Мёртвый груз
Сезон 1, эпизод 5
Убийца: Эдди Альберт
Жертва: Джон Керр
Режиссер: Джек Смайт
Сценарист: Джон Т. Дуган
Лейтенант Коломбо появляется на 11 минуте эпизода, что для него очень быстро. Возможно, им нужно было больше времени, чтобы завершить процесс отказа свидетельницы от показаний, а затем вернуться к реальности, но развитие истории вначале было бы более уместно, чем пространное словесное объяснение проблемы генерала. Это первый эпизод Коломбо, который достиг менее 7 на IMDB, почти так же, как предыдущий – «Смерть протягивает руку».
Тимоти Кери возвращается в роли Берта, а его памятные вещи времен Второй мировой дают Коломбо последний ключ к разгадке. Вэл Эйвери, который стал бессменной лошадкой в стойле актеров сериала, здесь появляется впервые, в роли парня, сдающего в аренду лодки. Эйвери был армянином, играл в кино десятилетия, и умер в 2009 в возрасте 85.
История о ком-то, кто крадет генеральский пистолет пока тот восстанавливается в госпитале, была разыграна в эпизоде сериала «МЭШ», который вышел годом позже.
Настоящий репортер, Клет Робертс, играет корреспондента новостей на телевидении, когда его смотрят Коломбо и Берт. Позже он сыграл журналиста канала новостей и в «МЭШе».
Сьюзан Плешетт в роли жертвы начала с выдающейся роли в «Шоу Боба Ньюарта» в 1972. Она умерла в 2008.
Эпизод
Хелен Стюарт (Плешетт) становится свидетельницей того, как генерал-майор Мартин Джей Холлистер (Альберт) убивает полковника с которым они вместе надували правительство. Перерасход средств на военные цели ни для кого не был сюрпризом в 1980-х. В соответствии с эпохой, армия приходит в упадок во времена Коломбо. Но лейтенант ей сочувствует – пока не происходит убийство.
Холлистер щепетилен: осторожно бреется: проверяет, не пропустил ли где, и все еще бреется когда мы возвращаемся к нему и звенит звонок в дверь. Он так же аккуратно ликвидирует полковника. Но в избавлении от его тела он уже не был так аккуратен, и стреляет в него напротив огромного окна, где прекрасный обзор: ему нужно было добраться до пистолета и он мог заставить его немного отойти жертву от окна, своего рода предлог. Но то, что он делает, вероятно.
Что начинает появляться в сериале, так это высококлассные противники Коломбо: мы можем сказать, что они состоятельны, но здесь стоит заметить, что они еще и невероятно умные и хитрые. Да, они ошибаются в выборе очевидных путей… Иногда. Но их ошибки в большинстве эпизодов, как бы сказать, вероятны. Редко кажется, что они врываются в сценарий или к нам только чтобы убедить, что убийцу можно поймать. Убийцы богатые и умные, и это заставляет их гордиться собой, и они оступаются. Не мудрые – но умные.
Забавные странности связаны с генералом Холлистером. Со своей электробритвой он похож на Виктора Киама и «Военно-морской институт» - неплохое выдуманное название, но не представляю, где такое может быть в Южной Калифорнии.
Люди, которые знают Южную Калифорнию, без труда узнают в начальных титрах бухту Бальбоа. Это округ Ориндж, не Лос-Анджелес, но задумано, что это именно он, когда лейтенант полиции Лос-Анджелеса пытается разузнать больше о сообщении об убийстве.
Номер дома Хелен Стюарт 985-4321, а район в бухте Бальбоа в 1970-х имел код 714. Она живет с мамой на 8090 Вейл. Хорошее местечко, но не похоже, чтобы они там плавали (на лодках?) в деньгах. Так что они возле Ньюпорт Бич географически, но вдали на миллионы миль финансово.
Проблема в том, как такой умный парень, как генерал просто не взял пару дней отпуска, не уплыл сотни миль дальше в море и не сбросил тело там, где его никогда не вынесет на берег.
А так полковник все же выдал генерала.. Как тот и боялся))
Эдди Альберт хорошо играет раздражение Холлистера: он генерал и привык получать желаемое. Но кажется странным, почему он бросает военную службу, которую так любит? Чувствует себя неудел? Немного предыстории, пожалуйста! Еще он хорошо разбирается в мореходстве и военной терминологии, и такой щеголь – эх, тщеславие, тщеславие.
Повторяющиеся элементы включают болтовню Коломбо о повседневных вещах, но фактически так он показывает преступнику, что у него есть на него немного больше, что просто ничего. Генерал показывает массу оружия, например, а Коломбо спрашивает о пистолете, и заставляет генерала соврать о своем любимом маузере – что становится роковой ошибкой. Позже он рассказывает, как «управление» заставляет его продолжать работать над делом.
Это мелочь, но в сериале я вижу несколько персонажей, работающих с детьми, обычно где-то наподобие детского сада или детской площадки. Здесь же зоопарк, дети на качелях. Как результат – мы быстро становимся на сторону персонажа, симпатизируем ему. И еще такие съемки под открытым небом – способ разорвать череду сцен в домах, ресторанах и тому подобном.
На самом деле, лейтенант проводит довольно много времени на улице: он идет в парк во время ланча, покупает рожок мороженого, он на пляже или в парке развлечений.
Чайки, кричащие вместо (или «поверх») пистолетного выстрела – Повторяющийся элемент – в Коломбо есть креативные и интересные моменты как этот, иногда акустические, иногда что-то связанное с убийством, или и то, и другое.
Полицейский, который не стал расспрашивать генерала (плачевно), также является средством для появления лейтенанта на сцене. Обычно он появляется, когда происходит убийство, реже у него появляется какая-то официальная причина или, может быть, происходит похищение. На этот раз есть только сообщение о чем-то, что, хотя и произошло, вызывает сомнения. Здесь также повторяющаяся сцена, где Коломбо принимают за парня, которого там вообще не должно быть.
Милота Коломбо заключается в том, как он делает комплименты Хелен Стюарт, которая после всего чувствует себя не на высоте. Коломбо нравятся женщины, хотя он с ними просто добр.
Он также рассказывает о своем шурине Джордже, который посоветовал ему пойти на рыбалку… и спрашивает о пистолете. Мы узнаем, что Коломбо вообще не любит лодки.
Он дает генералу шанс признаться, в самом конце, но генерал им не воспользовался. Это часть нескончаемой дискуссии поклонников, нравятся ли лично Коломбо сами убийцы. В этом случае, я бы сказал нет. Думаю, он дает генералу шанс, зная, что гордость не позволит тому его принять.
Парень попался из-за своей гордости – мы видим ее в разных проявлениях в эпизоде. Коломбо об этом знает, он знает, что Холлистер не признается. Думаю, он все же надеется; в этом его милота. Но это призрачная надежда.
И поэтому Коломбо говорит правду, когда соглашается с Хелен в их беседе в последней сцене – он соглашается с ее оценкой генерала, хотя он делает это еще по одной причине. Он действительно хочет, чтобы Хелен поняла человека, которого защищает – так что выстраивает дело против него.
Если вы знаете рассказ «Похищенное письмо», эта развязка понравится вам намного больше*.
*Здесь автор имеет в виду основную мысль рассказа Аллана Эдгара По - для того, чтобы что-то хорошо спрятать, лучше не прятать это вовсе. Или, другими словами, оставить на самом видном месте, как поступил генерал Холлистер — прим. переводчика.
Из книги «The Columbo Case Files: Season One Through Seven. The NBC years». Paul Hughes.
Перевод — Галя Шарина.