"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Композиторы, дирижёры и музыканты » Эдисон Денисов - русский композитор, музыковед


Эдисон Денисов - русский композитор, музыковед

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них — Эдисон Денисов

Эдисо́н Васи́льевич Дени́сов (6 апреля 1929, Томск — 24 ноября 1996, Париж) — русский композитор, музыковед, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), народный артист Российской Федерации (1995).

Полное имя
Эдисон Васильевич Денисов

Дата рождения
6 апреля 1929

Место рождения
Томск, СССР

Дата смерти
24 ноября 1996 (67 лет)\

Место смерти
Париж, Франция

Страна
СССР, Россия

Профессии
композитор, музыковед

Жанры
академическая музыка, авангард

Эдисон Денисов заявил о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения (А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, в республиках – А.Пярт, В.Сильвестров и др.), стремившегося воспринять достижения западной современной музыки.

0

2

Денисов Эдисон Васильевич
6 апреля 1929, Томск — 24 ноября 1996, Париж.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (16.11.1989).
Народный артист РФ (29.12.1994).

Окончил Московскую консерваторию (класс В.Я. Шебалина).
Композитор и педагог, преподавал в Московской консерватории. Автор опер «Пена дней» (1981), «Четыре девушки» (1986); балета «Исповедь» (1984) ряда произведений для голоса и оркестра, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам. В качестве композиционной техники широко использовал методы свободной серийности и алеаторики.

В 1979 году на VI съезде Союза композиторов СССР в отчетном докладе Первого секретаря Союза Тихона Хренникова музыка Денисова подверглась жёсткой критике, и Денисов попал в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 русских композиторов.

До начала горбачёвской перестройки официальные советские инстанции чинили препятствия распространению его музыки.

В 1994 году попал в тяжелейшую автокатастрофу и был вывезен для лечения во Францию (где его творчество было давно известно и востребовано). Там он прожил последние 2 года жизни, периодически посещая Россию. Он стал почётным гражданином Парижа, первым из музыкантов был удостоен высшей государственной награды Франции — ордена Почётного легиона.

Похоронен в Париже на Южном кладбище коммуны Сен-Манде.
призы и награды
Композитор фильма "Сильные духом", получившего Диплом жюри III-го Всесоюзного кинофестиваля за разработку военно-патриотической темы - творческому коллективу фильма (Ленинград, 1968).

0

3

Эдисон Васильевич Денисов

ДЕНИСОВ, ЭДИСОН ВАСИЛЬЕВИЧ (1929–1996), российский композитор, музыковед, социальный участник. Родился в Томске 6 апреля 1929 в семье инженера и первоначально получил образование на физико-математическом факультете Томского университета, вместе с тем занимаясь в городском музыкальном училище. В 1950 послал немного своих сочинений Д.Д.Шостаковичу и, получив ободряющий реакция, поступил в 1951 в Московскую консерваторию, в класс композиции В.Я.Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и позднее – композиции). В последние годы жил и работал во Франции, не порывая, при всем при том, связей с Россией.

Денисов заявил о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения (А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, в республиках – А.Пярт, В.Сильвестров и др.), стремившегося воспринять достижения западной современной музыки. Ключевое произведение этого периода – кантата Солнце инков на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964), написанная в вольно трактованной 12-тоновой технике, а кроме того кантата Плачи на русские народные тексты (1966). Денисов оставался до конца дней ведущей фигурой направления, имел немало учеников и последователей (в том числе посреди выпускников Московской консерватории). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с представителями «авангарда» в других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; с этого же времени сочинения Денисова нередко исполнялись за рубежом и публиковались в западных издательствах. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Денисов выступил пропагандистом русского музыкального авангарда 1920-х годов (Н.А.Рославец, В.М.Дешевов, Л.А.Половинкин, А.В.Мосолов и другие); в 1989 создал в Москве Ассоциацию современной музыки (преемницу одноименной международной организации, имевшей в 1920-х – начале 1930-х годов свои отделения в Москве и Ленинграде).

Жанровый диапазон творчества Денисова довольно широк: его центральным сочинением считается опера Пена дней по Борису Виану (1981), а кроме того строй сочинений для оркестра и в особенности для солирующих инструментов с оркестром (концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и гобоя с оркестром, созданные в основном по заказам известных исполнителей). В 1980–1990-е годы Денисова привлекали крупные вокально-инструментальные формы (в частности, Реквием для солистов, хора и оркестра, в котором разноязычные вирши Франциско Танцера соединяются с традиционными латинскими текстами, 1980; сочинение в жанре пассионов История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа, 1992). В 1990-е годы Денисов осуществил завершение и оркестровку ранней оперы К.Дебюсси Родриго и Химена (1993), а ещё реконструкцию духовной оперы-оратории Ф.Шуберта Воскрешение Лазаря (1994).

В различие от большинства советских «авангардистов», Денисов творчески был с самого начала ориентирован не на немецкую (Шёнберг, Веберн и их последователи), а на французскую культуру, наиболее крупным авторитетом посреди современников для него являлся П.Булез; инструментальное и оркестровое послание, вообще сонорный вид музыки Денисова, культура звука обнаруживают преемственность с традицией французского импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное совмещение мастер сериализма, алеаторики, сонористики и т.д. Ключевой категорией своей эстетики сам композитор считал понятие «пластики».

Умер Денисов в Париже 24 ноября 1996.

0

4

Эдисон Васильевич ДЕНИСОВ (1929-1996) - композитор, музыковед, общественный деятель, народный артист России

Достаточно скромная жизненными фактами биография Эдисона Денисова внешне во многом была сходна с биографиями многих его современников - Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Софьи Губайдуллиной, Николая Каретникова, Алемдара Караманова, Сергея Слонимского, Бориса Тищенко, Андрея Волконского, Валентина Сильвестрова, Родиона Щедрина.

Вместе с ними он, будучи лидером так называемого постсоветского авангарда, утвердил бескомпромиссную позицию свободного от официально-академических догм художника. Ему, как и многим из них, пришлось постоянно слышать в свой адрес упреки в диссидентстве, быть занесенным «в черные списки», подвергнутым «официальным санкциям». Денисова, в частности, исключили из преподавательского состава Московской консерватории за «идеологическую невыдержанность», запретили исполнительство и издание его произведений на родине, а также передачу нотного материала за границу.

