"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Гончаров, Иван Александрович- классик русской литературы


Гончаров, Иван Александрович- классик русской литературы

Сообщений 1 страница 20 из 25

1

Гончаров , Иван Александрович - выдающийся русский писатель, классик русской литературы

Ужели вам не наскучило слышать и читать, что пишут о Европе и из Европы?

Иван Гончаров, «Фрегат «Паллада»

210 лет назад родился Иван Гончаров. Автор «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Обрыва» первым из русских классиков побывал в Китае, Корее и Японии, проехал через всю Сибирь и написал удивительную книгу «Фрегат «Паллада».

https://stuki-druki.com/aforizms/Goncharov02.jpg

Иван Александрович Гончаров.
Родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске - умер 15 (27) сентября 1891 года в Санкт-Петербурге.
Русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

Биографии многих классиков русской и мировой литературы подчас напоминают остросюжетные романы: трагические любовные истории, непредсказуемые повороты судьбы, семейные драмы. Иван Александрович Гончаров вряд ли смог бы похвастаться всем этим. Тонко чувствующий и одаренный непревзойденным писательским талантом, он предпочитал воплощать настоящую, многообразную жизнь на страницах своих произведений, нежели наслаждаться ею самому. Одиночка, затворник, панически боявшийся любых потрясений, он никогда не был женат, сторонился общества и очень осторожно сходился с людьми. Но все-таки есть в его биографии немало интересного.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Гончаров вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют собой своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60 годов XIX века.

0

2

Отец и мать Гончарова, Александр Иванович (1754—1819) и Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина; 1785—1851), принадлежали к купеческому сословию.
https://biograph.online/wp-content/uploads/2022/03/18936d6ca3a3db62.jpeg
Иван Гончаров в детстве

Отец, будучи представителем крупной купеческой фамилии, настаивал, чтобы молодой Гончаров пошел по его пути и занялся коммерческой деятельностью.

Мать, Авдотья Матвеевна Шахторина, была равна мужу по социальному положению. В отличие от многих современниц она  слыла очень начитанной. Об этом вспоминал и сам Гончаров, высоко оценивая таланты и склонности своей матери. Писатель ее уважал, называл своим нравственным ориентиром.

В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками, проходило детство будущего писателя.

Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров описал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Воспоминания о детстве Обломова — это воспоминания самого Гончарова. Он родился в Симбирске в 1812 году в зажиточной купеческой семье. Гончаровы жили в большом каменном доме в самом центре города, с обширным двором и садом.

В автобиографическом очерке «На родине» Иван Александрович так описывал дом детства: «Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичником и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки — все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня…»

Хотя у мальчика была старшая сестра и брат, а позже появились ещё две сестры, он рос баловнем. Никто не следил за тем, что он читает, где гуляет, с кем и во что играет.

Когда Ване Гончарову было 7 лет, его отец скоропостижно скончался и воспитанием ребёнка занялся крёстный — бывший моряк Николай Николаевич Трегубов, который несколько лет обучал мальчика различным наукам, готовя его к поступлению в коммерческое училище.

В итоге Иван Александрович поступил в училище, затем в Московский университет, а в родной Симбирск вернулся уже после окончания вуза. И с ужасом заметил, что за прошедшие годы в его имении ничего не изменилось, люди живут будто бы в сонном царстве.

Как и Обломов, который за 12 лет жизни в Петербурге ни разу не навещает своё имение, Гончаров не отличался хозяйственностью. Он бывал в Симбирске после окончательного переезда в столицу лишь дважды: 37- и 50-летним. Дом, который завещанием матери назначался сыновьям, Иван Александрович полностью передал старшему брату, забрав свою часть наследства деньгами.

0

3

В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.
https://biograph.online/wp-content/uploads/2022/03/ivan-goncharov-v-detstve.jpg
Гончаров в детстве

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище.

Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература.

0

4

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами.

Заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров.

Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Барышев, Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

0

5

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничего не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю.

После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей-либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

0

6

https://biograph.online/wp-content/uploads/2022/03/Goncharov.jpg

В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Аполлоновича Майкова — Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов.

Здесь в 1846 году Гончаров читает критику к своему роману "Обыкновенная история". Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни».

Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

0

7

В середине XIX века начинается соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской империи и Соединённых Штатов Америки (которые в ту пору принято было называть в России Северо-Американскими Соединёнными Штатами, сокращённо — САСШ). Главным объектом русско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. Прибытие иностранца на японскую землю каралось смертной казнью, и лишь для китайских и голландских кораблей с 1641 года было сделано небольшое исключение — им разрешалось заходить для торговли в порт Нагасаки.

И России, и Америке очень хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской — коммодор Мэтью Перри.

Русская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений в Северной Америке — на Аляске. Обе экспедиции увенчались успехом — японцы подписали и с Соединёнными Штатами (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Коммодор Перри, прибывший в Японию в 1853 году со своей эскадрой для демонстрации военной мощи Америки, просто-напросто запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу — город Эдо (сейчас Токио). Адмирал Путятин 10 августа 1853 года прибыл в порт Нагасаки для проведения мирных переговоров, никаких прямых угроз не высказывал и добился положительных результатов для России, а в 1855 году, через 2 года, закрепил налаженные отношения в договоре.

0

8

В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина.

С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись на берегу Охотского моря, в Аяне, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.

Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855—1857) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.

Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

0

9

После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она, по крайней мере, была непосредственно связана с литературой. Представление о цензоре как о тупом и жестоком гонителе вольной мысли присутствовало в очень недалёких слоях общества, но прогрессивные люди прекрасно понимали положительное действие цензуры того времени.

Вскоре Гончаров в 1867 году вышел в отставку, ибо трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. Гончаров уже опубликовал роман «Обломов» в 1859 году. В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса».

Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением — романом «Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил «на вольных хлебах».

0

10

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные устои.

Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию.

Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества. «Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после окончания работы над произведением жизнь его сложилась очень трудно.

Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

0

11

Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

0

12

0

13

0

14

0

15

Принц де Лень

В те годы популярным автором был австрийский дипломат принц Шарль-Жозеф де Линь, который служил в России, — его мемуары и очерки были написаны с юмором и самоиронией, поэтому их быстро разобрали на цитаты. По аналогии с фамилией модного литератора Гончарова в кружке Майкова прозвали Принцем де Ленем за его нерасторопность и любовь к комфорту. А каким ещё мог быть автор «Обломова»?

Принц де Лень. Именно так друзья прозвали писателя из-за частых приступов апатии и, казалось бы, полного равнодушия к жизни. Тот, однако, не обижался, даже посмеивался над шутками, подписывая этим именем некоторые свои письма. Впрочем, неторопливый образ жизни Гончарова впоследствии заставил критиков и литературоведов предположить, будто своего самого известного персонажа, Обломова, автор писал с себя.

И хотя документального подтверждения гипотезы не существует, между писателем и его героем и впрямь есть кое-что общее. Оба идеалисты и мечтатели, чьи грезы никогда не имели шанса осуществиться. Помимо прочего, Гончаров, как и Обломов, родился в российской глубинке — в Симбирской губернии — со своими, веками складывавшимися особыми правилами и устоями, которые прозаик нежно любил. Он редко торопился и предпочитал проводить время за размышлениями в полном уединении, лишь изредка выбираясь из дому.

О себе он говорил: «Я с детства, как нервозный человек, не любил толпы, шума, новых лиц! Моей мечтой была... умеренность, кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей. Это впоследствии назвали во мне обломовщиной».

Медлительность и своего рода апатичность проявлялись у Гончарова и в построении карьеры: окончив Императорский Московский университет в 1834 году, он долгое время служил простым секретарем симбирского губернатора, а после — переводчиком иностранной переписки в Петербурге. Будни текли ровно, не изобиловали поворотами и событиями. Он будто бы избегал полноводной жизни, боялся каждого ее проявления, как и его персонаж.

0

16

https://images.eksmo.ru/images/goncharov_03-min.jpg
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1979

Тайная влюбленность

Есть и еще одна история, которая косвенно подтверждает, что в своем Обломове Гончаров вывел себя. В 1835 году, вскоре после окончательного переезда в Петербург, судьба свела писателя с семьей Майковых. Представители этой фамилии были хорошо известны в столице. Художники и литераторы, они зарекомендовали себя в обществе как артистичные и уважаемые люди. Попав к ним на заре своей писательской карьеры, Гончаров так и оставался всю жизнь возле гостеприимного дома, а после повстречал там свою «Ольгу Ильинскую».

Екатерина Майкова (в девичестве Калита) вошла в семью в 1852 году, став женой одного из Майковых. Совсем юная (ей едва исполнилось семнадцать), обаятельная, обладающая острым живым умом, она быстро покорила и родственников мужа, и Ивана Гончарова. К тому же девушка не была обделена писательским талантом, и специально для нее супруг, известный издатель, создал несколько литературных журналов. Все это, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, неосознанно влекло автора «Обломова», он подолгу беседовал с Екатериной, а после и вовсе сообщил в одном из писем критику Ивану Льховскому:

«Будь мне 30 лет и не имей она мерзкой привычки любить Старика [мужа], я бы пал перед ней на колени и сказал: „Ольга Ильинская, это ты!“»

Интерес Гончарова к Майковой привел к тому, что в обществе даже стали поговаривать о влюбленности писателя в замужнюю даму. Однако сам он рьяно опровергал все домыслы, уверяя, будто Екатерина для него лишь образец безусловного ума и красоты, точно так же как Ильинская для Обломова. История так и осталась неоконченной, подтверждения, что у Гончарова был роман с Майковой, нет. А обо всем остальном нам остается только догадываться.

0

17

https://images.eksmo.ru/upload/iblock/969/60eph97slppkd1slxrj58m09eovj8oiv/l_min.jpg
Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя — 1891) / Портрет Ивана Гончарова. Майков Н.А, 1860 . Музей И.А. Гончарова / Музей И.А. Гончарова

Дружил с Тургеневым, но обвинил того в плагиате и вызвал на дуэль

Двух великих писателей в 1847 году познакомил критик Виссарион Белинский. Классики были почти ровесниками, так что быстро сошлись и даже завязали дружескую переписку. Они регулярно посылали друг другу свои произведения и встречались, и трудно было вообразить, что однажды литераторы поссорятся. Более того, Гончаров, несмотря на свою видимую апатичность и мягкость, даже вызвал Тургенева на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.

Все случилось спустя десять лет безупречного общения. В 1858-м Иван Тургенев дописал «Дворянское гнездо» и созвал на обед близких приятелей, включая Гончарова, где зачитал едва оконченное произведение, после чего был обвинен в беззастенчивом плагиате. Гончаров на глазах у общих знакомых сообщил, что большая часть персонажей и сюжетных линий украдены из его неоконченного «Обрыва», а также потребовал от Тургенева убрать из романа внушительную часть эпизодов. Не желая портить многолетнее знакомство, Тургенев выполнил его просьбу. Казалось, конфликт был улажен, но на деле это было лишь обманчивое затишье перед бурей.

«Белинский сказал однажды при нем про меня: „Другому его романа стало на десять повестей, а он все в одну рамку уместил!“. И Тургенев буквально исполнил это, наделав из „Обрыва“ „Дворянское гнездо“, „Отцы и дети“, „Накануне“ — возвращаясь не только к содержанию, к повторению характеров, но даже к плану его!»

Из дневников И. А. Гончарова
Уже через два года состоялась публикация романа Тургенева «Накануне», и вновь автор был обвинен Гончаровым в подражании все тому же «Обрыву». Во второй раз Иван Сергеевич обиды не снес и предложил Ивану Александровичу устроить третейский суд. На нем же критиками и цензорами было установлено, что произведения хоть и имеют некоторые общие черты, но все-таки не повторяют друг друга. А схожесть можно объяснить тем, что, по словам экспертов, оба текста «возникли на одной и той же русской почве». Несмотря на, казалось бы, мирное урегулирование разногласий, после этого случая Тургенев навсегда прервал общение с Гончаровым.

0

18

https://images.eksmo.ru/images/goncharov_01-min.jpg
Иллюстрация Д. Боровского к роману «Обрыв»

Был мнительным, но обаятельным

Обвинение давнего приятеля в плагиате было в биографии Ивана Гончарова вовсе не случайным. На протяжении всей жизни писатель славился своей мнительностью, лишь усиливавшейся с годами. Вместе с тем были в личности литератора и другие особенности, которые никак нельзя было списать на дурной характер. Считается, будто своими странностями Гончаров обязан неравному браку родителей: мать была намного младше отца, что, вероятно, и стало причиной нервных расстройств писателя.

Филолог и литературовед Леонид Юферев отмечал, что Гончаров с молодости отличался от других. Будучи обаятельным и приятным внешне, он будто бы боялся женщин, хотя и тянулся к ним, умел завоевывать их внимание. «Но обычно он не доводил свои ухаживания до конца, — пишет Юферев, — какая-то осторожность, недоверчивость к себе и другим удерживала его от того, чтобы сойтись с женщиной или жениться на девушке. Если же предмет его выходил замуж, то у него вспыхивала какая-то неосновательная ревность к сопернику».

0

19

=Spoiler написал(а):

https://refdb.ru/images/1435/2869589/2b56b6c3.jpg

Общая неспособность доводить дела до конца распространялась на всю жизнь Гончарова. Ввязываясь в конфликты, он быстро сдавался и отступал, а все его романтические увлечения оканчивались тем, что девушки заключали брак с другими. Даже писательство, отдушина и источник вдохновения Гончарова, давалось ему с трудом. Каждое произведение он создавал не по одному году. Так, «Обыкновенная история» была в работе с 1844 по 1847-й, на «Обломова» потребовалось более десяти лет, а задуманный еще в 1849-м «Обрыв» увидел свет лишь в 1869-м.

Гончаров так и не завёл семьи. Когда в 1878 году умер его слуга Карл Трейгут, оставив вдову с тремя малолетними детьми, писатель взял на себя заботу о них-.эти дети были обязаны ему и воспитанием и образованием.

Под конец жизни Гончаров и вовсе сделался затворником, почти не выходил в свет, предпочитая проводить время в компании своей любимой собачки Мимишки. По воспоминаниям Николая Барсова, преподавателя и хорошего знакомого писателя, Иван Александрович на закате жизни жил «почти анахоретом, в довольно скучной обстановке, все время в одной и той же сумрачной квартире на Моховой, во дворе, в первом этаже, в которую не проникало солнце».

Умер Иван Гончаров в сентябре 1891 года от воспаления легких, предварительно уничтожив в камине большую часть своих рукописей и писем. Перед смертью литератор просил не публиковать его личных переписок и дневников, а судить о нем лишь по его творениям.

0

20

Биография Ивана Гончарова. Кратко

Русский писатель Иван Александрович Гончаров родился 18 июня (6 июня по старому стилю) 1812 года в городе Симбирске (с 1924 года – Ульяновск) в купеческой семье.
Начальное образование в 1820-1822 годах Гончаров получил в частном пансионе.
С 1822 года по 1830 год учился в Московском коммерческом училище, затем в 1831-1834 годах на словесном отделении Московского университета.
После окончания университета с 1834 года по апрель 1835 года Гончаров служил секретарем канцелярии губернатора Симбирска. В 1835 году переехал в Петербург и поступил на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов переводчиком.

Подрабатывал частными уроками латыни и русского языка. Среди его учеников были дети художника Николая Майкова. На литературных вечерах в доме Майковых Гончаров познакомился с Федором Достоевским, Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым. Встречи с ними вдохновили начинающего прозаика, и он стал сочинять литературные произведения.
В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье ("Подснежник" и "Лунные ночи") вышли первые рассказы и очерки писателя, среди которых "Лихая болесть", "Пепиньерка", "Лунные ночи". Тогда же Гончаров попробовал себя в поэзии. Он опубликовал стихи "Тоска и радость", "Весны пора прекрасная минула…".
Первые стихотворные опыты Гончарова были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк "Иван Саввич Поджабрин" (написан в 1842 году, опубликован в 1848 году). В 1846 году Гончаров познакомился с Виссарионом Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя.
В середине 1840-х годов Иван Гончаров начал писать свой первый роман "Старики". Книгу он не закончил и уничтожил. Писатель считал, что его роман слишком похож на повесть Николая Гоголя "Старосветские помещики".
Следующим крупным произведением Гончарова стал роман "Обыкновенная история" о жизни провинциального дворянина Александра Адуева. В 1847 году "Обыкновенную историю" опубликовали в журнале "Современник", а через год она вышла отдельным изданием.
С 1852 года по 1854 год Иван Гончаров в качестве секретаря экспедиции под начальством адмирала Евфимия Путятина участвовал в кругосветном плавании на военном корабле "Паллада".
Участники экспедиции должны были заключить торговый договор с Японией, которая тогда была закрыта для иностранцев, а также посетить Аляску и острова Российской империи в Тихом океане. Гончаров должен был вести на корабле судовой журнал, переводить иностранные документы и составлять "летопись похода".
Прозаик посетил Великобританию, Португалию, Сингапур, Китай. Из поездки он отправлял друзьям и родственникам письма, в которых описывал жизнь в иностранных государствах. Еще Гончаров вел дневник с путевыми заметками. Позднее эти записи стали основой книги очерков "Фрегат "Паллада". В произведение вошли и заметки Гончарова о Сибири и Дальнем Востоке. Из-за того, что состояние "Паллады" было плохим, писателю пришлось возвращаться в Петербург по суше.

В Петербург Иван Гончаров вернулся в феврале 1855 года. Через несколько месяцев в журнале "Отечественные записки" вышел его первый рассказ о путешествии на "Палладе" – "Ликейские острова". В следующие несколько лет очерки выходили в журналах "Современник", "Морской сборник" и "Русский вестник". А в 1858 году они вышли отдельной книгой под названием "Фрегат "Паллада".
В 1855 году Гончаров вернулся на службу в департамент. С 1856 года он работал цензором в Петербургском цензурном комитете. В 1857-1858 годах Гончаров, сохраняя должность цензора, преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу.
В 1859 году был опубликован второй роман писателя "Обломов", который он начал писать в 1847 году. Критики хвалили писателя за правдивый образ доброго, но ленивого помещика Ильи Обломова и достоверное изображение России.
В 1860 году Иван Гончаров стал членом-корреспондентом Академии наук по отделению языка и словесности.

В 1862-1863 годах был главным редактором правительственной газеты "Северная почта".
С июня 1863 года Гончаров служил в Совете по делам книгопечатания, с апреля 1865 года – в Совете Главного управления по делам печати; в качестве "цензора цензоров" курировал ряд периодических изданий. В конце 1867 года Иван Гончаров вышел в отставку.
В 1869 году был опубликован последний роман Гончарова "Обрыв".
В последние годы жизни Гончаровым были написаны очерки "Слуги старого века", "Превратность судьбы", рассказ "Литературный вечер", критические статьи. В статье "Мильон терзаний" Гончаров дал тонкую оценку комедии "Горе от ума" Александра Грибоедова и ее сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Гончарова о собственных сочинениях: "Предисловие к роману "Обрыв" (1869, опубликовано в 1938), "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв" (1876, опубликовано в 1895), "Лучше поздно, чем никогда" (1879). В январе 1891 года вышел очерк "По Восточной Сибири. В Якутске и Иркутске", в июле Гончаров закончил очерк "Май месяц в Петербурге" – о доме на Моховой улице, где писатель прожил более 30 лет, в августе – "Превратность судьбы" и "Уха" (опубликованы посмертно). Позднее были напечатаны "Поездка по Волге" (1873-1874), "Рождественская елка" (1875).

27 сентября (15 сентября по старому стилю) 1891 года Иван Гончаров скончался. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В советское время могилу Ивана Гончарова перенесли на "Литераторские мостки" Волковского кладбища.

Гончаров вошел в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 1840-1860-х годов.
Улицы имени Гончарова находятся во многих городах России.
В родном городе Гончарова Ульяновске немало достопримечательностей, связанных с именем писателя. В исторической части Ульяновска, в сквере на месте разрушенного в середине 1930-х годах Спасо-Вознесенского собора, в котором Гончаров был крещен, установлен памятник писателю. Также в исторической части города расположен памятник-бюст писателя.
В Ульяновске имя Гончарова присвоено Центральной городской библиотеке,  Ульяновскому областному драматическому театру, Ульяновскому областному краеведческому музею.

В 1912 году была установлена беседка-памятник Ивану Гончарову на волжском обрыве, в местах, которые Гончаров описал в романе "Обрыв". В 1967 году после сооружения Куйбышевского водохранилища перенесена на новое место. В 2008 году были начаты работы по реконструкции беседки-памятника, в результате чего она была выполнена заново из белого мрамора. Торжественное открытие состоялось 30 апреля 2009 года.
В 2005 году в Ульяновске был установлен "Философский диван Обломова" как памятник Ивану Гончарову и Обломову, герою его всемирно известного романа.
В 2006 году была учреждена всероссийская литературная премия имени И.А. Гончарова.
В 2012 году в Ульяновске был открыт Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова. Центр-музей был создан в доме, где родился и жил Иван Гончаров, на базе существовавшего с 1982 года Историко-литературного музея И.А. Гончарова.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Гончаров, Иван Александрович- классик русской литературы