"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Режиссеры » Ташков, Евгений Иванович-советский и российский кинорежиссёр


Ташков, Евгений Иванович-советский и российский кинорежиссёр

Сообщений 21 страница 25 из 25

1

http://gl00.weburg.net/00/persons/6/26112/big/481790.jpg
Евгений Иванович Ташков (1.01.1927г. - 15.02.2012г.)

Советский и российский режиссёр, сценарист, актёр.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980)

Народный артист России (1995)

Награжден Почетным дипломом первого Всесоюзного кинофестиваля (1958, за фильм «Страницы былого»)

Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1971, за телесериал «Адъютант его превосходительства»)

http://sg.uploads.ru/t/sa0kC.gif
Родился 1 января 1927г. в селе Быково Сталинградской области.
В 1950г. окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой).
Служил в Театре-студии Киноактера.
С 1957 по 1967гг. - режиссер Одесской киностудии.
Был режиссером киностудии "Мосфильм".
Был преподавателем во ВГИКе.
Ушел из жизни 15 февраля 2012г.

http://sh.uploads.ru/t/wYi2a.gif

Зрителям не надо представлять этого режиссера. Он - человек счастливой судьбы. Не каждый из его коллег может похвастать тем, что ему удалось поработать в разных жанрах. Творческая же биография Евгения Ташкова отличается значительным разнообразием. Высокая степень профессионализма помогла Евгению Ташкову поставить и блестящую комедию «Приходите завтра», и вдоволь поработать с экранизациями: «Майор «Вихрь», «Дети Ванюшина», «Уроки французского», «Подросток», «Ловкачи». Особой же популярностью у зрителей пользовались военно-героические драмы, поставленные Евгением Ташковым в шпионском ключе: «Жажда», тот же «Майор «Вихрь», «Адъютант его превосходительства».

«Адъютант» стал поистине звездным часом, как для самого постановщика, так и для его исполнителей. Надо сказать, что с актерами у Евгения Ивановича всегда складывались самые доверительные отношения, то был брак по любви. Есть такое понятие — актерский режиссер. Это особый дар. Здесь нужен не только хороший «нюх» на актеров и способность зажигать новые имена, а еще и умение открывать в уже известных исполнителях иную, порой неведомую им самим грань таланта. Актерских режиссеров можно перечесть по пальцам. Среди них Евгений Иванович Ташков. Удивительные отношения складывались у этого мастера со всеми исполнителями, когда-либо работавшими с ним. Все они, не сговариваясь, отмечают человеческий и профессиональный аспект личности режиссера и ту удивительную творческую атмосферу, которую он создавал на съемочной площадке.

0

21

http://www.rusactors.ru/film/a/adjutant_ep/foto/01.jpg


История создания картины "Адъютант Его Превосходительства"

Идея создания фильма «Адъютант Его Превосходительства» возникла на волне интереса к советской разведке, возникшей в результате широкой пропагандистской компании, развернутой к 50-летию органов госбезопасности Советского Союза. В основу повествования сценарист Георгий Северский (кстати, бывший чекист) и направленный ему в помощь сценарист Игорь Болгарин положили подлинную историю разведчика Павла Васильевича Макарова. Попав в 1918 году в плен к белым, Макаров выдал себя за штабс-капитана, а затем смог втереться в доверие к командующему Добровольческой армией Владимиру Зеноновичу Май-Маевскому. До 1920 года разведчик служил у Его Превосходительства, передавая сведения красным.

Чтобы сделать сюжет более насыщенным и увлекательным сценаристы добавили в него другие реальные исторические факты, не относящиеся к деятельности Макарова (разоблачение белогвардейского агента Басова, разгром националистического центра в Киеве и др.) А поскольку главный герой не имел к ним отношения, было решено изменить фамилии: Макаров стал Павлом Андреевичем Кольцовым, генерал Май-Маевский - Владимиром Зеноновичем Ковалевским, полковник контрразведки Щучкин – Николаем Григорьевичем Щукиным.
http://www.rusactors.ru/film/a/adjutant_ep/foto/04.jpg
На роль Кольцова режиссер картины Евгений Ташков перепробовал несколько известных актеров и остановил свой выбор на Михаиле Ножкине, известном по роли разведчика Павла Синицина в фильме «Ошибка резидента». А Юрий Соломин был приглашен на небольшую роль контрразведчика Осипова. Однако затем, пересматривая фото актеров, Ташков пришел к выводу, что капитан Кольцов будет убедительнее, если его сыграет именно Соломин.