Как и ко многим из его современников, известность и популярность к Денисову пришла далеко от родины, где состоялись первые премьерные показы практически всех его сочинений. Сказанное дополняется основными «энциклопедическими» пунктами биографической справки: рождение в Томске (1929) в семье инженера, окончание физико-математического факультета Томского университета с параллельным обучением на общих музыкальных курсах, затем в музыкальном училище, выбор профессии музыканта и учеба в Московской консерватории по классу композиции В.Я. Шебалина, аспирантура, преподавание курса инструментовки, анализа и гораздо позже композиции, руководство Ассоциацией современной музыки в России; последние годы жизни он провел во Франции.

Но каков же тогда художественный портрет одного из самых крупных и известных композиторов XX века, какова суть его личности? Ответ - в его музыке.

Свет, внутренняя гармония, красота искусства, идеал чистоты и высокой духовности, естественность - вот основа музыки Денисова. Именно эти качества, истинная простота и безыскусность так высоко ценились композитором в трех наиболее любимых им композиторах - Моцарте, Шуберте и Глинке. Все его творчество - как ранние экспериментальные опусы 60-70-х годов, так и зрелые крупные сочинения, такие, как опера «Пена дней», Реквием, религиозная драма «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», балет «Исповедь» - проникнуто динамикой Света, движением к нему. Оттого настолько понятен умиротворенный, медитативно- созерцательный финал многих сочинений автора, исповедальный, пропитанный личностной образностью характер его музыки. Охватив все без исключения музыкальные жанры - от инструментальных и вокальных миниатюр до крупных циклов, симфоний, опер, концертов для разных составов, - Эдисон Денисов оставался при этом композитором камерной манеры письма. В камерности, в субъективном характере его музыки - его композиторская неповторимость.

Музыку Денисова за ее суховато-сдержанный тон высказывания, за ее логичность мысли и емкость формы, а также глубину содержания можно сравнить с японской поэзией. Лирика мудрого Востока всегда неоднозначна: на полутонах, на тонких гранях игры света и тени, весенне- осеннего настроения выстраиваются пространственные символические картины поэзии, и сколько в них свободного дыхания и прозрачности при жесткой словесной немногословности. А этот холодок, отстраненность, оттенок трагичности, который присутствует в каждом творении композитора - не типичная ли нотка японской медитативно-созерцательной лирики. Будучи честным с самим собой и со своим слушателем, никогда не поддаваясь на игру в искусственную красивость, Денисов в своих сочинениях вступал в постоянный диалог со слушательским воображением. Его музыка направляет, заставляет услышать многое «между строк», вводит в мир «открытой незавершенности», где многое должна допеть, досказать встречная мысль воспринимающего. Одним словом, его творчество - своеобразный «исповедальный монолог», а каждый отдельный опус - озвученная частица его жизни.

КОММЕНТАРИИ

Валентин СИЛЬВЕСТРОВ: «С Эдисоном Денисовым я познакомился в январе 1965 года, и на протяжении долгих лет длилось наше дружеское и творческое общение. Творческая и общественная деятельность Денисова сыграла решающую роль в обновлении музыки в СССР и выходе этой музыки из замкнутого пространства в общемировой контекст. Считаю Эдисона Денисова выдающимся русским композитором, драгоценным музыкантом и человеком правдивым и бескомпромиссным.

С благодарностью и грустью вспоминаю наши встречи у него дома в Москве. Эти встречи с ним, как и с другими моими друзьями в музыке, помогли мне выдержать трудные ситуации 60-80 годов в музыкальной жизни Украины и СССР».

Золтан АЛМАШИ: «Музыка Денисова для меня - это образец мощнейшей интеллектуальной работы с музыкальным материалом. Композитор точно знает, чего он хочет в задуманном сочинении и какими средствами можно добиться ожидаемого эффекта. Но это отнюдь не означает отсутствия творческого вдохновения, наоборот, благодаря интеллектуальной силе он может наиболее полно выразить то, что ему открылось в миг откровения. Денисов - великий полифонист нашего времени. Он сплавляет разные виды многоголосия от гетерофонии до такого завоевания XX века, как микрополифония, переходящая в сонористику. Он также великий мелодист. Я рискну утверждать, что его музыка - это сплошное пение. С помощью своей характерной хроматической интонации он способен достичь бесконечной мелодической линии, которую он вуалирует, прячет в большом количестве равноправных голосов партитуры. Благодаря этому музыка получает некую многомерность, однако она не открывается сразу, к ней надо возвращаться снова и снова.

Наверное, нет композитора младшего поколения в постсоветском пространстве, который в той или иной степени не испытал на себе влияния Денисова. Исследование вечных тем - вот цель в музыке, как я ее себе представляю. Творчество Денисова мне указывает, что этот путь верен».

Валерий МАТЮХИН: «Эдисон Денисов, на мой взгляд исполнителя, одна из самых интересных композиторских фигур в современном музыкальном мире. Соприкоснувшись с его музыкой однажды, захочешь вернуться к ней снова и снова. Когда в 70-е годы я впервые познакомился с его авангардными экспериментаторскими сочинениями, меня заинтересовал один из его приемов работы с материалом - умение взять за основу цитату из известного произведения того или иного классика и в процессе сочинения сделать ее своей, пропустить через свой индивидуальный стиль, на ее основе выстроить совершенно новое оригинальное произведение. В музыке Денисова есть одно основное качество, которое делает ее вечной - это ее глубокая духовность и высокое этическое начало. Как дирижер могу сказать: исполняя музыку Эдисона Денисова, понимаешь, что имеешь дело с творениями настоящего Мастера».

