Пять фильмов о Пушкине: от немого до современного.
5 июня 2023
Странно, что при такой любви нашего кинематографа к биографиям известных людей, фильмов об Александре Сергеевиче Пушкине всё же очень много. Расскажу о пяти из них, в четырёх из которых главный герой - непосредственно Александр Сергеевич, а в пятом – несколько друзей-лицеистов.
Впервые кинематографисты заинтересовались личностью поэта в 1910 году и сняли фильм «Жизнь и смерть Пушкина». Лента, конечно, чёрно-белая и немая, все съёмки выполнены в павильоне, причём преимущественно в одной комнате: вот юный Саша читает стихи, видимо, Арине Родионовне, вот он лицеист и уже на экзамене читает своё знаменитое «Воспоминание в Царском селе», а вот он среди своих друзей-поэтов. По поводу данного эпизода критики высказывались крайне нелестно: ведь здесь встречаются Грибоедов с Гоголем, чего не могло быть в принципе. Затем сцена, в которой Дантес ухаживает за женой Пушкина, Натали, потом дуэль – и кончина поэта, выдержанная в самых пафосных традициях. Смотреть фильмы той эпохи, скорее, забавно, нежели поучительно, но познакомиться можно.
Второй фильм – «Поэт и царь» 1927 года – уже по-настоящему игровой, длится он почти полтора часа, действия происходят в сменяющихся декорациях. По-прежнему чёрно-белый и немой, но текст, появляющийся на экране, многое помогает понять. «Поэт и царь» рассказывает о последнем годе жизни великого поэта, причём акцент делается на том, что именно император Николай I виноват в гибели Пушкина, поскольку сам волочился за Натальей Николаевной, а Дантес был лишь ширмой. В фильме появляются дети Пушкина, и отцовская возня с ними, пожалуй, самая умилительная сцена. В фильме, кстати, уже есть натурные съемки: так, в одном из кадров появляется вид храма, который и по сей день находится на пути между Тригорским и Михайловским. Финальная сцена, как и в предыдущем фильме, получилась не менее пафосная, но мне кажется более достоверной. Наверное, поэтому картина «Поэт и царь» оставила достаточно положительные эмоции. Кстати, думается, что современный фильм «Пушкин. Последняя дуэль» был навеян именно этой картиной. Но о нём чуть позже.
Третий фильм – «Юность поэта» - снят в 1937 году, и в этом же году он был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за достоверно переданную историческую эпоху. Не знаю, где точно снимали фильм, но интерьеры очень похожи на лицейские. Валентин Литовский, сыгравший юного поэта, по-моему, блестяще справился с ролью. Живой, непосредственный, он здорово соответствовал прозвищу Пушкина «Обезьяна». Сейчас много рассуждают о том, почему современные актёры не могут сыграть людей прошлых эпох. Наверное, всё же совсем другое время и воспитание накладывают отпечаток на личность, и мы действительно совсем другие: говорим другим языком, нет того выражения возвышенности на лицах, что было свойственно людям начала двадцатого века, отсюда пропадает и достоверность. В фильме показаны юношеские забавы, первая влюблённость, и, конечно, первые серьёзные поэтические опыты. Очень выразительна сцена экзамена. Такое впечатление, что мы действительный видим самого поэта. Так что фильм советую посмотреть.
Четвёртый фильм – "Пушкин. Последняя дуэль" - был снят в 2006 году. То есть с 1937 года ни одного (!!!) фильма о Пушкине. Конечно, были ленты, где так или иначе появляется поэт, но чаще это второстепенный персонаж или совсем фантастический. Поэтому появление Пушкина на экране было, можно сказать, знаковым явлением. Безусловно, много критики прозвучало в адрес Сергея Безрукова, взявшегося за эту роль. Но, согласитесь, более подходящей кандидатуры на тот момент (да, пожалуй, и по сегодняшний день), найти было трудно. Фильм по сюжету чем-то напоминает ленту 1937 года «Царь и поэт». Во всяком случае, противостояние поэта и бездуховной толпы показано в нём ярко, даже, я бы сказал, излишне выразительно. Сам же Пушкин – очень эмоциональный, восприимчивый, слишком чувствительный – оказался очень похож на …Моцарта, в исполнении того же Безрукова в спектакле «Амадей». Честно скажу, от фильма не в восторге, хотя какие-то трепетные моменты здесь есть. В частности, сцена с юным Лермонтовым (его играет Е.Стычкин) производит сильное впечатление, как и чтение стихов самим Пушкиным (уж что тут говорить, в этом Безрукову равных нет). Так что один раз посмотреть фильм можно, всё же мятущуюся душу поэта, мне кажется, режиссёр Наталья Бондарчук сумела «схватить» и запечатлеть.
Пятый фильм о Пушкине –«1814». Он чем-то напоминает фильм «Юность поэта», потому что взят именно этот год из жизни лицеистов, но вместе с тем, он не столько о самом поэте, сколько о …детективной истории, которой, собственно, и не было. Ещё одна версия названия фильма -возраст участников событий: самому старшему, Ивану Малиновскому, – 18 лет, самому юному, Константину Данзасу, – 14. Александру Пушкину, как мы понимаем, 15 лет. Мальчишки-лицеисты, признаюсь, особого впечатления не произвели, а вот взрослые…Очень понравился профессор Куницын (его сыграл А.Лыков), любимчик лицеистов, тонкий дипломат и психолог, способный угомонить расшалившихся смутьянов; директор Малиновский (Б.Ступка) -дальновидный ценитель талантов - и граф Аракчеев (Ю. Ицков) -недальновидный служака. Эти актёры составили прекрасный ансамбль. Тайны, интриги, расследования, влюблённость, шалости, дуэли. Всё есть, главного нет – души. Но чем хорош этот фильм, так это прекрасными видами царскосельского парка и размышлениями о том, как из повесы получился гений.
Источник: https://dzen.ru/a/ZH4EEfGF7U2r7S3t
==============
Были ещё два фильма: 1936 года "Путешествие в Арзрум", где Пушкина сыграл прославленный чтец Д.Н.Журавлев
и "Последняя дорога" 1986 года - о Пушкине, но без Пушкина