Дама в саду Сент-Адресс, 1867
Клод Моне ( 1840-1926 )
Эпизоды из жизни: Алиса Гошеде.
"...Эрнест Гошеде был сыном крупного торговца тканями, владельцем магазинов дешевых товаров, предшественников аналогичных современных магазинов. Он женился по любви на красавице, которая была на семь лет его моложе, добавив к своему состоянию ее приданое: 400 тысяч франков и замок в Монжероне, в парижском предместье. Он был крупным дельцом, выходцем из погрязшего в роскоши и деградировавшего общества времен Второй империи. Гошеде был человеком передовым и жил на широкую ногу. Когда в холодную погоду к нему в Монжерон ехали на поезде приглашенные им художники и литераторы, он приказывал специально протопить те вагоны, в которых они размещались.
Клод Моне познакомился с ним в 1874 году, когда проходила выставка у Надара. Гошеде, высоко ценивший его живопись, заказал Моне серию декоративных панно для украшения своего замка. Именно тогда завязалась их дружба, столь крепкая, что Гошеде стал рогоносцем.
Несмотря на внешний блеск, Гошеде был довольно посредственным коммерсантом и не смог преодолеть экономический кризис 1877 года; тогда, после нескольких неудачных попыток удержаться на плаву, он потерпел полный крах. Он должен был выплатить кредиторам около двух миллионов, ему пришлось продать свою богатейшую коллекцию: двенадцать картин Моне, пять - Мане, тринадцать холстов Сислея, девять работ Писсарро... Ввиду кризиса результаты распродажи были плачевными как для торговца, так и для художников. Правда, Гошеде кое-как залатал дыры в своихделах, и позднее ему удалось стабилизировать ситуацию, после чего он вновь начал закупать картины импрессионистов, но в более скромных масштабах.
Слишком заботясь о "спасении мебели", он подолгу сидел в Париже, оставляя жену наедине с Клодом монге, занимавшимся завершением декоративных работ в Монжероне. То, что должно было произойти, произошло: Алиса Гошеде нашла в Клоде Моне утешение, которое муж не мог ей дать. Сложилась водевильная ситуация, так как Алиса и не помышляла о разводе, а, напротив, желала сохранить видимость приличий и поселилась вместе со своими шестью детьми в доме, где жила семья Моне... что в конце концов стало обременительно для художника. После смерти Камиллы Алиса Гошеде осталась в Ветейе с Моне полновластной хозяйкой в доме, но при этом - для приличия! - любовники обращались друг к другу "мадам" и "мсье". Эрнест Гошеде, перешедший от торговли картинами к журналистике, лишь три года спустя догадался, что его положение выглядит довольно двусмысленно: он приказал жене вернуться в Париж и жить с ним. Алиса, прибегнув к уловкам, осталась с Моне. С годами вместе с морщинами в ней проявилось религиозное ханжество, вызывавшее у художника депрессию. Когда он бывал в Бель-Иле или в Бордигере, по вечерам ему приходилось писать письма своей дульцинее. Она требовала, чтобы он присылал ей по письму в день.
Смерть Гошеде в 1891 году все уладила - Алиса для соблюдения все тех же приличий, провела несколько дней у смертного одра супруга, и давнишние любовники смогли наконец, несколько месяцев спустя, вступить во второй брак. После смерти Алисы в 1911 году ее дочь Бланш, вдова Жана Моне, сына Камиллы, переехала к своему отчиму. Она стала ангелом-хранителем его старости.
Сегодня все они покоятся рядом на кладбище в Живерни: Гошеде, его дети, его неверная жена и Клод Моне..."
По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.