0

5

Хронология жизни и творчества

    1929 — Родился 6 апреля в Томске.
    1945 — Начало занятий музыкой на Курсах общего музыкального образования (КОМО).
    1946 — Окончание общеобразовательной школы.
    1946 — Поступление в Томский государственный университет на физико-математический факультет.
    1946 — Поступление в Музыкальное училище.
    1948 (июнь) — Начало переписки с Д. Д. Шостаковичем.
    1950 — Окончание Музыкального училища. Первое, неудачное поступление в Московскую консерваторию.
    1951 — Окончание Томского университета, поступление в аспирантуру. Второе поступление в Московскую консерваторию. Фольклорная экспедиция в Курскую область.
    1955 (лето) — Фольклорная экспедиция на Алтай.
    1956 (весна) — Окончание консерватории. Фольклорная экспедиция в Томскую область и на Алтай. Вступление в Союз композиторов СССР. Поступление в аспирантуру Московской консерватории.
    1957 — Женитьба на Г. В. Григорьевой.
    1959 — Окончание аспирантуры. Начало преподавательской деятельности в Московской консерватории.
    1960 (9 сентября) — родился сын Дмитрий.
    1964 (30 ноября) — первое исполнение кантаты Солнце инков в Ленинграде.
    1965 — Исполнение кантаты Солнце инков в Дармштадте и Париже. 7 июля родилась дочь Екатерина.
    1966 (август) — Публикация статьи Новая техника — это не мода.
    1978 (июль) — Исполнение Скрипичного концерта в Милане.
    1980 (октябрь) — Исполнение Реквиема в Гамбурге.
    1982 — Выход книги Ударные инструменты в современном оркестре.
    1984 (ноябрь) — Постановка балета Исповедь в Таллине.
    1986 — Выход книги Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. Присуждение звания Офицера ордена литературы и искусств (Франция).
    1986 (март) — Постановка оперы «Пена дней» в Париже; (сентябрь) Исполнение Альтового концерта в Берлине.
    1987 — Женитьба на Е. О. Купровской.
    1988 (март) — Исполнение Симфонии в Париже.
    1988 (9 февраля) — родилась дочь Анна.
    январь 1990 года — Секретарь Союза композиторов. Президент Ассоциации современной музыки в Москве. 7 марта родилась дочь Мария. Работа в ИРКАМе (Париж) по приглашению Пьера Булеза.
    1991 — Концерт для гитары с оркестром. 19 марта родился внук Николай.
    1992 — Жизнь и смерть Иисуса Христа — оратория. 21 июля родился внук Фёдор.
    1993 — Соната для кларнета и фортепиано, Концерт для флейты, вибрафона, клавесина и струнных. Завершение оперы Клода Дебюсси Rodrigue et Chimène.
    1994 — Камерная симфония № 2. Соната для саксофона и виолончели. (Июль) Денисов попал в автомобильную катастрофу. Отправлен на лечение в парижский госпиталь.
    1995 — Завершение религиозной драмы Франца Шуберта Лазарь или торжество Воскрешения. От сумерек к свету — пьеса для баяна. Хоры из музыки к спектаклю Медея по Еврипиду.
    1996 — Написаны Вторая Симфония, Соната для двух флейт, Концерт для флейты и кларнета с оркестром, Женщины и птицы (Femme et oiseaux) для ф-п и ансамбля, Перед закатом для альтовой флейты и вибрафона. 24 ноября — смерть в парижском госпитале.

Сочинения

    Пена дней (L'écume des jours). Лирическая драма в 3-х актах и 14-ти картинах по роману Бориса Виана (либретто Э .Денисова). 1981.
    Четыре девушки (Les quatre filles). Опера в 6-ти картинах по пьесе Пабло Пикассо (либретто Э.Денисова). 1986.
    Реквием для сопрано, тенора, хора и оркестра на стихи Франциско Танцера и литургические тексты (в 5-ти частях). 1980.
    История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" для тенора, баса, хора и оркестра на тексты из Нового Завета и православной литургии. 1992.
    Солнце инков для сопрано и ансамбля на стихи Габриэлы Мистраль. 1964.

0

6

Музыкальный театр
Оперы

    «Пена дней» («L'écume des jours»). Лирическая драма (опера) в 3 актах и 14 картинах по роману Бориса Виана (либретто Э. Денисова). 1981. Премьера: 15 марта 1986 года, Париж, «Opéra de Paris». Дирижер — Джон Бурдекин (John Burdekin). Время звучания: 160'
    «Четыре девушки» («Les quatre filles»). Опера в 6 картинах по пьесе Пабло Пикассо (либретто Э. Денисова). 1986. Премьера: 24 мая 1990, Москва, театр «Форум». Дирижер — Михаил Юровский. Время звучания: 56'

Балет

    «Исповедь». Балет в 3 актах и 16 картинах по роману Альфреда Мюссе «Исповедь сына века» (либретто А.Демидова). 1984. Премьера: 30 ноября 1984, Таллин, театр «Эстония». Дирижер — Пауль Мяги. Издание: Москва, Сов.композитор, 1989. Время звучания: 85'

0

7

Произведения для Оркестра
Симфонии

    Симфония для двух струнных оркестров и ударных (в 3 частях). Посв. Геннадию Рождественскому. 1962. Премьера: 29 ноября 1963, Москва. Дирижер — Геннадий Рождественский. Издание: Москва, Сов.композитор, 1974. Время звучания: 15'
    Камерная симфония № 1 (в 3 частях). Посв. Полю Мефано и ансамблю 2е2m. 1982. Премьера: 7 марта 1983, Париж. Ансамбль 2е2т, дирижер — Лука Пфаф (Luca Pfaff). Издание: Париж, Le Chant du monde, 1983. Также — Пьесы для камерных ансамблей. Вып.5. — Москва, Сов. композитор, 1988. Время звучания: 21'
    Симфония № 1 для большого оркестра (в 4 частях). Посв. Даниэлю Баренбойму. 1987. Премьера: 2 марта 1988, Париж. Дирижер — Даниэль Баренбойм. Время звучания: 57'
    Камерная симфония № 2 1994. Время звучания: 17' Премьера: 13 июля 1994, Токио. АСМ-ансамбль, дирижёр Алексей Виноградов. Издание: Париж, Le Chant di Monde. 1994.
    Симфония № 2 для большого оркестра (в 2 частях), 1996. Время звучания: 22' Премьера: 13 декабря 1997, Дрезден. Дирижёр Йорг-Петер Вагль. Издание: Париж, Leduc, 1998.

