"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Баратынский, Евгений Абрамович - русский поэт эпохи романтизма


Баратынский, Евгений Абрамович - русский поэт эпохи романтизма

Сообщений 161 страница 180 из 225

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Baratynsky_portrait.jpg

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский (Бораты́нский[* 1];
19 февраля [2 марта] 1800[* 2] или 7 [19] марта 1800[1][* 3], село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 29 июня [11 июля] 1844, Неаполь)
— один из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма.
Евгений Баратынский   http://www.oloveza.ru/_mod_files/ce_images/linija-3.gif
«Молитва»  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/E_Baranynsky_signature.jpg/150px-E_Baranynsky_signature.jpg

Царь небес! успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли,
И на строгий твой рай
Силы сердцу подай.

Дата написания: 1842-1843 (?) годы
http://www.oloveza.ru/_mod_files/ce_images/linija-3.gif
Евгений Абрамович вначале писал элегии и послания («Разуверение» («Не искушай меня без нужды...", 1821, положенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой) и другие), отличавшиеся стремлением к психологическому раскрытию чувств в их сложности и внутренней динамике. В 1826 вышла его стихотворная «финляндская повесть» «Эда». Проявлением дружбы с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и близости их литературных позиций явилась книга «Две повести в стихах» (1828), в которую вошли поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Баратынского «Бал».
http://www.oloveza.ru/_mod_files/ce_images/linija-3.gif
У Баратынского мало стихотворений, пленяющих музыкой стиха; чтобы оценить его музу, надо его стихи не только почувствовать, но и понять; к его поэзии применимо то, что сказано о нем как о личности:

«Нужно допрашивать, так сказать, буравить этот подспудный родник, чтобы добыть из него чистую и светлую струю».

князь Петр Андреевич Вяземский   http://www.oloveza.ru/_mod_files/ce_images/linija-3.gif

+1

161

Евгений Баратынский
«О, верь: ты, нежная, дороже славы мне»

О, верь: ты, нежная, дороже славы мне;
Скажу ль? мне иногда докучно вдохновенье:
      Мешает мне его волненье
      Дышать любовью в тишине!
Я сердце предаю сердечному союзу;
      Приди, мечты мои рассей,
Ласкай, ласкай меня, о друг души моей!
И покори себе бунтующую музу.

Дата написания: 1832 год

* * *
Стихотворение адресовано супруге Е. А. Баратынсокго - Настасье Львовне.

0

162

Евгений Баратынский
«Поцелуй»

(Дориде)

Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует мое воображенье:
И в шуме дня и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье!
Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой -
Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье.

Дата написания: 1822 год

0

163

Евгений Баратынский
«О мысль! тебе удел цветка»

О мысль! тебе удел цветка:
Он свежий манит мотылька,
Прельщает пчелку золотую,
К нему с любовью мошка льнет,
И стрекоза его поет;
Утратил прелесть молодую
И чередой своей поблек -
Где пчелка, мошка, мотылек?
Забыт он роем их летучим,
И никому в нем нужды нет;
А тут зерном своим падучим
Он зарождает новый цвет.

Дата написания: 1832 год

0

164

http://www.litra.ru/public/photo/writer/00906741216730962130.jpg

Баратынский Евгений Абрамович
(1800-1844 гг.) - поэт.

    Из древнего польского дворянского рода. Предки Баратынского с конца XVII века обосновались в России. Детство он провел в обстановке богатого поместья. Желая обеспечить сыну аристократическую карьеру, мать определяет его в Пажеский корпус. Но трехлетнее пребывание в корпусе закончилось катастрофой, круто изменившей жизнь Баратынского.

    Переход из уютной домашней обстановки в среду закрытого военно-учебного заведения вызвал душевную смуту, приведшую к преступлению "по случаю". В письме к В.А Жуковскому Баратынский рассказывает историю своего падения. Участие в кружке товарищей, романтически названном "обществом мстителей" (деятельность которого состояла в школьных проказах против учителей и воспитателей), привело к краже в доме одного из участников этого "общества". По личному повелению Александра Е.Баратынский и Д.Ханыков были исключены из Пажеского корпуса с запрещением принимать их на гражданскую и военную службу, кроме как простыми солдатами. Баратынский оказался как бы в общественной пустоте и девять последующих лет будет влачить "судьбой наложенные цепи", выслуживая гражданскую реабилитацию и восстановление честного имени.

