"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики


История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики

Сообщений 1 страница 20 из 112

1

История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики

http://se.uploads.ru/t/DEj3z.jpg



В отличие от прочих видов человеческой деятельности, танец нечасто оставлял четко идентифицируемые материальные свидетельства, способные просуществовать тысячелетия, подобно каменным орудиям, охотничьему снаряжению или пещерной живописи. Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.

Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний от Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.

+1

2

Ближний Восток

http://sd.uploads.ru/t/S32Pu.jpg

Танец в Египетской живописи,
ок. 1400 до н. э.

В Ветхом Завете неоднократно встречаются упоминания о плясках. Силоамские девушки плясали в хороводах (Суд. 21:21). Царь Давид, обнажившись, плясал перед ковчегом Завета (2Цар. 6:16). Археологические данные свидетельствуют о существовании коллективных женских танцев в Древнем Египте (Гробница Ур-ари-эн-Птах, 6-я династия). Самой известной древней танцовщицей Ближнего Востока была идумеянка Саломея. Мистическое значение танца (Сама) как средства вхождения в транс сохранилось у средневековых дервишей.

+1

3

Индия
http://sf.uploads.ru/t/scoDF.jpg

Глубокие танцевальные традиции имеет индийская культура. Танец был характерным действием бога Шивы (Натараджа). Индийский трактат по танцу назывался Натьяшастра, где описаны не только виды танцы, но и танцевальные переходы (карана). У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нрита можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным. В Индии существует поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Например, "Гитаговинда" Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. Некоторую популярность индийские танцы в Европе приобрели благодаря Мата Хари.
http://sf.uploads.ru/t/5uywf.jpg

История

Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива - один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа. Владыка танца. В одной его руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Долгое время искусство танца было достоянием храмов, об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар (в индуиской мифологии полубожественные женские существа "рождённые из воды" (аналог русских русалок) способные наслать на человека любовное безумие, в индийском эпосе живущие в раю и ублажающие героически павших на поле брани воинов) и формой жертвоприношения, но с приходом в Индию мусульман, в культуре которых танец был одной из форм соперничества в гареме, религиозность индийского танца уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. В итоге после вторжения в Индию моголов, а затем британцев, храмы обнищали, были разграблены, а девадаси стали наложницами князьей. К 19 веку искусство было утеряно.В начале 20 века Рукмини-деви вместе с группой этнографов восстанавливала танец по скульптурным формам храмов.

За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. В современной Индии танец представляет собой часть того культурного наследия. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре.

Международную известность получили Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле "одисси"; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы "кучипуди"; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле "катхак",Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Направление в индийском танце "бхаратнатьям" нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати.

Направления

Кучипуди -- вид танцевальной драмы стиль, культивируемый главным образом на западном побережье юга страны. Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу означает "поселение актеров"). Танцевали его раджанартаки - девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за бога. Особый вклад в развитие Кучипуди внес брахман Сиддхендра Йоги, живший в XV cтолетии. Именно с XV века Кучипуди стал исполняться исключительно мужчинами. Считалось, что красота танцовщиц отвлекает зрителей от осмысления религиозного содержания текстов, поэтому ради сохранения чистоты древнейших традиций стиля женщинам было запрещено танцевать Кучипуди вплоть до XX века. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей Кучипуди. Танцевальные композиции этого стиля построены на пяти разнообразных ритмических вариациях:

1. Чатурасрам (ритм, мерой которого является 4: та ка дхи ми),

2. Тисрам (3: та ки та);

3. Мисрам (7) (та ки та, та ка дхи ми);

4. Кхандам (5: та ка та ки та);

5. Санкирнам (9: та ка дхи ми, та ка, та ки та).

В композиции все эти ритмы переплетаются меж собой, образуя захватывающие музыкальные рисунки, озвученные колокольчиками на щиколотках танцовщицы. Абхиная (актерское искусство). Основу актерского мастерства танцовщицы: составляют девять различных настроений ("навараса") 1. Любовь Шрингара; 2. Радость Хасья; 3. Печаль Каруна; 4. Гнев Рудра; 5. Героизм Вира; 6. Страх Бхаянака; 7. Отвращение Бибхатса; 8. Удивление Адбхута; 9. Покой Шанта. Кроме 9 основных, древние трактаты называют еще 50 других "настроений" ("бхава"), нюансы чувств.

В наши дни Кучипуди представляет собой синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. В технике кучипуди используется быстрая ритмическая работа ступней и скульптурные движения корпуса. Стилизированная мимика, используя жесты рук и тонкую экспрессию лица, объединяется с более реалистичным действием. Иногда используются и диалоги между танцорами. Это сочетание техник придает стилю уникальность и отличие от других направлений. Сегодня кучипуди исполняется как соло, так и в группе.

Присутствие в репертуаре "тарангам" делает Кучипуди особенным: исполняя эту композицию, танцовщица балансирует на острых краях медного блюда, иногда держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой. Костюм исполнительницы стиля Кучипуди шьётся из южноиндийского шелка. Стопы и пальцы рук покрыты красной краской растительного происхождения, она называется "альта". Ее голова увенчана цветами канакамбарам и храмовыми украшениями, символизирующими луну и солнце. На ногах танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхунгхру.

Бхаратнатьям. Стиль Бхарат Натьям наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Он придерживается строгих канонов Натья-Шастры ("Трактата о танце" - 2 век Нашей эры). "Бхарата" - аббревиатура от "бхава" - настроение, "рага" - мелодия, и "тала" - ритм. "Натьям" - чистый танец.