Концерты. Произведения для солирующего инструмента и оркестра

    Концерт для флейты, гобоя, фортепиано и ударных (в 3 частях: Увертюра, Каденция, Кода). Посв. Казимежу Сероцкому. 1963. Премьера: 24 сентября 1964, Варшава. Ансамбль «Musica viva pragensis». Издание: Вена, Universal Edition, 1968. Также — Произведения советских композиторов для камерного оркестра. Вып.1.-Москва, Сов.композитор, 1978. dur. 12'
    Концерт для виолончели с оркестром (одночастный). 1972. Премьера: 25 сентября 1973, Лейпциг. Дирижер — Херберт Кегель (Herbert Kegel), солист — Вольфганг Вебер (Wolfgang Weber). Издание: Лейпциг, Peters, 1973. dur. 18'
    Концерт для фортепиано с оркестром (в 3 частях). 1974. Премьера: 5 сентября 1978, Лейпциг. Дирижер — Вольф-Дитер Хаушильд (Wolf-Dieter Hauschild), солист — Гюнтер Филипп (Günter Philipp). Издание: Лейпциг, Peters, 1978. dur. 27'
    Концерт для флейты с оркестром (в 4 частях). Посв. Орелю Николе. 1975. Премьера: 22 мая 1976, Дрезден. Дирижер — Ханс-Петер Франк (Hans-Peter Frank), солист — Орель Николе (Aurèle Nicolet). Издание: Лейпциг, Peters, 1980. dur. 24'
    Concerto piccolo для четырех саксофонов (1 исполнитель) и ударных. 1977. Премьера: 28 апреля 1979, Бордо. Жан-Мари Лондейкс и ансамбль «Les percussions de Strasbourg». Издание: Париж, Leduc, 1982. dur. 2l'
    Концерт для скрипки с оркестром (в 2 частях). Посв. Павлу Когану. 1977. Премьера: 18 июля 1978, Милан. Дирижер — Юбер Судан (Hubert Soudant), солист — Гидон Кремер. Издание: Москва, Сов.композитор, 1984. dur. 22'
    Концерт для флейты и гобоя с оркестром (одночастный). Посв. Орелю Николе и Хайнцу Холлигеру. 1978. Премьера: 24 марта 1979, Кёльн. Дирижер — Анджей Марковский (Andrzej Markowski), солисты — Орель Николе и Хайнц Холлигер. dur. 32'
    Партита для скрипки с оркестром (в 6 частях). Посв. Леониду Когану. 1981. Премьера: 23 марта 1981, Москва. Дирижер — Павел Коган, солист — Леонид Коган. Издание: Москва, Музыка, 1990. dur. 29'
    Концерт для фагота и виолончели с оркестром (одночастный). 1982. Премьера: 22 ноября 1990, Москва. Дирижер — Александр Ведерников, солисты — Валерий Попов и Александр Судзиловский. dur. 32'
    Камерная музыка для альта, клавесина и струнных. 1982. Премьера: 7 мая 1983, Москва. Дирижер — Саулюс Сондецкис, солист — Юрий Башмет. dur. 12'
    «Tod ist ein langer Schlaf».Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром. Посв. Ивану Монигетти. 1982. Премьера: 30 мая 1982, Москва. Дирижер — Павел Коган, солист — Иван Монигетти. Издание: Гамбург, Sikorski, 1983. Также — Москва, Сов.композитор, 1986. dur. 12'
    Концерт для двух альтов, клавесина и струнных (одночастный). 1984. Премьера: 24 июня 1991, Амстердам. Дирижер — Лев Маркиз, солисты — Нобуко Имаи (Nobuko Imai) и Петра Вале (Petra Vahle). dur. 28'
    «Happy end» для двух скрипок, виолончели, контрабаса и струнных. 1985. Премьера: 4 декабря 1989, Калининград. Ансамбль «Amadeus», дирижер — Валентин Зверев. dur. 12'
    Пять каприсов Паганини для скрипки и струнных. 1985. Премьера: 5 февраля 1986, Москва. Дирижер — Саулюс Сондецкис, солист — Олег Каган. dur. 15'
    Концерт для гобоя с оркестром (в 3 частях). Посв. Хайнцу Холлигеру. 1986. Премьера: 4 марта 1988, Кёльн. Дирижер — Матиас Бамерт (Mathias Bamert), солист — Хайнц Холлигер. dur. 26'
    Концерт для альта с оркестром (в 4 частях). Посв. Юрию Башмету. 1986. Премьера: 2 сентября 1986, Берлин. Дирижер — Шарль Дютуа (Charles Dutoit), солист — Юрий Башмет. Издание: Москва, Сов.композитор, 1990. dur. 38'
    Концерт для кларнета с оркестром (в 2 частях). Посв. Эдуарду Бруннеру. 1989. Премьера: 8 июля 1989, Любек. Дирижер — Удо Циммерманн (Udo Zimmermann), солист — Эдуард Бруннер (Eduard Brunner). dur. 26'
    Концерт для гитары с оркестром (одночастный). Посв. Кристофу, Томасу и Марии-Кристине Верман. 1991. Премьера: 30 ноября 1991, Штутгарт. Дирижер — Александр Винтерзон (Alexander Winterson), солист — Райнберт Эверс (Reinbert Evers). dur. 26'
    Концерт для флейты, вибрафона, клавесина и струнного оркестра (одночастный). Посв. Хайнцу А.Хертах. 1993. Премьера: 17 августа 1993, Люцерн. Дирижер — Рудольф Баумгартнер (Rudolf Baumhartner), солисты — Дмитрий Денисов, Владимир Голоухов и Иван Соколов. dur. 18'

