на конец стола, там, где будет сидеть хозяйка. Рядом располагают поднос с чашками и стаканами. Разливает чай хозяйка, или её старшая дочь.

В обязанности хозяйки входит предлагать гостям сливки, печенье и прочее. Гостям же не положено капризничать - требовать чая покрепче или послаще. Наливать чай в блюдце или дуть на него, чтобы он остыл, положительно неприлично. После чая подают конфеты и фрукты.

0

389

История русского самовара

http://slavyanskaya-kultura.ru/images/44711453_samovar5.jpg
Самовар и чаепитие неразделимы в русской истории.
До сих пор этот аппарат – бережно хранимая традиция, символ радушия и задушевности.

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар – русская чайная машина, как её называли в Западной Европе.

Слово «самовар»
перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Первые упоминания
о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств – чайников, кофейников и самоваров.

Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.

Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.

В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип – автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип – сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
http://s3.uploads.ru/t/KgQrB.gif
Конструкция самовара довольно сложна:

Внутри расположена жаровня в виде трубы – «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»-хватки и паровички – это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «Кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар – не просто кипятильник.
Он ещё и химический реактор – смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменышается, так что накипь необходимо удалять.

Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

XIX век – «золотой век» самоварного дела в России.

Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и прочие.

Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir – кипеть) – небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.

Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него – древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.

При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.

Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары – это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар – это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.

Изобретение электронагревательного прибора – чайника относится к 1894 году, когда в Лондоне поступили в продажу первые его образцы.

0

390

http://sg.uploads.ru/t/ALzZd.jpg

24 июня в народном календаре: Варнава-Земляничник. День Варнавы.

По поверьям, в полдень на Варнаву со всех концов собиралась вся нечисть – бесы, ведьмы, черти, вурдалаки для того, чтобы поделить меж собой землю и уделы. Они решали, кто из них будет людей пугать, кто насылать им болезни, кто домашним животным хвосты, гривы и шерсть спутывать. Договорившись между собой и поделив обязанности, нечисть начинала кататьсяпо земле и траве. Поэтому траву в этот день не косили и не рвали, крестьяне верили, что так можно прихватить злых духов, а с ними и все несчастья. Не собирали и лекарственные травы, т.к. они в этот день считались ядовитыми. С 24 июня начинал укорачиваться день, наступала «русалочья» неделя. На Варнаву-Земляничника ходили в лес смотреть, не поспела ли земляника: если она была спелой и красной, значит этим летом можно было ожидать хороший урожай ягод.

0

391

http://s0.uploads.ru/t/a5M3f.jpg

25 июня в народном календаре -
Петр Солнцеворот.
Петр-Капустник.
Петр-рыболов.

На Петра наблюдали приметы погоды. Если в этот день была ясная погода – считали, что покос будет успешным, а если шел дождь — ждали ненастья и во время сенокоса.

С Петра лето начинало поворот на жару, а Солнце - на зиму.

Начиналась жара, которая обычно стояла сорок дней.
У крестьян была в этот день давняя традиция - они взбирались на гору и встречали на утренней заре восход солнца.
На Петра высаживали последнюю рассаду капусты, огурцов, сеяли зерновые.
Пшеницу или овес – белое зерно – принято было сеять до обеда, а гречиху – черное зерно – в послеобеденное время.
Для посадки поздней гречихи этот день считался наиболее благоприятным.
Крестьяне даже приговаривали, если посеять на Петра «греч», то зимой можно будет блинки печь.
На Петра обязательно ходили на рыбалку, готовили рыбные блюда, особенно почитаема была уха.

http://static.pando4ka.net/media/pando4ka/images/306/306/preview-353x206-14665010968136-a46bd08e2c3a33cf53722c94a8a45221.jpg

В этот день чествуют преподобного Петра Афонского.

Грек по происхождению, в 7 веке Петр служил воеводой в императорских войсках. Во время войны с сирийцами его взяли в плен и заключили в крепости. Томившись там, он размышлял, за какие грехи его наказал Бог. Петр вспомнил, что однажды имел намерение уйти в монастырь, но так и не исполнил его. Поняв это, он стал соблюдать строгий пост и усердно молиться. Во сне к Петру трижды являлся святитель Николай Чудотворец; в третий раз он пришел вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Симеон коснулся жезлом цепей, железо растаяло словно воск, двери темницы раскрылись, и узник вышел на свободу.

