"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История одной картины

Сообщений 81 страница 84 из 84

1

История одной картины http://sh.uploads.ru/t/1ps0H.gif История одной картины

+1

81

https://www.vzsar.ru/i/news/xxl/2020/10/209319.jpg
И.Е.Репин. "Пушкин на лицейском экзамене"

Как Репин писал картину "Пушкин на лицейском экзамене"

19 октября 1911 г. Императорско­му Александровскому (бывшему Цар­скосельскому) Лицею исполнялось сто лет. Благодаря своим знамени­тым выпускникам, учебное заведение пользовалось широкой известностью не только в России, но и за ее преде­лами. Особенно гордился Лицей тем, что в его стенах воспитывался Александр Пушкин. Поздравить Ли­цей со славным юбилеем готовились многие учреждения, учебные заве­дения, частные лица и, конечно, его бывшие питомцы. Так 35-й курс (вы­пуск 1877 г.) в качестве подарка Лицею заказал скульптору Вере Штейн бюст Пушкина-лицеиста; ли­цеист 69-го курса князь Олег Кон­стантинович готовил факсимильное издание рукописей А.С. Пушкина, хранившихся в Пушкинском музее Александровского лицея.

Решило сделать подарок alma mater и Пушкинское лицейское об­щество, созданное в учебном заве­дении в 1899 г. в честь столетия со дня рождения поэта. Через своего представителя общество обрати­лось к Илье Ефимовичу Репину с просьбой написать картину на один из предложенных им сюжетов: акт открытия Лицея 19 октября 1811 г. или переводной экзамен в Лицее 8 января 1815 г., на котором юный Пушкин перед Г.Р. Державиным чи­тал свое стихотворение. Художник выбрал второй сюжет.

Выбор Репина не был случай­ным. Известнейший художник мно­го и упорно работал над образом Пушкина. Этот образ давался Репи­ну нелегко. Трудно было в одном лице3 в одном портрете передать всю сложность, противоречивость чувств, настроений, темперамент за­мечательной личности поэта. И Ре­пин снова и снова возвращался к этой теме: "Пушкин на берегу Чер­ного моря", "Пушкин на набережной Невы", теперь художнику предстояло написать юного поэта на экзамене.
Получив согласие Репина на вы­полнение лицейского заказа, секре­тарь Пушкинского лицейского об­щества П.Е. Рейнбот писал худож­нику: «Благодаря Вам, Илья Ефи­мович, знаменательный момент, когда маститый певец Фелицы Дер­жавин, на склоне своих дней, бла­гословил юношу-лицеиста Пушки­на, момент, уже занесенный в лето­писи русской литературы, получит еще яркое выражение в истории русской живописи... Вы, Илья Ефи­мович, создадите новый памятник великому поэту и вместе с нами, старыми и молодыми лицеистами, членами Пушкинского лицейского общества, все русские люди от души скажут Вам спасибо за труд, принятый Вами на себя, по девизу Лицея "Для общей пользы"».

В поисках достоверности

Репин со свойственным ему ув­лечением немедленно приступил к работе. Еще не имея исторических данных, дав волю воображению, он пишет с наслаждением "все, все из головы... Мне воображается, что этот акт, наподобие прежних акаде­мических, был торжественный. Съезжались вельможи-звездонос­цы, сановники всяких высочайших рангов и положений. Картина вы­ходит очень эффектная... Ах, как я жду материалов".

А исторические материалы Ре­пину действительно были нужны. Предстояло воскресить событие столетней давности! Художник за­думал совершить поездку в Цар­ское Село. Но здание Царскосель­ского лицея после перевода учеб­ного заведения в Петербург в 1843 г. было внутри перестроено: ис­чезли классы, дортуары, не стало и лицейского зала. Каким был этот зал, кто присутствовал на экзаме­не, как выглядел Пушкин-лицеист, какая форма была у воспитанни­ков - все необходимо было знать в подробностях, знать до мелочей, чтобы правдиво воссоздать обста­новку. И здесь большую помощь по разысканию нужных для выполне­ния заказа материалов оказали Ре­пину члены Пушкинского лицейского общества, в частности секретарь общества П.Е. Рейнбот.