Другие произведения для оркестра

    «Живопись» для большого оркестра. Посв. Борису Биргеру. 1970. Премьера: 30 октября 1970, Вайц. Дирижер — Эрнст Бур (Ernest Bour). dur. 11'
    «Акварель» для двадцатичетырех струнных. 1975. Премьера: 12 июня 1975, Париж. Дирижер — Даниэль Шабрэн (Daniel Chabrun). Издание: Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып.4. — Москва, Сов.композитор, 1989.dur. 12'
    Эпитафия для камерного оркестра. 1983. Премьера: И сентября 1983, Реджио Эмилия (Reggio Emilia). Дирижер — Джорджо Бернаскони (Giorgio Bernasconi). dur. 6'
    «Исповедь». Сюита из балета (в 8 частях). 1985. Премьера: 22 октября 1985, Москва. Дирижер — Василий Синайский. dur. 35'
    «Колокола в тумане» для большого оркестра. 1988. Премьера: 19 августа 1988, Москва. Дирижер — Леонид Николаев. dur. 15'

0

8

Камерно-инструментальная музыка

Произведения для фортепиано. Фортепианные ансамбли

    Багатели. 7 пьес. Посв. Михаилу Воскресенскому. 1960. Издание: Лейпциг, Peters, 1971. Также — Москва, Сов.композитор, 1963. dur. 8'
    Вариации. 1961. Премьера: 28 марта 1965, Копенгаген. Солист — Торбен Петерсон (Torben Peterson). Издание: Кёльн, Gerig10, 1968. dur. 5'
    Три пьесы для фортепиано в четыре руки. Посв. Сьюзан Брэдшоу и Ричарду Р.Беннетт. 1967. Премьера: 16 февраля 1968, Лондон. Солисты — Сьюзан Брэдшоу (Susan Bradshaw) и Ричард Р.Беннетт (Richard-Rodney Bennett). Издание: Вена, Universal Edition, 1968. Также — Пьесы советских композиторов. Вып.5. — Москва, Сов.композитор, 1980. dur. 11'
    «Знаки на белом». 1974. Премьера: 26 сентября 1974, Варшава. Солист — Адам Феллеги (Adam Fellegi). Издание: Кёльн, Gerig, 1978. Также — Концертные произведения советских композиторов для фортепиано. Вып.9. — Москва, Сов.композитор, 1981. dur. 16'
    Вариации на тему Генделя. Посв. Феликсу Готлибу. 1986. Премьера: 26 марта 1987, Ленинград. Солист — Феликс Готлиб. Издание: Концертные произведения советских композиторов для фортепиано. Вып.16. — Москва, Сов.композитор, 1990. dur. 23'
    «Точки и линии» для двух фортепиано в восемь рук. Посв. «Orgella-Kwartet». 1988. Премьера:, 2 октября 1988, Амстердам. «Orgella-Kwartet». dur. 12'
    «Pour Daniel». Посв. Даниэлю Баренбойму. 1989. dur. 2'
    «Отражения». 1989. Премьера: 23 ноября 1989, Глазго. Солистка — Сьюзан Брэдшоу. dur. 12'

Произведения для других инструментов соло

    Соло для флейты. Посв. Орелю Николе. 1971. Премьера: 29 апреля 1973, Виттен. Солист — Орель Николе. Издание: Кёльн, Gerig, 1973. Также — Произведения советских композиторов для флейты соло. — Москва, Сов.композитор, 1980. dur. 3'
    Соло для гобоя. Посв. Хайнцу Холлигеру. 1971. Премьера: Хельсинки. Солист — Хайнц Холлигер. Издание: Кёльн, Gerig, 1973. Также — Пьесы для гобоя соло. — Москва, Сов.композитор, 1982. dur. 4'
    Соната для кларнета соло (в 2 частях). Посв. Льву Михайлову. 1972. Премьера: 24 января 1974, Москва. Солист — Лев Михайлов. Издание: Кёльн, Gerig, 1973. Также — Произведения советских композиторов для кларнета соло. — Москва, Сов.композитор, 1978. dur.6'
    Соло для трубы. 1972. dur. 3'
    Соната для скрипки соло (в 3 частях). Посв. Леониду Когану. 1978. Премьера: 19 октября 1978, Гамбург. Солистка — Ёсико Накара (Yoshiko Nakara). Издание: Гамбург, Sikorski, 1978. Также — Новые сочинения советских композиторов для скрипки соло. Вып.3. — Москва, Сов.композитор, 1980. dur. 13'
    «Мёртвые листья» для клавесина, 1980. Премьера: 8 октября 1983, Берлин. Солистка — Рут Цехлин (Ruth Zechlin). Издание: Лейпциг, DVFM11, 1984. dur. 6'
    Соната для гитары соло (в 3 частях: Токката, Колыбельная, Воспоминание об Испании). Посв. Райнберту Эверсу. 1981. Премьера: 14 декабря 1981, Москва. Солист — Николай Комолятов. Издание: Гамбург, Sikorski, 1982. dur. 14'
    Соната для фагота соло (в 3 частях). Посв. Валерию Попову. 1982. Премьера: 1 ноября 1982, Москва. Солист — Валерий Попов. Издание: Париж, Leduc, 1985. Dur. 15'
    Соната для флейты соло (в 3 частях). 1982. Премьера: 15 февраля 1984, Мюнстер. Солист — Пауль Майзен (Paul Meisen). Издание: Париж, Leduc, 1985. Dur. 16'
    Пять этюдов для фагота соло. Посв. Валерию Попову. 1983. Издание: Лейпциг, DVFM, 1986. Также — Произведения советских композиторов для фагота соло. Вып.2. — Москва, Сов. композитор, 1985. Dur. 15'
    Две пьесы для флейты соло (Пастораль, Движение). 1983. Издание: Лейпциг, DVFM, 1987. Dur. 8'.
    «Зимний пейзаж» для арфы. 1987. Издание: Лейпциг, DFVM, 1990. Dur. 7'
    «От сумерек к свету» (Des ténèbres à la lumière) для баяна, 1995. Издание: Париж, Leduc, 1996. Dur. 15'.

