Лидия Соселия. Интервью на примерке
С известным российским дизайнером, Лидией Соселия, мы встретились в мастерской ее Дома моды на Неглинной в самый ответственный момент - Лидия проводила примерку моделей из новой коллекции, которая будет показана на Russian Fashion Week этой весной. Несмотря на то, что до показов на московской площадке еще несколько месяцев, коллекция уже почти готова.
Объясняется это тем, что марка "Lidia Soselia" хорошо известна не только в России, но и зарубежом, где изделия этой марки с успехом продаются в ряде мультибрендовых бутиков. По этой причине, показам в Москве предшествует презентация коллекции в Дюссельдорфе. Работа с западными байерами задает принципиально другой темп работы и требует от дизайнера не только креативности, но и полной самоотдачи любимому делу.
Лидия Соселия возглавляет одноименный Дом моды уже 17 лет. За эти годы пройден большой путь - позади окончание школы со швейным уклоном, получение красного диплома театрального художника в Театральном училище по специальности "Сценография и театральный костюм", работа художником-модельером в Доме молодежной моды, 3-х летняя стажировка в Италии, создание собственной клиентуры и, наконец, подбор профессиональной команды из 100 человек для своего корабля, как любовно и метко Лидия называет свой Дом моды.
Osinka: Лидия, расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь в моду?
Лидия Соселия: Знаете, мне, наверное, повезло. Повезло с хорошими учителями. Плюс к этому, я, пожалуй, из тех редких людей, которые умеют слушать и брать лучшее. А началось все в пятом классе. Моя мама постоянно отправляла меня в пионерский лагерь, и там я встретила Валентину Васильевну, которая вела кружок кройки и шитья. Эта чудесная женщина привила нам (не только мне, но мальчикам (!)) огромную любовь к шитью! Тогда же я сшила свое первое платье с юбкой солнце-клеш из ситца. Оно было кривое, с кривой юбкой, но я его носила, и оно мне очень нравилось. Думаю, именно тогда я и решила, что буду модельером.
Osinka: Помог ли опыт, полученный в Италии, в становлении Вашего Дома моды?
Лидия Соселия: Я проработала в Италии в течение трех лет на трех разных марках - "Alto Moda" (Высокая мода), "Vip Boy" (простая одежда) и "Anna" (одежда для среднего класса). Мой партнер в Швейцарии считал, что нельзя делать бизнес, не окунувшись в этот бизнес в Европе. Я увидела и торговлю, и производство изнутри. Это мой плюс и большое везение, потому что те стажировки, которые обещают нашим молодым дизайнерам при выигрыше в разных конкурсах - это, на самом деле, неделя поездки на фабрику третьей линии в один из Домов моды, в лучшем случае. А мне посчастливилось наблюдать все три линии - 1. Высокая мода с высоким уровнем отшива; 2. Средний класс с большими тиражами и продажами в больших универмагах; 3. Молодежная линия - дешевая одежда, которая раскраивалась в ангаре и развозилась по надомницам. В Италии, кстати, работает очень много надомниц.
Osinka: Сейчас Дому моды "Lidia Soselia" уже 17 лет, верно? Какую роль играете Вы в жизни своего Дома моды и какую он играет в Вашей?
Лидия Соселия: Да, мы открыли Дом моды в 1987 году. На самом деле, 17 лет тащить на себе все это довольно тяжело, потому что я здесь и артдиректор, и модельер, и сама руковожу своим кораблем. А выпускать штурвал из своих рук нельзя по ряду причин... Вообще, мне повезло, я всегда была в любимой профессии, мне все это было в кайф. А если ты делаешь любимое дело и отдаешься ему, то какие-бы не были неприятности в жизни, за этим делом всегда можно спрятаться. Я и девочкам своим всегда говорю - в жизни может быть много радостей, но если у вас нет радости на работе, то все невзгоды и неудачи ударят по вам полной мощью.
