"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Верещагин Василий Васильевич- художник легендарной судьбы и славы


Верещагин Василий Васильевич- художник легендарной судьбы и славы

Сообщений 41 страница 48 из 48

1

http://veresh.ru/img/foto/vereschagin.jpg
Верещагин Василий Васильевич
Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Родился:
    26 октября 1842 г., Череповец, Вологодская губерния, Российская империя
Умер:
    13 апреля 1904 г. (61 год), Порт-Артур, Квантунская область, Российская империя

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Россия в том роковом 1904-м потеряла великого живописца и великого патриота.
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Большой русский журналист Влас Дорошевич писал в своих "Воспоминаниях" :

"У всех еще в памяти В.В. Верещагин.
Могучая, стальная фигура. Блестящий, оголенный череп. Длинная, с сильной проседью, борода. Суровый, энергичный взгляд. Георгиевский крестик в петлице.
С этим суровым и доблестным украшением он не расставался никогда.
В Верещагине было нечто львиное. В его великодушии.
Весь свой огромный талант он отдал – войне с войной.
И в то же время он был воином.
Летел на войну. Жил на войне. Участвовал в военных действиях и принимал самое горячее участие в военных советах.
Так хирурги любят свое дело, и именно потому, что всю жизнь свою проводят за тяжелыми операциями, особенно ценят человеческое здоровье".

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве. Выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее и грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Верещагин - человек противоречий. Безжалостная трезвость суждений и взглядов сочетается в нем с утопической верой в действенность нравственной проповеди средствами искусства. Принятая на себя миссия "учителя жизни" нередко приходит в столкновение с эгоцентризмом натуры и высокомерным третированием "толпы", равно как призыв к милосердию, сочувствие к чужому страданию - с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях. Но при всех крайностях и контрастах этой сложной русской души в Верещагине неизменно ощутимы оригинальность, смелость и высота натуры, та своеобразная грандиозность личности, которая побудила Репина в траурной речи о художнике назвать его "сверхчеловеком". Какие бы критические суждения ни высказывали о Верещагине современники, не возникало сомнений, что в его лице русское искусство имеет одного из самых самобытных своих деятелей. Чем далее идет время, тем явственнее масштаб этой личности. Художественный мир Верещагина не тускнеет, а многие из его идей, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными, мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества - пожалуй, только теперь могут быть оценены в своей провидческой сущности.

0

41

Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. В этих полотнах прозвучал протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, бессмысленной гибели русских солдат, обреченных на гибель бездарным командованием. Обезглавленные трупы, циничное глумление турок над павшими врагами, скорбная панихида на поле битвы, покрытом телами солдат... Плевна. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Еще одно мгновение. После атаки. Штурм не удался. Нескончаемым потоком тянутся на полевой перевязочный пункт сотни раненых, окровавленных, изуродованных. Ценой большой крови заплатили солдаты за самоуверенность и небрежность генералов, готовивших взятие крепости.
«На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами.
http://iskusstvu.ru/images/11111_soldat_na_snegu_1877_1878.jpg

«На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.

Мороз, метель на перевале, и часовой, замерзший на посту. Еще один забытый... Этот низший чин даже не попадает в очередное донесение, ведь на Шипке все спокойно.

0

42

http://www.logoslovo.ru/media/pic_middle/11/34999.jpg

0

43

http://4.bp.blogspot.com/-ibWE-igltvM/U8PjidjOHHI/AAAAAAAAtaE/0e7F6aC3E7A/s1600/_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD+%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82+%D0%BD%D0%B0+%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85.jpg
Василий Васильевич Верещагин
Пикет на Балканах.

0

44

http://ppt4web.ru/images/242/15340/640/img9.jpg

0

45

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/728/38728518_Vereschagin_rasterzannuyy_soldat.jpg
Василий Верещагин. Растерзанный солдат

Так войну еще никто не писал.
Правда жизни и правда искусства, откровенная тенденциозность художника-демократа и солдата, безусловная достоверность свидетельства очевидца...

0

46

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8f/Vasili_Vereshchagin.jpg/300px-Vasili_Vereshchagin.jpg
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Родился:
    26 октября 1842 г., Череповец, Вологодская губерния, Российская империя
Умер:
    13 апреля 1904 г. (61 год), Порт-Артур, Квантунская область, Российская империя

Большой русский журналист Влас Дорошевич писал в своих "Воспоминаниях" о семье Верещагиных:

"Трагическая семья. Над нею тяготеет древний «рок». Верещагины не умирают – у себя в постели. В.В. Верещагин утонул на «Петропавловске». Один из его братьев погиб под Плевной. Суровый художник вспоминал о своем покойном брате с особою нежностью, со страданием. Брат Верещагина был оставлен во время отступления тяжело раненный... Существует предположение, что он был замучен баши-бузуками. Другой брат, генерал, старик, застрелился в Петербурге два года тому назад. Теперь застрелилась Лидия Васильевна Верещагина, вдова художника."

0

47

В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. После этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Лично ознакомившийся с полотнами Верещагина император Александр II, по официальной записи, «очень резко выразил своё неудовольствие», а великий князь Александр Александрович, — будущий император Александр III, — так выразил своё мнение о художнике:
« Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек. »

Однако это не помешало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание профессора, от которого Верещагин отказался.

«Злые языки» способствовали тому, что художник уничтожил несколько картин с выставки. Ф. И. Булгаков в своей книге о Верещагине писал следующее:

    Уничтожение картин, в свою очередь, вызвало целый ряд новых слухов. Начали говорить, что будто Верещагин уничтожил свои картины вследствие неудовольствия самого Государя. Несмотря на то, что слух этот был чистейшей нелепостью, так как Государь, обходя выставку в 1874 г. и останавливаясь перед всеми лучшими картинами, в том числе и перед уничтоженными, выражал Верещагину своё восхищение и удовольствие, в «Голосе» отказались напечатать небольшую заметку В. В. Стасова, разъяснявшую этот факт. Мало того, когда Мусоргский написал музыку на тему «Забытый» (слова гр. Голенищева-Кутузова) и издал её с посвящением В. В. Верещагину, все издание было уничтожено (позже ноты были напечатаны, но без посвящения). Насколько неправы были слухи, говорившие о неудовольствии Государя, удалось узнать В. В. Стасову год спустя после выставки: в 1875 году он встретился с графом П. А. Шуваловым и генерал-адъютантом А. Л. Потаповым, начальником III-го отделения Собственной Его Величества Канцелярии. В.Стасов рассказал им подробно всю историю сожжения картин и узнал от них, что Государь и не думал высказывать какого бы то ни было неудовольствия

    — Собрание соч. В.В. Стасова, т. II. отд. 4, стр. 309

http://mtdata.ru/u25/photoDF34/20332937217-0/original.jpg
В картине "Забытый"(1871,уничтожена художником) изображен убитый .

В.В. Верещагин. Из книги «Русские художники-баталисты ХVIII-XIX веков». 1953. Автор: В.В. Садовень

Уничтоженная художником картина «Забытый» (1871) изображала мертвого русского солдата, одиноко лежащего на спине, раскинув руки, среди дикой широкой речной долины, окаймленной цепью высоких гор. Голова солдата обнажена, кепи лежит в стороне, так же как и выпавшее из рук ружье: видно, что он был убит наповал. На труп слетается большая стая хищных птиц — ворон и орлов, описывая над ним плавные, ритмические круги. Часть птиц уже спустилась на землю; одна из ворон сидит на груди убитого.

В глубине направо виден свеженасыпанный холм братской могилы с крестом наверху. Вдали — уходит отряд.

В виде эпиграфа В.В.Верещагин дал к картине «Забытый» четверостишие из русской народной песни «Уж как пал туман на сине море», подчеркивая связь мотива своей картины с мотивами русского фольклора:
Ты скажи моей молодой вдове,
Что женился я на другой жене;
Нас сосватала сабля острая,
Положила спать мать сыра-земля...

В. В. Стасов писал о «Забытом»: «Эта пустыня, мертвый человек среди гор, после битвы, напомнила мне Лермонтова с его «Валериком». Та же глубина поэтического, хватающего за сердце впечатления, та же картина, виденная собственными глазами в натуре, те же могучие краски, гармонические и поразительные, тот же вечер, желтый и потухающий среди безотрадного уединения». Это высказывание Стасова интересно еще и тем, что дает некоторое представление о колорите уничтоженной художником картины.

Картина В.В.Верещагина нашла непосредственный отклик в современной ей русской поэзии и музыке. Композитор «могучей кучки» М. П. Мусоргский написал замечательную балладу-романс «Забытый» на слова своего друга, порта Голенищева-Кутузова:

Он смерть нашел в краю чужом,
В краю чужом в бою с врагом.
Но враг друзьями побежден,
Друзья ликуют, только он
На поле битвы позабыт,
Один лежит...

