"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Чистяков Павел Петрович (1832-1919) - русский живописец


Чистяков Павел Петрович (1832-1919) - русский живописец

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

http://s7.uploads.ru/t/6ISXO.jpg
Чистяков Павел Петрович (1832-1919)

"Подчиняясь в главных основаниях общим законам, каждая народность в частностях кладет свой отпечаток на все свои деяния; особенно сильно выражается это в области духовного творчества. Это и есть гений народа, свобода его, на которую посягать не следует. В живописи русские, как замечено, более всего склоняются на сторону осмысленности выражения. Искусство ради техники их не особенно занимает. К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток. В набросках, иллюстрациях довольно одного таланта, практики. Ну, а в картинах, особенно больших размеров, одним талантом не отделаешься. Там хорошую идею следует заключить в правильные формы и умело. Для этого надо овладеть техникой искусства. Говоря о технике, я разумею не манерность, присущую каждому, не виртуозность или мастерство. Нет. Техника - это то, что называется простота, высота в искусстве, основанная на законном изучении всех сторон искусства и на умении применять на практике....

Кисть руки, вид ее написан хорошо, но разве это все. Нужно изобразить кисть эту, как она существует и как кажется глазу художника. Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей и пр. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить их в соответствии] в данный момент, написать вид и написать тельно. Одним словом, техника простая - это то, что каждая линия, обрисовывающая форму, сознательна для художника и выражает часть кости, мускула и пр. В красках каждый полутон подчиняется общему виду тела, то есть сути предмета. Этого достигнуть можно в хорошей школе под руководством опытного и развитого учителя. Оставляя за выставками свободу расширять и развивать искусство в публике, поставить необходимой обязанностью в школах изучать и совершенствовать технику искусства. Я считаю по объему, средствам и положению Академию нашу единственной и вижу возможность соединить в ней все роды занятий в совершенстве. "
П.П.Чистяков. Черновик записки о реформе Академии художеств. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

Все изучить, познать на деле, быть мастером вполне и остаться при детски-наивном взгляде на натуру - вот условия, необходимые для настоящей техники в искусстве живописи и скульптуры.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

"Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы"
почтительно назвал П. П. Чистякова В. А. Серов.

Такое признание педагогического таланта мастера стало заслуженно традиционным, подчас даже умаляя сам источник успеха - напряженную работу в искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных картин, современники видели начало "настоящей" русской исторической живописи.

                    http://coollib.com/i/59/184659/chpimg2.jpg

0

2

http://s6.uploads.ru/t/IaHfb.jpg

Родился Чистяков в семье крепостного, служившего управляющим имением. При крещении за заслуги отца получил вольную. Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться рисованием.

В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в классе исторической живописи П. В. Басина.

В 1861 г. за программу "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил большую золотую медаль. Композиция этой картины построена подобно мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей исторической ролью. Психологическая характеристика действия продемонстрировала новые возможности исторической живописи, свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу обратили внимание, а В. В. Стасов назвал ее "блестящей".

Осенью 1862 г. Чистяков отправился в пенсионерскую поездку. В Италии он приступил к сочинению картины па сюжет из Тацита "Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия", в которой обратился к сложной пластической задаче: чувственная жизнь перед лицом смерти. Работа осталась незавершенной; более того, она стала своеобразным символом творческой судьбы Чистякова - художника, знающего, что нужно сделать, но не достигающего этого в своих произведениях. К картине были написаны многочисленные этюды и эскизы. В них, особенно в выполненных акварелью, любовь к которой он впоследствии привил и своим ученикам, заметно влияние живописи А. А. Иванова. В выборе моделей для ряда портретных этюдов проявился социальный пафос мастера, чуждый традиционным представлениям о "прекрасной" Италии.

По возвращении в Петербург в 1870 г. Чистяков за четыре работы (в их числе "Римский нищий", 1867), получил звание академика.
http://s7.uploads.ru/t/Defwn.jpg
римский нищий

0

3

Последствия перенесенной в Италии болезни осложняли занятия живописью.

