"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Эдуард Мане

Сообщений 21 страница 39 из 39

1

https://i.imgur.com/OHtcUtsm.jpg
Эдуард (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet [edwaʁ manɛ];
23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) —
французский живописец, гравёр,
один из родоначальников импрессионизма.  https://i.imgur.com/cMpscwkm.jpg

Эдуард Мане (фр. Édouard Manet) родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Рисовать он начал еще в колледже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.

В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию.

Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.

+3

21

https://i.imgur.com/0xUrSCIm.jpg
Эдуард Мане.
«Женщина в мехах. Портрет Мери Лоран».
1882.
Частная коллекция.

+1

22

https://i.imgur.com/bpPjTy6m.jpg
Эдуард Мане.
«Женщина с кошкой. Портрет мадам Мане».
1882-1883.

+1

23

https://i.imgur.com/vCAJTNPm.jpg
Эдуард Мане.
«Женщины, пьющие пиво». 1878.

В последние годы жизни Мане увлекся пастелью. Эта техника привлекала его, прежде всего, возможностью внести в произведение ощущение спонтанности. Пастель позволяет создавать мягкую, бархатистую фактуру.

Скорее всего, именно поэтому художник в это время все чаще писал женские фигуры пастелью, а не маслом.

Многие пастели Мане оставались простыми портретами, однако среди работ, созданных в этой технике, встречаются и удивительные жанровые сценки, наполненные непобедимым духом обыденной жизни, — это, например, «Женщины, пьющие пиво» или «Женщина, поправляющая подвязку» .

Обе пастели написаны приблизительно в 1878 году. Мане был не одинок в своих исканиях. В его времена пастель пережила свое второе рождение — особенно ее любили импрессионисты.

https://i.imgur.com/4eRFdo2m.jpg
Эдуард Мане.
«Женщина, поправляющая подвязку».
1878 – 1879.

К слову сказать, в 1870 году во Франции появилось даже Ассоциация художников, работающих пастелью.

+2

24

https://i.imgur.com/MBCmhkRm.jpg
Эдуард Мане.
«Женщина с золотой булавкой».
1879.
Частная коллекция.

+1

25

Анри Перрюшо.

"Эдуард Мане".

Увековечить этих нимф стремлюсь.
Столь лучезарен
Легкий их румянец, что в воздухе витает,
Напоенном ленивою дремотой

Малларме. Послеполуденный отдых фавна.

(*Перевод В. Н. Прокофьева.).

Париж 1878 года имеет праздничный вид. 1 мая, в день открытия Всемирной выставки, в окнах вывешено 300 тысяч флагов. Ужасы 1870-1871 годов не забыты, но отошли в прошлое. Повсюду царит веселое и заразительное оживление. На приемах у Мане толстяк Эммануэль Шабрие садится за фортепьяно и напевает куплеты Пала из своей оперы-буфф «Звезда».

На этих приемах - как, впрочем, и в мастерской - народу бывает все больше и больше. Людей самых разных: завсегдатаев Бульваров, клубов, биржи и скачек, промышленников, финансистов, бездельников, снобов и, конечно же, женщин, много женщин, сплошь очень элегантных. Шляпы, украшенные перьями, соседствуют с цилиндрами, платья от Ворта с визитками, скроенными знаменитыми портными. Бывать у Мане считается нынче хорошим тоном.

Изо всех сил стараясь скрыть свои тревоги, Мане шутит, смеется.

Нога периодически болит. Случаются головокружения. Порой ему кажется, что он того и гляди упадет, что земля начинает уходить из-под ног. Что с ним происходит, скажите? Он советуется с доктором Сиредэ - тот отвечает уклончиво, но всячески успокаивает.

