"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Толстой, Лев Николаевич-один из величайших писателей мира


Толстой, Лев Николаевич-один из величайших писателей мира

Сообщений 21 страница 40 из 79

1

Граф, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.
Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?»
https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/33/t64315.jpg

Лев Николаевич Толстой https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b9/Leo_Tolstoy_signature.svg/225px-Leo_Tolstoy_signature.svg.png

Родился:
    9 сентября 1828 г., Тула, Тула, Российская Империя (Россия)
Умер:
    20 ноября 1910 г. (82 года), станция Лев Толстой, Рязанская губерния, Российская империя
В браке с:
    Софья Толстая (1862-1910 гг.)
Родители:
    Николай Ильич Толстой, Мария Николаевна Волконская
Дети:
    Мария Львовна Толстая

Лев Николаевич Толстой

Романы : «Война и Мир»  · «Анна Каренина»  · «Семейное счастье»  · «Воскресение»
Повести : (Трилогия) «Детство» · «Отрочество»  · «Юность»
«Казаки»  · «Смерть Ивана Ильича»  · «Два гусара»  · «Хаджи Мурат»  · «Утро помещика»  · «Крейцерова соната»  · «Дьявол»  · «Отец Сергий»
Рассказы : «Севастопольские рассказы» (сборник)
«Альберт»  · «Корней Васильев»  · «Хозяин и работник» · «Поликушка»  · «Набег. Рассказ волонтера» · « Рубка леса. Рассказ юнкера» · «Записки маркёра»  · «Метель»  · «Разжалованный»  · «Люцерн»  · «Три смерти»  · «Холстомер»  · «Франсуаза»  · «Кто прав?»  · «Дорого стоит»  · «После бала»  · «Фальшивый купон»  · «Алеша Горшок»  · «Ягоды»  · «За что?»  · «Божеское и человеческое»  · «Что я видел во сне»  · «Ходынка»  · «Нечаянно»  · «Кавказский пленник»
Драматургия : «Власть тьмы»  · «Плоды просвещения»  · «Живой труп»

+2

21

Толстые. Большая династия - 6 серия "Александра Львовна"

В серии пойдет повествование о двеннадцатом ребенке в семье Льва Николаевича, его младшей дочери, Александре Львовне Толстой. В ночь ее рождения Лев Толстой впервые решил уйти из Ясной Поляны, но вспомнил, что Софья Андреевна рожает, и вернулся с полдороги. В 17 лет Саша стала доверенным лицом, секретарем и ближайшим другом своего отца: переписывала его рукописи, выхаживала его, лежавшего в тифе, писала под его диктовку. Она была с ним до конца: 20 ноября 1910 года на станции Астапово она закрыла ему глаза.
Ей было 26, и она была одной из лучших наездниц России. Через 4 года она уйдет сестрой милосердия на фронт и пройдет всю первую мировую, дослужившись до полковника медицинской службы. В 36 лет ее арестуют, и она будет сидеть в первом советском лагере, устроенном в Новоспасском мужском монастыре. Выйдет оттуда комиссаром Ясной Поляны, будет строить школу для крестьянских детей, восстанавливать усадьбу, противостоять антирелигиозной пропаганде. В 45 лет навсегда уедет из России, а в 57 лет в Америке начнет главное дело своей жизни -- Толстовский фонд.

=Spoiler написал(а):

0

22

Толстые. Большая династия - 7 серия "Алексей Николаевич. Красный Граф"

В данной серии пойдет рассказ о жизни Алексея Николаевича Толстого, вечно отстаивающего свой графский титул, доставшейся ему с трудом. Никто из соплеменников не принимал и не понимал его образ жизни, присущий только графу. Ни раз граф получал пощечины, иногда в прямом, но чаще в переносном смысле. После выхода в свет в 1937 году повести «Хлеб», которую многие называли «подхалимской», Алексей Николаевич делал все, что говорила партия, скорее всего, из-за не беспочвенного страха перед Сталиным. Алексей Николаевич любил и умел жить. Даже на смертном одре он устроил прием в честь своего дня рождения и радовался как никогда.

=Spoiler написал(а):

0

23

Толстые. Большая династия - 8 серия "Большая династия"

В данной серии пойдет рассказ о Владимире Ильиче Толстом, правнуке Льва Николаевиче и директоре музея Ясная Поляна. Лев Николаевич Толстой оставил после себя многочисленное потомство в разных городах и странах и именно Володя решил собирать всех вместе как в былые времена, когда дом в Ясной Поляне всегда был полон. Он сумел сделать так, чтобы механизмы «Ясной поляны» снова работали исправно. Большой дом, большая семья, где каждый чувствует себя родным человеком.

=Spoiler написал(а):

0

24

30 марта 1847 года Лев Толстой, которому тогда было 18 лет, начал вести дневник.
Потом на одной из его страниц он дал философское и литературное обоснование подобному занятию: «Я обтирал пыль в комнате и, обойдя кругом, подошел к дивану и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет... Так что, если я обтирал и забыл это, т.е. действовал бессознательно, то это все равно, как не было... Если же никто не видал или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была». Толстой не допустил бесследности исчезновения, он вел именно дневник в точном значении этого слова, то есть тетрадь для ежедневных записей. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов из 90.

0

25

ДНЕВНИКИ СВЕТЛОГО ГЕНИЯ

Светлый гений — так называл писателя Льва Толстого поэт Александр Блок

ДНЕВНИКИ Льва Николаевича ТОЛСТОГО — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.

Толстой вёл Дневники с некоторыми перерывами в течение почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18-летним юношей-студентом и закончил в 1910 году 82-летним всемирно известным писателем. Ни один русский писатель не оставил после себя столь обширного по времени и богатого по содержанию Дневника, как Лев Толстой.

http://old.svetgrad.ru/2010/06/lt.jpg
Л.Н. Толстой в рабочем кабинете. Фото В.Г. Черткова, 1909

Дневники, записки, исповедь как жанр были близки творческой индивидуальности Толстого. Это чувствовали многие современники и друзья писателя и поощряли его к ведению Дневника. В.Г. Чертков советовал ему: «Вам непременно следовало бы вести постоянные записки, вроде дневника ваших мыслей и чувств. Вы это не раз сами чувствовали: «Записки христианина», «Записки несумасшедшего» (из письма от 8 августа 1886 г.). Толстой и сам считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться в его размышлениях о жизни, обязывает к искренности, откровенности, честности с самим собой, ибо, как он говорил, здесь «всякая фальшь сейчас же тобою чувствуется».

Толстой в разное время по-разному представлял себе назначение своего Дневника. Начиная его в 1847 году, в бытность студентом Казанского университета, он написал на одной из первых страниц: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития» (запись от 7 апреля 1847 г.).

Следуя этой цели, он первоначально заносил на страницы Дневника всё, что, по его мнению, помогало развитию способностей, и в первую очередь разбор прочитанных книг. Первая его тетрадь, например, полностью посвящена заданному в университете сравнительному анализу известного «Наказа» Екатерины II и трактата французского просветителя Монтескье «Дух законов» — анализу, выполненному со всей возможной тщательностью: с цитатами, рассуждениями и выводами. Через некоторое время с той же целью Толстой завёл в Дневнике разделы: «Сведения» и «Наблюдения», куда записывал наиболее интересные факты, почерпнутые из книг или из собственных наблюдений над жизнью.