Юрий Соломин рассказывал: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актёром характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую - волевого, сосредоточенного человека, умеющего всё взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию…»

Адъютант Его ПревосходительстваХудсовет кандидатуру Соломина принял не сразу – лишь после шестой кинопробы и то, лишь под ответственность самого Ташкова.

Съемки фильма проходили с 17 марта по 26 ноября 1969 года – в Москве, в Новороссийске, в Киеве. В феврале 1970 года картина была сдана заказчику и вызвала резкое неприятие. Руководство заявило, что этот фильм – гимн белогвардейщине, и решило отложить премьеру на неопределенное время. Пришлось за дело включаться режиссеру Евгению Ташкову и директору фильма Алле Жаворонковой. Им удалось показать фильм заместителю председателя КГБ Семену Цвигуну. И тому «Адъютант Его Превосходительства» понравился. Очень скоро фильм вышел на телевизионные экраны страны, а в 1971 году был удостоен Государственной премии РСФСР.
http://www.rusactors.ru/film/a/adjutant_ep/foto/06.jpg
Но и это было еще не все. После премьеры картины телевизионное руководство высказалось против постельной сцены с Кольцовым и Татьяной (хотя эпизод был совершенно невинным – влюбленные лежали под одним одеялом и разговаривали, не было ни объятий, ни поцелуев). Представив это, как «волеизлияние народа» начальство потребовало вырезать эпизод, что и было проделано. В дальнейшем все показы шли уже без этой сцены.

0

22

Шедевр советского кинематографа

Адъютант Его ПревосходительстваВ разное время находились разные "знатоки", которые ругали создателей то за пропаганду белогвардейщины, то за идеализацию красных. А фильм продолжает успежно жить и пользоваться огромной популярностью у зрителей, являясь одним их лучших кинопроизведений о Гражданской войне. В чем же секрет? В первую очередь - это заслуга режиссера и сценаристов, очень скурпулезно, со множеством деталей, проработавших и сюжет, и характеры героев (вплоть до второстепенных). С главным героем разведчиком Кольцовым все понятно - умен, находчив, как того и требует жанр. Но и его противники, в отличие от других картин того времени, - вовсе не картонные персонажи, лишенные человечности. Так генерал Ковалевский представляется умным, ироничным и очень интеллигентным человеком, который не может не вызвать симпатию (для совесткого кинематографа это был просто нонсенс!).

Второй момент - это актеры. Режиссерские идеи воплощали на экране лучшие мастера отечественного кинематографа. Ташков, по сути, открыл для зрителя Юрия Соломина - актера в высшей степени интеллигентнейшего, способного одним взглядов, одним движением передать огромную гамму чувств.

http://www.rusactors.ru/film/a/adjutant_ep/foto/03.jpg

Про Владислава Стржельчика и Николая Гриценко и говорить нечего - эти мастера зарекомендовали себя задолго до «Адъютанта Его Превосходительства».

http://www.rusactors.ru/film/a/adjutant_ep/foto/05.jpg

Адъютант Его ПревосходительстваПомимо детективно-шпионской линии в фильме немало и других. Одна из них - это линия мальчика Юры, потерявшего в этой ужасной войне всех своих родных. Роль исполнил - Александр Милокостый - еще одно открытие режиссера. Милокостный и раньше снимался в кино, но таких высот достиг именно в «Адъютанте Его Превосходительства». Игру юного актера, иначе как шедевром, не назовешь: зритель в различных ситуациях наблюдает то смятение его персонажа, то обиду, то злость, то разочарование, то рассеянность. С болью в сердце наблюдаешь за развитием дружбы между этим юным дворянином и красным разведчиком. Дружбы, к сожалению, обреченной.
http://www.rusactors.ru/film/a/adjutant_ep/foto/06.jpg
Столь же обречена и любовь Кольцова. Эта линия в фильме тоже особенная. Ведь влюблен Кольцов в дочь полковника контрразведки Щукина, который выслеживает красного разведчика. Татьяна Иваницкая в роли Татьяны Щукиной очаровательна, чиста, целомудренна. Ташков уже на пробах отметил, что ни одна из актрис даже близко не подходит на эту роль, как она. Режиссер оказался прав: трудно представить на месте Татьяны кого-то иную, нежели Иваницкую. Она так искренне, так беззащитна в своих чувствах, и так трагична.

Тщательно проработанный сюжет лишает картину каких либо провисаний. Все пять серий смотрятся на одном дыхании, держа в постоянном напряжении зрителя. Рекумендуется для просмотра всем, независимо от возраста и убеждений.

Наталья Тендора
киновед, член Союза кинематографистов РФ

Стржельчик Владислав Игнатьевич

За роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале "Адъютант его превосходительства") -
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971

0

23

Подлинная история "адъютанта Его Превосходительства"...

http://irrox.com.ru/images/d/1/podlinnaja-istorija-adjutanta-ego-p_1.jpg
Реальный "капитан Кольцов" не очень любил популярнейший советский боевик.

