"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русская культура

Сообщений 101 страница 120 из 159

1

Русская культура

http://s7.uploads.ru/t/AYu81.jpg

В отечественной философской и культурологической традиции во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно.
При этом исходят из признания ее исключительности, невозможности сведения ее культуры ни к западному, ни к восточному типу, а отсюда делают вывод о ее особом пути развития и особой миссии в истории и культуре человечества.

В основном об этом писали русские философы, начиная с П.Я. Чаадаева, славянофилы, Ф.М. Достоевский.
Тема «русской идеи» была очень важна для B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. Итог этих размышлений о судьбах России был подведен в философско-исторических концепциях евразийства.

http://istoria-mira.ru/wp-content/uploads/2013/11/rozhdenie-rusi-istoriya-praslavyan.jpg

Основные черты русского национального характера

Все эти моменты сформировали специфический русский национальный характер, который невозможно оценить однозначно.
Среди положительных качеств обычно называют доброту и ее проявление в отношении к людям — доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание. Отмечают также простоту, открытость, честность, терпимость. Но в этом списке не значатся гордость и уверенность в себе — качества, отражающие отношение человека к самому себе, что свидетельствует о характерной для русских установке на «других», об их коллективизме.

+1

101

https://i.pinimg.com/474x/64/ea/11/64ea1149936f878049fc77048c3ea69f.jpg
Художник: Иван Билибин

+1

102

https://i.pinimg.com/474x/fc/42/7a/fc427a62238e1186fa6516627158f342.jpg
Прядение обычно заканчивали к Масленице. Прялку убирали и доставали ткацкий станок.
Ткать, как и прясть, умела каждая женщина.

+1

103

"Хочу быть столбовою дворянкой": почему Вы бы точно не согласились?!

+1

104

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЕЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: БЛЮДА, КОТОРЫЕ ВАС СИЛЬНО УДИВЯТ!

+1

105

https://ic.pics.livejournal.com/carduus_nutans/15640967/23150/23150_640.jpg

Покос – тяжелая сельскохозяйственная работа. Крестьяне готовились к нему заранее и всегда с радостью, чтобы не прогневать держателя гроз Илью. В старину было принято женщинам и девушкам на покос особо одеваться. Из сундуков доставались нарядные «покосные» рубахи, вышитые птицами и цветущими травами.
https://cs1.livemaster.ru/storage/f7/f0/1353a2a378586b4356c091f37duv--russkij-stil-russkoe-zhenskoe-plate-alatyr.jpg

В рубахах преобладали красные и белые цвета – символы жизни, красоты, светлого начала и светоносной силы бога плодородия Ярилы. Эти цвета испокон веку были главными на Руси. Верх рубахи (воротушку) изготавливали из кумачового холста (хлопчатобумажной ткани алого цвета), а низ (становину) – из белого. Подол был расшит особыми обережными узорами, защищающими от всего дурного. На таких рубахах вышивались ростки, травы, цветы, птицы счастья.

https://i.pinimg.com/736x/7e/c2/18/7ec218826ee9bf3dfabb9ebb23771402.jpg

В день Косма и Демьян спускались на землю и помогали крестьянам чинить старые грабли и косы.

покосные рубахи женские

https://xn-----6kcczvgdqeowecha6a6t.xn--p1ai/image/cache/catalog/01052019/pokosnayarubaha2-900x1200.jpg
https://i.pinimg.com/736x/0c/e5/7b/0ce57b3bd95c9b0eef03755f44b0ab5d.jpg
https://xn-----6kcczvgdqeowecha6a6t.xn--p1ai/image/cache/catalog/01052019/pokosnayarubahacvety-900x1200.jpg
http://2.bp.blogspot.com/-_VJkb2VzuNM/VFfyFctgv5I/AAAAAAAAAEw/eAuKxA-L0zU/s1600/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4.jpg
https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53d1f15005c22/proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-natsional-nyi-russkii-kostium-dievich-ia-rubakha_19.png

0

106

Увлекательная история русской народной рубахи

Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.

В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?

Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.

Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:

    Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
    Хлопковые ситцевые ткани.
    Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
    Натуральные шелка.
    Роскошный сверкающий атлас.

По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.

Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.

Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53d1f15005c22/proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-natsional-nyi-russkii-kostium-dievich-ia-rubakha_19.png

Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.

Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:

    Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
    Имели вид зауженных книзу.
    Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.

Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.
Виды кроя

Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.

Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.

Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.

Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.

С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.
Цельная женская рубаха и составная

Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.

Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Всё в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.

По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.

Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.

Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

    Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
    Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
    Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
    Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Виды рубах мужских и женских

На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:

    Для матерей, кормивших младенцев.
    Для ворожбы.
    Для покоса.
    Порукавка.

Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.

Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде.

Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков

Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.

Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное. По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу. А нижняя темная часть символически связывалась с землей.

Цвета мужских портов наших предков, их значение

Помимо белого и красного, в национальных костюмах использовали малиновый цвет и разные оттенки синего и зеленого. Мужские порты традиционно были полосатыми, сшитыми из холста с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно облегали ноги ниже колен и выкраивались из прямых полотнищ со вставкой-ластовицей по шаговому шву. Низ портов заправляли в сапоги, а верх завязывали на поясе шнурком, имевшим название «гашник».

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

    Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
    Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
    Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
    Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
    Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
    Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

0

107

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.


Изготовление русской рубахи.

Первый выпуск программы "Город Мастеров", посвященной ремеслам и народным промыслам, рассказывает о секретах кроя русской рубахи.

0

108

РУССКАЯ ВЫШИВКА

Разговор о русской традиционной народной вышивке с Марианной Медведевой, преподавательницей старинной вышивки, руководительницей Музея вышивки  (г.Санкт-Петербург), режиссер - Юлия Чупина.
Музыка - Егор Стрельников.

0

109

Вышивка. Двусторонний шов

Демонстрация традиционного ремесла.

Музей-заповедник «Кижи» (http://kizhi.karelia.ru/)

0

110

Северная вышивка

0

111

Узоры русской вышивки - Russian embroidery patterns, XIX-XX

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке
Figurative motifs in Russian folk embroidery

0

112

Русские полотенца

0

113

Альбом «Русский народный орнамент» 1871 год

0

114

https://i.pinimg.com/474x/8f/45/19/8f45197ccbac0d4cea10880d8bf65a1c.jpg

Ку́чер (от нем. Kutscher, устар. возни́ца), Возничий, Возница —
человек, управляющий упряжными лошадьми, с передка, сидя на ко́злах, или с грядок повозки.

https://sun9-38.userapi.com/c834404/v834404424/4d5bb/UPTjBYd4JPc.jpg

Тот, кто правит запряженными в экипаж лошадьми; возница.

Слово немецкого происхождения, вытеснившее в русском языке слово «возни́ца».

Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца.

- Тургенев, Хорь и Калиныч.

0

115

Борис Михайлович Кустодиев — талантливый, самобытный и выдающийся русский художник, работы которого вселяли надежду в самые тяжёлые годы жизни страны. Его работы — гимн жизни, радости и здоровья.

Для современного человека его картины, в особенности цикл «Русь», в который входит и эта картина, – незаменимая энциклопедия русского быта начала XX века. Полотнам Кустодиева можно доверять: хотя над многими из них художник работал уже после слома «старого быта», он опирался и на собственные воспоминания, и на многочисленные наброски, которые всю жизнь (до тех пор, пока болезнь не лишила его возможности ходить) делал во время прогулок.

https://i.pinimg.com/474x/92/c2/3f/92c23fc6d3a51e7fcd5f5b456071d240.jpg
Борис Михайлович Кустодиев - Извозчик в трактире. 1920 г.

Выясняем, что изображено на картине «Извозчик в трактире»:

https://i.pinimg.com/564x/9e/d8/40/9ed8407ae4ec4cbee7aff66a6b30a44c.jpg

Пара чаю. «Перво-наперво собери ты нам, молодец, четыре пары чаю, да смотри у
меня, чтобы чай был самолучший, цветочный», – говорит один из героев романа
Мельникова-Печерского «В лесах», заказывая в трактире обед. Что имеется в
виду? В современном русском языке есть понятие «чайная пара» – так называют
комплект из чашки и блюдца. А вот выражение «пара чаю» из обихода ушло вместе
с трактирами. Это был традиционный способ подачи чая: два чайника, один
большой, с кипятком, другой поменьше – с заваркой. К паре чая можно было
попросить подать любое количество приборов; кипяток доливали бесплатно по
первому требованию.

Калач. В дореволюционной России существовало множество разновидностей калачей,
которые отличались, в том числе и формой. Существует устойчивая легенда
(пошедшая в народ с легкой руки Владимира Гиляровского), что калачи в виде
висячего замка существовали специально для того, чтобы можно было хвататься за
них немытыми руками даже после грязной работы, при этом «ручка»-«дужка» калача
якобы была несъедобной и ее полагалось выбрасывать или отдавать нищим. Однако,
к реальности эта легенда не имеет никакого отношения. Доказательства этому
нетрудно найти в литературе. Например, в «Юнкерах» Ивана Бунина: «Затем
Дмитрий Петрович своими большими добрыми руками, которыми он с помощью
скальпеля разделяет тончайшие волокна растений, режет пополам дужку
филипповского калача и намазывает его маслом».

Блюдце.
Современные люди, пытаясь по старинной русской традиции
попить чай из блюдца, как правило, терпят неудачу и очень удивляются былой
популярности такого неудобного способа чаевничать. Дело в том, что
старинные блюдца были гораздо глубже нынешних и больше напоминали низенькие
пиалы На этой картине необычные пропорции блюдца переданы очень хорошо. Ну а
пили из них, чтобы не обжигать пальцы об стаканы с
кипятком.

Извозчики.
Согласно распоряжению московской городской управы, все
извозчики должны были носить форменный костюм: старомодный
длиннополый синий кафтан с двумя сборками сзади и поярковую шапку.
Извозчики на старинных фотографиях и картинах выглядят очень крупными, но дело
тут не только и не столько в телосложении, сколько в том, что они всегда
подбивали свои кафтаны очень толстым слоем ваты. По версии, озвучивавшейся
Владимиром Гиляровским, это пошло с давних времен, когда барин не стеснялся
пинать кучера в зад ногой; в реальности же, скорее всего, речь шла всего лишь
об утеплении.

Стрижка в скобку.
В наши дни известна, как «под горшок» — самая
простая стрижка, когда волосы подстригают ровно по кругу. Стрижки в
скобку традиционно носили крестьяне, извозчики и вышедшее из крестьянства
купечество.

____________________________

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский советский художник.
Академик живописи ИАХ (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.

0

116

https://i.pinimg.com/564x/3b/dc/a7/3bdca78dc5f9ecd194257fa5b528811f.jpg
Борис Кустодиев. Цикл: Купчихи

Один из любимых персонажей Бориса Кустодиева - купчихи.
Художник писал их много и в разных интерпретациях.

Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. ... После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими.

https://i.pinimg.com/474x/0a/81/96/0a8196e43839d46b0b2f981ccf703057.jpg
Б. М. Кустодиев. "Купчиха за чаем". (1918)

На обращенной к городу веранде сидит перед нами исконно русская женщина - купчиха. Она пьёт чай из блюдечка и, кажется, не смотрит в нашу сторону.

К её полному плечу прильнула, ласкаясь, кошка...

Перед купчихой мы видим накрытый стол. На нём есть и пузатый самовар, и вазочка с вареньем, и корзина с пирогами, и большое блюдо с сахарным арбузом...

Настоящее русское чаепитие! Наверху самовара стоит заварочный чайник - еще один обязательный атрибут русских посиделок. В нем настаивали заварку перед тем, как разлить ее по чашкам. Разбавляли заварку крутым кипятком прямо из самовара...Получался бодрящий и обжигающий напиток. Именно по этой причине в купеческой среде было принято пить чай из блюдечка. Вода в самоваре постоянно поддерживалась в кипящем состоянии, и пить её из чашки порой было невозможно....На блюдечке же ароматный напиток остывал быстрее.

Пили чай зачастую вне дома...В провинциальных городах для этой цели строили веранды. Открытая, увитая цветами веранда выходила окнами в сад и ценилась всеми членами семьи как возможность провести время на свежем воздухе за душевной беседой.

Русское чаепитие - это всегда беседа...
Нам кажется, что купчиха не смотрит на нас, однако ее облик и поза располагают к разговору.

И собеседники у неё есть... Это - мы с вами. Сидим напротив и, наслаждаясь чаем, смотрим на утопающий в зелени городок. Вечереет. Лёгкие облака летят по начинающему розоветь небу. В отдалении вздымаются вверх церковные колокольни. Справа расстилается широкий гостиный двор...Слева – ещё одна веранда. На ней также стоит пузатый самовар, и ещё одна купеческая семья встречает закат солнца за блюдцем с чаем. Вечер – самое подходящее время для чаепития...

Чаепитие у помещиков и купцов. В такой среде чаепитие проходило с обязательным самоваром и разными пирогами, крендельками и баранками, чтобы показать своё богатство. За столом проводили много времени, общаясь больше на деловые темы. Чаю выпивали немерено, каждый не менее десяти чашек, а пили прямо с блюдца. Сахар закусывали передними зубами. Всех иностранцев, приезжавших в Россию, поражала манера русских купцов пить чай прямо из блюдца и поддерживая его всей пятерней. Купцы во время чаепития нещадно потели, поэтому к чаю им всегда подавали полотенце, чтобы те обтирались.
____________________________

Борис Михайлович Кустодиев знаменит прежде всего картинами о жизни поволжских мещан и крестьян, купцов и купчих, о буднях и праздниках той самобытной, патриархальной России, которая навеки ушла в прошлое, о Волге, которая — от истока до устья — давно уж не течет широко и привольно, перегороженная плотинами. Благодаря этому художнику, чье творчество пронизано любовью ко всему национальному, характерно-русскому, образ той, дореволюционной жизни, оказался запечатленным на века.
Эту свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал с землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас. Непримечательный на первый взгляд сюжет скрывает за собой отражение общества того времени...

0

117

https://i.pinimg.com/564x/6e/7a/83/6e7a830763d0e7a059be5d61e46989a6.jpg
Алла Переверзева. Советский, русский художник.
Родилась в декабре 1940 года в Феодосии (Крымская АССР).
"Деревенское чаепитие"


В 1638 году высушенные листья чая, около 4 пудов, из Монголии привез русский посол в качестве подарка царю.

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ...сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях

Симпатии царственной особы к заморской траве сыграли определенную роль, ведь именно при его правлении начались попытки наладить постоянную доставку чая в Россию.

Только его сын, Алексей Романович, смог заключить договор о торговом сотрудничестве с Китаем. Так началась история великого Чайного Пути. Доставлялся он караваном в течение 18 месяцев через пустыню, земли Монголии и тайгу. Чтобы долгая дорога не отразилась на вкусе заваренного напитка, его упаковывали в специальную тару – цыбики.

Сначала чай доставляли в Кяхту, откуда на ярмарку на Нижнем Новгороде и только после этого его отправляли в столицу. Чай в те времена был напитком аристократов, знати и богатых людей, так как стоил он действительно больших денег.

В конце XIX века чаепитие на Руси становится доступным для всех, потому что грузы с чаем доставляют морем, по железной дороге. Такая доставка обходилась намного дешевле, но для рабочих и крестьян напиток оставался недоступным. Все изменилось после того, как наладили торговлю с Цейлоном и Индией.

Также были заложены первые чайные плантации на Кавказе, так появился грузинский сорт: для рабочих, крестьян и пролетариата. Уже тогда начали закладываться уникальные традиции русского чаепития.

Самовары и блюдца. Хотя самовар в глазах всего мира неотделим от русского чаепития, но подобный ему прибор существовал задолго до появления самого чая на Руси. Появился он, благодаря Петру I, который привез его из поездки в Голландию.

Ремесленники переделали голландский чудо-прибор, так родился русский самовар, который по сей день ассоциируется с Россией. Лучшие производили тульские умельцы.

Простой народ и чай. До самой революции для обычных людей чаепитие было роскошью, поэтому его заменяли травяными чаями. Их состав был очень простым, на основе мяты, листьев малины и земляники, зверобоя и пр. С приходом советской власти ситуация изменилась, но крестьяне и рабочие все равно пили низкосортные сорта, экономно расходуя заварку. Чай частенько был «пустым», без сахара.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда вприкуску, пить внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал.

Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие:

«На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют вприкуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку».

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», - говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

0

118

Чай для всех. К концу XIX в. согревающий душу напиток стал доступным для всех слоев. Массово стали открываться чайные, в которых можно было и плотно перекусить. Правда, качество самого напитка зависело от статуса заведения. Существовали даже чайные для рабочих, открывались они очень рано, там подавали чай, простые и сытные закуски.

https://i.pinimg.com/474x/e3/96/71/e3967190811def009e9eb43eb7d99da5.jpg
https://i.pinimg.com/474x/0d/ae/0f/0dae0f7a82cbe4df1fd72b6420ea1bff.jpg
https://i.pinimg.com/474x/06/5c/09/065c098350dcd9b6a00f457dd34eb585.jpg
Как пить чай: правила этикета. Разливать чай положено хозяйке дома.
Она же должна следить за тем, чтобы на столе было достаточно закусок, а у гостей полны кружки. Вести себя аккуратно и пить чай так, чтобы края чашки оставались чистыми. Не забывать про правила хорошего тона – не перебивать, не повышать голос и с уважением относиться к хозяевам и другим гостям.

Куски сахара следовало брать специальными щипцами, а размешивать его бесшумно. Обязательные столовые приборы – вилка для закусок, ложечка чайная и для десертов. Если гость переворачивал чашку, это означало, что он закончил. Позже, подражая Европе, стали оставлять ложечку в чашке.

Запреты во время чаепития.
Сахар размешивали ложечкой, но делать это было нужно, не касаясь дна и стенок посуды, чтобы не издавать посторонних звуков. После размешивания ее нельзя было оставлять в чашке, а положить на блюдце или салфетку. Во время чаепития запрещено дуть на чай, чтобы он остыл, или же пить его, зачерпывая ложечкой. Также дурным тоном считалось с шумом втягивать чай, чавкать. Не следовало спешить, чтобы не подавиться. Чтобы сделать глоток, нужно было поднести чашку ко рту и наклонить ее, и ни в коем случае не делать этого самому.

Считалось вульгарным держать чашку, оттопыривая мизинец. Что касалось купеческих собраний с самоваром, то там правила были не такие строгие.

0

119

https://i.pinimg.com/474x/0d/79/ed/0d79ed02c4ef177d8cf38c09b48972a6.jpg

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

0

120

http://myzhivem.ru/wp-content/uploads/2018/06/15k.jpg

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или вприкуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

0