27.01. 1940 - премьера фильма «Подкидыш» режиссера Татьяны Лукашевич по сценарию Рины Зеленой и Агнии Барто. Главные роли сыграли Вероника Лебедева, Фаина Раневская и Петр Репнин
Интересные факты про фильм «Подкидыш»
Во второй половине 1930-х годов Агния Барто и Рина Зеленая написали сценарий о поисках девочки, ушедшей из дома и отправившейся гулять по московским улицам. В ту пору соавторы не имели опыта работы с литературно-драматургическим материалом для кинематографа и даже не заключили предварительный договор со студией; тем не менее их произведение, получившее название «Подкидыш», было принято на «Мосфильме» в первом же варианте.
Редакция киностудии не внесла в предложенную соавторами историю ни одной поправки, и в 1939 году фильм, режиссером которого назначили Татьяну Лукашевич, был запущен в производство. В процессе работы в сценарий стали вноситься дополнения. Так, в авторской версии отсутствовала фраза «Муля, не нервируй меня!» - эту реплику, адресованную своему экранному «супругу» - артисту Петру Репнину, произнесла в паузе между дублями Фаина Раневская. Замечание актрисы показалось создателям «Подкидыша» удачным, и непроизвольный элемент диалога органично вошел в картину Начав работать над сценарием, Рина Зеленая и Агния Барто решили, что роли взрослых героев «Подкидыша» будут исполнять их любимые артисты. Образы Ляли и холостяка Евгения Семеновича (в сценарии он назван Иваном Семеновичем) создавались с учетом актерской органики Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Режиссера Татьяну Лукашевич устроили эти кандидатуры. Согласие артистов также было получено.
Плятт, игравший в ту пору в Театре-студии Юрия Завадского, но почти не имевший опыта работы в кино, сразу выразил готовность принять участие в съемках.
Раневская, не очень довольная своей творческой биографией, впоследствии признавалась, что в 1930-х годах ее отношения с кинематографом складывались непросто. После дебюта в фильме «Пышка» Фаина Георгиевна и актриса Камерного театра Нина Сухотская поклялись на Воробьевых горах, что на экране больше не появятся: «Так нас вымучил этот сарай Москинокомбината». Тем не менее Раневская приняла приглашение сценаристов и режиссера «Подкидыша» - по уточнению Рины Зеленой, исключительно «из дружеских женских чувств».
До работы в «Подкидыше» Татьяна Лукашевич уже обращалась к так называемой «детской» теме - в 1937 году она сняла фильм «Гаврош», повествующий о юном парижском гамене, погибшем на баррикадах. Постановка следующей картины - о поисках ушедшей из дома девочки - дала режиссеру новый профессиональный опыт. Как рассказывала впоследствии Лукашевич, при подготовке к первому съемочному дню ее ассистенты принесли на площадку у Чистых прудов необходимый реквизит - разложили на скамейках игрушки, расставили заводные автомобили и трехколесные велосипеды.
Территорию, прилегавшую к месту съемок, перекрыла милиция. Взрослые и юные артисты, в том числе воспитанники детских садов, приглашенные для участия в массовых сценах, час за часом ждали команду «Мотор!». Однако «ни один полезный метр не был снят в этот день». Исполнительница роли Наташи Вероника Лебедева капризничала и не реагировала на уговоры членов съемочной группы - по словам Лукашевич, «она была избалована до предела». Рина Зеленая, наблюдавшая за процессом в качестве соавтора сценария, назвала начальный этап работы «совершенной катастрофой».
Фильм Татьяны Лукашевич предвосхитил жанр «городских прогулок», к которому позже, в годы оттепели, обратились создатели таких картин, как «Человек идет за солнцем», «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве». Москва для героини «Подкидыша», отправившейся в первое самостоятельное путешествие, - это пространство, которое девочка воспринимает как территорию для игр и приключений. Большой мир, возникший перед Наташей за порогом ее дома, полон открытий - девочке одинаково интересны и вышагивающий по бульвару бульдог, и продаваемые на улице воздушные шары, и внезапно хлынувший летний дождь. Город в картине представляет собой комфортную и безопасную для ребенка среду - в нем живут доброжелательные милиционеры, приветливые дворники, ответственные воспитатели; по замечанию писателя Леонида Костюкова, единственная «угроза», исходящая от москвичей, связана с их желанием удочерить потерявшегося ребенка.
Москва в «Подкидыше» выглядит «образцовым социалистическим городом» - это касается и организации жизни, и поведения горожан. Маршрут девочки начинается с Бульварного кольца, которое предстает перед зрителем как идеальное место для отдыха и семейных прогулок. Прилегающие к бульвару дворы «буквально дышат порядком», а здания воспринимаются как «вместилища удобных просторных квартир».
Семья Наташи живет на Чистопрудном бульваре, № 14, строение 3. Здание, украшенное барельефами с изображением сказочных животных и птиц, горожане называли Дом со зверями. Этот доходный дом церкви Троицы на Грязех был построен в 1908-1909 годах для прихожан; часть квартир сдавалась в аренду. Архитектором проекта был Лев Кравецкий, узоры на барельефах создал художник Сергей Вашков. В момент съемок здание имело четыре этажа с полуподвалом. В 1945 году произошла реконструкция, дом стал семиэтажным, исчезли балконы. Когда девочка выходит на улицу, зритель видит проезжающий трамвай с литерой «А», именуемый «Аннушкой». Маршрут «А», следовавший по Бульварному кольцу, появился в 1911 году. Кольцевое движение «Аннушки» прекратилось в 1930-х годах.
В одной из сцен «Подкидыша» в кадр попадает двухэтажный троллейбус. Это транспортное средство эксплуатировалось в Москве с конца 1930-х до начала 1950-х годов. В 1937 году первый двухэтажный троллейбус, рассчитанный на одновременную перевозку большого количества пассажиров, был приобретен Советским Союзом у Английской электрической компании. На основе этой машины Ярославский автозавод изготовил десять троллейбусов ЯТБ-3. Троллейбус обслуживался одним водителем и двумя кондукторами; на втором этаже разрешалось курить. Существует несколько версий, почему двухэтажный троллейбус не прижился в Москве. Одна из них связана с проблемами эксплуатации: сеть для «экзотической новинки» пришлось поднимать на один метр, и это создавало неудобства для водителей обычных троллейбусов.
Во время поисков Наташи герои картины оказываются на Никитском бульваре, № 9, возле Дома полярников. Он был построен в 1936 году для работников Главсевморпути. В конце 1930-х в нем поселились герои-папанинцы, за судьбой которых на дрейфующей станции следила вся страна. По словам Маолы Ушаковой, дочери исследователя Арктики Георгия Ушакова, в Доме полярника было всего 45 квартир. В них в разные годы жили Герои Советского Союза Анатолий Ляпидевский, Михаил Белоусов, Петр Ширшов и другие.
В сцене «Газировка» Ляля, обращаясь к продавцу прохладительного напитка, произносит: «Меньше пены!» Это требование было связано с тем, что при сильном напоре воды в стакане могла образоваться «пенная шапка». В довоенной Москве газированную воду можно было купить в магазинах и на двухколесных уличных тележках, которые комплектовались баллоном с углекислотой и были оснащены емкостями для сиропа и «фонтанчиками» для мытья стаканов. Покупатель имел возможность выбрать либо «чистую» воду, либо воду с сиропом.
Заключительный этап поисков девочки происходит на ВСХВ. Как отмечал Виктор Шкловский, длинный проезд по выставке не имеет прямого отношения к сюжету - персонажи попадают на ее территорию через арку северного входа и далее перемещаются на автомобилях ГАЗ-А и ГАЗ-М1 мимо павильонов и других объектов. По словам исследователя Бориса Пинского, включение в картину сцен на ВСХВ было связано с выполнением пропагандистских задач: выставка открылась за пять месяцев до выхода фильма в прокат и нуждалась в рекламе. В «Подкидыше» впервые в советском кино был показан памятник «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Семь лет спустя, в 1947 году, изображение этой скульптуры стало эмблемой «Мосфильма».
В годы войны негатив «Подкидыша» был утрачен. Ленту удалось восстановить благодаря позитивной копии, сохранившейся в Госфильмофонде СССР.