Этот замечательный советский фильм начал сниматься ровно сорок лет назад. Для многих наших граждан он оказался настоящим открытием. Ибо до его появления наш кинематограф не осмеливался именно таким образом показывать гражданскую войну - всю её трагичную многообразность, где правда была не только на стороне красных.

Фильм назывался "Адъютант Его Превосходительства".

"Может, они и красные... а может, и белые"

Всё здесь было в новинку. Белых показали вполне нормальными, отнюдь не карикатурными людьми. Кроме того, авторы фильма постарались одеть их не в ту театральную бутафорию, в которую наряжали врагов революции создатели "Чапаева" или "Неуловимых мстителей", а именно в ту форму старой русской армии, которую наши прадеды носили до 17-го года. Честное слово, в фильме эта форма выглядела гораздо более привлекательной и привычной, чем будённовки или кожаные фуражки красноармейцев или чекистов...

Достоверно передана и историческая обстановка лета 1919 года на Украине. Красные с трудом удерживали центральную часть украинских земель вокруг Киева. С юго-запада на них напирали отряды украинских националистов-петлюровцев, с востока вели наступление войска Добровольческой армии белого генерала Деникина. А между ними носились банды всевозможных авантюристов - всякого рода батьки Махно, Ангел, Тютюник, Козолуп, атаманша Маруся, которые грабили и тех и этих. Помните лозунг, который висел на тачанке киношного батьки Ангела, в замечательном исполнении актёра Анатолия Папанова? "Бей белых - пока не покраснеют, бей красных - пока не побелеют!" Словом, на Украине царила самая настоящая кровавая анархия...

Главным героем фильма является красный разведчик, капитан Павел Кольцов, сумевший проникнуть в штаб командующего Добровольческой армии генерала Владимира Зеноновича Ковалевского и даже стать адъютантом командующего. Кольцов ведёт активную разведывательно-диверсионную работу. Располагая широкой агентурной сетью, он вовремя предупреждает красное командование о предстоящих операциях противника, ведёт хитроумные комбинации с белой контрразведкой, рискуя жизнью, вытаскивает из тюрьмы подпольщиков-большевиков.

В конце концов, Кольцов, проявляя личный героизм, пускает под откос эшелон с английскими танками, которые должны помочь белым занять Москву. Капитана разоблачают, и белогвардейский трибунал приговаривает его к расстрелу...

Актёр Юрий Соломин, игравший роль Кольцова, стал чрезвычайно популярным. После этого сериала Соломину стали приходить сотни писем, на многих из них стоял адрес: "Москва, Павлу Андреевичу Кольцову". Очень многие интересовались: а был ли реальный прототип у героя фильма? И в одном из своих интервью Соломин назвал этого человека - Павел Васильевич Макаров, чья биография могла дать фору любым киношным фантазиям. В ней в очень полной мере отобразились все коллизии трагического для нашей страны XX века...

"Павел Андреевич, вы шпион?"

Павел Макаров родился в 1897 году в городе Скопине Рязанской губернии, в семье кондуктора товарных поездов. После смерти отца семья перебралась в Крым, где Павел начал учиться в реальном училище. Когда в 1914 году вспыхнула Первая мировая война, Макаров добровольно ушёл в армию. В звании прапорщика (а это в царской армии был первый офицерский чин) он участвовал в боях на Румынском фронте.

После революции Макаров стал убеждённым большевиком. Весной 1918 года Крымский военно-революционный комитет поручил ему создание отрядов Красной Гвардии. Но во время поездки по причерноморским хуторам и посёлкам Макаров был задержан разъездом белого отряда полковника Дроздовского, пробивавшегося на Дон на соединение с Деникиным. Бывший прапорщик не растерялся и на вопрос белого офицера - кто он такой - не моргнув глазом ответил:

- Штабс-капитан Макаров. 134-й Феодосийский полк. Командир полка полковник Шевардин.

Макаров назвал свою воинскую часть, в которой служил на Румынском фронте. Вот только повысил себя в звании сразу на три пункта...

Дроздовцы, у которых не было никакой возможности для тщательных проверок, поверили Макарову и зачислили его в свой отряд. Так Павел Васильевич и оказался у белых - чисто случайно, без каких-то специальных директив красного командования...

