Отзывы о фильме
«Три тысячи лет желаний»
1
Небылица про одинокую деву Алатейю - гуру в области литературы. Однажды ей в руки попадается сосуд с Джинном внутри, но мудреная опытом дама не спешит загадывать три заветных желания, ибо знает чем обычно заканчиваются подобные истории. Алатейю ждет удивительная беседа об эпохах и цивилизациях, которые застал Джинн, о его душераздирающих историях, позволяющих взглянуть на мир совершенно по-новому...
Горько-сладкая современная сказка о тяжести бытия, где главные герои в гостиничном номере ведут интимную беседу тет-а-тет, которая расцветает до размера вселенной с титаническим размахом. В наше технологичное время, одурманенное гаджетами, человечество обесценило знания о сотворении мира - мифы и легенды стали просто кормом для комиксов о супергероях, но случайная фантастическая встреча Алатейи вернет в бездушный мир немного волшебства и чудес.
Сюжет строится на диалогах ученой девы и загорелого Джинна, пропитанных драмой, трагедией и необдуманными поступками. Кажется, рассказы магического духа наполнены типичными ошибками, регулярно совершаемыми в жизни и будто подводя одну жирную черту, что все люди эгоистичные и способны на предательство. Здесь же иллюстрирована встреча двух разочарованных и одиноких героев: у одной протяженностью в человеческую жизнь, а второй вот уже несколько тысячелетий наступает на одни и те же грабли раз за разом.
Лента философская, заставляющая задуматься о многих вещах, но немного поверхностная и прямолинейная, что может быть и плюсом для тех кто не любит копаться в символизме. Но режиссером выведена закономерная аксиома, что все желания направлены на собственное удовлетворение потребностей без глобальности или блага для других. В этом и есть вся суть людей.
Мораль: прежде чем начать крутить шашни с Джинном, подумайте о нескончаемом множестве его бывших.
В итоге интересная сказочная притча с заделом поразмышлять после просмотра, но правда со скомканным и типичным финальным актом.
7.5 из 10
2
Кошмары бодипозитива
Не очень молодая и не сильно красивая женщина-учёный Алатейя (наверно, это второй фильм после 'Отель 'Гранд Будапешт', где Тильда Суинтон, выглядит, мягко говоря, 'не очень') довольна в своей жизни, как ей кажется, практически всем. Она известный и уважаемый нарратолог (влюблённый в свою профессию), у нее большой и хороший дом с чудесным садиком, пару раз в году Алатейя летает в разные части света на научные конференции, а отсутствие личной жизни кажется ей очень даже привлекательным бонусом, дающим неограниченную свободу (и о, как я ее понимаю!).
Во время очередной поездки в Турцию с героиней начинает происходить нечто странное - ей всюду чудятся персонажи мифов, причем такие, как бы сказать... не особо симпатичные и с какими-то тёмными намерениями. Весьма недвусмысленно намекая, что мир сказок - это тот еще бедлам, жутковатый и неприятный. Но Алатейя списывает свои видения на счет усталости и обострившейся болезни. Пока в одной сувенирной лавчонке на глаза нашей ученой даме не попадается некая симпатичная безделушка, из которой после нехитрых манипуляций вылезает огромный Джинн с добрым лицом Идриса Эльбы.
Джинн просит Алатейю поскорее загадать три желания - эти простые действия освободят его от многолетнего существования в бутылке. Алатейя не торопится - как истинный ценитель мифов, она отлично помнит, что еще ни разу эти самые три желания никому не приносили ничего хорошего. Кочевряжится, в общем, уверяя, что у нее все есть и что этого всего она добилась сама. Джинн настаивает - но поскольку в силу своего характера привык всегда и во всем угождать женщинам, соглашается на просьбу героини кратко изложить своё резюме.
Далее история делает резкий кульбит и нас начинают знакомить, собственно, с теми самыми тремя тысячами долгих лет, которые не научили Джинна ровным счетом ничему. Нашему вниманию одно за другим представляют три основных места бывшей прописки Джинна, и все они находятся где-то далеко на Востоке (причем в последних двух очень сильны мусульманские мотивы). Первая история визуально красивая и грустная, вторая отвратительно красивая (местами просто очень визуально отвратительная) и тоже грустная, а третья мегагрустная, утверждающая вроде бы, что женщина-феминистка - это грустно и непрактично.
Такое ощущение, что основной целью Джорджа Миллера было показать столкновение западной и восточной цивилизаций, где-то за кадром мягко намекая, что наша планета стала бы намного лучше, сумей эти два взгляда на мир и их представители нормально сосуществовать, вступать в интимные отношения и все такое прочее. На деле же в 'восточной' части сказания после чарующей и очень красивой истории с Соломоном и Царицей Савской мы видим неоправданную жестокость, примитивность взглядов на мир и полную безысходность для женщины, которая хочет встать наравне с мужчиной. Когда же нам начинают показывать прелести цивилизации западной, вокруг воцаряются только увядание и дряхлость, мы не видим в кадре ни одного человека моложе пятидесяти, а стареющая Алатейя оказывается глупой девчонкой в глазах совсем древних старушек-соседок (кстати, по ходу дела, лесбиянок). Во время прогулок в парке нам вроде бы покажут какие-то более молодые пары, но за такой глубиной резкости, что точно определить их действительный возраст и пол окажется абсолютно невозможным.
В данной ситуации абсолютным центром повествования окажется Алатейя и ее более молодой внешне (несмотря на фактический солидный возраст) Джинн. Но, если честно, как только нам начали намекать на интимную связь между этими двумя, я всерьез испугалась за здоровье Алатейи, ибо оператор неустанно демонстрирует нам, что чисто физически в данной паре мужчина ровно в два раза крупнее женщины, являясь к тому же, очевидно, представителем абсолютно другого вида (интересно, что с восточными дамами разницу в росте и комплекции авторы решили вообще не обозначать).
Попутно картина посмеется над практически всеми моральными достижениями современной цивилизации (отчетливо маскируя их под семь смертных грехов), особенно над феминистками и сторонницами бодипозитива (двухсоткилограммовые сальные тела с отвисшими до колен прелестями и небритыми подмышками могут изрядно напугать неподготовленного зрителя, за что, видимо, фильм получил рейтинг 18+).
Чисто по ощущению 'Три тысячи лет желаний' (в оригинале куда как более точное и меткое 'Три тысячи лет ожидания' или даже 'Три тысячи лет тоски') могли бы стать почти копией 'Любовников' Джармуша, только с новомодной повесткой (у нас обязательно должен быть один африканец на главной роли) - но в итоге, пообещав изначально так много и так красиво, оставляют после просмотра лишь неизбывную грусть и острое чувство безысходности. При этом и Суинтон, и Эльба действительно великолепны в своих ролях, а то, как камера любуется телами второстепенных актеров - это порой фактически визуальный оргазм.
С моей точки зрения, очень спорный и логически незавершенный фильм - но как минимум его первую половину я бы не отказалась посмотреть еще энное количество раз.
7 из 10
3
Такого давно не делали в Голливуде...
Тильда Суинтон всегда и везде (кроме разве что 'киновселенной' Марвел, где визуальный ряд нещадно превалирует над всеми прочими) - это глубокая созерцательность в купе с философской работой мысли и лёгкостью передачи результата на расстояние зрительского восприятия. То есть, волшебная Тильда - это вечное ожидание чуда, которое почти всегда оправдывается. Новый фильм Миллера как раз тот случай. И не важно, кого играет актриса, в какие дебри своего внутреннего мира она нас заводит, рожденное в итоге ощущение легкости и удовольствия от соприкосновения с душой этой удивительной женщины - главное чудо этого фильма.
Эдрис Эльба в сегодняшнем толерантном кинематографе - крепко эшелонированная крепость брутальности, которая сегодня, особенно после выхода на красную дорожку Брэда Питта в юбке, являет собой уходящую натуру мужественности в кино. А он такой, даже исполняя роли сверх... и даже совсем не людей. Ну а то, что он еще и актер высокого класса и упоминать не стоит - и так всем известно.
Собственно, сюжет этого фильма можно охарактеризовать коротко: встретились два одиночества - консервативная, погрязшая в анализе нарративов дама со странностями и выпушенный (после длительного заточения) из красивой бутылочки Джин с замашками бонвивана и судьбой извечной жертвы несчастной любви. Слава Создателю - влюбляется Джин исключительно в представительниц слабого пола -за что Миллеру отдельное спасибо. И вообще, фильм практически свободен от современной гендерной повестки, что очень положительно влияет на его атмосферность, так поражающую зрительское восприятие. Похожего давно уже не было в Голливуде, но именно это когда-то составляло его главную ценность.
Есть в фильме неуловимая магия, ведь не случайно же внимание не ослабевает ни на миг, хотя действие полностью сосредоточено на диалоге (глубоком и весьма не простом по сути) двоих этих героев. И хотя первую скрипку здесь однозначно играет Тильда, Эльба очень гармонично включает в него свой голос, демонстрируя не только хорошую работу в паре с этой гениальной актрисой, но и весьма богатые актерские способности. Так неожиданно яркий брутал оказывается еще и тонким лицедеем, обладающим богатым набором актерских возможностей. Что само по себе безусловный успех фильма.
Джордж Миллер, прогремевший некогда пост-апокалиптичным «Безумным Максом», затем неожиданно разлившийся 'розовым маслом' «Бейбы», нашкодивший анимационной историей пингвинов в «Делай ноги», от души похохмивший в «Иствикских ведьмах», представил нам еще одну грань своего режиссерского диапазона - по-восточному нарядную и мудрую сказку про любовь. Про то заветное чувство, которого уже не ждешь, но, вдруг, осознаешь, как свое самое главное, заветное желание. А потом отказываешься от него, сознавая, что это еще и самая большая и главная жертва. Ради которой, возможно, ты и пришел в этот мир.
Немного щемящий, но такой 'звонкий' финал создает ощущение легкой грусти, (простите) светлой зависти и... душевной легкости - чудо свершилось.
10 из 10