"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Мода и её создатели. Имидж. Исторический костюм. История брендов.


Мода и её создатели. Имидж. Исторический костюм. История брендов.

Сообщений 261 страница 280 из 938

1

Мода и её создатели. Имидж. Исторический костюм. История брендов.
https://i.pinimg.com/564x/14/60/2a/14602a948513af0f6ae576fe2f8d6410.jpg


Мода
— это способ, образ, правило, течение определенного стиля, которое поддерживают именно на сегодняшний день и соблюдает это течение огромная социальная масса, а также мода — это предписание, постоянно быстро меняющееся направление общественного вкуса, то есть мода непрочная и быстро проходящая популярность.

***

Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание)
— временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды также включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела (например, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI века ценится стройность).

***

Жажда — ничто, имидж — всё!
Что такое имидж человека и какова его значение в современном мире.

***
"Презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать." (Жан де Лабрюйер)
***
Мода проходит, стиль вечен.  Yves Saint Laurent.

***
«Как же прекрасны русские девушки! Что бы они ни надели, они носят это с гордостью!» Наоми Кэмпбелл

***

https://i-h1.pinimg.com/564x/25/ca/86/25ca86ffa490cce5dd61099f19abcd79.jpg

Мода как индустрия

http://in-image.ru/images/stories/003.287135743_std.jpg

Её величество мода! Кто-то её ругает, кто-то ей поклоняется. Одни считают себя независимыми от неё, другие находят в ней смысл своей жизни. Люди делятся на тех кто принимает моду и тех кто её отрицает, пытаясь двигаться против течения времени.

Стремление красиво одеваться было во все времена, но мода как индустрия - это явление нашего столетия. Раньше существовало многообразие стилей одежды, которые варьировались в зависимости от страны или социального положения или даже религии.

Все резко изменилось, когда Чарльз Фредерик Ворт (модельер, один из первых представителей Высокой моды) не пожелал и далее оставаться лишь поставщиком ее величества императрицы Евгении и стал помечать созданные им творения своим именем, как это делают настоящие художники. Это и стало рождением товарной марки. С этого момента поставщик превращается в кутюрье, а то что он создает, называется словом «мода».

Мода приходит из Парижа. Одна из ее отличительных особенностей - переменчивость. Не успевает что-то «войти в моду», как уже оно оказывается за её бортом. На первый взгляд кажется, что это непостоянство зависит от желаний и настроений кутюрье, в действительности же их творения пользуются успехом лишь в том случае, если мастер улавливает дух времени. Кутюрье с полным правом сравнивают себя с художниками, тем более что их произведения - это уникальные вещи ручной работы.

Однако, по-настоящему мода в одежде стала диктатором в период переломных 60-х годов. Модельеры пришли к тому, что предметы одежды в век технического прогресса и массового производства вовсе не должны, существовать лишь в единственном числе, чтобы считаться творением. Торговая марка стала независимой. Она украшает не только одежду, но и солнечные очки, нижнее белье, пепельницы или вазы, а модельер не всегда лично участвует в создании моделей - достаточно лишь его подписи или марки, известной во всем мире.

Сейчас хороший отдел маркетинга может «раскрутить» любое имя так, что оно станет шикарным.

Мода периодически возвращает нас назад к истокам, в моде снова появляются корсеты или даже атрибуты античных времён. Мода постоянно находится в движении. И если вы не успеваете за ней, подождите немного и она сама вас нагонит.

+1

261

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

О Ламановой написано много и многими, целью этой статьи не является открыть нечто новое, но дать краткое и цельное описание творческой биографии модельера. Многие и сегодня уделяют немало внимания императорскому периоду ее деятельности, что приятно глазу и слух ласкает, исключая советский период, пошива «демократической» (будучи честными с собой, назовем ее простой и скучной, в сравнении с платьями периода модерна и императора) одежды для народа. Советские искусствоведы и историки костюма, напротив, говорят о трагической судьбе, героическом служении народу, патриотизму, освобождении женщин от корсета (будто это немецкий плен), от которого все же избавился  Пуаре. Мы будем объективны (хотя моде модерна уделим большее внимание, в силу обильности материала), потому дадим лишь краткие биографические сведения о Ламановой, не касаясь ее личности, но обратим много внимания на ее творчество.

Работы Ламановой

1 Платье визитное из сукна бежевого цвета

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/W91FrC_kdPDgrgV02XLu8A-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/AX-fidOVZ0eBEtVNnjm_Og-article.jpg
Строгое визитное платье бежевого цвета -наиболее ранняя работа Ламановой из хранящихся в Эрмитаже.
По своей конструкции, цветовому решению и характеру декора этот костюм является ярким воплощением моды середины 1890-х гг. Платье цельнокроеное, типа "принцесс", сильно приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья, с расклешенной, свободно расширяющейся книзу юбкой. Длинные рукава покроя «жиго» - очень густо собраны у плеча, узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. О развитом чувстве формы и большом художественном вкусе мастера свидетельствует и характер орнаментального декора платья, решенного в виде гирлянд мелких цветов, исполненных тамбурным швом, как бы обвивающих вертикальные, идущие от плеча полосы, расшитые блестками. Полосы сужаются к талии и далее расширяются к подолу юбки, подчеркивая ее форму.

Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х

0

262

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/vDaFMrhsrmlVkZDDpAs9MA-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/uf5eWthMKiRUjWjdHo1CXA-article.jpg

Платье покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий - фонарик, в духе времени. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блестками, по декольте и подолу - гирлянды искусственных цветов и бантов. Выполнено оно из бледно-розового атласа и шифона. В этой работе художник использует сопоставление фактур различных тканей - прием, которому суждено получить дальнейшее развитие в костюмах начала XX в. Шифон, положенный на атлас, смягчает блеск этой ткани, приглушая его, заставляет мерцать в зависимости от освещения, чем достигается особый декоративный эффект. Отделка платья - вышивка растительного узора из вьющихся стеблей с поникшими побегами - решена в стиле модерн, создавшем сложную систему линейного орнамента. В основу его положены мотивы стилизованных цветов и растений с характерной для стиля модерн графической гибкостью линий.