Поразмыслив, Макаров решил, что может больше принести пользы своим именно в рядах белых. Поэтому стал искать возможность перехода на штабную работу. В конце 1918 года ему повезло - командовать дроздовцами белый главком Деникин назначил генерал-лейтенанта Владимира Зеноновича Май-Маевского. Но у того по разным причинам отношения с дроздовцами как-то не заладились. Поэтому на новой должности генерал чувствовал себя не очень уютно.

Макаров тут же пришёл к нему "на помощь", заверив Владимира Зеноновича в своей полной лояльности. Штабс-капитан докладывал своему начальнику о разговорах, которые ходили в офицерской среде, и этим сильно расположил к себе Май-Маевского, назначившего Макарова своим адъютантом. Эту должность Макаров сохранил и тогда, когда Май-Маевский пошёл на повышение, став командующим Добровольческой армии, лучшей армии деникинского войска.

Впрочем, Макаров пользовался доверием у генерала не только по причине "стукачества". Генерал, в отличие от вальяжного и проницательного киношного Ковалевского, блестяще сыгранного актёром Вячеславом Стрежельчиком, был, что называется, "тихушником". То есть хроническим алкоголиком, любившим крепко выпить в одиночестве. Шустрый адъютант всегда "вовремя" подливал своему начальнику, организовывал ему опохмелки, а если надо - то и сговорчивых девочек... Они вместе даже крутили роман с дочерьми известного харьковского купца Жмудского: генерал со старшей купеческой дочкой, а адъютант - с младшей.

Словом, доверие к Макарову со стороны Май-Маевского было полнейшее. Поэтому штабс-капитан очень ловко манипулировал окружением генерала, везде расставляя своих людей. Так ему удалось пристроить на должность генеральского ординарца своего родного брата Владимира, бывшего одновременно одним из руководителей Севастопольского большевистского подполья.

Через руки братьев проходило множество ценнейших военных сведений. Но, в отличие от соломинского Кольцова, переправить их через линию фронта к своим они никак не могли - связей с Москвой у них не было. Тогда они занялись тем, что именуется вредительством.

Пользуясь вечным похмельным состоянием Май-Маевского, Павел доводил до него только те армейские сводки, которые уже устаревали. В итоге подразделения добровольцев получали генеральские приказы, которые мало соответствовали реальной боевой обстановке. Параллельно штабс-капитан умело стравливал между собой командиров отдельных белых корпусов, играя на их взаимной неприязни. К примеру, во время похода на Москву осенью 1919 года Макаров довёл до генерала Юзефовича нелицеприятные слова, высказанные в его адрес другим генералом - Кутеповым. И когда в критический момент наступления красные ударили во фланг кутеповским дивизиям, то корпус Юзефовича не двинулся с места, чтобы прийти кутеповцам на помощь. Это во многом и предопределило конечное поражение деникинских войск...
Конечно, белая контрразведка чувствовала что-то неладное, и её начальник полковник Щукин уже давно подозревал в тёмной игре именно Макарова. Но доказательств не было. Они появились лишь тогда, когда в январе 1920 года белым удалось разгромить Севастопольское подполье. В ходе допросов кто-то из арестованных и назвал имена братьев Макаровых...

Их арестовали. Владимира скоро расстреляли, а Павлу удалось бежать, подняв восстание заключённых Севастопольской тюрьмы. В крымских горах бывший адъютант сформировал небольшой партизанский отряд, который воевал в белом тылу до самого окончания гражданской войны. А бывший покровитель Макарова генерал Май-Маевский после всех этих событий был вынужден уйти в отставку. Он умер от алкоголизма в Севастополе в октябре 1920 года.

"Родина вас не забудет"

После занятия Крыма Красной Армией Макаров стал сотрудником ВЧК, возглавив отряд специального назначения, боровшегося с бандитизмом. Затем служил в крымской милиции. А в 1929 году он опубликовал воспоминания под названием "Адъютант генерала Май-Маевского", ставшие самым настоящим бестселлером того времени. Однако эта книжка принесла автору одни только неприятности.

Дело в том, что в конце 20-х годов возникла целая плеяда псевдогероев, которые, пользуясь неразберихой революционного времени, приписывали себе несуществующие подвиги и заслуги времён гражданской войны. Тогда, к примеру, ходил анекдот: мол если верить всем, кто приписывал себе знакомство с легендарным главкомом 1-й Конной Армии Семёном Будённым, то из этих людей можно сформировать целых три конных армии.

Словом, ЦК ВКП(б) создал специальную комиссию, которая очень придирчиво изучала деяния участников революции. Заинтересовалась комиссия и книжкой Макарова - тем более подтвердить мемуары было сложно: практически все товарищи бывшего белого адъютанта по крымскому подполью погибли. В конце концов комиссия пришла к выводу, что Макаров лжёт, что он служил белым верой и правдой, что к красным он ушёл тогда, когда поражение белогвардейцев стало неизбежным...