    В 1819 г. Баратынский был зачислен рядовым в лейб-гвардии егерский полк. Тогда же он знакомится с А.Дельвигом, В Кюхельбекером, Ф.Глинкой, Н.Гнедичем. В это время в печати появляются первые стихи Баратынского. Главное место в его раннем творчестве занимают элегии. "Первые произведения Баратынского были элегии, - пишет А.Пушкин, - и в этом роде он первенствует".
    С 1820 г. поэт проводит шесть лет в Финляндии, где он продолжает службу в Нейшлотском полку. Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Элегия "Финляндия" (1820 г.), другие стихи, посвященные этому краю, а позднее поэма "Эда" (1826 г.) закрепили за ним репутацию "певца Финляндии".

0

165

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/baratynskij5.jpg
Поэзия Баратынского
была поэзией раздумий над жизнью, художественным исследованием человека и действительности.

    В традиционной форме "унылой" элегии Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира конкретного человека. В своих лучших элегиях поэт сумел показать отдельную личность, чувства которой объясняются обстоятельствами ее жизни. В 1821 г. появляется знаменитая элегия "Разуверение", на текст которой был написан романс М.И.Глинки, сделавший эти стихи едва ли не самым известным произведением Баратынского.

    Стремление идти собственной дорогой характеризует весь творческий путь поэта. Творчество позднего периода подтверждает это. В знаменитом стихотворении "Не ослеплен я музою моею" (1829 г.) он назовет главное свойство своей музы: не "изысканный убор", не "игра глаз", не "блестящий разговор", но "лица необщее выраженье" и "речей спокойная простота". Время подтвердило верность этой самооценки поэта.

    В апреле 1825 года хлопоты о производстве Баратынского в офицеры наконец-то увенчались успехом. Он получил возможность распоряжаться своей судьбой, подал в отставку и поселился в Москве, где в 1827 году вышел сборник стихов, подводящий итог первого десятилетия его творческого пути.
    Трагизм позднего Баратынского был отражением судьбы его поколения. В обстановке реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, не было места тем, кто не хотел смириться с торжеством зла и несправедливости. Именно их чувства, их настроения воплотила поэзия Баратынского в 20-30-е годы.
    В это время создаются многие известные произведения Баратынского: поэмы "Бал" (1828) и "Цыганка" (1831, 1842) (название ранней редакции "Наложница"), стихотворения "Последняя смерть" (1827), "Судьбой наложенные цепи" (1828), "Тебя из тьмы не изведу я" (1828), "Мой дар убоги голос мой не громок" (1828), "Насмерть Гете" (1832), "К чему невольнику мечтания свободы?" (1833) и др. В этих стихах особенно проявилась склонность к углубленным раздумьям над жизнью и человеческой судьбой, которая уже давно была замечена А.С.Пушкиным, сравнившим Баратынского с Гамлетом
    В 1835 году поэт выпустил второе издание произведений, которое казалось ему тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в который вошли стихи 30-40-х годов. Поэт считает, что поэтический дар бесполезен, если он не нужен людям. Автор глубоко и верно уловил болезнь своего времени, состоявшую в приверженности к "корысти", к "насущному и полезному". Баратынский не видел путей избавления от нее, поэтому в его произведениях прозвучал крик боли и отчаяния.
    Назначение поэта Баратынский видел не в отшельничестве, не в счастливом уединении, а в политическом выступлении с трибуны властителя дум. Вера в сочувствие народа нужна художнику, подлинным источником вдохновения для поэта является внимание "толпы".
    Осенью 1843 года Баратынский уезжает за границу. Путь его - Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Неаполь. Из Европы поэт предполагал вернуться "исцеленным от многих предубеждений и с полной снисходительностью к некоторым нашим недостаткам, которые мы часто с удовольствием преувеличиваем".
    Бодрость, вера в будущее прозвучали в произведениях той поры, особенно в стихотворении "Пироскаф" (1844). Но им не суждено было стать началом нового этапа его творческого пути. Баратынский скоропостижно скончался 29 июля 1844 года в Неаполе. Через год с лишним тело его было перевезено в Петербург и в присутствии нескольких друзей предано земле.
    Газеты и журналы того времени почти не откликнулись на его кончину. Только Белинский сказал тогда: "Мыслящий человек всегда перечтет с удовольствием стихотворения Баратынского, потому что найдет в них человека - предмет вечно интересный для человека".
    Гуманизм Баратынского, присущая ему тонкость психологического анализа, глубина проникновения в противоречия действительности, благородная беспощадность к себе сделали его стихи близкими и нужными нашему времени.