Кроме того, Дневник должен был служить и местом записей «дельных мыслей», и средством, способствующим самодисциплине. «Мало ли бывает в голове мыслей, и которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же точно дельные — вот для этого-то и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник» (запись от 14 июня 1850 г.). Однако начиная с 1851 года преобладающее место в Дневнике занимает так называемый «Франклиновский журнал», то есть свод моральных правил, следование которым должно помочь нравственному самовоспитанию. «Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель — отчёт каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться», — записывает он 7 марта 1851 года. Молодой Толстой заводит на страницах Дневника спор с самим собой, строго судит свой образ жизни и обличает себя в многочисленных «грехах». Через определённые промежутки времени он перечитывает свой «журнал», как бы подытоживает пережитое. И тогда на страницах его тетрадей появляются жестокие самокритичные монологи.

«Что я такое?» — с пристрастием вопрошает он себя в Дневнике 1854 года. И отвечает: «Я дурён собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребёнок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умён, но ум мой ещё никогда ни на чём не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового...» и т.д. и т.п. (запись от 7 июля).

Подобные беспощадные самообличения имели в своей основе большей частью не действительные, а преувеличенные представления автора о своих недостатках и прегрешениях. Тем не менее эти покаяния играли большую роль в той не знавшей устали внутренней работе, которая совершалась в сознании писателя. Дневник помогал ему в этом. По беспощадно искренним и правдивым записям в Дневнике, как по безошибочному барометру, Толстой измерял уровень своего морального роста.

Кроме самовоспитания и самообразования, Дневник имел для Толстого ещё одну важную цель — литературную. Увлекаясь сочинениями Стерна и Руссо, в центре которых герой, анализирующий свои душевные движения, Толстой решает вести свой Дневник так, чтобы он представлял для него «литературный труд, а для других мог составить приятное чтение» (запись от 22 октября 1853 г.). В этой записи впервые появляются слова «литературный труд». «Последние три года, проведённые мною так беспутно, иногда кажутся мне очень занимательными, поэтическими и частью полезными; постараюсь пооткровеннее и поподробнее вспомнить и написать их. Вот ещё третье назначение для дневника» (запись от 14 июня 1850 г.). С этого времени дневниковые записи приобретают новый характер — события, разного рода факты, встречи с теми или иными людьми в них не только отмечаются, записываются на память, но о них повествуется, то есть рассказывается обстоятельно, детально, иногда даже живописно, что служит первыми пробами пера будущего писателя.

Через несколько лет значительное место в Дневниках начинают занимать «мысли, сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ» (запись от 2 января 1854 г.). Готовя себя к писательской деятельности, молодой Толстой уже сознательно превращает Дневник в рабочую записную книжку, где накапливаются и хранятся «заготовки» для будущих сочинений. При этом он строго следует правилу: «Начиная каждую работу, пересматривать дневник и выписывать из него всё к ней относящееся на особую тетрадку». Одновременно он не оставляет и свой исповедальный «Франклиновский журнал», строго требуя от себя «запоминать и записывать карандашом каждый день все преступления правил» (там же).

Таким образом, назначение Дневника молодого Толстого многообразно. Он служит и ежедневным «журналом занятий», и местом исповеди, и лабораторией первых литературных опытов. Разнообразно и его содержание. В нём, помимо записей о собственной жизни, много интересных наблюдений над окружающей действительностью, над людьми, много раздумий на общественно-политические, философские, этические и эстетические темы. Однако преимущественное внимание Толстого обращено в этот период на самого себя. В центре Дневника — сам автор, его мысли и чувства, суровый самоанализ, воспоминания о прошлом и планы на будущее. Его собственная жизнь в этот период как бы ещё отделена от жизни других людей; внешний мир интересует его главным образом постольку, поскольку он затрагивает его личность. И хотя среди зафиксированных в Дневнике раздумий есть глубокие мысли о народе, о «русском рабстве», о Крымской войне, о судьбе Севастополя и России — эти размышления пока ещё очень тесно связаны с планами и интересами самого Толстого.

В позднейшие годы, по мере расширения жизненного и писательского опыта Л.Н. Толстого и особенно после пережитого им на рубеже 1880-х годов идейного перелома, его Дневник претерпевает существенные изменения.

Всё узко деловое и практическое, а также имеющее характер кратковременных записей для памяти, заносится теперь в специальные записные книжки, которые он начиная с 1855 года всегда — дома и в пути, днём и ночью — держит при себе. В Дневнике же наибольшее место начинают занимать записи, осмысливающие действительность под углом зрения нового миросозерцания автора, обосновывающие его религиозно-нравственное учение. Мысли эти, предварительно — иногда на ходу — набросанные в записных книжках, обдумываются, оттачиваются и в развернутом виде заносятся в Дневник, откуда они в ещё более переработанном и отшлифованном виде перейдут в статьи, письма, в художественные произведения. Так Дневник Толстого постепенно становится лабораторией его философской, религиозно-нравственной мысли и начинает уже подразумевать читателя. Элементы личные, интимные, не предназначенные для других, переплетаются в нём с рассуждениями открыто публицистическими, рассчитанными на широкое распространение.

Перемена в содержании и характере Дневника, происшедшая вначале незаметно для его автора, была позднее им сознательно продумана и санкционирована. В последние десятилетия Толстой считал записанные в Дневнике мысли единственно важной его частью и в них видел его главное, полезное людям назначение.

«Всем этим бумагам, — писал он В.Г. Черткову 13 мая 1904 года, имея в виду свои писания, — кроме дневников последних годов, я, откровенно говоря, не приписываю никакого значения и считаю какое бы то ни было употребление их совершенно безразличным. Дневники же, если я не успею более точно и ясно выразить то, что я записываю в них, могут иметь некоторое значение, хотя бы в тех отрывочных мыслях, которые изложены там. И потому издание их, если выпустить из них всё случайное, неясное и излишнее, может быть полезно людям».

Следуя этому указанию, друг писателя В.Г. Чертков, биограф П.И. Бирюков и другие лица выбирали из Дневников Толстого отдельные мысли, преимущественно религиозно-нравственного содержания, и публиковали их в изданиях «Свободного слова», в сборниках «Спелые колосья» и в биографических работах.

По-новому решал Толстой в последний период своей жизни и вопрос о Дневниках молодости. Раньше, вследствие интимности их содержания, он не давал их никому читать и одно время был даже близок к тому, чтобы уничтожить.

«...Думал о своих дневниках старых, о том, как я гадок в них представляюсь, и о том, как не хочется, чтобы их знали, то есть забочусь о славе людской и после смерти», — записал он 20 июля 1890 года. Софья Андреевна, переписывавшая в то время Дневник молодости Толстого, отметила в своей тетради: «Лёвочка начинает тревожиться, что я переписываю его дневники. Ему хотелось бы старые дневники уничтожить и выступить перед детьми и публикой только в своём патриархальном виде».

Но вскоре Толстой решил отбросить «заботу о славе людской» и полностью сохранить эти Дневники, поскольку и они, по его мнению, могут послужить людям в их нравственном самосовершенствовании.