Бхаратнатьям - это каскад быстрых и канонизированных танцевальных комбинаций Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его "пятой ведой". Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы. Различные позы танцев в стиле Бхаратнатьям высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхаратнатьяма. Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

Катхак. Катхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Это танец жрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история". Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца. В катхаке используется две основные техники - нритта, чистый танец, и абхиная - экспрессия, пантомима. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Танцор отбивает ногами замысловатые ритмы в такт барабана, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В танце преобладают сложная работа ступней и быстрые вращения. Отличительная особенность - танец исполняется на прямых ногах.

В этом стиле выражено взаимное влияние индуиской и мусульманской традиций. Мусульманские завоеватели, не признававшие никаких изображений божества, запрещали все религиозные танцевальные обряды и стремились сделать из "катхака" простое увеселение. Так, костюм катхака напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. В костюмах исполнительниц катхаке используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов. Мусульманским правителям не нравилось слушать истории, связанные с индуистскими богами, и танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Мимика танцующего - естественная, а не подчиненная канону.

Одисси. Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в Ориссе. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце "НАТЬЯШАСТРА", датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 вв. н.э. Одисси - танец божественного, человеческого, любви и страсти. Мягкие, плавные и нежные движения описывают обстановку Ориссы и философию популярного персонажа индуизма - Бога Кришну.

Стиль Одисси близок к Бхаратнатьяму по технике, костюму и выразительным средствам. Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная. Костюм исполнителя очень интересен - в отличие от других стилей, украшения здесь серебряные, а прическа украшена башенкой - гопурамой, напоминающей о храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы. Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку.Представления Одисси - четкий баланс между чистым танцем, экспрессивным и драмой.Характерная особенность - тело плавно изогнуто в трибанги - бедра, талия, шея.

Катхакали. Катхакали исполняют только мужчины в необыкновенно красочных костюмах, огромных головных уборах и со сложным макияжем на лице. Ни один классический танец не используют такого грима; для его нанесения требуется несколько часов кропотливой работы. Столетиями отбирались и отшлифовывались отдельные элементы танца катхакали. Танец исполняется под аккомпанемент ченды - барабана, который производит глухой звук и маддалы, производящей мягкую мелодию. Также используются бронзовые цимбалы.

Манипури. Манипури был взращен в горных областях северо-востока Индии. Название стиля (дословно – «драгоценность земли»), носит название штата Манипур – родины направления. Легенда утверждает, что для того, чтобы найти идеальное место для танца Боги пошли вплоть до иссушения озера в прекрасной долине. Теперь не удивительно, что танец – неотъемлемая часть ритуалов повседневной жизни, как свадьба или поклонение предкам. Среди известных составных частей Манипури – Санкиртана и Рас Лила, описывающие космический танец Кришны и пастушек. В танце используются красивые расшитые юбки, резко расширяющиеся от талии и полупрозрачные вуали. В Костюме Кришны непременный атрибут – павлинье перо в волосах. Движения начинаются в медленном темпе и переходят в быстрые вращения.

Этот стиль близкий общему духу танцев Восточной Азии. Некоторые виды манипури исполняются очень энергично, вплоть до применения акробатических приемов. Заметная танцевальная школа, "манипури", демонстрирует групповой танец, в котором артисты выступают в ярких костюмах под звуки ударных инструментов.Особенность стиля Манипури – Пунг Чолам – танец с барабанами, в нем участники танцуют и одновременно играют на барабанах-панг. При этом используются увлекательные скачки и вращения в быстром темпе. Достойные представители этой школы - Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх

О технике

Выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям объясняет:" В танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. "Я" исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Покой посреди движения -характерная черта основных фигур индийского танца называющихся "каранами". Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием - пранаямы, также роднящего танец с йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало - пассивное, созерцающее сознание, женское активная, творящая мир энергия. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе - танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти.

Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Существуют правила, касающиеся позиций ступней - на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами. Индийский танцовщик обучается также спиралевидным движениям и прыжкам. Язык кистей рук - мудра - прекрасен в своем многогранном символизме. Есть правила (хаста), которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния. С помощью языка жестов ведется повествование. Чтобы представить сложные сцены индийского эпоса, артистам необходимо освоить свыше четырехсот мундр - комбинаций, выражающих мысли, слова, фразы, - весь калейдоскоп человеческих чувств и страстей. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами - мудра "матсья", то есть "рыба", одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться - рыба поплыла.Талант истинной танцовщицы - девадасси сродни талантам йогов. Задача исполнителя индийского ритуального танца - привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа - это "мокша",освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом.

О пользе танца.

Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает, что танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией и различными формами артрита. Сатьянараяна полагает, что ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы. Как показали наблюдения за группой индийских пациентов-диабетиков, в результате регулярных занятий танцами у них существенно снизилось количество сахара в крови. Регулярные занятия танцами полезны для больных артериальной гипертонией. Танцевальные движения помогают снизить давление и оказывают благотворное влияние на нервные процессы в организме. Многие специалисты полагают, что гипертония появляется в результате ряда осложнений в нервной системе человека как специфическая реакция организма на постоянный стресс. Хронические формы гипертонии лечатся специальными антигипертоническими препаратами, но снизить риск развития заболевания на его ранних стадиях можно при помощи танцев. Если говорить о стилях, то людям, страдающим от гипертонии больше всего подходит стиль катхак, активизирующий нервную систему по всему телу. Катхак - это классический танец северной Индии, основа которого - ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой. Катхак дает хорошую нагрузку на позвоночник, поскольку множество наклонов и полуповоротов разрабатывают его шейный и поясничный отделы. Этот стиль также подходит для тех, кто испытывает проблемы с координацией движений или страдает артритами. Движения катхака разрабатывают кисти и запястья, плечевой и тазобедренный сустав, укрепляют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Для борьбы с ожирением Сатьянараяна рекомендует комбинировать несколько стилей индийского танца, задействующих ноги, талию, бедра и позвоночник. По его мнению, разработанный им комплекс упражнений ускоряет метаболические процессы и способствует естественному похудению. Тем, кто часто испытывает головную боль, Сатьянараяма рекомендует исполнять танец змеи, в котором основное движение делается шеей. А страдающим различными формами артрита подойдут танцы, в которых основными являются движения кистями и запястьями рук. Среди индийских танцев это, конечно, бхарата-натьям - традиционный танец, связанный главным образом с нагрузкой на верхнюю часть тела. В южноиндийском стиле бхарата-натьям существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 движений руки целиком, по 5 типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер. Сатьянараяма предупреждает, что любой комплекс танцевальных движений должен быть разработан совместно с врачом индивидуально для каждого человека. Особенно, если заниматься танцем не для профилактики, а для лечения уже существующих серьезных заболеваний. Методика танце-терапии была одобрена Министерством здравоохранения и Обществом акушерства и гинекологии Индии. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют "аджна-чакру" - "третий глаз".