0

166

Евгений Баратынский
«О своенравная София!»

О своенравная София!
От всей души я вас люблю,
Хотя и реже, чем другие,
И неискусней вас хвалю.
На ваших ужинах веселых,
Где любят смех и даже шум,
Где не кладут оков тяжелых
Ни на уменье, ни на ум,
Где, для холопа иль невежды
Не притворяясь, часто мы
Браним указы и псалмы,
Я основал свои надежды
И счастье нынешней зимы.
Ни в чем не следуя пристрастью,
Даете цену вы всему:
Рассудку, шалости, уму,
И удовольствию и счастью;
Свет пренебрегши в добрый час
И утеснительную моду,
Всему и всем забавить вас
Вы дали полную свободу;
И потому далеко прочь
От вас бежит причудниц мука,
Жеманства пасмурная дочь,
Всегда зевающая скука.
Иной порою, знаю сам,
Я вас браню по пустякам.
Простите мне мои укоры:
Не ум один дивится вам,
Опасны сердцу ваши взоры;
Они лукавы, я слыхал,
И, все предвидя осторожно,
От власти их, когда возможно,
Спасти рассудок я желал.
Я в нем теперь едва ли волен,
И часто, пасмурный душой,
За то я вами недоволен,
Что недоволен сам собой.

Дата написания: 1823 год

* * *
Стихотворение адресовано хорошей знакомой Е. А. Баратынской, хозяйке популярного литературного салона Софии Дмитриевне Пономарёвой.

0

167

Евгений Баратынский
«Обеды»

Я не люблю хвастливые обеды,
Где сто обжор, не ведая беседы,
Жуют и спят. К чему такой содом?
Хотите ли, чтоб ум, воображенье
Привел обед в счастливое броженье,
Чтоб дух играл с играющим вином,
Как знатоки Эллады завещали?
Старайтеся, чтоб гости за столом,
Не менее харит своим числом,
Числа камен у вас не превышали.

Дата написания: 1839 год

0

168

Евгений Баратынский
«Размолвка»

Прости, сказать ты поспешаешь мне, —
И пылкое любви твоей начало
Предательски безумца обласкало.
Все видел я — и видел все во сне!
Ты, наконец, мне взоры прояснила;
В душе твоей читаю я теперь.
Проснулся я, — и мне легко, поверь,
Тебя забыть, как ты меня забыла.
Кого жалеть? Печальней доля чья?
Кто отягчен утратою прямою? —
Легко решить: любимым не был я;
Ты, может быть, была любима мною

Дата написания: 1823 год

* * *
Стихотворение написано в связи с разладом отношений Е. А. Баратынского с хозяйкой знаменитого литератруного салона С. Д. Пономаревой.

0

169

Евгений Баратынский
«Простите, спорю невпопад»

Простите, спорю невпопад
Я с вашей музою прелестной;
Но мне Парни ни сват, ни брат,
Совсем не он отец мой крестный.
Он мне, однако же, знаком:
Цитерских истин возвоститель,
Любезный князь не спорю в том,
Был вместе с вами мой учитель.

Дата написания: 1825 год

* * *
Стихотворение Е. А. Баратынского адресовано известному русскому поэту XIX века князю Петру Вяземскому.

0

170

Евгений Баратынский
«Прощанье»

Простите, милые досуги
Разгульной юности моей,
Любви и радости подруги,
Простите! вяну в утро дней!
Не мне стезею потаенной,
В ночь молчаливую, тишком,
Младую деву под плащом
Вести в альков уединенный.
Бежит изменница-любовь!
Светильник дней моих бледнеет,
Ее дыханье не согреет
Мою хладеющую кровь.
Следы печалей, изнуренья
Приметит в страждущем она.
Не смейтесь, девы наслажденья,
И ваша скроется весна,
И вам пленять недолго взоры
Младою пышной красотой;
За что ж в болезни роковой
Я слышу горькие укоры?
Я прежде бодр и весел был,
Зачем печального бежите?
Подруги милые! вздохните:
Он сколько мог любви служил.

Дата написания: 1819 год

0

171

http://to-name.ru/images/biography/baratynskij-evgenij.jpg
Евгений Абрамович Баратынский
(Боратынский) (1800-1844) — русский поэт.

Оригинальная разработка жанров элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки» (1842) — противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека, преломляемое через трагическое сознание поэта.

Евгений Баратынский родился 2 марта (19 февраля по старому стилю) 1800 года, в селе Мара Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, в небогатой дворянской семье. С 1819 был зачислен рядовым в один из петербургских полков. В 1820 — 1825 годах служил в полку, стоявшем в Финляндии. В 1826 вышел в отставку. Начал печататься в 1819 году.

Евгений Абрамович вначале писал элегии и послания («Разуверение» («Не искушай меня без нужды...", 1821, положенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой) и другие), отличавшиеся стремлением к психологическому раскрытию чувств в их сложности и внутренней динамике. В 1826 вышла его стихотворная «финляндская повесть» «Эда». Проявлением дружбы с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и близости их литературных позиций явилась книга «Две повести в стихах» (1828), в которую вошли поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Баратынского «Бал».

После разгрома декабристов для его стихов стали характерны пессимистические мотивы одиночества, скорби, неполноценности человеческой природы, тщеты бытия, грядущей гибели человечества, обречённости искусства. В последних его стихах, написанных во время поездки в Италию, зазвучали утверждающие ноты («Пироскаф», 1844).

Поэзии Евгения Баратынского присущи философичность, глубина мысли. Виссарион Григорьевич Белинский считал, что «из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит господину Баратынскому» (Полное собрание сочинений, том 6, 1955, страница 479).

Последние годы жизни писатель провёл в подмосковном имении Мураново (позднее принадлежавшем Тютчевым). В 1919 году в нём был создан литературно-мемориальный музей, посвященный Б. и Ф. И. Тютчеву.

0

172

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/baratynskij5.jpg Последний период его деятельности характеризовался его обращением к религии.

Еще в одном из ранних стихотворений, в полном согласии со своим мировоззрением, он восклицал: «О человек! уверься, наконец, не для тебя ни мудрость, ни всезнанье!» Но если «всезнанье» недоступно, стоит ли искать «полу-знанья»? Из этого вопроса возникла у поэта скептическое отношение к человеческим истинам; ему начало казаться, что явленья юдольного мира уже «все ведомы», что вся человеческая мудрость может открыть лишь то, что давно заключено в «точном смысле народной поговорки».

Такой круг идей привел Евгения Баратынского к «оправданию Промысла»; он учит, что в нашей жизни лишь тот «невредим», кто пятой оперся «на живую веру»; он пишет молитву, в которой молит Бога подать ему силы на его «строгий рай»; наконец, в одном из последних стихотворений, написанных во время переезда из Марселя в Неаполь, многозначительно заметил: «Много мятежных решил я вопросов, прежде чем руки марсельских матросов подняли якорь, надежды символ». Однако нам не пришлось узнать, чем разрешилось бы для него это «последнее вихревращенье» дум и чувств: неожиданная смерть не дала ему довершить полного развития его поэзии.

Что касается формы стихов Баратынского, то, при всем совершенстве отделки, она страдает искусственностью. Его язык не прост, он любил странные выражения, охотно употреблял славянизмы и неологизмы в архаическом духе, так что о значении иных выражений поэта приходится догадываться («внутренней своей вовеки ты не передашь земному звуки», т. е. словами не расскажешь глубин души; поэт — «часть на пире неосязаемых властей», т. е. в мире мечты, и т. п.).

Тон Евгения почти всегда приподнят, иногда высокопарен. Особенное затруднение представляет то причудливое расположение слов, которое почему-то нравилось ему самому (он писал, например: «Предрассудок — он обломок древней правды, храм упал, но руин его потомок языка не разгадал», т. е. — потомок не разгадал языка его руин). Наконец, затрудняет и та краткость, тот крайний лаконизм речи, к которому стремился Баратынский (он говорит, например, о небесах «беспредельных, скорби тесных»). Однако, если освоиться с этими особенностями его поэзии, если внимательно вникнуть в склад его речи, открывается меткость его выражений, точность его эпитетов, энергия его сжатых фраз.

0

173

Евгений Баратынский
«Рим»

Ты был ли, гордый Рим, земли самовластитель,
            Ты был ли, о свободный Рим?
            К немым развалинам твоим
Подходит с грустию их чуждый навеститель.

За что утратил ты величье прежних дней?
За что, державный Рим, тебя забыли боги?
            Град пышный, где твои чертоги?
Где сильные твои, о родина мужей?

Тебе ли изменил победы мощный гений?
            Ты ль на распутии времен
            Стоишь в позорище племен,
Как пышный саркофаг погибших поколений?

Кому еще грозишь с твоих семи холмов?
Судьбы ли всех держав ты грозный возвеститель?
            Или, как призрак-обвинитель,
Печальный предстоишь очам твоих сынов?

Дата написания: 1821 год

0

174

Евгений Баратынский
«Рифма»

      Когда на играх олимпийских,
На стогнах греческих недавних городов,
Он пел, питомец муз, он пел среди валов
Народа, жадного восторгов мусикийских, -
В нем вера полная в сочувствие жила.
      Свободным и широким метром,
      Как жатва, зыблемая ветром,
      Его гармония текла.
Толпа вниманием окована была,
      Пока, могучим сотрясеньем
Вдруг побежденная, плескала без конца
      И струны звучные певца
      Дарила новым вдохновеньем.
      Когда на греческий амвон,
      Когда на римскую трибуну
Оратор восходил, и славословил он
Или оплакивал народную фортуну,
И устремлялися все взоры на него,
      И силой слова своего
Вития властвовал народным произволом, -
      Он знал, кто он; он ведать мог,
      Какой могучий правит бог
      Его торжественным глаголом.
      Но нашей мысли торжищ нет,
      Но нашей мысли нет форума!..
      Меж нас не ведает поэт,
      Высок полет его иль нет,
      Велика ль творческая дума.
      Сам судия и подсудимый,
      Скажи: твой беспокойный жар -
      Смешной недуг иль высший дар?
      Реши вопрос неразрешимый!
      Среди безжизненного сна,
      Средь гробового хлада света,
      Своею ласкою поэта
      Ты, рифма! радуешь одна.
      Подобно голубю ковчега,
      Одна ему, с родного брега,
      Живую ветвь приносишь ты;
      Одна с божественным порывом
      Миришь его твоим отзывом
      И признаешь его мечты!

Дата написания: 1839 год

0

175

Евгений Баратынский
«Родина»

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;
Свободный наконец от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, но счастье нужно мне.
Усталый труженик, спешу к родной стране
Заснуть желанным сном под кровлею родимой.
О дом отеческий! о край, всегда любимый!
Родные небеса! незвучный голос мой
В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,
Вы мне повеете спокойствием и счастьем.
Как в пристани пловец, испытанный ненастьем,
С улыбкой слушает, над бездною воссев,
И бури грозный свист и волн мятежный рев,
Так, небо не моля о почестях и злате,
Спокойный домосед в моей безвестной хате,
Укрывшись от толпы взыскательных судей,
В кругу друзей своих, в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света.
Нет, нет, не отменю священного обета!
Пускай летит к шатрам бестрепетный герой;
Пускай кровавых битв любовник молодой
С волненьем учится, губя часы златые,
Науке размерять окопы боевые -
Я с детства полюбил сладчайшие труды.
Прилежный, мирный плуг, взрывающий бразды,
Почтеннее меча; полезный в скромной доле,
Хочу возделывать отеческое поле.
Оратай, ветхих дней достигший над сохой,
В заботах сладостных наставник будет мой;
Мне дряхлого отца сыны трудолюбивы
Помогут утучнять наследственные нивы.
А ты, мой старый друг, мой верный доброхот,
Усердный пестун мой, ты, первый огород
На отческих полях разведший в дни былые!
Ты поведешь меня в сады свои густые,
Деревьев и цветов расскажешь имена;
Я сам, когда с небес роскошная весна
Повеет негою воскреснувшей природе,
С тяжелым заступом явлюся в огороде;
Приду с тобой садить коренья и цветы.
О подвиг благостный! не тщетен будешь ты:
Богиня пажитей признательней фортуны!
Для них безвестный век, для них свирель и струны;
Они доступны всем и мне за легкий труд
Плодами сочными обильно воздадут.
От гряд и заступа спешу к полям и плугу;
А там, где ручеек по бархатному лугу
Катит задумчиво пустынные струи,
В весенний ясный день я сам, друзья мои,
У брега насажу лесок уединенный,
И липу свежую и тополь осребренный;
В тени их отдохнет мой правнук молодой;
Там дружба некогда сокроет пепел мой
И вместо мрамора положит на гробницу
И мирный заступ мой и мирную цевницу.

Дата написания: 1821 год

0

176

Евгений Баратынский
«Романс»

Не позабудь меня в твоем уединеньи,
В час грусти, милая, припомни обо мне;
Скажи: теперь и он тоскует в отдаленьи
И мысленно летит к родимой стороне.
                  Не позабудь меня!

Не позабудь меня, развеселясь с друзьями,
Подруге истинной шепни: его здесь нет!
Но некогда и он резвился вместе с нами
И страстно мне твердил: с тобой милее свет!
                  Не позабудь меня!..

Дата написания: 1835 (?) год

0

177

Евгений Баратынский
«Ропот»

Красного лета отрава, муха досадная, что ты
    Вьешься, терзая меня, льнешь то к лицу, то к перстам?
Кто одарил тебя жалом, властным прервать самовольно
    Мощно-крылатую мысль, жаркой любви поцелуй?
Ты из мечтателя мирного, нег европейских питомца,
    Дикого скифа творишь, жадного смерти врага.

Дата написания: 1841 год

0

178

Евгений Баратынский
«Русская песня»

Страшно воет, завывает
      Ветер осенний;
По поднебесью далече
      Тучи гонит.

На часах стоит печален
      Юный ратник;
Он уносится за ними
      Грустной думой.

"О, куда, куда вас, тучи,
      Ветер гонит?
О, куда ведет судьбина
      Горемыку?

Тошно жить мне: мать родную
      Я покинул!
Тошно жить мне: с милой сердцу
      Я расстался!"

"Не грусти!- душа-девица
      Мне сказала. -
За тебя молиться будет
      Друг твой верный".

"Что в молитвах? я в чужбине
      Дни скончаю.
Возвращусь ли? взор твой друга
      Не признает.

Не видать в лицо мне счастья;
      Жить на что мне?
Дай приют, земля сырая,
      Расступися!"

Он поет, никто не слышит
      Слов печальных...
Их разносит, заглушает
      Ветер бурный.

Дата написания: 1821 год

0

179

Евгений Баратынский
«С книгою «Сумерки»
С. Н. Карамзиной»

Сближеньем с вами на мгновенье
Я очутился в той стране,
Где в оны дни1 воображенье
Так сладко, складно лгало мне.
На ум, на сердце мне излили
Вы благодатные струи
И чудотворно превратили
В день ясный сумерки2 мои.

Дата написания: 1842 год

* * *
1 Речь идет о петербургском доме вдовы Н. М. Карамзина, который представлял собой нечто вроде литературного салона, постоянными завсегдатаями которого были старые друзья Е. А. Баратынского - П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, П. А. Плетнёв.
2 Имеется в виду сборник стихотворений Е. А. Баратынского «Сумерки», который вышел в 1842 году.

* * *
Данное стихотворение Е. А. Баратынского адресовано дочери знаменитого историка XIX века Н. М. Карамзина - Софье.

0

180

Евгений Баратынский
«Своенравное прозванье дал я милой в ласку ей»

Своенравное прозванье
Дал я милой в ласку ей,
Безотчетное созданье
Детской нежности моей;
Чуждо явного значенья,
Для меня оно символ
Чувств, которых выраженья
В языках я не нашел.
Вспыхнув полною любовью
И любви посвящено,
Не хочу, чтоб суесловью
Было ведомо оно.
Что в нем свету? Но сомненье
Если дух ей возмутит,
О, его в одно мгновенье
Это имя победит;
Но в том мире, за могилой,
Где нет образов, где нет
Для узнанья, друг мой милый,
Здешних чувственных примет,
Им бессмертье я привечу,
К безднам им воскликну я,
Да душе моей навстречу
Полетит душа твоя.

Дата написания: 1832 год

* * *
Стихотворение адресовано супруге Е. А. Баратынского Настасье Львовне.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Баратынский, Евгений Абрамович - русский поэт эпохи романтизма