"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Артавазд Ашотович Пелешян

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

http://s9.uploads.ru/t/1kEdu.jpg
Артавазд Ашотович Пелешян (1938)
— советский и армянский кинорежиссёр-документалист.

0

2

Биография и творчество

Артавазд (Артур) Пелешян родился 22 февраля 1938 года в городе Ленинакан Армянской ССР (ныне Гюмри).
В 1963—1968 учился на режиссёрском факультете ВГИК, в мастерской Л. М. Кристи. Уже студенческие фильмы принесли ему ряд призов и известность.

Автор ряда теоретических работ о кино, которые переведены на многие языки. Они собраны в знаменитой книге «Моё кино», ставшей новым шагом в развитии кинотеории.[источник не указан 869 дней] «Времена года» (1975) — его наиболее известная лента.

«…ещё в семидесятые, Пелешян уже воспринимался как классик мирового кинематографа.» (Олег Аронсон)
«Пелешян один из немногих режиссёров, а может, и единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение.» (Олег Аронсон)
Его поиски поэтического эффекта в строго документальном кино сближают с аналогичными устремлениями Й. ван дер Кёйкена.
Фильмография
• «Горный орел» (1964)
• «Белый конь» (1965)
• «Земля и воля» (1966)
• «Начало» (1967)
• «Мечта» (1968)
• «Мы» (1969)
• «Обитатели» (1970)
• «Времена года» (1975)
• «Наш век» (1982)
• «Бог в России» (1984)
• «Жизнь» (1992)
• «Конец» (1992)
Теоретические работы
• Дистанционный монтаж // Вопросы киноискусства. Вып. 15. М., 1974
• Мое кино. — Ереван: Советакан Грох, 1988

Вид монтажа Артавазда Пелешяна можно назвать "интуитивно-духовным", поскольку от зрителей он требует такого же душевного усилия при восприятии, как и от его автора. Только тогда мы сможем "понять", о чем его фильмы. На просьбу рассказать, о чем его "Времена года", Пелешян ответил так: "Обо всем. Я думал обо всем, когда снимал. Не только о временах года или о людях. Но обо всем…"  Тоже самое можно сказать обо всех его фильмах.

Артавазд Пелешян - живая легенда кинематографии. Его фильмы невозможно пересказать. Его частное всегда говорит об общем. Его герой - образ не отдельного человека, но всей нации. Для многих поколений документалистов его творчество десятки лет было "кардиограммой народного духа". Его фильмы по традиции показывали 1 сентября всем, кто поступал во ВГИК. Он - основоположник "дистанционного" монтажа, который изучают документалисты всего мира. Как сегодня смотрят его кино молодые кинематографисты? И нужны ли молодежи какие-то специальные знания сегодня, чтобы их не просто смотреть, но и понимать?

0

3

Артавазд Пелешян в Музее кино
14 июля 2009, 14:31

Для меня дистанционный монтаж открывает тайны движения всего сущего во Вселенной. Его упорядоченность; её ритм…

Артавазд Пелешян.

Поистине невозможно передать скромное величие фильмов армянского кинорежиссёра Артавазда Пелешиана - фильмов, которые, по большому счёту, так и остались миру неизвестными. Сергей Параджанов назвал Пелешяна "одним из немногих подлинных киногениев" Чтобы поверить в это, нужно немногое - посмотреть его фильмы (продолжительность их в большинстве составляет 30, а то и меньше, минут). Но вот это-то как раз невероятно на самом деле, поскольку найти их - ни в видеотеках, ни в архивах фильмотек (за исключением Армянской киностудии в Ереване) - нереально. Фильмы Пелешяна, как творчество его последователя Годфри Реджио можно отнести, пожалуй, к экспериментальной документалистике. Как и Реджио, Пелешян предпочитает особый, "объективный" взгляд на реальность. Этот "объективный" взгляд, причём, напрочь лишён малейшего намека на претензиозность или тщеславие - ему, скорее, присуще полное растворение в духовности бытия.

"Это то, к чему я стремлюсь, к чему стремится каждый человек, всё человечество, человечность… возвысить, трансцендировать мечты и желания человеческие", - признался Артавазд пелешян в интервью с МакДоналдом, обозревателем журнала "A Critical Cinema 3". Величие кинематографа Пелешяна в том, что он целиком и полностью построен на интуитивных ассоциациях - изображения и изображения, изображения и звука, звука и звука. Не слова, но ноты мотива, музыкальной темы. "Так, через подобное отсутствие слов, дух человека остаётся наедине с образами жизни, запечатлёнными Пелешяном, и с мудро сопровождающей их музыкой… Не встаёт вопрос о понимании кино разумом, понимание случается с тобой где-то в области сердца, как это всегда случается при встрече с великими произведениями искусства", - пишет Грегори Пирс, редактор сайта cinemaseekers.com. Среди произведений искусства творчество Пелешяна и вправду занимает особое место.

Вид монтажа Артавазда Пелешяна можно назвать и "интуитивно-духовным", поскольку от зрителей он требует такого уже душевного усилия при восприятии, как и от его автора. Только тогда мы сможем "понять", о чём его фильмы. На просьбу рассказать, о чём его "Времена года", Пелешян ответил так: "Обо всём. Я думал обо всём, когда снимал. Не только о временах года или о людях. Но обо всём…"

Уникальной особенностью искусства Пелешяна является его удивительная способность вести зрителя к самой высокой точке взгляда на человечество - точке зрения вечности. В этом смысле фильм "МЫ" действительно повествует о нас, как о человечестве: "Когда я называл фильм "Мы", я имел в виду армянский народ , но и он лишь часть куда большего Мы", - как-то прокомментировал автор название своей первой знаменитой картины. Из-за метода монтажа, как способа создания кино, Пелешяна зачастую сравнивают с Эйзенштейном. Сам Пелешян настаивает на том, что сравнение это не имеет реальных оснований.

"Монтаж Эйзенштейна был линейным, как по цепочке. Дистанционный монтаж создаёт вокруг фильм магнетическое поле. Порой я и сам не называю свой метод "монтажом". Я, скорее, вовлечён в процесс создания единого целого. В каком-то смысле я уничтожил монтаж, разрушил его созданием кино исключительно на монтаже… У Эйзенштейна каждый элемент значил что-то. Для меня индивидуальные фрагменты не значат ничего. Только в контексте фильма. Только фильм имел значение".

Отснятые Пелешяном или реставрированные им материалы, вне контекста его творчества не вызвали бы никакого интереса, тогда как внутри него они производят совершенно другое - свежее, невероятно актуальное, обращённое к зрителям - впечатление. Ещё одно уникальное и редкое подтверждение истины: ключ к трансформации киноизображения при монтаже всегда лежит во внутреннем настрое режиссёра, который затем подлежит в выражении вовне. Удивительным образом это на протяжении 30 с лишним лет удавалось Артавазду Пелешяну, опыт которого был перенят Реджио, поставившем в 1983 году знаменитый "Koyaanisqatsi", где музыка Филиппа Гласса играла такое же значение в трансценденции зрительского восприятия, как и любимые композиторы Артура Пелешяна в его творчестве.
Подготовил Сергей Бондарев

0

4

Mer dare - Наш Век (Артавазд Пелешян/A. Peleshian) [1983]

=Spoiler написал(а):

0

5

Артавазд Пелешян - "Времена года"

=Spoiler написал(а):

0

6

Beginning

=Spoiler написал(а):

0

7

Земля людей (Артавазд Пелешян)

0

8

Артавазд Пелешян - "Времена года" (wwwK4500.com)

=Spoiler написал(а):

0

9

Փելեշյանի լռությունը (Молчание Пелешяна)

=Spoiler написал(а):

0

10

Обитатели. Артавазд Пелешян

=Spoiler написал(а):

0