Моне, рисующий в своем саду в Аржантее, Огюст Ренуар.
Портрет художника Клода Моне работы Пьера-Огюста Ренуара,
написанный в 1875 году, выставлен в Музее Орсе в Париже
Клод Моне
Эпизоды из жизни: Бедность и расточительство.
"Клод Моне был тем, на чью долю выпали, вне всякого сомнения, самые черные и горестные дни, причем, как правило, он был повинен в этом сам. Прожигатель жизни, как Мане, Моне, в отличие от последнего, не имел состояния, которое всегда помогает удержаться на плаву. Когда у Моне бывали деньги, ни он, ни его домашние ни в чем не знали меры. Его отец, вступив во второй брак, редко помогал сыну, и долгое время лишь тетушка из Гавра поддерживала Клода. И он, как избалованный ребенок, не откладывал деньги на черный день, даже если продавал что-то значительное. К тому же кредиторы являлись мгновенно, чувствуя, что молодой человек при деньгах.
До кризиса 1874 года Клод Моне продавал в год картин на сумму около 12 тысяч франков. Как видим, это явно была не та беспросветная нищета, которую мы могли бы вообразить, если бы поверили письмам с мольбами о помощи, которыми Моне забрасывал своих друзей; подобного не случилось бы, если бы деньги задерживались в руках этого избалованного еще с детских лет молодца. Ренуар говорил сыну Жану, что Моне был рожден знатным вельможей, что в мастерской Глейра он поражал всех не только виртуозностью, но и манерами. Если у него появлялись деньги, он заказывал дорогие вина и ликеры целыми бочками, шил себе костюмы из английского сукна, которое стоило так же дорого, как и сегодня; Моне до конца жизни сохранил привычку носить рубашку с вышитыми манжетами, что даже во времена его юности считалось несовременным, нанимал кухарку и кормилицу для своих детей, дарил роскошные наряды Камилле... Ведь он был, слава Богу, очень щедрым человеком.
Из-за своего легкомыслия несколько раз в жизни Моне пережил трагические моменты. Дважды его картины попадали в руки кредиторов и были проданы по 30 франков за каждую. Однажды он разрезал около двухсот полотен в надежде, что их не продадут, но их реставрировали и продали с молотка.
В 1872 году финансовое положение Моне ненадолго улучшилось, благодаря встрече с Дюран Рюэлем. До этого момента Моне постоянно находился на пороге полного краха. Не стало великодушного Базиля, чтобы помогать ему, и теперь письма, способные разжалобить даже каменное сердце, Моне посылал Мане: "Вот уже третий день как я совсем без денег, нам не дают в кредит ни в мясной лавке, ни в булочной. Я верю, что скоро дела пойдут на лад, но в настоящий момент, поверьте, положение просто невыносимое... Не могли бы Вы передать мне с этим же посыльным двадцать франков?" Через некоторое время новая просьба: "Вернувшись вчера вечером домой, я застал жену совершенно больной... сегодня утром я видел домовладельца, и мне едва удалось уговорить его подождать до понедельника... Так как Вы соблаговолили помочь мне, я умоляю Вас не бросать меня и теперь. Я целый день безуспешно метался в поисках кого-нибудь, кто дал бы мне взаймы". И так далее, и тому подобное. Можно было бы составить целую книгу из призывов о помощи Клода Моне. Конечно, иногда он действительно попадал в трудное положение, но умел также и излишне драматизировать ситуацию.
Что же произошло потом? В Лондоне Моне встретился с бежавшим, как и он, от войны Дюран-Рюэлем, и тот, как по волшебству, купил у него картин в 1872 году на 9800 франков, а в 1873-м - на 12000 франков. За два года Моне продал картин в целом на 36 100 франков - значительная сумма, которая, будь он менее расточительным, вполне позволила бы ему без труда пережить последовавший в 1874 году экономический кризис, вынудивший Дюран-Рюэля прекратить приобретение картин. К несчастью, деньги просто таяли в руках Моне. В течение двух лет они были богаты, у Камиллы появились роскошные туалеты, в которых она позировала Моне, у маленького Жана - гувернантка, сам художник, подражая Добиньи, купил лодку, оборудовав на ней мастерскую. Это было обыкновенное плоскодонное суденышко с устроенной на нем высокой кабиной, позволявшей работать стоя. В носовой части, под небольшой полосатой палаткой, можно было наслаждаться свежим воздухом, оставаясь в тени. Увидев друга за работой в этой необычной мастерской, Мане в шутку прозвал его "водным Рафаэлем".
Во время своего пребывания в Аржантейе, на этом пришвартованном к берегу суденышке, посреди богатой растительности, Моне написал несколько своих самых знаменитых полотен, хрупких свидетельств торжества воды и света..."
По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.