Жизнь индейца 21 века: почему коренные американцы не покидают свои резервации
Индейские резервации — больной и очень неприятный вопрос для многих коренных американцев. Это символ рабства, символ слабости и торжества верха несправедливости. Ведь их, коренных жителей, столетиями проживающих по всей территории современных США, вытеснили новоприбывшие колонизаторы.
Их притесняли, травили, заражали и даже просто отстреливали, как какой-то скот. И эти кровавые страницы американской истории, увы, уже никак нельзя забыть — слишком много боли, жестокости и несправедливости в них. Ведь индейцев просто закрыли в резервациях, согнав туда с их земель, словно животных в зоопарке, отторгая их собственные земли.
На многих форумах сами американские индейцы отмечают, что резервация — это не благо, как представляют сейчас США, а наказание для их предков. Однако, именно резервации помогли сохранить жизни тысяч индейцев, их быт и культуру.
И вот теперь наступил век толерантности и равноправия. Резервации больше не обязательны, американские индейцы в праве покидать их. И многие это даже делают, но есть и те, кто предпочитает остаться. Логичный вопрос — почему?
Современные резервации
И чтобы понимать, что такое резервация, давайте для начала развенчаем стереотипы о них, созданные американскими фильмами. Итак, современная резервация — это не какая-то крохотная деревня или поселок — это огромные территории в десятки тысяч квадратных километров, которые включают в себя и реки, и озера, и пустыни, и леса.
И эти земли принадлежат по-сути не государству, а самим индейцам. Никто не может добывать там ресурсы, не может строить дома и прокладывать магистрали — это неприкосновенная территория. И на территории некоторых резерваций есть почти полноценные города!
Да-да, представление о людях, живущих в вигвамах у костра в корне неверно. Теперь у индейцев есть нормальные дома, больницы, магазины — все, как у обычных людей. Есть, конечно, и более бедные племена, живущие от подработки к подработке в машинах и фургонах. Но в большинстве своем все не так уж и плохо.
У некоторых племен есть собственный бизнес, кто-то устраивает исторические реконструкции и развивает на территории резервации туризм. В общем, современные индейцы — обычные люди, без трубки мира и тамагавка.
Почему же люди не оставили резервации?
Но самое интересное — резервация, по сути, неподвластная штатам территория. Там действуют свои законы и послабления. В резервациях иная налоговая система (и цены, соответственно, ниже), иные порядки и правила. Так, например, орлов имеют право ловить только коренные американцы, проживающие на территории резервации. Правительство США признало их — важной частью верой индейцев.
И тут сразу влияют два фактора: коренные народы америки ставят веру не на последнее место в своей жизни. У них главенствует фетишизм, тотемизм и шаманизм, которые могут требовать всевозможных обрядов, имеющих законный статус на территории резервации.
Да и всевозможные субсидии лишними не бывают. Так, например, некоторые резервации полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Какие-то — имеют послабления при организации собственного бизнеса? для коренных американцев также есть квоты во многих американских университетах, где условные 1-2% студентов должны составлять индейцы. Неплохо, неправда ли?
Вот эти привилегии и удерживают людей. Ведь человек всегда ищет, где лучше. И для многих лучше жить на земле своих предков, получать преференции и иметь возможность не работать, верить в своих богов и просто наслаждаться жизнью, чувствуя связь с предыдущими поколениями.
Однако...
Йеллоустоун – первый в мире национальный парк, одно из самых посещаемых мест в США. Но здесь, на границе цивилизации, происходит много такого, чего не видят туристы, что не освещается средствами массовой информации. А как же фильм с аналогичным названием? Семья Даттон, главой которой является Джон Даттон, владеет огромным ранчо, сопредельным с территорией парка. На их землю претендует и сам парк, и индейская резервация, и жадные застройщики...
Сериал "Йеллоустоун" рассказывает историю семьи Даттон, которая владеет огромным ранчо на границе одноименного национального парка США. И желающих урвать столь живописный и ценный ресурс хоть отбавляй - застройщики из Калифорнии, резервация коренных американцев, крупные инвестиционные компании... Борьба продолжается...