"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики


История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики

Сообщений 41 страница 60 из 131

1

История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики

http://se.uploads.ru/t/DEj3z.jpg

Танец по-гречески назывался Хорос (это название созвучно русскому слову хоровод).
От этого греческого слова происходит также слово хореография.

В отличие от прочих видов человеческой деятельности, танец нечасто оставлял четко идентифицируемые материальные свидетельства, способные просуществовать тысячелетия, подобно каменным орудиям, охотничьему снаряжению или пещерной живописи. Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.

Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний от Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.

+3

41

Спектакль "Прыжок в Свободу.История Рудольфа Нуреева"

0

42

How to Dance Through Time: The Elegance of Baroque | A previe

+1

43

Турецкие танцы мужчин

+1

44

Танец "Полонез"

=Spoiler написал(а):

+1

45

Балет

Михаил Барышников - Дон Кихот

=Spoiler написал(а):

0

46

http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/181450557.39/0_9b9a8_244d2aed_GIFXL.gif

Интересное о балете

Император Павел I, любивший вмешиваться во все сферы общественной жизни, не обошел вниманием и балет. Он запретил распространенный в революционной Франции вальс – полагал, что этот танец чересчур свободолюбив и воспитанию нравственности не способствует. Кроме того, он предложил обходиться в спектаклях одними танцовщицами, так как здоровые мужчины, по его мнению, должны были служить в армии. Как в семнадцатом веке все роли, мужские и женские, исполняли мужчины, так в конце восемнадцатого – женщины. Появилось особое амплуа балетных артисток – «травести», и продержалось оно довольно долго. Однажды Павел решил выписать в столицу балетмейстера-иностранца, но иностранец по фамилии Шевалье оказался плохим хореографом. Однако он сделал для русского балета два добрых дела – привез новый, более естественный и свободный танец, а также юного родственника – танцовщика Огюста Пуаро. Пуаро заинтересовался русскими плясками и скоро стал лучшим их исполнителем на петербургской сцене. Впоследствии он ставил патриотические дивертисменты, имевшие большой успех, и остался в России навсегда.

0

47

индийские танцы♥

0

48

Балет на грани риска

23 октября 2014
http://sa.uploads.ru/t/ZP8Vn.jpg
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова — о возвращении «Легенды о любви», преодолении и своей семье
Светлана Захарова — прима-балерина Большого театра, обладательница титула звезды (этуаль) балетной труппы Ла Скала, одна из самых любимых публикой всего мира российских балерин. Миллионы телезрителей увидели ее во время церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи — в миниатюре «Первый бал Наташи Ростовой» она исполнила главную роль. Ее репертуар включает практически все знаковые классические партии, а также роли в современных балетах. В этом сезоне поклонники примы Большого театра увидят ее в абсолютно иной ипостаси — она впервые станцует партию царицы Мехменэ Бану в новой редакции знаменитого балета Юрия Григоровича «Легенда о любви».

О своей новой работе, принесенных жертвах и жизни вне балета балерина рассказала в интервью VTBRussia накануне премьеры.

— Светлана, «Легенда о любви» — один из титульных балетов Юрия Григоровича, настоящая классика XX века. Какие ощущения испытывали, готовя этот спектакль?

— Ощущение большого счастья. Ведь наш маэстро, Юрий Николаевич Григорович, возобновляет балет сам, и, общаясь с ним, ты понимаешь, что соприкасаешься с историей. Важно, что хотя он и поставил «Легенду» более полувека назад, он как истинный художник продолжает работать над своим детищем. Если посмотреть видеозаписи разных периодов, то легко увидеть, что балет менялся. И сегодня это не просто повторение, это новая редакция. Спектакль стал компактнее, и в этом он подчиняется требованию времени
— сейчас уже трудно представить, что когда-то публика естественно воспринимала большие балеты или оперы, которые шли по четыре-пять часов. Но в то же время в новой версии все самые важные, знаковые моменты остались. Все артисты и службы Большого театра работали как одна большая команда. Вообще, процесс подготовки к премьерам в моей профессии — это и есть настоящее творчество. «Легенда о любви» в очередной раз это подтвердила.

— В свое время «Легенда о любви» поражала небывалой по советским временам чувственностью, которую передавал новый хореографический язык — необычные поддержки, шпагаты…

— В нем не только эти знаменитые шпагаты, но и особая пластика рук и поз. Любовные сцены благодаря им действительно получаются чувственными. Эта история — о большой любви, притяжении, о желании, томлении. Мы рассказываем о человеческих чувствах, которые испытывают наши герои.

— По сравнению с тем, что сегодня происходит в современном танце, все эти поддержки, шпагаты не воспринимаются как нечто наивное, устаревшее?

— Все поддержки вовсе не так просты, они и сегодня — на грани риска. И они удивляют и поражают точно так же, как и во время первой премьеры. И потом, будет ли спектакль восприниматься как современный или устаревший, зависит не от хореографии, а от исполнителей. Ведь даже балет «Лебединое озеро» мы сегодня танцуем не совсем так, как это было принято во времена его создания. То же самое можно сказать и о «Легенде». В ней к тому же есть то, что всегда будет пользоваться огромным успехом. Как во всех балетах Григоровича, здесь феноменальные массовые сцены, когда гремит музыка и огромное количество людей передвигаются по сцене, образуя разные фигуры. Здесь есть настоящие мужские танцы, что невероятно красиво.

— Ваша героиня, Мехменэ Бану, какая она — страдающая, властная, жестокая?

— Она несчастная. На протяжении всей истории она ни разу не улыбается, потому что она несчастлива с самого начала и до самого конца. Все то, что ей, а значит, и мне приходится прожить, — это невероятное напряжение на пределе человеческих возможностей. Вначале это отчаяние и злость на придворных, которые не могут найти лекарство от смертельной болезни ее сестры Ширин, затем мучительный выбор и жертва — она отдает свою красоту в обмен на жизнь любимой сестры. А дальше юноша, в которого влюбляются они обе, выбирает хорошенькую сестру, а у Мехменэ остаются только боль, мука и страдание. Когда она надевает маску, чтобы навсегда закрыть лицо, невозможно не ощутить ее ужас и скорбь. Конечно, она вызывает у меня и, надеюсь, вызовет у зрителей сострадание.

— В «Легенде о любви» все герои приносят в жертву самое дорогое, что у них есть. Считается, что профессия балерины требует как раз этого — нечеловеческих жертв. В вашем случае так ли это?

— Трудно сказать. Когда в десять лет я поступила в хореографическое училище, было тяжело, но я была уверена, что так и должно быть. А когда с юного возраста учишься преодолевать себя, то потом это становится нормой и ты уже не думаешь об этом вовсе. Да, мое детство закончилось в десять лет, но я не чувствую, что чего-то недополучила, недоиграла в детские игры. Все было правильно и шло мне на пользу. Возможно, благодаря балету я избежала каких-то подростковых сложностей, потому что все мысли были только о том, чтобы заниматься, учиться, быть лучшей в своем деле. Конечно, люди искусства отдают себя в жертву этому искусству. Но по отношению к себе я бы взяла это слово в кавычки. Потому что благодаря моей «жертве» мир раскрылся для меня. Будь у меня другая профессия, вряд ли я побывала бы в стольких городах и странах, увидела бы столько театров, познакомилась бы с таким количеством неординарных, талантливых людей.

