"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Басни для взрослых

Сообщений 41 страница 60 из 259

1

Басни для взрослых
http://s3.uploads.ru/t/z3TVm.jpg

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.


Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, но завуалировано подразумеваются люди, их поступки, поведение. Неотъемлемой частью басни является её мораль.

Басни возникли в Древней Греции.
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Эзоп — баснописец древних времен.

Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Басни Лафонтена

Жан де Лафонтен и его Басни — это мудрость народов, которая дошла до наших дней. Басня Лафонтена указывает на пороки и слабости человека, такие как трусость, жадность, ложь, лень.
Читать басни Лафонтена с удовольствием будут дети разного возраста, как школьники, так и дошкольники. Персонажами басен Лафонтена являются животные, которые олицетворяют людей с их достоинствами и недостатками.

Многие басни этих авторов-баснописцев и их краткие биографии представлены здесь.

Некоторые басни (порой одну и ту же) читают блестящие актёры, такие как Игорь Ильинский, Валентин Гафт...

Наряду с этим мы поместили мультфильмы и аудиокнигу "Басни И.А.Крылова" с картинками

А также оригинальные басни поэта Владимира Шебзухова.

Владимир Шебзухов

Он — член Союза Писателей России, автор интересных стихотворных сборников, в том числе, редких для сегодняшнего времени, сборника басен. Победитель многих выставок Современного искусства. Владимир Шебзухов ещё и композитор и музыкант, профессиональный гитарист-концертант, имеющий эксклюзивную гитару, таящую в себе неземные звуки.

+1

41

Басня Михалкова Заяц и черепаха


Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...
Случилось на него наткнуться Черепахе.
Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...
Кружится голова... Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать - пруды!"
Как Черепахе было отказаться?..
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться, -
Все Черепаху ждет Косой.
Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:
"Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду..." -
"Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.
"Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной. -
Явилась!" -
"Да нет, Косой, еще туда иду..."
Я многих черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах!

Мораль басни Заяц и черепаха
Нам помощь скорая подчас нужна в делах, но горе, коль она в руках у черепах!
Басня Заяц и черепаха - анализ
Заяц и черепаха - басня о том, как зайчик заболел и ему очень захотелось попить водички, а рядом оказалась только черепаха, которая согласилась помочь. Так долго не было черепахи, что заяц уже стал браниться на неё и оказалось, что черепаха всё услышала, потому что была совсем рядом, но не потому, что уже возвращалась, а потому, что ещё не успела далеко отползти. Вот и получается, что когда нам нужна помощь, выбирать кого просить не приходится, одна надежда на то, что рядом окажется не черепаха.

0

42

Басня Михалкова Белые перчатки

Задавака Грач смешит нас своей недальновидностью и излишней гордыней в басне Белые перчатки. Михалков очень просто показывает, как относятся люди к тем, кто не работает, а ведет себя, будто лучше остальных.

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

- Вот я какой!..

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

- Летим с нами! - кричали птицы, пролетая мимо.

- Летите, летите! - отвечал им Грач. - Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

- А мне? - крикнул Грач. - Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

- Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

- А вы мне прямо в рот кладите - я буду жевать!

- Ну нет! - отвечали птицы. - Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнездам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел - так славно он потрудился за день. Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку.

Голод - не тетка!

Мораль басни Белые перчатки
Голод - не тетка!
Басня Белые перчатки - анализ
Белые перчатки появились у птицы-грача. Загордился он, что только у него есть такая красота. Собрались птицы лететь работать, всяких жучков собирать, да покушать, а грач дома остался. Как же это так белые перчатки марать? Натрудились птички за день, вернулись назад, а грач в своих перчатках сидит голодный-голодный, да настолько обнаглел, что просил птиц покормить его. Отказали птицы такому нахалу, спели песни и спать легли, а грач сидел-сидел, да и съел от голода перчатку. Вот и получается, что вещи не сделают никого особенным, а вот работать и отдыхать лучше всем вместе.

