"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Максим Горький. Выдающийся русский писатель, драматург и мыслитель.


Максим Горький. Выдающийся русский писатель, драматург и мыслитель.

Сообщений 61 страница 74 из 74

1

http://stuki-druki.com/aforizms/Maxim%20Gorkiy02.jpg
Максим Горький
Русский писатель

Выдающийся русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начиная с 1918 года, был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму.

    Родился28 марта 1868 г., Нижний Новгород, Российская империя
    Умер18 июня 1936 г. (68 лет), Горки-10, Московская область, РСФСР, СССР

Максим Горький ( урожденный Алексей Максимович Пешков), являясь «пролетарским» писателем, в своих произведениях описывал жизнь простых людей, их борьбу за независимость, стремление к торжеству справедливости, свободе, равенству. Перу Горького принадлежат многие очерки, рассказы, повести - «Старуха Изергиль», «Мать», «На дне», «Песня о Буревестнике», «Макар Чудра» и другие.

0

61

Максим Горький

Максим Горький (наст. имя Алексей Максимович Пешков, 16.03.1868, Нижний Новгород, – 18.06.1936, д. Горки, Московская область) – выдающийся русский писатель и советский общественный деятель, человек, вкусивший при жизни неисчерпаемой славы, на чью популярность работала одна из мощнейших государственных идеологических машин, известных в истории. Он создал большое количество всемирно признанных произведений неоспоримого художественного достоинства и при этом сыграл одну из ведущих ролей в становлении культа личности Сталина. Из-за этого феноменального совпадения литературного таланта и социального могущества в судьбе Горького его личность и события биографии трактуются исследователями противоречиво, а отношение к нему потомков редко бывает спокойным, разнясь от абсолютного неприятия до искреннего восхищения. Тем не менее, некоторые факты из его жизни заслуживают того, чтобы удерживаться в памяти любого культурного человека.

Алексей Пешков потерял родителей в раннем детстве и воспитывался в семье деда по матери Василия Васильевича и бабки Акулины Ивановны Кашириных, под чьим влиянием (жестокость первого и мудрая любовь второй) и сформировалась основа его личности. В 17 лет из-за унизительных условий жизни Алексей покинул дедов дом, после чего в течение нескольких лет был вынужден кормить себя самым тяжёлым и низкооплачиваемым трудом (впрочем, уже привычным мальчику с восьмилетнего возраста). Любовь к чтению, доселе ему неведомую, была привита юноше корабельным коком Михаилом Антоновым-Смурым, бывшим унтер-офицером, у которого Пешков оказался в учениках. С этого момента будущий литератор читал запоем всё подряд и начал вести дневник, где методично фиксировал все свои впечатления о прочитанном и пережитом. Ощутив в себе тягу к литературе, Алексей в 1884 году попытался поступить в Казанский университет, но это ему не удалось, и никакого официального образования, кроме ремесленного училища, он так и не получил. Но неудача не сломила его, а напротив, выработала привычку постигать те знания, в которых он нуждался, самостоятельно.

С 1888 года начинается его бурная социальная жизнь: сближаясь со студентами, Пешков попадает под полицейский надзор, его влекут прогрессивная западная философия (от Гёте и Шопенгауэра), борьба за социальную справедливость  (до Маркса  и Ницше), в этот период формируется его социальный максимализм. В 1889 году он отправляется в странствие из Нижнего Новгорода через Бессарабию, Крым и Кубань до самого Кавказа. В Тифлисе в 1892 году местная газета публикует его первый рассказ «Макар Чудра». Это событие вдохновило его к писательству и с того же года он активно публикует в нижегородской печати свои очерки и фельетоны. К 1898 году набирается материалов уже на целый том произведений, который и выпускается издательством Дороватского и Чарушникова тиражом в 3000 экземпляров.
К 1900 году Горький – уже известный писатель с активной социальной позицией (участие в студенческом и рабочем движении, арест и даже последующая высылка из города тому подтверждением) – знакомится Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым. В 1901 его избирают почётным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности – и тут же постановлением правительства исключают оттуда, как социально неблагонадёжного. В это период он активно творит, создавая одно за другим произведения, укрепляющие его литературный успех («Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне»). С 1904 года сходится с Лениным, вступает в ряды социал-демократической рабочей партии, до 1917 года активно участвует в организаторской деятельности революционеров. Однако после революции, раскритиковав методы большевиков, в 1921 году он покидает Россию на долгие 7 лет, поселяется в Европе и продолжает активно работать над новыми литературными произведениями, перерабатывая опыт прошлых лет.