Произведения для солирующих инструментов и фортепиано

    Соната для флейты и фортепиано (одночастная). Посв. Александру Корнееву. 1960. Премьера: 27 марта 1962, Москва. Солисты — Александр Козлов и Галина Рубцова. Издание: Москва, Музыка, 1967. Dur. 10'
    Соната для скрипки и фортепиано (в 3 частях). 1963. Премьера: 1 апреля 1972, Москва. Солисты — Гидон Кремер и Олег Майзенберг. Издание: Лейпциг, Peters, 1971. Также — Москва, Музыка, 1971. Dur. 12'
    Три пьесы для виолончели и фортепиано. Посв. Наталье Гутман. 1967. Премьера: И мая 1968, Москва. Солисты — Наталья Гутман и Борис Берман. Издание: Вена, Universal Edition, 1972. Также — Москва, Сов. композитор, 1978. dur. 7'
    Соната для саксофона и фортепиано (в 3 частях). Посв. Жан-Мари Лондейксу. 1970. Премьера: 14 декабря 1970, Чикаго. Солисты — Жан-Мари Лондейкс (Jean-Marie Londeix) и Энриетт Пьиж-Роже (Henriette Puig-Roget). Издание: Париж, Leduc, 1973. Также — Пьесы советских композиторов для саксофона и фортепиано. Вып.2. — Москва, Сов. композитор, 1982. dur. 12'
    Соната для виолончели и фортепиано (в 2 частях: Речетатив, Токката). Посв. Наталье Гутман. 1971. Премьера: 8 апреля 1971, Руайан (Royan). Солисты — Пьер Пенассу (Pierre Penassou) и Мария-Елена Бариентос (Maria-Elena Barrientos). Издание: Лейпциг, Peters, 1973. Также — Концертные пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. Вып. 2. — Москва, Сов.композитор, 1981. dur. 10'
    Две пьесы для альт-саксофона и фортепиано. Посв. Льву Михайлову. 1974. Премьера: июнь 1974, Бордо. Солисты — Лев Михайлов и Игорь Катаев. Издание: Париж, Leduc, 1978. dur. 5'
    Хорал-вариации для тромбона и фортепиано. Посв. Анатолию Скобелеву. 1975. Премьера: 27 августа 1976, Венеция. Солист — Джеймс Фулькерсон (James Fulkerson). Издание: Париж, Leduc, 1979. Также — Пьесы советских композиторов для тромбона и фортепиано. — Москва, Музыка, 1986. dur. 8'
    Четыре пьесы для флейты и фортепиано. Посв. Орелю Николе. 1977. Премьера: 21 апреля 1978, Париж. Солисты — Орель Николе и Юрг Виттенбах (Jurg Wittenbach). Издание: Париж, Leduc, 1978. Также — Пьесы советских композиторов для флейты и фортепиано. Вып.1. — Москва, Сов.композитор, 1981. dur. 10'
        Прелюдия и Ария для флейты и фортепиано. 1978. Издание: Париж, Leduc, 1979. Также — Произведения советских композиторов для флейты и фортепиано и флейты соло. — Москва, Сов.композитор, 1984. dur.6'
        «Es ist genug». Вариации на тему Баха для альта и фортепиано. 1984. Издание: Лейпциг, DVFM, 1991. Также — Гамбург, Sikorski, 1991. dur. 14'
    «Paysage au clair de lune» для кларнета и фортепиано. 1985. Издание: Париж, Billaudaut, 1987. dur. 3'
    Вариации на тему Шуберта для виолончели и фортепиано. Посв. Александру Рудину. 1986. Премьера: 8 марта 1986, Москва. Солисты — Александр Рудин и Владимир Сканави. Издание: Гамбург, Sikorski, 1988. dur. 15'

0

9

Произведения для двух солирующих инструментов (без фортепиано)

    Соната для флейты и гитары (в 3 частях: Диалог, Ноктюрн, Серенада). 1977. Премьера: 25 декабря 1978, Москва. Солисты — Ирина Лозбень и Николай Комолятов. Издание: Гамбург, Sikorski, 1978. dur. 15'
    Соната для скрипки и органа (в 2 частях). Посв. Михаилу Фихтенгольцу. 1982. Премьера: 26 марта 1983, Ленинград. Солисты — Михаил Фихтенгольц и Евгения Лисицина. dur.23'
    Соната для флейты и арфы (в 2 частях). 1983. Премьера: 7 января 1984, Москва. Солисты — Марина Ворожцова и Ольга Эльдарова. Издание: Париж, Leduc, 1985. Также — Пьесы для камерных ансамблей. Вып.7. — Москва, Сов. композитор, 1990. dur. 10'
    Дуэт для флейты и альта. Посв. Дмитрию Денисову. 1985. Премьера: 28 марта 1990, Москва. Солисты — Дмитрий Денисов и Игорь Богуславский. Издание: Париж, Leduc, 1989. dur. 6'

Произведения для солирующего инструмента и ансамбля

    «Три картины Пауля Клее» («Диана в осеннем ветре», «Сенечио», «Дитя на перроне») для альта и ансамбля (гобой, валторна, вибрафон, фортепиано, контрабас). Посв. Игорю Богуславскому. 1985. Премьера: 27 января 1985, Москва, Солист — Игорь Богуславский. Издание: Лейпциг, DVFM, 1986. Также — Пьесы для камерных ансамблей. Вып.4. — Москва, Сов. композитор, 1986 (только «Диана в осеннем ветре»). dur.23'
    «Es ist genug». Вариации на тему хорала Баха для альта и ансамбля (флейта, гобой, челеста, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас). Вторая редакция. 1986. Премьера: 3 сентября 1989, Люцерн. Ансамбль «Camerata», дирижер — Хайнц Холлигер, солист — Кристоф Шиллер (Christoph Schiller). Издание: Москва, Музыка, 1991. dur. 14'

Произведения для двух солирующих инструментов и ансамбля

    «Романтическая музыка» для гобоя, арфы и струнного трио. Посв. Хайнцу и Урсуле Холлигер. 1968. Премьера: 16 мая 1969, Загреб. «Trio a cordes français», солисты — Хайнц и Урсула Холлигер. Издание: Лондон, Universal Edition, 1970. Также — Пьесы для камерного ансамбля. — Москва, Музыка, 1977. dur. 11'
    «Посвящение» для флейты, кларнета и струнного квартета. Посв. «Nash-ensemble». 1991. Премьера: 6 февраля 1992, Лондон. «Nash-ensemble». dur. 15'

