Всенародному любимцу Леониду Куравлеву — 85 лет!
Его самые яркие образы в кино
«Живет такой парень» (1964)
В дебютном полнометражном фильме Василия Шукшина Леонид Куравлев сыграл простодушного шофера Пашку Колокольникова, по прозвищу Пирамидон. На главную роль пробовался Владимир Высоцкий, но Шукшин отдал роль своему другу с актерского отделения ВГИКа — Куравлеву, которого уже снимал в студенческих работах. Фильм посмотрели миллионы советских зрителей, Леонид Куравлев стал звездой советского экрана.
«Вий» (1967)
Леонид Куравлев сыграл в первом советском фильме ужасов роль бурсака Хомы Брута, который за три страшные ночи должен отмолить душу панночки-ведьмы. Во время съёмок из-за сбоя в технике Наталья Варлей выпала из летающего гроба с трехметровой высоты. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла её от травм. Куравлёв после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки.
«Золотой теленок» (1968)
Роль неудачливого «сына лейтенанта Шмидта» и бесхитростного жулика Шуры Балаганова хоть и не была главной, но запомнилась всем зрителям. Диалоги дуэта Балаганова и Паниковского (Леонида Куравлева и Зиновия Гердта) разошлись на цитаты: «Пилите, Шура, пилите, они золотые!»
Может быть, впервые советскому человеку предложили каверзный вопрос, сколько ему нужно денег для счастья. «Для полного счастья? Шесть тысяч четыреста», — четко ответил Шура Балаганов.
«Начало» (1970)
В драме Глеба Панфилова о провинциальной актрисе (Инна Чурикова), которая замахнулась сыграть великую Жанну д’Арк, Куравлеву досталась роль слабохарактерного и жалостливого мужчины, который никак не может сделать выбор между женой и любимой девушкой. Он единственный, кто приглашает некрасивую героиню Чуриковой на вечере танцев, называет ее привлекательной, но потом оказывается предателем. В 1971 году фильм получил «Серебряного льва» на кинофестивале в Венеции.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972)
Когда Станислав Говорухин экранизировал любимый советскими школьниками роман Даниэля Дефо, за Куравлевым уже закрепилось амплуа простого и наивного парня, а режиссеру требовался драматический герой, страдающий от одиночества. Поэтому Говорухин решил заменить узнаваемый тембр голоса комического артиста, в фильме его озвучивает другой актер. В кинотеатрах СССР кинокартину посмотрели 26,3 миллиона зрителей, а в Польше — более 1,8 миллиона. Это самый успешный по количеству зрителей фильм советского производства в польском прокате.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Роль квартирного вора и любимца женщин Жоржа Милославского — самая яркая в фильмографии Куравлева.
Теперь цитаты фильма — визитная карточка артиста: «Это я удачно зашел!», «А что вы так на меня смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут», «Были демоны — мы не отрицаем. Но они самоликвидировались», «Я артист больших и малых академических театров, а фамилия моя слишком известна, чтобы я её называл!»
В борьбе за роль Куравлев обошел самого Андрея Миронова. А его песню на царском приеме, под которую зажигательно «танцуют все», спел на самом деле Валерий Золотухин.
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
В героическом киноэпосе про подвиг советского разведчика Леонид Куравлев сыграл сотрудника гестапо Курта Айсмана, серьезного и холодного солдата вермахта. Айсман стал одноглазым по воле режиссера кинокартины Татьяны Лиозновой. Леониду Куравлёву долго не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала эту яркую деталь: «Сразу появилась биография»
«Афоня» (1975)
Сантехник Афанасий Борщов, лодырь и любитель выпить, становится другим человеком под влиянием любви простой девушки. Леонид Куравлев в этом образе тонко почувствовал грани смешного и серьезного, сыграв комедийную и в то же время драматическую роль. Многое в кинокартине построено на «физике» актера, он меняется даже внешне, в конце фильма его не может узнать милиционер по фотографии в паспорте. Каждый зритель запомнил яркий комедийный эпизод: «Это энергичный танец!»
Зрители так полюбили главного героя фильма, что в стране пивным заведениям стали массово давать названия «Афоня».
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
В фильме Станислава Говорухина Леонид Куравлев предстал в неожиданной роли вора Вальки Копченого — ценителя хорошего вина и других удовольствий. «Ты же чердачник, Копчёный, а не мокрушник», — говорит ему Жеглов.
Во время съёмок этой важной сцены в бильярдной, где Жеглов разговаривает с Копчёным, выяснилось, что ни Высоцкий, ни Куравлёв прежде не играли в бильярд и не умели правильно держать кий. Все удары за них выполнял один из местных мастеров — серебряный призёр Кубка СССР по бильярду Владимир Иванов, по прозвищу Фриц.
«Ищите женщину» (1983)
Детективный комедийный сериал, снятый Аллой Суриковой по мотивам французской пьесы, представил Куравлева в роли инспектора полиции, страдающего от бронхита и слишком активной самодеятельной сыщицы Алисы Постик в исполнении Софико Чиаурели. Комиссия, утверждавшая артистов на роль, посчитала, что «Афоня» не сможет сыграть детектива, и его хотели заменить Арменом Джигарханяном. Но потом члены комиссии узнали, что роль инспектора Гратена совсем не героическая, незадачливый сыщик все 2 серии не может изобличить преступника, и тогда согласились с кандидатурой Куравлева.
«Самая обаятельная и привлекательная» (1985)
В хите советского проката, комедии про поиск любви и высокой самооценки простой советской женщины Куравлев составил важную часть актерского ансамбля, сыгравшего коллегу главной героини. Каждый член рабочего коллектива в фильме представляет определенный архетип советского мужчины: загадочный красавчик Володя Смирнов (Александр Абдулов), бесхитростный провинциал Леша Пряхин (Михаил Кокшенов) и женатый ловелас Миша Дятлов (Леонид Куравлев).