Принадлежало императрице Александре Федоровне.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х

0

263

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/o2vuO1sAbUELb9A0DWFi9g-article.jpg
Лиф 1 - притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до локтя, с широким воланом. Лиф 2 - притален, на косточках, со шнипом, очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена, по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом, вышивкой стальными блестками разной формы и стразами орнамента из венков, лент и гирлянд. В этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских - Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф.

Платье принадлежало императрице Александре Федоровне.

Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.


Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/bYCuFNVNJqB9oPWXYOh3Jw-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/xVr4R3yjEE96HZNnmoq0Hw-article.jpg

Изящное бальное платье из белого тюля и шифона на двойном чехле из атласа. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом, притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по тюлю и вышивкой блестками и фасонными шишками цветочного узора. Костюм решен в единой колористической гамме серебристых тонов, столь модных в эпоху господства модерна. Мерцание атласа сквозь слои шифона и тюля создает эффектный фон для юбки, украшенной широкой гирляндой фантастических цветов с объемным контуром, вышитых серебристыми блестками в сочетании с золотой канителью и бисером. Инкрустация кружевом в виде перистых листьев удачно дополняет орнамент. В целом это очень нарядное платье как бы пронизано призрачным лунным светом.

Принадлежало императрице Александре Федоровне

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

0

264

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/btjYUKizg8mJCQ2ah3g-2A-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/LM5d1fYvrhmmOCIa63G91A-article.jpg
Лиф притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блестками и стразами.

Принадлежало императрице Александре Федоровне

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

0

265

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье парадное придворное из розового муара

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/I2RmHJWRUy5THhLHZzAonQ-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/9nb6Fw5wpHTYSIA840SKuA-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/3yGOywoqMIknTBcnbQ3s7A-article.jpg
Лиф, шлейф, пелерина, юбка - реконструкция. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте, удлиненный, со шнипом, сильно притален, рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.

0

266

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/pDSe05dqmbC4pCF5oP0bwQ-article.jpg

Платье вечернее (лиф и юбка) из зеленого атласа и черного шифона

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/lNyIw7PS6i9CoI404LJFjA-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/MnmyBgzQ1ucFbPyLScc89A-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/zgut6gUhz-cOQhE8boWtSQ-article.jpg
Эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона. Лиф с небольшим декольте утлом, мягкий, без косточек, с напуском у талии. Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка - шелковая бахрома и вышивка цветным шелком и металлической нитью.  В нем мастерски использованы ткани контрастных цветов и разных фактур. За счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон здесь достигается особый декоративный эффект - смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампира, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн - и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.

Принадлежало В.В. Карахан - жене известного дипломата.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

0

267

http://gu-ural.ru/photos/00001523.jpg
Надежда Петровна Ламанова

Моделистка от бога...

Старшая из пяти дочерей полковника Петра Михайловича Ламанова, Надежда Петровна Ламанова родилась в Нижнем Новгороде в 1861 году. После смерти родителей, совсем девочкой, она осталась главой семьи с младшими сестрами на руках. В Москве, окончив школу кройки и шитья Ольги Сабуровой, дворянская дочь очень быстро сделалась ведущей закройщицей в знаменитой тогда мастерской Войткевич. Талант у нее был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объемы, легко изменяя пропорции, мадемуазель Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц.

Платье от Ламановой носилось с особенным выражением лица. Будто на плечах у обладательницы не кусок драпированной ткани, а шедевр кисти Леонардо. А словосочетание произносилось исключительно с придыханием. Сама Марина Цветаева как-то раз зарифмовала «одеться от Ламановой» со словом «мраморная».

Когда Ламанова впервые переступила порог ателье Войткевич, ей было двадцать лет. Ее приняли равнодушно. А с чего бы это владелице известной мастерской обращать особое внимание на новенькую закройщицу?
Миндальничать с холодноватой Войткевич Надежде было некогда, и она окунулась в работу. Упорная, упрямая, она умела трудиться. Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днем, неделя за неделей. Приходила ни свет ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц.

И наконец мадам Войткевич вскинула на мадемуазель Ламанову проницательные глаза и решила поставить эту барышню работать с клиентками в примерочной. И не прогадала. Двадцатилетие Надежда отметила в 1881 году. Пришло время интереса к славянским культурам и народным корням. Вышивки, рушники, передники, пышные рукава на а-ля крестьянских рубахах перекочевали из вологодских изб в петербургские доходные дома и московские особняки.

В Париже царит Чарльз Ворт - основоположник от кутюр. В 1882 году он умело выводит европейскую моду на новый вираж.
Но все же поклонниц моды больше, чем противниц. Особенно в Москве, где и проводила свои последние деньки в мастерской Войткевич мадемуазель Ламанова. Надежда Петровна была не менее прозорлива, чем ее хозяйка. Как мадам прекрасно видела, насколько огромен потенциал ее старшей закройщицы, так и сама закройщица свои возможности отлично осознавала. И вовсе ей не хотелось всю жизнь ставить на своих моделях чужое имя -ей и свое очень нравилось. Она и в замужестве его не изменила - где уж ей было мириться с лейблом Войткевич!

Когда же в 1885 году Надежда Петровна покинула мастерскую Войткевич и завела собственное ателье на Тверском бульваре, заказчицы, ахая от прекрасных эскизов, робко просили: «Только сшейте тоже, пожалуйста, сами». Но в ответ слышали: «Я не шью сама. Не люблю ковыряться с иглой. Я только модельер». Кто же шил? Ламанова открыла школу прикладного искусства, из которой выходили прекрасные мастерицы, отлично владеющие машинкой и способные даже придумывать модели. Ламанова была не только прекрасным организатором, но и умным педагогом.

http://f9.ifotki.info/org/d33c462285e2ce079274841e3ca784ecbc5f6c106551159.jpg
Актриса Ольга Книппер-Чехова

А дамы-заказчицы были самого крупного калибра: аристократки Шереметевы, Гагарины, Юсуповы, светские львицы, актрисы Вера Холодная, Мария Ермолова, оперная певица Лина Кавальери, жены банкиров и промышленников. В 90-х она была удостоена звания поставщика Императорского двора в Москве. Ее платья стали носить фрейлины, супруга генерал-губернатора, великая княгиня и сестра императрицы Елизавета Федоровна и морганатическая супруга великого князя Михаила Александровича Наталья Шереметьевская-Вульферт-Брасова, а также будущая владелица парижского модного дома «Китмир» великая княжна Мария Павловна. Та самая, чьи вышивки и идеи не брезговала использовать Коко Шанель. Публика у Ламановой в клиентках, как говорится, была самая изысканная. Кроме того, Надежда Ламанова одела многих к Русскому балу в Зимнем дворце 1903 года.

