"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Есенин, Сергей Александрович. Человек и Поэт.


Есенин, Сергей Александрович. Человек и Поэт.

Сообщений 1 страница 20 из 177

1

http://sf.uploads.ru/t/bDPuV.jpg
Сергей Александрович Есенин (1895–1925) — выдающийся русский поэт.

Согласно мнениям литературоведов, в ранний период творчества Есенин— представитель новокрестьянской поэзии, позже — имажинист. Но эти определения не более чем клише и не отражают подлинной сути его дара.
Для понимания, для полного приятия Есенина надо так же любить родную землю и все живое на ней, как он.
Две характерные для народа черты пронес поэт сквозь всю свою недолгую жизнь: очень серьезное отношение к себе, к своему делу и милосердие по отношению к ближним.

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Сергей Александрович Есенин

Родился:
    3 октября 1895 г., село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя
Умер:
    28 декабря 1925 г. (30 лет), Санкт-Петербург, СССР
В браке с:
    Анна Изряднова
Родители:
    Татьяна Фёдоровна Титова, Александр Есенин
Дети:
    Константин Сергеевич Есенин

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Сергей Есенин - русский поэт, тонкий лирик, мастер психологического пейзажа, представитель новокрестьянской поэзии, а позднее имажинизма - писал пронзительные стихи о любви.
http://horosheekino.ru/images/line.gif

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН — ЧЕЛОВЕК И ПОЭТ

Судьба наградила Есенина уникальным творческим даром и это позволило ему стать великим русским поэтом.

Внешне Есенин всегда выглядел моложе своих лет. В 20 лет, уже находясь в Петербурге, он, по воспоминаниям современников, выглядел 15-летним мальчишкой. А в это время у него уже подрастал сын Юра, а сам поэт был занят размещением подборок своих первых ярких, удивительно сердечных стихов в петербургских журналах. У него было приятное мальчишечье лицо с доверчево-наивными глазами, смотревшими из-под курчавых белокурых волос.

В том же 1915 году в молодом Есенине было еще много мужицко-детского и не развернувшейся удали — тоже ребяческой. Его называли: “Богатый талантами, почти мальчик”.

Через 5 лет, весной 1920 года, в 24 года, Есенин выглядит юношей 17-18 лет, хотя он уже отец двоих детей. С молодых лет у Есенина начала проявляться раскованность в поведении, которая видимо, была следствием его неуравновешенного характера. Он допускает большие вольности в поступках, беспричинно и внезапно начинал веселиться. Единственный из всего класса спасклепиковской второклассной школы, Сергей Есенин получил пятерку с двумя минусами по поведению, что сделало невозможным получение работы по специальности учителя церковноприходских школ.

Улыбка у него всегда была светлая, притягательная; смех — заразительным. Он умел искренне радоваться самому малому пустяку. Когда в начале 1922 года Айседора Дункан подарила ему дорогие золотые часы, он беспрестанно открывал их, любовался, закрывал, убирал в карман, снова доставал и открывал, и все это по-детски улыбаясь и радуясь.

Когда Есенин и Дункан поженились, у них появилась переводчица Лола Кинел, для перевода бесед супругов. В ее представлениях Есенин был “вежливый, уклончивый, прикидывающийся дурачком, но довольно скрытный, с таким хитрым выражением в уголках глаз…”

И все же однажды, за рассказом о себе, Есенин немного раскрылся перед Киндел:

— Его голос был тихим, и глаза его были мечтательными, и в нем было то, что заставляло меня думать, что душа его похожа на ребенка, талантливо-мудрую, но совершенно нежную.

Лев Троцкий, хорошо знавший стихи и самого Есенина, писал о нем:

— Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность, неограниченной, незащищенной души. Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился… Прикрывался маской озорства, и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего.

При всем этом Есенин как человек характеризовался необычайной добротой, необычайной мягкостью, необычайной чуткостью и повышенной деликатностью.

В тоже время желание почудить, а также различные фантазии и странности сопровождали поэта все жизнь. Приехав как-то в свое родное село Константиново, и будучи уже известным поэтом, Есенин ночью решил позабавиться: в полночь вышел на перекресток дорог одетый колдуньей — нарядившись в белую женскую рубашку. По дороге шли плотники. Увидев машущую руками “колдунью”, они побросали от страха свой инструмент и разбежались кто куда. Есенин подобрал ящики с инструментами, чтобы не пропали, и перенес их на крыльцо своего дома, а сам пошел спать.

Когда набирали солдат в армию из села Константиново, над селом висел заунывный бабий вой. Это днем. А когда к ночи село затихало, Есенин пробирался к двери какой-нибудь избы, и, подражая женщинам, голосил все ночь, за что его неоднократно собирались побить.

В другой раз, в Батуме, на Приморском бульваре, заполненном гуляющими, ему захотелось почистить туфли двум симпатичным, нарядным дамам, сидевшим на скамейке. Он отобрал сапожный ящик у мальчишки и ринулся выполнять свою причуду. Друзья еле его утихомирили.

В его большом воображении появлялись и “преследователи”, от которых он убегал. Это произошло, когда Есенин уже стал тяжело больным человеком.

Однажды ему показалось, что “преследователи” подобрались к дому на Пречистенке, в котором он жил. Есенин спрыгнул из окна второго этажа, остановил первого попавшегося извозчика, и заставил его гнать во весь опор, чтобы оторваться от “преследователей”.

Он запасается длинной веревкой, чтобы спускаться с седьмого этажа и оставлять “с носом” своих “преследователей”, если они еще раз появятся.

Рассказывая своим друзьям об этих приготовлениях, Есенин радовался как мальчишка.

Есенин любил придумывать всякие затеи, проделки и неожиданности, совершать странности, которые его друзья называли “причудами” или “чудачествами”. Ему нравилось, когда какой-нибудь его поступок вызывал удивление. Для него было настоящим наслаждением ошарашивать окружающих чем-нибудь неожиданным и необычайным. Есенин любил строить планы замаскированно-шутливые, а иногда просто неисполнимые, чтобы поразить кого-либо необычайным замыслом. Сам Есенин так говорил об этих чудачествах и проделках:

— Без этих чудачеств я прожить на земле не могу.