«Дневники моей прежней холостой жизни, — записал он в завещании 1895 года, — выбрав из них то, что стоит того, я прошу уничтожить... Дневники моей холостой жизни я прошу уничтожить не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь, — жизнь моя была обычная, дрянная, с мирской точки зрения, жизнь беспринципных молодых людей, — но потому, что эти дневники, в которых я записывал только то, что мучало меня сознанием греха, производят ложно-одностороннее впечатление и представляют... А впрочем, пускай остаются мои дневники как они есть. Из них видно, по крайней мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дрянность моей молодости, я всё-таки не был оставлен богом и хоть под старость стал немного понимать и любить его» (запись от 27 марта).

Дневники Толстого, как и всё его литературное наследие, отражают всю сложность духовного мира писателя, трагизм его переживаний, противоречивость его мировоззрения.

Особенности личности Толстого в полной мере отражены в его Дневниках. Ничто иное в его наследии, ни произведения, ни письма писателя, не раскрывает нам с такой полнотой его сложную, многогранную натуру и особенно его духовную и семейную драму, как его собственные записи.

Молодость свою Толстой провёл без очевидных тяжёлых конфликтов и душевных потрясений. Основным содержанием его тогдашнего бытия, помимо обычных увлечений юности, были напряжённые искания цели и смысла жизни, раздумья над проблемами литературы, философии и морали. В Дневнике лишь в малой степени отражена эта его деятельность ума и сердца — в действительности происходившая в нём внутренняя работа была гигантской. Впоследствии, вспоминая об этом периоде своей жизни, он писал А.А. Толстой:

«...Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записки того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошёл тогда. Это было и мучительное, и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением» (из письма от конца апреля 1859 г.).

Толстой говорит в этом письме и неоднократно в своих Дневниках о своём одиночестве, и действительно, при огромной душевной потребности в дружбе, в общении с близкими по духу людьми, он в молодости был в значительной мере этого лишён. Наделённый от природы яркой индивидуальностью, имея всегда собственный взгляд на вещи, предъявляя к себе и окружающим строгие моральные требования, Толстой трудно сходился с людьми, далёкими ему по душевному и умственному складу, а сойдясь, довольно скоро с ними порывал. Так было, например, с сослуживцами на Кавказе и в Севастополе. Так было потом и в его отношениях с петербургскими литераторами Дружининым, Боткиным и Анненковым — вначале он с ними сблизился, называл их «бесценным триумвиратом», а затем быстро к ним охладел. Так было и с Тургеневым, которого он всегда любил, но отношения с которым после тяжёлой ссоры были надолго разорваны. Так было и с Б.Н. Чичериным. С некоторыми из своих друзей, такими как А.А. Толстая, А.А. Фет, Н.Н. Страхов, Толстой был близок в течение многих лет, но затем, из-за расхождения в убеждениях, охладевал к ним. Не более счастлив был молодой Толстой и в любви. На страницах Дневника запечатлено его стремление к гармонической патриархально-семейной жизни, его жажда найти в любимом человеке истинного, близкого друга. История его романа с В. Арсеньевой показывает, как страстны, напряжённы и вместе с тем тщетны были его надежды на счастье, как часто на его долю выпадала горечь разочарований.

Женитьба осенью 1862 года на дочери врача придворного ведомства Софье Андреевне Берс, первые семейные радости создали у Толстого ощущение обретённого мира и большого счастья. Скупые Дневники этой поры рисуют нам обстановку почти полного и безмятежного существования. Толстой любит свою жену и с радостью отдаётся этому чувству. «Счастье семейное поглощает меня всего..., — записано в Дневнике от 5 января 1863 года, — ...такого не было и не будет ни у кого, и я сознаю его». Но вместе с тем на той же странице он записывает:

«Я всё тот же. Так же недоволен часто собой и так же твёрдо верю в себя и жду от себя... Ещё бы я не был счастлив! Все условия счастия совпали для меня. Одного часто мне недостаёт (всё это время) — сознания, что я сделал всё, что должен был, для того, чтобы вполне наслаждаться тем, что мне дано, и отдать другим, всему, своим трудом за то, что они мне дали» (запись от 15 января 1863 г.).

В последующие два десятилетия с выходом в свет «Войны и мира» и «Анны Карениной» Толстой становится известным не только в России, но и за её пределами.

Увлекаясь хозяйством, он умножает свои имения, покупает земли в Самарской губернии, разводит леса. Доволен он и своей разросшейся семьёй — возле него любящая жена, дети, близкие. И всё же за внешним успехом и безмятежностью, за идиллией жизни яснополянского дома таятся — чем дальше, тем острее — беспокойство, тревога, неудовлетворённость. Они с каждым годом углубляются, усиливаются и постепенно принимают такие размеры, что знаменитый писатель и счастливый семьянин перестаёт, как он это рассказал в «Исповеди», «ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни».

Неудовлетворённость жизнью в эту «счастливую» пору, неутихающие смятение и тревога вызываются всё растущим сознанием несправедливости современного общественного устройства и мучительными поисками путей её устранения. Толстой не мыслит себе личного счастья вне всеобщего довольства и гармонии. Его мучает собственное благополучие в то время, когда вокруг царят ложь и несправедливость. Ещё за пять лет до женитьбы, в 1857 году, он писал А.А. Толстой: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек... Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно! Нельзя, бабушка. Все равно, как нельзя, не двигаясь, не делая моциона, быть здоровым. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Этому своему убеждению Толстой остаётся верен всю свою жизнь, ни на миг не приостанавливалась в нём мучительная работа совести.

На рубеже 1880-х годов Толстой переживает резкий идейный и духовный перелом. Поистине выстрадав своё новое миропонимание, он обретает в нём опору для своей жизни, для дальнейшего творчества. Но и оно не приносит ему душевного покоя и удовлетворения. С этого времени начинается второй этап его жизни — тридцатилетний период, наполненный огромной плодотворной деятельностью, но в личном плане ещё более сложный и драматичный. Изо дня в день углубляется его разлад с семьёй, особенно с сыновьями и женой, которые не приемлют его нового миросозерцания и противятся претворению его в жизнь. Растёт и становится невыносимым его чувство вины и стыда перед народом за барские условия жизни. Медленно, постепенно, но с неотвратимой силой нарастает та духовная и семейная драма, которая, в конечном счёте, после тяжких раздумий и мучений, заставит 82-летнего старика тёмной осенней ночью тайком покинуть Ясную Поляну.

В чём была жизненная драма Толстого? Как рисуют её собственные Дневники писателя?

Существующая на эту тему огромная литература даёт на этот вопрос разноречивые ответы. Центр тяжести переносят на внутрисемейный конфликт — противоречия между писателем, отрекающимся от своих «господских» прав и привилегий, и семьёй, стремящейся их сохранить. Некоторые авторы придают преувеличенное значение борьбе, которая в последние годы возникла между женой писателя и его единомышленником В.Г. Чертковым за влияние на Толстого.

Дневники Толстого убедительно показывают, что в действительности всё было гораздо сложнее. Как справедливо указал Б. Мейлах, обстоятельно проанализировавший жизнь писателя последних лет, причины трагедии Толстого не могут быть сведены только к семейному раздору или к каким-либо другим отдельно взятым обстоятельствам его личной жизни, как бы серьёзны и важны они сами по себе ни были. Истоки нараставшей с каждым годом духовной драмы Толстого — в трагическом разладе между утопическим идеалом писателя, его религиозно-нравственным учением и реальной жизнью, — разладе, который становился с каждым годом всё ощутимее и под конец жизни Толстого, в годы первой русской революции и после неё, стал особенно очевидным.