Osinka: Что самое простое и самое сложное в Вашей работе?
Лидия Соселия: Самое легкое, наверное, нарисовать, придумать и даже сшить вещь. А самое сложное - это собрать людей, чтобы они настроились на работу, поняли идею коллекции. Все-таки, человеческий фактор - это самое сложное. Каждый человек по отдельности может быть хорошим, даже очень хорошим, а вот в деле, в общей упряжке бежать не всем удается.
Osinka: Лидия, работаете ли Вы с частными клиентами?
Лидия Соселия: Конечно, у меня всегда были свои частные клиенты, среди них были и достаточно известные люди. Я одевала всегда людей по списку. Допустим, приходил ко мне атташе, который ехал куда-то с супругой. И был список, в котором прописано для каких раундов какие туалеты. Например, встреча с королевской семьей, и нельзя использовать фиолетовые цвета. Была среди моих клиентов и известная во всем мире пианистка - Любовь Тимофеева. У меня даже сохранилась статья из французской газеты "Фигаро", которая всегда плохо писала про Советский Сюз. Но они отметили, что Любовь Тимофеева - такая гениальная пианистка, и на ней был необычный костюм. Для того выступления я сделала ей стилизованный фрак вместо стандартного платья.
Мне часто задают вопрос - "Кто Ваши клиенты из известных?". Их очень много, но не хочется обидеть кого-то, забыв при перечислении. У меня разная клиентура. Безусловно, сейчас есть клиенты, которые и политики, и банковские работники, а вот та интеллигенция, которая когда-то хорошо получала, она обнищала, мы не будем этого скрывать. И мы всегда зовем их на sale. Мы не забываем тех наших первых клиентов, которые нас когда-то поддержали. Ну что я без клиентов? Я могу делать любые вещи, но если за мной нет клиентуры... Поэтому мы звоним этим людям и приглашаем на распродажи, не теряем с ними связь. Потому что сегодня государство смотрит на это так, а завтра - иначе. И не потерять при этом каждого человечка очень важно.
Osinka: По сравнению с высокопоставленной клиентурой, встречаются ли среди Ваших клиентов простые люди?
Лидия Соселия: Ну конечно, конечно! Понимаете, мне неважно, кто перед мной, я просто люблю одевать людей. Например, когда я спускаюсь в магазин оформить что-то или переодеть кукол, и если при этом какой-то человек зашел, то я всегда стараюсь ему помочь с выбором, подсказать, как улучшить пропорции. Забавные ситуации бывают. Я ведь не настолько публичный человек, что меня все на экране видят, поэтому новые клиенты, пришедшие в Дом моды, они часто и не знают, кто перед ними. Они уже как-то потом высчитывают меня и подходят переспрашивают.
Osinka: Делается ли подгонка на конкретную фигуру клиента тех моделей из коллекции, что продаются в бутике на первом этаже Дома моды?
Лидия Соселия: Мы делаем размерный ряд, и подгон - только по типологии. Раньше мы делали костюмы, теперь - нет. Сейчас мы делаем все отдельно, много разных предметов. Потому что может прийти женщина 52-я наверху и 48-я внизу. И ей надо что-то подобрать. Индвидуальную коррекцию мы не делаем. Но, если приходит клиент, которому надо выглядеть на приеме надлежащим образом, я иду на издержки, жертвую своим временем и принимаю совершенно индивидуальный заказ. То есть, в этом случае я работаю уже непосредственно с самим клиентом. Как правило, это вещи для каких-то торжеств и довольно знаменитых фигур.
Osinka: Лидия, в прошлом году на подиуме была представлена новая линия для полных "Lidia Soselia Plus". Ваши манекенщины, должна сказать, выглядели весьма эффектно, не смотря на легкую полноту...
Лидия Соселия: У меня есть манекенщица Катя, она - 52-го размера. Во первых, мало того, что в это никто не верит, потому что мы сумели сделать ее зрительно уже, и к тому же она такой человек - в радость. Поэтому, я ей говорю - "Катя, ни в коем случае не худей!". Есть одна известная манекенщица, которая была полной, и все модельеры ее брали нарасхват. А потом она похудела, сделала пластику и стала такой же, как все. То есть, я хочу сказать, эта та индивидуальность, что когда человек полный - и это украшает.
Кстати, после показа режиссер мне сказала, что заявленных полных девушек она у нас не видела, они, мол, были просто широколицыми. Вот это, наверное, была для меня самая лучшая награда, потому что манекенщицы у нас были действительно полные. Первая - это Катя, про которую я уже говорила с 52-м размером. А вторая девушка, Маша, была не только крупной, но еще и с очень тяжелым низом. Вверху она была - 52-го размера, а бедра - почти 56-го!
Osinka: Какие советы Вы можете дать полным женщинам по составлению своего гардероба?
Лидия Соселия: Для начала - не комплексовать! Посмотреть на себя в зеркало и оценить, что у нас самое лучшее в фигуре. Может быть, красивая шея и красивая грудь? Значит, это можно показать. Что надо спрятать? Всем полным рекомендую использовать ткани-компаньоны в костюме. Пусть даже это будет белый костюм, но холодного оттенка, цвета льда, например. Никогда колготки не должны быть не в цвет туфель, ибо ничто так не режет и не укорачивает рост. Вообще, все горизональные линии - укорачивают и расширяют, а вертикальные - удлиняют. Даже узкая юбка пусть будет иметь две складки по центру или два рельефа, чтобы глаза приковались к этим двум складкам и ушли от бедер. Конечно, узкие юбки - это для статных полных . Если же фигура уже расплывается, то лучше всего юбка с плотной облегающей кокеткой, а внизу по вкусу - годе, полусолнце и любые сумасшедшие варианты.
И еще, если плечи покаты, значит и торс короткий. В этом случае я рекомендую плечевую накладку "плечико-седло", она ровная по линии плеча и усиливает в конце плечевую точку. За счет этого торс зрительно вытягивается, и вы смотритесь стройнее. Хорошо отвлекают внимание аксессуары, например, шарфы или палантины. Шарф может быть любого яркого цвета, но он обязательно должен быть длинным.
Osinka: Давайте вернемся к теме коллекции, над которой сейчас идет работа, и предстоящему показу. Будут ли на подиуме снова очаровательные полненькие девушки? Может быть, будет продолжена линия мужской одежды, первые модели которой были в весенне-летней коллекции 2004?
Лидия Соселия: Тема новой коллекции будет очень объемной. Мы решили показать сразу три линии - полная и стройная женская группа, мужская группа и детская одежда. Детская одежда будет этаким экспериментом, пробным шаром. У меня очень много клиентов, которые имеют маленьких детей и которые хотят, чтобы дети рядом были в такой же одежде. И потом, это очень мило, когда практически взрослая одежда - на ребенке. Для детей мы уже вяжем маленькие жакетики и специально отобрали такие ткани, которые можно было бы часто стирать.
Еще в коллекции будет много меха, много твида, много новых тканей, например, хлопок с покрытием под замшу. Для офисной одежды хлопок - наиболее приемлемый материал, потому что сейчас в офисах тепло, никто не мерзнет, и люди уже хотят ткань более легкую. А ткани более тяжелые ушли как бы на второй план, служат для улицы. Будет, конечно, много вязаных вещей - леггинсов, облегающих брюк. Такие изделия очень комфортны и удобны под объемные свитера, ведь в моде опять появились кимоно и "летучая мышь". Будет в коллекции и наш хит сезона - хлопковые рубашки с коротким рукавом и с добавленным к нему длинным вязаным.
Osinka: Лидия, с какими тканями Вы предпочитаете работать и есть ли какой-то особенно любимый материал?
Лидия Соселия: Я работаю только с самыми лучшими производителями Италии. Ткани, естественно, недешевые. Очень люблю декоративность в расцветках, люблю соединять несоединимое - там, где мне не хватает ткани, я вяжу свой трикотаж, как бы дополняя ткань. Работаю только с натуральными тканями, не люблю синтетику и никогда не беру стоковые ткани. Если в моих тканях есть синтетика, то это, как правило, лайкра. Подкладка - обязательно вискозная, никогда не беру полиэстер. Я считаю, что п/э подкладка - это неэтично по отношению к клиенту. Если мы делаем ему костюм из натуральной ткани, он не должен в нем задохнуться из-за ужасной подкладки.
В сезон зимы я работаю с натуральным шелком, с шерстью, с хлопком, с мехом. Мой любимый материал для летних коллекций - лен. Никогда не отказываю себе в удовольствии купить лен. Это, наверное, мой фетиш. Лен - это очень пластичный материал, а то, что он мнется - ну и что? В этом есть шарм. Для деловой женщины - вдвойне. Германия очень долго не носила лен из-за своей практичности. Франция его полюбила сразу, Италия, а вот немцы долго не принимали. А сейчас лен, буквально, шагает по Европе. Его полюбила не только я, но и многие в мире, потому что это натуральная ткань, в ней комфортно. И потом, как лен научились обрабатывать! Он может быть как шифон, как кисея, практически прозрачный.
Osinka: Лидия, в завершение нашей встречи немного необычный вопрос. Что Вы посоветовали бы тем из наших читательниц, кто решил открыть собственное дело - свое ателье или собственный Дом моды?
Лидия Соселия: Если вы набрали команду - есть хороший экономист, хотя бы бухгалтер, и хороший директор, то это возможно. Если же таких людей нет, то начать швейное дело - нереально. Можно открыть маленькую фирму из хозяйки и пары привлеченных портних, найти бухгалтера-совместителя, который придет раз в месяц отчислит налоги и т.д. Причем надо найти талантливого бухгалтера, который сумеет сбалансировать налоги, чтобы хватало и на зарплату, и на закупку тканей. Допустим, когда портниха работает на заказчика с тканью, ее затраты - минимальны. Она только платит за работу, за свет и прочее, если она не в своей квартире. А вот если она работает с покупкой ткани, тут уже совсем другие расходы. Ткани - дорогие, и никто не продаст ей три метра...
Я сама начинала 17 лет назад. Во-первых, я не знала, что это такое, во-вторых, было очень много льготных налогов, можно было получить здание. А сейчас это очень сложный момент для начинающих. Плюс нужен еще и начальный капитал. Можно, конечно, взять кредит. Но под что? Готов ли этот человек пожертвовать своей квартирой или чем-то еще, чтобы ему дали деньги на его дело?
Результат огромного опыта - за считанные минуты Лидия Соселия создает эскиз костюма Результат огромного опыта - за считанные минуты Лидия Соселия создает эскиз костюма
Что я могу еще посоветовать? Старайтесь очень тщательно подбирать свою команду. Может быть, не всегда стоит брать в нее друзей, если не хотите их потерять. Брать лучше хороших специалистов и нацеливать их на результат - да, ты будешь хорошо зарабатывать, но для этого надо потрудиться. Обязательно надо оценить себя - сможете ли вы выдержать конкуренцию за интерес клиента, ценовую конкуренцию...
Если же вы все-таки решили ввязаться в этот сложный процесс, то внимательно отнеситесь к выбору компаньона. В таком деле нужны единомышленники, которые понимают, что сегодня никакой прибыли может не быть, что надо постоянно вкладывать деньги в развитие. В общем, могу сказать, что легко не будет и можно потерять все в одночасье. Но если вы готовы на это, на все сопутствующие риски, то дай Бог вам удачи! Потому что чем больше среднего класса, тем богаче наша страна.