"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Жан-Батист Поклен (Мольер)- великий французский драматург


Жан-Батист Поклен (Мольер)- великий французский драматург

Сообщений 21 страница 25 из 25

1

Великий французский драматург

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Moliere2.jpg/330px-Moliere2.jpg
Жан-Батист Поклен (Мольер)https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/38/Firma_de_Moliere.png/225px-Firma_de_Moliere.png

Имя при рождении: Жан-Батист Поклен
Псевдонимы: Мольер
Дата рождения: 15 января 1622
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 17 февраля 1673 (51 год)
Место смерти: Париж, Франция
Гражданство (подданство): Королевство Франция
Род деятельности: драматург, комедиограф, актёр
Годы творчества: 1643—1673
Направление: классицизм, реализм
Жанр: комедия, фарс
Язык произведений: французский
Дебют: «Ревность Барбулье»

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

Ревность Барбульё, фарс (1653)
    Летающий лекарь, фарс (1653)
    Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
    Любовная досада, комедия (1656)
    Смешные жеманницы, комедия (1659)
    Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
    Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
    Школа мужей, комедия (1661)
    Докучные, комедия (1661)
    Школа жён, комедия (1662)
    Критика «Школы жён», комедия (1663)
    Версальский экспромт (1663)
    Брак поневоле, фарс (1664)
    Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
    Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
    Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
    Любовь-целительница, комедия (1665)
    Мизантроп, комедия (1666)
    Лекарь поневоле, комедия (1666)
    Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
    Комическая пастораль (1667)
    Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
    Амфитрион, комедия (1668)
    Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
    Скупой, комедия (1668)
    Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
    Блистательные любовники, комедия (1670)
    Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
    Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
    Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
    Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671)
    Учёные женщины, комедия (1672)
    Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

0

21

http://kuglib.ru/fotomy/moler.jpg
За 15 лет работы в королевском театре Мольером создались все его лучшие пьесы. Они и по сегодняшний день пользуются огромной популярностью. Произведения Жана Мольера с большим успехом изучаются в современных школах и высших учебных заведениях. Он написал такие знаменитые произведения как : "Доктор по неволе", "Мнимый больной", "Школа для мужчин", "Школа для женщин", "Буржуазный аристократ", "Смешные фантазерки", "Мизантроп", "Тартюф"," Дон Жуан", " Скупой " и другие.

Пьесы Мольера выдержали на сцене одной только Комеди Франсез более 30 тысяч представлений. Французская Академия, пренебрегавшая «комедиантом» при жизни, в 1769 объявила конкурс на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст.

Жан Мольер стал подлинным создателем жанра классицистской комедии, где коллективным героем являются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногда переходят в манию.

0

22

Как известно, французский классицизм — это стиль смыкавшейся с аристократией верхушки буржуазии и наиболее чутких к экономическому развитию слоев феодальной знати, на которую первая оказывала известное воздействие рационализмом своего мышления, подвергаясь в свою очередь воздействию феодально-дворянских навыков, традиций и предрассудков. Художественно-политическая линия Буало, Расина и др. есть линия компромисса и классового сотрудничества буржуазии с дворянством на почве обслуживания придворно-дворянских вкусов. Классицизму абсолютно чужды всякие буржуазно-демократические, «народные», «плебейские» тенденции. Это — литература, рассчитанная на «избранных» и презрительно относившаяся к «черни» (ср. «Поэтику» Буало).

Именно поэтому для Мольера, который был идеологом самых передовых слоев буржуазии и вёл ожесточенную борьбу с привилегированными классами за эмансипацию буржуазной культуры, классический канон должен был оказаться чересчур узким. Мольер сближается с классицизмом только в самых общих его стилевых принципах, выражающих основные тенденции буржуазной психики эпохи первоначального накопления. Сюда относятся такие черты, как рационализм, типизация и генерализация образов, абстрактно-логическая систематизация их, строгая четкость композиции, прозрачная ясность мысли и слога. Но даже стоя в основном на классической платформе, Мольер в то же время отвергает ряд стержневых принципов классической доктрины, вроде регламентации поэтического творчества, фетишизации «единств», с которыми он обращается иногда весьма вольно («Дон-Жуан», например, по построению — типичная барочная трагикомедия доклассической эпохи), узости и ограниченности канонизованных жанров, от которых он уклоняется то в сторону «низменного» фарса то в сторону придворной комедии-балета. Разрабатывая эти неканонизованные жанры, он вносит в них ряд черт, противоречащих предписаниям классического канона: предпочитает сдержанному и благородному комизму разговорной комедии внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги; вылощенному салонно-аристократическому яз. — живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка, макаронизмами и т. п. Всё это придает комедиям Мольера демократический низовой отпечаток, за который его упрекал Буало, говоривший о его «чрезмерной любви к народу». Но таков Мольер далеко не во всех его пьесах. В целом, несмотря на частичное подчинение его классическому канону, несмотря на спорадические подлаживания к придворным вкусам (в его комедиях-балетах), побеждают у Мольера всё же демократические, «плебейские» тенденции, к-рые объясняются тем, что Мольер был идеологом не аристократической верхушки буржуазии, а буржуазного класса в целом и стремился втянуть в орбиту своего влияния даже наиболее косные и отсталые его слои, а также шедшие в ту пору за буржуазией массы трудового народа.

Такое стремление Мольера к консолидации всех слоев и групп буржуазии (в силу чего его неоднократно награждали почетным титулом «народного» драматурга) обусловливает большую широту его творческого метода, не вполне укладывающегося в рамки классической поэтики, обслуживавшей только определенную часть класса. Перерастая эти рамки, Мольер опережает свою эпоху и намечает такую программу реалистического искусства, которую буржуазия смогла полностью провести в жизнь только значительно позднее.

0

23

В 1661 году единственная драма Мольера "Дон Гарсия Наваррский" провалилась, зато оказались чрезвычайно удачными постановки "Школы мужей" и "Докучных". 23 января 1662 был подписан брачный контракт между Мольером и Армандой Бежар, названной в документе "сестрой" Мадлен Бежар, с указанием возраста: "около двадцати лет". Для биографов Мольера здесь кроется самая мучительная загадка. При жизни драматурга враги инкриминировали ему кровосмесительный брак с собственной незаконной дочерью, однако более обоснованным выглядит предположение, что Арманда была плодом связи Мадлен с герцогом Моденским. Супружеская жизнь Мольера была крайне несчастливой.

"Школа жен"
была поставлена в 1663 году. Это первый комедийный шедевр Мольера. Люди благочестивые усмотрели в нем покушение на принципы христианского воспитания, что послужило началом неприятностей, преследовавших драматурга до конца жизни. В следующем году появился "Тартюф", самая "неудобная" из всех комедий Мольера, первоначально сыгранная для короля в утраченной трехактовой версии. Святоши возопили о надругательстве над религией и через могущественное "Общество святых даров" добились запрета пьесы; лишь после примирения Людовика XIV с церковью в 1669 году запрет был снят, после чего пьеса имела неизменный успех у публики.

0

24

Очередная буря разразилась в связи с поставленным 15 февраля 1665 году "Дон Жуаном", который в определенном смысле составляет пару "Тартюфу": Мольер подвергает крайнюю степень неверия столь же серьезному и вдумчивому анализу, как и крайнюю степень доверчивости в пьесе-предшественнице. При этом в "Дон Жуане" звучат мотивы бунтарства - прежде всего в связи с фигурой главного героя. Уповая на благость природы и естественного человека, Мольер отвергал любые формы принуждения. Он стремился не только вскрыть лицемерную суть принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные виды фальши, искажающие представления людей и не дающие приобщиться к подлинной жизни. На сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и при жизни драматурга ее не ставили. С финансовой точки зрения не более удачен был и поставленный в 1666 году "Мизантроп". От полного провала Мольера спасла спешно включенная в репертуар комедия "Лекарь поневоле". "Мизантропа" называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Решимость Альцеста отвергнуть претензии любого рода и обнажить подлинный смысл общественных установлений полностью совпадает с заветными целями самого драматурга. Хотя комедия начинается с фарсовой перипетии, постепенно происходит углубление темы предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает способности любить: социальный конформизм размывает подлинность человеческой природы, и доведенному до отчаяния протагонисту остается только бежать от общества "в пустыню".

В 1667 году Мольер написал лишь два "дивертисмента", или "интерлюдии", но в следующем году были поставлены три значительные пьесы: "Амфитрион", "Жорж Данден" и "Скупой". В последующие два года он сосредоточился на смешанном жанре "комедий-балетов", поставив "Блистательных любовников" (1670), "Господина де Пурсоньяка" (1669) и "Мещанина во дворянстве" (1670). Последняя пьеса не принадлежит к числу лучших творений Мольера, однако она пользовалась наибольшей популярностью как при его жизни, так и в последующие времена. Утверждают, что Мольер уже работал над пьесой в духе "Скупого", когда Людовик XIV велел ввести сцены с турецким балетом, желая поставить на место турецкого посланника, не слишком очарованного великолепием королевского двора. Доказать это невозможно, но подобное вполне могло произойти - пьесе действительно нехватает единства. Мольер включил в комедию характеров балет с очевидной целью добиться максимальной развлекательности. Балет вполне хорош, но обессмертил пьесу образ господина Журдена. Многогранность таланта Мольера подтвердили написанные в 1671 году трагедия-балет "Психея"; "Плутни Скапена", ознаменовавшие возврат к фарсам молодых лет; "Ученые женщины" - эту пьесу можно отнести к разряду "серьезных комедий".

0

25

Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622-1673) - французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 году получил должность королевского обойщика.

С 1636 по 1639 год Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 1641 году он был принят в коллегию адвокатов. В иезуитских школах было принято ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 году он познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского поприща. В следующем году он вступил в актерскую труппу и познакомился с Мадлен Бежар, 22-летней актрисой, которой "оказывал покровительство" герцог Моденский. Семья Мольера предприняла безуспешные попытки оторвать его от Бежаров (Мадлен и двух ее братьев), но в 1643 году он решил окончательно связать свою судьбу с театром и заключил договор с Мадлен Бежар, после чего партнеры основали "Блистательный театр". Предприятие окончилось провалом, и в 1644 году Мольер за долги был заключен на несколько дней в тюрьму.

В 1645 году труппа, насчитывавшая от 20 до 25 актеров, покинула столицу и отправилась в турне по провинциям, продолжавшееся 12 лет. В 1658 году труппа вернулась в Париж и поставила в Лувре пьесу "Никомед" для Людовика XIV. Хотя героическая комедия Корнеля не слишком понравилась королю, он нашел забавной пьесу Мольера "Влюбленный доктор" и стал патроном труппы. Первый успех у публики Мольер снискал в 1659 году комедией "Смешные жеманницы", однако в создании постоянного театра ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Временным пристанищем для него стал Пале-Рояль, где ныне размещается "Комеди Франсез", традиционно называемый "Домом Мольера".

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Жан-Батист Поклен (Мольер)- великий французский драматург