— Один из таких людей — ваш муж, скрипач с мировым именем Вадим Репин. Легко ли уживаются две столь яркие личности или, как в любой семье, бывают споры, разногласия?

http://sa.uploads.ru/t/cimyU.jpg

— Я не могу припомнить моментов, когда мы бы ругались или о чем-то ожесточенно спорили. Всегда советуемся, строим совместные планы. Если нужно от чего-то отказаться, чтобы семья была вместе, каждый из нас сделает все, чтобы это было так. В семье главное — любовь и уважение. Если люди это понимают, то и серьезных разногласий не возникает. Семья у нас большая и дружная. Я всю жизнь живу с мамой, она мой ангел-хранитель. А после рождения Анюты без маминой помощи я своей жизни просто не представляю.

— Вашей дочке в феврале исполнится четыре года. У нее уже есть склонность к музыке, танцам?

— Как только она стала ходить, так сразу же начала танцевать. Когда ей было два года и три месяца, она уже целиком смотрела «Жизель» в моем исполнении. Это о многом говорит. Бывали моменты, когда она целыми днями крутила знаменитую запись балета «Щелкунчик», в которой танцуют Екатерина Максимова и Владимир Васильев. И сейчас, если слышит музыку из «Щелкунчика», моментально ее узнает.

— Вы бы хотели, чтобы она пошла по вашим стопам — стала балериной?

— Я не против того, чтобы она занималась, это неплохо для девочки. Пока она еще слишком маленькая, чтобы понять, какие у нее данные и способности. Но я буду рада, если она будет танцевать. Главное, если что-то пойдет не так — вовремя это понять и остановиться.

— Сейчас вы находитесь на пике своей карьеры, танцуете в ведущих театрах мира. Хватает времени на семью, общение с дочерью?

— Времени, конечно, не хватает, постоянно живешь в бешеном ритме. Но после репетиции я скорее бегу домой, чтобы вечер провести с дочкой. Если гастроли длятся неделю или больше, то мама и Аня летят со мной. И Вадим тоже прилетает к нам, где бы мы ни находились, — хоть на 24 часа. Мы стараемся не разлучаться надолго. Для меня это большая поддержка, потому что грустно после репетиции возвращаться в пустой гостиничный номер. А так я часто говорю, что иду не в отель, а домой. Потому что где моя семья — там и дом.

0

49

http://bestgals.ru/images/1336634_animaciya-tancy.jpg

Интересное о балете

Император Павел I, любивший вмешиваться во все сферы общественной жизни, не обошел вниманием и балет. Он запретил распространенный в революционной Франции вальс – полагал, что этот танец чересчур свободолюбив и воспитанию нравственности не способствует. Кроме того, он предложил обходиться в спектаклях одними танцовщицами, так как здоровые мужчины, по его мнению, должны были служить в армии. Как в семнадцатом веке все роли, мужские и женские, исполняли мужчины, так в конце восемнадцатого – женщины. Появилось особое амплуа балетных артисток – «травести», и продержалось оно довольно долго. Однажды Павел решил выписать в столицу балетмейстера-иностранца, но иностранец по фамилии Шевалье оказался плохим хореографом. Однако он сделал для русского балета два добрых дела – привез новый, более естественный и свободный танец, а также юного родственника – танцовщика Огюста Пуаро. Пуаро заинтересовался русскими плясками и скоро стал лучшим их исполнителем на петербургской сцене. Впоследствии он ставил патриотические дивертисменты, имевшие большой успех, и остался в России навсегда.

0

50

Майя Плисецкая (1925 — 2015)
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/pl2.jpg

Майя Плисецкая — прима-балерина Большого театра, Народная и Заслуженная артистка. Свою карьеру в Большом театре она начала в 1943 году, а впоследствии не только танцевала, но и выступала в качестве балетмейстера. В 80-х годах Плисецкая работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.

Несколько лет назад, когда она отмечала юбилей, ее поздравляли первые лица государства. А коллеги, друзья и поклонники отмечали ее необыкновенный талант. «Королева перевоплощений» — так говорили о ней зрители.

Она была любимой моделью Пьера Кардена. За ней ухаживал Роберт Кеннеди. Но среди покоренных ею зрителей, по признанию самой Майи Михайловны, был один главный. Это ее муж Родин Щедрин. «Он дарил мне не бриллианты, а балеты», — признавалась Плисецкая журналистам. «Конёк-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Кармен-сюита» — все это Родин Щедрин написал для Плисецкой.

Раньше считалось, что в 30 лет балерина должна закончить карьеру и уйти на пенсию, но Плисецкая изменила это негласное пенсионное законодательство. Когда она танцевала «Кармен» в Большом театре, ей уже было 42 года. В 47 она исполняла главную партию в балете «Анна Каренина». И в 60, и даже в 70 Майя Плисецкая продолжала блистать на сцене.

Плисецкая была удостоена множества наград и премий, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Неумирающий лебедь: памяти Майи Плисецкой

http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_80040.jpg

=Spoiler написал(а):

http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_3035859.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_459479.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/pl4.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/pl5.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_618147.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_1409228.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_2979307.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_2980075.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/pl3.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150502/TASS_2598837.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150503/pre.jpg
http://img2.ntv.ru/home/news/20150503/pre28.jpg

В грядущем ноябре Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 90 лет. Безжалостному двадцатому веку она подарила гармонию и совершенство своих уникальных, выверенных до вздоха и при этом страстно одухотворенных партий в канонических балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Умирающий лебедь». При этом, трудно назвать актрису балета более широкого амплуа: Кармен удавалась ей ничуть не хуже, чем Одетта-Одилия. Оставаясь великой Артисткой, она была еще и выдающейся женой: ее брак с композитором Родионом Щедриным стал одним из самых несокрушимых и красивых союзов российской, да и мировой богемы.

0

51

Неумирающий лебедь: памяти Майи Плисецкой
02 мая 2015, 22:10
http://www.trend.az/article_photo/2010/08/19/Maya_Plisetskaya_190810.jpg

В грядущем ноябре Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 90 лет. Безжалостному двадцатому веку она подарила гармонию и совершенство своих уникальных, выверенных до вздоха и при этом страстно одухотворенных партий в канонических балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Умирающий лебедь». При этом, трудно назвать актрису балета более широкого амплуа: Кармен удавалась ей ничуть не хуже, чем Одетта-Одилия. Оставаясь великой Артисткой, она была еще и выдающейся женой: ее брак с композитором Родионом Щедриным стал одним из самых несокрушимых и красивых союзов российской, да и мировой богемы.
Свой жизненный путь Плисецкая закончила, увенчанная всевозможными лаврами. Перечислять все регалии неинтересно, отметим, что она – одна из пяти женщин, полных кавалеров Ордена «За заслуги перед Отечеством»: вместе с Плисецкой такого почета удостоились только Галина Вишневская и ныне здравствующие Президент музея имени Пушкина Ирина Антонова, главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек, а также Валентина Матвиенко.
Но от Родины Майе Михайловне доставались не только розы корзинами и награды. Мы вполне могли бы и не узнать такую балерину – когда юной Майе было 12 лет, ее отец был арестован и расстрелян, а мать, киноактриса Рахиль Мессерер, была сослана в печально известный АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины. От печальной судьбы дочери врага народа Майю спасла тетя, солистка балета Большого театра Суламифь Мессерер, которая удочерила племянницу.
Осознание принадлежности к большой артистической семье давало не только силы для жизни. Оно же требовало и неустанного труда, и неутомимости в завоевании балетных вершин – вопреки «запятнанной» биографии. В 1943 году Плисецкую принимают в труппу Большого театра, в 1959-м, в возрасте 33-х лет она получает звание «Народная артистка СССР». И с тех пор на многие годы вперед страна знала, что эталонные «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Умирающий лебедь» – только с ней, с Плисецкой.
Но главное событие в жизни, по признаниям самой балерины, случилось годом раньше, в 1958-м. Именно тогда она вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Союз оказался счастливым. Знакомство Щедрина и Плисецкой устроила femme fatale советского бомонда Лиля Брик, зазвав будущих супругов на демонстрацию чудо-техники той поры – магнитофона. Так состоялся один из самых блестящих артистических союзов страны, а, возможно, и мира. Родион Щедрин преподнес супруге лучшие дары: балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Хитом мирового масштаба стала знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, поставленная великим Альберто Алонсо: после экранизации 1968-го года Кармен в исполнении Плисецкой полюбилась миллионам телезрителей СССР. Второй экранизации 1978-го года, в которой образ Кармен был создан Плисецкой с большим психологизмом и неизменной внешней эффектностью, повезло меньше: через год исполнитель партии Хозе Александр Годунов решил после гастролей остаться в США, и запись была надолго положена на полку.
Восьмидесятые годы – период новых открытий для Плисецкой и время творческой свободы. Майя Михайловна становится художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета. Плисецкую боготворят Морис Бежар и Пьер Карден.
С 90-х годов Плисецкая почти полностью посвящает себя супругу, вдохновляя Щедрина на покорение новых вершин. Оперы «Очарованный странник», «Боярыня Морозова» и особенно блистательный «Левша» – все они родились благодаря поддержке Плисецкой. Присутствующие при подготовке премьерных представлений «Левши» в Мариинском театре были тронуты той заботой, которой окружала композитора супруга. К сожалению, судьба внесла свои коррективы: премьеру «Левши» Плисецкая встретила не на почетном месте в зале, а в номере гостиницы – она подвернула ногу, когда спешила принести Щедрину стакан воды во время репетиции. А потом еще были счастливые вечера в театре «Санктъ-Петербургъ опера», когда в прямом смысле из забвения Юрием Александровым была воскрешена первая опера Щедрина «Не только любовь».
Звездные супруги любили Санкт-Петербург и часто приезжали в наш город. Но жить Плисецкая и Щедрин предпочитали в Европе – в Германии – или в постсоветской Латвии. Впрочем, и живя в советской России, они не отличались благонадежностью: Майя Плисецкая была в числе подписантов письма Брежневу с призывом не допускать реабилитации Сталина, Родион Щедрин двумя годами позже отказался поставить свою подпись под письмом, в котором деятели культуры высказывались в поддержку решения о вводе советских войск в Чехословакию.
Пусть такой она и останется в нашей памяти. Всегда со своей точкой зрения, всегда стремящаяся к независимости. Утонченная – как умирающий лебедь, и земная, страстно любящая пиво и черный хлеб с селедкой. Подарившая нам и стране свои талант и гениальность. Во многом благодаря балерине Майе Плисецкой из трех свидетельств нашей мощи – деланья ракет, покорения Енисея и области балета – с последним дела обстояли лучше всего.
Фонтанка.ру

0

52

http://gallery-mt.narod.ru/images/balet/full/0005b.jpg

Александр Борисович Годунов
Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

Годы проходят, появляются новые исполнители, но масштаб фигуры Годунова, для видевших его на сцене, становится все значительнее, поскольку как танцовщик он обладал тремя качествами, которые одновременно не встречаются практически никогда: беспредельной виртуозностью в сочетании со стройностью и красотой линий и тонкой и очень современной актерской индивидуальностью.
http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=5nhfbnvb8odt5th8.jpg
«Его Принц изящен, элегантен, он органично вписывается в окружающую его атмосферу ритуальной роскоши. Но в монологе властно и мощно звучит тема душевного смятения... Актеру удается пластически передать внутреннее душевное стремление, мечтательность и как бы зарождение в самом Принце лебединой темы — на протяжных вытянутых линиях и гибкости, тягучести поз», — так писал в книге, посвященной 200-летию Большого театра, А. Демидов

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=post-1309876830.jpg

«Годунов обладал исключительной фактурой, уникальными природными данными: необыкновенно высокий, необыкновенно стройный, красивый, идеально пропорциональный, как античная скульптура. Словом, прирожденный танцовщик. Легкость его огромного, словно зависающего в воздухе прыжка, блестящее виртуозное вращение, мягкое и динамичное, выразительность жеста, красота линий, завершенность формы, графические позы, одним словом, феноменальное владение своим телом — безоговорочно ставят Годунова в число первых танцовщиков». (Владимир Седов. Журнал «Балет», статья, посвященная 50-летию со дня рождения Годунова, 1999 год)

0

53

http://5.firepic.org/5/images/2014-11/13/1i6zkuhtagb8.jpg

Александр Борисович Годунов
Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

19 августа 1979 года около девяти часов утра из номера нью-йоркской гостиницы «Мэйфлауэр» вышел человек и, пройдя по длинному коридору, спустился в просторный, освещенный утренним солнцем холл. Он остановился буквально на секунду, посмотрел по сторонам, а затем решительной походкой направился к выходу. Через мнгновение он уже растворился в многомиллионном муравейнике. А на следующий день к этому молодому человеку с внешностью античного героя было приковано внимание всего мира, а новостные блоки всех ведущих мировых телеканалов, кроме советских, облетит его фотография. Это был выдающийся танцовщик — Александр Годунов. Он, по мнению всех без исключения критиков, обладал необыкновенной для танцовщика драматической выразительностью лица и тела.

Александр Годунов с детства мечтал стать военным, как отец. Но когда Саше исполнилось три года, родители развелись, и они вместе с мамой и старшим братом переехали из Сахалина в Ригу, где Лидия Николаевна вопреки желанию сына отдала его в 1958 году хореографическое училище. Здесь он познакомился с Михаилом Барышниковым. Они быстро подружились. В то время эти два юных танцовщика были маленького роста и вместе придумывали, как подрасти. Миша и Саша литрами пили томатный сок, спали на полу. Шло время, а рост не увеличивался. Но это не очень их расстраивало, ребята усиленно занимались хореографией и впоследствии стали лучшими танцовщиками училища. И если Миша Барышников так и остался низкорослым, то Александр к 17 годам, всего за одно лето подрос на 13 сантиметров.

После окончания училища Александр по приглашению Игоря Моисеева работал в элитной группе «Молодой балет», откуда он скоро перешел в Большой театр, где его наставником, педагогом-репетитором стал легендарный актер и танцовщик Алексей Ермолаев. Всю жизнь Александр Годунов испытывал сыновьи чувства к Алексею Николаевичу. Под его же влиянием, как говорили критики того времени, Александр приобрел столичный танцевальный лоск.

В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича.

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=86ba04ab1530.jpg
Вскоре на него стали обращать внимание примы Большого театра. Первой его заметила ведущая балерина театра Людмила Власова. Они познакомились на просмотре фильмов «Озорные частушки» и «Трапеция», в которых прима выступила как актриса. Свое знакомство Людмила Власова вспоминала с теплотой: «Этот античный герой, статный красавец с льняными глазами был в замшевом костюме, и у пиджака болтались пуговицы. Я говорю ему: «У вас пуговицы болтаются». А он в ответ: «Не пришьете ли вы их мне?» — «Может быть, когда-нибудь»… Тогда Александру был 21 год, а 28-летняя балерина была замужем. Вскоре они стали встречаться, и Людмила ушла от состоятельного мужа и поселилась в Сашиной маленькой однокомнатной квартирке. Тогда Александр Годунов — артист кордебалета получал скромную зарплату. «Он безумно переживал, когда мне приходилось продавать какие-то вещи, — вспоминает Людмила Власова. — А однажды он сказал мне: «Я добьюсь всего… Ты будешь иметь все!».

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=0_38653.jpg

0

54

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=9320010108610409.jpg
Александр Годунов

Молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая и пригласила в партнеры (уровень звезды позволял самой выбирать, с кем танцевать). Впервые эта пара появилась в новой постановке Юрия Григоровича «Лебединое озеро», что моментально сделало Александра звездой Большого театра, а публика стала ходить «на Годунова».

«Он был могуч, горделив, высок, — пишет в своей книге Майя Плисецкая. — Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный и вопреки своей мужественной внешности совершенно беззащитный». И если примы его обожали, то многих в театре раздражал независимый характер Александра Годунова.

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=alexander_godunov3.jpg

Вскоре его стали «опекать» представители КГБ. Особенно после гастролей его упрекали в том, что он не с теми общается, и не так себя ведет, да и не с теми встречается. Но Александр Годунов не прислушивался к подобным советам. Ну, а если на непотребные поступки указывал кто-нибудь из театра, например, главный балетмейстер Юрий Григорович, вообще мог не явиться на репетицию или спектакль, а однажды даже потребовал поднять вдвое зарплату — неслыханно дерзкий шаг для артиста Большого театра. Но, несмотря ни на что, его любили и уважали, поэтому Годунову удалось добиться своего. «Он делал все не так, — вспоминала Майя Плисецкая. — Его как-то хотели подстричь, сказали, что с такими патлами нельзя танцевать. И здесь он настоял на своем: «Нет, будут патлы!». Он был своенравный и своевольный».

Со временем отношения Плисецкой и Годунова испортились, и Майя деликатно отказалась от партнерства с ним (прима убрала «Лебединое озеро» из своего репертуара). Однако популярность Александра Годунова росла, особенно за границей. Его постоянно приглашали иностранные театры, а практически на всех гастрольных афишах Большого театра красовалось его имя. Но потом начали происходить какие-то странности. Александра Годунова перестали выпускать за границу, объясняя это то неожиданной болезнью, то неготовностью паспорта, или еще какой-нибудь глупостью. «Мы и так все понимали, — вспоминает Людмила Власова. — Его не выпускали просто за то, что он был очень талантлив, очень молод, да и просто очередной претендент на звание — потенциальный невозвращенец!».

Годунова перестали выпускать в 1974 году, опасаясь, что он повторит судьбу своего лучшего друга Михаила Барышникова (в июне 1974 года Барышников не вернулся с гастролей в Торонто). К тому же Михаил Барышников сразу же стал успешно работать в США. А ведь все вокруг считали, что Годунов может достичь большего, чем его друг. Да и сам Александр не скрывал своих планов. Поэтому, когда был снят фильм-балет «Анна Каренина» и Плисецкая с Годуновым поехали в очередное американское турне, в самолете он сказал Майе, что не намерен возвращаться в Союз. Это был 1974 год.

— Но тогда наши съемки пропадут. Фильм только монтируется. Подожди, когда фильм выйдет на экраны. А там… В следующий раз останешься, — умоляла его Майя Плисецкая.

— Хорошо. Подожду, — заверил Александр и сдержал клятву — ведь он был человеком слова.

В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

0

55

http://www.viewsofia.com/upload/fck_editor/68557_1000.jpg
Александр Борисович Годунов
Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

В 1979 году состоялась премьера балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда.

В августе 1979 года труппа Большого театра готовится к гастролям по США, в списки участников турне Александра Годунова опять не включили, хотя Людмила Власова (жена Годунова) готовилась к турне по Америке. Но за несколько дней до вылета труппы американский импресарио выдвинул ультиматум: без Годунова гастроли Большого не состоятся. «Потенциального невозвращенца» выпустили, чтобы не отказываться от миллионов долларов, которые зарабатывали артисты балета за один тур. Но перед вылетом Годунова вызвали в Министерство культуры и два замминистра в течение нескольких часов «обрабатывали» танцовщика, обещая после возвращения роскошную квартиру, звание народного артиста, а также возможность ездить на гастроли и заключать контракты (в СССР это было позволено очень немногим). Да и жена — Людмила Власова сказала ему: «Уверена, что тебе после этой Америки будет разрешено танцевать за рубежом и самостоятельно заключать контракты». Годунов ей ответил: «А я в этом не уверен».

19 августа 1979 года в «Метрополитен» состоялся последний гастрольный спектакль «Ромео и Джульетта». Супруги вернулись в нью-йоркскую гостиницу «Мэйфлауэр», а на следующий день в New York Post появилась фотография Александра Годунова, а под ней небольшая заметка: «После Барышникова, Нуреева и Макаровой еще одна звезда советского балета осталась на Западе».

Позже Александр сказал: «Нет, у меня не было страха сделать это. Потому что умом прекрасно понимал, что если я вернусь в СССР, то — дело, конечно, не в профессии — до пенсии я бы дотянул, но психологически это был бы аут жизни. А кончать с собой я не собирался. Самоубийство — это вообще глупо, я считаю!».

Официальные лица, сопровождавшие артистов, начали настойчиво интересоваться у Людмилы Власовой, что она собирается предпринять для возвращения мужа? Ее вывезли через подземный гараж в советское консульство, а после заместитель постоянного представителя СССР при ООН Игорь Машев лично сопроводил Людмилу до трапа самолета «Аэрофлота». Однако сотрудники ФБР поднялись на борт и потребовали, чтобы Власову выпустили на нейтральную полосу, где она самостоятельно примет решение — остаться в США или вернуться в СССР. Американцы предполагали, что муж выбрал свободу, а его супругу русские удерживают насильно. Но Власова отказалась покинуть самолет. Однако американцы не смогли поверить этому. И в течение трех дней не разрешали вылет самолета (а ведь в нем находились 112 пассажиров, в то время в Нью-Йорке стояла 35-градусная жара и в самолете были отключены кондиционеры).

Людмила Власова сидела у окна первого салона среди пустых кресел. А рядом со взлетной полосой в микроавтобусе с затемненными окнами находился Годунов, он до последнего верил, что Людмила выйдет к нему и им дадут возможность поговорить. Они были женаты 7 лет. Но в аэропорту Кеннеди привязанность к любимому человеку и романтические эмоции отступили на задний план, дав разыграться страху и Людмила по истечении трех дней в присутствии официальных лиц подтвердила свое решение вернуться домой. В 17 часов по местному времени SU-316 вылетел в Москву. Возможно, тогда Людмила просто не смогла сказать советскому начальнику, что хочет остаться,. А американцы так и не смогли понять, насколько силен был психологический нажим, который обрушился на танцовщицу.

Михаил Барышников предоставил Годунову место в своей крупнейшей труппе Америки «Американский балетный театр», где был директором, и предложил ему контракт — для начала на 250 тысяч долларов в год. На сцену Александр Годунов вышел спустя полгода, так как сразу, по всей видимости, не смог адаптироваться к одиночеству. Елена Чернышова, тогдашний главный балетмейстер труппы, говорила, что «Александр все время мечтал позвонить Миле и страшно скучал, а потому стал выпивать, мол, я в депрессии, в тоске и вообще я бы все отдал, чтоб привезти ее».

Первое выступление Годунова состоялось в Чикаго. Тогда произошел невероятный случай. «Годунов сделал ошибку в па-де-де в «Дон Кихоте», — писал известный балетный критик Льюис Сегал, — и настоял, чтобы оркестр вернулся к тому же месту и перетанцевал без единой погрешности — виртуозно, блестяще».

0

56

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=48409354.jpg


Александр Борисович Годунов

Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

Через год Барышников предложил другу изменить репертуар, перейти с русского классического балета на современный американский. Чтобы танцевать современный балет, сам Барышников перековывал каждую мышцу, занимаясь по восемь часов. Однако из гордости Годунов отказался переучиваться и контракт с ним не продлили.

Отказался Годунов и от предложения легендарного Мориса Бежара (с ним мечтали работать все звезды балета), который готов был заниматься с Александром и даже пообещал, что научит Годунова любить современный балет.

В ответ на все поступившие предложения Александр Годунов с помощью Елены Чернышовой создал собственную труппу «Годунов и друзья». Всего за полтора месяца гастролей по американским городкам танцовщик зарабатывает больше миллиона, а затем начались успешные гастроли по Израилю, Аргентине, Японии. За несколько лет он успел станцевать на различных сценах мира, в том числе в театре «Колон» в Буэнос-Айресе, в балете Асами Маки в Токио, гастролировал в Израиле.

Критики отмечали как самое удачное выступление Годунова его исполнение роли Отелло в балете Хосе Лимона «Павана мавра» на фестивале в Сполетто.

Однажды Годунов, по совету знаменитой актрисы Жаклин Биссет, решает изменить свою жизнь. Она сказала ему тогда: «Живя в Америке, имеет смысл штурмовать только те вершины, что носят название Голливудских холмов». К этому совету Годунов отнесся весьма серьезно, и самостоятельно принимает решение уйти из балета и стать актером.

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=241244.jpg
Жаклин и Александр познакомились в Италии. «Мы с ним встретились, и у меня было странное чувство, что я давно знаю этого человека, — вспоминала Биссет. — Он сказал: если вы когда-нибудь будете в Нью-Йорке, приходите посмотреть репетиции и спектакли. И когда через полгода я оказалась в Штатах, я позвонила ему и пришла». Их роман сразу попал в объектив папарацци, фотографии Александра и Жаклин появились на обложках самых престижных журналов. Вскоре Годунов переезжает в Лос-Анджелес. Пресса называла их одной из самых красивых и романтических пар Голливуда, хотя и состояла эта пара из двух одиночеств. «Ко мне он был очень нежен как мужчина к женщине, — говорит Жаклин. — Но всегда с любовью и нежностью вспоминал свою бывшую жену Милу».

Годунову предложили сниматься в кино сразу, как только он оказался в США. Однако ему не хотелось играть шаблонные роли русских шпионов, и он отказывался даже от стоящих предложений. «У него был большой потенциал, но я знаю, как трудно работать на другом языке, — рассказывает Жаклин. — Он слишком поспешно отказывался от того, что, как ему казалось, было на тот момент ему не под силу. Когда приходили стоящие и интересные сценарии, и я советовала ему сниматься, Александр отвечал, что еще не готов. Потом он еще долго работал над своим английским».

0

57

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=20883c9a.jpg


Александр Борисович Годунов

Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

Первым фильмом с участием Александра Годунова стала картина Питера Уэйра «Свидетель» (фильм получил прекрасные рецензии) и почти молниеносно к нему потянулись голливудские русские, но он отказался с ними общаться. «Александр не желал с ними общаться, — вспоминает Биссет. — Хотел говорить только по-английски. Он жил уже в другом мире и жестко относился к русским. Я спросила его — хочешь, я выучу русский. Он ответил — нет, не учи, в этом нет необходимости».

За 10 лет Александр Годунов снялся в восьми фильмах (наиболее заметные — «Свидетель» с Гариссоном Фордом в главной роли и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом). Для русских Голливуда это был рекорд. Однако Годунову этого показалось мало, ведь его приглашали на роли второго плана и в какой-то момент он перестал делать вид, что ему это нравится. «В Голливуде часто создается ощущение, что если ты подождешь, потерпишь еще пару недель, то великая роль сама придет к тебе в руки, — рассказывает Льюис Сегал. — Но что на самом деле происходит? Заканчивается все ролью в ужасном фильме типа «Восковые фигуры-2», где Годунов становится самопародией и шатается по экрану, играя монстра. Он принес в жертву величие своего танца во имя спуска в голливудское небытие».

0

58

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=226349.jpg
Александр Борисович Годунов
Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

После восьми лет совместной жизни Жаклин и Александр расстались. Первой, кто узнал о разрыве прекрасной пары, была Людмила Власова (брак Александра Годунова и Людмилы Власовой был расторгнут в 1982 году). Он часто звонил Людмиле, первый раз почти сразу же после того, как она вернулась в Москву из Америки. Бывшая жена звала его приехать, однако Александр, зная, что Людмила вышла замуж, спросил ее: «К кому я приеду? К кому?». Людмила ответить на этот вопрос не смогла. У Александра Годунова снова началась депрессия, он стал отказывать от хороших ролей. Исключение сделал лишь для эпизодической роли в фильме «Зона», который снимался в апреле 1995 года в Будапеште. Оттуда он сумел прилететь в Ригу, чтобы повидать маму и старшего брата. Он ждал этой встречи, и надеялся, что мать сообщит отцу и тот приедет с ним повидаться. Однако отец не приехал, мать заявила, что сына по имени Александр у нее нет, а брат потребовал денег и машину. Александр купил машину, дал денег и уехал. Близкий к нему актер Анатолий Давыдов, вспоминая последние годы жизни Годунова, рассказывал: «Вернувшись из Риги, он сильно запил. Я ему говорю: я тебя в 10 часов забираю, и мы поедем в дом Кеннеди. Приезжаю, а он уже пьян. Видимо, внутри так болело, что надо было заливать это алкоголем с утра до вечера».

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=0b01a2e951.jpg
Однако танцовщики Алла Ханиашвили и Виталий Артюшкин не верят в то, что Годунова убил алкоголь. Хотя в 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брать балетные уроки в Лос-Анджелесе, в балетной Академии Давида Лишина, которой руководила прима-балерина Балета полковника де Базиля Татьяна Рябушинская. Последние шесть лет Алла и Виталий общались с Годуновым почти каждый день и не только в балетных классах, но и дома: «Он стал нам как старший брат, — вспоминает пара. — Учил всему, не только балету — жизни американской». По словам Виталия и Аллы, Годунов после Будапешта был в прекрасной форме. Уйдя из профессионального балета, Александр до последних своих дней занимался у станка. Мечтал станцевать «Корсара», когда ему исполнится 50. Он совершенно не походил на человека в депрессии.

Известие о смерти Годунова было для Аллы и Виталия полной неожиданностью. 18 мая 1996 года они были на гастролях в Панаме и вылетели в США сразу же. Александр Годунов умер в своей квартире. По официальной версии, его нашли на третий день после смерти, сидящего в кресле. Секретарь и помощница Годунова Арлин Медани, прекрасно знавшая Аллу и Виталия, в квартиру их не пустила. «Она ни за что не хотела, чтобы мы видели его — вспоминают танцовщики. — И врала без конца: то говорила, что не была в квартире Александра, что не видела его мертвым, а через минуту уже сообщала, что его лицо было нормальным, никаких повреждений». В морге же отказались показать тело Годунова. Арлин Медани запретила делать вскрытие, а городской шериф констатировал смерть, которая была вызвана «естественными причинами». Странности продолжались и дальше.

Похороны были назначены на 8 часов утра. Однако после звонка Арлин Медани (по завещанию Годунова она была назначена душеприказчицей), тело Александра Годунова кремировали в 5 часов. По завещанию прах должен был быть разделен на три части (одна — для матери, другая — Жаклин Биссет и третья — Алле с Виталием), однако прах исчез…

Спустя много лет фотограф Джуди Камерон, долго работавшая с Годуновым, все же сумела найти Медани и попыталась выяснить, где захоронен прах артиста. В ответ услышала: «Развеяла!» — «Где?» — «Какая разница… над океаном!». И повесила трубку. Прошло 10 лет после смерти Годунова, однако до сих пор неясно, что с ним произошло, было исполнено завещание или нет.

Известно лишь, что через несколько лет Жаклин Биссет приезжала в Москву, чтобы повидаться с Людмилой Власовой. Их встречу организовал Андрис Лиепа. Две любимые женщины Годунова бросились друг другу в объятия, обнялись и еще долго стояли молча. Затем пошли в церковь. После панихиды батюшка дал горсть земли со словами: «Если закопать ее в могилу близкому Саше человеку, его душа успокоится». Людмила и Жаклин положили эту землю на могилу любимого учителя Александра Алексея Ермолаева на Введенском кладбище в Москве.

В данный момент мемориальный памятник Александру Годунову находится в Лос-Анджелесе. Эпитафия на его могиле гласит: «His future remained in the past» («Его будущее осталось в прошлом»). На Введенском кладбище Москвы находится кенотаф Александра Годунова. На нем также есть эпитафия: «Ты всегда с нами».

=Spoiler написал(а):

--

0

59

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=alexander_godunov1.jpg
Александр Борисович Годунов
Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

ЛЮДМИЛА ВЛАСОВА: "О ТАКОЙ ЛЮБВИ ПИШУТ РОМАНЫ"

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=241246.jpg
Александр Годунов и Людмила Власова. Блистательные танцовщики, одна из самых красивых супружеских пар Большого театра 70-х годов. С их именами связаны аншлаги зарубежных гастролей и постановок на отечественных сценах: "Лебединое озеро", "Спартак", "Иван Грозный", "Анна Каренина", "Весна священная", "Любовью за любовь", "Ромео и Джульетта"...И вместе с тем неимоверная сложность внутренних, закулисных драм, где интрига оказалась круче и порой беспощаднее, чем на сцене. Не случайно Сергей Довлатов как-то заметил, что танцевать в Большом легко, но жить - никогда. К атмосфере этого театра не каждому удавалось приспособиться, и уж тем более - бунтарю Годунову. Поэтому в 1979 году во время гастролей в Америке он попросил политического убежища. Мог ли он предполагать, чем обернется для него и для женщины, "ради которой готов перевернуть весь мир", этот шаг?..

Людмила Власова рассказывала: "Конфуций очень точно заметил: "Судьбы не существует: есть только непонятная случайность". Эта непонятная случайность и есть судьба. Я уверена, что все предопределено, - говорит Людмила Власова. - И в этом смысле Сашино решение, которое выглядело спонтанным, - тоже. Сказалась глубокая обида на чиновников от искусства: ведь он почти пять лет был невыездным. И это притом, что на гастрольных афишах, буклетах всегда объявлялась фамилия Годунова, а затем, когда труппа приезжала за рубеж, его отсутствие объясняли "неожиданной болезнью". Поэтому те американцы, которые обхаживали нас после грандиозного успеха в "Метрополитен", знали, на какие струны давить. Саше сулили карьеру не только великого, но и свободного танцовщика, мне - Голливуд, лучшие модельные агентства. Вечером 19 августа я ушла одна (чего никогда не делала ранее: мы всюду бывали вместе) на репетицию, а Саша остался отдыхать в отеле. Когда вернулась, номер был пуст: утром следующего поняла, что Саша сюда больше не вернется. Сомнений насчет того, кто увел его, не было. Это был его давний, еще по Риге, знакомый фотограф Блиох, эмигрировавший в Америку. В Нью-Йорке он не раз приходил к нам в номер, фотографировал и Сашу, и меня. Видимо, пришел и пригласил его в гости. В таких случаях сценарий разыгрывался по накатанному шаблону. Так было и на сей раз: американские газеты вышли с фотографиями пьяного Годунова, которыми потом его и шантажировали, дав ясно понять, что теперь он точно станет невыездным. Это звучало приговором, потому что Саша хотел танцевать у Ролана Пети, Мориса Бежара, других известных хореографов с мировым именем. Еще во время гастролей во Франции к нему подошел Бежар и сказал, что с радостью поставит спектакль специально для Годунова. Он заслуживал это, но не верил, что такое возможно, что "мундиры", следовавшие за ним по пятам, позволят ему подобную свободу".

- Какие были на то основания? Ведь при всем при том ему удавалось вырваться за границу?

- Вы верно сказали: вырваться. Для КГБ он был априори невозвращенцем. Накануне самых первых гастролей в Штатах нас вызвала к себе Екатерина Фурцева, которая очень любила Сашу, и сказала: "У меня целая кипа анонимок, что ты останешься в США. Я надеюсь на тебя, даже обещала выложить свой партийный билет, если это действительно случится". Когда мы вернулись, Екатерина Алексеевна, как говорится, "умыла" кэгэбэшников, которых сама недолюбливала. В ответ Саша вновь невыездной, хотя на нем держится весь репертуар и партии ставятся специально для него, как, например, партия Тибальда в балете "Спартак", которую Юрий Григорович создал именно для Саши. Собственно, благодаря Григоровичу ему и удалось попасть в Большой театр, сценой которого он буквально грезил. Известность к Саше пришла еще в "Московском классическом балете", где его приметил Юрий Николаевич и пригласил в труппу Большого. Узнав об этом, Сашу вызвал в министерство культуры какой-то чиновник и иезуитским тоном спросил: "Что, в Большой театр захотел? А в армию на 3 года не хочешь загреметь? Мы тебе это запросто устроим". Вот органы и "устроили", спровоцировав его побег. Все их в Саше раздражало: и хипповый вид, и белокурые локоны до плеч, даже старая дубленка, которую не раз чинили в мастерских театра. Ее когда-то подарил его педагог, легенда русского балета Алексей Ермолаев, и Саша очень дорожил подарком. Таких примеров "бытового неприятия" бесчисленное множество, но и это можно было бы "простить", если бы не талант гениального танцовщика да еще независимость характера. Ни он, ни я никогда не гнули спины перед чиновниками, ничего не просили...

- За что вы также поплатились: вам не было присвоено звание заслуженной.

- Верно. И я попала в списки невыездных. Саше это добавило переживаний, а я успокаивала его: "Это прекрасно, у нас будет меньше разлук". Дело в том, что, когда мы расставались, он очень тяжело переносил расставания.

- А как вы с ним познакомились?

- Это случилось как раз в тот день, когда Саше пообещали службу в армии. В ВТО шла премьера фильма-балета "Трапеция", в котором снялись Екатерина Максимова, Владимир Васильев и я. Высокого, красивого блондина в модной замшевой куртке я заметила еще в буфете, где с друзьями решила выпить шампанского. Он не сводил с меня глаз, и я, естественно, поинтересовалась: кто это такой? Услышав в ответ фамилию Годунова, поняла, что это о нем, как молодом даровании, полнится слухами вся театральная Москва. По всему было видно, что он хочет, но не решается подойти ко мне, и я сама пошла к нему и сказала: "А у вас пуговица болтается на куртке, ее надо пришить". В ответ: "А вы мне поможете это сделать?" "Может быть, когда-нибудь". С того вечера, когда Саша пошел провожать меня, все и началось. А ведь я была замужем за прекрасным человеком, но... Права была моя подруга Нина Сорокина, когда говорила: "Он тебя уведет". Так оно и случилось. Мы прожили восемь счастливых лет вместе, пока не случился август 1979-го. Я до сих пор помню те три кошмарных дня, когда наш самолет держали на летном поле. Меня ведь тогда тайно вывели через гостиничный гараж, привезли в советское посольство, дабы избежать возможных встреч с западными журналистами, толпами демонстрантов, скандировавших: "Свободу Людмиле Власовой!" Посол предупредил о возможных провокациях, о том, что меня могут даже выкрасть. Я была в шоке, мысли были только о Саше, о том, что неужели мы больше никогда не увидимся? А еще, что мне нельзя оставаться в Америке, во что бы то ни стало надо вернуться в Союз: ведь там мама, брат. В искренность моего желания улететь на Родину американцы не верили: переговорить со мной пришли высокопоставленный сотрудник ООН, Сашин адвокат, врач, который должен был выяснить, не накачана ли я транквилизаторами, и еще десяток других чиновников. Кстати, Иосиф Бродский помогал Саше вести переговоры с американской стороной и одновременно - с руководителями труппы Большого театра. И все эти дни рядом с нашим самолетом, окруженным полицейскими машинами, сотрудниками ФБР, репортерами, в маленьком автобусе находился Саша, требуя встречи со мной...

- Вы уехали в Союз, покинув любимого человека, мужа. Не кажется ли вам, что в данной ситуации жены так не поступают?

- Конечно, я была женой. Но у нас были редкие отношения и с моей мамой. Останься я в Америке, она никогда и ничем бы меня не попрекнула, а просто бы угасла. Так, как это случилось с матерью Рудольфа Нуриева: он спустя несколько десятилетий получил разрешение приехать на родину, да и то когда она была при смерти. Я была корнями привязана к своей стране, родительскому очагу... Поэтому это была, конечно, страшная трагедия нашего расставания с Сашей. У меня и сегодня порой спрашивают, как бы я поступила, случись это ныне? Я поступила бы так же.

- И все-таки мне кажется, что вы оба изменили своей любви. Годунов - во имя свободы, хотя он не мог тогда предположить, что ценой будет его вечное одиночество. А вы... Вы поступили так, как поступили. Наша жизнь не терпит сослагательных наклонений, но тем не менее: как сложились бы ваши жизни, останься вы вместе?

- Мы расстались с ним в любви, о которой пишут в романах, снимают фильмы. И хотя Саша был однолюб, как долго могла продолжаться эта безумная любовь? За год до его смерти Большой театр гастролировал в Америке, был дан банкет, куда пришел и Саша с Жаклин Биссе. Когда у него спросили: "Это ваша жена?", Саша ответил: "Моя жена в России".

- Вы доказали "преданность" строю, в который на самом деле не вписывались. Ваш поступок был "оценен" после возвращения в Союз?

- Жизнь в театре продолжалась, со спектаклей меня не снимали. Я танцевала все былые партии, хотя за спиной кое-кто и ехидничал, что мне стали "давать" их. Недоброжелателям хорошо ответил Виталий Вульф, наш с Сашей друг: "Ей не дали ни одной партии: ей было достаточно тех, которые она танцевала до этого". А танцевать приходилось в тех спектаклях, где выступал прежде Саша. Сравнения, воспоминания, что говорить, сжигали меня. Приходилось собирать всю волю: я не могла позволить недоброжелателям видеть свою боль. Тем более что первым спектаклем после возвращения из Америки стал "Любовью за любовь". Интерес к нему был огромен, особенно со стороны западной прессы: весь бельэтаж, многие ложи оккупировали репортеры, фотографы, телевизионщики... А после выступления, когда я вышла из нашего знаменитого артистического подъезда, ко мне сквозь толпу пробрался один из американских корреспондентов и сказал: "Саша просил вам передать, что он вас безумно любит и что вы - самая красивая". Это была первая весточка от него с тех пор, как нас разлучили. Больше мы никогда не виделись.

... Прошли годы. Сегодня Людмила Власова - известный хореограф. Помогает тренеру Татьяне Тарасовой в работе с фигуристами. Она вышла замуж. Счастлива ли?

- Я не люблю слово "счастье". Умиротворенность, удовлетворенность - да.

...Александр Годунов скончался 13 мая 1995 года. Только на четвертый день его мертвым обнаружила служанка, пришедшая убраться в квартире. Годунов сидел в кресле, рядом - кадки с русскими березами и тома Достоевского и Чехова. Его прах развеян над Атлантикой. Иосиф Бродский в некрологе о нем написал: "Я считаю, что Александр Годунов не прижился и умер от одиночества...".

Корреспондент Анатолий Стародубец связался с французской кинозвездой Жаклин Биссе и попросил немного рассказать о своей жизни с Александром Годуновым. Вот что она сказала:

- Мне тяжело говорить об этом, потому что свое отношение к России я не отделяю от судьбы Годунова, покинувшего вашу страну. Сейчас у вас многое переменилось, но тогда мои впечатления о России были обусловлены тем, что произошло с Александром. Я полностью разделяла и его радости, и его печали.
http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=29fe803cc08f.jpg
Он был человеком чрезвычайно сложным, поэтому мне с ним было нелегко. Он радовался, что стал свободным, но при этом остро чувствовал разлуку с родиной, его никогда не покидала ностальгия. Как ребенок, радовался изобилию продуктов в магазинах - особенно поначалу, и если что-то покупал, то в огромных количествах. По русской привычке Александр очень любил варить суп - большущую кастрюлю, и с огромным удовольствием этим супом всех угощал. Если собирался приготовить грибной суп, то приносил с рынка сразу несколько килограммов грибов.

Потрясающую щедрость Александра я воспринимала как освобождение от тех рамок, которыми он был связан в России. Он был очень образованным и культурным человеком, и все, за что принимался, делал основательно.

В 2005 году об Александре Годунове был снят документальный фильм "Побег в никуда".

0

60

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=834&id=8b8c41a9a59b.jpg
Александр Борисович Годунов
Советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР.

Роли, исполненные Александром Годуновым на сцене Большого театра:

1. П.И. Чайковский "Лебединое озеро". Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
2. П.И. Чайковский "Лебединое озеро". Постановка А. Горского, А.Мессерера. Принц. 1971 г.
3. П.И. Чайковский "Лебединое озеро". Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
4. Р. Щедрин "Анна Каренина" Вронский. Постановка М.Плисецкой, Н.Рыженко, И.Смирнова-Голованова. 1972 год.
5. Шопен "Шопениана". Юноша.1972 г.
6. Минкус "Дон-Кихот". Базиль. 1973 г.
7. Ж. Бизе - Р. Щедрин "Кармен-сюита". Хореография А.Алонсо. Хозе. 1974 г.
8. А. Пахмутова "Озаренность" хор. Н.Рыженко и И.Смирнов-Голованов Любимый.1-й исполнитель 1974 г.
9. А. Адан "Жизель". Альберт. 1974г.
10. Малер "Гибель розы". Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974
11. А. Хачатурян "Спартак" Хореография Ю.Григоровича. Спартак. 1976 г.
12. И. Стравинский "Весна священная". Хореография Н.Касаткиной и Вл.Василева. Пастух.
13. Т. Хренников "Любовью за любовь". Хореография В.Боккадоро. Клавдио (1- й исполнитель). 1976 г.
14. С. Прокофьев "Иван Грозный". Хореография Ю.Григоровича. Царь Иван.
15. С.Рахманинов "Паганини". Хореография. Л. Лавровского, Паганини.
16. Л. Минкус "Баядерка" (Тени). Солор. 1978 г.
17. С. Прокофьев "Ромео и Джульетта". Хореография Ю.Григоровича.Тибальд. -1-й исполнитель, 1979 г.

Фильмография:

1. Телефильм-балет "Московская фантазия". на музыку В.П. Артемова, 1972 г.
2. "Анна Каренина". Экранизация балета Р.Щедрина. Вронский. 1975г.
3. "31 июня". Телефильм. 1978 г.
4. Кармен-сюита. Телефильм- балет. Хозе 1978 г.
5. Мир танца. О гастролях балета ГАБТа в Париже. Вальс из "Шопенианы" с Н. Бессмертновой.
6."The World to Dance In" 1983 г.

Художественные фильмы, снятые в США:

1. Свидетель (Witness) 1985 Daniel Hochleitner .
2. Money Pit 1986 Max Beissart.
3. Крепкий орешек (Die Hard) 1988 Karl.
4. (Runestone) 1990/1991/1992 Sigvaldson, The Clockmaker.
5. Waxwork II: Lost in time 1992 .
6. (North) 1994 Amish Dad .
7. Dogfighters (Zone) 1995 Lothar Krasna .

Годунов Александр Борисович

Alexander Borisovich Godunov

28 ноября 1949, Сахалин, СССР — 13 мая 1995, Лос-Анджелес, Калифорния, США.

Советский и американский танцор, артист балета, киноактёр.

Заслуженный артист РСФСР (25.05.1976).

В 1958 году поступил в Рижское хореографическое училище, которое окончил в 1967 году по классу педагогов Ю. Капралиса и А. Экиса.
С 1967 по 1971 год танцевал в Государственном хореографическом ансамбле "Классический балет" ("Молодой балет"), которым в те годы руководил Игорь Моисеев.

В труппу Большого театра принят после конкурсного экзамена в 1971 году, педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, великий танцовщик и актер.

В 1972 году принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию.

Примерно в течение 5 лет работы в Большом театре Александр Годунов был "невыездным". Поскольку, в то время как другие премьеры много времени проводили на гастролях, Годунов очень много танцевал на сцене Большого театра, репертуар его стал на редкость разнообразным.

В августе 1979 года, во время гастролей Большого театра, Александр Годунов остался в США. Это событие привлекло внимание всей мировой прессы, потому что в аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором в СССР возвращалась жена Александра Годунова — солистка Большого театра Людмила Власова. Американские власти считали, что Власову против воли вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать ей возможность поговорить с мужем. В результате разговор все же не состоялся, и Людмила вернулась в Москву.

Годунов был принят в Американский балетный театр, лучший репертуарный театр США.
В 1981 году Годунов параллельно с работой в АБТ сотрудничал с балетом Алвина Эйли.
Из-за конфликта с Михаилом Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу театра в 1982 году.

В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брать балетные уроки в
Лос-Анжелесе, в балетной Академии Давида Лишина, которой руководила прима-балерина Балета полковника де Базиля Татьяна Рябушинская. В Голливуде Годунов подружился с работающими в США танцовщиками Большого театра Аллой Ханиашвили и Виталием Артюшкиным, которым он помогал им в работе.

В апреле 1995 года Годунов снялся в Будапеште в фильме "Зона" и впервые со времени своего отъезда в США побывал в Риге, где встретился со своей семьей: матерью, братом, племянниками.

Тело актера было обнаружено без признаков жизни 18 мая 1995 года. Прах Годунова был развеян 22 мая 1995 года над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе.

Памятник А. Б. Годунову установлен в Москве на Введенском кладбище (участок № 12) — кенотаф.
театральные работы
Роли в труппе Большого театра:
П. И. Чайковский «Лебединое озеро». Постановка А. Горского — па-де-труа, 1971
П. И. Чайковский «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, А. Мессерера — Принц, 1971
П. И. Чайковский «Лебединое озеро». Постановка Ю. Григоровича — Принц, 1971
Р. Щедрин «Анна Каренина». Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова — Вронский, 1972
Ф. Шопен «Шопениана» — Юноша, 1972
Ц. Пуни «Конёк-горбунок». Постановка А. Горского — па-де-труа «Океан и жемчужины», 1973 (на гастролях в США)
Л. Минкус «Дон Кихот» — Базиль, 1973
Ж. Бизе — Р. Щедрин «Кармен-сюита». Хореография А. Алонсо — Хозе, 1974
А. Пахмутова «Озарённость». Хореографы Н. Рыженко и И. Смирнов-Голованов — Любимый, 1974 (1-й исполнитель)
А. Адан «Жизель» — Альберт, 1974
Г. Малер «Гибель розы». Хореография Ролана Пети — Юноша, 1974
А. Хачатурян «Спартак». Хореография Ю. Григоровича — Спартак, 1976
И. Стравинский «Весна священная». Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василева — Пастух
Т. Хренников «Любовью за любовь». Хореография В. Боккадоро — Клавдио, 1976 (1-й исполнитель)
С. Прокофьев «Иван Грозный». Хореография Ю. Григоровича — Царь Иван
С. Рахманинов «Паганини». Хореография Л. Лавровского — Паганини
Л. Минкус «Баядерка» — Солор, 1978
С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Хореография Ю. Григоровича — Тибальд, 1979 (1-й исполнитель)
призы и награды
1972 - Первая премия Всесоюзного конкурса артистов балета, СССР
1973 - Лауреат (Золотая медаль) Московского международного конкурса артистов балета, СССР
Лауреат премии Вацлава Нижинского, Франция

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » История танца. Танцевальные жанры. Знаменитые танцовщики