Басня Белые перчатки - крылатые выражения
Голод - не тетка.

0

43

Басня Михалкова Экзамен

Басня Экзамен на примере мудрого ворона и глупого попугая учит нас тому, что нет смысла хвастаться всем вокруг.


Как-то раз Попугай начал хвастаться всем вокруг:
- Я умею говорить по-человечьи! Больше вы не услышите от меня ни одного слова на птичьем языке!

- Ох, ох! - разохались трясогузки. Вот умница! Он будет говорить только по-человечьи!

- Он умеет говорить по-человечьи? - переспросил старый Ворон. - Ну что ж! Это неплохо! Но это еще не значит, что он умнее всех! Я тоже знаю несколько человечьих слов, но я при этом не считаю себя мудрецом!

- А вы поговорите с ним по-человечьи! - затрещали трясогузки. - На птичьем языке он и разговаривать с вами не станет. Вот увидите!

- Попробуем! - сказал Ворон и перелетел туда, где сидел очень важный попугай.

- Здравствуйте! - представился Ворон на чистом человечьем языке. Здравствуйте! Я - Ворон!

- Попка-дурак! Попка-дурак! -важно ответил ему Попугай тоже по-человечьи. - Попка-дурак!

- Вы слышите? - восхитились трясогузки. Он вас убедил?

- Да уж! - сказал Ворон. - Я с ним согласен!

Мораль басни Экзамен
Никогда не стоит хвастаться, а то можно и оплошать

Басня Экзамен - анализ

Попугай умел говорить на человеческом языке и возомнил из себя важную птицу, а все рядом и поддакивали ему и приторно восхищались, чем он был жутко доволен. Вот только ворон решил проверить попугая и поздоровался с ним на чистом человеческом языке и тут оказалось, что попугай-то и умеет только, как кричать, что он Попка-дурак. Вот так и похвастался!

0

44

Басня Михалкова Ромашка и роза

Глупо пренебрегать дружественным советом и ещё глупее вести себя высокомерно доказывает басня Ромашка и Роза.

Прошу простить меня за обращенье в прозе!
Ромашка скромная сказала пышной Розе.
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!

Где вам судить о нас! вспылила Роза.
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!

Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом,
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла...
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно...

Басня Ромашка и роза - анализ

Простой добродушный цветок обратился к гордой садовой розе. Ромашка предупредила розочку, что у той на стебле тля. Вспылила на такие слова роза. Как смеет этот безродный цветок делать ей замечания! Но вскоре красавица-роза умерла, так и не прислушавшись к желавшей ей добра ромашке. Но мы то видим, как глупо такое поведение выглядит со стороны! Хотя, как говорит автор, что кто глядит на других высокомерно, этого конечно за собой не замечает.

0

45

Басня Михалкова Слон-живописец


Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -
"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -
"Позвольте! - удивился Крот. -
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород". -
"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"

Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Мораль басни Слон-живописец
Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, себе же только навредишь.

Басня Слон-живописец - анализ

Слон-живописец Михалкова - прекрасный пример того, как некоторые люди пытаются угождать всем подряд и в итоге ничего не добиваются. Эта басня - хороший инструмент для дизайнера или менеджера в убеждении клиента, что за всем не угонишься. Нужно уметь выбирать самое важное, не следуя всем советам, а лишь прислушиваться к ним и формировать свое собственное видение. То, что для этой басни был выбран именно слон - не случайно. Издревне он считается очень умным животным, способным на многие социальные действия. Как говорят ученые, слоны могут сделать тоже, что и человек, просто им это не нужно.

А вот в Таиланде слон почитается особым образом: Бог Ганеша изображается с головой слона, как символ мудрости.

0

46

Басня Михалкова Два толстяка и заяц


Нашел толстяк Бегемот в камышах брошенный кем-то старый автомобиль. Позвал Бегемот Слона:
- Смотри, толстяк, какую я штуку нашел! Что делать будем?
- Хорошая штука! - сказал Слон. - Давай его вытащим и к делу
приспособим. Будем вдвоем кататься!..
Откуда ни возьмись - Заяц.
- Добрый день, друзья! Что нашли? Автомобиль? Очень хорошо! А ну,
взяли! А ну, еще разок!..
Вытащили толстяки машину из болота на сухой берег. Заяц в сторонке
стоял - командовал. Стали толстяки машину мыть, мотор заводить, шины надувать. Заяц в сторонке стоял - подсказывал. Стали толстяки дорогу протаптывать, дорожные знаки расставлять. Заяц в сторонке стоял - указывал. Стали толстяки в автомобиль садиться - поссорились: никак вдвоем на одно сиденье не сесть! А Заяц опять тут как тут! Вскочил в машину и поехал, но...
Недалеко уехал Косой. Налетел на дерево. Машина - вдребезги. Сам едва
уцелел.
Жалко толстяков, что зря потрудились. Машину жаль, что разбилась. А
Зайца не жаль! Почему не жаль? Сами догадайтесь!

Мораль басни Два толстяка и заяц
Все, что ни делается - все к лучшему. Каждому по заслугам.

Басня Два толстяка и заяц - анализ

Как-то раз два толстяка Бегемот и Слон нашли автомобиль. Тут откуда не возьмись, появился заяц и давай командовать толстяками. Он и совет им даст и инструкцию, как и что следует делать. Видимо зайцу очень захотелось заполучить автомобиль себе, что он и сделал. И вот поехал зайчик кататься, да и врезался в дерево. Жалко трудяг, что столько сил потратили, а покататься на автомобиле не смогли - не влезли, а вот заяц получил по заслугам.

0

47

Басня Михалкова Ошибка

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
- Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста,
зубы!
- Да они у тебя хорошие!
- Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
- Зачем тебе клыки?
- Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от
меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы - два львиных
клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
- Вот здорово! - воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. - Побегу
Лису искать!
Бежит Заяц по лесу - Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов
выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю -
дрожит, трясется от страха.
- Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
- А эти чем плохи?
- Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
- Не поможет! - ответил Журавль. - Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!...

Мораль басни Ошибка
Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.
Басня Ошибка - анализ
Устал заяц лису бояться, да и отправился к журавлю, чтоб тот ему клыки львиные поставил. Посмеялся журавль, а что делать? Взял и поставил клыки, но заяц все равно встретив лису кинулся наутек. Вот так позор. Все же если сердце трусливое, то никакие клыки не помогут.

0

48

Басня Михалкова Лиса и бобер


Лиса приметила Бобра:
И в шубе у него довольно серебра,
И он один из тех Бобров,
Что из семейства мастеров,
Ну, словом, с некоторых пор
Лисе понравился Бобер!
Лиса ночей не спит: "Уж я ли не хитра?
Уж я ли не ловка к тому же?
Чем я своих подружек хуже?
Мне тоже при себе пора
Иметь Бобра!"
Вот Лисонька моя, охотясь за Бобром,
Знай вертит перед ним хвостом,
Знай шепчет нежные слова
О том, о сем...
Седая у Бобра вскружилась голова,
И, потеряв покой и сон,
Свою Бобриху бросил он,
Решив, что для него, Бобра,
Глупа Бобриха и стара...
Спускаясь как-то к водопою,
Окликнул друга старый Еж:
"Привет, Бобер! Ну, как живешь
Ты с этой... как ее... с Лисою?"
"Эх, друг!- Бобер ему в ответ.-
Житья-то у меня и нет!
Лишь утки на уме у ней да куры:
То ужин - там, то здесь - обед!
Из рыжей стала черно-бурой!
Ей все гулять бы да рядиться,
Я - в дом, она, плутовка,- в дверь.
Скажу тебе, как зверю зверь:
Поверь,
Сейчас мне впору хоть топиться!..
Уж я подумывал, признаться,
Назад к себе - домой податься!
Жена простит меня, Бобра,-
Я знаю, как она добра..."
"Беги домой,- заметил Еж,-
Не то, дружище, пропадешь!.."
Вот прибежал Бобер домой:
"Бобриха, двери мне открой!"
А та в ответ: "Не отопру!
Иди к своей Лисе в нору!"
Что делать? Он к Лисе во двор!
Пришел. А там - другой Бобер!
Смысл басни сей полезен и здоров
Не так для рыжих Лис, как для седых Бобров!

Мораль басни Лиса и бобер
Седина в бороду - бес в ребро
Басня Лиса и бобер - анализ
Седой бобер - не поднимай шумихи, уж если ходишь ты тихонечко к лисе, то не бросай бобрихи… Михалков смеется над мужчинами-бобрами, которые мечутся между семьей и лисой, но ведь рано или поздно у молодой лисы появится другой бобер, да и не рыжей станет лиса, а черно-бурой.

0

49

Басня Михалкова Заяц во хмелю


В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: "Пшли домой!" - "Да ты найдешь ли дом? -
Спросил радушный Еж. -
Поди, как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!"
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
"Да что мне Лев! - кричит. - Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу!.."
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
"Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья!.."
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев - цап его за воротник!
"Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян -
Какой-то дряни нализался!"
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
"Да я... Да вы... Да мы... Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!"
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал... подхалимаж.

Мораль басни Заяц во хмелю
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, но обожал... подхалимаж.

0

50

Басня Михалкова Дальновидная сорока

Снова и снова возвращается Михалков к теме лишней болтливости и пронырливости. На этот раз в басне Дальновидная сорока. В отличие от других басен, эта высмеивает и осуждает излишнюю хитрость.

Изнемогая от тяжелых ран
К своим трущобам отступал Кабан.
В чужие вторгся он владенья,
но был разбойнику отпор достойный дан.
Как поднялось лесное населенье...

Сороке довелось в ту пору пролетать
Над полем боевых событий.
И - кто бы ожидал такой сорочьей прыти! -
Сорока, сев на ель, вдруг стала стрекотать:
Так, так его! Гоните Кабана!
Мне с дерева видней - он не уйдет далеко!
Я помогу, коль помощь вам нужна.
А вы еще разок ему поддайте сбоку!

Дивлюсь я на тебя. Ты только прилетела, -
Сказал Сороке Воробей, -
А трескотней своей, ей-ей,
Всем надоесть уже успела!"

Скажи, мой свет, - сорока Воробью в ответ, -
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне -
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: "Сорока воевала!.."

Сороке выдали медаль.
А жаль!

Мораль басни Дальновидная сорока
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне -
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: "Сорока воевала!.." Сороке выдали медаль.
А жаль!

Басня Дальновидная сорока - анализ
Об этой басне часто говорят, что она неоднозначна. Не все дети сразу понимают, что именно осуждается. Всё очень просто. Описывается жизненная ситуация, в которой одни люди воюют, терпя лишения, другие их поддерживают, если не действиями, то хотя бы морально. Но вот всегда найдутся третьи, которые не только не помогают, но и раздражают, а выворачивают всё совершенно наоборот.

0

51

Басня Михалкова Муха и пчела


Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала -
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...
"Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая. -
Я угощу тебя! Там - в доме, на столе -
Такие сладости остались после чая!
На скатерти - варенье, в блюдцах - мед.
И все - за так! Все даром лезет в рот!" -
"Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела.
"Тогда валяй трудись!" - лентяйка
прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала...

Не так ли папенькины дочки и сынки,
Бездумно проводя беспечные деньки,
Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки,
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Мораль басни Муха и пчела
Папенькины дочки и сынки безделье выдают за некую отвагу, но в лености своей, от жизни далеки, садятся, вроде мух, на липкую бумагу

0

52

Басня Михалкова Хочу бодаться


Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
- Хочу бодаться! Давай бодаться!..
- Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону.
- Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку.
- Отвяжись! - ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козленок к старой Овце:
- Давай бодаться!
- Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
- А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козленок Щенка.
- А ну! Давай бодаться!
- Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
- Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
- А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

Мораль басни Хочу бодаться
Хочешь бодаться - будь готов к тому, что кто-то не просто не хочет бодаться, а хочет кусаться

0

53

Басня Михалкова Смешная фамилия

Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков - лисицей!