Самые важные дела Есенин иногда собирался выполнять ночью. Ночами звонил по телефону, поднимая людей с постели и беседуя о делах, не обращая внимания на часы.

В Париже, куда Есенин приехал с Айседорой Дункан, он попросил ее купить ему корову. Он рассказывал об этом эпизоде так:

— Как только мы приехали в Париж, я стал просить Изадору купить мне корову. Я решил верхом на корове прокатиться по улицам Парижа. Вот был бы смех! Вот было бы публики! Но пока я собирался это сделать какой-то негр опередил меня. Всех удивил: прокатился на корове по улицам Парижа, вот неудача для меня! Плакать можно!

Необычайные, фантастические идеи, способные любого порадовать и озадачить, неотступно и регулярно овладевали сознанием Есенина, становясь на какое-то время основным содержанием его жизни. В то же время они являлись дополнительной “подпиткой” для его жизненных сил.

Основное в натуре Сергея Есенина — редкостный поэтический дар; но был и страх одиночества, и стремление постоянно, везде и всюду, “удивлять неожиданностями” окружающих: в стихах, в поступках, в стиле жизни, в склонности к розыгрышам.

Есенин — в своем творчестве — был чрезвычайно непосредственным поэтом. Несмотря на прожитые годы он неизменно продолжал оставаться по-детски впечатлительным и непредсказуемым, ребячливо озорным. В этой связи Галина Бениславская, любившая Есенина, писала, что “дьявольская хитрость” уживалась в нем с редкой, чуть ли не детской наивностью:

— Он, при всей его дьявольской хитрости, в сто раз наивнее меня. Поэтому во мне никогда не было почтительного преклонения перед ним, как перед человеком.

Другая женщина, бывшая многие годы соседкой Есенина по коммунальной квартире, писала о нем:

— Он искал пристанища, искал уюта, тепла. Но ничего этого у него не было. Он был беспомощен, как двухлетний ребенок; не мог создать нужной для себя обстановки, устроить просто, по-человечески, свою жизнь… Есенин людям не верил, был, что называется, “себе на уме” и людей видел насквозь.

— Для Есенина была характерна переменчивость настроений, их перепады: сейчас смех, потом глубокая задумчивость, затем грусть, тоска, скука, — то есть целый калейдоскоп настроений. Он быстро, почти стремительно, переходил от взрывов веселья к самой черной меланхолии. Такими же резкими были переходы в его поведении: от кротости и мягкости к жестокости, почти садизму.

Современники поэта замечали, что было два Есенина: один — печальный, надломленный и одинокий; другой — обращенный к людям, времени, жизни. Улыбающийся, смеющийся, брызжущий весельем и радостью поэт — таким его запомнили многие. Но самом деле у Есенина ни подлинной радости, ни настоящего веселья не было: было лишь стремление скрыть его малопонятную окружающим грусть и отчаяние, что этой грусти так много; было желание спрятаться за показным весельем, не обнаружить перед другими себя настоящего, неуверенного в себе, вечно сомневающегося, постоянно ищущего ответы на какие-то свои вопросы.

В тоске и отчаянии Есенин надевал на себя “маску” веселья. О ней он писал Маше Бальзамовой в июле 1912 года: “…Я стараюсь всячески забыться, надеваю на себя маску веселия, но ели-ели заметно. Хотя никто, я думаю, не догадывается о моей тоске…”.

В дни, свободные от своего болезненного пристрастия к алкоголю, Есенин занят работой. Он как-то сказал: “Пьяным я стихов не пишу”.

При появлении у него неожиданной мысли он мог сразу, в самый разгар шумного веселья стихнуть и уйти в себя.

Мастерить “маску веселья” и преодолевать прирожденную робость перед публичными выступлениями, особенно когда необходимо было преодолеть приступ депрессии, а выступать решительно не хотелось, Есенину помогала бутылка. В последние годы жизни он напивался перед каждым публичным выступлением. Отсюда и его следующие стихи:

    Мутно гляжу я на окна.
    В сердце тоска и зной.
    ………………………………..
    Я уж готов. Я робкий.
    Глянь на бутылок рать!
    Я собираю пробки.
    Душу мою затыкать.

Два человека вели в Есенине тяжкую, глухую и постоянную тяжбу: юноша с кроткими глазами, более синими, чем ясное осеннее небо, внимательный и сосредоточенный, простой и искренний, чуткий и даже застенчивый, скромный и понимающий, влюбленный в жизнь, — и городской гуляка, забияка, скандалист и озорник, безрассудный мот и больной человек менявший позы, нарочито подчеркивающий и заострявший свои противоречия, обнажавший их на показ, игравший им, как он говорил, для: “для авантюристических целей в сюжете”. Из-за этой двойственности в борьбе двух душ и сгорел Есенин как человек и поэт.

Поэт Юрий Лебединский, который хорошо знал Есенина, писал:

— Он двойствен, расколот, дисгармоничен, подвержен глубоко различным настроениям, часто совсем противоположным. Прочного, твердого ядра у него нет. Хулиганство у поэта сопрягается со смиренностью, с беззлобностью, тоска по родному краю — с тягой к городу, религиозность — с тем, что называют святотатством, тонкий, чарующий, интимный лиризм — с подчеркнутой грубостью образов, животность — с мистикой.

У Сергея Есенина была феноменальная память и богатое воображение, благодаря чему мир его фантазии не знал границ. Он много фантазировал в своих автобиографиях, рассматривая их как один из жанров художественного творчества, куда доступ вымыслу естественен и закономерен. Постоянно фантазируя в повседневной жизни, поэт в то же время насыщал стихотворения легко узнаваемыми реалиями из своей жизни.

Правдивость — одна из характерных черт творчества Есенина. Существует непосредственная связь между сюжетом в его стихотворениях и реальными событиями из жизни поэта. У него нет “выдуманных стихов”. Каждая строчка его поэзии говорит о чем-то конкретном, имевшем место в его жизни. Все — вплоть до имен, которые он называет, вплоть до предметов, которые его окружали или которыми он пользовался. Эта была та стихия, где он всего себя обнажал.