Петр остался верен своему желанию принять монашество, для этого он отправился в Рим. Николай Чудотворец не оставил его и там: он явился во сне Папе Римскому и наказал ему лично постричь Петра. Папа так и сделал, разрешив монаху самому выбрать место жительства. Этот выбор помогла сделать Богородица: она указала Петру на святую гору Афон, где ему предстояло жить до конца своих дней. Здесь Петр провел 53 года в полном одиночестве, посвятив жизнь молитвам и борьбе с бесами.


На Руси Петра прозвали Солнцеворотом:
с его дня солнце укорачивает свой ход, дни становятся короче, а ночи — длиннее. «Солнцеворот вершит поворот», — говорили в народе и добавляли, что солнце поворачивается на зиму, а лето — на жару. И действительно, приближалась середина лета — самая жаркая пора.

Петров день также называли запоздалым капустником.
В этот день огородники высаживали последнюю рассаду и сеяли последние семена. Было принято до обеда сеять белое зерно (например, пшеницу или овес), а после обеда — черное (гречу). Для гречи день вообще считался удачным. Существовала даже поговорка: «Кто на Петра посеет греч, тот будет зимой блины печь».

Еще одно прозвище Петра — Рыболов.
В этот день ходили на рыбалку и готовили блюда из рыбы. Главным из них была, конечно, уха. Интересно, что вплоть до 19 века ухой называли любой суп — и рыбный, и мясной, и овощной. Постепенно это название стали применять только к первым блюдам из рыбы. В каждом регионе были свои рецепты приготовления ухи: так, на юге в нее добавляли помидоры, на севере – молоко. На Руси различали уху белую (из ершей, окуней и судаков, которых варили с луком), черную (из голавлей, лещей, карпов и красноперок — с корицей и перцем) и красную, самую вкусную (из ценных пород рыбы — осетра, белуги, севрюги и лосося с шафраном).

http://s3.uploads.ru/t/P1ltT.jpg
Василий Перов, картина «Рыболов», 1871 год

Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться.

Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!

Старик, в сдвинутой на затылок шляпе, замерев, не сводит глаз с поплавка, не замечая ничего вокруг. Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки.

0

392

26 июня в народном календаре : Акулина Гречишница

http://sa.uploads.ru/t/n9T6y.jpg

Акулина-гречишница.

При посадке гречихи ориентировались на день Акулины.
Наиболее удачным временем посадки считалась неделя до наступления Акулины и неделя спустя.
В пасмурную погоду и в дождь, посевом не занимались.
http://s7.uploads.ru/t/pi31e.jpg
Выбирался солнечный погожий денек, зерна сеялись в сухую песчаную или пыльную почву.
Чтобы гречиха дала хороший урожай, на Акулину не проводили никаких полевых работ.
Нередко крестьяне называли этот день Акулина-быза, т.к. к этому времени появлялось большое количество насекомых – слепней, оводов, мух и прочих гнусов. Которые доставали скотину так, что та бегала по полю как угорелая, не могла устоять на месте. Животные плохо ели, у коров падали удои.

http://sg.uploads.ru/t/BFbTp.jpg
Семена гречихи обыкновенной
принадлежат к медоносным сортам культур, которые дают много нектара и зеленовато-жёлтой пыльцы.

http://sa.uploads.ru/t/nYts2.jpg
Рост зеленой массы продолжается почти до созревания.
Бутоны начинают формироваться спустя 8-10дней, после прорастания семян гречихи обыкновенной. Цветение длится 35-40дней. Стебель растения прямостоячий, розовый, высотой от 25 до 50 см. Листья стрелосердцевидные, заостренные. Цветы розовой или белой окраски, собираются кистями, а на верхушке стебля образуют щитковидное соцветие. Обладают сильным ароматом. Плоды гречихи – трехгранные орешки, различной формы и окраски.

0

393

http://s6.uploads.ru/t/DL2dE.jpg
Акулина Гречишница

Народный русский праздник отмечается 26 июня. По старому стилю - 13 июня. В православном календаре это день почтения памяти мученицы Акилины Старшей, Библосской, Финикийской. По-другому праздник называют: «Мирские каши», «Гречишница», «Задери хвосты», «Акулина». «Гречишницей» праздник народ прозвал потому, что в эту пору на Руси с давних пор было принято сеять гречиху.

     Акилина родилась в 281 году в финикийском городе Библосе. Ее родители были набожными христианами. В шесть месяцев они крестили девочку. Когда Акилине исполнилось 12 лет, на нее донесли правителю области Волусиану. Тот сначала уговорами, а затем угрозами пытался заставить девочку отречься от веры. Акулина не отреклась, за что и была впоследствии казнена.

     Русские крестьяне на Акулину или Акилину сеяли гречиху. Точные сроки этих работ зависели от погоды и обыкновенно наступали «или за неделю до Акулин, либо спустя неделю после Акулин». Люди говорили: «Гречиху сей, когда рожь хороша». Эта культура считалась прихотливой, поэтому загадывать на хороший урожай не стоило. По этому поводу существовали особые поговорки: «Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после и зерна не соберешь»; «Не верь гречихе на цвету, а верь закрому». 

     По старинному обычаю в этот день варили гречневую кашу и угощали ею нищих. Те, отобедав, благодарили хозяев и желали им хорошего будущего урожая. «Уроди вам, православным, гречи без счету. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши», - приговаривали бедняки. Хозяева же хвалились, у кого блюдо получалось самым вкусным. Вспоминали в этот день такую поговорку: «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной».

     А вот молоко на Акулину пить не следовало, несмотря на народную привычку употреблять его с гречневой кашей. Считалось, что в этот день оно становится вредным для здоровья - «акульим», «молоком от бешеной коровки».

     Еще одно название праздника: «Акулина - Задери хвосты». Оно появилось благодаря нашествию мух и комаров, которое случалось в это время. Домашняя скотина становилась беспокойна, коровы бегали от гнуса по лугам и обмахивались хвостами. В народе подмечали: «С Акулины и до половины июля скот от жары и овода бесится». Поэтому животных выгоняли на пастбище на рассвете, чтобы к полудню закрыть их в прохладном хлеву. Нелегко приходилось и людям: «Пойдешь лесом - комары взбесят».

0

394

http://s3.uploads.ru/t/QGJhu.jpg

Поговорки и приметы на 26 июля

- Много мошкары - к хорошей погоде.
- Если пчелы утром покидают улей и разлетаются за добычей, то день будет теплым и сухим.
- Овод летает крупный, значит, и колосья уродятся крупными.
- Если посадить огурцы на Акулину, то они вырастут кривыми, желтыми и вялыми.
- В лес 26 июня ходить не стоит - комары искусают.
- Молоко в этот день считается вредным для здоровья.
- Нельзя на Акулину работать - иначе гречка не уродится.
- Родившиеся в этот день любят рано вставать. Им следует носить алмаз.

0

395

29 июня в народном календаре:

Тихон Тихий. Тихон Толока. Тихон Утешитель.

Церковь в этот день чтила память сразу трех преподобных Тихонов – Луховского, Амафунтского и Медынского. Наши предки считали, что в этот день Земля имеет самый тихий ход, т.е. медленнее вертится. А ведь они даже не догадывались, как были правы. По наблюдениям астрономов, к концу июня наша планета сбавляет скорость вращения вокруг Солнца на 3600 км/ч, если сравнивать с январем. Если смотреть на Солнце, то оно в этот день как бы плавно плывет по небосводу. Поэтому день и получил название «тихий». Начиная с Тихона, притихали певчие птицы, звери прятались по норам. Заканчивалось лето «молодое», с комфортными летними деньками. Начиналось изнуряющая жара, т.е. приходило лето «зрелое».

http://sa.uploads.ru/t/uw6yV.jpg
В этот день завершали посев яровых, а также начинали унавоживать поля, удобряя землю.
Работники, которые вывозили навоз на поля, всегда были в почете. Работа эта нужная, но уж очень тяжелая и грязная. Поэтому таким труженикам всегда устраивали настоящий пир, чтобы проявить уважение. Крестьяне собирались толокой и шли подряд по всем дворам, собирая с хлевов навоз, развозя затем его на поля. А уже после работы можно было и попировать за общим столом, и песни попеть, и хороводы поводить.

К Тихону Утешителю обращались за помощью, чтобы утихомирить боль, чаще всего зубную. Ведь третий Тихон, преподобный Тихон Медынский, еще при жизни мог легко исцелять страждующих, справляясь с любым недугом. Жил он в труднопроходимом лесу, в дупле столетнего дуба. Питался кореньями и травами. На Тихона уже можно было начинать собирать лекарственные травы и целебные корешки. Сбор продолжали до наступления дня Ивана Купала.

Народные приметы:

«На Тихона солнце[гор] идет тише». «На Тихона певчие птицы, кроме кукушки и соловья, затихают».

Кончится молодое лето, подошло зрелое.

Заканчивается посев яровых хлебов (ст.ст. 16 июня).

Начинается вывоз навоза на пар. «Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто». «Где лишняя навоз колыжка, там лишняя хлеб коврижка». «Навоз отвезешь — так и хлеб привезешь». «Земля любит[en] навоз, как лошадь овес».

С Тихона до Купалы собирают коренья.

0

396

http://se.uploads.ru/t/9GonU.png
ИЮЛЬ - МАКУШКА ЛЕТА

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_3.jpg

Июль - макушка лета, прибериха, страдная пора. Как январь перелом зимы, так июль - перелом лета; в июле заканчиваются запасы старого года, которые постепенно, начиная с весны, сходят на нет, причем нередко перед уборкою нового хлеба крестьянин сидит уж ни с чем, в ожидании "новины", С этою новиною он оживает, восстанавливает свои силы, на весь год становится "жителем". Но если урожай обманет, не оправдает его надежд - тоща ожидает его горе горькое. И как ни старайся он заработать на стороне, на какие заработки ни пускайся, беды не изживешь, так как "не топор кормит мужика, а июльская работа". Однако хотя июль и макушка лета, но последние числа июля считаются поворотом к осени.
http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_6.jpg

Со второй половины июля шумная жизнь пернатого царства начинает затихать, в день Афиногена, 29 июля, "пташки задумываются". Важными погодоуказателями считаются дни 1 августа - Макринa (Макрида) (которая снаряжает осень: осень надо "смотреть по Макридам") и 7 августа - Анна Зимоуказательница. Днем перелома лета и поворота на осень считается Ильин день 2 августа: хотя дни и жаркие, но вода холодеет, дожди чаще и упорнее, сырость долго держится, часты сильные и опасные грозы, ночи длинны и свежи. Заканчивается уборка сена и в полном разгаре жнитво хлебов. По некоторым признакам, во второй половине июля можно судить и об урожае хлебов на следующий год. 12 августа - Сила, дает силу хлебам и людям: с этого дня местами начинают посев озими. "Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь" - Этими месяцами решается судьба целого хозяйственного года, а с первою горстью брошенного в борозды озимого зерна - зачинается и новый.

0

397

http://sf.uploads.ru/t/ESa4l.jpg

В июле жарко, а расставаться с ним жалко, в июле душно, а расставаться с ним скучно.
В июле на поле густо, а в амбаре - пусто.
В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.
В июле хоть разденься, в декабре теплей оденься.
Вариант:
В июле хоть разденься, а легче нет.
Всем лето пригоже, да макушка тяжела.
Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
Июль - грозник, молнии мечет, дубы калечит.
Варианты: Июль - грозник, месяц ливневых дождей.
Июль с грозами приходит.

http://s4.uploads.ru/t/mFhJG.gif
Июль косит и жнет, долго спать не дает.
Июль - макушка лета, декабрь - шапка зимы.
Июль - макушка лета: устали не знает, все прибирает.
Июль - перелом лета, месяц красного цвета.
Июль ржице-матушке и землице кланяться велит.
Июльское приволье - для пчел раздолье.
Июль - сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
Июль славен сенокосом.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
Плясала бы баба, да макушка лета настала.
Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть.
Шелудивое порося и в июле зябнет.

http://s6.uploads.ru/t/YVCBi.jpg

0

398

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_8.jpg

1 июля - ФЕДУЛ, ЯРИЛИН ДЕНЬ, МАКУШКА ЛЕТА. Ярилин день — день палящего солнца. Ярилу целый год ждут.
2 июля - ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК, ИОВ ПРАВЕДНЫЙ. На июльского Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать, поэтому пчельники старались попусту их не беспокоить, но случайно оказавшись возле улья, произносили заговор: «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся — медок неси!».
3 июля - МЕФОДИЙ ПЕРЕПЕЛЯТНИК, ПАУТИННЫЙ ДЕНЬ. На Мефодия - праздник перепелятников. В старину в этот день ловили перепелов для продажи, устраивали перепелиные бои. Примечали, что, если в этот день над озимью носится тенетник и мошка, улов перепелов будет хороший. Почти каждый год 20 июня гремят грозы. Считали, что если в этот день дождь, то он будет идти 40 дней.
4 июля - УЛЬЯНОВ ДЕНЬ. В эти дни собирались цветы липы.
5 июля - ЕВСЕВИЙ, УЛЬЯНА. сли накануне Ульян не нашел свой Ульяну, то теперь уж она сама пошла его искать — и нашла. Это день встреч.
6 июля - АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА. День Аграфены-купальницы на Руси считался началом купания в реках. Кое-где в этот день топили бани, парились. Местные лекари собирали травы и коренья для лечебных целей - этот день самый последний срок их сбора.
7 июля - ИВАН КУПАЛА, ИВАН ТРАВНИК. Иван-купала - старинный народный праздник. Вечером после купания жгли костры и прыгали через них.

http://www.wonderfulnature.ru/statji/june_4.jpg
В фенологических наблюдениях в этот день крестьяне примечали: дождь ничего хорошего не приносил, так как впереди покос и нужна была хорошая погода.
Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после Ивана и мы, грешные, вымолим.
Если Иван плачет, то Петр (12 июля) смеется.
Сильная роса в этот день - тс урожаю огурцов.
Коли на Ивана просо в ложку, то будет и в ложке.
После Ивана не надо жупана.
На Иванову ночь звездно - много грибов будет.
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана. (Так говорит пчела.)
8 июля - ВАН, ПЕТР И ФЕВРОНИЯ, ФЕВРОНИИ-РУСАЛЬНИЦЫ. Святым Петру и Февронии молятся о благополучии в семье и о благословении на вступающих в брак. Их день считается днем влюбленных — прекрасная альтернатива западному Валентинову дню.
9 июля - ДАВИД ЗЕМЛЯНИЧНИК. В средней полосе России обычно поспевали ягоды.
http://www.wonderfulnature.ru/statji/june_8.jpg

10 июля - САМСОН СЕНОГНОЙ. Редкий год в этот день не бывает дождя. И уж если зачередит "на Самсона дождь - семь недель сырости".
На Самсона дождь - до бабьего лета мокро будет.
11 июля - КРАПИВНОЕ ЗАГОВЕНЬЕ. Это канун Петрова дня. Поэтому в ночь с этого дня на Петровки молодежь спать не ложилась, а веселилась до утра. Кроме того, этот день называли еще Крапивным заговением, потому что приходит крапиве срок терять свою лечебную силу. Последние щи из молодой крапивы, из стеблей ее недельных надо успеть сварить. Крапиве славяне приписывали и магические свойства. Она была прекрасным средством от дурного глаза. Для этого нужно было сжечь семена крапивы на угольях и дым пускать по дому.
12 июля - ПЕТРЫ-ПАВЛЫ. Петров день. Одна из важных дат в сельскохозяйственном производстве. Лето в полном разгаре. Всюду на лугах звенят косы, пахнет подсушенным сеном. Именно сейчас травы в самом соку. Успевай до дождей убрать сено в стога, так как только то сено - что уложено в стогах.
Заканчивали взмет озимого клина и при этом наставляли: "До Петрова дня вспахать, до Ильина - заборонить, до Спаса - засеять" .
Ясная солнечная погода в этот день предвещала хороший год, а дождливая - 40 дней ненастья.
С Петрова дня зарница хлеб зарит.
На Петровки сухо и день велик.
Петр-Павел жары прибавил.
Коли в Петровки дождь - сенокос мокрый.
На Петра дождь - урожай неплохой, два дождя - хороший, три - богатый.
Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров.
После Петрова дня не слышно соловья и кукушки.

14 июля - КУЗЬМА И ДЕМЬЯН, КУЗМИНКИ ЛЕТНИЕ. "Казьма-Демьян пришли - на покос пошли". Разгар сенокошения. Собирают красильные растения. Идет прополка огородов.
15 июля - БЕРЕГИНЯ. Этот день считался днем Берегини, которая была великой богиней, матерью всех духов и богатства на славянской земле. Почитали ее в народе в виде белостволой березы.

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_15.jpg
16 июля - МОКИЙ И ДЕМИД. Этот день считался в русском народе несчастливым, поэтому на Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным.
17 июля - АНДРЕЙ НАЛИВА. "На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос". "Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет". "Озими в наливе, а греча на всходе". Примечали: "Каков Андрей Налива - таков и Каллиник (11 августа)".
18 июля - АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ. "Афанасьев день - месяцев праздник". Выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при восходе виден, то он кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облака, то из них выходит. Все это происходит оттого, что месяц справляет в этот день свой праздник. Играние месяца - примета счастливая. "На Афанасия Афонского месяц на восходе играет - к урожаю".

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_5.jpg
19 июля - CЫСОЙ, ЕРЕМЕЙ. Считали, что в этот день непременно нужно окончить посев.
20 июля - АВДОТЬЯ СЕНОГНОЙКА, ФОМИН ДЕНЬ. Если на Авдотью дожди, то продлятся они несколько недель. Если пойдет дождь, то сгноит все неубранное в копны сено.
21 июля - ПРОКОПИЙ ЖНЕЦ, ЛЕТНЯЯ КАЗАНСКАЯ. Прокопай Жатвенник. Начинали уборку ржи. "Зажин ржи". "Коли на Казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь". Прокопий Жнец, Прокопий Жатвенник - зажинают рожь. В день Казанской весь червец (насекомое, дающее краску) собирается под один куст.
22 июля - ПАНКРАТ И КИРИЛЛ. Появляются на грядках первые огурцы.
23 июля - АНТОНИЙ.
24 июля - ЛЬГА СЕНОГНОЙКА, ОЛЬГА СТРАДНИЦА. Всем миром выходили на жатву. Пору эту называли «страдно-грозовой», потому что во время страды часто бывали грозы.

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_4.jpg
25 июля - ПРОКЛ - ВЕЛИКИЕ РОСЫ. "Святой Прокл - великие рога". "Проклова роса - сеногнойная". "На Святого Прокла - поле от росы промокло". Прокловы росы считаются целебными, особенно от глазных болезней; от Прокловой водицы "изводится очной призор"

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_16.jpg
26 июля - ГАВРИИЛ.
Hа Руси всегда боялись грозы — от молний часто погибали люди в полях и в лесу. От молний да грозы старались спрятаться поддеревьями — и иногда это печально заканчивалось. Русский народ подмечал, что в одни де­евья молнии ударяют чаще, чем в другие. Наиболее часто они «метят»в дубы, ели, сосны и березы. Ученые говорят, что присходит это из-за того, что их основные корни залегают очень глубоко, а поттому такие деревья становятсчя природными антеннами, А вот в тополь и орешник молния практически никогда не попадает. Надежное убежище от грозы в лесу — кусты и самая чащоба.
28 июля - ВЛАДИМИРА, УЛИТЫ И КИРИКА. "На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит". "Кто на Киргаса и Улиту жнет, тот маньяки видит (видения)". "Улита едет - когда-то будет..." Женщины - праздновали день "матушки Улиты", почитая ее своей заступницей. По народному календарю этот день считался серединой лета.

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_9.jpg
29 июля - АФИНОГЕНОВ ДЕНЬ. День этот имеет большое значение для начала жатвы: "Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду". "Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем - кошгогной, хлеб в снопе прорастет". "На Финогена молись солнышку - проси Бога о вёдрышке". "Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет - жнитво солнышком блюдет". Примечали: "На Афиногена пташки задумываются". "На Афиногена притихают пичужки". Лето перешло (перешагнуло) знойный возраст. Холодают ночи.
30 июля - МАРИНЫ. В этот день «сухие» молнии сверкают — зарницы.
30 июля - ЕМЕЛЬЯН, ИОН. С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок. Говорили: «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, велит заготавливать».

http://www.wonderfulnature.ru/statji/july_18.jpg

0

399

1 июля в народном календаре - День Ярилы. Макушка лета.

http://s5.uploads.ru/t/CdDn0.jpg

Издревле этот день на Руси посвящали богу солнца, тепла, любви и плодородия – Яриле. Не расстался народ с этой традицией даже после распространения христианства. Правда, появились в ней некоторые поправки. Например, сложилось поверье о том, что сегодня христианские святые меряются силами с языческими богами, и вторые в свою очередь чаще всего одерживают верх.

На Ярилу все живое на Земле «приходило в яр», то есть начинало размножаться и приносить свои плоды. Праздник Ярилы считался особенным на Руси, целый год его ожидали. Многие верили, что в этот день «восставали» сверхъестественные явления в природе: в пространстве образовывались различные пространственно-временные «порталы», «дыры», солнце замедляло обычный ход. Глядишь, где-нибудь и провалишься в червоточину, ведущую на другой конец Мира. Поэтому люди старались быть особенно бдительными сегодня.
http://se.uploads.ru/t/Ar3GF.jpg
По вечерам молодые люди собирались на полях у костров, устраивали пляски, веселые песнопения, водили хороводы, изготавливали душистые настои на травах, а также организовывали ярмарки, так называемые «ярилины игрища», походы к родственникам и друзьям, спортивные мероприятия для молодых здоровых удальцов. А те, кто желал увидеть близких, ушедших в иной мир, проводили специальный обряд. Для этого срывали несколько тонких березовых веточек, плели из них венок и сквозь него смотрели в вечернюю реку. Считалось, что если долго смотреть сквозь «кольцо» на воду, то умерший обязательно выйдет на контакт.

0

400

2 июля в народном календаре - Зосима-Пчельник
https://pbs.twimg.com/media/C-o6Y4kWsAAlK9u.jpg

2 июля православный мер чтит память святого Зосимы, который родился в 89 году во Фракии и большую часть своей жизни провел в молитвах, совершая добрые деяния. Когда об этом прознал правитель Домициан, он приказал схватить Зосиму и подвергнуть его пыткам. Однако святой остался непоколебим в вере даже после тяжких истязаний, тогда правитель велел обезглавить упрямца. Так он и принял мученическую смерть во имя Христа.

На Руси этот день называли медовым, поскольку сегодня именины отмечал святой Зосима – покровитель пчел и пчеловодов. Считалось, что именно 2 июля собранный мед обладал наивысшими полезными и вкусовыми свойствами. В связи с этим у пчел сегодня был на редкость невезучий день: их тревожили, отбирали мед, а подходя к ульям, хозяева приговаривали: «Рой, гуди да в поля лети! А с полей лети – медок неси!». Нетрудно догадаться, что пчеловоды особо почитали святого Зосиму и никогда не забывали о его именинах, которые, кстати, не раз отмечались в году. А иконы с изображением святого развешивали рядом с пасекой над ручьями и колодцами. Позже воду с этих источников почитали как целебную.

По пчелкам в народе могли и погоду предсказывать. Например, если пчелы пребывают в плохом настроении сегодня и не хотят вылетать из ульев, значит быть вскоре зною да засухе. Чрезмерная их активность в этот день, наоборот, свидетельствовала о надвигающемся дождливом периоде.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа