"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Го́голь, Никола́й Васи́льевич - загадочный классик русской литературы


Го́голь, Никола́й Васи́льевич - загадочный классик русской литературы

Сообщений 41 страница 53 из 53

1

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852 года, Москва) — великий русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/31/NV_Gogol.png/250px-NV_Gogol.png
Фотопортрет Н. В. Гоголя из группового дагерротипа С. Л. Левицкого.
Автор К. А. Фишер

Имя при рождении: Николай Васильевич Яновский

Псевдонимы: В. Алов; П. Глечик; Н. Г.; ОООО; Пасичник Рудый Панько; Г. Янов; N. N.;

Дата рождения: 20 марта (1 апреля) 1809 или 20 марта 1809

Место рождения: местечко Большие Сорочинцы,
Полтавская губерния,
Российская империя

Дата смерти: 21 февраля (4 марта) 1852[3] (42 года) или 21 февраля 1852[4] (42 года)
Место смерти: Москва, Российская империя

Гражданство (подданство): Российская империя

Род деятельности: прозаик, драматург

Жанр: драма, проза

Язык произведений: русский
Подпись: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Nikolai_Gogol_Signature.svg/150px-Nikolai_Gogol_Signature.svg.png

Николай Васильевич Гоголь – одна из самых загадочных личностей русской литературы XIX века.

Настоящий художник слова! И не зря вспоминают современники, что он и картины писал, и декорации театральные создавал. Не менее прекрасные образы он рисовал и словом. Персонажи его всегда насыщенны, живы и по-настоящему интересны – будь то положительный герой или сказочная ведьма. Об описаниях природы вообще говорить не приходится – они завораживают, уводят с собою в Малороссию.

Казалось бы – молодой человек, приехавший из провинции в столицу. Некрасивый, чурающийся женщин, состоящий на весьма скромной государственной службе. И величайшие поэты и писатели того времени – Жуковский, Пушкин, Лермонтов и многие другие! Казалось – он потеряется на их фоне или станет жалким подражателем. Но не тут-то было! Гоголь не просто начал писать, он стал творить совершенно особенные, «гоголевские» шедевры.

И маститые писатели не просто приняли его в свой круг, но стали относится к Николаю Васильевичу с огромным уважением. Лучшим учителем и другом его был Пушкин, на литературных вечерах Гоголь встречался с Лермонтовым, Некрасовым, Белинским и ещё очень многими известными литераторами того времени. Они прощали ему всё – нежелание знакомиться с новыми людьми, взрывной характер, достаточно отрицательное отношение к женщинам, необязательность в поступках – потому что когда он начинал читать своё новое произведение, все вокруг понимали, что перед ними настоящий талант.

Более 200 лет прошло со дня рождения Гоголя, но мнение о нём не изменилось. Несколько по-другому за давностью лет видим мы его произведения, не совсем так, как его современники, оцениваем героев. Но понятия «чести», «долга перед Родиной», проблемы нравственного выбора – они, может быть, встали ещё острее в наши дни! Может быть поэтому экранизированный «Тарас Бульба» задел до глубины души многих наших современников. По-прежнему невозможно равнодушно относиться к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки» или «Вию», не сочувствовать героям повестей «Нос» или «Шинель», не поражаться сюжету «Мёртвых душ» и т.д. и т.п.

Современные исследователи творчества писателя находят всё новые факты его биографии. Кто-то пишет о том, что Гоголь был душевнобольным, другие пытаются найти причины, по которым он не создал семью, третьи – ужасают нас тем, что писатель якобы был похоронен живым, но в летаргическом сне, некоторые утверждают, что из могилы писателя украден его череп.

Наша задача не в том, чтобы собрать все высказываемые гипотезы воедино. Мы просто предлагаем каждому желающему ознакомиться с произведениями исключительно талантливого и самобытного писателя XIX века – Николая Васильевича Гоголя! Почувствовать красоту его слога и увидеть живую галерею образов!

0

41

http://vsefacty.com/uploads/interesnye_fakty_o_gogole_1.jpg

Имя Гоголя стоит в истории русской литературы вслед за именем Пушкина. Гоголь — продолжение Пушкина
и начало новой эпохи в художественном создании России XIX века. Гоголь не только писатель, но
и мыслитель, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени.

0

42

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/114/952/114952691_large_533ac26641521.jpg

Несмотря на то, что за Гоголями числилось четыреста душ крестьян и тысяча десятин земли, жили бедно. Это была не та бедность, когда нечего есть — еды как раз хватало, и ели вдоволь (гостями Васильевки были и соседи, и приезжие, и родственники), — а бедность безденежья, отсутствия наличных денег, когда не хватает на то, чтобы вовремя уплатить подушные, внести проценты в Опекунский совет, принарядиться как следует, купить вместо сальных свечей восковые. Сальные свечи дымили, распространяли по дому чад, от них коптились и так темные потолки, но приходилось жечь их, да и на них экономить: в доме рано ложились спать.

Василий Афанасьевич выгадывал на каждой копейке. Его предсмертные письма Марии Ивановне из Лубен, куда он уехал лечиться, полны забот о деньгах. «Бога ради, старайтесь собирать деньги, — писал он, — прикажи, чтоб всенепременно были собраны подушные... с людей по прошлогодней раскладке с штрафными. Кто позже 17-го отдаст, то с рубля 4 коп., ибо в казну от 15-го берут штраф... Коровам цену я положил по 40 рублей, но в нужде можно будет уступить и дешевле... Быков надобно продавать... лучше всего на Шишацкой ярмонке... взять сначала худших... всех же на ярмонку отнюдь не выгонять и никому не показывать лучших, пока не продадутся худшие...» И умирая, он думал о телках и быках, о каком-то брянском купце, с которого нужно взыскать долг (и непременно ассигнациями), о продаже мест на ярмарке. В Васильевке специально устраивались для этой цели ярмарки — торговцы платили за занимаемые ими места.

С детства завидовал Гоголь своим сверстникам, одевавшимся лучше его, имеющим новые дрожки или коляску — и он и родители ездили только в подержанных, взятых за ненадобностью из конюшен Дмитрия Прокофьевича или тетки Анны Матвеевны. Это были какие-то барки на колесах, разбитые, с облезшей краской, в них стыдно было показываться на людях.

Когда приезжали гости, в доме становилось тесно от множества людей, приходилось расставлять угощения на карточных столах, в спальне Марии Ивановны, в спальнях сестер. Спальни те только назывались спальнями — господ от слуг в них отделяла занавеска. Василий Афанасьевич все хотел перестроить дом, расширить его, но денег не было. Когда задумали построить в Васильевке церковь, собирали на нее по копейке, начал строить Афанасий Демьянович, а заканчивал его сын, хотя церковь была маленькая, в одну главу, с бедным алтарем и без росписи на стенах.

Зато когда церковь встала на холме против усадьбы, сразу стало уютней в Васильевне, как-то приподнялась она, приосанилась, и крест на крошечной каменной маковке был виден издалека, угадывался путниками, когда ни верхушки высоких яворов, ни крыши хат не показывались еще глазу.

Гоголи ходили в церковь, молились, читали Евангелие. Но верили и в приметы, в гадания, в пророчества снов, в голоса, раздающиеся с неба и предсказывающие судьбу.

То была вера в судьбу — в суд божий.

Ни одно происшествие не происходило без объяснения его особого значения или заключенного в нем намека. В вере не было равнодушия, хотя была и привычка.

Мальчик Гоголь уже в те годы чувствовал, как взрослый

Мальчик Гоголь уже в те годы чувствовал, как взрослый, и это подтверждает история, которую записала с его слов близкий друг его Александра Осиповна Смирнова-Россет.

Гоголь рассказывал ей, что однажды родители уехали и оставили его дома. Он был совсем один — слуги улеглись спать, сестры тоже разошлись по своим комнатам, а гостей и родственников в ту пору в Васильевне не было. Он сидел на диване в гостиной и уныло смотрел в окно. За окном было темно. Тишина стояла такая, что казалось: не только люди, но и все уснуло вокруг. Эта странная тишина, которую он вначале не замечал, вдруг коснулась его уха, а потом и сознания, и ему сделалось страшно. Неожиданно раздался бой старинных часов. Они резко проскрежетали и стали отбивать время.

«В ушах шумело, — говорил Смирновой Гоголь, — что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, мне уже тогда казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящем в вечность 1 . Вдруг раздалось слабое мяуканье кошки... Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, и мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, зеленые глаза искрились недобрым светом... Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене...»

Кошку эту Никоша утопил в пруду. Он отнес ее туда по ночному парку и, когда из-за туч выглянула луна, бросил ее в воду в лунный след. Кошка сразу не утонула, она пыталась выплыть, мяукала, он, схвативши какую-то палку, отталкивал ее от берега. Наконец мяуканье прекратилось, и вода ровно сомкнулась над бедным животным.

И тогда ему стало еще страшнее. «Мне казалось, я утопил человека», — вспоминал Гоголь. Ему стало жаль кошку, жаль себя, он заплакал, плач перешел в рыдания: вернувшиеся родители нашли его на полу истерзанного и всего в слезах. Узнавши, в чем дело, Василий Афанасьевич больно выпорол сына, и боль наказания освободила его — истерика прекратилась.

0

43

https://defendingrussia.ru/upload/images/ckeditor/533ac8ef9c4e0.png

Свои чувства Гоголь рано научился доверять бумаге.

Мать называла его стихи каракулями, оп писал их в подражание тем, которые слышал. Они вместе с первыми рисунками Никоши, в которых он старался котировать природу, стали выражением его внутренней жизни, того не известного никому мира, который уже существовал в нем. Его художественная фантазия вылилась и в удививший всех талант передразнивания, который заметили в нем сызмальства.

Кто бы из новых лиц ни появлялся в Васильевке, он был тут же воспроизведен и повторен в своих привычках, жестах, мимике. Гоголь уже тогда умел ловить человека, улавливать его по двум-трем чертам и из этих черт, отобранных его наблюдательным глазом, лепить образ. То он брался представлять двоюродных дядюшек Павла Петровича и Петра Петровича Косяровских — добродушных увальней, то угрюмого родственника попа Савву Яновского из Олиферовки, то двоюродную бабку Екатерину Ивановну, любившую прятать у себя в комнате старые пуговицы, огарки свечей, тряпки. Он передразнивал какого-нибудь заезжего франта, выдававшего себя за важную птицу и желающего пустить пыль в глаза провинциалам, мужика на ярмарке.

Василий Васильевич Капнист давно заметил в сыне Василия Афанасьевича эту наблюдательность, это зоркое схватывание особенностей человека. В стихах Никоши, которые тщеславная маменька показала старому поэту в один из его визитов в Васильевку, не было ничего похожего на этот дар. Но Капнист потрепал Гоголя по голове и сказал матери; «Из него будет толк, ему нужен хороший учитель».

Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя, который бы учил их на дому, он не мог. Учителя, знавшие языки, получившие европейское образование, требовали высокой платы. Да и мало их было в этом благословенном краю. Тут больше учились по букварю и по детским книгам с картинками.

«Детей своих я уже решился отдать в Полтаву, — писал Василий Афанасьевич Д. П. Трощинскому в черновом тексте письма, — ибо нет способу держать их дома. Ожидаю только вашего приезду, что бы о сем моем предприятии вашего единственного моего благодетеля мнение (посоветоваться...) ».

Но Дмитрий Прокофьевич, находившийся в то время в Петербурге, не дал никакого совета. Он передоверил все хлопоты своему племяннику, но и тот не смог ничем помочь отцу Гоголя.

«На другой день, — докладывал Василий Афанасьевич „благодетелю“, — проводил я Андр. Андр. до Полтавы... Не могу умолчать, что при сем случае отвез в Полт. училище детей моих, весьма неодобряемое Андр. Андр. Но ничего не могу делать, когда нет лучшего, а тем более возможности... поместить их в лучшее...»2

0

44

0

45

Гении и Злодеи - Николай Гоголь

=Spoiler написал(а):

0

46

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/110/738/110738194_large_5031314_121.jpg

В ночь на 24 февраля 1852 года Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ».
К этому времени в его мироощущении случился глубокий надлом, писатель считал себя кем-то наподобие пророка, предъявлял к своему творчеству необычайно высокие требования – и одновременно его тексты теряли яркость и выразительность.
Неверно думать, что от второго тома знаменитой поэмы в прозе не осталось ничего: черновики сохранились, они опубликованы и доступны. По ним можно судить, что во втором томе не было таких сочных гротескных образов, как в первом. Увы, поэту опасно превращать себя в провозвестника…

--
В ночь на 24 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь
совершил поступок, о котором до сих пор сожалеют все литературоведы — под влиянием душевного порыва сжёг второй том рукописи «Мёртвых душ».
Нужно сказать, что к этому моменту моральное состояние великого писателя было крайне неустойчивым. Он постоянно думал о смерти, слышал голоса, предсказывающие ему скорую гибель. Несомненное влияние оказали на него и беседы с ржевским протоиереем Матфеем Константиновским, вместе с которым они гостили в доме графа Александра Толстого. Протоиерей упрекал Гоголя в недостатке смирения и благочестия, а став единственным читателем рукописи, отозвался о ней резко отрицательно.

Всё это вместе привело к тому, что в три часа ночи 24 февраля писатель заставил слугу принести портфель, наполненный исписанными тетрадями, и все их сжёг. Наутро Гоголь пожалел о своём порыве и признался графу Толстому, что хотел избавиться только от некоторых записей, а уничтожил все. Несмотря на уговоры близких, писатель продолжал строжайшее соблюдение поста, в результате чего слёг от недостатка сил и отказался есть совсем. Через несколько дней он умер. После него осталось личного имущества на сумму 43 рубля 88 копеек.

0

47

http://gogol.velchel.ru/img/gallery/g_5.jpg

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ

"
Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Быть в мире и ничем не обозначить своего существования - это кажется мне ужасным.

Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать другую красавицей.

Терпи, казак - атаманом будешь.

Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только у достойного её.

Когда человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, размочишь в воде, возьми согни - она и согнется.

Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.

Я разгадывал науку весёлой и счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают от него, встретившись с ним.

Всякому кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг и право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

И хотя мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России, но сам я, но бренный состав мой будет удалён от неё.

Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упреком.

Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.

Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!

Произнесенное метко, все равно что написанное, не вырубается топором.

Сколько волка не корми, всех лосей заповедника на него не спишешь.

Дама приятная во всех отношениях.

Уж кто кулак, тому не разогнуться в ладонь.

Несчастье умягчает человека; природа его становится тогда более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

Обращаться со словами нужно честно."


                                                              http://www.encyclopaedia-russia.ru/document/great/2014/nikolai_vasilievich_gogol/avto.gif

0

48

Читаем отрывки из произведений Н.В.Гоголя

Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно
мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит.
Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится,
будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без
меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо
тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод
стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.
Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и,
наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым
своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В
середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого
неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный!
ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда
все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает
небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды
горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит
Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на
небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы,
свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет
ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он
плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль,
за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к
берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она
вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул.
Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! Когда же пойдут
горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и
молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда
Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном
отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать
козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на
вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая,
бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки,
и заливается горючими слезами.
Дико чернеют промеж ратующими
волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег,
подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков
осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр?
Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.


- Гоголь "Страшная месть"

0

49

Читаем отрывки из произведений Н.В.Гоголя

...Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. “ Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темнозеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба.. . Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин. ..

Источник: Гоголь "Майская ночь, или утопленница"

0

50

http://event.textologia.ru/img/evnt_769_pr.jpg
210-лет со дня рождения Николая Гоголя

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь,— если примешь   в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести   ты человек, и что вся эта толпа, ни в чем несходная между собою, разбирая ее по единицам,   может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и,   засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Н.В. Гоголь

   1 апреля 2019 года исполняется 210-лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя - одного из самобытнейших русских писателей.

Его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Жизнь его не изобиловала внешними событиями. Вся она была в напряжённой работе, в углублённом внутреннем анализе своих поступков и мыслей. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом.

Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Гоголь - начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века.

В читальном зале библиотеки действует замечательная книжная выставка
«По следам Гоголя…»

Приглашаем посетить выставку!

0

51

1 апреля – 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), великого русского писателя

http://calendar.pskovlib.ru/images/april.files/image001.jpg

«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!»

- так горячо отозвался А. С. Пушкин о вышедшем гоголевском сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Вечера…», повесть «Нос», сборник «Миргород» сделали Гоголя знаменитым. Вершины творчества писателя – комедия «Ревизор», повесть «Шинель», поэма «Мертвые души». Работа над «Мертвыми душами», противоречивая реакция современников на поэму так же, как в случае с «Ревизором», убедили писателя в неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала развиваться в представление о своём пророческом предназначении и употреблении своего пророческого дара, силы своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. В конце 1840-х гг. Николай Васильевич обратился к религиозным исканиям, придавшим его творчеству назидательность и дидактику. Мучительные поиски положительных начал жизни отразились в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» и во втором томе «Мертвых душ».

0

52

http://event.textologia.ru/img/evnt_769_pr.jpg
1 апреля 2019 года –
210 лет со дня рождения
великого русского писателя
Николая Васильевича Гоголя
(1809–1852)

В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её… на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем…

Константин Васильевич Мочульский,
русский критик и литературовед

Николай Васильевич Гоголь – писатель, драматург, публицист, актер, историк, преподаватель, чиновник, духовный наставник, монах в миру.

Гоголь как писатель, автор произведений «Ночь перед рождеством», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Мертвые души», «Ревизор» известен всем, кто учится или когда-то учился в российской школе. С повестями из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» мы знакомимся в средней школе, а позже обращаемся к поэме «Мертвые души». Гоголь –  выдающийся русский писатель. И это известно практически всем. Однако… многогранность его личности не исчерпывалась литературным творчеством.

Унаследовав от своего отца, Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, любовь к театру, Николай Васильевич с увлечением участвовал в сценических постановках Нежинской гимназии, в основном он исполнял комические роли. В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. Именно в эти годы будущим писателем были созданы первые литературные произведения. На сценические опыты именно этого времени Николай Васильевич будет опираться позже. Юный Гоголь – актер и начинающий писатель (хотя самые ранние, ученические его творения не сохранились).

Актерские успехи в гимназическом театре, отзывы товарищей, говоривших о замечательном актерском даровании, вдохновляли… и, уезжая по окончании гимназического обучения в Петербург, Гоголь решает связать свою жизнь с театром, став актером. Он предпринимает попытку вступить в русскую труппу Императорских театров. «Я желал бы поступить в театр», – произносит Гоголь, обращаясь к секретарю при директоре Императорских театров (из воспоминаний Н. П. Мундта). Но профессиональным актером Николай Васильевич не стал: не был принят. Начинается новый жизненный этап. Гоголь становится чиновником.

http://ifiyak.sfu-kras.ru/sites/default/files/content/FOR%20NEWS2/Risunok3.jpg
В 1829 году писатель начинает службу: поступает помощником столоначальника (столоначальник – чиновник, возглавляющий стол – низшую структурную часть центрального или местного государственного учреждения) в департамент уделов. И, хотя чиновником Гоголь пробыл недолго, опыт службы был настолько полезен, что отзывался во многих последующих его произведениях. Достаточно вспомнить визит Чичикова и Манилова в «присутственное место»: Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом…

1829 год можно считать началом писательского периода жизни Гоголя. В этом году Николай Васильевич начинает работу над «Вечерами на хуторе близ Диканьки» (закончена в 1832 году). Высокая оценка повестей, входящих в эту книгу, Александром Сергеевичем Пушкиным, Евгением Абрамовичем Баратынским, Виссарионом Григорьевичем Белинским, Владимиром Федоровичем Одоевским, несомненно, придала уверенности молодому писателю. В 1833 году Гоголь приступает к написанию «Невского проспекта», «Портрета», позже – других произведений, вошедших в сборник, названный «Петербургские повести». Впереди – десятилетие плодотворных трудов Николая Васильевича Гоголя – русского писателя.

В начале своего творческого пути писательскую деятельность Гоголь совмещал с преподаванием истории в Петербургском университете. В 1834 году он был  назначен на должность адъюнкта по кафедре истории. Интерес к его лекциям был велик, ведь в эти годы Николай Васильевич был известен как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В это время писатель планировал всерьез заняться историей, желая стать профессором кафедры всеобщей истории в Киеве. Однако художественные замыслы, их воплощение (в 1835 году началась работа над «Мертвыми душами»), осознание себя более как писателя, нежели как историка, преподавателя укореняют Гоголя в сфере писательского творчества.

Гоголь – великий русский драматург. Это вряд ли можно оспорить. Его пьеса «Ревизор» с момента написания никогда не сходила с российских театральных подмостков. Крылатые фразы из этой пьесы помнят многие из нас, например: Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Как публицист и духовный наставник предстает перед нами Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». В ней читатель видит совсем другого, неизвестного для себя писателя…

Однако менее всего известны читателю те страницы биографии Николая Васильевича Гоголя, которые связаны с посещением им Оптиной пустыни, его перепиской с Оптинскими старцами, изучением святоотеческой литературы (творений Отцов Церкви – выдающихся церковных писателей прошлого). Владимир Алексеевич Воропаев о влиянии на  Гоголя святоотеческих трудов писал: «В один из приездов в Оптину он прочитал рукописную книгу – на церковнославянском языке – преподобного Исаака Сирина… ставшую для него откровением». Мог ли Гоголь принять монашеский постриг? Оптинский старец Варсонофий, вспоминая о Николае Васильевиче, говорил: «Есть предание, что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: “Ах, как много я потерял, как ужасно много потерял <...>, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий  не взял меня к себе в скит?». Как к монашескому служению в последние годы жизни Гоголь относился к творчеству. В «Авторской исповеди» он говорит о своем писательстве: «это составляло единственный предмет всех моих помышлений, когда я все прочее оставил, все лучшие приманки жизни и, как монах, разорвал связи со всем тем, что мило человеку на земле, затем, чтобы ни о чем другом не помышлять, кроме труда своего». Венцом творчества Гоголя становятся «Размышления о Божественной Литургии» – поистине труд монаха в миру.

Материал подготовила Смолина Анджелла Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент
Кафедра русского языка и речевой коммуникации

0

53

http://event.textologia.ru/img/evnt_769_pr.jpg
1 aпpeля – дeнь poждeния pyccкoгo пиcaтeля, дpaмaтypгa, aвтopa извecтнoй пoэмы «Mepтвыe дyши». B этoм гoдy oтмeчaeт 210-я гoдoвщинa. Hикoлaй Bacильeвич Гoгoль пoявилcя нa cвeт в 1809 гoдy.

Tapac Шeвчeнкo oднaжды выcкaзaлcя o нeм, кaк oб «иcтиннoм вeдaтeлe cepдцa чeлoвeчecкoгo. Tвopчecкaя биoгpaфия Hикoлaя Bacильeвичa Гoгoля H.B. Гoгoль – клaccик oтeчecтвeннoй литepaтypы, пoжaлyй, caмый зaгaдoчный пиcaтeль в нaшeй иcтopии.

Eгo пpoизвeдeния cтaли ocнoвoй бaлeтoв и тeaтpaльныx cпeктaклeй. «Beчepa нa xyтope близ Дикaньки» и «Hoc» пpинecли eмy извecтнocть. A вepшинoй eгo твopчecтвa пpизнaны тaкиe paбoты, кaк «Peвизop», «Mepтвыe дyши» и «Шинeль».

Пpoцecc paбoты нaд знaмeнитoй пoэмoй «Mepтвыe дyши» и «Peвизop», a тaкжe oбщecтвeнныe peзoнaнc пocлe иx пyбликaции cвидeтeльcтвoвaли o тoм, кaкoe нeoднoзнaчнoe влияниe нa yмы coвpeмeнникoв oкaзывaeт литepaтypнoe дapoвaниe Hикoлaя Гoгoля. Этa мыcль пoлoжилo нaчaлo eгo paзмышлeниям o пpopoчecкoм пpeднaзнaчeнии и нeoбxoдимocти пpимeнять eгo paди oбщeгo блaгa. Oн бoялcя нaвpeдить oбщecтвy cвoими пpoизвeдeниями.
http://www.textologia.ru/img/220319-045344-tl.jpg
K кoнцy 40-x гoдoв XIX вeкa пиcaтeль oбpaтилcя к иcкaниям в cфepe peлигии, из-зa чeгo eгo твopчecтвo пpиoбpeлo нaзидaтeльный xapaктep. B eгo пoздниx paбoтax oтpaзилиcь пoиcки пoлoжитeльныx нaчaл. Oн yвлeкaлcя миcтичecкими и peлигиoзными пpaктикaми. Пoжaлyй, нaибoлee зaгaдoчнoe eгo пpoизвeдeниe – «Bий», нaпиcaннoe пo мoтивaм cтapиннoгo yкpaинcкoгo пpeдaния.

Ho литepaтypoвeды, cпeциaлизиpyющиecя нa гoгoлeвcкoм нacлeдии, пo ceй дeнь нe нaшли yбeдитeльныx дoкaзaтeльcтв, yкaзывaющиx нa eгo aвтopcтвo.

Личнocть пиcaтeля и дpaмaтypгa пpивлeкaeт внимaниe мнoгиx дeятeлeй нayки и кyльтypы. Ужe пpи eгo жизни пoявилиcь мнoгoчиcлeнныe cлyxи, пoявившиecя из-зa eгo зaмкнyтoгo xapaктepa, cклoннocти мифoлoгизиpoвaть биoгpaфию. A eгo зaгaдoчнaя cмepть пopoдилa paзличныe лeгeнды.

Иcтoчник: http://event.textologia.ru/one-210-let- … &n=769

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Го́голь, Никола́й Васи́льевич - загадочный классик русской литературы