"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Композиторы, дирижёры и музыканты » Образцова, Елена Васильевна - великая оперная певица - меццо-сопрано


Образцова, Елена Васильевна - великая оперная певица - меццо-сопрано

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

http://orpheusmusic.ru/123/Obraztsova.jpg

Народная артистка СССР Елена Образцова - великая оперная певица - меццо-сопрано
Все ее оперные героини не строят иллюзий, храбро сражаясь с судьбой

Шикарная, парадная, роскошная, крепкая на словцо и крутая в оценках - она была именно Образцовой, образцовой примадонной старой закалки. Дорогие платья и духи составляли часть ее парадного образа, но никогда не застили от нее самой истинного положения дел - ее дел и дел оперных. Только что, минувшей осенью, она собрала на сцене Большого театра громадный гала в свою честь, куда сочли своим долгом примчаться все - все! - сегодняшние российские оперные звезды, которых в ином случае не заманить в Москву изрядными гонорарами; на гала Образцовой сработала магия ее имени, что остается безусловно авторитетным по сей день.

М.В. Пескова так представляет Образцову в своей статье: «Великая певица современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы („Сельская честь“), Кармен, Далилы, Марфы („Хованщина“).

0

2

Она не напрасно родилась меццо-сопрано: все ее оперные героини не строят иллюзий, храбро сражаясь с судьбой.

Прекрасный принц-избавитель - не ее история ни в жизни, ни на сцене. Все сама, своим трудом и способностями, поперек зависти и нормальных театральных интриг. Она и не притворялась ласковой кошечкой, и внешность голубоглазой блондинки никого не вводила в заблуждение - за Образцовой всегда чувствовалась сила, громадная силища, способная смести все на пути к цели. Детство и путь к карьере у нее были образцово советскими: в четыре года - эвакуация из блокадного Ленинграда, в девять - пение в хоре Ленинградского Дворца пионеров. Потом ее заметили в отчетном концерте провинциальной музыкальной школы и приняли в музыкальное училище, откуда она после прослушивания была принята в Ленинградскую консерваторию. В 1962 году дерзкая Ленка получила первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов и год спустя, оставаясь студенткой, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек из "Бориса Годунова".

Головокружение от успехов - это не про Образцову. Удача никогда не усыпляла ее здравый смысл. Консерваторию она все-таки окончила, чтобы стать солисткой Большого и рваться на сцену в любых ролях, хоть самых крохотных. В середине семидесятых судьба разулыбалась окончательно: на гастролях Большого театра в Америке Образцова покорила Метрополитен в партии Марины Мнишек (очень выгодной партии), и на том же континенте закрепила успех в репертуаре Верди и Сен-Санса. Потом был очень разборчивый Зальцбургский фестиваль, а в 1982 году случилась крупномасштабная сенсация: Франко Дзеффирелли пригласил темпераментную русскую меццо на роль Сантуцци в фильме "Сельская честь". Его размышления об Образцовой цитируют учебники: "В моей жизни были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо".

У нее пригоршни премий, орденов и званий, причем самых-самых престижных. Народной артисткой одной шестой части суши она стала в 37 лет. Привередливые по части оперной трактовки Кармен испанцы признали "бешеную русскую" лучшей исполнительницей этой роли в мире. А оперная гранд-дама еще с самого расцвета карьеры преподавала в Московской консерватории, устраивала оперные конкурсы, в том числе Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, ввязывалась в безумные драматические проекты.

Ровно семь лет назад Михайловский театр привез в Москву оперу "Сельская честь". Образцова тогда только-только приняла музыкальное руководство оперой, и, как мистическая графиня из "Пиковой дамы" (еще одна ее коронная роль), управляла в том числе и дирижером, юным пылким итальянцем Даниэле Рустиони. Образцова кокетничала, называя его "мой Керубино", но вообще-то перед премьерой у примадонны дрожали руки. По критической привычке я обратилась к коллеге "Смотри, ведь она уже из пантеона, а все еще нервничает", на что коллега резонно заметила: "Для дирекции театра - очередная продукция, а для нее - вся жизнь". Земля пухом и небесной сцены, Елена Васильевна.

0

3

Оперный словарь

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объемность звучания низких (грудных) нот.

Меццо-сопрано зачастую исполняют партии контральто, иногда также сопрановые партии.

В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от центральных и высоких сопрано. Для них характерен крупный, глубокий звук, очень насыщенный по окраске и несколько тяжеловесный. В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, при этом меццо-сопрано имеют явный «сопрановый» звук, довольно светлый, и обладают большой подвижностью голоса.

Разновидности

    драматическое меццо-сопрано
    лирическое меццо-сопрано[3]
    колоратурное меццо-сопрано[3]

Классические оперные партии меццо-сопрано

    Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
    Алиса («Лючия ди Ламмермур», Г. Доницетти)
    Амнерис («Аида», Дж. Верди)
    Графиня («Пиковая дама», П. И. Чайковский)
    Далила («Самсон и Далила», К. Сен-Санс)
    Золушка («Золушка», Дж. Россини)
    Изабелла («Итальянка в Алжире», Дж. Россини)
    Изолье («Граф Ори» Дж.Россини)
    Кармен («Кармен», Ж. Бизе)
    Керубино («Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт)
    Клитемнестра («Электра» Р. Штраус)
    Лаура («Каменный гость», А. С. Даргомыжский)
    Любаша («Царская невеста», Н. А. Римский-Корсаков)
    Марина Мнишек («Борис Годунов», М. П. Мусоргский)
    Марфа («Хованщина», М. П. Мусоргский)
    Марцелина («Свадьба Фигаро», В. А. Моцарт)
    Орфей («Орфей и Эвридика», К. В. Глюк)
    Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
    Секст («Милосердие Тита» В.А.Моцарт)
    Фенена («Набукко», Дж. Верди)
    Фрика («Кольцо Нибелунга», Р. Вагнер)
    Шарлотта («Вертер», Ж. Массне)
    Эболи («Дон Карлос», Дж. Верди)

0

4

Скончалась Елена Образцова
12.01.2015 в 15:03

Елена Образцова

Народная артистка СССР Елена Васильевна Образцова скончалась на 76-м году жизни в Германии.

«Великая певица современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы („Сельская честь“), Кармен, Далилы, Марфы („Хованщина“). После ее выступления в „Борисе Годунове“ на гастролях Большого театра в Париже знаменитый импресарио Сол Юрок, работавший еще с Ф.И. Шаляпиным, назвал ее певицей экстра-класса. Зарубежная критика относит ее к „великим голосам Большого“. В 1980 году певице присуждена премия итальянского города Буссето „Золотой Верди“ за выдающееся исполнение музыки великого композитора».
М. Пескова

«До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене „Ла Скала“. Ее первое выступление в „Метрополитен-опера“ по длительности овации было названо „самым грандиозным дебютом за всю историю театра“. Тогда же Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных признания профессиональных качеств. За три дня записи „Трубадура“ она пленила великого дирижера открытостью немыслимого темперамента, способностью извлечь из музыки максимум эмоционального воздействия, а также огромным количеством красивой одежды, полученной от американских друзей специально для встречи с маэстро. Она переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в Зальцбурге и записать пять опер».
М. Жирмунский

«Всякое обращение к личности Образцовой приводит к незаметному соскальзыванию на зыбкую дорожку мифотворчества. Ведь Образцова в любом своем проявлении обрушивается на наше восприятие двумя контрастными гранями — пульсирующей на поверхности, „жгучей“ энергетикой своего существа, человеческого и художественного, и подспудной, глубоко спрятанной „нуминозностью“, странным, захватывающим магизмом, который трудно ухватить в словесном образе».
А. Парин

0

5

О месте Образцовой в российской культуре
свидетельствует простой и верный факт: вот уже четыре десятилетия ее фамилия является нарицательной для любого россиянина, который когда-нибудь бывал в музыкальном театре, и первой приходит на ум при слове «опера». О месте в культуре мировой — тот факт, что в 1975 году она стала приглашенной солисткой Метрополитен-опера; это в советские годы, прямо скажем, удавалось немногим. Закончив творческую карьеру, певица активно занялась преподаванием оперного мастерства и снова заслужила признание — ее воспитанники сейчас поют в театрах по всему миру. Была членом жюри популярного шоу «Большая опера» на телеканале «Культура», поражая зрителей и участников уровнем точности своих оценок.

Образцова признавалась, что ее самые первые воспоминания были связаны с войной и блокадой Ленинграда: в трехлетнем возрасте она пережила первую, самую тяжелую блокадную зиму и лишь весной 1942 года ее с матерью эвакуировали в Вологодскую область.

После войны семья вернулась в Ленинград, и именно там она сделала первые шаги в пении — стала заниматься в Детском хоре городского Дворца пионеров.

Но по-настоящему заниматься она начала после переезда в Ростов-на-Дону — сначала в музыкальной школе, а затем и в Ростовском музыкальном училище.

Родители, вспоминала Образцова, были против того, чтобы она становилась певицей; они даже настояли, чтобы дочь готовилась к карьере инженера. Но будущая знаменитая певица успешно прошла отбор в Ленинградскую консерваторию — и семья сдалась (на выпускном экзамене певица получила отметку 5+, второй раз в ХХ веке).

А окончательно они поверили, что их дочь должна петь, когда ее приняли в труппу Большого театра — случилось это в 1964-м, а годом ранее Образцова уже выступила на знаменитой сцене, исполнив партию Марины Мнишек в опере «Борис Годунов».

«Когда я отучилась в консерватории три курса и получила две золотые медали на конкурсах, меня пригласили работать в Большой театр. Тогда отец уже не так скептически высказывался относительно моего желания стать певицей. Родители гордились мной и были счастливы, что мне удалось добиться своей цели», — рассказывала она в интервью.

Ее карьера, кажется, не знает падений — только взлет. Уже в первый год обучения она вместе с театром отправилась на гастроли в миланский Ла Скала, пела там небольшую партию; потом приезжала в Италию с главными ролями в спектаклях Большого. В 1975-м она покорила и Америку: сначала поехала туда вместе с Большим театром, а потом приняла участие в спектакле «Трубадур» Оперы Сан-Франциско, в котором ее партнером был Лучано Паваротти.

Считалось, что Образцова в 70–80-х была в фаворе у власти. Однако, кажется, это только внешнее впечатление. В интервью «Аргументам и фактам» певица рассказала, как

однажды спела на правительственном концерте для советских чиновников арию на французском языке — и стала объектом «жуткого прессинга».

Спасло только вмешательство министра культуры Екатерины Фурцевой. «Она собрала чиновников и сказала: «Отстаньте от Образцовой! Это итальянская певица!» — пересказывала Образцова. — Почему итальянская, я так и не поняла, но взбучка Фурцевой подействовала, и больше меня не трогали».

Впрочем, Образцова сама вспоминала, что не делала попыток остаться за рубежом, а чиновники не препятствовали, если ей поступало приглашение из зарубежного театра: так, в 1975 году она стала приглашенной солисткой американской Метрополитен-опера. В начале 80-х Образцова снималась у Франко Дзеффирелли: он экранизировал целую серию классических опер, и советская певица играла в «Сельской чести» вместе с Пласидо Доминго.

«Я имела большой успех, и когда говорили или писали обо мне, то говорили и писали о России, Советском Союзе.

Я поднимала престиж нашего государства и очень горда этим», — говорила она.

Образцова реализовалась в двух ипостасях — после завершения активной карьеры она начала заниматься обучением оперной молодежи, организацией конкурсов, мечтала о собственной оперной академии. Умела помогать молодым певцам, оставаясь с ними в очень человеческих отношениях, без тени монументального света от собственного величия, которым, безусловно, обладала. Какое-то время в конце нулевых руководила оперной частью Михайловского театра в Петербурге. И иногда выступала сама.

Очередной концерт с ее участием должен был состояться в декабре 2014 года на сцене Кремлевского дворца, но певице потребовалась реабилитация после перенесенного летом того года воспаления легких и проведения октябрьского «Оперного бала» в Большом театре, где она была одним из главных организаторов. Образцова настояла, чтобы речь шла не об отмене, а о переносе представления — которое, увы, уже не состоится.

0

6

Что говорила Елена Образцова

О РАДОСТЯХ ЖИЗНИ. "Радует меня моя дочь, которая стала хорошо петь, радует внучка маленькая, которая у нас родилась совершенно неожиданно, радует внук, которому уже 22, радуют мои друзья, которых я обожаю, радуют мои собаки, которых у меня четыре, мой дом, мой сад, в котором я развожу цветы и сажаю кусты. Да всё радует - если я прекращу радоваться, пора будет умирать".

О ХЛЕБЕ И БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ. "Войну очень хорошо помню, я была в блокадном Ленинграде: голод, холод и самое страшное - это замерзшие трупы людей. Которые, как хворост, лежали на улице. Слава богу, что морозы были под 40 градусов и не было никакой заразы, никакой эпидемии. Голод в генах остался навсегда. Я всегда все доедаю. Кусочек хлеба не могу выбросить".

Прощание с Еленой Образцовой состоится в Большом театре, отпевание - в храме Христа Спасителя. Фото: Павел Смертин / ТАСС

О СВОЕВОЛИИ. "Моя педагогиня всегда говорила: "У меня никогда не было такой талантливой и такой бездарной ученицы, как ты". Почему? Ну, мне Боженька много дал, но я никогда не хотела учиться, как кто-то мне велел. Я всегда пела и пою как хочу, а не как велели".

О КАРЬЕРИСТАХ. "Терпеть не могу слово "карьера". Дурацкое слово. Мы не учились делать карьеру. Мы учились выражать свою душу и отдавать ее людям".

О МУЖСКОМ ПОСТОЯНСТВЕ. "Мужиков ничего не изменило. Они как были ходоками, так и есть. Ну, может, сейчас меньше ходят налево, потому что больше сидят за компьютером".

О ЖЕНСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. "Я авантюристка. Я никогда ни одному дирижеру или режиссеру не сказала "нет". Бывало, что они мне предлагали оперу, о которой я и не знала ничего, меня спрашивали: "Вы поете это?" Я сразу отвечала: "Конечно". Два раза я попалась на этом деле".

О МИСТИЧЕСКИХ ГЕРОИНЯХ. "Единственные, кто мне не подчинились, это Кармен и Графиня в "Пиковой даме". Я им подчинилась. Это была мистика, я никогда не знала в этих партиях, что будет дальше".

ОБ УСАХ МАДОННЫ. "Переделывать и делать модерновым "Бориса Годунова" или "Тоску" - то же самое, что пририсовать усы Мадонне, мне это так же оскорбительно и отвратительно".

ОБ ИМИДЖЕ ПРИМАДОННЫ. "Когда я начинала петь, мне мой папа сказал: "Не вздумай быть примадонной, они все дуры" И это правда. Дуры потому, что, когда чего-то не хватает, начинают делать вид, что-то строить из себя. А надо просто заниматься своим делом. И без всяких имиджей".

0

7

М.В. Пескова так представляет Образцову в своей статье:

«Великая певица современности, чье творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Ее насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о ее воплощении партий Сантуццы („Сельская честь“), Кармен, Далилы, Марфы („Хованщина“).

   

После ее выступления в „Борисе Годунове“ на гастролях Большого театра в Париже знаменитый импресарио Сол Юрок, работавший еще с Ф.И. Шаляпиным, назвал ее певицей экстра-класса. Зарубежная критика относит ее к „великим голосам Большого“. В 1980 году певице присуждена премия итальянского города Буссето „Золотой Верди“ за выдающееся исполнение музыки великого композитора».

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. У отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. В квартире Образцовых часто звучала музыка. Петь Лена начала рано, еще в детском саду. Затем стала солисткой хора Дворца пионеров и школьников. Там девочка с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес. Поначалу ее отличало легкое, подвижное колоратурное сопрано, которое со временем трансформировалось в контральто.

Окончив школу в Таганроге, где в то время работал отец, Лена по настоянию родителей поступила в Ростовский электротехнический институт. Но, проучившись год, девушка едет на свой страх и риск в Ленинград, поступать в консерваторию и добивается своего.

Начались занятия у профессора Антонины Андреевны Григорьевой. «Она очень тактична, аккуратна как человек и музыкант, — говорит Образцова. — Мне все хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы. А она настойчиво убеждала, что без постижения „азов“ вокала ничего не выйдет... И я пела упражнения за упражнениями и лишь иногда — маленькие романсы. Потом настала очередь более крупных вещей. Антонина Андреевна никогда не наставляла, не поучала, а всегда стремилась к тому, чтобы я сама высказывала свое отношение к исполнявшемуся произведению. Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени Глинки радовалась не меньше меня самой...».

В 1962 году Елена в Хельсинки получает свою первую награду, золотую медаль и звание лауреата, и в том же году побеждает в Москве на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. На заключительном концерте конкурса присутствуют солист Большого театра П.Г. Лисициан и заведующий оперной труппой Т.Л. Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре.

Так в декабре 1963 года, еще будучи студенткой, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек («Борис Годунов»). С особым волнением вспоминает певица об этом событии: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: „„Борис Годунов“ может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду“. У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моем первом спектакле — только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, а остальное все было в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо...»

Позднее парижские рецензенты писали об Образцовой в роли Марины Мнишек: «Публика... со всем энтузиазмом приветствовала Елену Образцову, обладающую прекрасными вокальными и внешними данными идеальной Марины. Образцова — восхитительная актриса, голосом, стилем, сценичностью и красотой которой любуются зрители...»

Блестяще окончив в 1964 году Ленинградскую консерваторию, Образцова сразу становится солисткой Большого театра. Вскоре она летит в Японию с бригадой артистов, а затем выступает в Италии с труппой Большого театра. На сцене «Ла Скала» молодая артистка исполняет партии Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского) и княжны Марьи («Война и мир» Прокофьева).

М. Жирмунский пишет:

«До сих пор ходят легенды о ее триумфе на сцене „Ла Скала“, хотя событию этому уже 20 лет. Ее первое выступление в „Метрополитен-опера“ по длительности овации было названо „самым грандиозным дебютом за всю историю театра“. Тогда же Образцова попала в группу певцов Караяна, достигнув высшего из возможных признания профессиональных качеств. За три дня записи „Трубадура“ она пленила великого дирижера открытостью немыслимого темперамента, способностью извлечь из музыки максимум эмоционального воздействия, а также огромным количеством красивой одежды, полученной от американских друзей специально для встречи с маэстро. Она переодевалась по три раза в день, получала от него розы, приглашения петь в Зальцбурге и записать пять опер. Но нервное истощение после успеха в „Ла Скала“ помешало поехать к Караяну на спектакль — он не получил уведомления от ответственной советской организации, обиделся на Образцову и на всех русских.

Крушение этих планов она считает главным ударом по собственной карьере. От последовавшего через два года перемирия остался единственный спектакль — „Дон Карлос“ и воспоминания о шоке от его телефонного звонка, заваленного „Плейбоями“ личного самолета и караяновского удара партитурой по голове у входа в театр. К тому моменту постоянным меццо-сопрано Караяна уже стала Агнес Бальтса — обладательница одного из тех бесцветных голосов, которые не могли отвлечь слушателя от восприятия последних идей Мастера».

В 1970 году Образцова удостоилась высших наград на двух крупных международных конкурсах: имени П.И. Чайковского в Москве и имени известного испанского певца Франсиско Виньяса в Барселоне.

Но Образцова не остановилась в росте. Значительно расширяется ее репертуар. Она исполняет такие разнохарактерные роли, как Фрося в опере Прокофьева «Семен Котко», Азучена в «Трубадуре», Кармен, Эболи в «Доне Карлосе», Женя Комелькова в опере Молчанова «Зори здесь тихие».

С труппой Большого театра она выступает в Токио и Осаке (1970), Будапеште и Вене (1971), Милане (1973), Нью-Йорке и Вашингтоне (1975). И повсюду критика неизменно отмечает высокое мастерство советской певицы. Один из рецензентов после выступлений артистки в Нью-Йорке писал: «Елена Образцова стоит на пороге международного признания. О такой певице мы можем только мечтать. В ней есть все, что отличает современного художника оперной сцены экстра-класса».

Примечательным было ее выступление в барселонском театре «Лисео» в декабре 1974 года, где были показаны четыре спектакля «Кармен» с разными исполнителями ведущих партий. Образцова одержала блестящую творческую победу над американскими певицами — Джой Дэвидсон, Розалинд Элайс и Грейс Бамбри.

«Слушая советскую певицу, — писал испанский критик, — мы еще раз имели возможность убедиться в том, сколь многогранна, эмоционально многопланова, объемна роль Кармен. Ее коллеги по выступлению в этой партии убедительно и интересно воплощали в основном какую-то одну сторону характера героини. У Образцовой образ Кармен предстал во всей сложности и психологической глубине. Поэтому можно смело сказать, что она является самым тонким и верным выразителем художественной концепции Бизе».

М. Жирмунский пишет: «В „Кармен“ она исполняла песню фатальной любви, невыносимой для слабой человеческой природы. В финале, двигаясь легкой походкой через всю сцену, ее героиня сама бросается на вынутый нож, воспринимая смерть как избавление от внутренней боли, непереносимого несовпадения мечты и реальности. По-моему, в этой роли Образцова совершила не оцененную пока революцию оперного театра. Одной из первых она сделала шаг к концептуальной постановке, которая в 70-е годы расцвела в феномене режиссерской оперы. В ее уникальном случае концепция всего спектакля исходила не от режиссера (а им был сам Дзеффирелли), а от певицы. Оперный талант Образцовой — прежде всего театральный, именно она держит в руках драматургию спектакля, навязывая ему свое измерение...»

Сама Образцова говорит: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес“. Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль: отчего же это я, такая молодая, должна умирать? Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».

В 1975 году певица была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен. Эту роль Образцова исполняла позднее на сценах Праги, Будапешта, Белграда, Марселя, Вены, Мадрида, Нью-Йорка.

В октябре 1976 года в «Аиде» Образцова дебютирует в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера». «Зная советскую певицу по предыдущим выступлениям в Соединенных Штатах, мы, конечно, многого ожидали от ее исполнения партии Амнерис, — писал один из критиков. — Действительность, однако, превзошла даже самые смелые прогнозы завсегдатаев „Метрополитен“. Это был настоящий триумф, которого американская сцена не знала долгие годы. Она ввергла аудиторию в состояние экстаза и неописуемого восторга своим захватывающим исполнением роли Амнерис». Другой критик безапелляционно заявлял: «Образцова — самое яркое открытие на международной оперной сцене за последние годы».

Много гастролировала за рубежом Образцова и в дальнейшем. В 1977 году она спела Принцессу Бульонскую в опере Ф. Чилеа «Адриана Лекуврер» (Сан-Франциско) и Ульрику в «Бале-маскараде» («Ла Скала»); в 1980 году — Иокасту в «Царе Эдипе» И.Ф. Стравинского («Ла Скала»); в 1982 году — Джейн Сеймур в «Анне Болейн» Г. Доницетти («Ла Скала») и Эболи в «Доне Карлосе» (Барселона). В 1985 году на фестивале «Арена ди Верона» артистка с успехом исполнила партию Амнерис («Аида»).

В следующем году Образцова выступила в качестве оперного режиссера, поставив в Большом театре оперу Массне «Вертер», где с успехом исполнила главную партию. Дирижером-постановщиком выступил ее второй муж — А. Жюрайтис.

Образцова с успехом выступала не только в оперных постановках. Имея обширнейший концертный репертуар, она выступала с концертами в «Ла Скала», концертном зале «Плейель» (Париж), нью-йоркском «Карнеги-холл», лондонском «Вигмор-холл» и во многих других местах. Ее знаменитые концертные программы русской музыки включают циклы романсов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, песни и вокальные циклы Мусоргского, Свиридова, цикл песен Прокофьева на стихи А. Ахматовой. В программу зарубежной классики входят цикл Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины», произведения итальянской, немецкой, французской музыки.

Известна Образцова и как педагог. С 1984 года она профессор Московской консерватории. В 1999 году Елена Васильевна возглавила Первый Международный конкурс вокалистов имени Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.

В 2000 году состоялся дебют Образцовой на драматической сцене: она сыграла главную роль в спектакле «Антонио фон Эльба», поставленном Р. Виктюком.

С успехом продолжает выступать Образцова и как оперная певица. В мае 2002 года она в знаменитом вашингтонском «Кеннеди-центре» вместе с Пласидо Доминго пела в опере Чайковского «Пиковая дама».

«Сюда я приглашена, чтобы петь в «Пиковой даме», — сказала Образцова. — Кроме того, 26 мая состоится мой большой концерт... 38 лет мы работаем вместе (с Доминго. — Прим. авт.). Мы пели вместе и в «Кармен», и в «Трубадуре», и в «Бале-маскараде», и в «Самсоне и Далиле», и в «Аиде». А последний раз выступали минувшей осенью в Лос-Анджелесе. Как и сейчас, это была «Пиковая дама».

0

8

Елена Образцова о своей Кармен

Сама Образцова говорит: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес“. Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль: отчего же это я, такая молодая, должна умирать? Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».

В 1975 году певица была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен.

Эту роль Елена Образцова исполняла позднее на сценах Праги, Будапешта, Белграда, Марселя, Вены, Мадрида, Нью-Йорка.

0

9

К историческим можно причислить участие Образцовой
в открытии юбилейного 200-го сезона Ла Скала 7 декабря 1977 года, где она пела в «Доне Карлосе» (Эболи) под управлением К. Аббадо с участием Х. Каррераса, Н. Гяурова, П. Каппуччилли, М. Френи, а также ее выступление на Зальцбургском фестивале 1978 года в той же партии и с тем же составом под управлением Г. фон Караяна. 1978 год по праву можно считать вершинным в мировой карьере певицы. Он отмечен еще одним незабываемым художественным событием – участием в постановке «Кармен» режиссера Ф. Дзеффирелли в Венской опере под управлением К. Клейбера, где партнерами певицы стали П. Доминго, Е. Нестеренко, И. Бьюкенен.

0

10

Еще в студенческие годы Елена Васильевна стала обладательницей золотой медали Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, в 1962 году победителем 2-го Всесоюзного конкурса им. М.И.Глинки. Вскоре она получила телеграмму от Павла Герасимовича Лисициана с приглашением пройти прослушивание в Большой театр. По его результатам ей предложили роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове», с которой она и дебютировала в декабре 1963 года на первой сцене страны.

0

11

Творческий путь Образцовой был очень долгим и плодотворным. Ее последнее выступление в Метрополитен состоялось в 2002 году в партии Ахросимовой в «Войне и мире», в Ла Скала в 2005 году в партии Графини в «Пиковой даме». В 2007 году ту же партию она спела в Большом театре в спектакле М.Плетнева и В.Фокина.

К непревзойденным достижениям Образцовой принадлежит роль Сантуццы в знаменитом фильме-опере Дзеффирелли (1982). Участвовала в других кинематографических проектах. Замечательная певица пробовала себя и в качестве режиссера, поставив в Большом театре «Вертера» (1986).

Перечислять свершения Образцовой можно долго. Она вела большую музыкально-общественную работу. Учредитель «Культурного центра Елены Образцовой», Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства, нескольких международных конкурсов. Вела активную преподавательскую работу, в т. ч. в Московской консерватории (1973-1994), член жюри многих международных конкурсов.

0

12

http://media.informpskov.ru/pictures/20120220101847.png

В Германии умерла известная российская оперная певица Елена Образцова в возрасте 75 лет, причиной смерти примадонны Большого театра стала серьезная и продолжительная болезнь.

Елена Васильевна Образцова родилась в Ленинграде 7 июля 1939 года, пережила блокаду. С детства училась музыке, закончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Стала после окончания консерватории солисткой Большого театра, пела по всему миру, выступая на гастролях театра.
Кроме того, что работала педагогом в России, преподавала в Токийской музыкальной академии, где читала лекции на японском языке, певица владела также итальянским и французским языками.

Удостаивалась многих высших званий и наград СССР и России, а также престижных премий других стран.
Была дважды замужем, от первого супруга воспитывала дочь Елену Макарову, которая также стала певицей и училась у самой Монтсеррат Кабалье и родила двоих детей.

На ведущих сценах мира исполняла главные партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Миловзор, Полина и Графиня ("Пиковая дама"), Амнерис ("Аида"), Любаша ("Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен ("Кармен"), Азучена ("Трубадур"), Далила ("Самсон и Далила"), Принцесса ("Адриенна Лекуврер"), Любава ("Садко"), Адальджиза ("Норма"), Джейн Сеймур ("Анна Болейн"), Леонора ("Фаворитка"), Нерис ("Медея"), Орфей ("Орфей и Эвридика"), Феодосия ("Пламя"), Княгиня Марья, Элен Безухова и Ахросимова ("Война и мир"), Бабуленька ("Игрок"), Иокаста (Царь Эдип"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ульрика ("Бал-маскарад"), Юдит ("Замок Герцога Синяя Борода"), Фенена ("Набукко"), Федерика ("Луиза Миллер"), Маддалена ("Риголетто"), Женя Комелькова ("А зори здесь тихие"), Оберон ("Сон в летнюю ночь"), Фрося ("Семен Котко"), Сантуцца ("Сельская честь").
Умерла в Лейпциге, где проходила лечение в местной клинике.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Композиторы, дирижёры и музыканты » Образцова, Елена Васильевна - великая оперная певица - меццо-сопрано