ВСЕ КАК У ЛЮДЕЙ ИЛИ КАК СНИМАЮТ ЖИВОТНЫХ В КИНО
Маленький кадр из «Сибирского цирюльника»: на плацу возле ног выстроившихся в почетном карауле солдат прыгает воробей и беззаботно чирикает. А знаете ли вы, что на съемках этого крохотного эпизода кроме съемочной группы трудились еще и сотрудники студии, которая профессионально занимается съемками животных в кино.
Известно, что на Голливуд работают более десятка подобного рода студий и фирм. У нас известна лишь «Мосфильм-КИНОлогия». С ее руководителем Виктором Зуйковым мы познакомили наших читателей в № 1(3) нашего журнала за 2006 год. Его часто просят рассказать об особенностях съемок хвостатых артистов. Что ж, за 10 лет работы студии есть что вспомнить. Хотя в съемках людей и зверей очень много общего, говорит Виктор и подтверждает это своим рассказом.
Без дублера никак
На наших «зверских» актеров мы оформляем страховку при выезде на съемку. Обязательно подбираем дублеров: той же породы и схожих по окрасу, чтобы подмена не была заметна.
Дублеры нужны по разным причинам. Птица может улететь, животное – убежать, испугаться, заболеть, отказаться напрочь делать трюк… кошки-актеры нуждаются в дублерах не меньше, чем обычные артисты. Они также устают, им также нужно беречь «лицо», а, кроме того, кошка может просто испугаться и убежать или отказаться выполнять тот или иной трюк.
Иногда дублеры нужны для озвучки. Например в «Сибирском цирюльнике» в сцене на плацу на роль воробья, бойко прыгающего в ногах во время присяги юнкеров, был утвержден талантливый воробей по кличке Мастрояни. Но озвучивал его горластый дебошир Карузо – он громче всех чирикал на съемочной площадке.
Особенности грима
Грим используется в разных ситуациях. Например, что бы дублер был похож на основного артиста. Или грим нужен по сюжету фильма. Для покраски шерсти используем специальную краску, в «роли» крови обычно выступает кетчуп.
Когда снимали сериал «Граница. Таежный роман», мою собаку породы хаски Метель загримировали под волчицу - измазали ее смесью кофе с сажей – на морду, грязью – на тело, а потом и кетчупом - для съемки в сцене схватки с героем Алексея Гуськова. Приходилось гримировать и птиц. Например, делали из фазанов тетеревов.
На съемках второго клипа для газеты «Аргументы и факты» нужна была светлая дворняга, один к одному как в первом клипе. Но похожие на нее ничего не умели делать, а умные были не похожи. В итоге взяли умного метиса тибетского терьера, и в течение трех часов три мастера колдовали над ним в салоне красоты. Сделали мелирование, посыпали морду мукой - заказчик дал добро.
Так же, как и актеров-людей, собак искусственно можно омолодить или состарить, в основном манипуляциями с шерстью: добавляют или убирают седину при помощи окрашивания, придают блеска или тусклости и т.п.
Вторые роли
Не всем быть звездами. Впрочем эпизодические роли или массовка не менее нужны в фильме. Подобных ролей у нас было предостаточно. Массовка тоже нередкое явление. Вот например, в фильмах «Граница. Таежный роман», «Тайга. Курс выживания», «Диверсант», бегут герои по тайге, а у них из-под ног то птицы вспорхнут, то заяц в кустах притаится, то волк вдали промелькнет. Вы думаете, это все естественные съемки? Как же! Когда в лесу разворачивается съемочная площадка с огромным количеством транспорта, толпой народа, мощной светотехникой и другим оборудованием, вся живность с данного участка леса удирает куда глаза глядят. Вот нашим животным и приходится оживлять лес.
В отличие от людей…
Хорошо, когда режиссер понимает, что животным необходимо время для вхождения в «роль». Но встречается и недопонимание особенностей поведения животных. Например, сначала снимают людей – куча дублей, куча времени, а на животных, если таковые задуманы в кадре, время отводится по остаточному принципу, мол, не звезды – подождут! А животные как дети – переобщаются за время ожидания, перебегают, переволнуются и становятся вялыми, устают или, наоборот, начинают капризничать.
Вот в рекламе, если животное задумано, его снимают сразу же. Но здесь бывает другая проблема – непонимание специфики работы с животными. Скажем, идет съемка рекламы собачьего корма. Собака влетает с мороза в дом и должна остановиться перед кормом. Это несложно. И так десять дублей подряд. Потом режиссер говорит: «Хорошо, теперь снимаем, как собака ест корм». Животному до этого десять раз запрещали притрагиваться к еде - конечно, оно откажется. Для этого нужны дублеры. Кстати, еще не каждая собака или кошка будет есть сухие корма, даже самая голодная. Поэтому есть известный трюк – «сухарики» прокладывают кусочками мяса.
Маленькие хитрости или профессиональные секреты
Как заставить актера работать? С человеком проще – в ход идут, как правило, материальные стимулы. Животное может работать за интерес, но он, этот интерес, должен быть в виде веселой игры, которая нравится животному (я не говорю о дрессированных животных), или лакомства.
Лакомство – естественно, главный стимул. Собаки предпочитают сосиски, печенье или сыр. Кошки – кошачий корм или мясо. Правда после 4-5 дублей кот утоляет голод и теряет всякий интерес к съемкам. Уговорить его выполнить самый простой трюк уже невозможно. Встречаются кошки, которые за обожаемую ими валерьянку покажут чудеса дрессуры.
Как удержать хвостато-пернатого актера? Например, птице не дашь команду «Рядом!» В этом случае мы подбираем леску под цвет земли и пола в помещении, окраса животного, делаем шлейки и закрепляем, чтобы оно не убежало или не улетело. На таком «поводке» работала чайка в фильме «Коктебель» (по сценарию, в финале ленты мальчик сидит на пирсе, к нему подходит чайка и клюет хлеб, он отмахивается от нее, она его клюет, он хватает птицу за шею, а потом выпускает). Так мы еще целый день до съемки репетировали, чтобы чайка научилась ходить по шлейке, как собака на цепи, да еще в нужном направлении.
Еще, чтобы птица не улетала, можно скрепкой закрепить два маховых пера. Так делали в «Сибирском цирюльнике», когда снимали прыгающего воробья. Специалисты студии отловили пять птиц, и началась кропотливая работа: их нужно было приручить, чтобы они не боялись человека, чтобы давались в руки (леска была неудобна, так как путалась между сапог). Самое интересное начиналось тогда, когда очередной дубль проваливался. Тогда по команде шеренги юнкеров разворачивались, все складывали руки «домиком» и ловили пернатого «актера», чтобы его снова запустить на съемочную площадку. Здесь и приносила свои плоды кропотливая работа по налаживанию контакта с пернатыми, воробей не улетал и давался в руки.
В фильме «Не все кошки серы…» кошка должна была радостно броситься на руки актрисе и облизать ей лицо. Кошку играл бывалый актер кот Кузя. Он и с хозяином-то не очень щедр на эмоции, а тут - лизаться с посторонними. Пошли на хитрость – намазали лицо и шею английской актрисы сливочным маслом. Актрисе процедура не очень понравилась, но кто-то ведь должен был пойти на жертвы. Зато Кузя сыграл сцену очень добросовестно. Но второй дубль делать отказался – так как нализался масла и был уже сыт. Пришлось обращаться за помощью к голодной дублерше – кошке Марусе.
Помню, как снимали пингвина в сериале «Ребята из нашего города» (НТВ) - по сценарию он должен был перебегать шоссе. Снимать было непросто: каждые полчаса пингвинам нужно принимать ванны с прохладной водой. С ваннами была проблема, поэтому участок Новорижского шоссе, где шла съемка, пришлось постоянно поливать водой. А еще актер страшно клевался. Поэтому милиционеров дублировали дрессировщики. А главное, чтобы пингвин не сбивался с выбранной оператором траектории, на другой стороне дороги в канаве поставили клетку с пингвинихой. И актер добросовестно несколько дублей топал к своей подружке.
Оскал волка в картинах «По ту сторону волков», «Граница…», «Тайга»,которого, конечно же, играла Метель тоже снимали хитростью. По сценарию волк должен был злобно рычать и скалиться. «Волка» снимали так, чтобы не было видно ошейника И тросика за который держали Метель. Ей показывали куриную ножку и собаку, которой будто бы хотели отдать эту ножку. Метели это явно не нравилось, и она с блеском выполняла поставленную перед ней задачу.
У ворона по кличке Блейд в сериале «Бригада» было небольшое, но очень яркое появление в кадре, запомнившееся зрителям: после «бандитских разборок» он прыгал с золотой цепью поверженного врага. Заставить Блейда стащить блестящую вещицу труда не составило, он сам с удовольствием берет все, что плохо лежит. Правда, уследить, чтобы пернатый актер не воровал бутерброды у съемочной группы, оказалось значительно сложнее. Причем, схватив бутерброд, он не улетал, а прыгал по площадке, увлекая всех в интересную игру: догони и отними.
В фильме «Что сказал покойник» перед немецким догом Ромой поставили задачу найти человека в каминной трубе: подойти и полаять в камин. Команду «Голос!» Рома знал прекрасно, но зачем умной собаке лаять в трубу? Чтобы заставить пса подать голос, как нужно, мне пришлось встать в камин, причем в камине развели пусть небольшой, но настоящий огонь. Собака по команде «нашла» требуемое. В следующем кадре из трубы вываливается каскадер, и лишь потом мы видим актера Олега Басилашвили.
Если нельзя, но нужно, то можно!
Бывает, что для выполнения какой-нибудь сцены собаку приходится научить тому, от чего обычно отучают. В фильме «Королева Марго» по сюжету требовалось, чтобы собака трепала страницы отравленной книги. (Король находит у умирающей собаки в пасти клочок страницы и понимает, что книга отравлена.) Для того, чтобы собака стянула книгу со стола, среди страниц разложили кусочки колбасы. Сложность заключалась в том, что ведь обычно собакам запрещают рвать книги, а тут требовалось именно трепать их. Дома, на репетициях, готовясь к отбору на роль, собаки попортили немало партийной литературы, которой у всех в те времена скопилось предостаточно, а тут как раз ей нашлось применение.
В телесериале «Возвращение Мухтара» нелегко пришлось исполнителям роли Мухтара. Ее играли две собаки, два брата - Варгун и Дункан). Будучи хорошо обученными, отличниками многих выставок, они четко знали, что можно, а что нельзя. Например, нельзя брать ничего со стола или забираться хозяину в постель. А по замыслу режиссера в одной сцене нужно было стащить кусок пиццы со стола, в другой – улечься в кровать под бок Артему (по фильму – хозяин Мухтара), а в третьей вообще устроить в его комнате погром! Для съемок этих сцен потребовалась кропотливая работа и многочисленные дубли. А один из «актеров» потом так вошел во вкус, что на съемке сцены погрома уже совсем не по сценарию вскочил на стол и снес на пол дорогую аудиотехнику. Зато кадр получился что надо!
ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ НОСИКОМ
- До «Возвращения Мухтара» доводилось ли вам сниматься с какими-либо животными?
- Нет. Правда, была сцена в одном фильме, где был конь, только я не сидел на нем, а был рядом. Но в принципе это не считается – слишком короткая сцена, да и я не был, можно сказать, в стороне. Вот и выходит, что «Мухтар» – это дебют.
- А дома кто-то из живности есть?
- Никого.
- Почему?
- А вы попробуйте при таком графике работы иметь дома какую-то живность.
- Так есть животные, которые требуют минимум ухода. Даже есть породы собак, например, такие миниатюрные как чихуахуа, которых не обязательно выгуливать – они могут в кошачий лоток ходить…
- Ну, честно говоря, я и чихуахуа… Я это как-то себе с трудом представляю. Предпочитаю крупных собак.
- Вернемся к «Мухтару». Известно, что в первой части сериала роль Мухтара исполняли две восточно-европейские овчарки – Варгун и Дункан. Какие-то сложности были в работе с собаками?
- Сложности были вполне закономерными и нормальными. Сначала – примерно месяц – когда собаки просто привыкают к тебе. С одной стороны, хозяин и дрессировщик делегируют тебе часть ответственности и права управлять собакой. С другой стороны, сама собака никак не может понять, с какого перепуга ее хозяин вдруг позволяет управлять ею какому-то другому человеку и заставляет выполнять его команды. Потом собака должна привыкнуть к стрессовой ситуации во время съемок, в том смысле, что с ней в кадре постоянно еще кто-то работает. У обоих Мухтаров я ассоциировался с работой, с какими-то требованиями и заданиями, которые нужно было постоянно выполнять. И, несмотря на то, что отношения были великолепные, некоторая напряженность иногда возникала.
И, конечно же, под конец съемочного дня собаки просто выдыхались. Но они не люди-актеры, им не пригрозишь снижением оплаты или какими-то другими штрафными санкциями. Они устают и начинают нервничать, иногда неадекватно реагировать. Это не агрессия, но на грани нервного срыва, как бывает и у людей.
- Что-то вроде «Отвяжитесь! Достали уже все!»
- Да, что-то вроде того. А помимо этого есть еще один момент, усложняющий работу. Собаке ставится задача, она ее выполняет, и когда ее просят выполнить это второй раз, она задумывается, что именно в первый раз она сделала не так. А режиссеру нужен дубль, и еще дубль, и еще... А если еще собаку заставляют по нескольку раз делать то, что в принципе ей не положено делать, – брать со стола, лежать на кровати, – собаке это трудно вдвойне.
- От съемок осталось только воспоминания о трудной работе или о приятных моментах тоже?
- Да это была обычная работа для нас. Но есть и приятные впечатления. Общение с собакой - и это было заметно на съемочной площадке - успокаивает, причем всю съемочную группу. Только представьте: тяжелый материал, огромный объем, безумная скорость процесса. Естественно, что это создавало между людьми большое напряжение и даже некую агрессию. Так вот собака часть этой агрессии снимала, потому что собака уже сама по себе очаровательна.
- Вы довольны своей работой в этом сериале?
- В принципе я доволен и своей работой, и работой с собаками. Приятно, что смог найти общий язык. Я понимаю, конечно, что это собака, но все равно приятно. Приятно, что много было сделано и много исправлено собственными руками. Но немного жаль, что некоторые вещи не удались - я имею в виду не работу с собакой, а сам сериал. Было бы больше времени, был бы больший объем финансирования, можно было бы еще что-то придумать, что-то еще интересное добавить, в том числе и с собакой. В этом смысле немецкий сериал про Рекса на порядок выше по уровню, потому что больше был обеспечен ресурсами, финансами, что давало возможность все тщательно проработать. Речь идет не о том, что где-то актеры хуже или лучше – это сравнивать нельзя. Но финансы – это лишние съемочные дни. Это лишние тренировки, репетиции, новые идеи, еще какие-то придуманные трюки, которые, конечно же, дают свой результат.
- Были какие-то забавные моменты, которые вам запомнились?
- Да много было. Вот, например, был прикольный момент в сцене задержания преступника. Мухтар должен был кинуться первым в атаку. При этом актер, который играл преступника, отмахивался от нас с партнером чемоданчиком, и мы даже получали чемоданчиком удар по корпусу. И этот удар должен был быть очень звучным, нам ставили для этого страховку. Так вот при съемке Мухтар, услышав этот звук удара, вдруг почему-то как рванет в обратную сторону. Мы были просто в шоке!
- Во втором «Мухтаре» работала уже одна собака…
- Да, причем чистокровная немецкая овчарка. Просто мы вторую часть снимали на Украине, и там не нашли подходящих восточно-европейских овчарок. Но, надо признать, что «немец» был просто фантастический. Великолепная дрессура. Великолепный характер. Это был довольно зрелый «мужчина», а потому довольно спокойный. С Цейсом – так звали пса - было работать очень легко. К тому же его хозяин один из лучших кинологов Украины, в прошлом пограничник, работал на границе с собакой – понятно, что там дрессировка на высшем уровне.
Эта собака совершенно не работает за съедобное поощрение, она работает исключительно по командам. И это, пожалуй, большой плюс. Как ни странно, в этой ситуации собака иногда даже сама начинала где-то импровизировать.
- Есть ли желание еще сниматься с животными?
- Конечно, есть, хотя, понятно, что это в любом случае сложнее. Но зато очень интересно!
Журнал «PETS»
Виктора Зуйкова и Александра Носика
расспрашивала Вера Корякина