+1

4

Дальний Восток

В Китае танец сохранил архаические ритуальные черты, исполняемые коллективно во время общенародных праздников: танец льва и танец дракона. В Японии профессия танцовщицы переплеталась с профессией жрицы (мико). Танец представлял собой пантомиму, которая содержала в себе определенное повествование (Кагура). Развитый японский танец получил название Нихон-буё, суть которого раскрывалась в чередовании определенных заранее заученных поз (ката). Танец считался неотъемлемым элементом женского образования, наряду с икебаной и каллиграфией. Существенным атрибутом японских танцовщиц был веер. На Востоке танец содержательно был неотделим от театра (но, кабуки).

+1

5

Древняя Греция

http://sf.uploads.ru/t/NQpCY.jpg
http://sb.uploads.ru/t/aSm74.jpg
Авлет и танцовщица с кроталами.
Изображение на античном краснофигурном килике
(ок. 520 г. до н.э.; ч/б фото цв. оригинала).
Британский музей (Лондон)

Танец (греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография. Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора. Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли корибанты и вакханки. Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.

http://sa.uploads.ru/t/jUkQt.png
Танцующая менада,
древнегреческая
терракотовая статуэтка

+1

6

Средневековье

С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранль, павана, аллеманда, фанданго, сардана, муишеранга. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.

+1

7

Новое Время

В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо, который свидетельствует о появлении классического танца. В XVII веке появляется балет, с такими характерными танцами как менуэт и контрданс. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере. В XVIII веке появляется вальс, болеро и кадриль, а в XIX веке - полька. Известной балериной XIX века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи.

В 1830 году в Париже (Монпарнас) появился сценический женский танец канкан, отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю. В 1868 году во Франции появился такой танцевальный жанр как бурлеск, от которого впоследствии отпочковался стриптиз (Мулен Руж, 1893 год).

http://se.uploads.ru/t/ewmx3.jpg
Танец. Матис. 1910

В 1892 году появляется Танец модерн (Лои Фуллер), который впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан

В 1911 году образуется Русский балет Дягилева, в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская. В 1934 году Ваганова публикует работу Основы классического танца

+1

8

Наши дни

В XX веке с началом эпохи глобализации и развитием динамичной музыки появились фокстрот, чарльстон, ча-ча-ча. Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз. Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго. Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба. Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое явление как буто (Япония) и танец живота (Египет).

Во второй половине XX века произошло сближение танца и спорта, появились такие танцы как брейкданс, поппинг, Pole dance

Под влиянием клубной субкультуры появился танец гоу-гоу, с характерными эротическими движениями, который танцовщицы исполняли прямо на столах или в специальных клетках. Популярная

В 1994 году благодаря Riverdance популярность приобрели кельтские пляски.

В XXI веке продолжилось появление новых видов танцевального искусства: Электро дэнс, Хардстайл, Джампстайл. В 2013 году появилось такое явление как Harlem Shake - импровизационный массовый танец, исполняемый в течении нескольких секунд под электронную музыку.

+1

9

Народный танецhttp://sa.uploads.ru/t/icpoO.gif

История танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им присущими  хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой частью духовной жизни древнего человека .

Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов, родившееся одновременно с появлением человека как естественная физиологическая потребность в ритмическом движении.

Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками, подвергнувшись художественному обобщению, танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой описывается танец. На ней зиждется современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» - описывается chorea (греч. хоровод, пляска).

Ранние греки преобразили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем. Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те или иные состояния.

Исторически танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в Западном Мире.  Истоки современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.

+1

10

http://sd.uploads.ru/t/MSWvi.jpg

Балет.

Предпосылками появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения: теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес».

К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.

Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцы.

Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина (качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти таким, как есть сейчас.

+1

11

https://i.pinimg.com/564x/b2/d3/4f/b2d34f7ea3459ff1f077a7e33ed92648.jpg

Современный танец.

Русский балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования. Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».

Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или даже ценнее их.

Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету.

Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое представление о танце, временем революции.

Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений.  Знаменитый манифест «Нет»  отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения  – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца.

К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество. Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью, которых никогда не было доныне.

+1

12

http://s4.uploads.ru/t/Nk8ca.jpg

http://sa.uploads.ru/t/X3peB.jpg
История ирландских танцев
начинается с глубины веков, когда в Ирландию приезжали викинги с различных частей света, привозившие с собой частичку местной культуры. И входе смешения разных культур – стали возникать ирландские танцы – уже как часть культуры Ирландии.

http://sb.uploads.ru/t/lSZpU.jpg

Кельтский Sean-Nos – является одним из старейших видов ирландского танца. В последующем, в 12 веке, под воздействием норманов, возникает стиль Carol, ставший популярным в народе. И только в 16 веке – ирландские танцы приобрели популярность у королевских особ и аристократии. А в 18 веке – появились странствующие по деревням учителя танцев, которые обучали этому искусству всех желающих.

http://sc.uploads.ru/t/Xl93H.jpg

Именно они и являются прародителями популярных ныне двух видов ирландского танца – группового и сольного танца Ceili (Гэлли). Образовавшаяся в конце 19 века Гэльская Лига, взяла на себя основную задачу – сохранить и развить ирландский язык и культуру.

В наше время основными видами ирландского танца считают – кейли, сольный и сет. Кейли – групповые ирландские танцы, в которых танцоры выстраиваются в круг или в шеренгу. Техника этого танца – чётко прописана – плечи должны быть расправленными, руки вытянуты по швам, и прыжки.

http://sc.uploads.ru/t/lFi3Q.jpg
Сольный – показательные выступления профессионалов с большим опытом. Сет – танец - с участием 4 пар, выстроенных напротив друг друга, образующих квадрат. Эти пары начинают танцевать в таком построении самую настоящую кадриль, в ускоренном темпе, с ирландскими движениями. Сеты образуют фигуры-движения, построенные в строгом порядке, количество которых может вуалировать от 2 до 6, при этом, каждая из них – характеризуется определённым размером. Но в этом танце прыжки отсутствуют, однако, многообразие шагов делает танец красивым и привлекательным.

Ирландские танцы покорили мир, ведь эти танцы преподаются и исполняются не только в школах Ирландии, но и множестве других государств.

http://sa.uploads.ru/t/StuJh.jpg

Исполнители ирландских танцев состязаются в рамках многих мировых соревнований. Однако, по традиции – Чемпионат мира по этим танцам – проходит только в Ирландии.
http://sa.uploads.ru/t/jWSEf.jpg

Ирландский танец. Костюм

http://s5.uploads.ru/t/SCDHO.jpg
http://s5.uploads.ru/t/hgtZi.jpg
http://s5.uploads.ru/t/8quKN.jpg
http://s4.uploads.ru/t/4V6Jo.jpg
http://s5.uploads.ru/t/9btmL.jpg
http://s5.uploads.ru/t/cv70n.jpg
http://s4.uploads.ru/t/X8l5A.jpg
http://s5.uploads.ru/t/qpyvQ.jpg

http://s4.uploads.ru/t/O803m.jpg

=Spoiler написал(а):

+1

13

XVII-XVIII и XIX-XX векаhttp://sa.uploads.ru/t/oZYpk.gif

Танцевальные жанры

Аллеманда
Куранта
Сарабанда
Жига
Рант
Рил
Хорнпайп
Бурре
Ригодон
Монтаньяр
Гавот
Мюзет
Тамбурин
Менуэт
Паспье
Лур
Форлана
Полонез
Контрданс
Экосез
Англез
Кадриль
Матредур
Гросфатер
Лендлер
Дойче

Сарабанда – танец дьявола и кардинала Ришелье

Некоторые утверждают, что это танец получил свое название от дьявола в форме женщины, который появился в Севилье в двенадцатом веке, и которому дали имя Zarabanda. В шестнадцатом веке, конечно, танец и песня, которая сопровождала его, были расценены иезуитами как неприличные в словах и отвратительные в движениях. Даже Сервантес описал сарабанду, как "звуки дьявола".

Настолько серьезно испанские власти воспринимали угрозу сарабанды (которая в остальной части Европы, меньше озабоченной "дьявольским происхождением" танца, воспринималась все же не с такой ярой неприязнью), что в 1583 году, если человека ловили за пением или танцем сарабанды, то его наказывали двустами ударами палкой, а кроме этого женщин отправляли в ссылку, а мужчин приговаривали к шести годам на галерах.

http://sb.uploads.ru/t/nWXkr.jpg
Танец с дьявольским происхождением

Мы почти ничего не знаем о фактическом танце в своем первоначальном виде. Видимо, изначально это была сексуальная пантомима, потому что, к примеру, в Барселоне пары буквально свивались телами под ритм кастаньет во время танца. А к тому времени, когда сарабанда пришла в Италию, во время танца разрешили танцорам соприкасаться грудью и губами, чтобы целоваться. Но эротическое начало постепенно превратилось в плавный, профессиональный танец, который исполнялся под инструментальные сюиты.
http://sb.uploads.ru/t/HwWof.jpg
Танец исторических хроник

Он был введен в французский двор примерно в 1588 году, и был любимым танцем Людовика XIII, не говоря уже о его министре - кардинале Ришелье. Далее танец остался по-прежнему популярным и в семнадцатом веке – так, в исторических хрониках часто упоминалось о том, что Карл II в Англии постоянно танцевал сарабанду. Возможно, это пример того, что случилось с некоторыми танцами, как только до них добрались церковные и судебные органы: их первичная, животная энергия превратилась в нечто, пригодное для самых деликатных выступлений.

http://sa.uploads.ru/t/Hhmcf.jpg
Сарабанда – танец кардинала Ришелье

Танец кардинала Ришелье

Некоторые утверждают, что это танец получил свое название от дьявола в форме женщины, который появился в Севилье в двенадцатом веке, и которому дали имя Zarabanda. В шестнадцатом веке, конечно, танец и песня, которая сопровождала его, были расценены иезуитами как неприличные в словах и отвратительные в движениях. Даже Сервантес описал сарабанду, как "звуки дьявола".

Настолько серьезно испанские власти воспринимали угрозу сарабанды (которая в остальной части Европы, меньше озабоченной "дьявольским происхождением" танца, воспринималась все же не с такой ярой неприязнью), что в 1583 году, если человека ловили за пением или танцем сарабанды, то его наказывали двустами ударами палкой, а кроме этого женщин отправляли в ссылку, а мужчин приговаривали к шести годам на галерах.

Сарабанда вошла в анналы истории благодаря выступлению французского кардинала Ришелье (1585-1642), который хотел угодить королеве Франции Анне Австрийской (1601-1666) в 1635 году. Сарабанда (то есть "шум") — первоначально танец мавританского происхождения, который пришел из Испании в 12-м веке.

Танец в основном выполняют женщины и он считается первобытно-дикой и весьма сексуальной пантомимой естества природы. Волнующие движения тела, взмахи бедрами, флирт, неприличные тексты песен и женщин, использующие кастаньеты — жар, страсть, волна чувств и эмоций — вот суть сарабанды.

+1

14

XVII-XVIII и XIX-XX векаhttp://sa.uploads.ru/t/oZYpk.gif

Танцевальные жанры

Аллеманда
Куранта
Сарабанда
Жига
Рант
Рил
Хорнпайп
Бурре
Ригодон
Монтаньяр
Гавот
Мюзет
Тамбурин
Менуэт
Паспье
Лур
Форлана
Полонез
Контрданс
Экосез
Англез
Кадриль
Матредур
Гросфатер
Лендлер
Дойче

Бурре - старинный французский народный танец

Бурре (от фр. bouree, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — старинный французский народный танец. Возник предположительно около середины XV—XVI века в средней Франции (нагорная провинция Овернь и Верхняя Луара) и вскоре бытовал практически как общефранцузский, то есть уже не имел чёткого районного распространения. В различных регионах Франции можно было обнаружить свои, различные варианты этого танца, или двудольного, (чаще на 4/4) или трёхдольного (чаще на 3/8), но всегда с острым, часто даже синкопированным ритмом (что отчасти сближало её с жигой).

В XVII веке, с началом во Франции националистической моды на всё «французское», бурре проникает в обиход высших аристократических слоёв общества и становится придворным танцем. С этого времени он приобретает более устойчивую, фиксированную для салонных и придворных балов форму. Придворный Буррэ — танец с характерным чётным размером (так называемый «alla breve» — размер с жёстким делением на два, например, на 4/4 или на 4/8, разделённых пополам), энергичным темпом, чётким ритмом и чаще всего начинающийся с затакта в одну четверть. В середине XVII века Буррэ вошёл в устойчивую форму инструментальной сюиты — в качестве предпоследней части, после сарабанды или паспье — и перед заключительной жигой. Георг Фридрих Гендель в Англии и Жан Батист Люлли во Франции одними из первых начали включать бурре в свои Большие оперы и балеты. Очень скоро это стало модным и традиционным. Самые передовые и одновременно официальные, придворные композиторы своего времени, Андре Кампра и Жан Филипп Рамо охотно включали Буррэ в качестве вставных танцев в свои сюиты и балетные дивертисменты Больших опер.

В первой половине XVIII века бурре становится одним из самых популярных европейских танцев. К нему обращаются в своём творчестве немецкие и французские композиторы первого ряда эпохи Барокко — это Готлиб Теофил Муффат, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах (и его сыновья), Иоганн Фишер, Андре Кампра, Андре Кардиналь Детуш, Жан Филипп Рамо и другие.

После Великой Французской революции 1789 года и наполеоновских войн этот жанр вышел из моды и был надолго забыт, как и всё французское. Во времена классицизма и романтизма практически не использовался. Только к концу XIX века, во времена заката стиля романтизма, бурре эпизодически возвращается в академическую музыку (причём, в основном только французскую), как почвенный знак «старых добрых времён». Два наиболее известных образца бурре конца XIX века относятся к именам, буквально закрывающим стиль романтизма в музыке: это Камиль Сен-Санс, бурре которого является одной из частей «Овернской рапсодии» (по названию это рапсодия, но по форме фактически сюита в национально-романтическом духе) и Эммануэль Шабрие, написавший отдельную оркестровую пьесу «Фантастическое бурре». В редких случаях, как знак особой эстетизации или художественной отсылки под эпоху галантный стиль (рококо) форма или даже только название этого танца употреблялась некоторыми композиторами XX века.

Балетный термин

Балетное движение бурре (простое)

Буррэ — специальный балетный термин, от фр. pas de bourree (бурре, па-де-бурре, от фр. глагола bourrer — набить, поколотить, надавать тумаков, пинков, толчков, а также — делать неожиданные скачки и повороты).

Этот жёстко фиксированный профессиональный балетный термин обозначает особые мелкие танцевальные шаги, или чеканно раздельные, или слитные, которые могут исполняться с переменой и без перемены ног, в любых направлениях или с поворотом. Термин употребляется и в сценическом смысле, как обозначение исполняемого артистом отдельного хореографического элемента, так и имеет значение отдельного школьного упражнения для балетных учеников, входящего в число ежедневных и основных.

Главная учебная форма этого движения (или упражнения) — простая, simple (en dehors или en dedans) — представляет собой перекрёстное переступание с ноги на ногу, с постепенным продвижением в сторону. Первые два шага исполняются на полупальцах или пальцах с переменой ног и опусканием на demi plie на третью долю музыки. Во время такого переступания работающая нога отчётливо поднимается sur le cou de pied. (см. на рисунке). Есть также и другие формы этого движения, в положение pas de dessus-dessus («на — и под»), и pas de Bourree suivi (непрерывное, связное па-де-бурре), которое отличается равномерными мелкими переступаниями в I или V позициях, например в такт музыкального размера «Лебедя» Сен-Санса. Pas de bourree suivi в форме Pas couru использууется в качестве praparation к большим прыжкам, например Grand Jete, но отдельно это движение производит впечатление эффектных энергичных пробежек через всю сцену.

+1

15

Танцевальные жанры. XVII-XVIII и XIX-XX веков

XVII—XVIII века — это время, когда основополагающую роль в развитии танца и танцевальных жанров начинает играть Франция — мощное абсолютистское государство, ставшее одним из центров духовной жизни Западной Европы. В области хореографического искусства ее влияние распространяется, в первую очередь, на бытовой танец: большинство популярных в эту эпоху танцевальных жанров и форм имеют французское происхождение; Италия же утрачивает статус страны, диктующей танцевальную моду всей Европе. Надо отметить, что для великосветского французского общества танец становится одним из главных развлечений: балы с их пышностью и роскошью — излюбленная забава знати, включая самого короля. Но все же функции танца гораздо шире простого развлечения: это и средство общения, и способ решения самых разных (вплоть до государственных) вопросов; танец проникает даже в музыку церковного обряда. Недаром немецкий композитор Маттезон, не потревожив религиозных чувств окружающих, смог создать из мелодий ряда хоралов сюиту, содержащую менуэт, гавот, сарабанду, бурре и полонез. Танцевальными ритмами насыщается и песня придворного быта, нередко носившая во Франции наименование «chanson a danser». Красноречивым свидетельством отношения французов к танцу и танцевальной музыке может служить дошедшее до нас высказывание одного из современников, который, согласно его собственной формулировке, любил «заснуть под звуки аллеманды и проснуться под звуки жиги».

Подобная атмосфера светского быта создает благоприятную почву для развития во Франции не только бытового танца и его многочисленных форм и жанров, но и танца сценического. Это отразилось, прежде всего, в становлении и дальнейшем развитии классического балетного спектакля, зародившегося еще в искусстве Италии конца XVI века. Являясь сначала по сути простым дивертисментом, в котором музыка, слово и танец еще находятся в синтетическом единстве, а хореография преобладает над драматическим содержанием, придворный балет постепенно наполняется большей смысловой значимостью и в XVIII столетии превращается в цельный спектакль с развитой драматургией, воплощенной средствами пантомимы и танца.

http://sb.uploads.ru/t/4Dti5.gif

Примечательно, что танцевальные жанры, распространенные в быту и использующиеся в сценических произведениях, по своей хореографии и музыкальному сопровождению мало чем отличались друг от друга. В театральных представлениях исполняют те же танцы, что и на балах, вне зависимости от сюжета спектакля, его внутренней драматургии. В 1-й половине XVII века во Франции, главным образом в Париже, все еще продолжают танцевать итальянские танцы — павану, гальярду и др. Кроме того, входят в моду и затем становятся известными по всей Европе французские разновидности некоторых итальянских танцев (например, куранта, вольта). Многие простонародные танцы, ранее считавшиеся непристойными или чрезвычайно грубыми, получают распространение и в высшем свете (сарабанда, чакона и др.), но кардинально преображаются в соответствии со вкусами знати.

В то же время из французских провинций в Париж проникают различные народные бранли, которые и становятся источником новых придворных танцев (менуэт, бурре, гавот и др.). Естественно, что все фольклорные, жизненно-реалистические элементы из них исключаются, остается лишь схема галантной, эротически окрашенной игры. Таким образом, помимо танцев торжественных выходов и шествий, с одной стороны, и танцев более оживленного характера, еще более или менее связанных с традициями крестьянской пляски, появляются танцы соразмеренного, симметричного и искусно стилизованного движения.

http://sb.uploads.ru/t/8OLZt.gif
К концу XVII века многие массовые танцы, распространенные ранее (павана, гальярда, вольта и др.), постепенно забываются. Популярность получают такие как аллеманда, бурре, жига, куранта, лур, менуэт, паспье, ригодон, сарабанда, форлана и др. В большинстве из них происходит отказ от демократического принципа хороводного движения. Теперь пары танцующих образуют колонну; их места строго регламентированы в зависимости от сословно-иерархических взаимоотношений участников.

В начале XVIII века главенствуют парные танцы: бурре, паспье, ригодон, гавот и менуэт, движения и музыка которых отличаются стремлением к строгой красоте форм, ясности, элегантности и изысканности выражения. Но к середине столетия, несмотря на присущую придворным балам роскошь и пышность, на смену танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные формы, близкие и доступные широким общественным кругам. Парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу. Распространению контрданса и его многочисленных разновидностей немало способствуют новые нормы общественного поведения, которые отменяют построение пар согласно придворному церемониалу и закрепляют некоторую свободу и непосредственность в исполнении танца.

Большую роль в развитии бытовых танцевальных жанров сыграла Великая французская революция (1789 — 1794), во время которой танец, песня и музыка становятся непременным атрибутом многочисленных народных празднеств. Зачастую танцы на улицах и площадях приобретают хороводный, поистине массовый характер; не случайно возрождается такой старинный жанр как фарандола.

В это же время среди третьего сословия входят в моду парные танцы, предполагающие близкий контакт партнеров. Самым популярным танцем такого рода становится вальс, ведущий свое происхождение от простонародных австро-немецких дойче и лендлера. В конце XVIII века вальс только начинает свое триумфальное шествие. Считающийся поначалу непристойным, он подвергается гонениям, запретам, что лишь способствует его повсеместному распространению.

http://sb.uploads.ru/t/8OLZt.gif

Важное место танец и его многообразные жанровые разновидности занимают в творчестве композиторов XVII—XVIII веков. Пожалуй, все авторы этой эпохи (от Люлли до Моцарта и Бетховена) уделяют пристальное внимание популярным в быту танцам. Создавая произведения непосредственно для исполнения в бальных залах (зачастую простые и незамысловатые), они в то же время насыщают танцевальными ритмами нетанцевальную вокальную и инструментальную музыку. Ритмические и мелодические обороты многих танцев проникают в многочисленные органные, оркестровые, инструментальные сочинения композиторов эпохи барокко (Бах, Гендель, Телеман), в их ораториальное творчество. Танец является жанровой основой сочинений французских клавесинистов (Шамбоньера, Куперена, Рамо и др.) и английских вёрджиналистов (Бёрд, Булл, Гиббонс и др). Интонациями и ритмами танца пронизано и творчество композиторов венской классической школы; особенно ярко организующая роль танца и ритма проявляется в крупных инструментальных формах венских классиков, прежде всего в симфонии.

http://sb.uploads.ru/t/8OLZt.gif

Несмотря на кажущуюся простоту музыкального языка бытовых танцев и сложность, насыщенность их высокохудожественных образцов, в целом танцевальной музыке XVII—XVIII веков свойственны ясность и отчетливость структуры, периодическая расчлененность мелодических фраз, регулярные метрические акценты, черты еще большей четкости и определенности.

+1

16

Венский вальс
– танец с длинной историей, четкими правилами и традициями.
http://sa.uploads.ru/t/RTXgh.jpg

Первые упоминания о танце вальс датируются двенадцатым-тринадцатым веком. Конечно, это был абсолютно не тот вальс, который мы танцуем сейчас да и назывался он не «вальс» а «Nachtanz». В том виде, который мы танцуем вальс сейчас, он появился после 1830 года, когда композитором Штраусом были написаны популярные до сих пор вальсы. Кстати, Штраус упоминается в булгаковском "Мастере и Маргарите» как король вальсов.

Увы, когда в 1924 году многие танцы (в том числе и медленный вальс) были подробно описаны и стандартизированы, венский вальс обошла такая честь и поэтому его так и не включили в конкурсную программу Блэкпульского фестиваля…

Как и все вальсы, венский вальс исполняется на три четверти, то есть на один такт приходится три шага – в этим он отличается от медленного вальса. Главное их отличие – темп исполнения, венский вальс более быстрый.

Танец очень мягкий, все движения изысканны и элегантны, за исполнением очень приятно наблюдать со стороны так и участвовать в нем. Венский вальс дарит ощущение легкости, парения над землей.

+1

17

МЕНУЭТ [франц. Menuet]

Название ряда придворных бальных танцев XVII-XVIII веков. Музыкальный размер – ¾. Темп от умеренного до умеренно-быстрого. Для танца характерны реверансы, поклоны, маленькие шаги (Па Меню), изящные позы. Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века.

«Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца» – так говорили о Менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» – это о нём же столетием раньше. «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный» – это тоже о нём, но в середине XVII века. Почему так разнятся эпитеты?

Некоторые танцмейстеры относят Менуэт к эпохе французского короля Людовика Четырнадцатого и объясняют его происхождение весьма просто: «В королевском «поклонном обряде» ножки в туфельках на каблучках делали изящные шажки. Этот обряд помог родиться «pas menu» («маленький шаг»), этому первичному менуэту. Постепенно в процессе развития простой обряд приветствия королю, состоявший из реверансов (поклонов) как у мужчин, так и у женщин, все более усложнялся: из сравнительно статичного состояния реверанса переходили к движению в два-три шага и более, а затем и к полутанцу. Так из «pas menu» образовался первый скромный менуэт, состоявший из ряда изощренно-почтительных реверансов перед королем, где танца, хоть и примитивного, было уже больше, чем простой реверансной поступи…»

На самом деле, этот танец появился задолго до рождения Людовика XIV. Изначально он был сельской пляской, отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название – Бранль а Мене из провинции Пуату [франц. Branle de Poitou à Mener – танец из Пуату с ведением]. Когда в XVII веке этот танец стали исполнять при королевском дворе, то предпочитали объявлять его как Амене – по последним словам названия [франц. Amener, от à mener – вести]. С одной стороны, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. С другой стороны, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Но в XVII веке подобных «ведущих» танцев на балу стало много, и танец Амене пришлось переименовать. История умалчивает о том, кто первый обратил внимание на небольшой размер его шагов. Танцевальный шаг Амене был поистине крохотным – настоящим Па Меню [франц. Pas Menu – маленький шаг]. Исходя из этого, танец получил новое название, слегка созвучное старому. Вместо «Амене» стали говорить: «Менуэт».

Введение танца Амене (Менуэт) в придворный бальный зал сопровождалось скандалом. Дело заключалось в том, что в Менуэте кавалер танцевал, прикасаясь к руке дамы! Он всего лишь брал её за кончики пальцев. Но всё равно, это считалось невиданным нарушением приличий. Вести даму за руку позволялось только в торжественных церемониальных танцах, открывающих бал. В чувственном танце, каковым тогда считался Менуэт, это выглядело чересчур смело. Впрочем, с этим быстро смирились, ибо новые правила ввёл сам король Людовик XIV. Всё же придворным танцем Амене (Менуэт) стал именно при нём.

На балах середины XVII века Менуэт занял место Куранты и стал основным придворным танцем. Из Франции он распространился по всей Европе. Танец состоял из многочисленных поклонов и реверансов, меж которых исполнялись важные Па Грав [франц. Pas Grave – важный шаг], движения типа Балансе-Менуэт, а также специально подобранные придворные позы. В танце стремились продемонстрировать максимум величия и изящества. Вначале Менуэт танцевали в умеренном темпе и с относительно простыми движениями и позами. Однако постепенно темп музыкального сопровождения ускорился, а движения и позы усложнились.
Движения Менуэта стали очень изысканными во второй половине XVII века. Над их разработкой и совершенствованием трудились члены Королевской Академии Танца. Схема шагов была строго регламентирован. Композиция выстраивалась в зале по рисунку букв S или Z. Ещё больше усложнился Менуэт в XVIII веке. В 1763 году по случаю бракосочетания Людовика XVI и Марии Антуанетты танцевальными академиками был сочинён Менуэт Королевы [франц. Menuet à la Reine], который по сей день считается самым трудным для изучения придворным бальным танцем.

В XVIII веке изменилась придворная мода. В бальном зале это проявилось в изменении репертуара. В частности, сильно изменился Менуэт. Темп танца ускорился, так как основной шаг теперь делался на один такт музыки. Движения приобрели вычурный и несколько жеманный характер. Появились комбинированные танцы, типа Бурре-Менуэта [франц.  Bourrée-Menuet].

В этот период ни один танец не пользовался таким успехом в дворянских, а затем и в буржуазных европейских кругах. Его успех демонстрирует замечательная словесная формула: «Менуэт – это танец королей и король танцев!». Всеобщее восхищение продолжалось до конца XVIII века и прервалось самым трагическим образом. Во время революционных событий во Франции вместе с французскими абсолютизмом был низвергнут Менуэт. Формально его продолжали танцевать там, где давались придворные балы. Но общественная атмосфера кардинально изменилась. В танцевальных залах наступила эпоха Вальса.
В XIX веке в качестве сценической танцевальной формы Менуэт продолжал активно существовать в балетном театре. А танцмейстеры использовали его как образцовую модель обучения. С него начинали танцевальные занятия, им же и заканчивали. В России даже в конце XIX века ученики бальных классов обязаны были уметь танцевать Менуэт à la Reine. В Германии Менуэту обучали вплоть до 1914 года.

А во Франции, в Пуату,  его танцуют и поныне.http://sa.uploads.ru/t/7shm5.png

+1

18

Индийский классический танец — форма индийского исполнительского искусства, берущая свои истоки в Натье — священном индуистском музыкально-танцевальном стиле, теоретическая основа которого была заложена в трактате Бхараты Муни «Натьяшастра» (IV века до н. э. — II век н. э.).

Особенности индийского танца

Помимо собственно танца — нритты, Натья включает в себя пение и абхинаю — искусство мимики. При помощи языка жестов — мудры исполнитель имеет возможность не только выразить свои эмоции, но и рассказать зрителю историю, передать определённые, в том числе отвлечённые понятия. Несмотря на такую особенность классических индийских стилей, из-за отсутствия эквивалентного синтетического термина в европейской культуре, британские колониальные власти называли любые формы индийского исполнительного искусства «танцами», что в дальнейшем и закрепилось в европейской практике.

Определение «классический» (санскр. Шастрия) было введено сравнительно недавно... Национальной академией исполнительского искусства Sangeet Natak Akademi специально для обозначения стилей исполнительского искусства, базирующихся на принципах «Натьяшастры». В настоящее время Sangeet Natak Akademi присвоила статус «классический» восьми танцевальным стилям: Бхаратанатьям, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Манипури, Мохиниаттам, Одисси и Сатрия, в то время как энциклопедия Британника упоминает только о шести признанных школах.
Особенности различных стилей

«Агама Нартанам» (Agama Nartanam), исполнявшийся внутри священного храма, относится к ритуальному танцу. «Натьяшастра» определяет этот тип танцевальной формы как танец душевного освобождения — «марги» (margi), отличный от чисто развлекательной формы «деси» (desi). Из всех классических стилей только два танца — бхаратанатьям и одисси — относятся к этому виду. Они наиболее последовательно придерживаются принципов «Натьяшастры» и в настоящее время не включают в себя диалоги (ваачика-абхиная), хотя некоторые стили бхаратанатьям, такие как мелаттур, и используют некоторые схожие с абхинаей движения губ и глаз.

Нритты (собственно танцевальные комбинации) «марги» состоят из элементов карана, в то время как нритты танцев, относящихся к «деси», состоят преимущественно из адаву.

«Чарнатакам» (Carnatakam)
— танцы, исполнявшиеся при королевском дворе под аккомпанемент классической музыки и считавшиеся интеллектуальной формой искусства.

Катхак, появившийся как придворный танец, впоследствии дал основу танцевальному стилю «гарба»[источник не указан 108 дней]. Во времена Великих Моголов он испытал влияние персидского танца: так, вместо согнутых коленей, типичных для других классических танцев, «катхак» выполняется на вытянутых ногах. Его отличают сложная работа ног, вращения и использование абхинаи.

Катхакали и восточные стили сатрия и манипури, который согласно легенде, происходит от «Раса-лила» — танца Кришны и его возлюбленной Радхи, относятся к форме «Дарбари-аттам»[источник не указан 108 дней]. Также до недавнего времени к этой форме относились[источник не указан 108 дней] мохини-аттам и кучипуди, классический танец Андхра-Прадеш, который также включает в себя движения губ и глаз ваачика-абхиная.

Катхакали исполняется мужчинами и использует принципы «Натьяшастры» в наименьшей степени.

Танцевальное искусство телугу — недавно возрождённые танцевальные стили Андхра-Прадеш Андхранатьям и Виласининатьям (Виласининритьям), как и классический танец Керала Кераланатьям, также содержат элементы и технику, связанные с принципами «Натьяшастры», однако официально классическими стилями не признаются, так же как и бхаратанритьям, который считается ответвлением классического стиля бхаратанатьям.

Сабха

Сабхи — организации, занятые продвижением классических танцевальных форм и проводящие различные танцевальные мероприятия в Южной Индии. Одна из таких сабх, специализирующихся на классических танцевальных стилях — «Ганамукундхаприя»

+1

19

Испания. Фламенко.

+1

20

Настоящий Фламенко

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики