"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Басни

Сообщений 41 страница 60 из 254

1

Басни для детей и взрослых
http://s2.uploads.ru/t/cZIVU.jpg

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.


Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, но завуалировано подразумеваются люди, их поступки, поведение. Неотъемлемой частью басни является её мораль.

Басни возникли в Древней Греции.
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

Эзоп — баснописец древних времен.

Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

Басни Лафонтена

Жан де Лафонтен и его Басни — это мудрость народов, которая дошла до наших дней. Басня Лафонтена указывает на пороки и слабости человека, такие как трусость, жадность, ложь, лень.
Читать басни Лафонтена с удовольствием будут дети разного возраста, как школьники, так и дошкольники. Персонажами басен Лафонтена являются животные, которые олицетворяют людей с их достоинствами и недостатками.

Многие басни этих авторов-баснописцев и их краткие биографии представлены здесь.

Некоторые басни (порой одну и ту же) читают блестящие актёры, такие как Игорь Ильинский, Валентин Гафт...

Наряду с этим мы поместили мультфильмы и аудиокнигу "Басни И.А.Крылова" с картинками

А также оригинальные басни поэта Владимира Шебзухова. Он — член Союза Писателей России, автор интересных стихотворных сборников, в том числе, редких для сегодняшнего времени, сборника басен. Победитель многих выставок Современного искусства. Владимир Шебзухов ещё и композитор и музыкант, профессиональный гитарист-концертант, имеющий эксклюзивную гитару, таящую в себе неземные звуки.

+1

41

Басня Толстого Отец и сыновья


Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

0

42

Басня Толстого Пчелы и Трутни

Как пришло лето, стали трутни ссориться с пчёлами, кому мёд есть. Позвали пчёлы на суд осу. Оса и говорит:

– Мне вас рассудить сразу нельзя. Я ещё не знаю, кто из вас мёд делает. А разойдитесь вы в два пустые улья – в один пчёлы, а в другой трутни. Вот через неделю я увижу, кто больше и лучше мёду наделает.

Трутни стали спорить:

– Мы, – говорят, – не согласны. Ты нас сейчас рассуди.

Оса и говорит:

– Теперь я вас сейчас рассужу. Вы, трутни, не согласны оттого, что мёду делать не умеете, а только чужое жрать любите. Гоните их вон, пчёлы. И пчёлы побили всех трутней.

0

43

Басня Толстого Рыбак и Рыбка


Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

«Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет».

Рыбак и говорит:

«Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».

0

44

Басня Толстого Собака и Волк


Собака заснула за двором. Голодный волк набежал и хотел съесть её. Собака и говорит:

«Волк! подожди меня есть, — теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, — лучше тогда меня съесть».

Волк поверил и ушел. Вот приходит он в другой раз и видит — собака лежит на крыше. Волк и говорит:

«Что ж, была свадьба?»

А собака и говорит:

«Вот что, волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы».

0

45

Басня Толстого Собака и её тень


Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни при чём.

0

46

Басня Толстого Собака, Петух и Лисица

Собака и петух пошли странствовать. К вечеру петух уснул на дереве, а собака пристроилась у того же дерева, промеж кореньев. Как пришло время, петух запел. Лисица услыхала петуха, прибежала и стала снизу просить, чтобы он сошел к ней, будто ей хочется оказать почтенье ему за то, что у него голос хорош. Петух сказал: «Надо прежде разбудить дворника, он спит промеж кореньев. Пусть отопрет, тогда я сойду». Лисица стала искать дворника и забрехала. Собака живо вскочила и задушила лисицу.

0

47

Басня Толстого Старик и Смерть


Старик раз нарубил дров и понес. Нести было далеко; он измучился, сложил вязанку и говорит: «Эх, хоть бы смерть пришла!» Смерть пришла и говорит: «Вот и я, чего тебе надо?» Старик испугался и говорит: «Мне вязанку поднять».

0

48

Басня Толстого Черепаха и Орел


Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

0

49

Басня Михалкова Аисты и лягушки

Вот, что выходит, когда двое спорят сами не зная о чем. Аист и лягушка в басне Михалкова выясняют, кто из них красивее, а в итоге Аист по-своему дает нам ответ на этот вопрос, проглотив лягушку.


Поспорила Лягушка с Аистом:
- Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.

Мораль басни Аисты и лягушки
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не
спорить.
Басня Аисты и лягушки - анализ
Сергей Михалков славился своим острым языком и необыкновенным чувством юмора. Насмотревшись на извечные препирания людей, особенно женщин, кто кого красивее, ему в голову пришла мысль описать это явление в одной из своих кратких басен. У него прекрасно это получилось, ведь со стороны сразу становится ясно, как глупы эти споры и что на самом деле окончательное решение приходит с неожиданной стороны. Побеждает как всегда не самый красивый, а самый умный.

0

50

Басня Михалкова Заячье горе

Смешно завидовать другим, ведь что есть у одного - возможно недостижимо для другого, особенно когда один из вас - заяц, а второй - черепаха...

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! - думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги - и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
- Что с тобой? - спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
- Из-за проклятой Черепахи, - ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком...

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

0

51

Басня Михалкова Заяц и черепаха


Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...
Случилось на него наткнуться Черепахе.
Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...
Кружится голова... Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать - пруды!"
Как Черепахе было отказаться?..
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться, -
Все Черепаху ждет Косой.
Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:
"Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду..." -
"Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.
"Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной. -
Явилась!" -
"Да нет, Косой, еще туда иду..."
Я многих черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах!

Мораль басни Заяц и черепаха
Нам помощь скорая подчас нужна в делах, но горе, коль она в руках у черепах!
Басня Заяц и черепаха - анализ
Заяц и черепаха - басня о том, как зайчик заболел и ему очень захотелось попить водички, а рядом оказалась только черепаха, которая согласилась помочь. Так долго не было черепахи, что заяц уже стал браниться на неё и оказалось, что черепаха всё услышала, потому что была совсем рядом, но не потому, что уже возвращалась, а потому, что ещё не успела далеко отползти. Вот и получается, что когда нам нужна помощь, выбирать кого просить не приходится, одна надежда на то, что рядом окажется не черепаха.

0

52

Басня Михалкова Белые перчатки

Задавака Грач смешит нас своей недальновидностью и излишней гордыней в басне Белые перчатки. Михалков очень просто показывает, как относятся люди к тем, кто не работает, а ведет себя, будто лучше остальных.

Раздобыл где-то молодой ленивый Грач пару белых перчаток. Кое-как натянул их на лапки и задрал клюв:

- Вот я какой!..

Полетели утром птицы на работу: жучков, паучков и мошек в лесах и на полях собирать. Грач дома остался.

- Летим с нами! - кричали птицы, пролетая мимо.

- Летите, летите! - отвечал им Грач. - Разве вы не видите, что я в белых перчатках? Не могу же я их замарать!

Наработались птицы в лесах и на полях, сами досыта наелись, прилетели домой птенцов кормить.

- А мне? - крикнул Грач. - Накормите меня! Я голодный! Весь день ничего не ел!

- Как же ты будешь есть в белых перчатках? Ты их запачкаешь!

- А вы мне прямо в рот кладите - я буду жевать!

- Ну нет! - отвечали птицы. - Ты уже давно не птенчик! Ты уже носишь белые перчатки!

Разлетелись птицы по своим гнездам, перед сном песни пропели и легли спать. А Соловей-соловушка, так тот даже ночью пел - так славно он потрудился за день. Только Грач да старый Филин не спали. Филин мышей ловил, а Грач в гнезде ворочался. Ворочался, ворочался, а потом взял и съел одну белую перчатку.

Голод - не тетка!

Мораль басни Белые перчатки
Голод - не тетка!
Басня Белые перчатки - анализ
Белые перчатки появились у птицы-грача. Загордился он, что только у него есть такая красота. Собрались птицы лететь работать, всяких жучков собирать, да покушать, а грач дома остался. Как же это так белые перчатки марать? Натрудились птички за день, вернулись назад, а грач в своих перчатках сидит голодный-голодный, да настолько обнаглел, что просил птиц покормить его. Отказали птицы такому нахалу, спели песни и спать легли, а грач сидел-сидел, да и съел от голода перчатку. Вот и получается, что вещи не сделают никого особенным, а вот работать и отдыхать лучше всем вместе.

Басня Белые перчатки - крылатые выражения
Голод - не тетка.

0

53

Басня Михалкова Экзамен

Басня Экзамен на примере мудрого ворона и глупого попугая учит нас тому, что нет смысла хвастаться всем вокруг.


Как-то раз Попугай начал хвастаться всем вокруг:
- Я умею говорить по-человечьи! Больше вы не услышите от меня ни одного слова на птичьем языке!

- Ох, ох! - разохались трясогузки. Вот умница! Он будет говорить только по-человечьи!

- Он умеет говорить по-человечьи? - переспросил старый Ворон. - Ну что ж! Это неплохо! Но это еще не значит, что он умнее всех! Я тоже знаю несколько человечьих слов, но я при этом не считаю себя мудрецом!

- А вы поговорите с ним по-человечьи! - затрещали трясогузки. - На птичьем языке он и разговаривать с вами не станет. Вот увидите!

- Попробуем! - сказал Ворон и перелетел туда, где сидел очень важный попугай.

- Здравствуйте! - представился Ворон на чистом человечьем языке. Здравствуйте! Я - Ворон!

- Попка-дурак! Попка-дурак! -важно ответил ему Попугай тоже по-человечьи. - Попка-дурак!

- Вы слышите? - восхитились трясогузки. Он вас убедил?

- Да уж! - сказал Ворон. - Я с ним согласен!

Мораль басни Экзамен
Никогда не стоит хвастаться, а то можно и оплошать

Басня Экзамен - анализ

Попугай умел говорить на человеческом языке и возомнил из себя важную птицу, а все рядом и поддакивали ему и приторно восхищались, чем он был жутко доволен. Вот только ворон решил проверить попугая и поздоровался с ним на чистом человеческом языке и тут оказалось, что попугай-то и умеет только, как кричать, что он Попка-дурак. Вот так и похвастался!

0

54

Басня Михалкова Ромашка и роза

Глупо пренебрегать дружественным советом и ещё глупее вести себя высокомерно доказывает басня Ромашка и Роза.

Прошу простить меня за обращенье в прозе!
Ромашка скромная сказала пышной Розе.
Но вижу я: вкруг вашего стебля
Живет и множится растительная тля,
Мне кажется, что в ней для вас угроза!

Где вам судить о нас! вспылила Роза.
Ромашкам полевым в дела садовых роз
Не следует совать свой нос!

Довольная собой и всех презрев при этом,
Красавица погибла тем же летом,
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла...
Кто на других глядит высокомерно,
Тот этой басни не поймет, наверно...

Басня Ромашка и роза - анализ

Простой добродушный цветок обратился к гордой садовой розе. Ромашка предупредила розочку, что у той на стебле тля. Вспылила на такие слова роза. Как смеет этот безродный цветок делать ей замечания! Но вскоре красавица-роза умерла, так и не прислушавшись к желавшей ей добра ромашке. Но мы то видим, как глупо такое поведение выглядит со стороны! Хотя, как говорит автор, что кто глядит на других высокомерно, этого конечно за собой не замечает.

0

55

Басня Михалкова Слон-живописец


Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -
"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -
"Позвольте! - удивился Крот. -
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород". -
"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"

Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

Мораль басни Слон-живописец
Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, себе же только навредишь.

Басня Слон-живописец - анализ

Слон-живописец Михалкова - прекрасный пример того, как некоторые люди пытаются угождать всем подряд и в итоге ничего не добиваются. Эта басня - хороший инструмент для дизайнера или менеджера в убеждении клиента, что за всем не угонишься. Нужно уметь выбирать самое важное, не следуя всем советам, а лишь прислушиваться к ним и формировать свое собственное видение. То, что для этой басни был выбран именно слон - не случайно. Издревне он считается очень умным животным, способным на многие социальные действия. Как говорят ученые, слоны могут сделать тоже, что и человек, просто им это не нужно.

А вот в Таиланде слон почитается особым образом: Бог Ганеша изображается с головой слона, как символ мудрости.

0

56

Басня Михалкова Два толстяка и заяц


Нашел толстяк Бегемот в камышах брошенный кем-то старый автомобиль. Позвал Бегемот Слона:
- Смотри, толстяк, какую я штуку нашел! Что делать будем?
- Хорошая штука! - сказал Слон. - Давай его вытащим и к делу
приспособим. Будем вдвоем кататься!..
Откуда ни возьмись - Заяц.
- Добрый день, друзья! Что нашли? Автомобиль? Очень хорошо! А ну,
взяли! А ну, еще разок!..
Вытащили толстяки машину из болота на сухой берег. Заяц в сторонке
стоял - командовал. Стали толстяки машину мыть, мотор заводить, шины надувать. Заяц в сторонке стоял - подсказывал. Стали толстяки дорогу протаптывать, дорожные знаки расставлять. Заяц в сторонке стоял - указывал. Стали толстяки в автомобиль садиться - поссорились: никак вдвоем на одно сиденье не сесть! А Заяц опять тут как тут! Вскочил в машину и поехал, но...
Недалеко уехал Косой. Налетел на дерево. Машина - вдребезги. Сам едва
уцелел.
Жалко толстяков, что зря потрудились. Машину жаль, что разбилась. А
Зайца не жаль! Почему не жаль? Сами догадайтесь!

Мораль басни Два толстяка и заяц
Все, что ни делается - все к лучшему. Каждому по заслугам.

Басня Два толстяка и заяц - анализ

Как-то раз два толстяка Бегемот и Слон нашли автомобиль. Тут откуда не возьмись, появился заяц и давай командовать толстяками. Он и совет им даст и инструкцию, как и что следует делать. Видимо зайцу очень захотелось заполучить автомобиль себе, что он и сделал. И вот поехал зайчик кататься, да и врезался в дерево. Жалко трудяг, что столько сил потратили, а покататься на автомобиле не смогли - не влезли, а вот заяц получил по заслугам.

0

57

Басня Михалкова Ошибка

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
- Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста,
зубы!
- Да они у тебя хорошие!
- Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
- Зачем тебе клыки?
- Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от
меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы - два львиных
клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
- Вот здорово! - воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. - Побегу
Лису искать!
Бежит Заяц по лесу - Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов
выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю -
дрожит, трясется от страха.
- Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
- А эти чем плохи?
- Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
- Не поможет! - ответил Журавль. - Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!...

Мораль басни Ошибка
Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.
Басня Ошибка - анализ
Устал заяц лису бояться, да и отправился к журавлю, чтоб тот ему клыки львиные поставил. Посмеялся журавль, а что делать? Взял и поставил клыки, но заяц все равно встретив лису кинулся наутек. Вот так позор. Все же если сердце трусливое, то никакие клыки не помогут.

0

58

Басня Михалкова Лиса и бобер


Лиса приметила Бобра:
И в шубе у него довольно серебра,
И он один из тех Бобров,
Что из семейства мастеров,
Ну, словом, с некоторых пор
Лисе понравился Бобер!
Лиса ночей не спит: "Уж я ли не хитра?
Уж я ли не ловка к тому же?
Чем я своих подружек хуже?
Мне тоже при себе пора
Иметь Бобра!"
Вот Лисонька моя, охотясь за Бобром,
Знай вертит перед ним хвостом,
Знай шепчет нежные слова
О том, о сем...
Седая у Бобра вскружилась голова,
И, потеряв покой и сон,
Свою Бобриху бросил он,
Решив, что для него, Бобра,
Глупа Бобриха и стара...
Спускаясь как-то к водопою,
Окликнул друга старый Еж:
"Привет, Бобер! Ну, как живешь
Ты с этой... как ее... с Лисою?"
"Эх, друг!- Бобер ему в ответ.-
Житья-то у меня и нет!
Лишь утки на уме у ней да куры:
То ужин - там, то здесь - обед!
Из рыжей стала черно-бурой!
Ей все гулять бы да рядиться,
Я - в дом, она, плутовка,- в дверь.
Скажу тебе, как зверю зверь:
Поверь,
Сейчас мне впору хоть топиться!..
Уж я подумывал, признаться,
Назад к себе - домой податься!
Жена простит меня, Бобра,-
Я знаю, как она добра..."
"Беги домой,- заметил Еж,-
Не то, дружище, пропадешь!.."
Вот прибежал Бобер домой:
"Бобриха, двери мне открой!"
А та в ответ: "Не отопру!
Иди к своей Лисе в нору!"
Что делать? Он к Лисе во двор!
Пришел. А там - другой Бобер!
Смысл басни сей полезен и здоров
Не так для рыжих Лис, как для седых Бобров!

Мораль басни Лиса и бобер
Седина в бороду - бес в ребро
Басня Лиса и бобер - анализ
Седой бобер - не поднимай шумихи, уж если ходишь ты тихонечко к лисе, то не бросай бобрихи… Михалков смеется над мужчинами-бобрами, которые мечутся между семьей и лисой, но ведь рано или поздно у молодой лисы появится другой бобер, да и не рыжей станет лиса, а черно-бурой.

0

59

Басня Михалкова Заяц во хмелю


В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: "Пшли домой!" - "Да ты найдешь ли дом? -
Спросил радушный Еж. -
Поди, как ты хорош!
Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадешь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!"
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
"Да что мне Лев! - кричит. - Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу!.."
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
"Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья!.."
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев - цап его за воротник!
"Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян -
Какой-то дряни нализался!"
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
"Да я... Да вы... Да мы... Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но все за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!"
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал... подхалимаж.

Мораль басни Заяц во хмелю
Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, но обожал... подхалимаж.

0

60

Басня Михалкова Дальновидная сорока

Снова и снова возвращается Михалков к теме лишней болтливости и пронырливости. На этот раз в басне Дальновидная сорока. В отличие от других басен, эта высмеивает и осуждает излишнюю хитрость.

Изнемогая от тяжелых ран
К своим трущобам отступал Кабан.
В чужие вторгся он владенья,
но был разбойнику отпор достойный дан.
Как поднялось лесное населенье...

Сороке довелось в ту пору пролетать
Над полем боевых событий.
И - кто бы ожидал такой сорочьей прыти! -
Сорока, сев на ель, вдруг стала стрекотать:
Так, так его! Гоните Кабана!
Мне с дерева видней - он не уйдет далеко!
Я помогу, коль помощь вам нужна.
А вы еще разок ему поддайте сбоку!

Дивлюсь я на тебя. Ты только прилетела, -
Сказал Сороке Воробей, -
А трескотней своей, ей-ей,
Всем надоесть уже успела!"

Скажи, мой свет, - сорока Воробью в ответ, -
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне -
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: "Сорока воевала!.."

Сороке выдали медаль.
А жаль!

Мораль басни Дальновидная сорока
Что толку, если б я молчала?
А тут придет конец войне -
Глядишь, и вспомнят обо мне
Да скажут где-нибудь: "Сорока воевала!.." Сороке выдали медаль.
А жаль!

Басня Дальновидная сорока - анализ
Об этой басне часто говорят, что она неоднозначна. Не все дети сразу понимают, что именно осуждается. Всё очень просто. Описывается жизненная ситуация, в которой одни люди воюют, терпя лишения, другие их поддерживают, если не действиями, то хотя бы морально. Но вот всегда найдутся третьи, которые не только не помогают, но и раздражают, а выворачивают всё совершенно наоборот.

0