Его выгнали из органов, из партии, лишили персональной пенсии как Красного партизана, а в 1937 году арестовали. Спасли бывшего разведчика его боевые товарищи, которые не побоялись пройти по всем инстанциям, вплоть до Москвы. В 1939 году Макарова полностью оправдали и вернули ему все отобранные льготы и награды.

Но по-настоящему его реабилитировала Великая Отечественная война. В её годы Макаров возглавил мощное партизанское соединение, которое наносило удары по врагу в разных районах Крыма. Голову партизанского командира немцы оценили в несколько миллионов рублей. А наше командование наградило Макарова несколькими боевыми орденами.

Во время этой войны Павел Васильевич потерял многих своих родных - мать зверски замучили фашистские каратели, а сын, лейтенант Красной Армии, погиб в бою за город Лисичанск...

После войны старый партизан пережил вторую волну славы. Вышла новая его книжка уже о разведчиках Великой Отечественной, власти вспомнили и о подвигах времён Гражданской войны. Крымские коммунисты даже ходатайствовали о присвоении Макарову звания Героя Советского Союза...

Но вот в середине 60-х годов начал сниматься фильм "Адъютант Его Превосходительства", который вызвал недовольство Макарова.

Оказывается, авторы сценария - Игорь Болгарин и Георгий Северский - не посоветовавшись с Макаровым лично, взяли за основу его мемуары и выдали их чуть ли не за своё самостоятельное произведение, хотя в сценарий вошли целые куски "Адъютанта Май-Маевского". Мало того, вместо извинений они, как пишет один крымский историк, "заявили, что это телефильм про вымышленного капитана Кольцова и сценарий никакого отношения к Макарову не имеет, а у Май-Маевского, мол, было целых четыре адъютанта... Авторы пошли дальше и стали очернять Макарова в разговорах с кинематографистами и литераторами. А когда Юрий Соломин упомянул о Павле Васильевиче как о прототипе, ему позвонил Северский и посоветовал больше этого не делать, поскольку Макаров не тот человек, о котором следует упоминать в фильме. Некоторые писатели вступились за оскорблённого Макарова... Но авторы сценария были категорически против, не желая уступать ни части авторства прототипу, давшему основание для столь захватывающего сюжета. И оказалось, неспроста. После выхода фильма на экраны страны его авторы были удостоены звания лауреатов Государственной премии".

Понятно, что сам Макаров от этой премии ничего не получил. Впрочем, до её распределения он, собственно, и не дожил. В самый разгар войны со своими литературными врагами, 16 декабря 1970 года, Павел Васильевич умер.

А у сценаристов-плагиаторов на вершинах власти, видимо, нашлись очень мощные и влиятельные покровители, которые даже после смерти разведчика постарались сделать всё, чтобы страна ещё многие годы не знала о подлинной судьбе легендарного адъютанта.

Вадим АНДРЮХИН.

0

24

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ

Режиссёра картины искали очень долго. Перепробовали несколько кандидатур и в итоге остановились на Евгении Ташкове. На его счету уже был успешный фильм на тему советских разведчиков - "Майор Вихрь".

На главную роль пробовали знаменитых актёров. Среди них был и Михаил Ножкин, прославившийся после роли Бекаса в "Ошибке резидента". На сделанных фотопробах актёр замечательно смотрелся в белогвардейском мундире.

Но режиссёра он почему-то окончательно не устаривал. В очередной раз перебирая фотопробы, Ташков остановил взгляд на Соломине, который пробовался на капитана контрразведки Осипова. И тут режиссёру почему-то показалось, что именно этот актёр и мог бы прекрасно сыграть Кольцова. Несколько дней Ташков обдумывал своё решение, а потом вызвал Соломина на студию.

Киношное начальство выбор поначалу не одобрило. Уж слишком неподходящим был вид у Соломина для подобной роли. Героев такого рода обычно играли "фактурные" - высокие широкоплечие актёры, с яркой внешностью. А здесь на роль главного разведчика предлагалось утвердить невысокого, достаточно щуплого актёра с неброской красотой. Худсовет утвердил Юрия Соломина на роль Кольцова только после шестой пробы.

Благодаря случаю получил одну из своих звёздных ролей и Виктор Павлов. Изначально он был утверждён на красноармейца Сиротина.

Но однажды на съёмках сцены, где Мирон Осадчий объясняется Ксении в любви, актёра, который должен был играть Осадчего, не оказалось. И режиссёр попросил Ташкова подыграть. Павлов сделал это с таким надрывом, что даже у съёмочной группы на глазах выступили слёзы. После этого роль Осадчего безоговорочно отошла Виктору Павлову.

Актёр настолько вжился в образ, что потом многие зрители в самом деле думали, будто Павлов отсидел несколько лет в тюрьме.

Любимую женщину Кольцова Татьяну Щукину сыграла молодая балерина Татьяна Иваницкая. Предложение прийти на кинопробы стало для неё полной неожиданностью. Тем более что на роль претендовали шесть известных советских актрис. Но режиссёра Татьяна привлекла какой-то затаённой чистотой, которой ему не хватало в остальных претендентках.

Когда фильм был готов, телевизионное руководство было в шоке: "Это же гимн белогвардейщине! Эмигрантское отребье за границей будет рукоплескать такой стряпне!" В итоге картина легла на полку, но пролежала там всего несколько месяцев. Режиссёр с директором картины показали ленту заместителю председателя КГБ Семёну Цвигуну, который слыл достаточно либеральным человеком. Фильм Цвигун посмотрел лёжа в больнице. И уже спустя несколько дней после просмотра "Адъютанта" разрешено было выпустить в прокат.

Более того, в 1971 году картина даже была удостоена Государственной премии. Актёры, сыгравшие в "Адьютанте", стали любимцами зрителей на долгие годы.

Правда, для Татьяны Иваницкой и Александра Милокостова, сыгравшего мальчика Юру, успешная кинокарьера на этом и закончилась. Татьяна так и осталась балетной танцовщицей.

Александр же поступил в Щукинское училище. За время учёбы успел сняться ещё в нескольких фильмах: "Всадник без головы", "Гранитные острова". Потом поступил работать в театр. Но в 1989-м году ушёл со сцены в бизнес. Поговаривали, что дела у него шли неважно, и неудачи бывшая знаменитость порой заливала водкой.

Последний раз его имя всплывало в прессе по далеко не киношному поводу. Газеты писали, что жена Александра, врач-гинеколог, якобы наняла двух убийц, которые за пять тысяч долларов должны были избавить её от надоевшего супруга. Правда, вскоре Наталья Милокостая была выпущена из тюрьмы за отсутствием состава преступления. По её словам, человека, заявившего о якобы готовящемся убийстве, вполне мог подослать и сам Александр. Автор Вадим Андрюхин

0

25

История создания фильма «Адъютант его превосходительства»

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/01.jpg
Великолепный фильм прошлых времен «Адъютант его превос- ходительства» (1969 г., режиссер Евгений Ташков) фактически является первым сериалом и первым боевиком, снятым на советском телевидении. Серий, конечно, маловато – всего пять, однако это полноразмерные серии, по 90 минут каждая. Сюжет фильма классический для «шпионского боевика».

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/03-412x300.jpg
Капитан Павел Кольцов – разведчик «красных» (в Красной Армии его называют «бывший капитан»), попадает в штаб Добровольческой армии, где ему удается стать личным адъютантом главнокомандующего, генерала Ковалевского (Владимир Стржельчик). Кольцов проявляет чудеса храбрости, верности долгу, чести, добывая сведения, необходимые Красной Армии.

Он хитер и изворотлив, умудряется обвести вокруг пальца полковника Щукина (Владимир Козел), начальника контрразведки, который отнюдь не первый день ловит разномастных шпионов. По ходу дела в Кольцова влюбляется прелестная Таня Щукина (Татьяна Иваницкая), дочь полковника, на воспитание к «красному» разведчику попадает Юра Львов (Александр Милокостый), сын погибшего полковника Львова (Геннадий Карнович-Валуа).
http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/04-412x300.jpg

Актёр Юрий Соломин, игравший роль Кольцова, стал чрезвычайно популярным. После этого сериала Соломину стали приходить сотни писем, на многих из них стоял адрес: «Москва, Павлу Андреевичу Кольцову». Очень многие интересовались: а был ли реальный прототип у героя фильма? И в одном из своих интервью Соломин назвал этого человека — Павел Васильевич Макаров, чья биография могла дать фору любым киношным фантазиям.

В ней в очень полной мере отобразились все коллизии трагического для нашей страны XX века…
Режиссёра картины искали очень долго. Перепробовали несколько кандидатур и в итоге остановились на Евгении Ташкове. На его счету уже был успешный фильм на тему советских разведчиков — «Майор Вихрь».