Толстой отстаивал идею всеобщей любви и непротивления злу насилием как единственной основы социального переустройства общества. По его учению, только внутреннее, моральное самосовершенствование человека может привести мир к «царству божьему» — свободе, братству и счастью. Признать неправоту своего учения он не мог, ибо истоки его противоречий заключались не только в его личной мысли, но и в самих условиях русской жизни, особенно жизни крестьянских масс, выразителем идеологии которых он выступал. Вместе с тем он был слишком «земным» мыслителем, чтобы закрывать глаза на факты реальной жизни. И в этом — в повседневном, всё нарастающем ощущении дисгармонии между учением, в которое Толстой глубоко и страстно верил, и непостижимым «роком событий», движущимся по собственным, ему непонятным и казавшимся ему «неправильным» законам — выразилась большая духовная трагедия писателя.

Толстой, разумеется, не осознавал её столь ясно и конкретно, как это видно нам сейчас, спустя столетие. Этот разлад он, в личном плане, прежде всего ощущал как невыносимое противоречие между его идеалом демократической патриархальной жизни и вынужденным пребыванием в барской среде, и именно об этом не раз писал в Дневнике.

«Очень тяжело в семье... Мои слова не захватывают никого. Они как будто знают — не смысл моих слов, а то, что я имею дурную привычку это говорить... Как они не видят, что я не то что страдаю, а лишён жизни вот уже три года» (запись от 4 апреля 1884 г.).

«Всё больше и больше почти физически страдаю от неравенства: богатства, излишеств нашей жизни среди нищеты; и не могу уменьшить этого неравенства. В этом тайный трагизм моей жизни» (запись от 10 июня 1907 г.).

«Мучительно стыдно, ужасно. Вчера проехал мимо бьющих камень, точно меня сквозь строй прогнали. Да, тяжела, мучительна нужда и зависть и зло на богатых, но не знаю, не мучительней ли стыд моей жизни» (от 12 апреля 1910 г.).

Мотив стыда, тоски, бессилия перед злом окружающего мира, ощущение резкого контраста между тяжёлым бытием голодного и бесправного народа и своим существованием в сравнительно «роскошных» условиях звучит на страницах Дневника с каждым годом всё явственнее и острее. Ещё в 1884 году у Толстого возникло желание покинуть Ясную Поляну и уйти в большой крестьянский мир, где бы он стал жить по законам любви и добра. Однако такой уход принёс бы горе семье, и он не решился на него в ту пору.

Конфликт в семье, на который Толстой многократно жалуется в Дневнике, его всё растущее отчуждение от жены и детей, особенно сыновей, имеют своим истоком те же глубокие причины, что и вся его трагедия последних лет. Так, придя после кризиса 80-х годов к отрицанию собственности, Толстой стремился и свою жизнь, и жизнь своей семьи построить на новых, более справедливых основаниях. Он отказался от владения недвижимым имуществом, имениями, землёй, от литературного гонорара, но при этом, не желая причинять «зло» близким, передал семье права на них и на доходы с сочинений, написанных до 1881 года. Это решение, как вскоре выяснилось, никого не удовлетворило. Оно прежде всего не удовлетворило самого писателя; он честно и искренне ощущал это как компромисс со своей совестью, за который ему было очень больно и стыдно. Оно не удовлетворяло его друзей и единомышленников, воспринявших этот шаг как досадное расхождение между словом и делом, в чём многие из них его жестоко упрекали. Оно дало повод недругам и злопыхателям обвинять Толстого в неискренности, лицемерии, фарисействе. Наконец, это решение не удовлетворило и семью, которая всё же была лишена значительной части доходов. Так была создана почва для конфликта, который с этого времени в семье никогда не прекращался.

В более поздние годы Толстой явственно увидел последствия своего неверного шага: «Какой большой грех я сделал, отдав детям состояние. Всем повредил, даже дочерям. Ясно вижу это теперь», — читаем мы в Дневнике 1910 года. Но исправить что-либо в это время уже было поздно.

Под конец жизни, боясь, что семья после его смерти нарушит его волю и предъявит права на всё его литературное наследие, Толстой составил летом 1910 года тайное завещание, по которому все его сочинения должны издаваться и распространяться безвозмездно. Это завещание, о существовании которого Софья Андреевна вскоре догадалась и которое она с болезненной настойчивостью разыскивала, и сослужило роль той новой искры, из которой в последний год разгорелось давно тлеющее пламя вражды и ненависти между нею и Чертковым.

Истинное и весьма полное освещение событий того времени мы находим в Дневниках Толстого, они в полной мере воспроизводят драматическую историю его взаимоотношений с женой. Десятки мест в них свидетельствуют о его любви к ней, об уважении как матери своих детей и как преданному помощнику и другу. Затем, с 1880-х годов, всё чаще звучат жалобы на возникшее между ними отчуждение, на своё одиночество в семье. И всё же Толстой был вполне искренен, когда в 1895 году изъял, по просьбе Софьи Андреевны, из своих Дневников ряд мест, содержащих неуважительные отзывы о ней.

«Пересматривая дневник, — читаем мы в записи от 13 октября 1895 года, — я нашёл место — их было несколько — в котором я отрекаюсь от тех злых слов, которые я писал про неё. Слова эти писаны в минуты раздражения. Теперь повторяю ещё раз для всех, кому попадутся эти дневники» (подчёркнуто Толстым. — А. Ш.).

К В.Г. Черткову Толстой, помимо духовной близости, испытывал чувство глубокой благодарности за его неутомимую работу по изданию и распространению его запрещённых в России произведений. Их переписка свидетельствует о большом доверии Толстого к Черткову, об уважении к его уму и опыту, о личном расположении к нему как человеку и деятелю.

Вместе с тем, натура активная, честолюбивая, Чертков, не замечая того и впоследствии раскаиваясь, порою переходил ту грань душевного такта и скромности, к которой обязывала его большая близость к Толстому. С особенной силой эти черты характера Черткова проявились в 1910 году в его конфликте с Софьей Андреевной, вызванном тайным завещанием Толстого. Как пишет в своих мемуарах старший сын писателя — С.Л. Толстой, Чертков, который считал себя продолжателем дела Льва Толстого и единственным компетентным редактором и издателем его сочинений, боялся, что Софья Андреевна уговорит Льва Николаевича уничтожить завещание, и принимал все меры для сохранения его в тайне. «Последствием этого было то, что его поведение в 1910 году крайне обострило отношения между моими родителями и было одной из причин мучительных переживаний отца в последний год его жизни».

Толстой горячо желал мира в семье. Он отчётливо сознавал, что поведение С.А. Толстой вызвано её тяжёлым болезненным состоянием, и был готов, не поступаясь своими принципами, сделать всё, чтобы найти приемлемую основу для совместной жизни. Даже в самом разгаре борьбы между Софьей Андреевной и Чертковым он пытался защитить её перед ним, напоминая о её болезни и особом складе характера. Но действительность, вопреки его воле, приводила ко всё новым конфликтам, чему способствовало усиливающееся нервное заболевание Софьи Андреевны. И в конце концов разлад в семье принял невыносимый характер.

Нельзя без волнения читать записи последнего 1910 года, в которых 82-летний писатель на склоне жизни предстаёт глубоко страдающим человеком, лишённым не только душевного, но и самого необходимого житейского покоя, превращённым в объект безжалостной борьбы двух воюющих «партий». «Чертков вовлёк меня в борьбу, и борьба эта очень и тяжела и противна мне», — с горечью записывает Толстой в «Дневнике для одного себя» (от 30 июля 1910 г.). «Они разрывают меня на части. Иногда думается: уйти ото всех», — читаем в записи от 24 сентября 1910 года.

Предметом распрей, помимо завещания, были и Дневники Толстого. Ненавидя Черткова, стремясь отстранить его от издания сочинений Толстого, Софья Андреевна требовала, чтобы и Дневники были возвращены семье. «Его дневники, — писала она Черткову 18 сентября 1910 года, — это святая святых его жизни, следовательно, и моей с ним, это отражение его души, которую я привыкла чувствовать и любить, и они не должны быть в руках постороннего человека». Со своей стороны, В.Г. Чертков, на которого Толстой в завещании возложил функции редактора и издателя его сочинений, стремился удержать Дневники у себя. Это, в ряду всех других обстоятельств, ещё более накаляло атмосферу, а всё вместе ускорило развязку. Так, во всей сложности жизненных коллизий, предстаёт перед нами на страницах Дневника история жизни великого писателя, его личная драма и трагический конец.

Однако при всей сложности и порою трагичности отражённых в Дневниках жизненных проблем, при далеко не идиллическом характере запечатлённых в них общественных и личных коллизий в них не найти безысходно-пессимистических нот.

«Думал: Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение её — радость. Радуйся на небо, на солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй» (от 15 сентября 1889 г.).

Александр ШИФМАН,

составитель 22-томного

Собрания сочинений Л.Н. Толстого

(дано в сокращении).

0

26

http://tolstoy.ru/upload/medialibrary/119/85_announcement.jpg
Л.Н. Толстой и В.Г. Чертков.

Влади́мир Григо́рьевич Чертко́в (22 октября (3 ноября) 1854 — 9 ноября 1936) — лидер толстовства как общественного движения, близкий друг Л. Н. Толстого, редактор и издатель его произведений.

0

27

http://www.fotki.ykt.ru/albums/userpics/2015/09-21/tolstoy_citata.jpg

0

28

http://s003.radikal.ru/i204/1411/24/2be5352260ee.jpg

0

29

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/33/t41946.jpg

0

30

0

31

Документальный фильм. 1997 год. Режиссер Вера Михайловна Сторожева. Попытка основания новой религии, отречение и отлучение от церкви, уход из дома в 1910 году -- это основные темы фильма.

=Spoiler написал(а):

0

32

0

33

http://dusc.ru/uploads/posts/2014-08/1408962388_citaty-lva-tolstogo.jpg

0

34

0

35

Хрисанф Николаевич Абрикосов - друг и секретарь Л.Н. Толстого.

"Автор предлагаемых воспоминаний Х. Н. Абрикосов, познакомившись с Толстым в 1898 г., вскоре сделался одним из его близких друзей, часто бывал у Толстых в Москве и подолгу живал в Ясной Поляне.
. . . В лице Х. Н. Абрикосова мы встречаем внимательного и чуткого наблюдателя жизни Толстого и его окружающих. Он сохранил очень много высказываний Толстого по таким вопросам, по которым Толстой сам не изложил своего мнения в своих сочинениях.
. . . Печатаемые главы «Воспоминаний» Х. Н. Абрикосова относятся к 1898—1904 гг."
Н. Гусев.

". . . Все, что я отрывочно пишу об этих вечерах в Хамовническом переулке, все это лишь слабый намек на то, что было".

Х.Н. Абрикосов. "ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ ОКОЛО ТОЛСТОГО".
(Воспоминания)
http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1290407_7.jpg
Хрисанф Николаевич Абрикосов.

Хрисанф Николаевич Абрикосов(1877-1857 гг.).
Внук Алексея Ивановича Абрикосова.

Хрисанф Николаевич окончил 4-ю московскую гимназию, 1895-1897гг. учился на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Московского университета (ИМУ, ныне МГУ). 

С Л.Н. Толстым Хрисанф  познакомился в феврале 1898 года, а уже в марте  оставляет учебу и выезжает в Англию для работы в земледельческой колонии Перлей (Эссекс).

            Толстые — русский дворянский (графский) род. По семейным преданиям, род происходил «от мужа честна Индриса», выехавшего «из немец, из Цесарские земли» и обосновавшегося в Чернигове в 1353 г. с двумя сыновьями и с дружиной из трех тысяч человек. Индрис принял православие, получил имя Леонтий. Его правнук Андрей Харитонович переселился из Чернигова в Москву и получил от великого князя Василия Темного прозвище Толстого.

            Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранилась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы.

            В графской ветви Толстых писателя Льва Николаевича Толстого от Индриса отделяют 20 колен.

В последствии Софья Андреевна упрекала Хрисанфа за то, что он оставил университет, говоря, что принципы Льва Николаевича ни к чему не ведут и, что они жили счастливо только тогда, когда не было никаких принципов.

В Англии Хрисанф  знакомится с деятелями толстовской общины «Новый порядок» В.Г. Чертковым, П.И. Бирюковым и др. Сотрудничает в журнале «Свободное слово».

В 1899г Хрисанф возвращается в Россию.

Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) - близкий друг Л. Н. Толстого, издатель и редактор его произведений.

В.Г.Чертков родился в богатой аристократической семье, принадлежавшей к высшей петербургской знати.

            Отец Черткова - Григорий Иванович (1828-1884), был флигель-адъютантом при Николае I и генерал-адъютантом при Александре II и Александре III, известным военным деятелем и писателем.

            Мать Черткова - Елизавета Ивановна (1832-1922), урожд. Чернышева-Кругликова, была известной великосветской красавицей, умной и влиятельной. Она пользовалась особой благосклонностью императрицы Марии Федоровны. Е. И. Черткова была известна также как "редстокистка" - последовательница евангелического учения лорда Редстока, ставшего модным в то время в высших кругах. Дом Чертковых в Петербурге не раз посещали царствующие особы.

            С большой симпатией Л.Н.Толстой относился и к жене Черткова Анне Константиновне, урожд. Дитерихс (1859-1927). Художник Н.Я.Ярошенко изобразил ее на своей известной картине "Курсистка", когда Анна Дитерихс была еще студенткой Высших женских (Бестужевских) курсов. Она увлекалась философией, искусством, серьезно занималась пением. Толстой хорошо знал ее как человека, духовно близкого ему.

            Владимир Григорьевич и Анна Константиновна были активными сотрудниками издательства "Посредник", организованного Л.Т. и его единомышленниками в 1884 г. Работа по изданию книг для народа еще более сблизила их.
http://bibliosvao.ru/wp-content/uploads/2014/11/000033.jpg
В. Г. Чертков.
            В конце октября 1883 г. В. Г. Чертков впервые посетил хамовнический дом Толстых. Лев Николаевич с огромным интересом отнесся к новому знакомому, о котором уже раньше слышал от своих друзей Г.А. Русанова и Р.А. Писарева. Выяснилось, что их волнуют одни и те же вопросы, и беседа сразу приняла доверительный характер. При первом же знакомстве они ощутили взаимное чувство духовной близости. "Мы с ним встретились, как старые знакомые", - писал об этой встрече В.Г.Чертков, почувствовавший радость от сознания того, что прекратился период его духовного одиночества.

            С этой встречи началась многолетняя дружба Толстого и Черткова. В основе ее лежала глубокая общность во взглядах на мир. 6 апреля 1884 г., спустя несколько месяцев после визита Черткова, Л.Т. записал в своем дневнике: "Он удивительно одноцентрен со мною". В Черткове Льва Николаевича привлекало многое: презрение к общественному мнению, разрыв с высшим светом, независимость суждений, готовность пострадать за свои убеждения, глубокая вера в дело Толстого, а также благовоспитанность и хорошие манеры.

            Со временем В. Г. Чертков стал собирателем, хранителем и издателем сочинений Л.Т. В Англии, куда он был выслан в 1897 г. за участие в организации помощи духоборцам, он занялся изданием запрещенных произведений писателя. Там же, под Лондоном, где жила семья Чертковых, Владимиром Григорьевичем было оборудовано на уровне последних достижений техники хранилище рукописей Л.Т. Только через 10 лет Черткову удалось вернуться в Россию. Чтобы быть поближе к Л.Т., он купил участок в Телятинках неподалеку от Ясной Поляны. Его “телятинский” дом стал своеобразным толстовским центром.

            В. Г. Чертков сыграл негативную роль в событиях последнего года жизни Л.Т.. Он оказался во главе борьбы за литературное наследство писателя. 30 июля 1910 г. в "Дневнике для одного себя" Толстой записывает: "Чертков вовлек меня в борьбу, и борьба эта очень и тяжела, и противна мне".

В 1928 г. по инициативе Черткова началось издание Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в 90 т. (Юбилейное), работа над которым велась в течение 30 лет (1928-1958).

Бирюков, Павел Иванович

Бирюков, Павел Иванович (3 (15) ноября 1860, с. Ивановское Костромской губернии — 10 октября 1931, Женева, Швейцария) 

            П. Бирюков родился в дворянской семье. Учился в пажеском корпусе, морском училище, морской академии. Работал в «Главной физической обсерватории» (ГФО) в Петербурге.

            Затем П. Бирюков вышел в отставку и стал заведовать основанным Л. Н. Толстым и В. Г. Чертковым издательством «Посредник». В 1892 трудился в столовых Самарской губернии, устроенных Толстым во время голода. В 1895 г. ездил на Кавказ для исследования духоборческого движения. За составленное им воззвание в пользу духоборов «Помогите» был выслан в 1897 в Курляндскую губернию. Через год ему было разрешено уехать за границу, где он пробыл до 1907. 

            Принимал значительное участие в создании музеев Льва Толстого. В 1920-х годах руководил рукописным отделом в московском Музее Толстого, став первым его хранителем. 

            В 1923 г. в соответствии с давним замыслом уехал в Канаду к духоборам. Здесь он тяжело заболел и был перевезен женой в Швейцарию, где в 1931 скончался.

Журнал “Свободное слово”, издавался последователями Л. Н. Толстого за границей. Периодический сборник “Свободное слово” (1898–1899), журналы “Листки Свободного слова” (1898-1902), “Свободное слово” (1901-1905) выходили в Лондоне, журнал “Свободная мысль” (1899-1901) издавался в Париже.
Издания “Свободного слова” придерживались единой программы, в основе которой лежало отрицание внутренней и внешней политики самодержавия и официальной церкви как "жесткой формы, преследующей всякое инакомыслие"; отказ от насильственных средств борьбы; реализация толстовских идей о гармоничном развитии мира; активная защита свободы совести и свободы печати. Целью периодического сборника и журналов объявлялось стремление быть “органом правдивого отражения и описания русской по преимуществу, но также и всемирной жизни, органом освещения этой действительности в духе “Разума и Любви”.

По возвращению в Россию, Хрисанф, по совету Л.Н. Толстого, восемь месяцев работает у М. А. Шмидт на хуторе Овсянниково в 6 верстах от Ясной Поляны. В последующие годы он иногда по долгу живет на хуторе у М.А. Шмидт, помогая ей в работах по огороду и в доме.

http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1286468_7.jpg
Мария Александровна Шмидт (1843?—1911)

М.А. Шмидт.

классная дама московского отделения Николаевского женского училища. Под влиянием Толстого отошла от православия, сделалась близким другом семьи Толстых. Переписывала запрещенные произведения Толстого. С. А. Толстая записала о ней в «Моей жизни» под 1884 г.: «М. А. была натура пылкая, обожала в более молодых годах актера Шумского, увлекалась музыкой, посещала симфонические концерты, любила элегантные платья и была крайне православная. — О степени близости Шмидт к Толстому говорит рассказанный Гольденвейзером эпизод перед гробом Толстого: «Когда сняли крышку, все близкие вошли в комнату. В комнате с гробом и в прихожей было тесно. Вдруг кто-то тихо сказал: «Марья Александровна». Я стоял близко к двери и оглянулся. По лестнице сверху шатающейся походкой медленно сходила Мария Александровна. Все невольно расступились[...]. Мария Александровна тихо вошла в комнату, где лежал в гробу Л. Н., и поклонилась ему до земли. Все вышли из комнаты, затворили двери и оставили ее у Л. Н-ча на несколько минут одну» («Вблизи Толстого», II, стр. 364).

В 1901 году Хрисанф Николаевич по просьбе Л.Н. Толстого сопровождает духоборов-сектантов протестантского толка из села Павловск в Канаду, решивших эмигрировать из России после репрессий российского правительства вызванных отказом духоборов от воинской повинности. Сопровождая духоборов, Хрисанф в Англии знакомится с В. Д. Бонч-Бруевичем, между ними завязывается дружба и, впоследствии, Хрисанф выполняет ряд его дружеских просьб: - в его имении на хуторе "Затишье" до революции, некоторое время живут двое болгарских революционеров. 

Из воспоминаний Х.Н.

«Из новых лиц я встретил Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича, который, проводив и устроив в Канаде  партию духоборов, работал в издательстве «Свободное слово» и над материалами по истории русского сектантства. Благодаря ему издательство хорошо наладилось, в «Листках Свободного слова» материал стал подбираться более разносторонний и интересный. 
Как всегда у Чертковых, все собирались в кухне. Здесь велись горячие споры, строились планы будущего коммунистического государства... Как казались эти планы фантастичны, и как они скоро осуществились.
Особенно ярко всегда изображал революцию в России и будущий социалистический строй В. Д. Бонч-Бруевич. Как сейчас помню, Владимир Дмитриевич рассказывал нам все так ясно и определенно, точно речь шла не о фантастическом будущем, а о настоящем; он даже называл имена будущих народных комиссаров. Так сильна была у него вера в свое дело.
Помню, он предсказывал, что в самом начале революции будет пожар окружного суда, что и было в первые дни февральской революции в Петрограде.»

Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873-1955)

родился в дворянской семье чиновника межевой службы и дочери московского профессора. В 1883 поступил в Константиновский межевой институт, но за участие в революционном движении в 1889 был исключен и выслан в Курск. С 1896 в эмиграции, занимался издательской деятельностью, изучал вопросы религиозного сектантства, сотрудник газеты "Искра". После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик, после революции 1917 г. - Управляющий делами Совнаркома (до октября 1920 г.), главный редактор издательства "Жизнь и знание". С 1930 г. возглавлял организованный им Литературный музей в Москве, с 1946 г. - директор Музея истории религии и атеизма Академии наук СССР в Ленинграде

С осени 1902 г. по 19 июня 1905 г. Хрисанф Николаевич подолгу живет в Ясной Поляне, помогает писателю в переписке его произведений и в ответах на письма. В это время Хрисанф выполняет обязанности личного секретаря Льва Николаевича.

В те годы Хрисанф Николаевич является сторонником и последователем учения Л.Н. Толстого – «толстовства».

«Толстовство» — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чем моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности.
Сторонником толстовства был, в частности Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.
В 1897 г. в России толстовство было объявлено вредной сектой. В 1901 г. Толстой был отлучён от церкви, его сторонники подвергались арестам и высылке. 
В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек
Толстовство разрешает свободное толкование Евангелия, не признаёт остальных книг Библии, проповедовало свободу от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков, и предполагало создание на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян. Князья являлись к Толстому в одной компании с крестьянами. Толстовцы отказались от употребления мяса, алкоголя и табака. При жизни Л.Н. Толстого - толстовство и толстовцы были очень популярны.

http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1289604_7.jpg
Я. Стыка. "Толстой, обнимающий Христа".
Старинная почтова открытка.

После кончины Л.Н. Толстого – движение толстовцев постепенно прекратило свое существование. На сегодня имеются немногочисленные последователи толстовства, как России, так и за рубежом.

0

36

Из воспомининий Х.Н.:

"Утренняя прогулка Льва Николаевича продолжалась обыкновенно полчаса. По возвращении он подходил к чайному столу, на котором уже лежала почта, отобранная нами для него: целая пачка писем и две газеты: «Новое Время» и «Русские Ведомости». Иногда он садился за стол и кое-что говорил, иногда же, не садясь, забирал почту и уходил к себе, где пил кофе всегда один. Так и отец мой записывает в своей записной книжке: «Взяв газеты и письма и идя заниматься, Л. Н. сказал:
— Михайловский верно сказал, что писатель думает за своим письменным столом, когда пишет».
http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1436399_7.jpg
Лев Николаевич в своем рабочем кабинете. Ясная Поляна.

В годы знакомства и дружбы Хрисанфа с Толстым,  Лев  Николаевич часто болел и Софья Андревна  всегда вызвала Хрисанфа в Ясную Поляну ухаживать за больным, справедливо считая, что присутствие Хрисанфа успокаивающе и благотворно действует на Льва Николаевича.  Да и сам писатель всегда с благодарностью воспринимал  помощь "милого Хрисанфа". В своих письмах к Хрисанфу, Лев Николаевич всегда так и обращался: - "Милый Хрисанф Николаевич".

Из воспоминаний Х.Н.

"Вернувшись из Черни, опять ездил в Тулу. 24-го, приехав из Тулы в Овсянниково, узнал, что Л. Н. опять захворал, вероятно простудился, потому что не соразмерил свои силы на прогулке. Заболело у него горло, грипп, жар, и он слег. 25-го из Ясной прислали за мной, чтобы опять дежурить около него, так что вот я опять третий день здесь.
Льва Николаевича застал я в постели, но температура уже нормальная, голос охрипший. Мне он был рад, что и высказал. Очень интересовался всеми моими похождениями за эту неделю.
. . .
Софья Андреевна просила меня остаться в Ясной и помогать в уходе за Львом Николаевичем, сама она должна была съездить в Москву.
. . .
8 января 1903 г. в Москве я получил письмо от Марьи Александровны Шмидт. Она писала, что Лев Николаевич снова захворал и что в Ясной ждут меня. Софья Андреевна хочет, чтобы я дежурил по ночам около Льва Николаевича, так как я обладаю спокойствием, необходимым при уходе за больным. В конце письма была приписка от Марьи Львовны, которая тоже звала меня."

http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1436437_7.jpg
Из воспоминаний Х.Н.

«В мелочах Душан был себе верен так же. Если предлагали ему яблоко, то он выбирал себе самое плохое. В денежном отношении он был страшно щепетилен, чтобы не остаться у кого-нибудь в долгу. У него был еще жив отец, которому было больше 80 лет и который жил с двумя старшими сыновьями в городе Розенберге. Маковицкие были богатые люди, у них было большое торговое дело. Они скупали овечье молоко и перерабатывали его в овечий сыр — «брынзу».
Душан познакомил меня со своим отцом и братьями. Несмотря на свои преклонные годы, отец Душана был бодрый старик. Интеллигенция словацкая была заражена руссофильством; на русских и на Россию смотрела с каким-то восторгом, ожидая от нее избавления от мадьярского ига. Мое революционное настроение было непонятно словакам.
— Много нашествий выдержала Россия, — оказал мне старик Маковицкий: — нашествие татар, шведов, французов, и что же? Ее собственный сын Толстой теперь поднялся на нее. Это учение о непротивлении злу ужасно. Немцы придут и завоюют Россию, единственную надежду и опору угнетенных славян».

http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1436454_7.jpg
Лев Николаевич. Ясная Поляна.

Из воспоминаний Х.Н.

"Лев Николаевич как-то сказал — Меня нисколько не интересует, как произошел мир и человек, меня интересует вопрос, как я должен жить, чтобы исполнить волю Пославшего меня. Плох тот работник, который сидит на хозяйской кухне и рассуждает о том, как живет его хозяин. Хороший работник работает, исполняя свое дело».

В июне 1903 года в Ясной Поляне побывал Николай Алексеевич Абрикосов - отец Хрисанфа. Ему давно хотелось побывать в Ясной Поляне, и Лев Николаевич с Софьей Андреевной неоднократно его приглашали.

12 июня 1903 г. Николай Алексеевич записывает в своей записной книжке:

«Лев Николаевич очень бодр, весел и благодушен, вполне наслаждается жизнью. Когда я сказал ему: «Вот вы уже целый год безвыездно в Ясной Поляне» — он ответил:
— Мне хорошо там, где я нахожусь, а где — это мне не важно».

Из воспоминаний Х.Н.

«Когда писем, по случаю его болезни, накоплялось очень много, он просил меня помочь разобрать их. На конвертах писем, на которые он решил не отвечать, ставилась пометка Б. О. (без ответа). Всегда радовался он на письма от рабочих и крестьян и говорил, что если письмо на плохой бумаге и безграмотное, то наверное интересное и значительное письмо. Всякий чистый клочок бумаги он берег и сам писал на клочках. Если в письме встречалась чистая страница, он ее отрывал. Раз, отрывая листок от письма на великолепной бумаге с монограммой, он сказал:
— Только и есть хорошего в этом письме — этот неисписанный листок.
……
Все письма вписывались в входящую книгу за номером, и тот же номер ставился на конверте письма. Затем письма связывались по сто штук и складывались в особый шкаф. Порядок этот был заведен не самим Львом Николаевичем, а его близкими под влиянием Черткова. Иногда случалось, что ему понадобится какое-нибудь письмо, и он просил разыскать его. Теперь эти письма к Толстому дают материал для характеристики целой эпохи не только русской народной жизни, но и мировой".
http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1438021_7.jpg
Лев Николаевич и А.Д. Архангельский просматривают почту.
Ясная Поляна.