Трио

    Струнное трио (одночастное). Посв. «Trio a cordes de Paris». 1969. Премьера: 23 октября 1969, Париж. «Trio a cordes de Paris». Издание: Вена, Universal Edition, 1972. Также — Эдисон Денисов. Произведения для струнных. — Москва, Сов.композитор, 1981. dur. 10'
    Фортепианное трио (в 4 частях). 1971. Премьера: 30 октября 1972, Москва. Солисты — Валерия Вилькер, Марк Дробинский и Виктор Деревянко. Издание: Лейпциг, Peters, 1975. dur. 20'
    Трио для гобоя, виолончели и клавесина (в 3 частях). 1981. Премьера: ноябрь 1981, Донауэшинген (Donaueschingen). «Aulos-trio». Издание: Лейпциг, Peters, 1984. dur.30'

Квартеты

    Струнный квартет № 2 (в 3 частях). Памяти Белы Бартока. 1961. Издание: Эдисон Денисов. Произведения для струнных. — Москва, Сов.композитор, 1981. dur. 13'
    Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели (в 2 частях). 1989. Премьера: 7 ноября 1989, Тренто. Солисты — Дмитрий Денисов, Евгения Алиханова, Татьяна Кохановская, Ольга Огранович. dur.26'
    Четыре пьесы для струнного квартета. Посв. Альфреду Шлее. 1991. Премьера: июнь 1991, Лондон. «Arditti-quartet». dur.6'

Квинтеты

    Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (в 2 частях). 1969. Премьера: 10 октября 1970, Амстердам. «Danzi-Quintett». Издание: Лондон, Universal Edition, 1971. Также — Пьесы для духовых ансамблей. Вып.2.- Москва, Сов.композитор, 1979. dur.6'
    Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (в 3 частях). 1987. Премьера: 24 мая 1987, Бристоль. Ансамбль «Chameleon». dur.24'
    Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (в 3 частях). Посв. Эдуарду Бруннеру. 1987. Премьера: 30 мая 1987, Саарбрюкен (Saarbrücken). Солисты — Эдуард Бруннер и Квартет SDR. Издание: Гамбург, Sikorski, 1991. dur.19'
    8 Квинтет для четырех саксофонов и фортепиано (в 3 частях). Посв. Клоду и Одиль Делангль (Claude, Odile Delangle). 1991.
    Премьера: 20 февраля 1993, Париж. «Quintette Delangle». Издание: Париж, Leduc, 1992. dur.25'

Секстет

    Секстет для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, альта и виолончели (в 2 частях). 1984. Премьера: 15 июля 1985, Челтенхэм (Cheltenham). Ансамбль «Capricorn». Издание: Лондон, Boosey&Hawkes, 1988. dur. 14'

Октет

    Октет для двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн (в 2 частях). Посв. «Bläserensemble Sabine Meyer». 1991. Премьера: 19 июля 1991, Вотерзен (Wotersen). «Bläserensemble Sabine Meyer». Издание: Гамбург, Sikorski, 1991. dur. 18'

Ансамбли для разных инструментов

    Музыка для одиннадцати духовых и литавр (в 3 частях). Посв. Геннадию Рождественскому. 1961. Премьера: 15 ноября 1965, Ленинград. Дирижер — Геннадий Рождественский. Издание: Лейпциг, Peters, 1972. dur.7'
    Crescendo e diminuendo для клавесина и двенадцати струнных. 1965. Премьера: 14 мая 1967, Загреб. Дирижер — Игорь Гядров. Издание: Вена, Universal Edition, 1972. dur.6'
    «Ода» для кларнета, фортепиано и ударных. 1968. Премьера: 22 января 1968, Москва. Солисты — Лев Михайлов, Борис Берман, Валентин Снегирёв. Издание: Москва, Сов.композитор, 1976. dur.8'
    «DSCH» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано. 1969. Премьера: 26 сентября 1969, Варшава. Ансамбль «Atelier de musique». Издание: Вена, Universal Edition, 1972. Также — Пьесы для камерного ансамбля. Вып.1. — Москва, Сов.композитор, 1980. dur.5'
    «Силуэты» для флейты, двух фортепиано и ударных (в 5 частях: Донна Анна, Людмила, Лиза, Лорелея, Мария). 1969. Премьера: 5 октября 1969, Баден-Баден. Ансамбль Томаша Сикорского. Издание: Пьесы для камерного ансамбля. Вып.3. — Москва, Сов.композитор, 1983. dur. 10'
    Канон памяти Игоря Стравинского для флейты, кларнета и арфы. 1971. Премьера: Лондон, 1972. Издание: Кёльн, Gerig, 1979. Также — Альбом пьес для арфы. Вып.1. — Москва, Сов. композитор, 1979. dur.3'
    Три пьесы для клавесина и ударных (Отражения, Совпадения, Изолированные точки в пространстве). 1972. Премьера: 8 октября 1983, Москва. Солисты — Валерий Камышов и Марк Пекарский. dur.5'
    Две пьесы для трех инструментов. 1978. Премьера: 3 июля 1984, Лондон. Ансамбль «Capricorn». Издание: Лондон, Boosey & Hawkes, 1987. dur.5'
    Прелюдия для четырех арф. 1972. Издание: Новые произведения советских композиторов для арфы и ансамбля с арфой. — Москва, Сов.композитор, 1983. dur.5'
    «In Deo speravit cor meum» для скрипки (флейты), гитары и органа. 1984. Премьера: 1 ноября 1984, Кассель. Солисты — Отфрид Нис (Otfried Nies), Райнберт Эверс (Reinbert Evers), Клаус Мартин Циглер (Klaus Martin Ziegler). dur. 12'
    «Hommage a Pierre» для камерного ансамбля (2 флейты, 2 кларнета, валторна, вибрафон, арфа, фортепиано, скрипка, альт, виолончель). Посв. Пьеру Булезу. 1985. Премьера: 31 сентября 1985, Баден-Баден. Ансамбль «Intercontemporain». Издание: Париж, Leduc, 1987. dur.9'
    Три пьесы для ударных (Черные облака, Возникновения и исчезновения, Лучи далеких звезд в искривленном пространстве). 1989. Премьера: 14 апреля 1989, Москва. Солист — Марк Пекарский. Издание: Лейпциг, DVFM, 1990 (первая пьеса), 1992 (вторая пьеса). dur.25'
    Вариации на тему Моцарта для восьми флейт. 1990. Премьера: 25 января 1991, Мюнхен. Солисты — Андраш Адорьян, Вильям Беннетт (William Bennett), Мишель Дебост, Петер-Лукас Граф (Peter-Lukas Graf), Хироси Хари (Hiroshi Hari), Максанс Ларрьё (Маxence Larrieu), Вольфганг Шульц (Wolfgang Schulz), Рансом Вильсон (Ransom Wilson). Издание: Париж, Billaudaut, 1992. dur. 10'