На главную роль пробовали знаменитых актёров. Среди них был и Михаил Ножкин, прославившийся после роли Бекаса в «Ошибке резидента». На сделанных фотопробах актёр замечательно смотрелся в белогвардейском мундире.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/05-412x300.jpg
Но режиссёра он почему-то окончательно не устаривал. В очередной раз перебирая фотопробы, Ташков остановил взгляд на Соломине, который пробовался на капитана контрразведки Осипова. И тут режиссёру почему-то показалось, что именно этот актёр и мог бы прекрасно сыграть Кольцова. Несколько дней Ташков обдумывал своё решение, а потом вызвал Соломина на студию.

Как вспоминал Юрий Мефодьевич: «Предложение сыграть роль Кольцова было для меня в известной степени неожиданностью. В театре меня считали актёром характерным, а тут вдруг предложили роль совершенно противоположную, героическую — волевого, сосредоточенного человека, умеющего всё взвесить, точно и быстро оценить создавшуюся ситуацию…»

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/06-412x300.jpg
Киношное начальство выбор поначалу не одобрило. Уж слишком неподходящим был вид у Соломина для подобной роли. Героев такого рода обычно играли «фактурные» — высокие широкоплечие актёры, с яркой внешностью. А здесь на роль главного разведчика предлагалось утвердить невысокого, достаточно щуплого актёра с неброской красотой. Худсовет утвердил Юрия Соломина на роль Кольцова только после шестой пробы.

Благодаря случаю получил одну из своих звёздных ролей и Виктор Павлов. Изначально он был утверждён на красноармейца Сиротина. Но однажды на съёмках сцены, где Мирон Осадчий объясняется Ксении в любви, актёра, который должен был играть Осадчего, не оказалось.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/07-412x300.jpg
И режиссёр попросил Ташкова подыграть. Павлов сделал это с таким надрывом, что даже у съёмочной группы на глазах выступили слёзы. После этого роль Осадчего безоговорочно отошла Виктору Павлову. Актёр настолько вжился в образ, что потом многие зрители в самом деле думали, будто Павлов отсидел несколько лет в тюрьме.

Любимую женщину Кольцова Татьяну Щукину сыграла молодая балерина Татьяна Иваницкая. Предложение прийти на кинопробы стало для неё полной неожиданностью. Тем более что на роль претендовали шесть известных советских актрис. Но режиссёра Татьяна привлекла какой-то затаённой чистотой, которой ему не хватало в остальных претендентках.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/08-412x300.jpg
Когда фильм был готов, телевизионное руководство было в шоке: «Это же гимн белогвардейщине! Эмигрантское отребье за границей будет рукоплескать такой стряпне!» В итоге картина легла на полку, но пролежала там всего несколько месяцев. Режиссёр с директором картины показали ленту заместителю председателя КГБ Семёну Цвигуну, который слыл достаточно либеральным человеком. Фильм Цвигун посмотрел лёжа в больнице. И уже спустя несколько дней после просмотра «Адъютанта» разрешено было выпустить в прокат.

Более того, в 1971 году картина даже была удостоена Государственной премии. Актёры, сыгравшие в «Адьютанте», стали любимцами зрителей на долгие годы.
Правда, для Татьяны Иваницкой и Александра Милокостова, сыгравшего мальчика Юру, успешная кинокарьера на этом и закончилась. Татьяна так и осталась балетной танцовщицей.

Александр же поступил в Щукинское училище. За время учёбы успел сняться ещё в нескольких фильмах: «Всадник без головы», «Гранитные острова». Потом поступил работать в театр. Но в 1989-м году ушёл со сцены в бизнес. Поговаривали, что дела у него шли неважно, и неудачи бывшая знаменитость порой заливала водкой.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/09-412x300.jpg
Последний раз его имя всплывало в прессе по далеко не киношному поводу. Газеты писали, что жена Александра, врач-гинеколог, якобы наняла двух убийц, которые за пять тысяч долларов должны были избавить её от надоевшего супруга. Правда, вскоре Наталья Милокостая была выпущена из тюрьмы за отсутствием состава преступления. По её словам, человека, заявившего о якобы готовящемся убийстве, вполне мог подослать и сам Александр

Также в истории задействовано «белое» подполье в Киеве, банда батьки Ангела (Анатолий Папанов), свежеиспеченные чекисты, которым чуть не от сохи и станка приходится осваивать нелегкое искусство контрразведки, и множество других персонажей, с каждым из которых связан увлекательнейший поворот сюжета.

Несколько раз бравый адъютант близок к провалу. Сначала он попадает в ловушку «белой» контрразведки — полковник Щукин подозревает, что утечка сведений идет непосредственно из штаба, и под его пристальный взгляд попадают все новички, в числе которых и капитан Кольцов.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/10-412x300.jpg
Заместитель Щукина, капитан Осипов (Константин Желдин), расставляет классическую ловушку: всем подозреваемым «ненавязчиво», якобы случайно, показывается «секретный» документ, в котором содержатся сведения о намечающемся в Киеве теракте.

Каждому подозреваемому предлагается свой адрес «террориста», взятый попросту из телефонного справочника. Отправленный в Киев Мирон Осадчий (Виктор Павлов), бывший член банды Ангела, а затем — агент «белой» контрразведки, должен проследить — по какому из адресов будет произведен чекистами арест. И капитан Кольцов отправляет по эстафете важные сведения — о теракте.

Арест производится, но чистая случайность спасает адъютанта его превосходительства: один из агентов ЧК узнает Осадчего и, вместо того, чтобы арестовать бандита, следит за ним. Ну а уж Мартин Лацис, начальник Всеукраинской ЧК (Евгений Ташков), вспоминает о том, как подобная же ловушка была расставлена полковником Щукиным подозреваемым в шпионаже еще во время первой мировой войны. Провал разведчика удается предотвратить.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/11-412x300.jpg
От фильма невозможно оторваться, он смотрится буквально на одном дыхании. Да, в нем нет ярких красок современности, он черно-белый, но этого отнюдь нельзя сказать о персонажах — они полностью восполняют своей яркостью недостатки черно-белого изображения.

Как вкусно батька Ангел, уговаривающий и красных, и белых вступить в его банду, произносит: «Да, я это… экскремент хочу сделать!». Или: «У нас эт называется: ы… к…конь… Тимка, как? — Коньфиксация!». Как очаровательно и в лучших старых традициях Таня говорит: «Господа, мы по четвергам вновь попытаемся принимать…». Как искренне Микки, младший адъютант главнокомандующего (Игорь Старыгин), собирается стреляться только потому, что на него пало подозрение в шпионаже. И многое, многое другое.

Одна проблема — положительные герои отнюдь не типичны для последних лет. Теперь уже не модно, чтобы красные командиры были положительными. А уж тем более — агенты ЧК. Напротив, современный кинематограф возносит на пьедестал других героев — белую гвардию. И, конечно, зрителю, не заставшему советскую власть и привыкшему к фильмам другого плана, может быть несколько тяжело.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/12-412x300.jpg
Необходимо отметить, что в фильме все вовсе не так однозначно. Несмотря на то, что снимался он в глубоко социалистические времена, далеко не все персонажи, призванные быть отрицательными, таковыми являются. Полковник Львов вызывает явную симпатию, а генерал Ковалевский — даже сочувствие.

Ротмистр Волин, сотрудник контрразведки Добровольческой армии (Олег Голубицкий), способствует побегу из заключения красного командира — ведь они вместе сидели в яме у батьки Ангела. Даже подозревающий всех полковник Щукин не всегда плох. Но есть и более интересные нюансы.

К примеру, сцена в поезде, в котором будущий адъютант пробирается «к своим». Большая часть пассажиров поезда — простые люди, которые бегут от превратностей гражданской войны. И очень характерна беседа двух деревенских мужичков, из которой явственно следует, что им, собственно говоря, уже давно безразлично, кто же именно победит.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/06/13-415x300.jpg
Они не различают ни белых, ни красных, ни бандформирований. А желают лишь одного — чтобы все это безобразие скорее закончилось, а они могли вернуться к своей земле.
Или прелюбопытнейшая надпись на тачанке батьки Ангела: «Бей белыхъ пака не покраснеютъ бей красных пака не пабелеютъ!».

А ротмистр Волин во время «ямного сидения» предлагает довольно близкое к истине объяснение причин революции, почему белая армия проигрывает сражение. Он говорит о том, что белому движению нечего предложить людям, что все их идеи и идеалы уже в прошлом, а борьба идет лишь по инерции. И поэтому они обречены на проигрыш.

И в самом-то деле, разве не нынешние лидеры белого движения буквально заставили государя отречься от престола? Разве не они, присягавшие служить царю и отечеству, отвергли свою клятву? И какие же идеи и идеалы могут предложить клятвопреступники?

В этой связи любопытна фраза, произнесенная генералом Ковалевским. Он подписывает производство в генералы одного из командиров Добровольческой армии, и Кольцов удивляется — как же так, ведь Ковалевский главнокомандующий, и он — тоже только генерал! На что Ковалевский отвечает: «Меня в генералы произвел государь-император».

Так что фильм интересен в любом случае. Это — взгляд на историю с несколько неожиданной стороны. Можно сказать — с границы, разделяющей миры. Того, что был до 1917 года, и того, что стал после. В этом фильме гораздо больше, чем бойкий сюжет о разведчике, и вот это-то и есть самое ценное.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Режиссеры » Ташков, Евгений Иванович-советский и российский кинорежиссёр