            Архангельский Андрей Дмитриевич (26.11.1879, Рязань — 16.06.1940, Москва; , похоронен на Новодевичьем кладбище) — выдающийся геолог, тектонист, академик АН СССР (1929, чл.-кор. 1925), директор Геологического института АН СССР (1934—1937), директор Института геологических наук АН СССР (1937—1938), председатель Казахстанского филиала АН СССР (1936), профессор Московского университета (1918—1929), профессор и декан Московской горной академии (1920—1930), профессор Московского геологоразведочного института (1930—1933), зав. геологическим отделом, зам. директора Государственного исследовательского нефтяного института (1925—1930).

В 1898 г. А.Д. Архангельский окончил с золотой медалью Рязанскую гимназию и в этом же году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета; в марте 1899 г. за участие в студенческом движении был исключен на год из университета и выслан из Москвы; жил в Ясной Поляне в семье Л. Н. Толстого, занимаясь воспитанием и образованием Михаила и Александры Толстых; восстановлен студентом Московского университета осенью 1900 г.

Из воспоминаний Х.Н.

«В одном из писем к Черткову Лев Николаевич после своей болезни в Крыму писал: «Кто любит бога, должен любить и земную жизнь, пока он живет на земле. Если жалуешься на земную жизнь, то, значит, не любишь бога». И Л. Н. действительно любил жизнь и умел ею наслаждаться, находя радость во всех ее самых простых проявлениях, когда он был здоров и мог пользоваться ими……

..........
— А что касается моих писаний, — прибавил он, — то если они нужны людям, то они будут напечатаны людьми и без Чертковых.
В 1902 г., когда работа в типографии Чертковых наладилась, он стал относиться к этому совсем иначе и очень ценил Чертковых за их настойчивую любовь к делу и ни к кому не относился, как к Чертковым. Сколько раз я слышал от него, что он должен ценить Чертковых за их преданность делу сохранения и распространения его писаний:
— Ведь он всю жизнь свою, все средства свои положил на это дело.

И это действительно было так. Бережное хранение рукописей Льва Николаевича, его черновиков, копированье его писем заведено было только благодаря Черткову, до Черткова близкие Льва Николаевича совсем не относились так бережно к его писаниям».

В феврале 1905 года Хрисанф Николаевич Абрикосов вступает в брак с княжной Натальей Леонидовной Оболенской, внучатой племянницей Льва Николаевича, внучкой его сестры Марии Николаевны.

Семьи Толстых и Оболенских, помимо родственных связей, были очень дружны между собой. После смерти отца, Наталья Леонидовна c восьми лет постоянно проживала и воспитывалась в семье Толстых, так что знакомство Хрисанфа и Натальи было вполне закономерным.

http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1901.jpg
Крым. Гаспра. 20-26 декабря 1901г.
Фото Софьи Андреевны Толстой.

Справа от Льва Николаевича: Николай Леонидович Оболенский, Андрей Дмитриевич Архангельский, Татьяна Львовна Сухотина, Наталья Леонидовна Оболенская, Мария Леонидовна Оболенская, Павел Александрович Буланже, Елизавета Валерьяновна Оболенская, Душан Петрович Маковицкий, Александра Львовна Толстая.

Наталья Леонидовна (урожд Оболенская) Абрикосова. (1881-1955гг).
Дочь князя Леонида Дмитриевича (1844-1888) и Елизаветы Валерьяновны (урожд. графини Толстой) (1852-1935) Оболенских.
Окончила Институт благородных девиц Ордена Екатерины в Москве.

Отец – князь Леонид Дмитриевич Оболенский, (ХХХ колено от Рюрика), племянник декабриста князя Е.П. Оболенского, происходившего из ветви потомков князя Петра Васильевича Оболенского 
Мать – Елизавета Валерьяновна - дочь Марии Николаевны (1830-1912), (сестры Л.Н. Толстого) и графа Валерьяна Петровича Толстых.
Е.В. Оболенская - племянница Л.Н. Толстого (1828 – 1910).

Старший брат Натальи Леонидовны – князь Николай Леонидович Оболенский (1872-1934), окончил юридический факультет Московского университета. С 1917 по 1922г. управлял первоначально по просьбе С.А. Толстой, имением (а затем совхозом) «Ясная Поляна». После неоднократных арестов выехал в 1925 году во Францию, принял католичество и с 1928 г. работал библиотекарем в аббатстве Св. Андрея в Бельгии, где и скончался. В первом браке женат на Марии Львовне Толстой (1871-1906) – дочери Л.Н. Толстого.

После женитьбы, Хрисанф Николаевич изъявляет желание поселиться с семьей «на земле» и заняться сельским хозяйством.

С 1905 по 1918 годы Хрисанф Николаевич,  занимался пчеловодством, садоводством и овощеводством на своем хуторе «Затишье» - рядом с селом Подбелевец Мценского уезда Орловской губернии.

Весной 1910 года Лев Николаевич Толстой вместе с дочерью Александрой Львовной провел одну неделю в гостях у Хрисанфа Николевича у него в имении - на хуторе "Затишье".

Хрисанф Николаевич всю жизнь преклонялся перед талантом и величием личности Льва Николаевича. Знакомство и общение с Толстым считал лучшими моментами своей жизни, всегда с теплотой и с большим уважением вспоминал и отзывался о Софье Андреевне Толстой и о всех членах их многочисленной семьи.

И после кончины Льва Николаевича, Хрисанф Николаевич поддерживает тесные отношения с его семьей. Часто гостит у Толстых в Ясной Поляне, а когда имение Толстых становится музеем – является частым посетителем музея «Ясная Поляна», поддерживает теплые дружеские отношения с многолетним хранителем музея, «душой Ясной Поляны» - Николаем Павловичем Пузиным (1911-2009). 

Дочь Хрисанфа Николаевича - Вера Хрисанфовна в 1927 году выходит замуж за внука Льва Николаевича – Сергея Сергеевича Толстого.
http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1437217_7.jpg
Сергей Львович, Сергей Сергеевич и Вера Хрисанфовна Толстые

Из воспоминаний Х.Н.

«Как интересны бывали вечера в Хамовническом доме, когда душой всего общества бывал Лев Николаевич. "Всегда он умел рассказать что-нибудь интересное, высказать оригинальную мысль. И сам он был удивительно ласковый, обходительный. Личность его, можно сказать, была обворожительна», — записал как-то я у себя в дневнике.
Все, что я отрывочно пишу об этих вечерах в Хамовническом переулке, все это лишь слабый намек на то, что было».

Андрей Абрикосов.
Фото из архива Андрея Ильича Абрикосова.
Фото Л.Н. Толстого в Ясной Поляне возможно сделаны В.Г. Чертковым.
Декабрь 2009 года.

http://abrikosov-sons.ru/d/71527/d/1949558_1.jpg
"Двенадцать лет около Толстого" Х.Н. Абрикосов (Воспоминания).

0

37

http://s9.uploads.ru/t/4Bq6M.jpg

0

38

http://www.nonviolent-resistance.info/exhibitions/images/doukhobors/Chertkov_with_tolstoy.jpg

Лев Толстой. и Владимир Чертков.

http://i1272.photobucket.com/albums/y390/aycanas/TolstoyampChertkov.jpg

0

39

http://40.media.tumblr.com/3ccff7ba55428fa9a33ae542b32026e2/tumblr_npa4dcU8n81uv42wyo1_1280.jpg
1910 г. Фото В. Г. Черткова.

0

40

http://feb-web.ru/feb/tolstoy/pictures/nta-453-.jpg
Толстой верхом на Делире.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Толстой, Лев Николаевич-один из величайших писателей мира