"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русская культура

Сообщений 21 страница 40 из 146

1

Русская культура

http://s7.uploads.ru/t/AYu81.jpg

В отечественной философской и культурологической традиции во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно.
При этом исходят из признания ее исключительности, невозможности сведения ее культуры ни к западному, ни к восточному типу, а отсюда делают вывод о ее особом пути развития и особой миссии в истории и культуре человечества.
В основном об этом писали русские философы, начиная с П.Я. Чаадаева, славянофилы, Ф.М. Достоевский.
Тема «русской идеи» была очень важна для B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. Итог этих размышлений о судьбах России был подведен в философско-исторических концепциях евразийства.

http://istoria-mira.ru/wp-content/uploads/2013/11/rozhdenie-rusi-istoriya-praslavyan.jpg
Основные черты русского национального характера

Все эти моменты сформировали специфический русский национальный характер, который невозможно оценить однозначно.
Среди положительных качеств обычно называют доброту и ее проявление в отношении к людям — доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание. Отмечают также простоту, открытость, честность, терпимость. Но в этом списке не значатся гордость и уверенность в себе — качества, отражающие отношение человека к самому себе, что свидетельствует о характерной для русских установке на «других», об их коллективизме.

+1

21

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Возникновение светской школы.

Светский характер образования, соединение обучения с практикой корю иным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенст­ва. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося ря­дом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дво­рянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обо­значения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных со­словий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы наби­рали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян». Од­нако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артилле­рийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Па­жеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве от­крылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в ме­дицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдат­ских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замк­нутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде — четырехклассные и двухклассные малые народные учи­лища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полно­стью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Мо­сковского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициа­тиве И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском универси­тете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднял­ся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя универси­тета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ло­моносов писал, что «университет создан для генерального обучения раз­ночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распростране­нии научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессо­ров.

0

22

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Наука и техника.

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Ака­демии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных усло­вий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли бога­тейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Север­ной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменно­угольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние рай­оны Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середи­не XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской истори­ческой науке. Во второй половине века свои исторические труды созда­ли историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англи­чанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепост­ничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают вообра­жение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно- исторический музей — Кунсткамера (1719); было положено начало Биб­лиотеке Академии наук (1714). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира — Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на пер­вых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эй­лер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказыва­лись иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произо­шел заметный рост числа русских специалистов-ученых.


М.В. Ломоносов.

Выходец из государственных крестьян Архангель­ской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и ис­следованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изу­чением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Вене­ре знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гу­манитарных наук. Он первым выступил против норманской теории про­исхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо- тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечатель­ные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета, его учени­ки и коллеги (академики) — астроном СЛ. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Ле­пехин, физик Г.В. Рихман и др. — обогатили русскую науку замечатель­ными открытиями.

0

23

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Общественная мысль.

Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники — Феофан Прокопович, П.П. Шафиров и др. — с рационалистических позиций «естественного права» и «общего блага» доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих со­чинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Проко­пович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ та­ков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может». П.П. Шафиров в «Рассуждении о причинах Свей- ской войны» доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей.

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посош­ков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремес­ленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге «О ску­дости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промыш­ленности и торговли.

В середине — второй половины XVIII в. в центре русской общест­венной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сто­рон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екате­риной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республи­канца А.Н. Радищева, высказавшегося против самодержавия и крепост­ного права.

Русскую литературу XVIII столетия своими произведениями обо­гатили писатели, поэты и публицисты, такие, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Ка­рамзин и др.

0

24

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Быт и нравы.

После посещения стран Европы и возвращения из «великого посольства» Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обре­зать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по «Соборному уложению» 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания).

По приказанию царя с немецкого языка было переведено специаль­ное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — «Юности честное зерцало», дополненное Петром I. В нем предписыва­лось держать отца и мать «в великой чести», быстро отвечать на вопро­сы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. «Юности честное зерцало» пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось.

Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петров­ское время проводились и общественные праздники. Строились триум­фальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводи­лись массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

0

25

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Архитектура.

В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая пра­вильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов ранне­го барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропав­ловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со здани­ем Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вести­бюлем станции метро «Площадь Революции»). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — зда­ния напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчан­ные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, про­мышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост че­рез Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кнжского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Поеображенской церковью.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распро­странились на старые русские города. С этой целью была создана спе­циальная комиссия, которая составила более 400 проектов переплани­ровки (генеральных планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского — «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достига­лось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли — итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­
ге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

А в Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Куз­нецкий мост через р. Неглинную, Красные ворота, колокольню в Трои- це-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старое, М.Ф. Казаков и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма харак­терны ясность форм, простота и в то же время монументальность, ут­верждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старое построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов — Камен- ноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен- Деламот — Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди — Мра­морный дворец, Ю.М. Фельтен — набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги — Академию наук и другие здания. Складывался непо­вторимый облик Петербурга:

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех сторон земли
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…

(А. С. Пушкин).

Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество обще­ственных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это зда­ние Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собра­
ния, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

0

26

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Скульптура.

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирще­ния искусства, потребности государственной жизни дали толчок разви­тию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой ча­стью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах ис­кусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барроко, во второй половине — классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли — отец знаме­нитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Ива­новны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из сре­ды поморских косторезов, — Ф.И. Шубин. Для него характерна необы­чайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М.В. Ломоносо­ва, A.M. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, З.П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллего­рическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М.И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов — «Самсон», символизирующая победу России в Северной войне. Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптур­ный памятник Москвы — памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник — памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его соз­дал французский скульптор Э.М. Фальконе.

Живопись.

Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Уша­кова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества бьш портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана»

И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой инди­видуальности — поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техни­кой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д.Г. Левицкий выразил много­гранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по­лучила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Ши­банова впервые в русской живописи появилось изображение жизни кре­стьян. Сохранились и народные картинки — лубок.

0

27

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в.

Театр.

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр пе­реехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С.Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же сто­
летии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В.А. Паш­кевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения компо­зитор Д.С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа свет­ского направления в искусстве, установление широких связей с культу­рой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культу­ры в XIX в.

0

28

Русский народный костюм

К сожалению, этот пласт нашего культурного наследия не остался без вмешательства тех, кто на протяжении, как минимум, трёхсот последних лет последовательно работал на её уничтожение.

Досталось и русскому народному костюму. После того, как Пётр I вернулся из турне по Западной Европы (1697 по 1698 гг.), он (вернее его двойник) издал в 1699 г. Указ, в котором запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Известен такой факт, что со всех въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного (Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 59-60). С тех пор русское крестьянство осталось единственным хранителем народной истории, культуры и представлении русского народа о красоте.

В настоящее время исследователи делят всё многообразие русского народного костюма (мы будем говорить о женском костюме) на две большие группы. Первая группа – южнорусский женский костюм или понёвный комплекс – самый древний. Его самой главной деталью была понёва – прабабушка современной юбки. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других, но с 14 века он начал постепенно вытесняться другой одеждой, и к 17 веку понёва стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к 19 веку даже в южных губерниях понёву носили лишь замужние крестьянские женщины. В понёвный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понёва, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата с длинным рукавом и застёжкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-001.jpg

Свернутый текст

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-002.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-003.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-004.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-005.jpg

Вторая группа – это северорусский костюм, или как его ещё называют сарафановый комплекс, потому что его основой служил сарафан. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к 18-9 веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-006.jpg

Свернутый текст

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-007.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-008.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-009.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-010.jpg

Кроме этого, существует множество черт народного костюма, которые характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному и сословному положению. Чаще всего знаками различия были не столько покрой и вид одежды, а цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток – шёлковых, золотых и серебряных.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-011.jpg

Свернутый текст

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-012.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-013.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-014.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-015.jpg

Для иллюстрации мы использовали прекрасные акварели Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892) – русского художника, архитектора и историка из крепостных. В 1830 году его отправляют в в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.
Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания солидного научного труда «Древности Российского государства», раздел «Одежды Российского Государства».

0

29

Русский народный костюм

Несмотря на то, что в России свадебные белые платья начали активно входить в городскую моду в начале 19 века, национальные свадебные костюмы продолжали быть в ходу среди крестьян, мещан и даже части купечества.
Каждая губерния и даже уезд имели свой неповторимый уникальный вариант свадебных костюмов, в силу огромности территории нашей страны, исторических особенностей развития каждого региона, влияния соседних культур и т.д., но смысл и принципы её изготовления оставались неизменными. Наряд новобрачных украшался богатой вышивкой из ведических орнаментов, несущих сакральный и обереговый смысл. На женских свадебных платьях это были женские фигуры Богини Макоши, ромбы – знаки плодородия, разнообразные солярные знаки, дерево жизни и т.п, которые, как правило, располагались по краям одежды – по подолу, вороту, на концах рукавов, плечах и и.д. В некоторых регионах России они использовались вплоть до середины 20 века.
Давайте посмотрим, какие свадебные наряды бытовали у крестьян северного, поволжского, приуральского и южного регионов России в конце 19- середине 20 вв. В этом нам поможет книга С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм». Ниже представлены женские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-016.jpg

=Spoiler написал(а):

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-017.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-018.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-019.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-020.jpg

Мужские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний конца 19- середины 20 вв.
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-021.jpg

=Spoiler написал(а):

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-022.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-023.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-024.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-025.jpg

Такой костюм, который венчал головной убор и называвшийся сорока, сохранялся в Воронежской области, как свадебный наряд, до 1950-х годов.

0

30

Русский народный костюм

Русские головные уборы

Важным элементом женского свадебного костюма являлся головной убор. Когда девушка выходила замуж, менялся и её головной убор, как и причёска. До свадьбы девушка носила одну косу и девичьи головные уборы – разнообразные венцы, повязки и обручи, которые оставляли макушку головы открытой. Причём, и в этом случае форма и орнамент этих украшений были уникальными чуть ли не для каждого села, как и украшение их дополнительными деталями в виде шариков из белого гусиного или лебяжьего пуха, которые назывались «пушками», яркими селезнёвыми пёрышками – «кудрями», цветами, золотым шитьём и самоцветными каменьями.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-026.jpg

=Spoiler написал(а):

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-027.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-028.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-029.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-030.jpg

После свадьбы и девичья прическа и головной убор менялись на женские. Коса расплеталась и волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались под закрытые головные уборы. Их тоже было несколько, самыми распространёнными из них являлись кокошники, повойники, кики, сороки.

Первый из них – кокошник – самый, пожалуй, известный в мире. Он является символом русского национального костюма. Действительно, он использовался как праздничный головной убор, вплоть до конца 19 века, а в некоторых сёлах его одевали невесты ещё в 20-е годы 20 века. Кокошник представляет собой головной убор в виде опахала, округлого щита вокруг головы или гребеня из простёганного или проклеенного холста или толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к небольшой простёганной шапочке (волосник) из шёлка, атласа, бархата, парчи, позумента или кумача. Сверху кокошник украшали орнаментом, искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у богатых — драгоценными камнями.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-031.jpg

=Spoiler написал(а):

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-032.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-033.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-034.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-035.jpg

Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. Были кокошники в виде циллиндрической шапки с конусообразным дном, с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твёрдым прямоугольным подзатыльником. Позатылник – это ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно, налобник – расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-036.jpg

=Spoiler написал(а):

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-037.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-038.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-039.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-040.jpg

Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус.
Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

0

31

Баня как часть русской культуры

Вряд ли придется лукавить, если сказать, что баня занимает важное место в душе русского человека.
Что уж тут и говорить, словосочетание "русская баня" говорит само за себя, и мы лишь блаженно улыбаемся, представляя богатые клубы пара, душистый запах и звонкий свист березового веника…

Конечно, баня – это на любителя, но, как показывает практика, таких любителей очень и очень много.
О целебных свойствах бани большинство из нас знает не понаслышке. Пар костей не ломит, а оказывает положительное влияние на весь организм. Многие факты о бане были прекрасно известны и нашим предкам, ведь на Руси, как и во многих странах, бани были распространены с древних времен, например, упоминание о них встречается у летописца Нестора (11 в.).

Своим происхождением баня обязана Древнему Риму. Именно там, в III веке до н. э., появились первые упоминания о римских термах, или, как их принято называть, римских банях. Римские термы представляют собой античную баню в Древнем Риме, возникшую по греческому образцу и ставшая центром общественной жизни. Интенсивный рост количества римских бань в период с I по IV века н.э. позволил судить о необыкновенной популярности. Римская баня была своеобразным местом встречи горожан, настоящим светским клубом, в котором можно было пообщаться, узнать о последних новостях и событиях, с пользой для тела провести время и даже позаниматься спортом.

Римские термы или бани, возведенные по образцу Древнего Рима, дали начало строительству бань в Европе, Малой Азии, на Древнем Востоке.
http://zemljaki.mybb.ru/uploads/0000/59/f0/5413-2.jpg

Краткая история возникновения бань

Первые бани появились еще в каменном веке, если под древней парной баней понимать груду горячих камней, образующих пар. Также существует несколько объяснений тому, что натолкнуло человека на создание бани. Например, это могло быть случайное попадание воды на домашний очаг, или омовение в горячем источнике, которое чудесным образом восстановило силы уставшего охотника.
Древнегреческие философы считали, что первые бани у разных народов появились в одно и то же время. Известно, что свои уникальные банные традиции были в Египте, Сирии, Вавилоне, бани были известны скифам и индейскому племени майя, а позже, ацтекам.
Геродот описывает скифские бани, которые были устроены в шалашах, а получение пара достигалось с помощью конопляных семян, брошенных на раскаленные камни.
Процесс омовения у всех народов, так или иначе, был тесно связан с религиозными верованиями. То, что вода обладает чудесной защитной и исцеляющей силой, отражено во многих мифах и легендах. Многие реки объявлялись священными, а купание в них было древнейшим способом лечения.
В древнегреческой мифологии, например, Ахиллес приобрёл неуязвимость после купания в водах реки Стикс, уязвимым местом на его теле оставалась только пятка, которой не коснулись воды Стикса.

Погружение в горячий источник греки называли «купанием Геракла», связывая силу и красоту легендарного героя с живительным воздействием воды и пара.

0

32

Баня как часть русской культуры

РУССКАЯ БАНЯ

http://zemljaki.mybb.ru/uploads/0000/59/f0/5417-1.jpg

Иcпокон веков на Руси вблизи воды, на пригорке строили небольшие бревенчатые домики и называли их по-разному: истопка, влазня, мыльница, мыльня или просто баня. По мнению иностранных путешественников, любовь русских к чистоте – их главная национальная особенность, ведь «здесь нет ни одного города, ни одного села в которых бы не стояла паровая баня.» первый трактат о русской бане написал в конце 18 столетия испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера, прослуживший почти всю жизнь в России при дворе Елизаветы Петровны.

Парная баня – одно из прекрасных гигиенических и лечебных средств, однако перед тем как начать регулярное посещение парной, необходимо посоветоваться с врачом, так как баня противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой, эндокринной системы, хроническими заболеваниями легких, имеющим различные новообразования.

При разумном использовании бани ускоряются процессы обмена веществ, улучшается кровообращение, стимулируется дыхание. Баня словно обновляет человека, снимает усталость. Тепло, пар, вода и массаж (растирание мочалкой или похлопывание веником) глубоко очищают кожу, повышают гибкость и подвижность суставов.
http://zemljaki.mybb.ru/uploads/0000/59/f0/5412-2.jpg

Настоящие знатоки бани большое значение придают березовому венику – этому русскому «массажному прибору». Перед началом мытья его запаривают, вода постепенно становится темной, похожей на чай, а вокруг вас появляется приятный запах березовой рощи. Похлопывание веником сначала должно быть очень легким. Слегка касаясь тела только листьями и уж потом концами веточек, все чаще и чаще поколачивают вдоль лопаток, позвоночника, с боков, вдоль рук и ног (именно вдоль, а не поперек – это одна из заповедей банной науки!).

Перед тем как войти в парилку, рекомендуется вымыть тело под душем и досуха растереться полотенцем, голову накрыть хлопчатобумажной косынкой или надеть шерстяную шапочку. В парилке следует сначала постоять внизу, а затем постепенно подниматься на верхние полки. После распаривания – холодная процедура (обливание, душ, можно окунуться в бассейн с холодной водой). Затем необходимо отдохнуть, завернувшись в простыню, выпить чаю, добавив в заварку мяту, липовый цвет, листья малины или смородины. После бани на влажную кожу нанести смягчающий крем....

0

33

Баня как часть русской культуры

Какими были русские бани

Существовавшие раньше настоящие русские бани стали заменять современные, может быть где-то в провинциальных глубинках они ещё и остались. Были такие бани, которые топились «по-чёрному» (крошечный бревенчатый домик, дым идёт в парилку, отсюда и название) и «по-белому» (бревенчатый домик с трубой, при горении дров дым идёт на улицу). Преимущество бани «по-чёрному» было в том, что пар был сухой и «ласковый», и температура его была выше. Но, несмотря на это они были неудобны и их заменили бани «по-белому», которые не нужно было проветривать и с эстетической стороны бани стали чище, не было налёта сажи на брёвнах.

Рубили добротный сруб мужики, которые не имели образования, без всяких чертежей, всё у них было в голове. Баня состояла из небольшого предбанника, и парилки, где стояла печь заполненная камнями. Топить лучше баню берёзовыми дровами – жарко горят и не дают искр, а это значит не быть пожару. Затопили печь, камни раскалились, дым выходит через трубу наружу.

Зайдя в баню, камни в печи поливают горячей водой, и парилка наполняется жаром. Можно взобраться на полати, чем выше, тем жарче. Кадушки и лавки вдоль стен делали из липы. Поддадут горячую воду на камни и в парилке запах мёда. На пол сыпали сосновую хвою, травы и цветы. По-разному нагревали воду для мытья, чаще всего в печь вмазывали чугунный котёл и наполняли его водой. Не один час топиться баня, а за это время вода успеет закипеть....

http://zemljaki.mybb.ru/uploads/0000/59/f0/5418-1.jpg

Традиция

Русская баня, без сомнения, является кузницей здоровья человека.
Пар открывает поры, очищает кожу, удаляет кожные закупорки, уничтожает болезнетворные бактерии.
Баня стимулирует кровообращение, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, способствует повышению обмена веществ.
После посещения парной бани человек чувствует приятную истому во всем теле, избавляется от усталости и стрессов, а различные травмы и раны заживают гораздо быстрее.

Баня в России - это целое искусство,
с которой связано множество различных традиций.

Она часто упоминается в русской классической литературе.
Например, А.С. Пушкин, будучи большим поклонником бани, в поэме «Руслан и Людмила» описывал пребывание в бане молодого хана Ратмира:

Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой.
Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез,
И жар от них душистый пашет;
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает
И в ароматах потопляет
Темнокудрявые власы.
Восторгом витязь упоенный
Уже забыл Людмилы пленной
Недавно милые красы;
Томится сладостным желаньем;
Бодрящий взор его блестит,
И, полный страстным ожиданьем,
Он тает сердцем, он горит.

Телу – польза, душе - радость

http://zemljaki.mybb.ru/uploads/0000/59/f0/5420-1.jpg

Парная баня занимает в русской культуре совершенно особое место.

Потели в парилке, нещадно похлестывая себя веничком, все, от мала до велика: и знатные князья да бояре, и купцы, и простые крестьяне.
Баня не только служила очищению тела, но и выполняла сакральную функцию: здесь рождались младенцы и умирали старики, здесь устраивали гадания при свечах, а знахари изгоняли полузабытые нынче хвори.
Внешне русская баня выглядит как деревянная изба с двумя помещениями: раздевалкой и парилкой. В парилке расположена печь с камнями – так называемая каменка.

Русская баня бывает двух разновидностей: с топкой «по-черному», когда дым выводится через открытое окно парилки, или «по-белому», в которой для отвода дыма предназначена дымовая труба. Бани с топкой «по-черному» нынче практически повсеместно уступили первенство более современным и гигиеничным баням с топкой «по-белому». Современная медицина своим авторитетом подтвердила целебные свойства русской бани.

Чередование горячего влажного пара и ледяной воды, которой окатываются после посещения парилки, способствует отличной тренировке сосудов, которые то расширяются от жары, то вновь сужаются от холода, тем самым, освобождаясь от холестерина. Можно и попросту, выбежав из парной, прыгнуть в сугроб, растереть тело снегом и бегом обратно, в парилку! Результат такого температурного экстрима не заставит себя ждать: легкие расправятся, по освободившимся от холестериновых бляшек сосудам с удвоенной силой побежит кровь и усилится обмен веществ.

Русская баня – это отличное средство и для укрепления иммунитета, особенно актуальное в гриппозную зимне-весеннюю пору. Частое посещение парной – лучший способ навсегда избавиться от многих болезней дыхательной системы: хронических насморков, бронхитов, катаров горла и носа. Баня благотворно воздействует и на нервную систему, улучшает сон, заставляет надежно забыть о стрессах.
http://zemljaki.mybb.ru/uploads/0000/59/f0/5412-1.jpg

Русскую баню невозможно представить без хорошего березового, дубового, пихтового или можжевелового веника. Похлестывание таким веником - ничто иное, как великолепный оздоровительный массаж. Если же среди собравшейся в бане компании найдется к тому же хороший костоправ, то и он без дела не останется: для лечения остеохондрозов и прочих заболеваний опорно-двигательного аппарата не найдешь лучше времени, чем когда мышцы распарены и расслаблены.

0

34

Рождественский Сочельник - 6 января

Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять этот день в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря - кашу. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, "молоко" разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим "молоком" приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша была разной по составу.
По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Типикон предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.

Разговляться принято сочивом или кутьёй. Так делается и в воспоминание древнего обычая, когда готовящиеся к крещению, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров.
В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой". Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа.

Уже в IV в. было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие.

В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.

Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие сорокадневным рождественским постом - Филиппов.

В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами.

Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками.

В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия.

Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным.

Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.

Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.

Богослужение в Православной Церкви
В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия, краткого последования Изобразительных, во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.

Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого.

0

35

Старославянская азбука. Старославянский алфавит - значение букв. Старославянские буквы

Азбука старославянского языка – это собрание письменных знаков в определенном порядке, выражающих конкретные звуки. Эта система достаточно самостоятельно развивалась на территории проживания древних русских народов.

Краткая историческая справка

В конце 862-го года князь Ростислав обратился к Михаилу (византийскому императору) с просьбой отправить в свое княжество (Великую Моравию) проповедников с целью распространить на славянском языке христианство. Дело в том, что читалось оно в то время на латыни, которая была незнакома и непонятна народу. Михаил отправил двух греков – Константина (имя Кирилл он получит позже в 869 при принятии монашества) и Мефодия (старшего его брата). Этот выбор не был случаен. Братья были родом из Солуни (Салоники по-гречески), из семьи военачальника. Оба получили хорошее образование. Константин проходил обучение при дворе императора Михаила Третьего, хорошо владел разными языками, в том числе, арабским, еврейским, греческим, славянским. Кроме того, он преподавал философию, за что его и называли – Константин Философ. Мефодий сначала был на военной службе, а затем управлял несколько лет одной из областей, в которой проживали славяне. Впоследствии старший брат ушел в монастырь. Это была не первая их поездка – в 860-м году братья совершали поход с дипломатической и миссионерской целью к хазарам.

Как создавалась система письменных знаков?

Для того чтобы проповедовать на славянском языке, нужно было перевести Священное писание. Но системы письменных знаков в то время не существовало. Константин принялся за создание азбуки. Мефодий активно помогал ему. В итоге, в 863-м году старославянская азбука (значение букв из нее будет приведено ниже) была создана. Система письменных знаков существовала в двух видах: глаголица и кириллица. По сей день ученые расходятся во мнениях, какой из этих вариантов был создан Кириллом. С участием Мефодия были переведены некоторые греческие богослужебные книги. Так у славян появилась возможность писать и читать на своем языке. Кроме того, народ получил не только систему письменных знаков. Старославянская азбука стала основой для литературного словарного запаса. Некоторые слова и сейчас можно встретить в украинском, русском, болгарском наречии.

Первые символы – первое слово

Первые буквы старославянской азбуки – "аз" и "буки" – сложили, собственно, название. Они соответствовали "А" и "Б" и начинали систему знаков. Как же выглядела старославянская азбука? Картинки-граффити были сначала нацарапаны прямо на стенах. Первые знаки появились приблизительно в 9-м веке, на стенах в церквях Переславля. А в 11-м столетии старославянская азбука, перевод некоторых знаков и их толкование появились в Киеве, в Софийском соборе. Новому витку развития письменности поспособствовало событие, произошедшее в 1574-м году. Тогда появилась первая напечатанная "Старославянская азбука". Создателем ее был Иван Федоров.

Связь времен и событий

Если оглянуться назад, то можно не без интереса отметить, что старославянская азбука была не просто упорядоченным набором письменных символов. Эта система знаков открыла народу новый, ведущий к совершенству путь человека на земле и к новой вере. Исследователи, глядя на хронологию событий, разница между которыми всего 125 лет, предполагают непосредственную связь утверждения христианства с созданием письменных символов. За одно столетие практически народ смог искоренить прежнюю архаичнюю культуру и принять новую веру. У большинства историков нет сомнений в том, что появление новой письменной системы непосредственно связано с последующим принятием и распространением христианства. Старославянская азбука, как уже было выше сказано, была создана в 863-м, а в 988-м Владимир заявил официально о введении новой веры и уничтожении примитивного культа. Тайна системы знаков Многие ученые, изучая историю создания письменности, приходят к выводу, что буквы старославянской азбуки являли собой некую тайнопись. Она имела не только глубокий религиозный, но и философский смысл. Вместе с этим, старославянские буквы составляют сложную логико-математическую систему. Сравнивая находки, исследователи приходят к выводу, что первое собрание письменных символов создано было как некое целостное изобретение, а не как структура, которая формировалась частями, путем добавления новых форм. Интересны знаки, из которых состояла старославянская азбука. Большинство из них представляют собой символы-числа. В основе кириллицы лежит греческая унциальная письменная система. В старославянской азбуке было 43 буквы. 24 символа заимствованы были из греческого унциала, 19 – были новыми. Дело в том, что в греческом языке не было некоторых звуков, которые были в то время у славян. Соответственно, буквенного их начертания не было тоже. Поэтому часть символов из новых, 19-ти, была заимствована из других письменных систем, а часть – была создана Константином специально.

"Высшая" и "низшая" часть

Если посмотреть на всю эту письменную систему, то можно достаточно явно выделить две ее части, в корне отличающиеся друг от друга. Условно первую часть называют "высшей", а вторую, соответственно, "низшей". В 1-ю группу входят буквы А-Ф ("аз"-"ферт"). Они представляют собой перечень символов-слов. Их смысл был понятен любому славянину. "Низшую" часть начинала "ша" и заканчивала "ижица". Эти символы не имели числового значения и несли негативный подтекст в себе. Чтобы понимать тайнопись, недостаточно просто просмотреть ее бегло. Следует вчитываться в символы – ведь в каждый из них Константин вкладывал смысловое ядро. Что же символизировали знаки, из которых состояла старославянская азбука?

Значение букв

"Азъ", "буки", "веди" - эти три символа стояли в самом начале системы письменных знаков. Первой буквой была "азъ". Употреблялась она в виде местоимения "Я". Но коренным смыслом этого символа являются такие слова, как "начало", "начинать", "изначально". В некоторых письменах можно найти "азъ", обозначавший цифру "один": "Поеду азъ ко Владимиру". Либо этот символ интерпретировался как "начинать с азов" (сначала). Этой буквой, таким образом, славяне обозначали философский смысл своего бытия, указывая на то, что нет конца без начала, нет света без тьмы, нет зла без добра. При этом основной акцент ставился на двойственности устройства мира. Но и сама старославянская азбука, собственно, составлена по тому же принципу и разделена на 2 части, как уже было выше сказано, "высшую" (положительную) и "низшую" (отрицательную). "Азъ" соответствовала цифре "1", которая, в свою очередь, символизировала начало всего прекрасного. Изучая нумерологию народа, исследователи говорят о том, что все числа уже тогда разделялись людьми на четные и нечетные. Причем первые ассоциировались с чем-то негативным, а вторые символизировали что-то доброе, светлое, положительное.

http://st4.maxpark.com/static/u/photo/3347856907/740_55209.gif

"Буки"

Эта буква следовала за "азъ". "Буки" не имела цифрового значения. Тем не менее, философский смысл этого символа был не менее глубок. "Буки" – это "быть", "будет". Как правило, ее использовали в оборотах в будущем времени. Так, например, "боуди" – это "пусть будет", "будущий" – "предстоящий", "будущий". Этим словом древние славяне выражали неизбежность предстоящих событий. При этом, они могли быть как ужасными и мрачными, так и радужными и хорошими. Неизвестно точно, почему второй букве Константин цифрового значения не дал. Многие исследователи полагают, что это может быть связано с двойственностью значения самой буквы.

"Веди"

Этот символ представляет особый интерес. "Веди" соответствует цифра 2. Переводится символ, как "владеть", "знать", "ведать". Вкладывая такой смысл в "веди", Константин подразумевал знание – как божественный высший дар. И если сложить первые три знака, то выйдет фраза "Я буду знать". Этим Константин хотел показать, что человек, который откроет азбуку, получит впоследствии знание. Следует сказать и о смысловой нагрузке "веди". Цифра "2" – двойка, пара принимала участие в различных магических ритуалах, а в целом указывала на двойственность всего земного и небесного. "Два" у славян обозначало объединение земли и неба. Кроме того, эта цифра символизировала двойственность самого человека – присутствие добра и зла в нем. Другими словами, "2" – это постоянное противоборство сторон. Необходимо отметить также, что "двойка" считалась числом дьявола – ей были приписаны многие негативные свойства. Считалось, что именно она открывала ряд отрицательных чисел, несущих смерть человеку. В связи с этим, появление на свет близнецов, например, считалось дурным знаком, несущим болезни и несчастья всему роду. Плохой приметой считалось качать колыбель вдвоем, вытираться одним полотенцем двум людям, да и вообще делать что-то вдвоем. Однако даже при всех отрицательных качествах "двойки" люди признавали ее магические свойства. И во многих ритуалах принимали участие близнецы или использовались одинаковые предметы для изгнания злых духов.

Символы как тайное послание потомкам

Все старославянские буквы – заглавные. Впервые две разновидности письменных символов – строчные и прописные – были введены Петром Первым в 1710-м году. Если посмотреть на старославянский алфавит - значение букв-слов, в частности, - то можно понять, что Константин не просто составлял письменную систему, а пытался донести особый смысл до потомков. Так, например, если складывать те или иные символы, можно получить фразы назидательного характера: "Веди Глаголь" – ведай учение; "Твердо Оукъ" – укрепляй закон; "Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.

Порядок и стиль начертания

Исследователи, занимающиеся изучением азбуки, рассматривают порядок первой, "высшей" части с двух позиций. В первую очередь каждый символ складывается с последующим в осмысленную фразу. Это можно считать неслучайной закономерностью, которая, вероятно, была придумана для более легкого и быстрого запоминания алфавита. Кроме этого, систему письменных знаков можно рассматривать с точки зрения нумерологии. Ведь буквам соответствовали и цифры, которые расположены были по возрастанию. Так, "азъ" – А – 1, В – 2, затем Г – 3, потом Д – 4 и далее до десяти. Десятки начинались от "К". Перечислены они были аналогично порядку единиц: 10, 20, затем 30 и т.д. до 100. Несмотря на то, что писались старославянские буквы с узорами, они были удобны и просты. Все символы превосходно подходили для скорописи. Как правило, люди не испытывали затруднений в изображении букв.

Развитие системы письменных знаков

Если сопоставить старославянский и современный алфавит, можно увидеть, что 16 букв утеряно. Кириллица и сегодня отвечает звуковому составу русской лексики. Это объясняется в первую очередь не таким резким расхождением самой структуры славянского и русского языков. Немаловажно и то, что при составлении кириллицы Константин тщательно учел фонемный (звуковой) состав речи. В старославянской азбуке присутствовало семь греческих письменных символов, изначально ненужных для передачи звуков старославянского языка: "омега", "кси", "пси", "фита", "ижица". Кроме того, в составе системы присутствовало по два знака, для обозначения звука "и" и "з": для второй – "зело" и "земля", для первой – "и" и "иже". Такое обозначение было несколько лишним. Включение этих букв в состав азбуки должно было обеспечивать правильное произношение звуков греческой речи в заимствованных из нее словах. Но звуки произносились на старорусский лад. Поэтому необходимость употреблять указанные письменные символы со временем отпала. Немаловажно было изменение применения и значения букв "ер" ("ъ") и "ерь" (ь). Изначально они использовались для обозначения ослабленного (редуцированного) глухого гласного: "ъ" - приближенного к "о", "ь" – приближенного к "э". Со временем слабые глухие гласные стали исчезать (данный процесс назвали "падение глухих"), а указанные символы получили другие задачи.

Заключение

Многие мыслители усматривали в цифровом соответствии письменных символов принцип триады, духовного равновесия, которого достигает человек в своем стремлении к истине, свету, добру. Изучая азбуку с самых ее азов, многие исследователи делают вывод, что Константин оставил потомкам бесценное творение, призывающее к самосовершенствованию, мудрости и любви, учению, обходя темные тропы вражды, зависти, злобы, зла.

0

36

Бирюльки

http://062012.imgbb.ru/2/d/0/2d026c53da6b380d5f7d389c2d2c5c5c.jpg
http://062012.imgbb.ru/5/a/a/5aab03fda7114b1ae31c37d5f4cfa0f0.jpg
http://062012.imgbb.ru/2/1/a/21a3901c2e10d11ecc73f42b52138ed2.jpg

0

37

Блошки в плошке

http://062012.imgbb.ru/0/d/4/0d40ea9fd2f0295385d2f6c8ba3bd47a.jpg

0

38

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека.
Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки.

Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

0

39

На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

http://sh.uploads.ru/t/oqnte.jpg

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.
С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

http://sd.uploads.ru/t/jtePD.jpg

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

http://portaldetstva.ru/upload/iblock/b63/b688.jpg
Матерчатая кукла в этнографическом костюме Дуняша

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.

Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

http://s8.uploads.ru/t/lk3TV.jpg

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

http://sh.uploads.ru/t/426MY.jpg
Кукла чуваши

Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

0

40

Обрядовые куклы :

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

http://s7.uploads.ru/t/QX6GY.jpg
Кукла Плодородие

Купавка - кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).

http://s3.uploads.ru/t/ULFVR.jpg
Кукла Купавка

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

http://s5.uploads.ru/t/7GoiU.jpg
Кукла Масленица

В некоторых губерниях бытовала кукла Коза. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

http://sg.uploads.ru/t/htFaN.jpg
Кукла “Коза’’

Обережная кукла "Кубышка-травница"
Традиционная целительская кукла, наполненная душистыми травами (тысячелистник, мята, полынь, мелисса, хмель, лист березы, чистотел, шалфей и т.д.). Защищает дом от болезней, очищает воздух, является женским оберегом на женскую красоту и здоровье.

http://s8.uploads.ru/t/RbKar.jpg
Свадебная кукла Обережная кукла "Неразлучники".

На Руси кукла была важным атрибутом свадебной церемонии.
Сегодня куклу крепят к капоту машины, которая поедет во главе свадебного кортежа. Навряд ли кто-то задумывается об истинном смысле такой «сопровождающей» куклы.

Когда-то на русских свадьбах так называемый свадебный поезд также был украшен куклами. Молодожены после венчания отправлялись в дом жених. Повозку, везущую их, обязательно украшали двумя куклами: куклой-невестой и куклой-женихом. И у них была особая миссия – защитить молодых от сглаза. Куклы якобы принимали на себя недобрые взгляды.

Кстати, одна рука у этих кукол была общей, и по ней можно было передвигать кукол. То есть выглядели они так словно не просто держаться за руки, а неразрывно связаны. Это было весьма символично. Еще этих кукол называли «Неразлучники».
Такие куклы для молодых делали подруги. Для их изготовления использовали ткани разных цветов и куски разных нитей. За основу кукол брали лучину или плоскую щепку 20-30 сантиметров в длину и полтора сантиметра в ширину. Щепка или лучина не должна была быть из осины или ольхи, потому что эти деревья могли «приютить» в себе злых духов.

http://sd.uploads.ru/t/9m3oU.jpg
Обережная кукла "Неразлучники"(авторская)

Если случалось так, что пара расходилась, то и кукол разъединяли.

Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из березы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених.

0