А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится как рак,
А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!

Мораль басни Смешная фамилия
Все дело не в фамилии, а в человеке

0

54

Басня Михалкова Грибы

Всем задавакам посвящается... Излюбленная тема Михалкова опять проявляется в басне Грибы.

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...

Мораль басни Грибы
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...
Басня Грибы - анализ
Вот так всегда в жизни и происходит: самолюбивые люди не могут сами себя нахвалить вдостоль, а по-настоящему хорошим людям не нужно кричать во все стороны о своих достоинствах - о них и так все знают и ценят.

0

55

Басня Михалкова Неврученная награда


За честный труд и поощренья ради
Один из Муравьев представлен был к награде -
К миниатюрным именным часам.
Однако Муравей не получил награды:
Вышесидящий Жук чинил ему преграды,
Поскольку сам он не имел такой награды!

Ох, если бы прискорбный этот случай
Был ограничен муравьиной кучей!

0

56

Басня Михалкова Не стоит благодарности

Не стоит благодарности - басня о нежелании помогать друг другу, об удивительном свойстве людей кроме этого ещё и успеть словом обидеть.

Тащил на себе как-то раз Медведь огромное бревно. Замучился, присел на пенек передохнуть.
- Тяжелое небось бревно-то? - спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнышке.
- Ох, и тяжелое! - ответил Медведь, отдуваясь.
- И далеко еще тащить?
- До самого леса.
- В такую-то жару! Поди, умаялся?
- И не спрашивай!
- Такое бревно вдвоем бы тащить!
- Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!
- Ну, я пошел! - сказал Кабан, поднимаясь. Желаю удачи! Смотри не надорвись!
- Спасибо, - вздохнул Медведь.
- Не за что! - ответил Кабан.

Басня Не стоит благодарности - анализ

Михалков часто говорил и писал о людях, которые вокруг себя никого не замечают и не желают помочь при необходмости окружающим. В этой короткой басне Медведь символизирует трудолюбивого человека, который вне зависимости от усталости делает то, что требуется. Кабан же наоборот, когда имеет возможность отдохнуть - отдыхает и нисколько не собирается делать что-то для других, даже если и возможность есть. Обидно в такой ситуации то, что Кабан не только не предлагает помощь, но  рассуждает так будто вот-вот поможет, а потом без зазрения совести встает и уходит по своим делам.

0

57

БАСНИ ЭЗОПА

Крестьянин и змея

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. «Нет, – ответила змея, – ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне – глядя на могилу сына».

Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

Старик и смерть

Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал. «Чтобы ты подняла мне эту ношу», – ответил старик.

Басня показывает, что всякий человек любит жизнь, как бы он ни был несчастен.

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

+1

58

БАСНИ ЭЗОПА

Два петуха и орел

Два петуха дрались из-за кур, и один другого побил. Побитый поплелся прочь и спрятался в темное место, а победитель взлетел в воздух, сел на высокую стену и закричал громким криком. Как вдруг орел налетел и схватил его; а тот, который прятался в темноте, спокойно с этих пор стал владеть всеми курами.

Басня показывает, что Господь гневается на горделивых и милосерден к смиренным.

Зевс и черепаха

Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна лишь черепаха. Не понимая, в чем дело, на следующий день спросил ее Зевс, почему она одна не пришла на пир. «Свой дом – лучший дом», – ответила черепаха. Рассердился на нее Зевс и заставил ее повсюду носить на себе собственный дом.

Так многим людям приятнее жить скромно у себя, чем богато у чужих


Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега до берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал бранить за то, что он мутит реку и не даст им пить чистую воду. Ответил рыбак: «Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!»

Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту.

+1

59

БАСНЯ ЭЗОПА

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

БАСНЯ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА

       ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".

Басня Лисица и виноград - анализ

Басню Крылова Лисица и виноград читать очень легко, ведь она написано в разговорном стиле. Автор в присущей ему манере, очень красочно, сочно описывает происходящие события.

Суть басни в том, что кумушке - лисице вздумалось полакомиться вкуснейшим виноградом. На беду, гроздья висели слишком высоко, чтобы плутовка могла до них добраться. И так, и сяк пробовала она дотянуться, но так ничего и не вышло. Тогда вместо того, чтобы придумать что-то или попросту уйти ни с чем, разозленная лисица выдала целое житейское рассуждение. Сама себя обманывала кумушка, говоря, что виноград-то вовсе и не зрелый.

Вот так и людям свойственно обвинять обстоятельства в случаях, когда не получается совершить задуманное. Подумайте, наверняка и вам вспомнится случай из собственной жизни… В басне же Лисица и виноград Крылова шутливо, но в тоже время поучительно описана как раз такая история.

Басня Лисица и виноград - крылатые выражения

    Хоть видит око, да зуб неймёт.

Отредактировано Fleur (18.06.13 07:09:54)

+1

60

БАСНЯ Ивана Андреевича Крылова

        КОТ И ПОВАР

http://detskiychas.ru/files/pics/2016/06/analiz_kot_i_povar.jpg

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Анализ басни Крылова «Кот и повар»

Басня «Кот и повар» написана Крыловым в 1812 году. Впервые она была опубликована в журнале-сборнике «Чтение в Беседе любителей русского слова», в 1813 году. Поводом для написания басни стали события, связанные с Отечественной войной 1812 года.

Медлительность действий Барклая-де-Толли, а затем и Кутузова, вызвали порицания и нападки русского правительства, общества и большей части армии.

Все требовали принятия энергичных мер против Наполеона вместо дипломатических переговоров и неуместного деликатничанья. Это общее желание действий и выражает Крылов в своей басне следующими словами: «…речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить». Но впоследствии баснописец понял «хитрую медлительность» Кутузова и не раз вставал на его защиту.

Сюжет у басни «Кот и повар» отличается  своей оригинальностью. Повар оставляет кота стеречь поварню от мышей. Но, вернувшись, он видит, что кот вовсю поглощает съестные запасы, которые он должен был оберегать. Вместо того, чтобы пресечь действия кота и наказать его, повар, будучи грамотным и красноречивым человеком, начинает стыдить кота словесно. При этом кот абсолютно спокойно продолжает свое занятие, а именно – поедать куренка. Строки из этой басни «А Васька слушает, да ест» стали нарицательными и со временем превратились в пословицу, которую многие теперь считают народной.

С тех пор это знаменитое выражение стали использовать тогда, когда человек полностью игнорирует любые замечания в его адрес и продолжает заниматься своим делом. Обобщенный образ подобного человека и представлен в басне Крылова в виде нахального кота Васьки, которому безразличны любого рода увещевания.

В басне «Кот и повар» Крылов высмеивает также людей, проявляющих медлительность, нерешительность и склонность к бездействию, предпочитающих красноречиво разглагольствовать (как это делал повар, укорявший кота), вместо того, чтобы решительно действовать.

Персонажи басни выписаны Крыловым ярко и сочно. Для описания хладнокровного поведения кота ему достаточно всего одной строки, ставшей крылатой: «А Васька слушает, да ест». Для того, чтобы показать образованность повара, автор применяет народное слово «грамотей», часто используемое в насмешливом контексте. Красноречие повара также охарактеризовано метко и, вместе с тем, кратко древнегреческим словом «ритор», то есть оратор.

Басня «Кот и повар» не потеряла своей актуальности и в наши дни. И сегодня можно встретить людей, предпочитающих красивыми речами заменять реальные дела.

+1