Муза и Король на блошином рынке...

Уже будучи не только владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, сама Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии. С завидным упрямством зубрит историю национального костюма и вовсе не считает это занятие пустой тратой времени. Конечно, этнические мотивы были в 1880 - 1900-х на высоте и в самых продвинутых кругах считались мейнстримом, но каким-то шестым чувством Надежда Петровна ощущала, что вскоре из этого ржавого крана вполне может забить свежая струя. Струя не заставила себя долго ждать. И хотя забила она не в России, а во Франции, Ламанова имела ко всей этой истории самое прямое отношение.

Во время одной из своих поездок в Париж она свела знакомство с Королем моды, знаменитым в те годы Полем Пуаре. Модельеры сразу же влюбились один в другого, как только могут влюбиться друг в друга соперники. Полю было двадцать с копейками, Надежде Петровне - сорок с хвостиком, но завязавшаяся дружба оказалась доверительной и крепкой. Их общение состояло из споров о будущем моды и из бесконечного преклонения перед талантом друг друга. И тут Ламанова оказывалась в более выгодном положении: она свободно ездила в Париж на званые вечера мастера, видела дефиле его коллекций и могла запросто судить об успехах Короля. А вот сам Пуаре долгое время довольствовался фотокарточками моделей Ламановой. И решив исправить эту несправедливость - а по ходу и Россию завоевать, - в 1911 году он приезжает в Москву. Экскурсионную программу ему составляют сама Надежда Петровна и ее муж, миллионер Каютов. Выбор «экскурсоводов» пал на совершенно дикие, экзотические для француза места. Как впоследствии написал в своих воспоминаниях сам Поль Пуаре, Москва предстала перед ним чудесным и сказочным городом. Осетр с икрой, шампанское рекой и цыгане в «Яре» на следующий день сменялись пешими прогулками по старообрядческим древним церквам. После осмотра собора Василия Блаженного в плане стояли такие опасные места, как Сухаревка, Тишинка и Хитровка.

Заметив, что гость не пропускает ни одного извозчика, чтоб не сделать зарисовку его армяка, и впивается глазами в телогрейки московских торговок, Ламанова решает подарить другу Москву - в прямом смысле этого слова. Ранним утром они отправляются на Сухаревский рынок. Там Пуаре скупает целый ворох старинной одежды. Здесь и кокошники, и сарафаны, и сапожки, и приличные платья европейского образца. Все это богатство Поль бережно пакует и увозит в Париж, где вскоре и выпускает первую в истории французской моды славянскую коллекцию. Своих детей он одевает в рубашки-косоворотки, жене шьет костюм, по декору напоминающий армяк, вводит в Париже моду на украинские вышивки и казачьи сапожки. Через пару лет мода на все русское буквально захлестывает Париж, а к тому моменту, как там появляются многочисленные русские эмигранты, эта тенденция перерастает в массовый психоз. Вот так: поразвлекались два модельера на московском блошином рынке - а потом всю Европу раздувает от сарафанов и рушников.
Надежда Петровна наблюдает из Москвы за успехами их с Пуаре начинания, но кое-какие идеи все же не спешит раскрывать другу. Надо же что-то и себе оставить!

Модельер в одиночной камере...

В 1918 году ее посадили. Все, что могли сделать для поставщицы Императорского двора Ламановой, так это чуть более гуманные условия тюремного заключения. Она в одночасье стала вдовой, нищенкой и классовым врагом. Ее мужа, Каютова, конечно, пролетариат ненавидел за его богатство. Прекрасный особняк на Тверском бульваре, 10, где располагалась мастерская Надежды Петровны, был реквизирован. Сотрудники распущены, роскошные рабочие столы из липы разворованы. Через год заключения Ламанову снова вызвали на допрос и поинтересовались ее мнением относительно будущего советской моды. То ли от волнения ее мозг с ходу выдал умопомрачительную концепцию, то ли все время она именно это обдумывала, но ответ модельера просто потряс слушателей. Ее отпустили.

Что же она говорила? Говорила она, с точки зрения гэпэушника, полный бред. Что она видит новую моду такой-то и такой-то. Что она поддерживает европейскую концепцию свободного прямоугольного силуэта. Что предлагает отказаться от излишней вычурности, не злоупотреблять декором, драпировками на талии, избавиться от длинных юбок, от широких лент-поясов, от асимметричных «хвостов». В целях экономии она предлагала максимально укорачивать юбки - чуть ниже колена: в Париже такая длина стала нормой лишь года четыре спустя. Нужно было сделать «новые платья» понятными для простых женщин, украшать костюмы народными вышивками. Это противостояние Западу и утверждение самобытности было не просто тезисом пламенной речи в застенках. Она искренне так думала, это было ее кредо.

Отпустили ее, конечно, вовсе не из-за пламенной речи. Хотя Ламанова всю жизнь считала, что обязана воплотить свои замыслы и обещания. И вроде как подтверждением было, что отпустили ее не на все четыре стороны, а конкретно и прицельно - в Мастерские современного костюма при ИЗО Наркомпроса, поставив перед ней определенные задачи. Впоследствии выяснилось, что идея вызволения Ламановой из Бутырки принадлежала жене Горького, актрисе Марии Андреевой. Никакой ответ о новой моде был не нужен! Андреева знала Ламанову по театральным костюмам и мечтала когда-нибудь пошить у нее на заказ вечерний наряд. Как видно, стремление женщины заполучить новое платье вполне способно противостоять самым отчаянным планам ОГПУ...
И только когда Надежда Петровна оказалась снова на свободе, да еще и востребованной и приближенной к новой власти, она с ужасом поняла, что никакой советской моды нет, не будет и быть не может. Но говорить кому-либо об этом явно не стоило...

Когда Надежду Петровну поставили перед фактом, что советская мода существует и что ей предстоит ее улучшать, в Петрограде питались кониной и хлебом из глины и опилок. Из бархатных портьер и скатертей с успехом шили выходные платья. У Тэффи есть потрясающий фельетон «Наша весна», в котором писательница подробно описывает, как выглядят демисезонные наряды петербуржцев под весенним солнышком: «идите и смотрите, какие у всех сделались воротники. То, что зимой было бобром, котиком, скунсом, теперь стало мокрой собакой, ошпаренной кошкой, зайцем, затравленным сворой борзых. Мокрые грязные звери, зверьки и просто домашние животные с общипленными боками и обтертой шерстью разгуливают по улицам». Так же описывает 1918 год ученица Гумилева, мемуаристка Ирина Одоевцева. Она не позволяла себе выйти из дома без перчаток и шляпки в тон к платью. А на новогодний бал в Дом искусств является в бальном платье матери, перешитом собственноручно, в перчатках до плеча и со страусовым веером - и при этом совершенно голодная, грязная и замерзшая, так как добираться ей пришлось по темным улицам, а казенный обед по талонам из-за приготовлений она пропустила.
Носили то, что осталось от лучших времен. Лучшие времена закончились этак году в 1914 - 1915-м, с началом Первой мировой войны. И если в Париже мода к 1919-му уже вполне оклемалась, то в России она продолжала тихо загибаться.

Редколлегии женских журналов создавали видимость не только существования пролетарской моды, но и призывали читательниц к творчеству. В 1918 году петроградский журнал «Жизнь искусства» объявил конкурс на эскизы лучших моделей одежды «нового типа», напечатав для затравки несколько «буржуйских» рисунков и несколько советских. Редактор посоветовал внимательней присмотреться к западным образцам, чтобы понять, что модно в мире, но никак не следовать им.. Европейская мода считалась вычурной и полной излишеств; да и само слово «мода» было под запретом и классово чуждым. Советская одежда, по мнению экспертов, должна была стать красивым и практичным синтезом прозодежды и народного костюма. Но массовое производство одежды разлажено настолько, что одежду либо перелицовывают сами, либо при помощи портних. Покупательницы побогаче обращаются в дорогие ателье на Кузнецком Мосту, где всегда можно достать парижское или лондонское платье за безумные деньги.Так что обнаружившаяся в Бутырке Ламанова, жаждущая работать и жить в советской стране, сталанастоящей находкой для партии. На пятьдесят восьмом году жизни Надежда Петровна стала советским модельером.

Платье из стеганого одеяла...
Советские деятели искусства вовсю готовились к Парижской выставке 1925 года, на которой новое государство должно было показать старой Европе свои способности в области культуры. Ламановой поручили руководство секцией моделирования одежды и попросили организовать настоящий показ советской моды в Париже - это при полном отсутствии каких бы то ни было наработок и остром дефиците тканей. В 1919 году она уже возглавляет Мастерские современного костюма при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса. Перспективы были просто пугающими, но и тут неутомимая Ламанова нашла выход. Настоящим помощником, готовым поддерживать все начинания любимой тетки, стала племянница - Надежда Макарова, одаренный модельер и впоследствии первый руководитель Московского дома моделей. Макарова, кстати сказать, ни разу - ни теперь, ни при последующих испытаниях не отступилась от тетки, от «мамы Нади».

Вдохновили Ламанову и последние тенденции парижских мод. Европа бредила славянскими вышивками, кокошниками и сапогами, а русский народный костюм как раз был сильной стороной Надежды Петровны. Еще выручала ее страшная работоспособность вкупе с умением жестко руководить коллективом. Она успевала шить костюмы для спектаклей МХАТа, актрисы, выезжавшие на гастроли, тайком заказывали ей вечерние туалеты для приемов. Несомненно, жена Горького, вызволившая мастерицу из Бутырки, тоже тогда получила свои дивиденды -желанные вечерние платья. К Надежде Петровне постепенно стали подтягиваться и жены ответработников - свое пристрастие к классово чуждому шику они объясняли нежеланием позориться перед буржуями во время поездок в Европу. Может, конечно, это и так, но, если верить Маяковскому, на балах в Реввоенсовете пролетарские дамы блистали каждый раз новыми нарядами, несмотря на то, что еще недавно даже не представляли себе, что такое чулки...

Впрочем, если бы восторженные зрители только знали, из какого сора создавала Ламанова свои модели в это непростое время... Модельер шила модные пальто из старых стеганых одеял. На летние платья нового прямоугольного силуэта шли полотенца, рушники, вышитые украинские занавески. Кроме сурового холста да грубой шинельной ткани, больше никаких материалов в распоряжении мастерицы не было. Но самое интересное, что клиентки с легкостью убеждали себя и всех знакомых в том, что «это новый писк моды - раз Ламанова так пошила, значит, так и должно быть. Она-то точно знает, что теперь носят». И снова платья ее работы носили с таким видом, будто это шедевр, а не старый рушник. Вот что значит дар.

Но одеть актрис и богатых жен - это даже не половина дела. Целью ламановской мастерской было изготовление красивой и удобной одежды для всех женщин страны. И вот заветный час пробил, распахнулись двери в освещенный зал, заискрились старорежимные люстры. Открытие Всероссийской художественно-промышленной выставки приурочили к созданию «Москвошвея» и «Ленинградшвея», в 1922 году. Туда вроде были приглашены только технологи да швеи, но, к изумлению организаторов, в зале оказался Луначарский, актеры кино и театра, художники и писатели.

Демонстрировать модели мастерской Наркомпроса согласились самые стильные и красивые женщины из творческой элиты: актрисы Александра Хохлова, Анель Судакевич, Лиля Брик, ее сестра Эльза Триоле. Всех связывал один небольшой секрет: их обшивала сама Ламанова, втайне от бюрократов заведшая у себя на дому маленькую мастерскую с двумя швеями. Дефиле прошло с оглушительным успехом. Модели демонстрировали платья для работы, отдыха, для дома и торжественных вечеров... Когда же показ завершился, актрисы подошли к окнам, приняли заранее придуманные позы, и по сигналу портьеры раздвинулись, яркий свет из окон залил всю улицу Петровку, а изумленные прохожие увидели в окнах застывших красавиц в невиданных костюмах. Говорят, тут же прибежали журналисты, а толпа заполнила всю проезжую часть и ближайший переулок.
Но несмотря на оглушительный успех мероприятия, ни один из этих костюмов так и не поступил в массовое изготовление.
Уже немолодая Ламанова до некоторой степени прониклась идеями конструктивизма и «ринулась за комсомолом», что в сочетании с ее идеальным вкусом дало весьма интересный результат: раскрепощенность силуэта при общем утонченном стиле.

Советские модельеры завоевали Золотую медаль выставки, обогнав, с одной стороны, основоположницу свободной моды Шанель; с другой - старинного друга Пуаре; а с третьей - бывших клиенток Ламановой, русских эмигранток, открывших свои Дома мод в Париже. И эта победа была своеобразным символом: дело в том, что к славянским вышивкам и льну француженки обращались исключительно из культурологических исканий, а Ламанова шила из мешковины, потому что другой ткани просто не было!

0

268

http://gu-ural.ru/photos/00001523.jpg
Надежда Петровна Ламанова

Моделистка от бога...

Голь на выдумку хитра...

В общем, специально ли или вынужденно обращалась Ламанова к упрощению, однако достоверно известно лишь одно: что бы она ни придумала, это тут же воспевалось ее знаменитыми клиентками. Так, актриса и модница Алиса Коонен утверждала, что очень любит «наши простые, кустарные ткани» за их гигиеничность и утонченность. Да, но вряд ли Алиса писала бы про утонченность вещей из холста, если бы обшивал ее кто-то менее искусный!
Но за это свое стремление одеть стильно как можно больше женщин Надежда Петровна жестоко поплатилась. Как только завершилась эпоха нэпа, модельер снова попала в передрягу. Кто-то настучал, что она держит дома кустарное ателье с двумя швеями. К ней пришли с обыском, конфисковали часть имущества, закрыли мастерскую, а саму хозяйку вычеркнули из списков всех творческих объединений, где она состояла. Надежда Петровна была в ужасе: ведь она искренне верила в правое дело советского народа и его руководителей, она же собственноручно принесла своей стране победу в своей профессиональной сфере. А ее выставляют за дверь в самый разгар праздника новой жизни! Она горячо убеждала своих обвинителей, что делает великое дело исключительно на благо своего народа и швей держит потому, что вовсе не обязана строчить на машинке сама - с нее достаточно эскизов и примерок. Но на сей раз даже массовое заступничество приближенных к власти художников и актеров не возымело действия.

Забытая...

Последние десять лет жизни Ламанова проработала в костюмерных театров. Ее приглашали и в кино: она с готовностью консультировала режиссеров относительно одежды персонажей. В частности, в фильмах «Цирк», «Аэлита» и «Александр Невский» использованы ее костюмы. Она не сдалась, нет, но экспериментов больше не ставила. То ли возраст давал о себе знать, то ли веры в светлое будущее пролетариата уже было маловато... Ламанова развивала только излюбленные темы: фольклорные традиции в современном костюме да знакомые с юности старорежимные фасоны. Однако методы работы у Надежды Петровны не изменились: она по-прежнему доводила клиенток до обмороков и ворчала на них. Как-то раз, уже в конце 1930-х, перед почти восьмидесятилетней мастерицей на третьем часу примерки потеряла сознание молоденькая актриса.
Очнувшись, она с изумлением увидела, что все костюмеры суетятся не вокруг нее, а возле Ламановой. Та же презрительно морщилась и заявляла: «В жизни больше никогда и ни за что... Да что за мода такая - сознание терять, чай не в корсете стоит!» Девушка поняла, что ей надо подняться и попросить прощения - иначе примерка будет с треском провалена, а играть ей придется абы в чем. Через полчаса уговоров и извинений Надежда Петровна смилостивилась.

http://i039.radikal.ru/0812/81/eba40cb61fd7.jpg
Артистки МХАТа в платьях Надежды Ламановой

В 1941 году, когда МХАТ в полном составе эвакуировался на Урал, Ламанова опоздала получить свой билет на поезд. Пока они с сестрой, сопровождавшей ее повсюду, дошли до здания театра, администрация просто забыла о них, и все разъехались. О Ламановой забыли, как о верном старом Фирсе из «Вишневого сада»! Ошарашенные, Надежда Ламанова и сестра присели отдохнуть на лавку у Большого театра - ровно напротив знаменитого портика с колесницей Аполлона. И тут раздалась воздушная тревога, поднялась паника - и у Ламановой не выдержало сердце. Это случилось 15 октября 1941 года.

Она была человеком эпохи, старой эпохи. Новая эпоха рвалась вперед, как поезд или даже громыхающий товарняк, где ехали новые простые, классово однородные люди. Эпоха отправляла в поездах на фронт новобранцев, в лагеря - миллионы политзаключенных. В новой эпохе Ламановой не было места. Как не было всему редкостному и штучному.

0

269

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/59zltBHOrZucjmVHMaMuvg-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/vr6wKjvr_F6DCZAFMbd0_w-article.jpg
Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие - кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шелком в тон ткани растительного орнамента в стиле модерн. То разреженная, с едва намеченным контуром, то с густым сплошным настилом глади, вышивка очень богата по фактуре и эффектно выделяется на фоне мерцающего сквозь тюль атласа. В платье сочетаются неоклассические веяния, характерные для х 1910-х гг., с элементами модерна и японскими мотивами.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее из плотного белого шелка и шифона

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/bI5KFoThYEg2viIr2VEZIQ-article.jpg
Лиф мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав короткий, покроя кимоно. Юбка узкая. прямая, спереди с тюником, по спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шелком и серебряной нитью растительного узора, расположенного по границе соединения тканей.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

0

270

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/9z7HtDpnbO-A6yJuS17LTQ-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/kvDz1yBbOSBcHaMf4F064g-article.jpg
Лиф мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к лифу, с двумя тюниками.  Один - из белого шифона с оригинальной, вышитой бисером, стеклярусом и стразами, широкой каймой из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризированной графикой форм. Другой - из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.

Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913

0

271

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/RczSOpaH6p3Y8PFJP1Hw1A-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/apDJNaZZW7XZhu6sDnOlEQ-article.jpg
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/nCBcZ7Tqe8ZNwljH69LVUQ-article.jpg

Лиф удлиненный, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка - вышивка черным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть, из того же бисера, спереди юбки. Судя по силуэту, декору и цветовому решению, платье явно создано под влиянием восточных балетных костюмов Л. Бакста и А. Бенуа.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х

Платье вечернее из легкого черного шелкового крепа и атласа

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/4ziNWpFefLpZ_RGk-QyrJg-article.jpg

Лиф мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая, собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках, спинка без кистей. Пояс отсутствует.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е

0

272

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Ламанова: От императорского платья до народного костюма

Актриса Ольга Книппер-Чехова в манто работы Надежды Ламановой. 1913 год
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/GFFlIKnRhyBNfUbFqmkJxg-article.jpg

Александра Хохлова в вечернем платье с поясом из бус. (1924)
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/a7vnqnVAFWUnQJnsJ4Arog-article.jpg

Платье по мотивам народного костюма (1919-1925) Лиля Брик и Эльза Триоле (сестра Лили)

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/ZVieNsDbPW9Qse8_ADzgpw-article.jpg

Платье по мотивам народного костюма (1919-1925)
http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/oc04nkBLabX_8KqQj9Kslg-article.jpg

Пальто из коллекции, созданной по мотивам костюмов народа севера. Модель актриса Александра Хохлова. (1923)

http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/bzQKBUjolObbxK1n3NnEOg-article.jpg

0

273

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/1885-1887_%D0%B3%D0%B3._%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg/330px-1885-1887_%D0%B3%D0%B3._%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg
1885-1887 гг.
Надежда Петровна Ламанова
и Мария Степановна Воронина

Интересно, как внешне выглядела та, которая явилась основательницей собственного стиля.

Ее портрет остался не завершен — художник умер, не успев закончить работу к 50-летию Ламановой. Речь идет о великом русском художнике и большом друге семьи Ламановых-Каютовых Валентине Александровиче Серове. Надежду Петровну он рисовал не на холсте и не красками. Для такой натуры понадобились совсем другие материалы — и он брал картон, уголь, сангину и мел. За несколько лет до смерти (художник прожил 46 лет) он жаловался швейцару Ламановой: «Ой, плох я стал, Ефим, на лестницу всходить не могу, сердце болит». 21 ноября вечером Серов был у Ламановой, завершал портрет. На девяносто пять процентов работа сделана, оставалось несколько штрихов и портретист решил, что закончит завтра. Но для него завтрашний вечер так и не наступил — утром 22 ноября после очередного сердечного приступа Серова не стало.

http://www.odessapassage.com/images/passage/2006/may2006/life70/foto1.jpg
Надежда Петровна Ламанова.
Неоконченный портрет В.А.Серова

Валентин Пикуль так описывает Ламанову на портрете. «Острым и цепким взором она, интеллигентная русская дама, примерилась к своей «натуре», которая стоит за полями картона; ее полнеющая фигура вся подалась к движению вперед, а левая рука мастерицы уже тянется к вороту белоснежной блузки, привычным жестом — сейчас Ламанова достанет булавку, чтобы заколоть складки будущего платья, которому, может быть, суждено стать произведением русского искусства...».

0

274

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Ее знали и боготворили, любили и ненавидели, ее талантом восхищались и гордились. А потом ее и вовсе забыли. А ведь она была открытием в мире моды в начале ХХ века и шила наряды для самой императрицы Александры Федоровны. Последние лет 13 из разных стран в Москву съезжаются модельеры на конкурс, названный ее именем, — конкурс профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Творчеством и жизнью той, о которой ходят легенды, стали интересоваться историки, коллеги, телевизионщики, и, конечно, журналисты

Яна Ковальская

    В один из холодных зимних вечеров 1861 года, в небольшой деревне Шузилово, что под Нижним Новгородом, в семье полковника родилась долгожданная дочь, которую назвали в честь мамы — Надя. Брак супругов Ламановых был счастливым и крепким — с небольшой разницей в какие-то месяцы семья пополнилась еще четырьмя девочками. Юной гимназистке Наде выпала тяжелая доля — родители рано умерли и на ее руках остались младшие сестры, которых и кормить-то было нечем (они ее звали «мама Надя», собственных детей у Ламановой так и не будет). Как в начале XXI века, так и в начале ХХ провинциалы и провинциалки не хотели ехать в Саратов или, к примеру, Петрозаводск, все жаждали покорить ее, златоглавую красавицу Москву. В столице молодая девушка не растерялась (наверное, взглянув на тамошних модниц, решила, что «с этим надо как-то бороться»), взяла да и поступила в Московскую школу кройки и шитья О. А. Сабуровой, а потом и вовсе устроилась модисткой у небезызвестной тогда мадам Войткевич. Швея-мастерица быстро показала, на что способна, а талантливых людей ценили, и дай-то Бог будут ценить, вне зависимости от века нынешнего и минувшего. О ведущем мастере Надежде Ламановой в ту пору не знал разве что марсианин. Ее популярность распространялась со скоростью звука. Тогда каждая, считающая себя модницей, говорила: «Шить надо теперь только у мадам Войткевич — там есть одна новенькая закройщица, мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примерками, но зато платье получится, как из Парижа...». «А что Париж, — удивленно заявляла будущая законодательница советской моды, — он дает нам фасон, а это лишь придаток моды». И с ней соглашались. Ламанова продолжала рассуждать — все женщины разные и их надо одевать соответствующе. У каждой свои особенности фигуры, манеры, характер, привычки, и все это нужно учитывать. Одной подойдут яркие ткани свободного покроя, другой приглушенные тона и приталенные силуэты. Ее беспрекословно слушались и ей доверялись, а она творила. Понятно, что всяк тогда старался стать клиентом госпожи Войткевич. Ламановой не понадобились годы, чтобы собрать небольшой капиталец, на который она открыла собственную мастерскую под вывеской «Н. П. Ламанова». Успеха в личной жизни долго ждать не пришлось. Андрей Каютов, забросив в шкафчик свои юридические книжки, взял, да и женился на преуспевающей модистке Ламановой, которая в силу профессии и нахлынувшей известности даже фамилию поменять не решилась. Впрочем, кто тогда знал Каютова? Молодой муж Ламановой был известен под псевдонимом Вронский — в свободное от основной работы время, он актерствовал на сцене. Свою музу он любил знакомить (а уж если честно, хвастать ею, а там было чем похвастать) с многочисленными друзьями-актерами. В их дом были вхожи Гликерия Федотова и Константин Алексеев (Станиславский), с которым Ламанова сохранит дружеские отношение на многие годы. Близкие знали ее как доброго, отзывчивого человека, но на работе о ней были иного мнения. Валентин Пикуль пишет: «В своей мастерской она была деспотична, как Нерон в сенате, как городовой в участке, как бюрократ в канцелярии.

http://www.odessapassage.com/images/passage/2006/may2006/life70/foto2.jpg
— Повернитесь, — командовала она. — Поднимите руку... да не эту — правую! Нагибайтесь… не жмет? Сядьте. Встаньте.
    — Искусство требует жертв, и это не пустые слова, — утверждала она. — Мне неинтересно «просто так» сшить красивое платье для какой-нибудь красивой дурочки. Когда я берусь за платье, возникают три насущных вопроса: для чего? для кого? из чего? Но сначала я должна изучить свою натуру...».
    Ей было 44, когда в самом сердце столицы, на Тверском бульваре, распахнула двери новая мастерская Ламановой. Она не рисовала эскизы и не шила одежды традиционным способом, взяв в руки иглу, сантиметр и ножницы. Для начала она часами изучала «материал», выявляя недостатки и достоинства фигуры. «Между губ Ламановой зажаты несколько булавок, и она, придирчиво осматривая фигуру, вдохновенно обволакивала ее тканью, драпируя в торжественные складки, и все это закалывала булавками.
    — Теперь снимайте, — говорила заказчице. — Только осторожнее, чтобы булавки не рассыпались... Эскиз готов!
    Иногда ее просили:
    — Только, пожалуйста, сшейте вы сами.
    Надежда Петровна отвечала:
    — Я вообще не умею шить.
    — ?
    — Да, — продолжала Ламанова, — я только оформляю модель, какой она мне видится! Шить — это не мое дело. Ведь архитектор, создавая здание, не станет носить на своем горбу кирпичи, его не заставишь вставлять стекла в оконные рамы — для этого существуют подмастерья и шить вам буду не я, а мои помощницы (их было больше 20. — Я. К.)».
    Ламанова, безусловно, умела шить. И дома муж мог застать ее за штопаньем носков. Просто она не скрывала истинного положения вещей: «Терпеть не могу ковыряться с иглой», и ее поймет обычная женщина, нежные пальчики которой хоть раз были исколоты куском неблагородного метала.

    Марина Цветаева рифмовала: «богиня мраморная — нарядить от Ламановой». И Ламанова это со вкусом умела делать. Ее салон посещали такие знаменитости, как Вера Коралли, Маргарита Карпова, Лиза Носова, Вера Холодная, Лина Кавальери, Генриетта Гиршман, Маргарита Морозова, Лилия Брик, Ольга Гзовская, Эльза Крюгер и многие другие. Вскоре Надежда получила почетное звание «Поставщик Ее Императорского двора».

0

275

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Во время революции она потеряла все: имение, мастерскую с закроечными столами из липы, помощниц, клиенток. Бежать из России, как большинство, она не хотела, да и не могла. В одном из интервью режиссер Эльдар Рязанов так объяснил свою позицию относительно эмиграции: «Вне России я себя не представляю, в другой стране работать просто не смогу». Ламанова, видимо, относилась к числу таких людей. Она не покинула родину. А в 1919 году 57-летнюю женщину без каких-либо обвинений арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму. За что? Это до сих пор осталось загадкой для исследователей ее творчества, хотя некоторые просто отмахиваются — мол, время было такое, да и слишком гордая особа эта Ламанова. Около трех месяцев «богиня мраморная» просидела на нарах. Ее бывшая клиентка Мария Андреева, жена Максима Горького, помогла вызволить Ламанову, которая пообещала самой себе начать новую жизнь.

0

276

Ей было восемьдесят, а она ухаживала за руками и делала маникюр,
носила авторские костюмы и шелковые чулки, ходила на шпильках,
а главное, продолжала работать

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Россия 20—30-х годов погрязла в нищете и разрухе. В то время, когда французские стилисты примеряли на свои модели шелка, кружева и гипюр, Ламанова тоже шила… из грубых полотенец и одеял.

Теперь она одевала не только аристократический бомонд, в ее нарядах появлялись на фабриках и рынках. Глотком свежего воздуха оказался театр. Ламанова сшила потрясающие по красоте сценические наряды для участников спектакля «Принцесса Турандот», «Зойкина квартира», «Егор Булычов и другие».
    Надежда Петровна одевает актеров в первых советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский». Позже обшивает актеров для «Женитьбы Фигаро» во МХАТе, одевает в театре Красной Армии «Вассу Железнову» с Раневской в роли Вассы. Станиславский восхищался ею: «…наша драгоценная, незаменимая, гениальная, Шаляпин в своем деле».
    Очевидцы рассказывают, что после спектакля Станиславский прилюдно благодарил художника по костюмам — шел через весь зал к Ламановой навстречу и целовал ей руки. В бумагах Станиславского сохранилась запись: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма».

0

277

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Слава о Ламановой дошла до ушей английских, американских и французских дизайнеров. Ее переманивали в чужие края, а она не соглашалась. Ну, если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету, подумал Поль Пуаре, тот самый, благодаря которому француженки вздохнули полной грудью. Он приехал в Москву к Ламановой. Модельеры подружились и быстро нашли точки соприкосновения в области моды. В доме русской мастерицы проходило дефиле известного тогда во Франции и за ее пределами Пуаре.
   
В 1925 году на Всемирной выставке моды Париж созерцал наряды Ламановой. Платья советского модельера в стиле a la russe вызвали ажиотаж, неподдельный интерес и восхищение. Ценителям моды нравилось все без исключения. А Ламанова не переставала удивлять жюри с мировыми именами и многочисленную элитную публику оригинальными аксессуарами — на подиум выходили модели в обуви, шляпах, поясах и бусах, скатанных… внимание! из хлебного мякиша. Так кто сказал, что справедливости нет? Оставив позади огромное число конкурентов, Ламанова получила Гран-при «за костюм, основанный на народном творчестве».

    Ламанова оставалась женщиной, какой хочет быть каждая из нас, до конца своих дней. Ей было восемьдесят, а она ухаживала за руками и делала маникюр, носила авторские костюмы и шелковые чулки, ходила на шпильках, а главное продолжала работать.
    Ей не нужны были врачи, которые сказали бы родственникам о скорой смерти. В начале октября 1941 года она призналась своей подруге-скульптору Вере Мухиной:
    — Я скоро умру.
    — Как вы можете так говорить? Почему?
    — У меня осталось всего только две капли «Коти».

0

278

http://data24.gallery.ru/albums/gallery/326646-f1ad8-69847501-m750x740-ue0db5.jpg

Надежда Петровна Ламанова умерла 14 октября 1941 года, но не от руки фашистских захватчиков, хотя немцы все же частично были причастны к ее гибели. Ламанова должна была эвакуироваться вместе с Художественным театром. Но задержалась, так как ухаживала за больной сестрой, она опоздала на сборный пункт — коллеги ее не дождались. Забыв о возрасте, собрав остаток сил, Ламанова бежала к Большому театру, там тоже шла эвакуация.

Она села передохнуть на скамейке в сквере у Большого театра, и здесь с ней случился сердечный приступ.

    Хотелось бы, чтобы наша «разбирающаяся» в моде молодежь все же знала имя Надежды Ламановой, на выставки которой в Эрмитаж съезжаются даже кутюрье с мировыми именами.

0

279

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Portrait_of_Euphimia_Nosova_by_Konstantin_Somov.jpg/315px-Portrait_of_Euphimia_Nosova_by_Konstantin_Somov.jpg
Портрет работы К. А. Сомова, 1911 г.
Е. П. Носова в платье мастерской Надежды Ламановой.

0

280

Жакет – незаменимая вещь в любое время года.

Существует столько удивительных моделей, что любая модница найдет себе по душе самый оптимальный вариант. Но вот о жакете-кимоно слышали не многие, а он является чуть ли не самым элегантным и необычным предметом гардероба это линии одежды. Из названия ясно, что жакет-кимоно – это современная комбинация основных черт классического жакета и японского национального кимоно.

Отметим, что этно-стиль сегодня снова в моде, поэтому не стоит отказываться от новинки сезона и смело примерить на себя вот такой чудный жакет. Вообще, моду на кимоно переняла американская богема в начале XX века. Его носили поверх платьев, что придавало образу дополнительный шик. Естественно, сегодня кимоно претерпело некие изменения, которые коснулись не только его внешнего вида, но и статуса. Модные модели кимоно Начнем с того, что рассмотрим основные модели одежды, разработанные на основе японского национального костюма. Это важно потому, что жакет-кимоно имеет несколько названий, и четкой его интерпретации еще не существует.

Кимоно стало основой для: Кимоно-пальто

http://wlooks.ru/images/article/croppedtop/290-435/2016/10/zhenskie-palto-kimono-28.jpg

Кимоно-пальто – представляет собой удлиненный вариант жакета, бывает как до колена, так и значительно ниже этого уровня. Материалы для его изготовления используются разные, от тонких тканей до шерсти. Понятно, что такой предмет одежды надевается поверх основного наряда и служит защитой от ненастной погоды – ветра, дождя, мороза, ну, или наоборот, от палящего солнца. В зависимости от времени года, кимоно-пальто может варьироваться. В основном это касается рукава. Вы можете выбрать модель с длинным рукавом, рукавом три-четверти, а также и вовсе без рукавов.

Первым, кто вывел кимоно на модный подиум, был американский дизайнер Пол Пойрет. Именно он облачил русских красавиц в воздушные, легкие кимоно, но в тоже время подчеркнул их талию поясом

В стиль и форму кимоно с начала 18 века вносилось несколько фундаментальных изменений, незначительные коснулись только длины подола, рукава и формы воротника. Кимоно может быть как формальным или повседневным стилем одежды, в зависимости от материала, дизайна и аксессуаров, которые будут носить вместе с ним.

Особенности модели

Кимоно – это тип одежды Т-образного силуэта. При пошиве таких пальто, как правило, используют натуральную ткань, это может быть шерсть, кашемир или трикотаж. Хоть пальто с запахом и обладает свободным силуэтом и широкими рукавами, не элегантным его не назовешь.

Главной особенностью пальто-кимоно является то, что у него отсутствуют любые застежки (пуговицы, молнии, кнопки).

Кому подойдет

Пальто-кимоно, благодаря своему необычному крою, подходит для всех типов фигур. Оно скроет все недостатки и в то же время подчеркнет достоинства.

Если у Вас тонкая талия, то с помощью ремня можно удачно подчеркнуть свой женственный силуэт.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Мода и её создатели. Имидж. Исторический костюм. История брендов.