Отдельно хочется сказать о графике Маурица Эшера
Линия и фон. Простой и вроде эмоционально скудный материал.
Чистый лист, лежащий перед художником — это плоскость и изначально безграничное полотно возможного. Любой штрих - уже контур образа, намек на некоторую форму «оформленность». Чем точнее очертание - тем правдоподобнее силуэт. А чем явственнее, отчетливее линия(контур) — тем кажется реалистичней изображение. Будто сам контраст отделяет фигуру от фона. Так и кажется, порой, что именно линия становится чертой очевидного. И это очевидное (по сути — образ, намек) мы воспринимаем, порой, как единственную реальность.
В картинах Эшера таких «очевидных реальностей» глаз постепенно различает две...три...пять. И...очевидное ...превращается в невероятное. Сознание теряется в том, чему верить. Глаз безрезультатно ищет привычное «простое», недвусмысленное законченное очертание образа - контур, а он спиралью переливается один в другой, уходит вдаль, меняется ускользает...
Но одновременно происходит и другое чудо - с появлением образа, только что плоский лист превращается в объемное изображение. Появляется перспектива.
А что же там, за контурами очевидного, силуэтов («реальностью»), каждая из которых оказалась иллюзией? Может сквозь них... проглянул тот самый изначальный чистый плоский лист (фон) — безграничность возможного, фрагмент Вечности?
Но только... плоский ли он теперь, этот лист? И лежал ли он перед нами...или это полотно внутри нас?
Вот эта бесконечная игра взаимопроникновения пространства, ожиданий, сознания, иррациональности и реальности - и есть мир полотен Маурица Эшера.