Только в 1876 г. он показал новую картину - "Боярин".
http://s6.uploads.ru/t/4wNHs.jpg
Этот мастерски исполненный в рембрандтовском колорите портрет у современных критиков вызвал потоки ярких ассоциаций: в задумчивости старого боярина видели "человеческую руину" со следами былого величия, "целую эпопею" из русской истории. Образ прожитой, уходящей жизни продолжал тему неоконченной римской композиции; видимо, не случайно выбрано положение фигуры, особенно рук старика, напоминающее движение Мессалины.
Как бы парной к "Боярину" по композиции, манере исполнения и психологической глубине стала последняя завершенная работа - "Портрет матери" (1880). Преподавать Чистяков начал еще в годы учебы (с 1850 г.). "Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству", - писал он как-то П. М. Третьякову.
В 1872 г. художник был приглашен в классы АХ адъюнкт-профессором. Одновременно он вел занятия в своей мастерской, руководил частными студиями, переписывался с учениками. Популярность педагога была огромной. Это давало повод для предвзятого отношения к нему со стороны коллег: лишь в 1892 г. его назначили профессором. Однако после реформы АХ Чистяков в 1894 г. отошел от преподавания.
В 1890-1912 гг. он заведовал мозаичным отделением АХ и следил за выполнением основных мозаичных работ в России на рубеже веков: в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова в Петербурге.
В 1908 г. в критический момент для бывшей репинской мастерской Чистяков ненадолго стад ее руководителем, а в 1910 г. передал ее своему ученику В. Е. Савинскому.

0

4

http://s6.uploads.ru/t/x371h.jpg

За долгие годы учительства Чистяков разработал особую "систему рисования". Он учил видеть натуру, какой она существует и какой она кажется, соединять (но не смешивать) линейное и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того, что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый слепок или сложный исторический сюжет. Другими словами, основные положения "системы" были формулой "живого отношения к природе", а рисование - способом ее познания.

Методы Чистякова, вполне сопоставимые с методами знаменитых мюнхенских художественных школ, его способность угадать особый язык каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию дали удивительные результаты. Разнообразие творческих индивидуальностей учеников мастера говорит само за себя - это В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А П. Рябушкин, В. А. Серов, В. И. Суриков и др.

Вспоминая академические годы как самые светлые в своей художественной жизни благодаря занятиям у Чистякова, М. А. Врубель писал: "Он умел удивительно быстро развенчать в глазах каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных". Многогранная деятельность Чистякова стала тем важным и необходимым явлением, в котором сохранилась почти прервавшаяся нить преемственности между творчеством А. А. Иванова и искусством рубежа XIX и XX вв.

0

5

http://s6.uploads.ru/t/0plht.jpg
Павел Петрович Чистяков: Письма, записные книжки, воспоминания

"В ученике всегда нужно вызывать веру в себя, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонностям и особенностям, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред, один может переварить, а другой - подавиться, а потому не надо ученика перегружать правилами. Все указания должны делаться во-время и в меру: правда, кричащая не на месте,- дура. Искусство не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая во всю мочь и от всей души.
....Будь скромным, требовательным к себе, не делай ничего без ума, сознавай и давай отчет во всем, что ты делаешь и для чего делаешь, проверяй себя на лучших произведениях искусства, в которых ты должен разобраться и понять, почему они хороши. Полезное, увиденное тобой, запиши, чтобы это навсегда осталось в голове, а не ограничивайся только восторгом, и это поможет тебе в работе над натурой. Работая над натурой, изучай ее, старайся понять ее сложную и многообразную форму, не скользи по ней поверхностным взглядом, а гляди умно, с любовью. Не подражай ей бессмысленно, это никаких знаний не дает. Изучай человека со скелета и анатомии, рисуя, всегда обращайся к ним, тогда ты поймешь строение человека. Человека ты должен знать, чтобы в работе над композицией ты свободно мог давать то или иное движение. Если ты даровит, то вложи в работу чуткость и понимание задачи, жар души и сердца, наверное работа твоя будет содержательной. Если ты бездарность, то значит слепой и холодный, и дальше рабского копирования ты не пойдешь. Чувство, разум, любовь и верно настроенный глаз должны быть спутниками в работе. Будь образован, так как невежественный человек не поймет красоты, как не поймет чужого языка. Чтобы достичь цели, будь пытлив и прилежен."
Слова Чистякова..
Из воспоминаний М. Г. Платунова

"…Насколько у кого знания и силы, настолько нужно энергии и прилежания в деле - в полсилы ничего не выйдет.
- Требуешь много, а делаешь мало.
- Хочешь поднять 20, а силы коли на 10, - никогда не поднимешь.
Из черновых записей. Отдел рукописей Русского музея.

- Как начато, так и кончено.
- Не нужно стараться (написать все точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе.
- Искусство есть проявление человеческого духа.
Афоризмы Чистякова. Архив Академии художеств СССР.

При всяком знании необходимо умение. В умелом исполнении проявляется индивидуальность, как единица - личности и как собирательное целое общего - государства.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.

- Чтобы найти себя, будьте искренни.

Все изучить, познать на деле, быть мастером вполне и остаться при детски-наивном взгляде на натуру - вот условия, необходимые для настоящей техники в искусстве живописи и скульптуры.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

Человек держится настоящим, а живет будущим, выходя из прошлого.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.

Чувствовать, знать и уметь - полное искусство.
Из записных книжек. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

- У каждого свое лицо.

- Работайте, как пчелы; берите везде мед, с каждого таланта.
Из воспоминаний И. Ф. Селезнева. Архив Академии художеств СССР.

Учись, как следует и делай, как сможешь.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.

На других нужно смотреть изредка и учиться у них умеючи.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галерей.

- Не легко быть настоящим художником.
- Работайте и живо и с оглядкой.
- Будьте правильны и благородны.
- Лучше делает художник, когда в тяжелую минуту испытания не теряется, а совершенствует себя и двигается на деле вперед.
- Я не унываю и верю, что если струна не оборвется, то даст свой тон.
Афоризмы Чистякова. Архив Академии художеств СССР.

Начинать могут многие, окончить может лишь тот, кто много и правильно упражнялся.... в тонкости разрешения задачи.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галереи.
- Избиггых сюжетов для умного и смелого художника на свете не существует, а во всем и везде - Я всю жизнь был свободен и смел, несмотря на кажущуюся робость. Рабом не был.
- Лишь бы работать...
. - Будьте веселы, смотрите вперед бодро и с надеждой на лучшее.
Афоризмы Чистякова. Архив Академии художеств СССР.

Если представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны, что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка.... и старайтесь поверять себя, то есть налегайте на эту часть искусства.
Из черновика письма В. Е. Савинскому, Отдел рукописей Русского музея.

- Пишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет.
- Делай свое дело хорошо и честно, а там другие уже оценят.
- Не надо горячиться и изнывать, а терпеть и вести свое дело.
- Всякий час должен быть серьезен (разумею рабочий час).
- Терпеливый и упорный многого достигнет.
Афоризмы Чистякова. Архив Академии художеств СССР.

Искусство любит, чтобы им вдохновлялись, увлекались.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

История - прошлое, как целого народа, кружка, так и отдельной личности, для людей разумных служит базисом, на котором они, действуя энергично в момент настоящего, создают будущее.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галереи.

Разложите элементы, то есть части, искусство составляющие, перед собой и возьмите закон для действия и порядок - явится задача исполнения. А как задача явилась, то и исполнять приятно.
Чистяков - В. Е. Савинскому.

0

6

Работы П.П.Чистякова

К лучшим работам, созданным мастером в Италии, относятся этюд «Голова чочары» (1863, Русский музей, Санкт-Петербург), картина «Джованнина» («Портрет девочки-итальянки», 1863, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург). Смелыми, размашистыми мазками передает художник яркую красоту юной итальянки: ее огромные темные глаза, нежный овал лица. Со смуглой кожей и блестящими черными волосами девушки удачно сочетаются белое покрывало на голове и яркие узоры вышитого платья.

http://s6.uploads.ru/t/AswNF.jpg
Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту
http://s6.uploads.ru/t/kdQos.jpg
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого
князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс,
принадлежавший некогда Дмитрию Донскому
http://s6.uploads.ru/t/P1mOq.jpg
Портрет М.А.Григорьевой
http://s6.uploads.ru/t/GVOeC.jpg
Джованнина, сидящая на подоконнике
http://s6.uploads.ru/t/oeWth.jpg
Джованнина

0

7

http://placevisor.com/uploads/images/business/000011278/muzejj-usadba-p-p-chistyakova-pushkin1352132192.jpg

Дом-музей П.П. Чистякова расположен на выезде по Московскому шоссе из города Пушкина.

Среди многих сохранившихся деревянных домов неподалеку от Колонистского пруда, он один выделяется своей разноуровневой крышей, резными украшениями, большими окнами и представляет собой по существу памятник деревянного зодчества.
Это здание было построено в 1876-1878 гг. по проекту архитектора Кольба под руководством и при непосредственном участии владельца дома – Павла Петровича Чистякова, который и жил здесь до конца своих дней, т.е. до 1919 г.

Это уникальный памятник деревянного зодчества последней трети XIX века. Интерьеры также отделаны резными панелями из дерева, создающими в сочетании с восстановленной обстановкой гостиных и столовой неповторимый образ дачи, с которой связаны около 40 лет жизни и творчества П.П.Чистякова (1832 – 1919). С семейных портретов из рам смотрят лица обитателей дачи. Традиции шумных вечеров, оживлённых голосами художников, музыкантов, артистов, учёных и писателей продолжаются и сегодня. Старинный рояль собирает в большой гостиной любителей камерных концертов и литературно-музыкальных вечеров.

Павел Петрович больше сорока лет прожил в Царском Селе, на своей даче. В 1985 г. было принято решение основать дом-музей П.П. Чистякова. 26 апреля 1987 г. этот музей был открыт после реставрации, результатом которой стало возвращение даче художника его первоначальной планировки и внешнего облика.

На первом этаже здания музея располагается выставка произведений хозяина дома, представлены личные вещи художника, а также произведения его учеников. В коллекцию картин входит более 400 графических и 120 живописных произведений. В ходе реставрационных работ был воссоздан неповторимый вид большой гостиной и зала-столовой. В Малой гостиной дома-музея размещаются временные выставки, в Большой – проводятся тематические мероприятия, устраиваются литературно-музыкальные вечера.

На втором этаже дома располагается мемориальная мастерская Павла Петровича. Художник не часто баловал широкую общественность собственными работами, предпочитая передавать свое мастерство ученикам и полностью посвящая себя педагогике. Но, несмотря на это, в мастерской художника представлена одна из самых ярких его работ – «Джованнина», которая отражает итальянский период жизни Чистякова.

http://www.benua-rusart.ru/images/1eeead51b2b32e38a793c3b1641e41f4/thumb_068.jpg
Интересен выполненный художником «Портрет матери».

=Spoiler написал(а):

http://eng.nimrah.ru/upload/2008-10-13_12-05-21.jpg
http://im3.turbina.ru/photos.4/3/5/3/2/9/1792353/big.photo/Dom-muzey-PPTchistyakova.jpg
http://www.peterburg.biz/images/stories/chistyakova2_b.jpg
http://im3.turbina.ru/photos.4/0/7/3/2/9/1792370/big.photo/Dom-muzey-PPTchistyakova.jpg

Адрес музея:

196600 г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, Московское шоссе, дом 23. Станция "Царское Село".
Телефон: +7 (812) 451-70-85
E-mail: chistyakov@nimrah.ru

Дом-музей П.П.Чистякова предоставляет выставочное помещение 30 кв.м (Малая гостиная). Музей предлагает детские образовательные программы: "Детский день рождения в музее", "День, проведенный в музее", "Выпускной праздник для начальной школы" и "Летняя практика для художественных школ".

Музей открыт по средам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 17:00.

0

8

https://i.pinimg.com/474x/a9/7b/cf/a97bcf16c466b10f5962bb6915a784cb.jpg

П. П. Чистяков. Портрет А. П. Чистяковой, матери художника. 1883. ГРМ.

Чистяков, один из наших лучших техников живописи, единственный из русских художников, который был влюблен в рисунок и познал его тайны, подвергся, судя по его обеим академическим программам, брюлловской отраве еще в юности и затем так и не оправился от нее. Сбитый с толку, несмотря на свой интересный и самобытный ум, он промаялся всю жизнь в каких-то полуакадемических, полуреальных замыслах и застрял над своей «Мессалиной» — огромной исторической картиной. Он не кончал и не бросал эту вещь, вероятно, по той же причине, по которой так долго не кончал и не бросал своей картины Иванов, а именно вследствие отсутствия внутреннего убеждения в необходимости ее создания и застарелой привычки думать, что только такие громоздкие, сложные, с историческим содержанием композиции достойны истинного художества.

Между тем Чистяков мог быть, как оно ни покажется странным, лучшим преемником венециановского принципа. Наталкивает на такое соображение его всем известная, страстная любовь к правде, внимательное и проникновенное отношение к жизни, так плодотворно проявившиеся в течение его долгой преподавательской деятельности. Талант Чистякова, к сожалению, слагался в те времена, когда нужно было сделать выбор между идеалами Брюллова и проповедью Чернышевского, и он, как многие другие, поклонявшиеся in abstracto красоте, предпочел первое только из страха, весьма основательного, перед вторым.

Еще одной жертвой академизма можно считать теперь почти забытого, но когда-то очень славившегося Якоби, начавшего очень удачно в перовском роде, однако после заграничной поездки вдруг бросившего это направление и принявшегося создавать свои мелочные и грубые иллюстрации к Лажечникову и Дюма-пэру. С каждой картиной зависимость его от брюлловской театральной напыщенности сказывалась в нем все в более чудовищном виде, как в балаганности композиции, так и в ужасном расцвечивании, как бы прямо предназначенном для ходких олеографий.

Любопытно, что Академия художеств, отпраздновавшая с удивительным великолепием свою инаугурацию в 1764 году, наконец нашла в Якоби, спустя 100 с лишком лет, иллюстратора этого торжественного события, сулившего блестящую будущность юному еще тогда учреждению. Надо отдавать справедливость, что этот художник оказался вполне на уровне того упадка, до которого Российская знатнейших художеств академия дошла (и неминуемо должна была дойти) в течение первого же века своего существования, и, вероятно, в ознаменование столь печальных результатов радужная и очень скверная картина Якоби попала в музей нашего отечественного искусства, где и висит, на поучение всем потомствам и в предостережение им, на самом видном месте…

0

9

Рисовать Чистяков начал очень рано. Первые уроки искусства преподал мальчику учитель рисования в уездном училище в городе Бежецке. Павел проявлял такие успехи в учебе, что власти города решили после окончания училища определить его на казенный счет в тверскую гимназию, на что Чистяков заявил: если его не отдадут в Академию художеств, он умрет.

В 1849 году юноша стал вольноприходящим учеником Петербургской академии художеств. Петербургская сырость и плохое питание (ежедневный рацион Чистякова составляли хлеб, огурцы и чай) не лучшим образом сказывались на здоровье молодого художника. В первые годы жизни в столице он зарабатывал себе на жизнь мелкими заказами и частными уроками.

Чистяков занимался очень старательно, упорно делал копии с гипсовых моделей, живой натуры, картин старших мастеров, учившихся в академии. Много времени художник посвящал самостоятельной работе.

Уже в последние годы пребывания в академии, давая частные уроки и работая в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, он завоевал славу отличного педагога.

0

10

Решив посвятить себя историческому жанру, в 1860 году Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год». Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно» (1861, Русский музей, Санкт-Петербург). За свое полотно Чистяков получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Академический совет постановил купить картину за 800 рублей (с условием, что автор завершит ее) и отправить на Всемирную выставку в Лондон.

Написанное в традициях академизма полотно тем не менее показало истинный талант Чистякова, его стремление к психологизму и правдивости. Сцена, изображенная художником, полна динамики и жизни, персонажи обладают яркой индивидуальностью и характерностью. В этом, казалось бы, малозначительном для истории событии живописец сумел передать атмосферу периода начала княжеских междоусобиц, повлекших за собой море крови. Через много лет В. М. Васнецов написал своему учителю: «Надо помнить, что русская историческая настоящая живопись началась с вашей Софьи Витовтовны. Дай вам бог помощи и силы создать нам что-либо опять истинно художественное и русское».

0

11

В 1872 году Чистяков получил в Академии художеств должность адъюнкт-профессора гипсоголовного и этюдного натурного классов. В этой должности художник проработал 20 лет, так и не став профессором. В 1890 году его назначили главой мозаичного отделения, таким образом отстранив от прежней должности. Но Чистяков продолжал заниматься с учениками дома. Он требовал от своих учеников профессиональной грамотности, в то же время не мешая развиваться их индивидуальным наклонностям.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Чистяков Павел Петрович (1832-1919) - русский живописец