Быть может, излишне успокаивает. Так или иначе он не заглушает опасений Мане, хотя художник и пытается убедить сам себя, заглушить тревогу разумными доводами. Боли, нога, не дающая ему покоя, - все это, если поразмыслить, объясняется чрезвычайно просто: у него ревматизм - так же как у многих членов их семьи, как у отца, кузена Жюля де Жуи. Укус змеи - полноте! Что за детские фантазии! Сколько раз на протяжении жизни Мане каялся, вспоминая о своем юношеском бунте; неужели теперь, в сорок шесть лет, ему придется расплачиваться за мальчишеские глупости? Это обыкновенный ревматизм!.. Нет, ему не отделаться от преследующей, угнетающей его мысли. И рядом с видением бразильских джунглей всплывает образ отца...

Мане хочет отвлечься работой, окунается в нее с каким-то нетерпеливым жаром. Кто может заподозрить, что с ним происходит что-то? Он умалчивает о приступах изводящих его физических страданий, о головных болях, об онемении, которому периодически бывает подвержена левая нога. Делая вид, что настроение превосходно, здоровье - лучше некуда, он пытается ввести в заблуждение друзей и посетителей. Он охотно убедил бы в том и самого себя, если бы только мог, если бы не был вынужден слишком часто, оставив кисти, ложиться отдыхать на диван. Усталость не проходит, и в моральном отношении она угнетает его больше всего. Без ведома доктора Сиредэ он ходит по аптекам, по лавкам каких-то шарлатанов, просит выписать сильнодействующие наркотики, чтобы с их помощью унять боли, восстановить былые жизненные силы.

В июле, как и предполагалось, он покидает - но с каким сожалением! - свою мастерскую на улице С.-Петербург. Он нашел другую, на улице Амстердам, 77, однако сможет перебраться туда только через несколько месяцев - мастерская эта в таком запущенном состоянии, что требует основательного ремонта. Ожидая, пока он закончится, Мане устраивается в доме под номером 70, в помещении сравнительно тесном, но с большим вкусом перестроенном в зимний сад: его сдал на время шведский художник граф Росен. Тогда же семья Мане переезжает из дома № 49 в дом № 39 на той же улице С.-Петербург.

Оба переезда требуют расходов. Мане пытается продать несколько холстов, готов уступить их за «самую умеренную цену». Да, по правде говоря, запросив слишком дорого, он поступил бы неосмотрительно. В апреле баритон Фор рискнул проделать опыт, обернувшийся отнюдь не в пользу художника: Фор выставил на продажу в Отеле Друо три работы Мане и вынужден был две из них выкупить назад, так как аукционные надбавки были ничтожны. С другой стороны, Гошеде - он приобрел магазин на авеню Опера и снова переживает финансовые затруднения - был вынужден в июне распродать свою третью коллекцию живописных произведений. Работы Мане - полный крах! - пошли по цене от 345 до 800 франков; одно полотно, купленное за 3 тысячи франков у Дюран-Рюэля, который сам заплатил за него Мане 2 тысячи, было оценено теперь всего в 450. Но любителей это, к счастью, не обескураживает. Фор не колеблясь покупает «Завтрак на траве» - Мане уступает его певцу вместе с двумя другими картинами за 2600 франков. Кто может поручиться, что эта вызывающая сегодня негодование живопись завтра не будет встречена восторгами? Сейчас картину Мане можно приобрести за 25 или 50 луидоров. Риск невелик.

Мане пишет, не позволяя себе ни малейшей передышки (*В 1877 году он написал приблизительно 15 произведений. В 1878 году число работ доходит до 40 (25 работ маслом и 15 пастелью). В последующие годы это количество сохраняется и порою даже увеличивается.).

+2

26

https://i.imgur.com/qIEnwyTm.jpg
Эдуард Мане.
«Женщина в голубом платье».
1880.

+1

27

Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. После франко-прусской войны и Парижской коммуны художник ещё ближе сходится с молодыми импрессионистами. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Тем не менее Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке» были встречены очень тепло.

https://i.imgur.com/3gMeJXWm.jpg
Оригинальное название: En bateau
Год создания: 1874Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 97.2 x 130.2 см

Картина "Катание на лодке" была написана летом 1874 года, когда Мане находился в семейном доме в Женвилье на берегу Сены недалеко от Парижа. Художник часто проводил время с Клодом Моне, который поселился на другом берегу в Аржантей, иногда к ним присоединялся Ренуар. Они подружились в конце 1860-х годов, когда Мане пригласил молодого художника Моне присоединиться к нему на регулярных собраниях в кафе "Гербуа". В то лето 1874 года Мане рисовал Моне и его жену, и именно в этот период он ближе всего подошел к импрессионистскому стилю работы на открытом воздухе.

Кататься на лодках стало модным времяпрепровождением, и художники часто отражали этот досуг в своем выборе сюжета. Несомненно, предпочтение Моне рисовать на пленэре оказало значительное влияние на Мане в 1874 году. Раньше Эдуард рисовал на открытом воздухе во время поездок на побережье Нормандии, но теперь, следуя примеру Моне, он экспериментировал с гораздо более легкой палитрой, пытаясь запечатлеть мимолетные эффекты естественного света. "Катание на лодке" - это импрессионистская живопись от выбора сюжета, где средний класс наслаждается досугом до мерцающего нанесения краски, особенно заметного в прозрачном летнем платье молодой женщины и водоворотах воды, создаваемых движением лодки.

+2

28

Подробнее о картине и о Мане

https://i.imgur.com/vmdtkgJm.jpg
Оригинальное название: En bateau
Год создания: 1874Месторасположение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Характеристики: холст, масло. 97.2 x 130.2 см

На картине изображены мужчина и женщина в каноэ. Близкое кадрирование изолирует двух персонажей на воде, исключая пейзаж с фона. Видны только кормовая часть лодки и кусок скамьи. На переднем плане женщина, сидящая в профиль, опирается на бортик шлюпки, вытянувшись перпендикулярно ее оси. Нижняя часть тела скрыта скамьей, приоткрыв рот, она смотрит прямо перед собой. Женщина одета в белую шляпку с черной лентой и ниспадающей на лицо сеткой, предназначенной для защиты от солнца и пыли. В ухо вставлена голубоватая серьга. Ее фиолетово-сине-белое платье в вертикальную полоску закреплено выше талии коричневым ремнем с пряжкой. Мужчина в центре композиции, сидящий на корме лодки, одет в желтую соломенную шляпу, украшенную голубой лентой. У него черные волосы и густые светлые усы, которые ниспадают по обе стороны его рта. Он облачен в простую белую рубашку с короткими рукавами, оставляющую руки открытыми, и белые парусиновые штаны. Костюм мужчины был идентифицирован как униформа лодочного клуба "Tony Cercle Nautique", который базировался в Аньере. В сидячем положении грудь мужчины немного повернута влево. Он держит руль левой рукой, опираясь на него предплечьем. Его правая рука лежит на противоположной ноге, вытянутой в шлюпке. Ступни молодого человека скрыты подолом платья женщины. Было много предположений, кого Мане мог использовать в качестве моделей. Мужчина, предположительно, является Рудольфом Ленхоффом, шурином художника. Нет единого мнения относительно того, с кого написана женщина. Возможно, это его голландская жена Сюзанна либо французские актрисы Эллен Андре или Жанна де Марси. Вероятно, это та же модель, что и на холсте "На берегу Сены" из-за сходства белой шляпы с черными лентами.

Шлюпка, у которой деревянные вставки представлены оттенками коричневого цвета, изображена по наклонной оси относительно полотна и продолжается в нижнюю правую сторону холста. Справа на скамье, которая проходит по всей внутренней части корпуса, видны бело-серые перчатки, выполненные торопливыми мазками. Мужчина расслабленно сидит у руля и не гребет, вероятно, потому что поднялся ветер, о чем свидетельствует парус, разрезающий верхний правый угол. Остальную часть полотна занимает вода ярко-синего цвета, которая оживляется спокойными фигурными водоворотами с темными извилистыми линиями и светлыми бликами в нижнем отрезке. Верхняя зона более ровная, что стирает впечатление движения воды и глубины.

Цвета на этой картине подобраны так, что они прекрасно дополняют друг друга. Множество различных оттенков синего в платье дамы соответствуют массе различных вариаций голубизны, которые есть в Сене. Соломенная шляпа мужчины хорошо сочетается с классическим деревянным тоном лодки и мачты, в целом показывая, как совпадение цветов было ключевой темой этой картины. Частое использование углов также преобладает в этой работе, например, направление черной ленты в шляпке дамы совпадает с углом веревки, привязанной к парусу. Перспектива всей картины интересна и реализована с большим акцентом на двухмерную плоскость. Работа выполнена под наклонным углом, не обеспечивая видимого горизонта в верхней части, поэтому фон кажется почти плоским, а внимание концентрируется на переднем плане.

В этой работе Мане использовал короткие быстрые мазки и применял более чистые тона, чем в его ранних работах. Однако эта картина во многом все еще связана с традиционной практикой Мане. По размерам она намного больше, чем переносные полотна, которыми пользовались в то время Моне и Ренуар, и это наводит на мысль, что работа была выполнена в мастерской. В картине отсутствует кажущуюся спонтанность, которая свойственна для импрессионистской манеры того периода, проявляющаяся в довольно надуманном характере спланированной композиции, близкой по духу японским гравюрам. Хотя влияние Моне и Ренуара хорошо заметно на полотне, Мане не считал себя частью их мятежного художественного круга.

1874 год был примечателен первой выставкой, проведенной «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и гравёров», что явилось прямым вызовом власти Салона. Мане попросили прислать полотна, но он отказался, потому что видел в Салоне свой наилучший путь к успеху. Работа была показана в Салоне 1879 года, где ее близость к импрессионизму была отмечена рядом критиков.

+2

29

https://i.imgur.com/oeRLYsBm.jpg
Э. Мане. Белые пионы. 1864 г.
Музей Орсэ, Париж.

+1

30

https://i.imgur.com/2pQTJ0hm.jpg
"За кружкой пива". 1873 г.
Собрание К.Тисен, Филадельфия.

"...В 1872 году Мане вместе с Сюзанной едет в Нидерланды. Там он посещает музеи. Картины Франса Хальса из Амстердамского Риксмузеума и Гаарлемского городского музея приводят его в восторг. Какой блеск, что за острота глаза и руки у этого мастера из мастеров! Живопись? "Глаз, рука..." - говорит Мане. А что, если начать для следующего Салона большой портрет в духе "Веселого пьяницы" Хальса? Не поможет ли он закрепить успех?

Вернувшись в Париж, Мане начинает работу над портретом. Он просит постоянного посетителя кафе Гербуа литографа Эмиля Белло быть натурщиком, сажает его прямо в кафе за столик: левая рука держит бокал с пивом, в правой - белая глиняная трубка.

В кафе Гербуа Белло ничем себя не проявляет, ни во что не вмешивается. Этот увалень с круглым брюшком и короткими ляжками по натуре своей человек самый мирный. Удобно устроившись на стуле, он курит и с видом безмятежного спокойствия попивает пиво. Для Мане он станет идеально терпеливой моделью. Что-что, а терпение литографу потребуется - ведь Мане заставит его позировать не менее 80 раз.

Всю очень и даже часть зимы художник возится с этим портретом - он называется "Кружка пива", - стараясь передать добродушно- эйфорический вид Белло, его багровое лицо под меховой шапкой, простодушный взгляд, густые усы и бороду, лежащую поверх галстука, завязанного на манер платка. Мане возбужденно потирает руки. Он не сомневается, что создает сейчас шедевр.

Закончив полотно в самые первые недели 1873 года, он приглашает кое-кого из друзей посмотреть на него и высказать свое мнение. Полное единодушие. Мане превзошел самого себя. "Какая живопись!" - восклицает Теодор Дюре, только что прибывший из Бомбея после кругосветного путешествия и поспешивший поздравить автора "Кружки пива".

Мане сияет от радости, он уверен, что успехи последуют теперь один за другим, да и за медалями дело не станет.

Однако кое-что омрачает радость, которую доставляют Мане комплименты, расточаемые "Кружке пива". Если Берта согласилась послать во Дворец промышленности свою пастель, то преобладающая часть "батиньольцев" отныне не желает больше ставить себя в зависимость от решения жюри Салона. Они отрицают компетентность этих судий и подумывают о возможностях организовать групповые независимые выставки. В прошлом году многие из них уже воздержались от участия в Салоне. Мане страстно протестует. Они были не правы! Нет другого поля битвы, кроме Салона; в Салоне, и только в Салоне, надлежит сражаться и побеждать. "Изменники!" - кричит он, задетый их безразличием по отношению к Салону, и это безразличие начинает ему казаться критикой по собственному адресу.

Но положение станет еще хуже, когда через несколько недель на его долю выпадет настоящий триумф, - как он к нему стремился, как на него надеялся! Ибо "Кружка пива" одержит ту победу, о которой Мане мечтал с самых первых шагов, еще в мастерской Кутюра.

Жюри продемонстрировало в этом году такую же непримиримость, как некогда - в 1863 году, во времена "Завтрака на траве", и, как и тогда, гнев мастерских настолько силен, что организует выставку "отвергнутых". Однако на этот раз Мане среди парий нет. Его "Кружка пива" экспонируется здесь, в настоящем Салоне, ею восхищаются, ее хвалят, она повешена на почетном месте. За исключением нескольких упрямцев - немногочисленных, очень немногочисленных, - все еще пытающихся делать мелкие выпады против "великого жреца школы мазилок", критика в целом аплодирует его произведению.

Полный, оглушительный успех. Повсюду натыкаешься на "Кружку пива". Книжные лавки, торговцы табаком и всякой мелочью - все продают ее фотографические репродукции. Один коммерсант с улице Вивьенн выставил в своей витрине палитру Мане, украшенную художником изображением кружки пива. Говорят, что успех заразителен; Мане может это подтвердить: вскоре "Кружку пива" сделают вывеской одной из пивных, расположенных в Латинском квартале; в конце года она станет темой для обозрения в театре Шато-д'О. Да и сам Белло, озаренный успехом картины, успел войти в роль ее героя. Кисть Мане навеки превратила литографа в любителя пива: в глазах публики он стал тонким знатоком таинственных операций с солодом и дрожжами, в результате которых получается забористый портер и крепкое пиво, почитавшееся еще фламандскими гезами. Чему только не бывают обязаны судьбы человеческие! Основав художественно-литературное общество "Пивная кружка" с ежемесячными обедами, модель Мане закончила жизнь владельцем и директором корпоративной газеты "Эхо французских пивных".

Мане донимают поздравлениями. Его чествует весь Париж. Однако успех, столь полно отвечающий постоянным желаниям Мане, радует его меньше, чем можно предположить. Вместе с "Кружкой пива" он решился выставить в Салоне портрет Берты Моризо, названный им "Отдыхом", - разговоры о грядущей помолвке Берты и Эжена делают подобный шаг вполне безопасным. Так вот, Мане ни разу не поздравили с этим "Отдыхом". Хуже того! "Отдых" охотно сравнивают с "Кружкой пива", чтобы подчеркнуть, как остепенился художник. "Отдых" - ну посудите сами, это ведь та же самая мазня, создатель "Олимпии" ею пользовался еще вчера. "Эта живопись относится к тому времени, когда г-н Мане довольствовался малым", - пишет Кастаньяри. Г-н Мане наконец успокоился, не правда ли? Понял, что сумасбродства ни к чему не приведут. Альбер Вольф, критик из "Фигаро", склонный к резким высказываниям, прямо заявляет:
"Г-н Мане разбавил свое пиво водой".

Разбавил свое пиво водой! Мане немедленно реагирует. Тем более что Стевенс в  определенном смысле как бы усугубил приговор Вольфа. "Водой? - воскликнул он не без злорадства. - Да это же чистейшее гаарлемское пиво!" Мане возмущен. Он категорически не согласен, будто пошел на уступки, о чем в кафе Гербуа поговаривают те, кому успех Мане кажется слишком подозрительным. Толпа восхищается "Кружкой пива", утверждают они, не потому, что это лучшая по живописи картина Мане, но, напротив, как раз потому, что ее фактура отмечена менее яркой оригинальностью, менее индивидуальным почерком, чем обычные произведения Мане, и что нравится в ней сюжет, "анекдот", - портрет славного малого без всяких там сложностей; сияя от удовольствия, он спокойненько покуривает трубку и попивает пивко, нимало не беспокоясь о Сириусе. Мане догадывается о таких высказываниях, о критике "батиньольцев"; ведь такие же или почти такие упреки адресуют и Гийеме, и Фантен-Латуру, их тоже обвиняют в выборе легкого пути, пути компромиссов. Он пошел на поводу у публики? Нет, утверждает он, это публика пришла к нему.

И все-таки он встревожен, он начинает вопрошать самого себя. Окружающие скоро убедятся, что успехи одинаково и смущают и радуют. Ах! Если бы он сумел угодить сразу и Берте, и Эве, и жюри Салона, и "батиньольцам"! ..."

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане".// Пер. с франц. и послесл. М.Прокофьевой.  - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.

+2

31

https://i.imgur.com/TGFyHXCm.jpg
Картина «Кружка пива» написана в конце 1872 в начале 1873 года. Работа была принята салоном современного искусства достаточно тепло, получила множество положительных отзывов и заслужила почетное место, по мнению маститого жюри, состоящего из серьезных и именитых личностей в среде художественной интеллигенции.

Полотно было создано в тот период, когда Эдуард Мане был одним из ведущих и высокочтимых живописцев импрессионистического направления французской изобразительной школы. Полотно находится в Музее искусств, в Филадельфии. Полотно создавалось с натуры в кафе «Гербуа», в котором ежедневно собиралась «банда Мане», чтобы обсудить новости и поспорить об искусстве.

На портрете изображен один из частых гостей этого кафе — художник, занимающийся литографией, Эмиль Бело. Он изображен сидящим возле небольшого столика круглой формы, на нем стоит полная кружка пива, которую Эмиль Бело крепко обхватил крупными пальцами. Именно эта живописная работа, больше напоминающая по своему воплощению этюдную зарисовку принесла художнику, столь желанный успех. Картину восхваляли и придавали ей высокую ценность. Фигура Эмиля Бело как бы погружена во мрак, его объемлет насыщенный черный фон. Литограф Бело изображен с трубкой в костюме темных, сероватых оттенков с матовым отливом. Светлые пятна на картине — это разрумяненное захмелевшее лицо Эмиля с покрасневшим носом.

Образ получился открытый, даже можно сказать «оголенный», вызывающий вчувствование, понимание образа. Для картины характерен приоритет света в вылепливании образа. Это практически чистая фотография. Главное здесь — это рисующий свет. Хрупкая материя кружки перекликается с легкой струйкой дыма в другой части картины, замыкает общую композиционную диагональ. Особый ритм полотну задают блики и белые детали, такие, как трубка, воротничок, манжеты. Образ получился очень естественным, ощутимым. Кажется, что веселость и хмель овладевают и тобой, настолько заразительно и правдиво получилось портретное изображение. Темный колорит напоминает оттенки темного пива, которые заполняют картинное пространство, лишь на мгновение, проявляя, как на пленке силуэт завсегдатая кафе «Гербуа».

+2

32

В истории искусства часто случается так, что какая-то тема в каждую новую эпоху совершенно неожиданно обретает новое звучание. Художники берут затасканный вроде бы сюжет и на его основе делают что-то иное, созвучное своему времени и потому близкое и понятное их современникам.

…….

https://i.imgur.com/1LBsX7wm.jpg
Эдуард Мане. Портрет Антонена Пруста.
1877-1880

Идею вернуться к традиционному аллегорическому сюжету художнику подал его приятель, журналист и искусствовед Антонен Пруст. Это он сказал однажды, что Мане стоило бы написать цикл картин, где бы были представлены современные идеалы женщины, моды и красоты. Мане ухватился за эту мысль и решил, что четыре времени года должны представлять самые шикарные из его знакомых парижанок, наряженные в самые изысканные и модные сезонные наряды. Судя по всему, Пруст поддержал друга и авансом оплатил ему соответствующий заказ

https://i.imgur.com/wMOMvGym.jpg
Эдуард Мане. Весна. Жанна де Марси.
1881

И первой в этой серии оказалась парижская актриса Жанна де Марси, представляющая Весну. Модель изображена в профиль в светом платье с цветочным принтом, в белой шляпке, украшенной цветами и черной лентой, с кружевным зонтиком, который она держит рукой, затянутой в перчатку песочного цвета. Художник помещает ее на фоне ярко-зеленой пышной листвы и голубого неба. Скорее всего это сад на вилле Мане. Зелень цветущих кустов контрастирует с белым платьем девушки и ее нежной бледной, еще не тронутой загаром кожей лица, оживленной легким румянцем щек, розовыми губами и изящной мочкой уха.  Внимание зрителя сначала привлекает именно лицо модели, помещенное в центре картины, затем взгляд переходит к зонтику за ее головой, далее он движется вниз по темной ленте шляпы, параллельно которой лежит и стержень зонтика, к ее шее, к руке в перчатке и, наконец, останавливается, достигнув платья девушки. 

«Весна» Эдуарда Мане символизирует слияние женской красоты и красоты природы, которые объединились, чтобы восхищать. Это легкая, юная и воздушная картина, совсем не похожая на более ранние работы Мане, отмеченные темным и насыщенным колоритом и гораздо более вызывающими в сексуальном отношении моделями.

Художник очень тщательно подошел к выбору наряда для своей героини. Известно, что он специально посещал заведения самых известных парижских модных домов, пока не выбрал актуальный для 1881 года весенний комплект из ткани с цветочным рисунком. А золотой браслет на запястье героини является говорящей деталью, повышающей ее социальный статус.

--------------------

https://i.imgur.com/ZOAL7pWm.gif

Изучая фотографии Жанны де Марси, исследователи сделали вывод, что Мане немного изменил черты лица актрисы, вздернув ей нос и немного подчеркнув губы. Так она стала более похожей на образ типичной парижанки, стильной и утонченной молодой дамы.

«Весна» Эдуарда Мане была с триумфом показана на Парижском салоне 1882 года, и уже тогда критики писали о ней, что это не столько портрет реальной актрисы Жанны де Марси, которая была хорошо известна в богемных кругах, сколько воплощение модной весны. Морис дю Сеньор, например, утверждал:

«…она не женщина, она – букет, она поистине визуальный аромат…»

Некоторые специалисты отмечают влияние на композицию картины японских гравюр, которыми увлекался Мане, а также профильных портретов эпохи раннего Возрождения. Считается, что такой вариант изображения придал образу героини дополнительное ощущение свежести и легкости.


Продолжение: https://nikonova-alina.livejournal.com/1012469.html?

+2

33

https://risovanye.ru/sites/default/files/hudozhniki-367.jpg
Эдуард Мане. Железная дорога
1873 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон
В «Железной дороге» сама железная дорога не представлена, о ней напоминают только клубы пара, вырвавшиеся из трубы промчавшегося мимо поезда.

+2

34

https://risovanye.ru/sites/default/files/hudozhniki-382.jpg
Эдуард Мане. Корзина фруктов

Ок. 1864 г. Музей изобразительных искусств, Бостон
Попробуйте определить: какие именно фрукты перед вами? Они написаны настолько обобщенно, что узнать их практически невозможно! Персик? Сливы? Яблоко? Да, возможно, все это в корзине есть (а рядом, на столе, вероятно, плод инжира). Но — удивительно — несмотря на то что фрукты почти неузнаваемы, мы ни минуты не сомневаемся в том, что они спелые, сочные и очень вкусные!

+2

35

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3086903/3086903_original.jpg
Эдуард Мане. Весна. Жанна де Марси. 1881

0

36

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3088543/3088543_original.jpg
Эдуард Мане. Осень. Мери Лоран. 1882

Вновь к работе над серией «Времена года» Эдуард Мане вернулся только в следующем, 1882 году. И это была «Осень», на которой он изобразил Мери Лоран, даму весьма известную в определенных парижских кругах, актрису, куртизанку, хозяйку модного артистического салона.

На картине героиня представлена в профиль, также, как и Жанна де Марси в  «Весне». Художник поместил ее на насыщенном темно-голубом фоне. Это китайская шелковая ткань, декорированная пестрыми цветами. Мери Лоран одета в тяжелое темно-коричневое пальто, отделанное мехом. Ее голова непокрыта, и ярко-рыжие волосы эффектно контрастируют с голубым фоном, при этом их цвет гармонично соотносится с цветом ее теплой одежды и темно-красной помадой на губах. Доминирование темных тонов придает картине ощущение некоторой громоздкости и даже монументальности фигуры героини.

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3088746/3088746_original.jpg
Мери Лоран. Фотография .
1890-х гг.

В отличие от «Весны», «Осень» - это не совсем аллегория,  скорее это все-таки портрет Мери Лоран, женщины сильной и неординарной, исключительно яркой личности. Именно поэтому здесь гораздо меньше внимания художник уделил одежде героини, но сосредоточился на ее лице, которое нельзя назвать красивым, но которое, тем не менее, представляется исключительно притягательным.

К сожалению, Эдуард Мане ушел из жизни, не успев закончить серию «Времена года», и нам неизвестно, кого он собирался изобразить в образе Лета и Зимы. Но очевидно, что это были бы дамы такие же яркие и очаровательные, как Жанна де Марси и Мари Лоран.

--------------------------------------------------------------------

P.S. Всего спустя каких-то десять лет к сюжету «Времена года» обратился один из знаковых художников модерна Альфонс Муха. На его рисунках для плакатов или календарей снова появились  девы с цветами, колосьям и виноградными лозами, как и в античные времена. Видимо, история искусства тоже идет по спирали…
https://i.imgur.com/78AM62Wm.jpg
Альфонс Муха. Весна. 1896

0

37

https://risovanye.ru/sites/default/files/kartina-372.jpg
Эдуард Мане. Ваза с пионами
1864-1865 гг. Музей д’Орсе, Париж

На многих «цветочных» композициях Мане можно увидеть выпавший из вазы увядающий цветок. Его часто ассоциируют с образом потерянной жизни, поверженной души. Интересно, что в то же время, когда создавалась «Ваза с пионами», Мане пишет картины из жизни испанских тореадоров, где мотивы жертвы и судьбы тоже представлены очень ярко.

0

38

https://i.imgur.com/2FGlUpHm.jpg
Эдуард Мане. Лола из Валенсии
1862 г. Музей д’Орсе, Париж

В этом простом и обыденном на первый взгляд портрете испанской танцовщицы проявился разлад Мане с академическим искусством: его интересовали яркие краски, искренность, простота и пылкость чувств, в противовес замшелым и холодным, как многим казалось тогда, канонам академизма. Испанской культурой художник увлекался много лет и несколько героизировал ее.

0

39

https://risovanye.ru/sites/default/files/hudozhniki-370.jpg
Эдуард Мане. Бар «Фоли-Бержер»
1882 г. Институт искусства Курто, Лондон

Популярное кабаре «Фоли-Бержер» работает в Париже по сей день. Художник представляет момент осознания человеком своего одиночества среди толпы — девушка-бармен на минуту задумалась, в то время как за ее спиной в огромном зеркале отражается веселящаяся публика. Картина интересна своими оптическими эффектами: судя по отражению, девушка беседует с посетителем, тогда как перед стойкой никого нет.

0