Художника ознакомили с полным списком участников экзамена, пре­доставили для работы портреты не­которых из них, сведения о костю­мах той эпохи, зале, где происходил экзамен. Для Репина был нарисован план размещения мебели, гостей, лицеистов, описан внешний вид ав­тографа стихотворения "Воспоми­нания в Царском Селе", по которому Пушкин читал свое стихотворение на экзамене. Причем Репину были предоставлены не только необходи­мые справки о предметах, но и сами вещи для непосредственного изуче­ния и зарисовки. Для того чтобы правдиво был создан образ Держа­вина, в мастерскую художника в Куоккалу доставили все имеющиеся портреты патриарха русской поэзии. Великий князь Константин Констан­тинович согласился дать из своего дворца портрет Державина в сена­торском мундире работы В.Л. Боро­виковского.

Но и всего этого оказалось не­достаточно. По просьбе И.Е. Репи­на в Александровском лицее была устроена инсценировка лицейско­го экзамена. В назначенное время в одном из залов Лицея собрались воспитанники, пришел директор Лицея, члены Пушкинского лицей­ского общества. Вдоль стены поста­вили длинный стол, покрытый ска­тертью, за который сели бывший министр народного просвещения, лицеист 35-го курса П.М. фон Ка-уфман, директор Лицея Б.Э. фон Вольф, секретарь Лицея А.А. Рубец, секретарь Пушкинского лицейского общества П.Е. Рейнбот. Они пред­ставляли экзаменующих. На некото­ром расстоянии от стола поставили стулья. Первый ряд заняли дамы -среди них жена Репина Н.Б, Норд-ман-Северова. За дамами на стуль­ях разместилось несколько воспи­танников, изображавших гостей. За ними встали 29 лицеистов - столько присутствовало на переводном эк­замене. В инсценировке участвовал правнук А,С. Пушкина, лицеист 68-го курса Павел Кондырев. Один из лицеистов - Лесков - встал у сто­ла. И Репин приступил к работе. В момент инсценировки известный петербургский фотограф Карл Бул­ла сделал фотографию, запечатлев один из важных моментов работы ху­дожника над картиной.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4406/76095915.3d/0_9b1f2_e1dd1c7f_orig.jpg
инсценировка лицейского экзамена для И.Е.Репина

Работа над образами

Создавая образ юного Пушкина, художник стремился не только до­биться портретного сходства: ему важно было передать все мысли и чувства "героя-ребенка", изобра­зить Пушкина в один из знамена­тельных моментов его жизни, когда он впервые получил признание как поэт. Много раз перечитывал Репин воспоминания об этом дне самого Пушкина: "Державина видел я толь­ко один раз в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее... Дер­жавин был очень стар. Он был в мун­дире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, под­перши голову рукою... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживил­ся, глаза заблистали; он преобра­зился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкно­венной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Цар­ском Селе", стоя в двух шагах от Дер­жавина. Я не в силах описать состоя­ния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Держави­на, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..."

Репин изобразил эту встречу. Перед Державиным воочию совер­шается чудо: он приподнимается и зорко всматривается в молодого поэта. Он пророчески понял, что "этот мальчик послан в мир самим богом поэзии, понял то, что выра­зил впоследствии с такой опреде­ленностью Гоголь: "Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт".

Оценивая свою работу над об­разом Пушкина, Репин писал: "Лицо и вся фигура мальчика-Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда мне еще не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сход­ством, как это - героя-ребенка".

Для того чтобы не заслонить образ главного виновника торже­ства, большинство гостей, изобра­женных на полотне, не наделены особыми чертами. Но из шестиде­сяти человек, написанных Репиным, некоторые вполне могут быть узна­ны. Рядом с Державиным - ректор Петербургской духовной академии Филарет (Дроздов). (Интересно от­метить, что на экзамене по россий­ской словесности Филарет не при­сутствовал. Он был в Лицее 4 ян­варя, когда состоялись экзамены по Закону Божьему.) Узнаваем ми­нистр народного просвещения граф А.К. Разумовский. Среди гостей, си­дящих в креслах, в первом ряду -отец поэта С.Л. Пушкин.

Вспоминая, как работал Репин над картиной "Пушкин на лицей­ском экзамене", Корней Иванович Чуковский, много раз позировав­ший художнику, писал: "...в "Пуш­кине на экзамене" он у меня на гла­зах переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить губернский город".

Два варианта

Картина "Пушкин на лицейском экзамене" стала первым подарком, поднесенным Лицею в день его юби­лея и была помещена в Пушкинский музей Александровского лицея. При передаче картины присутствовали воспитанники всех классов, бывшие ученики. С полотна на старых и мо­лодых лицеистов смотрел их това­рищ по учебному заведению, "ве­щий отрок" Александр Пушкин.

Картина была написана худож­ником в двух вариантах. Первона­чально И.Е. Репин начал работу над полотном большого размера. Одна­ко вскоре стало ясно, что в срок за­вершить написание этой большой картины художник не сможет. К тому же члены Пушкинского лицейского общества просили внести некото­рые изменения. Тогда Репин, с уче­том пожеланий, сделанных заказчи­ком, приступил ко второму вариан­ту, меньшего размера. Эта картина и была подарена Лицею.

Первоначальный вариант также был завершен. Он выставлялся на 40-й выставке передвижников в Москве в 1911-1912 гг. Работа полу­чила множество противоречивых отзывов. Общество имени Куинджи присудило художнику первую пре­мию и золотую медаль, от которых Репин отказался, объясняя свой от­каз тем, что "премии имеют прини­жающее влияние на искусство".
Картина в настоящее время на­ходится в Чехии. А всем нам хоро­шо знакомый вариант, подаренный Лицею, сегодня можно увидеть в музее-Лицее в литературной экс­позиции "Живем мы памятью Ли­цея", развернутой на втором этаже лицейского здания.

Светлана ПАВЛОВА,
хранитель литературной
экспозиции "Живем мы
памятью Лицея"

На полотне Репина

0

82

https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-39.jpeg
Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 г. Японский музей искусств Сомпо, Токио

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.

К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.

Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.

Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.

Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?

Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?

И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?

Время покажет.

0

83

https://stuki-druki.com/biofoto3/ivan-aivazovskiy-01.jpg
Иван Константинович Айвазовский (арм: Ованнес Айвазян - Հովհաննես Այվազյան).
Родился 17 (29) июля 1817 года в Феодосии Таврической губернии - умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии.
Русский художник-маринист и баталист, коллекционер, меценат.
Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик.
Почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Один из величайших маринистов в истории.

Айвазовский был свидетелем парада 1849 года как спутник императора Николая I на борту пароходофрегата «Владимир». Он воссоздал память об этом параде в 1886 году, и картина, выставленная в Академии художеств в Санкт-Петербурге, быстро стала популярной среди публики. В дальнейшем полотно было приобретено обществом «Кавказ и Меркурий» для его председателя, сенатора А. П. Жандра, бывшего участником Крымской войны.

=Spoiler написал(а):

https://ryazan.ananasposter.ru/image/catalog/poster/repr/90/4495.jpg

И. К. Айвазовский
Смотр Черноморского флота в 1849 году. 1886
холст[1], масло[1]. 131[1] × 249[1] см
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Смотр флота происходил на Севастопольском рейде в 1849 году.  Линию боевых кораблей Черноморского флота возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил».

В правом нижнем углу полотна изображён император Николай I, принимающий парад на борту пароходофрегата «Владимир». На «почтительном расстоянии» от императора художник поместил группу офицеров, окружающих командующего Черноморским флотом адмирала М. П. Лазарева. За правым плечом адмирала изображён начальник штаба флота В. А. Корнилов, за левым плечом — П. С. Нахимов и крайним слева — В. И. Истомин.

Многие из изображённых на картине кораблей через четыре года после смотра приняли участие в Синопском сражении, все были затоплены своими экипажами на Севастопольском рейде во время обороны города в Крымской войне..
https://stuki-druki.com/biofoto3/ivan-aivazovskiy-smotr-chernomorskogo-flota-v-1849-godu.jpg

"Эти суда щеголяли безупречной чистотой вооружения, распорядителями малейшего движения на каждом судне являлись избранные знатоки морского искусства. Каждый из них обладал неумолимым критическим взглядом, каждый чувствовал на себе устремленный взгляд учителя. Это был как бы оркестр, составленный исключительно из виртуозов; среди подобного оркестра обратить на себя внимание было достойно цели жизни, зависящей от одобрения Михаила Петровича."
— Владимир Войт «Очерки деятельности наших моряков»

0

84

Репин и бурлаки: занимательная история одной картины

=Spoiler написал(а):

https://lermontovgallery.ru/upload/medialibrary/99b/99bebfd008382123f911019356e2d777.jpg

И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1872–1873 гг.

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Как на самом деле и величайший профессионализм художника

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.
И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.
Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.
Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г.  отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.
«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».
Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.
Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

0