Есенину были свойственны мнительность, недоверчивость, подозрительность. О его необыкновенной мнительности говорит то, что ему постоянно казалось, — его никто по-настоящему не любит и не ценит, что он одинок, что с возрастом он стал некрасив, что у него посерели волосы и обрюзгло лицо, и что женщины приближаются к нему только с целью наживы, и чтобы в дальней у них был повод похвастаться знакомством с ним перед друзьями или знакомыми.

Поэт был по своему хитер и умел хорошо притворяться, знал людей, и если кого-нибудь узнавал с отрицательной стороны, или узнавал какую-нибудь одну черту, которая была ему ненавистна или неприятна, — и, если не прерывал с ними всякого контакта, был с ними последовательно груб и настойчиво резок.

У поэта была, на протяжении всей его жизни, маниакальная страсть к ряженью, которая, возможно, происходила от одной из его страстей — “удивлять неожиданностями”. Нельзя, однако, рассматривать страсть к ряженью только как форму поведения Есенина, — это была и “защитная маска” его личности, которая предохраняла ее от возможного проникновения проницательного наблюдателя, который во всеуслышание мог расставить точки над “i”, открыв посторонним ранимость души поэта.

В цилиндре и накидке поэт стремился походить на Пушкина. У себя на родине, в селе Костантиново, на одно их свадеб, он вырядился девушкой.

Чтобы обратить на себя внимание он ходил по Константинову, по московским улицам, в Ленинграде с петухом на голове. Всякий маскарад был его страстью. К красивой одежде Есенин всю жизнь питал слабость и нередко покупал вещи, ему совсем ненужные.

Подлинной бедой Есенина была его исключительная впечатлительность. Он слишком легко подчинялся чужому влиянию и охотно слушал всякие советы, особенно если они льстили его неутолимому самолюбию.

Общительному характеру поэта очень льстило затискивающее поклонение и скороспелое приятельство льнувшей к нему окололитературной богемы.

Человек добрый и бесхарактерный он быстро поддавался всякому, кто поддерживал в нем пустое славословие и тяготение к саморекламе.

В то же время Есенин не позволял себе небрежности в работе над словом, ценил способность к упорному труду и сам работал очень много. Внешние тревоги и беспокойства рассеянной жизни далеко не определяли его сущность. Поэт умел не только задумываться, но и глубоко думать, всесторонне “исследуя” в сознании тот предмет, или ту тему, на которую он сочинял стихи. Ему были свойственны тщетные поиски внутреннего равновесия, стремления найти ускользающую точку опоры, минуты упадка и болезненные взгляды на вечное неустройство внешней жизни и в то же время подлинное беспокойство духа и неутолимая жажда настоящей правды.

С. Есенин высоко ценил себя как поэта и считал “хозяином русской поэзии”. Свое вступление к сборнику “Стихи скандалиста” 20 марта 1923 года в Берлине поэт начал так: “Я чувствую себя хозяином в русской поэзии”.

В стихотворении “Разбуди меня завтра рано…” поэт утверждал:

    Расступаются в небе тучи,
    Петухи льют с крыльев рассвет…
    Давно уже знаю, что я самый лучший,
    Самый первый в России поэт!

В начале своего поэтического пути (1916 год) Есенин возразил одному из своих оппонентов:

— Что мне Пушкин! Разве я не прочел Пушкина? Я буду больше Пушкина.

Позже (1920 год), когда ему противоречили, он возмущенно отвечал:

— Ты кто такое? Г…но, а я… я Есенин! Меня знает вся Россия!

Есенин не переносил малейшей критики в свой адрес. Как-то в союзе писателей Есенину предложили обсудить его поэму “Анна Снегина”. Поэт от обсуждения наотрез отказался:

— Вам меня учить нечему, вы сами все учитесь у меня.

Накануне выезда за границу с А. Дункан (1923 год) у Есенина сложилась стойкая алкогольная зависимость.

Писатель Борис Полевой вспоминал: “…Трудно даже установить какое количество литературных сутенеров жило и пьянствовало за счет имени и кармана Есенина, таская несчастного, обезволенного поэта по всем кабакам, волоча в грязи его имя и казня его самыми гнусными моральными пытками”.

У пьяного Есенина была привычка говорить и слушать только о себе. Из воспоминаний Софьи Виноградской, относящихся к 1923—1925 годам: “…Как жил Есенин? Внешне — жил странно, не по-обычному. Шумно, неспокойно. Вокруг него постоянно галдела ватага людей, среди которой он был самым шумным, самым галдящим. Те квартиры, где живал Есенин знали все, кроме покоя. И не то, чтобы он шумом своим заполнял всю квартиру, — он квартиру и ее обитателей приводил в движение, заставлял их вести общую с ним жизнь. Там, где он бывал, все жило им.

…Беседовать с Есениным можно было без конца. Он был неиссякаем, оживлен, интересен в своих разговорах, словах, политических спорах, полных подчас детской наивности, удивительного, полного непонимания самых элементарных в политике вещей.

…Дома он рядился в цилиндр, монокль и лакированные ботинки, разгуливая в них день-деньской по квартире.

— Сергей Александрович! Зачем вы все это надели?

— А так! Мне хорошо в этом, мне легче в этом, да, да! Мне лучше в этом, — отвечал он…

Нежный, мягкий и галантный! Особенно с женщинами. В личных разговорах и по телефону он с необычайной задушевностью, лаской говорил: “Милая, здравствуйте, целую ваши ручки. Это — я, Есенин. Да, я приехал! Как вы поживаете, мой хороший друг? Я к вам приду и стихи прочитаю”.

Одиночества Сергей Есенин не выносил.

Чутко воспринимал отношение к нему людей, оказанные ему услуги не забывал. Присутствие друзей, их внимание умиротворяли его, смягчали холод его жизни.

Лексикон Есенина при встречах, знакомствах, столкновениях:

— Я — Есенин!

— Кто? Я? Есенин? Кому? Мне — Есенину? Скажите им, что я — Есенин — плюю на них. Угощаю сегодня я, Сергей Есенин; плачу я — Сергей Есенин. Мне — Есенину — с вами не пристало разговаривать. Я — Есенин, а вы кто? Вы — ничто, нни-че-го!

Направляясь из своей комнаты в коммунальной квартире вдоль темного коридора к телефону, он крался, как кошка, и к телефону подходил как-то боком. Чего он боялся, нельзя было узнать, так же, как трудно было угадать его мысли, как невозможно было переубедить его в чем-нибудь, как непонятна была его дружба или привязанность к тому или иному человеку.

Он искал пристанища, искал уюта, тепла. Но ничего этого у него не было он был беспомощен, как двухлетний ребенок; не мог создать нужной для себя обстановки.

Расшумевшись ночью в квартире или растревожив всех ночными звонками, он утром долго мило извинялся перед соседями.

Он любил побывать с семьей, подурачится, повеселится, пошалить.

Оставшись один в комнате, он принимался за “уборку”: вытаскивал откуда-то школьные рисунки и развешивал их по стенам, а на карниз оконной занавески усаживал кошку, которая там нещадно мяукала…

Есенин скандалил.

Обычно скандал начинался, когда у Есенина появлялся “враг”. Не было у него врага, — тогда он его выдумывал или находил. Нетрезвый, он всегда рассказывал о ком-то, обидевшем его когда-то, и о “расправе”, которую он тому готовит; или выбирал врага из присутствующих.

Ни один поэт в России, за исключением Пушкина, не был окружен при жизни такой любовью и вниманием, как Есенин. Его имя, его стихи, его излучавшее свет лицо влекли к нему сердца неудержимо. При Есенине люди забывали свои житейские дела, выходили из обыденного круга интересов и забот. Ощущение праздника, большого светлого праздника, охватывало душу всякого, кто приближался к поэту. В глазах поэта, в его мягкой ласкающей улыбке, в певучем его голосе было обаяние непреодолимое.

0

2

РУССКИЕ ПОЭТЫ: Сергею Есенину посвящается

=Spoiler написал(а):

0

3

ПЕСНИ НА СТИХИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

ЕСЕНИН С. Отговорила роща золотая.mpg

=Spoiler написал(а):

0

4

Есенин, Клен ты мой опавший

=Spoiler написал(а):

0

5

Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955). Сестры — Екатерина (1905—1977), Александра (1911—1981).

http://sf.uploads.ru/t/Qbrex.jpg
Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. А. ЕСЕНИНА

1895, 21 сентября (4 октября н. ст.). В селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рыбновский район Рязанской области), в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны (урожд. Титовой) Есениных родился сын Сергей. (Его сестра Екатерина родилась в 1905 г., сестра Александра — в 1911 г.) 1909 За отличную успеваемость по окончании Константиновского сельского училища награжден похвальным листом.

1909—1912. Учеба в церковно-учительской второклассной школе в селе Спас-Кле-пики Рязанского уезда. В свидетельстве о ее окончании сказано, что Есенину присвоено « звание учителя школы грамоты».

1912, июль. Переезд в Москву по вызову отца, который работал в мясной лавке Н. Крылова. Отец устроил сына на работу в конторе лавки с тем, чтобы тот смог позже поступить в учительский институт. Однако в конторе Есенин проработал всего одну неделю.

1912, сентябрь—февраль. Работал продавцом в книжной лавке.

1913, март. Поступил в типографию товарищества И. Д. Сытина. Сперва работал экспедитором, потом в корректорской подчитчиком.

2 сентября. Начал слушать лекции на вечернем историко-филологическом факультете Московского городского народного университета А. Л. Шанявского, где, по собственным словам, проучился полтора года.

Осень. Впервые читал свои стихи профессиональному литератору И. Белоусову, который нашел, что у Есенина «талант истинный».

Конец года. По воспоминанию приятеля Есенина Н. Сардановского, поэт читал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...» профессору университета Шанявского известному литературоведу П. Н. Сакулину и удостоился лестного для себя отзыва. Вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, корректором типографии Сытина.

1914, январь. В детском журнале «Мирок» № 1 под псевдонимом Аристон опубликовано стихотворение Есенина «Береза». Это первое печатное выступление поэта.

Середина мая. Уволился из типографии Сытина.

19 июля. Начало войны с Германией.

Август — декабрь. Откликается на военные действия стихами «Молитва матери», «Сиротка », « Богатырский посвист », «По селу тропинкой кривенькой...» и другими, поэмами «Галки» (запрещена военной цензурой, ее текст не разыскан) и «Марфа Посадница».

Сентябрь. Поступил корректором в типографию торгового дома «Д. Чернышев и Н. Кобельков».

Декабрь. Уволился из типографии и с этих пор полностью отдается творческой деятельности.

21 декабря. (1915, 3 января н. ст.) Родился сын Юрий. (В 1937 г. арестован и расстрелян чекистами. В 1956-м реабилитирован.)

8 марта. Выехал из Москвы в Петроград.

9 марта. Читал стихи Блоку, от которого получил рекомендательные письма к издательскому работнику, литератору М. Мурашеву и к поэту С. Городецкому.

11 марта. Чтение стихов С. Городецкому, который вводит Есенина в литературный круг Петербурга.

22 апреля. В журнале «Голос жизни» с предисловием Зинаиды Гиппиус напечатаны четыре стихотворения Есенина, которые сам поэт вместе со стихотворением «Зашумели над затоном тростники...», опубликованным с посвящением С. Городецкому в «Новом журнале для всех» (№ 4), в одном из автобиографических набросков назвал первой своей публикацией.

Конец апреля. В связи с царским указом о призыве на военную службу выехал в Рязань (к месту призыва).

20 мая. Из-за болезни глаз получил отсрочку от воинской службы и выехал в Константинове.

Май — сентябрь. Жил в Константинове, писал стихи и повесть «Яр».

Конец сентября. Приехал в Москву.

Начало октября. Прибыл в Петроград, впервые встретился с Н. Клюевым.

Середина октября. Вошел в группу крестьянских поэтов «Краса», которая прекратила свою деятельность в первой половине ноября 1915 г. Впрочем, Есенин принял участие и в организационном заседании общества «Страда», которое состоялось на квартире у С. Городецкого. В декабре «Страда» организовала вечер поэзии Есенина и Клюева.

16 октября. Передал. М. В. Аверьянову право издания книги стихов «Радуница».

1916, 4 января. При материальной поддержке полковника Д. Н. Ломана Есенин и Клюев прибыли в Москву для творческих выступлений (в том числе и перед придворными кругами).

16 января. Начальник Царскосельского полевого военно-санитарного поезда N 143 полковник Д. Н. Ломан ходатайствует перед мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба о зачислении Есенина в состав санитарной команды поезда.

30 января. Цензурное разрешение на выпуск первой книги поэта «Радуница».

5 апреля. Призван на воинскую службу и зачислен к Д. Н. Ломану в военно-санитарный поезд.

20 апреля. Прибыл для прохождения военной службы в поезд.

27 апреля — 13 июня. Совершил две поездки с поездом к линии фронта.

22 июля. Читал стихи на концерте для раненых в лазарете в присутствии императрицы и ее дочерей. По ходатайству Д. Н. Ломана за участие в концерте императрица пожаловала Есенину золотые часы, которые поэт, однако, не получил.

Август. В связи с несвоевременным возвращением из увольнения получил дисциплинарное взыскание (арест) на 20 суток.

1917, 27 февраля. Свержение самодержавия в России.

17 марта. Откомандирован из санитарного поезда в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе.

Март. Знакомство с Зинаидой Николаевной Райх.

30 июля. Венчание с 3. Н. Райх в Кирико-Иулиттовской церкви в предместье Вологды.

25 октября. Большевистский переворот; свержение Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским.

1918, январь. Написана поэма «Инония».

25 февраля. Вышла книга «Красный звон» — коллективный сборник произведений С. Есенина, Н. Клюева, П. Орешина и А. Ширяевца. Есенин поместил в нем под названием «Стихослов » цикл из пяти поэм (« Марфа Посадница», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»).

Конец февраля — начало марта. В издательстве «Сегодня» отдельной книжкой выходит стихотворение Есенина «Исус-Младенец».

Конец апреля. Выехал из Петрограда на постоянное местожительство в Москву.

Вторая половина мая. В эсеровском издательстве «Революционный социализм» вышел сборник стихов «Голубень».

11 июня. Родилась дочь Есенина Татьяна. (Умерла в 1992 г.)

Вторая половина сентября. Организует издательство "Московская Трудовая Артель Художников Слова" (МТАХС), в котором становится заведующим (члены правления — А. Белый, С. Клычков, П. Орешин, Л. Новицкий). Это издательство выпустило до конца года книги Есенина «Преображение», «Сельский часослов», а также второе, переработанное издание «Радуницы».

3 ноября. На открытии памятника А. Кольцову в Москве читал стихотворение «О Русь, взмахни крылами...».

1919, 30 января. Совместно с поэтами А. Мариенгофом, Р. Ивневым, В. Шершеневи-чем и с художниками Б. Эрдманом и Г. Якуловым опубликовал в Воронеже «Декларацию» имажинистов (10 февраля она была перепечатана в Москве).

До 10 февраля. Выступил одним из организаторов кооперативного издательства «Имажинисты».

Февраль. Написана поэма «Пантократор».

Сентябрь. Написана поэма «Кобыльи корабли».

Декабрь. Отдельным Изданием вышла статья Есенина «Ключи Марии».

1920, январь. Второе издание сборника «Голубень» и первый выпуск коллективного сборника «Конница бурь» с поэмой «Небесный барабанщик» вышли в издательстве МТАХС.

Февраль. Издательство «Имажинисты» выпустило сборник С. Есенина, А. Мариенгофа и В. Шершеневича «Плавильня слов».

3 февраля. Родился сын Есенина Константин, будущий спортивный журналист. (Умер в 1986 г.)

Середина апреля. В Харькове, где в это время находился Есенин, который вместе с В. Хлебниковым и А. Мариенгофом выступил в городском театре с чтением стихов, вышел коллективный сборник «Харчевня зорь» с поэмой «Кобыльи корабли».

Май. Вышел второй сборник имажинистов «Конница бурь» с поэмой Есенина «Пантократор» и со стихами «Теперь любовь моя не та...» (посвящены Н. Клюеву), «Хорошо под осеннюю свежесть...», «Я покинул родимый дом...».

14 июня. В кафе имажинистов «Стойло Пегаса» (Тверская, 37) читал стихи на «Вечере лирики имажинистов».

15 июня. Индивидуальный поэтический вечер Есенина в «Стойле Пегаса». Июнь Вышел сборник «Трерядница» (издательство «Злак»)

Начало июля — середина сентября. Вместе с А. Мариенгофом ездил по югу России и по Кавказу. Побывал в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Кисловодске, Пятигорске, Баку, Тифлисе.

Август. В поезде на пути из Кисловодска в Баку написана поэма «Сорокоуст».

Октябрь — ноябрь. В Берлине в издательстве «Скифы» выпущены книга Есенина «Триптих» (поэмы «Пришествие», «Октоих», «Преображение») и коллективный сборник «Россия и Ино-ния» с поэмами Есенина «Инония» и «Товарищ».

Ноябрь. Написана «Исповедь хулигана». Вышло второе издание сборника «Преображение».

Декабрь. Начата работа над драматической поэмой «Пугачев». Издательство «Имажинисты» выпустило третье издание книги «Радуница», а также коллективный сборник «Имажинисты» с поэмой Есенина «Сорокоуст».

1921, до 5 января. Вышел сборник «Исповедь хулиана».

Январь. Издательство «Имажинисты» выпустило коллективный сборник «Золотой кипяток» с поэмой «Исповедь хулигана».

Февраль. Это же издательство выпустило второе издание сборника «Трерядница» и коллективный сборник С. Есенина и А. Кусикова «Звездный бык» с «Песнью о хлебе».

14 апреля. В «Известиях» письмо наркома просвещения А. В. Луначарского с критикой сборника «Золотой кипяток» и других книг, выпущенных в 1921 г. издательством «Имажинисты».

16 апреля. Есенин уезжает в Туркестан.

Май. Приезд в Ташкент. Впервые после шестилетнего заочного знакомства (по переписке) встретился с поэтом А. Ширяевцем.

Конец мая. Чтение «Пугачева» на ташкентской квартире литератора и издательского работника В. И. Вольпина.

До 10 июня. Возвращение в Москву.

1 июля, 6 августа. Публичные чтения «Пугачева», которого продолжает отделывать и заканчивает в августе.

3 октября. В студии художника Г. Якулова знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан.

5 октября. Орловским судом расторгнут брак Есенина с 3. Н. Райх.

Ноябрь. Сближается с А. Дункан.

Декабрь. Отдельным изданием в издательстве «Имажинисты» выходит драматическая поэма. «Пугачев».

1922, февраль. Вместе с А. Дункан был несколько дней в Петрограде. На деньги друга Есенина А. Сахарова в издательстве «Эльзевир» вышло второе издание «Пугачева».

17 марта. Официальное обращение к наркому просвещения Луначарскому с просьбой ходатайствовать перед Наркоматом иностранных дел о разрешении Есенину поездки в Берлин.

3 апреля. Получено разрешение на поездку в Берлин сроком на три месяца.

2 мая. Официально зарегистрирован брак Есенина с Айседорой Дункан.

10 мая. Вылетел в Кенигсберг, откуда поездом выехал в Берлин.

11 мая. Прибыл в Берлин. В этот же день побывал в редакции газеты «Накануне».

Лето. Был в Дюссельдорфе, откуда выехал в Бельгию, потом — в Париж, потом — в Италию, потом — снова в Париж, где жил с А. Дункан около месяца.

Июль — август. Берлинское «Русское универсальное издательство» выпустило отдельной книгой «Пугачева». Август В четвертом номере франко-бельгийского журнала «Le Bisque vert» напечатаны статья поэта Ф. Эллен-са «Великий русский современный поэт: Сергей Есенин» и поэма «Кобыльи корабли» (перевели на французский Ф. Элленс и М. Милослав-ская).

Конец сентября — начало октября. В Москве в Госиздате вышло «Избранное» Есенина, за границей — есенинская книга «Confession d"un Voyou» («Исповедь хулигана» в переводе на французский Ф. Элленса и М. Милославской; вступительная статья Ф. Элленса).

1 октября. На пароходе «Paris» вместе с А. Дункан прибыл в США (в то время они назывались Северо-Аме-риканскими Соединенными Штатами — САСШ). Однако представители иммиграционного ведомства запретили Есенину и Дункан сойти на берег, сославшись на имеющиеся у властей сведения, что супруги прибыли в Штаты, чтобы вести коммунистическую пропаганду. Есенин и Дункан с негодованием отвергли это обвинение.

2 октября. Президент Соединенных Штатов распорядился впустить Есенина и Дункан в страну.

Октябрь — ноябрь. Ездил с Дункан по американским городам, где она выступала. Побывал в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Луисвилле, Канзас-Сити, Мемфисе, Детройте, Балтиморе,. Филадельфии, Кливленде, Индианополе, Ми-луоки и др.

Ноябрь. Берлинское издательство 3. И. Грже-бина выпустило первый том (он оказался единственным) есенинского «Собрания стихов и поэм».

В течение года. Начал работать над поэмами «Черный человек» и «Страна негодяев».

1923, 4 февраля. Отбыл вместе с А. Дункан на пароходе во Францию.

11 февраля. Приезд в Париж.

15—16 февраля. Переезд в Берлин.

Конец марта. Передал издателю (инженеру И. Т. Благову) сборник «Стихи скандалиста».

10 апреля. Вернулся в Париж.

13 мая. Вечер поэзии Есенина в парижском театре Р. Дункана, брата А. Дункан. Между поэтом и танцовщицей возникают конфликты, в конечном счете приведшие их к отчуждению друг от друга.

До 10 июня. В Берлине издан сборник «Стихи скандалиста». Главлит запретил его к ввозу в Советскую Россию.

Весна—лето. Готовил для издания в Париже сборник «Москва кабацкая». В Париже издание не состоялось.

3 августа. Вернулся в Москву.

Август. Познакомился с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской, которой посвятил цикл стихотворений «Любовь хулигана».

Сентябрь. Расстался с А. Дункан и вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской.

17 декабря. Помещен для лечения в профилакторий имени Шумской (для нервнобольных).

1924, февраль — март. Продолжал лечение в Шереметьевской (ныне Институт имени Склифософского) и Кремлевской больницах. Вел переговоры об издании «Москвы кабацкой».

7 апреля. Порывает с имажинистами. Пишет письмо об отказе сотрудничать в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

12 мая. У поэтессы и переводчицы Надежды Давидовны Вольпин от Есенина родился сын Александр, которого Есенин не видел и не признал. (Впоследствии Александр Сергеевич Есенин-Вольпин сам стал поэтом, игравшим заметную роль в диссидентском движении в России 1960—1970-х гг. В настоящее время проживает в Соединенных Штатах Америки.)

17 мая. Похороны поэта Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве. Есенин участвовал в гражданской панихиде и в поминальном вечере. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» поначалу было опубликовано в журнале «Красная новь» (1924. № 4) под заглавием «Памяти Ширяевца».

Июнь—июль. Жил в Ленинграде. Написал стихотворения «Сукин сын», «Русь советская» и поэму «Песнь о великом походе».

Июль. В Ленинграде вышла «Москва кабацкая».

1 августа. Возвращение в Москву.

2—6 августа. Написана «Поэма о 36».

31 августа. «Правда»: «Письмо в редакцию. Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа «имажинисты» в доселе известном составе объявляется нами распущенной. Сергей Есенин. Иван Грузинов».

3 сентября. Выехал на Кавказ, где находился до конца февраля 1925 г. Жил в Тифлисе, Баку, Батуми. Написал там много известнейших стихотворений и поэм. Таких, к примеру, как «Баллада о двадцати шести», «Стансы», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ». Начал работу над циклом «Персидские мотивы» и над поэмой «Анна Онегина».

До 25 декабря. В издательстве «Бакинский рабочий» вышла книга «Русь советская».

1925, до 20 января. В.Тифлисе вышла книга «Страна советская», куда вошли почти все стихи Есенина, написанные на Кавказе.

1 марта. Возвратился в Москву.

После 1 марта. Закончил «Анну Снегину».

Март. Знакомство с внучкой Л. Толстого Софьей Андреевной.

Конец марта. Переезд в Баку.

Март — апрель. Отдельным изданием вышла поэма «Песнь о великом походе».

Первая половина мая. Лежал в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз: туберкулез).

25 мая. Выехал из Баку в Москву.

Май. С посвящением Петру Ивановичу Чагину в издательстве «Современная Россия» вышла книга «Персидские мотивы».

Начало июня. Вышла книга «Березовый ситец».

До 14 июня. «Библиотека «Огонек» издала «Избранные стихи» Сергея Есенина.

30 июня. Подписал с Госиздатом договор на издание «Собрания стихотворений» в трех томах (10 000 строк по высшей ставке — 1 рубль за строку).

Июль. Приезжал в Константинове. Написал стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...», « Каждый труд благослови, удача...», «Видно, так заведено навеки...».

25 июля. Вместе с С. А. Толстой выехал в Баку. Поселился на даче П. И. Ча-гина в Мардакянах.

Август. Написано несколько стихотворений цикла «Персидские мотивы», а также «Жизнь — обман с чарующей тоскою...», «Гори, звезда моя, не падай...».

7 сентября. Возвращение в Москву.

13 сентября. Написаны стихотворения «Я красивых таких не видел...», «Ах, какмно-го на свете кошек...», «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «В этом мире я только прохожий...», посвященные младшей сестре Есенина Шуре.

18 сентября. Официально зарегистрирован в Хамовническом загсе брак с С. А. Толстой.

Сентябрь — октябрь. Работал над подготовкой к набору рукописи «Собрания стихотворений» для Госиздата.

12—14 ноября. Записал и сдал в печать поэму «Черный человек».

26 ноября. Лег в клинику 1-го Московского государственного университета. «Видишь ли, нужно лечить нервы...»— из письма Есенина П. И. Чагину. В больнице написаны «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...».

21 декабря. Покинул клинику. Перед этим из больницы дал телеграмму своему приятелю Вольфу Иосифовичу Эрлиху с просьбой найти ему две-три комнаты в Ленинграде для постоянной жизни в этом городе. Просил С. А. Толстую перевести на себя московскую комнату: «Ведь я уезжаю и потому нецелесообразно платить лишние деньги...» По выходе из клиники написал заявление в Госиздат с просьбой аннулировать все его прежние доверенности и гонорар выдавать только ему. Снял со сберкнижки все деньги, чтобы увезти их в Ленинград.

23 декабря. Просил Госиздат выслать гранки его собрания сочинений в Ленинград, куда выехал из Москвы вечерним поездом.

24—27 декабря. В Ленинграде остановился в гостинице «Англетер». Встречался со многими тамошними литераторами.

27 декабря. Вырвал из блокнота листок с записанным на нем стихотворением и отдал его В. Эрлиху. Просил, чтобы тот прочел его не при нем. Эрлих прочитал стихотворение 28 декабря. Это было — «До свиданья, друг мой, до свиданья...».

28 декабря. Повесился в гостиничном номере.

30 декабря. Тело Есенина привезено в Москву. Гроб установлен в Доме печати. На фасаде дома прикрепили полотнище с надписью: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь». Прощание с поэтом не прекращалось и ночью.

31 декабря. Прежде чем похоронить Есенина на Ваганьковском кладбище, его гроб на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре...

0

6

Сергей Есенин
* * *

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

0

7

1921 год. Сергей Есенин читает свои стихи "Я покинул родимый дом". Запись голоса.

=Spoiler написал(а):

0

8

Концерт "Есенину -110 лет"

=Spoiler написал(а):

0

9

Тайна смерти Есенина

0

10

Сергей Есенин
* * *

Тучи с ожерёба...

Тучи с ожерёба
Ржут, как сто кобыл,
Плещет надо мною
Пламя красных крыл.
Небо словно вымя,
Звезды как сосцы.
Пухнет Божье имя
В животе овцы.
Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхнет Назарет.
Новое восславят
Рождество поля,
И, как пес, пролает
За горой заря.
Только знаю: будет
Страшный вопль и крик,
Отрекутся люди
Славить новый лик.
Скрежетом булата
Вздыбят пасть земли…
И со щек заката
Спрыгнут скулы-дни.
Побегут, как лани,
В степь иных сторон,
Где вздымает длани
Новый Симеон.

1917

0

11

Сергей Есенин
* * *

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья...
Глупое сердце, не бейся.

Месяца желтые чары
Льют по каштанам в пролесь.
Лале склонясь на шальвары,
Я под чадрою укроюсь.
Глупое сердце, не бейся.

Все мы порою, как дети.
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.

Многие видел я страны.
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.

Жизнь не совсем обманула.
Новой напьемся силой.
Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой.
Жизнь не совсем обманула.

Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.

1925

0

12

Сергей Есенин
* * *

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

28 ноября 1925

О стихотворении Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

0

13

120 лет со дня рождения С.А. Есенина

http://my-shop.ru/_files/MyCMS/1430206061-k7KpDzJ4j5.jpg

Сергей Есенин — 120 лет

3 октября 1895 года родился русский поэт Сергей Александрович Есенин, тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси и знаток народной души. Сочинять Есенин стал очень рано, лет с 9, но до 14, когда были написаны им «Маковые побаски» и «Микола», слагал только духовные стихи. Печататься начал в 1914 в московских детских журналах, дебютировав стихотворением «Береза». Первые сборники стихов Есенина «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов» (1916) восторженно приветствовались критикой, отметившей юную непосредственность и природный вкус автора. В период с 1923 по 1925 гг. создавались его лучшие стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина». Главное место в его стихах всегда принадлежало теме родины. Одним из последних
его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть.

Год литературы | Октябрь

0

14

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg

Сергей Есенин
«1 мая»

Есть музыка, стихи и танцы,
Есть ложь и лесть...
Пускай меня бранят за стансы —
В них правда есть.

Я видел праздник, праздник мая —
И поражен.
Готов был сгибнуть, обнимая
Всех дев и жен.

Куда пойдешь, кому расскажешь
На чье-то «хны»,
Что в солнечной купались пряже
Балаханы?

Ну как тут в сердце гимн не высечь,
Не впасть как в дрожь?
Гуляли, пели сорок тысяч
И пили тож.

Стихи! стихи! Не очень лефте!
Простей! Простей!
Мы пили за здоровье нефти
И за гостей.

И, первый мой бокал вздымая,
Одним кивком
Я выпил в этот праздник мая
За Совнарком.

Второй бокал, чтоб так, не очень
Вдрезину лечь,
Я выпил гордо за рабочих
Под чью-то речь.

И третий мой бокал я выпил,
Как некий хан,
За то, чтоб не сгибалась в хрипе
Судьба крестьян.

Пей, сердце! Только не в упор ты,
Чтоб жизнь губя...
Вот потому я пил четвертый
Лишь за тебя.

Дата написания: 1925 год

0

15

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg

Сергей Есенин
«Акростих Рюрику Ивневу»

Радость, как плотвица быстрая,
Юрко светит и в воде.
Руки могут церковь выстроить
И кукушке и звезде.
Кайся нивам и черемухам, -
У живущих нет грехов.
Из удачи зыбы промаха
Воют только на коров.
Не зови себя разбойником,
Если ж чист, так падай в грязь.
Верь - теленку из подойника
Улыбается карась.

Дата написания: 1919 год

0

16

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg

Сергей Есенин
«Алый мрак в небесной черни»

Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань.
Я пришел к твоей вечерне,
Полевая глухомань.

Нелегка моя кошница,
Но глаза синее дня.
Знаю, мать-земля черница,
Все мы тесная родня.

Разошлись мы в даль и шири
Под лазоревым крылом.
Но сзовет нас из псалтыри
Заревой заре псалом.

И придем мы по равнинам
К правде сошьего креста
Светом книги голубиной
Напоить свои уста.

Дата написания: 1915 год

0

17

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg
Сергей Есенин
«Ах, как много на свете кошек»

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

Дата написания: 1925 год

0

18

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg
Сергей Есенин
«Ах, метель такая, просто черт возьми!»

Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно, и в моей судьбе
Непутевым сердцем я прибит к тебе.

Дата написания: 1925 год

0

19

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg
Сергей Есенин
«Бабушкины сказки»

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.

Дата написания: 1917 год

0

20

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/12ese.jpg
Сергей Есенин
«Баллада о двадцати шести»

Пой песню, поэт,
Пой.
Ситец неба такой
Голубой.
Море тоже рокочет
Песнь.
Их было
26.
26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-ой
Версте.
Там за морем гуляет
Туман.
Видишь, встал из песка
Шаумян.
Над пустыней костлявый
Стук.
Вон еще 50
Рук
Вылезают, стирая
Плеснь.
26 их было,
26.
Кто с прострелом в груди,
Кто в боку,
Говорят:
"Нам пора в Баку -
Мы посмотрим,
Пока есть туман,
Как живет
Азербайджан".
. . . . . . . . .
. . . . . . . . .
Ночь, как дыню,
Катит луну.
Море в берег
Струит волну.
Вот в такую же ночь
И туман
Расстрелял их
Отряд англичан.

Коммунизм -
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.
А на Востоке
Здесь
Их было
26.

Все помнят, конечно,
Тот,
18-ый, несчастный
Год.
Тогда буржуа
Всех стран
Обстреливали
Азербайджан.

Тяжел был Коммуне
Удар.
Не вынес сей край
И пал,
Но жутче всем было
Весть
Услышать
Про 26.

В пески, что как плавленый
Воск,
Свезли их
За Красноводск.
И кто саблей,
Кто пулей в бок,
Всех сложили на желтый
Песок.

26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-ой
Версте.

Там за морем гуляет
Туман.
Видишь, встал из песка
Шаумян.
Над пустыней костлявый
Стук.
Вон еще 50
Рук
Вылезают, стирая
Плеснь.
26 их было,
26.
. . . . . . . . . . . .
Ночь как будто сегодня
Бледней.
Над Баку
26 теней.
Теней этих
26.
О них наша боль
И песнь.

То не ветер шумит,
Не туман.
Слышишь, как говорит
Шаумян:
"Джапаридзе,
Иль я ослеп,
Посмотри:
У рабочих хлеб.
Нефть - как черная
Кровь земли.
Паровозы кругом...
Корабли...
И во все корабли,
В поезда
Вбита красная наша
Звезда".

Джапаридзе в ответ:
"Да, есть.
Это очень приятная
Весть.
Значит, крепко рабочий
Класс
Держит в цепких руках
Кавказ.

Ночь, как дыню,
Катит луну.
Море в берег
Струит волну.
Вот в такую же ночь
И туман
Расстрелял нас
Отряд англичан".

Коммунизм -
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич
Был наш строгий отец
Ильич.
А на Востоке
Здесь
26 их было,
26.
. . . . . . . . . . .
Свет небес все синей
И синей.
Молкнет говор
Дорогих теней.
Кто в висок прострелен,
А кто в грудь.
К Ахч-Куйме
Их обратный путь...

Пой, поэт, песню,
Пой,
Ситец неба такой
Голубой...
Море тоже рокочет
Песнь.
26 их было,
26.

Дата написания: 1924 год

0

Похожие темы


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Есенин, Сергей Александрович. Человек и Поэт.