В 1928 году в жизни Горького происходит поворотный момент, который стал камнем преткновения в спорах историков и литературоведов. По личному приглашению Сталина он возвращается в СССР и неожиданно становится во главе советского искусства, делается парадным лицом и рупором политической системы, активным общественным деятелем с невероятной популярностью и неограниченными полномочиями. С одной стороны, ради этого ему пришлось закрыть глаза на репрессии и нетерпимость государства ко всякому инакомыслию, но с другой – такое возвеличение дало ему возможность организовать работу целого комплекса изданий, предприятий, организаций, позволивших литературе и искусству Советского Союза сформироваться в виде централизованной индустрии. Во многом благодаря именно Горькому профессия писателя, как, впрочем, и любые творческие профессии, в советском обществе поднялись на невероятные высоты престижа, но при этом его руками и талантом была отлажена совершенная пропагандистская машина. И какое из этих проявлений его судьбы оказалось важнее для России, наверняка не скажет никто. Бесспорным в этой сложнейшей социально-этической дилемме остаётся одно: талант и масштаб личности этого человека вряд ли когда-нибудь будут оспорены.

Три жены Максима Горького

Лучи заходящего солнца постепенно окрашивали море в розовый цвет, но жара и не думала спадать. Крыши домов, мостовые, набережные Севастополя дышали зноем. В гримерке летнего театра было душно и пыльно. Мария Федоровна Андреева, одна из ведущих актрис выехавшего на гастроли в Севастополь Московского художественного театра, наскоро приводила себя в порядок перед началом второго действия спектакля. В дверь постучали. Из-за двери раздался голос Антона Павловича Чехова: "К вам можно, Мария Федоровна? Только я не один, со мной Горький"...

ЛУЧИ заходящего солнца постепенно окрашивали море в розовый цвет, но жара и не думала спадать. Крыши домов, мостовые, набережные Севастополя дышали зноем. В гримерке летнего театра было душно и пыльно. Мария Федоровна Андреева, одна из ведущих актрис выехавшего на гастроли в Севастополь Московского художественного театра, наскоро приводила себя в порядок перед началом второго действия спектакля. В дверь постучали. Из-за двери раздался голос Антона Павловича Чехова: "К вам можно, Мария Федоровна? Только я не один, со мной Горький". Дверь распахнулась, первым вошел Чехов, а вслед за ним в гримерке появилась долговязая фигура, облаченная в странный наряд. "Горький, не одевался ни по-рабочему, ни по-мужицки, а носил декоративный костюм собственного изобретения. Всегда одетый в черное, он носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши", - вспоминали о нем современники.

- Черт знает! Черт знает, как великолепно вы играете! - пробасил Горький, стиснув в своей широкой ладони тонкую руку Марии Федоровны. Из-под длинных ресниц на актрису глянули голубые глаза, а губы писателя сложились в обаятельную детскую улыбку.

"Его лицо показалось мне красивее красивого, радостно екнуло сердце", - вспоминала Мария Федоровна свою первую встречу с Алексеем Максимовичем. Именно эта встреча в 1900 г. и положила начало их долгому роману. Они были ровесниками - и Горькому, и Андреевой исполнилось по 32 года. В то время Горький уже был известен как писатель, а талантом Марии Андреевой восхищались и театральная публика, и самые строгие критики. Оба не были свободны. За пять лет до встречи с Андреевой Горький, в ту пору бывший еще начинающим журналистом, женился на Екатерине Волжиной, работавшей корректором в "Самарской газете". Тихая, домашняя, интеллигентная жена быстро наскучила Алексею Максимовичу. И, несмотря на наличие двоих детей - сына Максима и дочери Кати, Горький ушел из семьи. Впрочем, с первой женой писатель так и не развелся и до конца своих дней сохранил с ней дружеские отношения.

Мария Андреева тоже была замужем. Однако супруг и двое детей, сын Юрий и дочь Екатерина, не могли сдержать страстную натуру актрисы. Ее муж, крупный чиновник Андрей Желябужский, был старше Андреевой на целых 18 лет и уже давно сквозь пальцы смотрел на амурные похождения жены. В ту пору у Андреевой был бурный роман. И не с кем-нибудь, а с известным на всю Россию миллионером Саввой Морозовым. Их отношения развивались на глазах у всей Москвы. Морозов жертвовал огромные деньги в пользу театра, где играла Андреева, заваливал ее цветами и дорогими подарками. Многие осуждали Андрееву. "Отношения Саввы Тимофеевича к Вам - исключительные, - писал Андреевой Станиславский. - Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву. Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите? Вы хвастаетесь публично перед посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна (супруга Морозова) ищет Вашего влияния над мужем. Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево о том, что Савва Тимофеевич, по Вашему настоянию, вносит целый капитал ради спасения кого-то". Однако Марии Федоровне было плевать на общественное мнение.

ВСЕ изменилось после встречи с Горьким. Андреева вдруг поняла, что влюбилась по-настоящему. Она практически сразу разорвала отношения с Морозовым (ходили слухи, что причиной самоубийства знаменитого предпринимателя было расставание с Андреевой), ушла из театра, увлеклась революционными идеями. В 1903 году Мария Федоровна переехала к Горькому. Многочисленных знакомых удивляло, что двое настолько разных людей умудряются мирно сосуществовать под одной крышей. Андреева, при всей страстности своей натуры, как правило, была невозмутима и подчеркнуто хладнокровна. О слезливости Горького ходили легенды. "Нередко случалось, что, разобравшись в оплаканном, он сам же его и бранил, но первая реакция почти всегда была слезы. Он не стыдился плакать и над своими собственными писаниями: вторая половина каждого нового рассказа, который он мне читал, непременно тонула в рыданиях, всхлипываниях и протирании очков", - писал друг писателя Владислав Ходасевич.

Из известной актрисы, кокетки и светской львицы Андреева превратилась в верную жену и соратницу. Она вела переписку Горького, спорила с издателями о гонорарах, переводила многочисленные произведения Алексея Максимовича на французский, немецкий и итальянский языки. Здоровье Горького оставляло желать лучшего (с молодости писатель страдал от заболевания легких), поэтому Марии Федоровне приходилось еще и выполнять обязанности сиделки, сопровождая Горького в многочисленных заграничных поездках, где он лечился, а заодно и собирал средства в поддержку революции в России. "Алеша так много пишет, что я за ним едва поспеваю. Пишу дневник нашего заграничного пребывания, перевожу с французского одну книгу, немного шью, словом, всячески наполняю день, чтобы к вечеру устать и уснуть и не видеть снов, потому что хороших снов я не вижу..." - писала Андреева во время совместного с Горьким путешествия в США в 1906 г. Поездка в Америку оставила самые неприятные воспоминания. Алексей Максимович везде представлял Марию Федоровну в качестве своей жены, однако в прессу просочились слухи, что писатель так и не развелся со своей первой супругой. Горького обвинили в двоеженстве, начались неприятности с властями, и писателю пришлось уехать из Штатов в Италию.

Незадолго до революции Горький и Андреева вернулись в Россию. Мария Федоровна продолжала жить интересами Горького. Она становится финансовым агентом партии и изыскивает повсюду средства для революционной деятельности. За деловую хватку, умение "выбить" и достать Ленин называл Марию Андрееву "товарищ Феномен".

ОДНАКО Мария Федоровна так увлеклась партийными нуждами, что временами Горький начинал чувствовать себя позабытым. Его верная Мария уже не могла все время быть рядом с ним, у нее появились свои дела, она постоянно пропадала на нескончаемых заседаниях и совещаниях. И удар не заставил себя ждать. В 1919 году в жизни 52-летнего Горького появилась Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф. Их познакомил Корней Чуковский, порекомендовав Горькому Марию Игнатьевну в качестве секретаря. Он же описал первое редакционное заседание, на котором присутствовала Закревская. "Как ни странно, Горький хоть и не говорил ни слова ей, но все говорил для нее, распустил весь павлиний хвост. Был очень остроумен, словоохотлив, блестящ, как гимназист на балу". Мария Закревская была моложе писателя на 24 года. Однако к моменту их встречи она уже успела побывать замужем и родить двоих детей. Об этой женщине ходили самые невероятные слухи, ее подозревали в связях с английской разведкой и НКВД, называли "русской миледи". Горький увлекся и очень скоро сделал Марии Закревской предложение руки и сердца. Андреева не простила измены. И даже не в измене было дело. Мария Федоровна не могла пережить, что человек, которому она отдала всю себя, запросто взял и выкинул ее из своей жизни. Закревская предложения писателя не приняла, однако поселилась в его квартире.

Семейную идиллию Горького и Закревской нарушил приезд знаменитого английского писателя Герберта Уэллса, который в 1920 году решил посетить революционную Россию. В те времена найти приличный номер в гостинице было проблемой, поэтому Уэллса определили на постой в дом Горького. Мария Игнатьевна вызвалась быть переводчицей Уэллса. Вот как описывал Закревскую Уэллс: "Она неимоверно обаятельна. Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность. Она, безусловно, неопрятна, лоб ее изборожден тревожными морщинами, нос сломан. Она очень быстро ест, заглатывая огромные куски, пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно, оттого, что она заядлая курильщица. Обычно в руках у нее видавшая виды сумка, которая редко застегнута как положено. Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и привлекательнее, и интереснее остальных".

Перед отъездом Уэллса произошла пикантная история. Якобы англичанин ошибся дверью и случайно оказался в комнате Марии Игнатьевны. Утром Алексей Максимович застал Герберта Уэллса в постели Закревской. Успокаивая Горького, Мария Игнатьевна говорила: "Алексей Максимович, какой вы, право! Ведь даже для самой любвеобильной женщины сразу два знаменитых писателя - это слишком много! И потом, Герберт старше вас!"

Горький простил измену. Они прожили с Закревской 16 лет вплоть до смерти писателя в 1936 году. Общих детей у них не было.

После смерти Горького 45-летняя Мария Закревская уехала в Англию, где поселилась в доме своего старого знакомого Герберта Уэллса. Уэллс много раз предлагал ей замужество, однако Мария Игнатьевна не соглашалась, всякий раз отвечая, что это не подобает ее возрасту. От большевиков Закревская получила все права на зарубежные издания Горького. От Уэллса ей также досталось неплохое наследство. Она скончалась в 1974 году в возрасте 83 лет.

Мария Федоровна Андреева умерла в Москве в 1953 году, когда ей было 85 лет.

А первая, законная супруга Горького, Екатерина Волжина скончалась в возрасте 88 лет, дожив до 1965 года.

0

62

http://www.e-reading.by/illustrations/1009/1009561-i_029.jpg
Горький произносит речь перед учащимися военной школы, 1928 год.
Фотография А. П. Н.

0

63

http://www.e-reading.by/illustrations/1009/1009561-i_030.jpg
Горький среди заводских рабочих в 1929 году.
Фотохроника ТАСС.

Максим Горький (28/03/1868 – 18/06/1936), русский писатель, драматург.

Максим Горький ( урожденный Алексей Максимович Пешков), являясь «пролетарским» писателем, в своих произведениях описывал жизнь простых людей, их борьбу за независимость, стремление к торжеству справедливости, свободе, равенству. Перу Горького принадлежат многие очерки, рассказы, повести - «Старуха Изергиль», «Мать», «На дне», «Песня о Буревестнике», «Макар Чудра» и другие.

0

64

http://www.e-reading.by/illustrations/1009/1009561-i_028.jpg
Станиславский, Горький и М. П. Лилина, жена Станиславского, в Ялте в 1900 году.
Фотография А. П. Н.

0

65

Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
 
    В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения.
    Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. И действительно, с приходом странника атмосфера в ночлежке стала человечнее. Старик стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду, утверждает, что люди живут для лучшего, утешает их и одновременно пытается разбудить в каждом Человека. Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и тот верит и преображается: “Я сегодня — работал, мел улицу, а водки — не пил!” Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.
    Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Анна — умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера.
    Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!” В одном Сатин согласен со странником: “Человек — вот правда!” Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и мозга каждого. Но и тут не все однозначно: сам-то герой оказался “на дне”. Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки. Трагедия несбыточности надежд, напрасное слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит “на дно” всех персонажей Горького.
    Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

0

66

«Проблема пьесы Горького "На дне"»

В тысяча девятьсот втором году состоялась премьера пьесы «На дне». Эта гениальная драма сразу обратила на себя всеобщее внимание. О ней говорили, писали, ее обсуждали, критиковали. Это был поистине триумф писателя. Эти бурные дискуссии продолжаются и по сей день, с той лишь разницей, что теперь мы знаем отношение самого автора к ней. Если в начале своего творческого пути Максим Горький писал романтические произведения, в которых реальное переплетается с идеальным, а герои были слишком сильными, слишком красивыми и благородными, то о пьесе «На дне» такого не скажешь. Это изображение грубой, не приукрашенной действительности, а герои ее - люди, сломленные судьбой и опустившиеся на «дно жизни».

Пьеса эта явилась ярким изображением взаимоотношений человека со средой, со всей совокупностью не зависящих от него социальных условий. Это опровержение пассивного гуманизма, обращенного лишь к таким чувствам, как жалость и сострадание, с одной стороны, и противопоставление ему, с другой стороны, гуманизма активного, можно даже сказать, революционного, возбуждающего в людях стремление к протесту, борьбе. Поначалу этого не поняли, и Луку, которого сыграл Москвин, все восхваляли, он сделался центром внимания. «Лука должен был явиться отрицательным типом, в противовес ему предполагалось дать Сатина. Вышло же наоборот: Лука стал положительным, а Сатин очутился в роли подгудка Луки», - писал Горький.

Так что же это такое - пьеса «На дне»? Попробуем разобраться. Действие пьесы развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, почти независимым друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, сестры ее Наташи и вора Васьки Пепла — на этом материале можно было создать отдельную социально-бытовую драму. Обособленно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Действительно, на основе этой драмы тоже можно было создать отдельное произведение. Вот почему пьесу «На дне» называют социально-философской драмой. В пьесе много и других героев, но все они живут своей жизнью и собрались в ночлежке.

Итак, мы видим, что в пьесе нет единого сюжета, единого действия, нет стержня. Нет главного героя, и уж тем более - героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Внимание постоянно приковывается к разным людям. Я думаю, этим Горький хотел показать, что нет деления на «людей» и «не людей». Все имеют право на свою точку зрения. Заметим, что герои в основном не действуют, а говорят. Ведь именно из разговоров мы узнаем их мысли, их внутренний мир. В то же время каждый из них несет какую-то свою философию, свою «правду».

Действительно, слово «правда» является ключевым и чуть ли не самым главным. Оно словно пронизывает все произведение. С самого начала пьесы развивается конфликт двух правд: правды горькой жизни, «дна» и правды «вымышленной», той правды, которую они хотели бы видеть. Этот конфликт ярко выражен в противопоставлении двух героев: Луки и Сатина. Чтобы понять его, надо разобраться в развитии их отношений.
Лука, этот странствующий проповедник, утешает всех, обещает всем избавление от страданий, всем говорит: «Ты - надейся!», «ты — верь!» И говорит он это не потому, что действительно ждет каких-то перемен, он всех успокаивает, потому что знает, что в жизни героев не будет никаких перемен. Они не в состоянии что-то изменить в ней. И Лука считает, что тяжкое бремя настоящей правды им вынести не под силу, и единственное их облегчение — мечты и иллюзии. Вся его философия укладывается в одну фразу: «Во что веришь, то и есть». Да, ему жаль этих обездоленных людей. В сущности же, он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, а можно только смягчить боль такой ложью, вымышленной правдой.

А что же Сатин? В чем его правда? Он единственный, кто по-настоящему понял Луку, но его взгляд на жизнь настолько расходится с «правдой» или даже «верой» Луки, что поневоле он начинает опровергать его слова, все еще продолжая защищать. Сатин говорит: «Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Мы видим, что если позиция Луки - идея сострадания, возбуждающая веру в человека, она способна повести его дальше. Актер говорит: «Я сегодня — работал, мел улицу..., а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я - трезв». В словах Луки - призыв к уважению человека: «Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит». «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего».

«Человек - вот правда, он это понимал!» - воскликнет о Луке Сатин. При всей противоположности, на первый взгляд, позиций Луки и Сатина, последний восклицает: «Старик? Он умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...»

Мне кажется, что Сатин и Лука сходятся в том, что «все в человеке, все для человека», но расходятся в понимании того, какими путями надо прийти к этому. Для Луки человек - каждый, а для Сатина - все люди как одно целое. Если любовь Луки - жалость, то Сатин более требовате: лен к человечеству. И Сатин против всякой «вымышленной» правды. Ведь всем развитием сюжета Горький хотел показать, что эта «вымышленная» правда, эта сострадательная ложь может не то чтобы помочь, а, напротив, погубить человека. Отчаявшись вылечиться, Актер кончает жизнь самоубийством. Эта жалость ничем не помогла обитателям ночлежки. Об этом говорят ремарки первого и последнего действий. Ничего не изменилось в жизни людей, собравшихся в ночлежке, стало еще хуже.
На мой взгляд, именно этим автор хотел показать, насколько несостоятельна ложь Луки! С другой стороны, обитатели ночлежки — « хозяева и рабы», им не нужна «правда свободного человека». Они слабы духом и не могут изменить свою жизнь. Разбуженные Лукой, они вступают в конфликт с реальным миром и терпят поражение. «Вымышленная» правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Да и сам Лука исчезает сразу после убийства Костылева. В его сострадании есть фальшь. Он ушел, не принеся ничего хорошего этим людям.

Вся пьеса содержит в себе недосказанность. Пропала Наташа, Пепла должны осудить, где-то на пустыре повесился Актер. Мне кажется, что Горький в пьесе ставит вопросы, но ответов не дает. Как жить дальше? Обитатели ночлежки в растерянности. И в этом скрытом призыве изменить мир — революционность пьесы. Герои пьесы не смогли вырваться из заколдованного круга.

Да, Горький снова пишет про «бывших людей», но теперь он из романтика с неосознанной ролью босяка превратился в философа, мучительно ищущего смысл существования. Он собрал вместе множество разнохарактерных лиц, объединив их стремлением к справедливости.
Пьесу переполняют яркие характеры и образы. Что же хотел сказать автор? Какими он видел героев?

Горький сам определил основную проблематику пьесы: «...что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Максим Горький признает, что ему не удалось в полной мере ответить на этот вопрос. Почему же? Для этого нужно рассмотреть два образа: Луки и Сатина. Сатин, безусловно, выражает авторскую позицию. Герой весьма далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который «за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен». В этих словах мы слышим голос самого Горького. И многие, читая «На дне», бросали уютную жизнь и шли на революционные баррикады.

Однако критика восприняла пьесу иначе. Основное направление пьесы было связано с образом Луки. Писали, что Лука «вызвал к свету все то хорошее, что раньше дремало беспробудно». Основной мотив трактовался как примирение с жизнью и чувством жалости к человеку. Нередко игнорировалась социальная основа: были попытки свести конфликт пьесы к психологической слабости героев, к внутренним противоречиям их характеров.

Горький протестовал против такой трактовки. Он писал, что Лука ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова.
Лука - это странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты надейся!», «Ты верь!» Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Вся философия этого человека выражена в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Он уверен, что правдой никогда и никакую душу не вылечишь, а ложью можно смягчить боль. В подтверждение этого Лука рассказывает притчу о «праведной земле», о человеке, который покончил с собой, так горька для него оказалась истина.

Краткие диалоги старика с людьми, живущими на «дне», сообщают пьесе внутреннее движение: растут призрачные надежды несчастных. Ваське Пеплу Лука внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую жизнь; Актеру обещает назвать город, где есть больница для алкоголиков; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Старику верят, так как хотят обрести веру в существование «другой правды», вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.

Лука считает всех людей слабыми, жалкими, нуждающимися в сочувствиии и утешении. Его слова заставляют людей приспосабливаться к существующему порядку, призывают жалеть человека, а не бороться за изменение его судьбы.

Противоположное мнение высказывает в пьесе Сатин, выражающий авторскую позицию. Сатин не является положительным героем, но он умен, пользуется уважением у ночлежников. Яснее других понимает социальную несправедливость. Это самый интеллигентный человек «дна». Он утверждает, что человеку нужна правда, и в этих словах звучит призыв к борьбе за свои права. «Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» О Луке он высказывает такую точку зрения: «Он врал... но - это из жалости к вам! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая...»

Речи Сатина свидетельствуют о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла на социальном «дне». «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» - говорит Сатин.

О несостоятельности, с точки зрения автора, теории Луки говорят неудачно сложившиеся судьбы ночлежников. Он пришел, зажег в их сердцах надежду, но не указал им дороги к лучшей жизни. Таким образом, Лука - всего лишь бездействующий наблюдатель и утешитель. Трагическая развязка пьесы - своего рода приговор проповедям терпения и покорности и в то же время утверждение необходимости борьбы за правду, за Человека.
Поставив в центр пьесы проблему гуманизма, спор о правде, автор утверждает, что человек не должен жить в мире иллюзий. «Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это непрерывно растущий человек», - писал Горький. Поэтому он осуждает гуманизм мнимый, сострадательный, который призывает жалеть человека, а не бороться за изменение его судьбы. «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

0

67

http://www.stihi.ru/pics/2012/03/27/11112.jpg
Максим Горький
(наст. имя Алексей Максимович Пешков)

Горький, Максим
Род деятельности:
писатель, общественный деятель

Дата рождения:
16.03.1868
Место рождения:
Нижний Новгород
Общество: Общественные деятели
Дата смерти:
18.06.1936
Место смерти:
д. Горки, Московская область
Дополнительные имена:
наст. имя – Алексей Максимович Пешков
Георафия жизни:
Россия, Европа

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…» .

Максим Горький это псевдоним – френоним. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.

Максим Горький - эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г. ) ставил Pacatus (мирный) , а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г. ) подписался Unicus (единственный) . В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.) . Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х. , который следовало читать: «Некто икс» .

Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г. г.) , а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т. е. два «Г» - Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок) .

Чтобы скрыть авторство М. Горький, помимо вышеуказанных псевдонимов, пользовался нейтральными именами (нейтронимами**), так «Рассказ об одном романе» (1924 г. ) он подписал Василий Сизов.

Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г. ) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков» , написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий» . Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное» .

Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г. ) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.

В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо» , т. е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в «Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка» . Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней» : «Рассказ «Ланпочка» , о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 год и увидел эту лампочку в действии» .

0

68

http://www.e-reading.by/illustrations/1009/1009561-i_024.jpg
Дом Каширина, в котором Горький жил с 1871 по 1875. Фотография А. П. Н.

0

69

http://c5.youcomedy.me/5/e/big_068d057fee6a5cbc7684e41d54e55be5.jpg
Максим Горький (28/03/1868 – 18/06/1936), русский писатель, драматург.

Максим Горький ( урожденный Алексей Максимович Пешков), являясь «пролетарским» писателем, в своих произведениях описывал жизнь простых людей, их борьбу за независимость, стремление к торжеству справедливости, свободе, равенству. Перу Горького принадлежат многие очерки, рассказы, повести - «Старуха Изергиль», «Мать», «На дне», «Песня о Буревестнике», «Макар Чудра» и другие.

0

70

http://images.aif.ru/007/917/5b98aaa1853277d12029c82db1604311.jpg

Писатель Максим Горький. 1934 год. Репродукция. Фото: РИА Новости

Максим Горький, писатель. Из статьи «По поводу», 1905 г.

Пусть сердца ваши дышат страхом, пусть кошмары давят ваш сон, пусть всё безумное и жестокое, что творится в нашей стране, жжёт вас, как огонь, - вы стоите этого. Это или погубит вас, или - быть может - очистит от грязи и пошлости всё честное и здоровое, что осталось в душе вашей, которую вы так мало берегли, наполняя её жадно­стью, властолюбием, ложью и всяческой скверной.

У народа лопнуло терпение. Он долго молчал, долго неподвижно подчинялся насилию, он терпеливо держал всю вашу жизнь на своей спине раба, и вот - больше не может!

Вы всю жизнь брали его труд, его последний кусок хлеба, брали легко и просто, не понимая, что вы берёте. Вы дразнили голодного и нищего богат­ством ваших нарядов, когда жили на даче, около мужиков, вы смотрели на них как на людей низшей расы. Они всё это понимали. Это ведь очень просто: пируя на глазах нищих, нельзя ожидать от них благодарности.

Ваше снисходительно-брезгливое отношение к мужику не могло воспитать в душе его уважения к вам. Что вы сделали для него? Вы позаботились о том, чтобы он был мягче сердцем? Вы хотели, чтобы он был умнее? Вы не думали об этом. Мужик был для вас рабочее животное, вы никогда не смотрели на него как на человека. Что же удивительного, что он зверь для вас?

Здесь не только незнание жизни, здесь есть и лицемерие грешника, который уже чувствует, что согрешил, но ещё не хочет искренно покаяться.

Мы живём в стране, где людей до сего дня забивают палками до смерти, бьют по лицу ради забавы, где нет предела насилиям над людьми, где формы мучений разнообразны до отвращения, до безумного стыда. Человек, которого в участке топтали ногами, становится способен топтать ногами подобного себе...

0

71

http://static.newauction.ru/offer_images/2015/09/30/09/big/4/4Ri4EV4Uf2Z/a_m_peshkov_gorkij_nizhnij_novgorod_1889_g.jpg
А.М.Пешков.(Горький).Нижний Новгород.1889г.

http://s7.uploads.ru/t/mKjO2.jpg

0

72

http://kartinkinaden.ru/uploads/posts/2016-06/1464943936_10.jpg

Интересные факты из жизни Горького Алексея Максимовича

Горький внес огромный вклад в развитие России. Он был писателем, мыслителем и революционером, так интересные факты из жизни Горького Алексея Максимовича заставят читателей по-новому взглянуть на прошлое нашей страны.

1 С детства писателю приходилось много трудиться, чтобы заработать себе на пропитание. Он и мыл посуду на корабле, и помогал в пекарне. Его родители умерли, поэтому воспитание будущего литературного деятеля целиком легло на плечи бабушки с дедушкой, которые привили ему бунтарский дух.

2 Максим Горький в свое время так и не получил высшего образования. Юноше отказали, когда тот решил поступить в Казанский институт. Однако он совсем не расстроился, а увлекся марксистской литературой. Позднее молодого человека арестуют, так как на него падет обвинение в сговоре с революционерами.

3 Литературный успех к Горькому пришел в 24 года. Он начинал печататься под псевдонимом Иегудиил Хламида. Многие работы автора, вышедшие на рубеже веков, содержали революционную подоплеку. Это время было очень плодотворным периодом для творчества писателя.

4 «Горький» – это псевдоним писателя, которым он стал называть себя с 1892 года (по паспорту он оставался Алексеем Пешковым). Причиной взятия такой фамилии стало раннее взросление Максима. В его детстве не было привычных детских игр и ощущения беспечности. Уже тогда мальчика учили отвечать за свои поступки.

5 Алексей Максимович много курил (иногда до 80 сигарет в день), хотя с детства болел туберкулезом. Это объясняется постоянными стрессами в жизни писателя, который был революционером. Отказаться от пагубной привычки он просто не мог.

6 У Горького была гражданская жена – Мария Закревская (Будберг). Она также выполняла обязанности его секретарши. Писатель настолько любил эту женщину, что даже простил ей измену с Гербертом Уэлсом, который однажды приехал в гости к Алексею Максимовичу.

7 Близким людям писатель часто давал милые прозвища. Надежду Введенскую – жену своего сына – Горький ласково звал Тимошей. Такое необычное прозвище появилось, когда женщина сходила в парикмахерскую, где ей сделали модную стрижку. На следующий день прическа потеряла форму, и волосы Надежды торчали во все стороны как у кучера Тимофея.

8 Находясь в США, Горький однажды вызвал своим поведением скандал. Дело в том, что в такое далекое путешествие Алексей Максимович отправился с женщиной. Окружающие считали ее супругой, пока не выяснилось, что дама замужем.

9 Максим Горький был одним из самых любимых авторов Сталина. Последнему импонировал революционный настрой писателя. Однако есть версия, что именно «вождь всех народов» был замешан в смерти литературного деятеля и его сына.

10 Современники считали, что Алексей Максимович никогда не испытывал физической боли. Одна из его жен рассказывала, что один раз услышала грохот, доносящийся из комнаты писателя. Прибежав на шум, женщина увидела, что Горький лежит весь в крови. Он объяснил это тем, что хотел вжиться в образ своего героя.

0

73

http://www.togdazine.ru/upload/images/b3/a1/b3a1275f1df2a617571c9e9ff64c8d73.jpg
Максим Горький

Интересные факты из жизни Горького Алексея Максимовича

11 Современники считали, что Алексей Максимович никогда не испытывал физической боли. Одна из его жен рассказывала, что один раз услышала грохот, доносящийся из комнаты писателя. Прибежав на шум, женщина увидела, что Горький лежит весь в крови. Он объяснил это тем, что хотел вжиться в образ своего героя.

12 Горький не выносил отдельных русских писателей XIX века. Он явно презирал Гоголя, Достоевского и Тургенева. Из всех классиков Алексей Максимович восхищался лишь Толстым. Однако Лев Николаевич избегал общения и встреч с ним.

13 Максим Горький увлекался философским течением – богостроительством. Оно возникло в среде марксистских литераторов в начале XX века. Последователи этой концепции считали, что между христианским и социалистическим мировоззрением есть немало общего.

14 Алексей Максимович всегда защищал евреев. В своих произведениях он не раз поднимал проблему геноцида этого народа. Он даже усыновил еврейского мальчика – Залмана Свердлова (в будущем Зиновия Алексеевича Пешкова).

15 Смерть Горького до сих пор вызывает споры среди его биографов. Официальная версия кончины – воспаление легких. Но есть мнение, что убийство Алексея Максимовича было выгодно Сталину, который видел в нем конкурента. Еще существует подозрение, что в смерти писателя виновата Мария Закревская.

0

74

Высказывания Горького

Все относительно на этом свете, и нет в нем для человека такого положения, хуже которого не могло бы ничего быть.

Учить детей - дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.

Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека.

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Жизнь устроена так дьявольски искуссно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

Мучительны сердца скорби,
И часто помочь ему нечем, –
Тогда мы забавной шуткой
Боль сердца успешно лечим!

Дело - зверь живой и сильный, править им надо умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.

Прославим поэтов, у которых один Бог – красиво сказанное, бесстрашное слово правды.

В мире идей необходимо различать тех субъектов, которые ищут, и тех, которые прячутся. Для первых необходимо найти верный путь к истине, куда бы он ни вел, хоть в пропасть, к уничтожению искателя. Вторые желают только скрыть себя, свой страх пред жизнью, свое непонимание ее тайн, спрятаться в удобной идее.

Слабые люди выжидают благоприятных случаев - сильные их создают.

Мелкие вещи непокорнее больших. Камень можно обойти, можно уклониться от него, а от пыли - не скроешься, иди сквозь пыль.

Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни.

Есть чувства, мысли и догадки, о которых говоришь только любимой женщине и не скажешь никому больше.

Жизнь тасует нас, как карты, и только случайно - и то ненадолго - мы попадаем на свое место.

Когда вы радуетесь, вглядитесь в глубину своего сердца, и вы увидите, что ныне вы радуетесь именно тому, что прежде печалило вас. Хорошо жить с сердцем, полным ожидания великой радости в будущем!

Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда.

Не сердитесь на дураков, они будут жить еще долго, к ним следует относиться, как к дурной погоде.

Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Максим Горький. Выдающийся русский писатель, драматург и мыслитель.