"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 61 страница 80 из 503

1

Традиции и обычаи русского народа
http://sa.uploads.ru/t/K6YaC.jpg

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.
                 http://sh.uploads.ru/t/pKx6r.jpg

+1

61

http://900igr.net/datas/prazdniki/Maslenitsa-1/0006-006-Ponedelnik-VSTRECHA.jpg

ВСТРЕЧА (понедельник)

К этому дню - первому дню Масленицы - устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали её.

В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Первый день катания с гор был детским
, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

0

62

http://www.vlukicultura.ru/docs/photoes/b_8rlVS2.jpg

Различные названия праздника.
• В народе существуют разные названия Масленицы: Маслена, Всемирный праздник, честная, веселая, широкая , целовальница, Боярыня Масленица.
• На праздник Масленицы принято много и вкусно есть, поэтому ее называли Прожорная неделя и Блинница, поскольку главным блюдом были блины.

0

63

МАСЛЕНИЦА. Второй день – Заигрыш

Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.

ЗАИГРЫШ (вторник)

Во вторник проводили обряд смотрин девушек, готовящихся к замужеству – будущих невест.
Смысл этого действа сватовской, дабы по окончанию Великого поста провести свадебные торжества на Красную горку.
С утренних часов желающие проводили время на горках, вкушали блины, к гулянию приглашалась родня, друзья и добрые знакомые.

Сегодня второй день масленицы, вторник - заигрыш.

Раньше этот день посвящался молодоженам. В этот же второй день начанались катания с гор на санках. У кого их не было, скатывались на рогожках.
Начинались масленичные гулянья.
В Петербурге, например, они устраивались на Исаакиевской площади: здесь строились балаганы, карусели, ледяные горы.
В Москве катание на санях проводилось по Москве-реке от Воскресенских до Троицких ворот.

0

64

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/844/83844295_0_7d914_e20ecaa9_L.gif

С Масленицей связано несколько примет

•На Масленицу гадали: берёт девушка один из первых блинов и выходит на улицу и угощает первого встречного и спрашивает его имя. Почему? Потому что так будут звать суженого читать еще способы гадания ;
В старину на Руси на Масленицу не только гуляли и веселились, но и гадали. Правда, многие гадания для нас сейчас труднодоступны: мы ведь ни огненное колесо с гор не скатываем, ни чучело Зимы не сжигаем.

•Прощёное воскресенье - последний день, когда разрешалось употреблять спиртное;

•Ритуально съедение блина - во славу Весны и плодородия земли. Блины ведут начало от жертвенного хлеба древних язычников, а круг считался знаком Солнца;

•На Масленице первый блин - за упокой - «для душ родительских».

0

65

http://www.tanais.info/kustodiev/kustodiev2.jpg
Масленица. Кустодиев

После веселых гулянок и игр в снежки собирались красны девицы и добры молодцы вместе за общим столом.

На столе стояли блины и все, что с ними едят. Вот тут-то и наступало время “заглянуть в рот” любимому и выяснить, каков характер у твоего будущего мужа. Ведь не зря говорят, что выбирают мужа по блинам, а жену - по пирогам.
Блины с икрой предпочитают настоящие мужики. У такого и дом будет цел, и хозяйство крепкое, и жена и дети обуты-одеты. А вот нежных слов и поцелуев от него не жди - все силы у такого уходят на хозяйство. Да и вообще - любовь доказывают делами, а не словами.
С красной рыбой едят блины “интеллигенты” - слово в крестьянском миру почти ругательное. Мысли и чувства такого человека слишком далеко оторвались от грешной земли. И днем, и ночью сии персоны витают в облаках, требуя от любимой понимания их великих замыслов и несбыточных прожектов. А то, что изба покосилась, что у скотины сена не припасено - это “низкий быт”. Ему ли, поэту, о сем заботиться...
Блины с творогом едят люди добрые, покладистые и мягкосердечные. Такому рядом обязательно нужна бой-баба, которая будет командовать в доме и управлять хозяйством. А любящий муж с удовольствием все ее команды выполнит.
Блины со сметаной, несмотря на их вкусноту, едят только персоны с “двойным дном”. Такой муженек будет во всем соглашаться и с дражайшей половиной, и с милой мамочкой, и с соседом Васей.
У него есть только одно мнение о происходящем - то, которое он последнее услышал. Это люди безвольные, бесхарактерные. Они стремятся подладиться под всех и каждого, всем угодить.
Блины со сливочным маслом едят мужья нежные и ласковые. Правда, 100 раз на дню сообщив супруге, что она единственная и неповторимая, и 200 раз чмокнув ее в щечку, они считают свои обязанности перед семьей выполненными. Никакими делами по дому и по хозяйству свою любовь и ответственность перед семьей доказывать не будут. Да ведь и то сказать, дела - это ж не любовь, они только мешают целоваться-миловаться да за ручку держаться.
Блины с сахаром едят любители детишек. Главное в их любви - не качество воспитания отдельного ребенка, а большое количество малышни в доме. И жене будет некогда глазами стрелять, и вроде бы всем вокруг доказал, что ты - мужик. А вот чем кормить и во что их одевать - дело десятое.
Блины с вареными вкрутую яйцами едят самые неприятные мужья. И в компании такой будет сидеть, нос повесив, с кислым выражением лица.
И дома будет зудеть по поводу и без повода. Одним словом, зануда. Большого практического вреда от таких нет, отцовские и мужеские обязанности выполняют. Не по велению души и сердца, а потому, что “так надо”, “так принято”. Так что прожить с таким сокровищем в общем-то можно и даже всю жизнь. Вот только вспомнить потом будет нечего - ни плохого, ни хорошего.
А вот блины с вареньем любят “первые парни на деревне”. Такой может и в город сбежать - “на заработки”, и к соседке-вдовушке наведаться. Правда, и деньги в доме водятся, да и жену вниманием и лаской не оставит. А набегавшись по чужим девкам, все равно вернется в семью. Вот только такого любящая жена часто встречает не поцелуями, а ухватом.
Кстати, о характере будущей супруги можно судить по тому, какими пирогами она угощает гостей.
Большие пироги - кулебяки и расстегаи - подает особа немного ленивая.
Большие “лапти” делают девицы жадные - вроде и пирог съел, да за другим-то уже не потянешься.
Маленькие, аккуратные у той хозяюшки, которая и в доме будет порядок поддерживать, и характер у нее славный, покладистый, к старшим уважительный.
Пироги шовчиком вверх пекут те девицы, у которых все их мысли и чувства “на лице написаны”. Это девушки откровенные, искренние, а, говоря современным языком, в большинстве своем - экстраверты.
Пироги шовчиком вниз изготавливают барышни тихие, как тот омут, в котором черти водятся. Скажет “да”, головой кивнет, а сделает все равно по-своему. Такая может и гульнуть тайком, лишь бы все было шито-крыто.
Круглые пирожки или ватрушки (с любой начинкой) любят печь домовитые клуши (в самом хорошем смысле этого слова). И над мужем, и над детишками будут хлопотать с утра до ночи. И хозяйки они неплохие. Вот только приласкать мужа в постели для них то же самое, что кучу белья перестирать или зерно молотить.
В общем, трудовая повинность.
Всяческие кренделюшки и заплетушки пекут особы яркие, романтичные, но ненадежные. Все в руках у них горит, но часто и сгорает. Только что в муже души не чаяла - и вот уже ухватом замахивается. Жизнь с такой - сплошное приключение. И далеко не всегда приятное.
Треугольные пироги (типа восточных хачапури) любят делать ломаки и воображалы. Ей лишь бы чем-нибудь выделиться, а чем - не важно.
Но а если вы пришли в гости к любимой, а на столе блюдо с самыми разнообразными пирожками? Утешайте себя тем, что ваша милая - разносторонняя личность, всего в ней есть понемножку и в меру. А главное - она хорошая хозяйка.

0

66

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/836/83836976_Kot_s_samovarom.gif

Сидя за самоваром или просто за столом, уплетая блины и оладушки, запивая все это цветочным чаем, как не спеть песенку...

Ой, Масленая, ай, покургузка, ай!
Покургузка, люли, покургузка!
Проводим тебя, эх, станет груско, ой!
Станет груско, люли, станет груско.
Ой, Масленая, эх, канадуха, ой!
Канадуха, люли, канадуха!
Потянись-ка ты, эх, хоть до Духа, ой!
Хоть до Духа, люли, хоть до Духа.
Ой, Масленая, эх, обманяка, ой!
Обманяка, люли, обманяка!
Отдадим тебя, эх, за монаха, ой!
За монаха, люли, за монаха.
Ой, Масленая, эх, полизуха, ой!
Полизуха, люли, полизуха!
Полизала она, ой, курьи яйца, ой!
Курьи яйца, люли, курьи яйца.
Ой, Масленая, эх, полизуха, ой!
Полизуха, люли, полизуха!
Полизала она сыр да масло, ой!
Сыр да масло, люли, сыр да масло.
Сыр да масло, ой, курьи яйца, ой!
Курьи яйца, люли, курьи яйца!
Ох, курьи яйца, эх, и караваице, ой!
Караваице, люли, а караваице.

0

67

СРЕДА

Масленица. В Среду были Лакомки

Третий день недели подразумевает принятие постной пищи. Зять заходит к теще есть блины, она их печет к приходу дочкиного мужа самостоятельно. Женщина выказывает благое отношение к супругу своей дочки. Помимо него приглашаются и другие гости.

Среда - лакомки. Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины. В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя теща приглашала и других гостей. В этот день накрывалось угощение во всех домах непременно блинами и прочими яствами. В каждой семье в этот день по традиции накрывали столы с весьма вкусной едой, а также по всем правилам пекли блины, в деревнях же в складчину в этот день варили пиво.

Повсюду на масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, далеко не отходя от палаток прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю.

Энциклопедия людей и идей: Масленица 2015 История масленицы Сырная седмица Прощеное воскресенье (прощенное)- pancake

0

68

http://www.art-katalog.net/data/media/62/-010.jpg
Катание на масленицу. 1910. - А.С.Степанов

Поговорки про Масленицу

    Без блина не масляна
    Блин не клин, брюха не расколет
    Блин не сноп – на вилы не наколешь
    Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны
    Блины и поцелуи счета не любят
    Боится Масленица горькой редьки да пареной репы
    Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы (Радуница или родительский день отмечается через 9 дней после Пасхи)
    Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,
    И самый хладнокровный человек любит горячие блины
    Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники
    Как на масляной неделе в потолок блины летели
    Маслена не на век дается
    Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают
    Масленица идет, блин да мед несет
    Масленица объедуха, деньгам приберуха
    Масленица семикова племянница
    Масленница семь дней гуляет
    Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков
    На Масленой повеселись, да блинком угостись
    На а горах покататься, в блинах поваляться.

0

69

http://traditio-ru.org/images/thumb/2/2f/Maslenica_v_Podmoskovye.jpg/250px-Maslenica_v_Podmoskovye.jpg

Масленица. Четверг – Разгул

Этот день имеет несколько наименований: Разгуляй, Колодка, Четверток, Влас, Масленая Коляда и прочие.

Этот день положил начало празднованию Широкой Масленицы. С этого момента запрещено трудиться, люди празднуют и веселятся на широкую ногу, предаются различным утехам, катаются верхом на конях, устраивают кулачные бои, соревнуются, весело пируют. Традиция для этого дня – штурм снежного городка.

В Четверток люди как-бы выплескивают наружу накопленный за месяцы зимы негатив, мирятся друг с другом.
Гуляния четверга проводятся с разжиганием высоких, ярко пылающих костров и прыганием через них. Веселящийся народ поет песни.

Например, одном из белгородских сел, начиная с этого дня, катали по заснеженным улицам коня из соломы. Его изготавливали следующим образом: большую соломенную охапку обвязывали веревками – получалось туловище, а потом изготавливали голову и шею. Не все могли сотворить такое чудо, поэтому изготовлением соломенного чучела занимались специальные мастера. Готового коня они заливали водой, и целую ночь он мерз на улице, потом угольком ему разрисовывали глаза. На таком соломенном чуде народ катался верхом. А в соседнем селе Камызино, люди сажали в сани и возили по селу живую козу в ярком платке и цветастом платье. Рядом с животным на сани устанавливали небольшой столик со спиртным и закуской.
В Ярославле, по давно сложившейся традиции, люди поют Коляду. По домам праздные весельчаки бродят с музыкальными инструментами, поют и играют на них, поздравляют хозяев, за что получают деньги, различные вкусности и вино. На прощанье колядовщики воспевают благодарность хозяевам дома.

0

70

МАСЛЕНИЦА. РАЗГУЛЯЙ (четверг)

Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались знаменитые кулачные бои, взятие снежных городков. С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.

http://www.tanais.info/surikov/surikov5.jpg
Художник Суриков: «Взятие снежного городка»

Празднование Масленицы почти повсюду начиналось с четверга,
хотя работы во многих местах прекращаются уже с понедельника, так как крестьяне, озабоченные наступающим праздником обжорства, разъезжают по соседним базарам и закупают всякую снедь. Закупки бывали очень большими: семья среднего достатка в 5-6 человек тратила от 5 до 10 рублей на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости. Бабам и девушкам покупались обновки.

0

71

http://dd6deti.ucoz.ru/_fr/0/3543370.jpg

0

72

http://savepic.net/611679.jpg

В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

0

73

Суббота: ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ/ ПРОВОДЫ

http://i008.radikal.ru/1202/79/a97e202dbbd6.jpg

Масленица. Золовкины посиделки (суббота)

Шестой день Масленицы – суббота – называется Золовкиными посиделками. В этот день молодая жена обязана была приглашать к застолью своих золовок (золовки - сестеры мужа). Накрывая праздничный стол, она должна была приложить массу усилий, чтобы ее угощение понравилось гостям, так как изначально всегда сестры мужа ревностно и с недоверием относились к невестке (не весть откуда пришедшей). Это отношение заложено в самом слове Золовка, произошедшем от слова Зло.

Однако не все так печально и категорично. Зачастую золовки становились, да и становятся в наше время, лучшими подругами невестки. Наверняка, основной задачей шестого дня Масленицы и было налаживание близких отношений между ними.
Если сестры мужа были незамужними, то невестка приглашала и своих незамужних подруг для более веселого времяпрепровождения. Если же они были замужем, то, естественно, и своих подруг невестка приглашала только замужних. Каждой из золовок она должна была приготовить и подарить подарок.

Этот день считался своеобразными смотринами молодой жены. Помимо золовок на это действо собирались посмотреть люди со всего села и даже из окрестных сел. Оценивалось все в ней – от блюд, которыми она потчевала гостей, до общения с незнакомыми людьми. И даже взгляд, которым она смотрела на своего молодого мужа – тоже был оценочным критерием. Весьма тяжелым, ответственным и утомительным был этот день для молодой хозяйки, но если она не ленилась, и застолье удавалось, то она получала признание общественности, а это имело особую важность в давние времена.
Кульминационным завершением праздника было целование женой мужа, но не просто целование, а прилюдный обряд, в ходе которого молодой выходил на середину комнаты и все гости наблюдали за этим действием. После этого совершался следующий обряд, когда все гости по очереди целовали молодуху, говоря ей при этом слова: «Спасибо на Масленице!» По завершении обряда гости удалялись обходить другие дома.

Как и в предыдущие дни Масленицы, в этот день продолжались массовые гулянья, катания с ледяных горок, взятие снежного городка, катание на качелях и прочие развлечения. В церквях в этот день правились службы в честь Собора всех Преподобных отцов. Кроме того в этот день поминали усопших, ходили на кладбище, после чего принято было угощать блинами даже домашних животных, со словами: «Чтобы скотина в доме не переводилась!»

© "СуперТосты"
При использовании материалов данной статьи активная ссылка на сайт SuperTosty.ru обязательна.
http://www.supertosty.ru/texts/o_prazdn … ovody.html

0

74

Катание с гор

http://traditio-ru.org/images/thumb/b/bd/KatanieSGor.jpg/200px-KatanieSGor.jpg
Ф. Сычков «Катание с гор».

Катание с гор — зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» — пелось в старинной масленичной песне.

Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки — широкие выдолбленные доски, корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по нескольку человек. Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжавшую девушку, спускались, стоя на ногах. Однако чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются. По обычаю в катании с гор должны были принимать участие и молодожены. Они садились на санки и съезжали с горы под крики: «Солите рыжиков, солите рыжиков» (то есть целуйтесь при всех). Катание с гор не запрещалось и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Катание на санях

Катание на санях — зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников. Особенно яркими были катания на масленицу. Они назывались «съездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно относились к упряжи; приводили в порядок сани. Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, особенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне», — ближе к вечеру. Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни. Молодоженам полагалось ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по первому их требованию, чтобы принять поздравления и пожелания. Парадный выезд богатой семьи оформлялся довольно торжественно. Хозяин неспешно подводил к воротам дома запряженных лошадей, хозяйка тщательно укладывала в сани подушки в нарядных наволочках, меховую или войлочную полость, красиво привязывала к дуге ленты, полушалки. Затем нарядно одетая семья садилась в сани. Переднее сиденье предназначалось хозяину с сыном, заднее — хозяйке с дочерьми. Старики выходили на крыльцо посмотреть парадный выезд, маленькие дети с криками бежали за санями. Все приехавшие на место съездок катались обычно часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям. Катавшиеся соблюдали установленные правила: одни сани должны были следовать за другими по центральной улице деревни или вкруговую, не обгоняя и не превышая скорости.

Парни катали гуляющих по улице девушек, вежливо приглашая их в сани: «Прошу прокатиться!» Правила приличия обязывали парня катать одну и ту же девушку не более трех-четырех кругов, а затем пригласить другую. Девушки в знак благодарности привязывали к дуге его лошади небольшие полушалки. Молодожены, для которых катание на масленицу было обязательным, останавливались по просьбам односельчан, чтобы «посолить рыжики», то есть поцеловаться при всем честном народе (см. Смотры молодожёнов). Своей кульминации катание достигало днем в Прощёное воскресенье, когда собиралось особенно много санных упряжек, а скорость их катания резко увеличивалась.

Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали. Воскресное катание полагалось завершать мгновенно, сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечерне. Этот момент особенно большое удовольствие доставлял молодежи, которая стремглав неслась из села на санных упряжках, обгонявших друг друга.

0

75

Кулачные бои

http://traditio-ru.org/images/4/48/KulachniyBoyNaRusi.jpg
Кулачные бои на Руси в Масленицу.

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.

Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи. Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». Обеспечить победу в кулачном бою старались и с помощью заговора, полученного от колдуна: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до века». Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.

Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом «стенки» противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» -командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулашных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI—XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями —
Только копья-ты в кольцах попригнулисе.
Да съехались богатыри палками —
Только палки по щербням отвернулисе.
Соскочили они со добрых коней,
Да схватились оны на рукопашный бой.

0

76

http://s9.uploads.ru/t/rGpWL.png


Поговорки про Масленицу

    Не все коту Масленица, бывает и Великий пост
    Не житье - бытье, а Масленица
    Отдадим почтенье на сырной в воскресенье
    Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица
    Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна
    Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить
    Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло
    сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра,
    сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

0

77

http://s020.radikal.ru/i719/1402/0f/e3eff5c9273b.jpg

0

78

Почему масленица называется масленицей

Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».

По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.

А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

0

79

Народные традиции

Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и  разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.

В некоторых местах России, например о подобающей людям встрече и нужном проведении Масленицы заботились заранее еще с субботы предшествующей недели, в которую начинали праздновать «малую Масленку». Это происходило следующим образом: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: «Нет», того били этими лаптями.

В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли «мясное воскресенье», в которое тесть ездил звать зятя «доедать мясо».

Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и  длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Вторник — это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.

Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!" На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

Четверг — это день «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку»  — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг — оборона или взятие снежного городка.

Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, конечно же, зятя привечает, и угощает блинами.

Суббота — всем известные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Таким образом, и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Вся крещеная Русь в это время с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

0

80

Масленичная неделя

Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник различные обрядовые и не обрядовые действия, а также традиционные и религиозные игры и  многочисленные затеи и забавы обязанности и поступки заполняли все дни этого праздника. Сил, энергии и задора, как ни странно хватало на все, благодаря тому, что вокруг и повсюду царила атмосфера раскрепощености и веселья. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены были действия, а также определенные правила его поведения и пр.:

Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,
четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица».

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа