"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Исторические и интересные факты » Россия - история музыкальных инструментов


Россия - история музыкальных инструментов

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Россия - история музыкальных инструментов

Сохранение, распространение культурного наследия является одной из важнейших целей культурной политики страны. Традиционные музыкальные инструменты  представляют принципиально значимый компонент культурного наследия России. Музыкальный инструмент – это своего рода выразитель национального характера.

                                      http://se.uploads.ru/t/oKIOv.gif

Музыкальный инструмент — предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.
Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.
В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.

                                      http://se.uploads.ru/t/oKIOv.gif

Русские народные инструменты широко использовались народными певцами-сказителями, актёрами-скоморохами, крестьянами, пастухами, а так-же применялись как средство поднятия духа у воинов. Некоторые из них, казалось, были безвозвратно утеряны. Однако и сейчас русские народные инструменты пользуюся успехом не только в России, но и в других странах. Знание русских народных инструментов необходимо нам для приобщения к культуре своей страны, выбора путей своего культурного развития и самостоятельного художественного творчества.

0

2

http://esoserver.narod.ru/Pagan/Dr_nov/MUSIC/gusli2.jpg

'Гусли' — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

История
Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей.
Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII в.в.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:
"Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху".

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

0

3

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной.

Гусли  общепризнанно считаются символом русской музыкальной культуры. Они могут быть поставлены в один ряд с древнейшими формами струнных музыкальных инструментов – арфой, лирой, кифарой.

Как же формировался, закреплялся образ гуслей в культурной памяти народа; почему и сегодня не исчезает определенный интерес к столь древнему музыкальному инструменту? На эти вопросы я постараюсь ответить. Обратимся к происхождению этого инструмента.

Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место рождения гуслей. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века.

По одной из версии, название этого инструмента, связано со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук. В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Это и стало основной версией возникновения названия инструмента гусли. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип устройства этого щипкового инструмента.

Судьба гуслей надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом, и царями.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда и пошло укоренившееся название гуслей – яровчатые (изначально – яворчатые). Именно на таких гуслях играл былинный новгородский музыкант Садко. Исполнитель клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.  А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Гусли применялись в качестве сольного, ансамблевого инструмента, для аккомпанемента пению во всех областях культурной жизни русского народа: бытовой, обрядовой, духовной, светской, праздничной, военной музыке. Звук гуслей обладал  целительным воздействием.

В древности этот инструмент был в руках наших былинных богатырей — искусных игроков на гуслях. Вспомним Добрыню Никитича, Соловья Будимировича,  боярина Ставра Годионовича. В народном сознании умение играть на гуслях было такой же неотъемлемой чертой положительных былинных героев, как смелость, сила, ловкость, удаль богатырская.

Гусельная музыка была неизменной принадлежностью княжеского и дружинного быта, сопровождая веселые пиры и торжественные официальные церемонии. Музыкой заполнялись часы досуга в княжеском тереме и в домах богатых горожан. Особый вид музыкально-поэтического творчества представляли собой княжеские славы – хвалебные песнопения с перечислением доблестей и заслуг князя, которые исполнялись под аккомпанемент гуслей. На таких звончатых гуслях играл и аккомпанировал своему пению “вещий Боян”, талантливый певец-музыкант древней Руси. От его лица ведется повествование в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве», созданном в конце XII века.

«Боян же, братья, не десять соколов

На стаю лебедей напускал.

Но свои вещие персты на живые струны воскладал.

Они же сами князьям славу рокотали…»

На протяжении всей истории своего развития гусельное искусство не было социально однородным.

Гусли находились и в руках бродячих трупп затейников-скоморохов. В 15-17 веках скоморохи были, что называется, на пике популярности - народ чтил и привечал веселых людей за их опыт, полученный в странствиях, да и от забавы был не прочь. Но Православная церковь инструментальное музицирование осуждала и преследовала как наследие язычества. Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем " кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки". Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Гусли отнимали, ломали, жгли.  В XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий”  этот инструмент почти исчезает.

Но нелюбовь к скоморохам вовсе не мешала представителям церкви изображать гусли в книгах церковного содержания. В древнерусской рукописи того же Кирилла Туровского «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя, играющего на гуслях. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли во Владимирской области России.

С 18 века гусли стали использовать при хоровом пении, причем такие гусли даже назывались «поповскими». Под гусли же кàлики - странники, нищенствующие по Руси, традиционно исполняли духовные стихи, в которых поэтически выразилась самая душа русского православия.

Таким образом, исторические письменные памятники, а также фольклор единодушно свидетельствуют о популярности гуслей на Руси.

Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях.

         Принципиальных различий в способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать медиатором.

Число струн на древних славянских гуслях было не постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли.  Форма гуслей тоже  менялась.  В Древней Руси были распространены гусли шлемовидной формы.  На таких гуслях играли скоморохи, но после гонений их вид почти полностью исчезает. В XIV-XV веках  появились крыловидные гусли с открылком.  Открылок – это часть корпуса гуслей, выступающая за колковым рядом и играющая роль усиления звука.  Такой вид гуслей был распространен в Новгородской и Псковской областях. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту гуслей. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у звончатых, количеством струн. Их называли тогда „столовыми” или настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя – шире, чем на гуслях звончатых.

В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Николаем Ивановичем Приваловым (1868-1928), руководителем различных ансамблей и оркестров. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола стало постоянным. Привалов создал гусли четырёх размеров, от самых маленьких до очень крупных – пикколо, приму, альт и бас. Гусли из разряда архаичного, чисто народного инструмента, превратились  в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли, сконструированные советским композитором Николаем Петровичем Фоминым (1869- 1943)  в 1914 году. У них большой диапазон – от пяти до семи октав. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях, как на аккомпанирующем инструменте.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — настольные (столовидные) и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

Гусли и в наше время живут самой полноценной жизнью. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Гусли продолжают служить своей цели - помогать говорить о том, о чем от веку гусляр говорил: о жизни невидимой, но знаемой, более справедливой, правильной и чистой.

Но... гусли звучат, и будут звучать вечно!

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной.

0

4

Балалайка

http://tic-tac.kiev.ua/images_user/product_pictures/guitars/acoustic-guit/trembita/western/b-61.jpg

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

Само название инструмента - типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600—700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров  длиной)— функцию баса.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

0

5

Кугиклы
http://www.goldmuseum.ru/images/kugikli_prev.png

Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца — духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3—5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.
Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.
Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

0

6


Рубе́ль

Музыкальный инструмент Рубе́ль – это настоящее произведение искусства. В русском народном ансамбле он является яркой звездочкой, которая создает запоминающиеся акценты.
У этого музыкального инструмента необычная история: изначально он заменял… утюг! Ребристой стороной растирали мокрое белье, а теперь на ней рождаются ритм и мелодия.

http://sh.uploads.ru/t/ZK3zS.jpg

Ударные, шумовые  инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, — дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.
Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.


Рубе́ль

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубёли могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Изготовление рубе́ля

Для рубе́лей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.

Свернутый текст

Для рубе́лей применяют древесину твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубе́лей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручка. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубе́лей валиков. Для этого на поверхности прочерчивают параллельные линии через определенные промежутки (15 мм) и делают пропилы глубиной 7 мм. Когда пропилы сделаны, с их краев косячком — стамеской срезают древесину в направлении пропила, получая углубления между валиками. В следующем этапе работы стамеской производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Поверхности граней на рубе́ле обрабатываются прямоугольным напильником и наждачной бумагой. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причём не насквозь.

Как играет инструмент Рубе́ль

В комплекте с рубе́лем идет колотушка с деревянным шариком на конце.

Проведите колотушкой по поперечным канавкам, соответствуя темпу и ритму музыки. Так как рубе́ль внутри пустой, звук получается громкий и гулкий. Игра на этом инструменте украшает любую мелодию!
Кроме того, вы можете постукивать по рубе́лю, имитируя стук каблуков или копыт. А если закроете щель сбоку, то измените высоту тона.
Вложите часть своей души в музыку сотен поколений!

=Spoiler написал(а):

Что развивает инструмент Рубе́ль

Все шумовые инструменты предполагают активную работу рук и пальцев. Играя на ложках, ребенок развивает мелкую моторику рук, координацию движений. Кроме того, он учится выполнять представленные алгоритмы.
Игра на любых музыкальных инструментах развивает чувство ритма, но те инструменты, по которым необходимо стучать, делают это в разы быстрее: ребенок ощущает этот ритм, работая пальцами.
Музыка – это чистое творчество, способ самовыражения, эмоционального раскрепощения. Национальная музыка – это опыт поколений и эмоциональный посыл всего народа.

0

7

Кугиклы (кувиклы)

Основные сведения

http://eomi.ws/img/woodwind/kugikly_1.jpg

Кугиклы (кувиклы) — духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана.

Устройство кугикл

Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые и даже металлические кугиклы.

Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.

Происхождение, история

У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кугиклах писал Дмитрюков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении XIX века в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кугиклах, особенно на территории Курской губернии.
Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенной в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.

Техника игры на кугиклах

Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой». Играют на кугиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.
Играющие на «паре» должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст. Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами: жалейкой, свирелью, народной скрипкой.

Видео: Кугиклы на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

=Spoiler написал(а):






0

8

Домра

http://www.saroblnews.ru/files/pages/25647/1376978171general_pages_i25647_marks_primet_molodyx_ispolnitelei_iz_germanii_chexii_i_francii.jpg

'До́мра' — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.

История инструмента

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домбр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), была заимствована во времена монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русские земли). История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.
В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.

Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.
Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, со скрипки. Композиторы, исполнители, пишущие музыку для домры:
Волков, Кирилл Евгеньевич
Зайцев, Григорий Сергеевич

0

9

http://histmusic.ru/wp-content/uploads/2011/10/Balalayka-190x300.jpg

Русская балалайка
 
Сейчас невозможно точно определить, когда и где появился этот музыкальный инструмент, ставший одним из символов России. Согласно некоторым предположениям, русская балалайка существовала еще до крещения Руси. Тогда ее клали в могилу покойнику, чтобы он мог и после смерти наслаждаться игрой на любимом музыкальном инструменте.
По многим версиям, русская балалайка представляет собой потомок азиатской домбры. Просто с измененной формой, количеством струн и ладов. Все существующие сейчас предположения трудно доказать.

Однако, по самому широкому мнению, балалайка считается русским народным музыкальным инструментом. Даже ее название явно напоминает слова, происшедшие от русского корня: балакать, балаболить, балабонить, балагурить. Более того, один из вариантов ее названия так и звучал: балабайка.

Но и здесь есть различные мнения. Согласно одному из них, слово “балабайка” произошло от турецкого “балаба” – народный музыкальный инструмент, похожий на домбру, с округлой формой.

Так или иначе, наиболее полно этот инструмент сумел выразить все свои качества именно в России.
Первое известное письменное упоминание о балалайке появляется 13 июня 1688 года. Это «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в которой дается распоряжение двум крестьянам «что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли».
Издавна не существовало никакого эталона для конструкции балалайки. В ней могло быть и две, и три струны. Даже настройка была самой разной, в зависимости от вкуса каждого отдельного исполнителя.
Так продолжалось до конца 19 века, когда помещик из Вышневолоцкого уезда Василий Васильевич Андреев, который всегда интересовался народной музыкой, впервые услышал игру на балалайке. Он сильно заинтересовался этим инструментом, и сам начал активно учиться играть на нем. Вскоре он пришел к выводу, что этот инструмент в том виде, в котором он существовал в те годы, не может раскрыть всех своих возможностей.
Андреев решил взяться за усовершенствование балалайки. Он изготовил чертежи для нового варианта инструмента и начал делать заказы на его изготовление у самых разных столичных мастеров, стремясь получить самое высокое качество звучания.
В 1886 году Андреев впервые выступил перед публикой с инструментом собственной конструкции. Но, продолжая работы по улучшению инструмента, он ищет все новых партнеров по изготовлению балалайки.
Очень успешным было его сотрудничество с петербургским мастером Францем Станиславовичем Пасербским, который сделал первую балалайку для Андреева в 1887 году. Вскоре он изготовил и другие разновидности инструмента: пикколо, альт, бас и контрабас. Все они были созданы специально для оркестра, собранного Андреевым.
Изначально балалайки оснащались жильными перетяжками – это всегда было одним из самых типичных признаков этого инструмента. Однако Андреев все же решает заменить перетяжки на лады, считая, что это значительно улучшит звучание. Первоначально ладов было 5, затем 12, а на последующих разновидностях их количество дошло до 17. Это позволило гораздо полнее и выразительнее использовать возможности балалайки.
Совместная работа Андреева с Пасербским продолжалась около 10 лет и была весьма плодотворной. Но гораздо больших успехов Андрееву удалось получить от сотрудничества с мастером-краснодеревщиком Семеном Ивановичем Налимовым.
Налимов родился в 1857 году в крестьянской семье. Будучи подростком, он получил профессию краснодеревщика, а потом по воинской повинности попал в действующую армию. После службы он работал у разных помещиков, и Андреев, услышав о его незаурядных способностях, приглашает Налимова к себе.

Сначала Андреев только хотел заказать мастеру партию мебели, но, поразившись качеством работы, сделал ему предложение заняться изготовлением балалаек. Их сотрудничество продолжалось 26 лет, вплоть до смерти Налимова. Изготовленные им инструменты можно без преувеличения считать образцом русской балалайки. Инструменты изготовлялись по чертежам Андреева, который постоянно стремился улучшить их конструкцию.

Первая же изготовленная Налимовым балалайка-прима представляла в полном смысле произведение искусства. Сам корпус он сделал из волнистой березы. Слегка выпуклая дека, составленная из четырех частей, была сделана из резонансной ели – она имела правильные параллельные радиальные слои. Сверху была прикрыта панцирем (фартуком), заподлицо с которым была врезана накладка из черного дерева. Гриф был сделан из граба. Дополнительно к 15 ладам на грифе было добавлено еще 2 лада на панцире.

По своим музыкальным качествам, тщательности изготовления и красоте балалайки Налимова ценились очень высоко. Они стоили на порядок дороже любых других.

Налимов с большим вниманием относился к каждому инструменту. На изготовление одной балалайки от начала и до конца иногда уходило до двух лет. Сейчас Семена Ивановича Налимова заслуженно называют «русским Страдивари».
Оркестр, собранный Андреевым, существует и поныне. Его теперешнее название – Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева. Основные инструменты этого оркестра – балалайки различного размера, от примы до контрабаса.

Сейчас русская балалайка получила широкую известность во всем мире. Специально для нее создаются музыкальные произведения. А игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

0

10

Балалайка | История балалайки

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.Русская балалайка Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране.Скоморох Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.Василий Васильевич Андреев И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета.Семейство балалаек Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Автор: Нефёдов Георгий

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Исторические и интересные факты » Россия - история музыкальных инструментов