Далее в балладе говорится, что на далекой родине, в деревне, жена убитого убаюкивает сына, ожидая возвращения кормильца-отца «...А тот забыт, один лежит...» Издание баллады с посвящением В.В.Верещагину было запрещено цензурой: позднее баллада была издана уже без посвящения.

В.В.Верещагин уничтожил «Забытого» после того, как на упреки генерала Кауфмана, заявившего, что такого факта не было, не мог привести какого-либо виденного им конкретного случая подобного рода, хотя и знал, что такие «забытые» неизбежны на войне. Очень тяжело пережив сожжение своими руками собственных созданий вследствие невозможности документально доказать их правдивость, он в следующей батальной серии, балканской, твердо придерживался документальной конкретности изображаемых фактов.

Отражая в туркестанских батальных картинах суровую правду войны, ее тяготы и жертвы, Верещагин вместе с тем, как подлинный патриот-демократ, показывает и беззаветную храбрость русского солдата, проявляющуюся особенно ярко в трудном, казалось бы, безнадежном положении. Такова картина «Парламентеры. — Сдавайся. — Убирайся к чорту!» (1873). В основу ее сюжета лег факт, имевший место до приезда В.В.Верещагина в Среднюю Азию и приводимый им в аннотации к картине: восемьдесят уральских казаков, окруженные двенадцатитысячным скопищем неприятеля, отбивались два дня, положив перед собой своих коней, и на неоднократные предложения сдаться отвечали: «Убирайся к чорту!» На третий день немногие уцелевшие спаслись, унося раненых на плечах. Кроме этого поражающего своим героизмом факта, узнанного от других, художник при создании картины, по его словам, использовал отчасти свои личные впечатления от второй поездки в Среднюю Азию в 1869—1870 годах, когда он с отрядом попал в кольцо превосходящих сил неприятеля и вместе с товарищами вышел из окружения.

На картине изображена широкая горная долина, в центре которой, в удалении от зрителя, лежит за телами коней, ощетинившись ружьями, небольшая группа русских солдат. Вдали, у подножия окружающих долину гор, видны в дымке знойного марева многочисленные неприятельские всадники, держащиеся на почтительном расстоянии от храбрецов. На первом плане, спиной к зрителю, изображены крупные фигуры двух конных парламентеров в пестрых халатах и чалмах. Один из них, подняв руку, предлагает кучке русских сдаться. В ответ на это один из русских, встав во весь рост и подняв руку с гордым и независимым видом, явно отказывается сдаться. За ним, среди лежащих, виден еще один привставший солдат. По всему пространству долины между группой русских солдат и окружившими их врагами разбросаны мертвые вражеские тела.

Красочная гамма картины «Парламентеры» — собранная, цельная, приведенная к единству золотисто-песочных и бледноголубых тонов почвы и неба, с которыми гармонично сочетаются тона пестрых халатов парламентеров, — характерна для картин, написанных Верещагиным в последнем году его работы (1873) над туркестанской серией. В данном случае она хорошо передает знойную атмосферу горной долины Средней Азии.

Композиция картины говорит о стремлении художника к новым, естественным композиционным решениям, не получившим еще, однако, своего полного осуществления: главная группа, для полноты и естественности передачи целого отодвинутая вглубь, плохо различима, вследствие чего создается впечатление, что из всего русского отряда остались в живых лишь двое и гибель их неизбежна, что противоречит смыслу картины.

0

48

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/eb/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9.jpg/375px-%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9.jpg
Мастерская В. В. Верещагина в
его доме в Нижних Котлах


Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию
, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях.

В июне 1877 года он получает тяжёлое ранение
: Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход, их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.

    В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом.

Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны, после чего он быстро пошёл на поправку.

    Думаю, не ошибаюсь, полагая, что было немножко ревности к русским собратьям со стороны докторов, помешавшей им сделать операцию тотчас по моем прибытии в госпиталь и заставившей приступить к ней только в последнюю минуту, когда промедление, хотя бы до вечера, могло иметь для меня самые печальные последствия

В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.

Летом 1894 года Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.

В 1899 году, полтора летних месяца, был с семьёй в Крыму.

В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 — США и Кубу, в 1903 — Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Верещагин Василий Васильевич- художник легендарной судьбы и славы