0

10

Произведения для хора

Произведения для хора, солистов и оркестра

    Реквием для сопрано, тенора, хора и оркестра на стихи Франциско Танцера и литургические тексты (в 5 частях). 1980. Премьера: 30 октября 1980, Гамбург. Дирижер — Фрэнсис Трэвис (Francis Travis), солисты — Ева Чапо (Eva Csapo), Лутц Михаель Хердер (Lutz Michaels Herder). Издание: Гамбург, Sikorski, 1983. dur.36'
    «Колен и Хлоя». Сюита из оперы «Пена дней» для сопрано, меццо-сопрано, тенора, хора и оркестра (в 8 частях). 1981. Премьера: 17 октября 1983, Москва. Дирижер — Василий Синайский, солисты — Нелли Ли, Нина Терентьева, Николай Думцев. dur.36'
    Kyrie для хора и оркестра. Памяти Моцарта. 1991. Премьера: 25 августа 1991, Штутгарт. Дирижер — Руперт Хубер (Rupert Huber). dur. 10'
    «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» для тенора, баса, хора и оркестра на тексты из Нового Завета и православной литургии (в 7 частях: Рождение Христа, Поклонение волхвов, Нагорная проповедь, Видение, Гефсиманский сад, Голгофа, Воскресение). 1992. dur.60'

Произведения для хора без сопровождения

    «Приход весны» на стихи Афанасия Фета (в 5 частях). 1984. Премьера: 7 ноября 1986, Москва. Дирижер — Валерий Полянский. dur.8'
    «Свете тихий» на литургический текст. 1988. Премьера: 30 января 1989, Таллин. dur. 17'

0

11

Произведения для голоса

Произведения для голоса и фортепиано

    «Весёлый час» для голоса и фортепиано на стихи русских поэтов XVIII века (в 5 частях). 1961. Премьера: 12 декабря 1971, Москва. Солист — Михаил Рыба. dur. 10'
    Две песни на стихи Ивана Бунина для сопрано и фортепиано. 1970. Премьера: 3 апреля 1971, Халле. Солистка — Розвита Трекслер (Roswitha Trexler). Издание: Э.Денисов. Вокальные произведения. Тетр.2. — Москва, Сов.композитор, 1987. dur.5'
    «На повороте» для голоса и фортепиано на стихи Осипа Мандельштама (в 4 частях). 1979. Премьера: 28 января 1980, Москва. Солисты — Лидия Давыдова и Василий Лобанов. Издание: «Из поэзии Мандельштама». — Москва, Сов. композитор, 1992. dur.7'
    «Пять стихотворений Евгения Баратынского» для голоса и фортепиано. 1979. Премьера: 28 января 1980, Москва. Солисты — Ирина Муратова и Василий Лобанов. Издание: Э.Денисов. Вокальные произведения. Тетр.2. — Москва, Сов.композитор, 1987. dur.9'
    «Твой облик милый» для голоса и фортепиано на стихи Александра Пушкина (в 10 частях). 1980. Премьера: 8 декабря 1980, Москва. Солисты — Алексей Мартынов и Василий Лобанов. Издание: Москва, Музыка, 1984. dur. 19'
    «Флоре» для голоса и фортепиано на стихи Аттилы Йожефа (в 3 частях). 1980. Премьера: 1 ноября 1982, Москва. Солисты — Алексей Мартынов и Василий Лобанов. Издание: Э.Денисов. Вокальные произведения. Тетр.2. — Москва, Сов.композитор, 1987. dur.6'
    «На снежном костре» для голоса и фортепиано на стихи Александра Блока (в 24 частях). 1981. Премьера: 12 апреля 1982, Москва. Солисты — Алексей Мартынов и Аристотель Константиниди. Издание: Москва, Сов.композитор, 1990. dur.57'
    «Свет и тени» для баса и фортепиано на стихи Владимира Соловьёва (в 3 частях). 1982. Премьера: 31 октября 1983, Москва. Солисты — Анатолий Сафиулин и Георгий Федоренко. Издание: Э.Денисов. Вокальные произведения. Тетр.2. — Москва, Сов.композитор, 1987. dur.7'

Произведения для голоса и инструментального ансамбля

    «Песни Катулла» («Canti di Catullo») для голоса и трех тромбонов (в 4 частях). 1962. Премьера: 18 марта 1982, Москва. Солисты — Анатолий Сафиулин и трио тромбонов Большого театра. Издание: Произведения для голоса и камерного ансамбля. Вып.1. — Москва, Сов.композитор, 1982. dur.8'
    «Солнце инков» для сопрано и ансамбля (флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, скрипка, виолончель, два фортепиано, ударные) на стихи Габриэлы Мистраль (в 6 частях). Посв. Пьеру Булезу. 1964. Премьера: 30 ноября 1964, Ленинград. Дирижер — Геннадий Рождественский, солистка — Лидия Давыдова. Издание: Лондон, Universal Edition, 1971. dur.20'
    «Итальянские песни» для сопрано, скрипки, флейты, валторны и клавесина на стихи Александра Блока (в 4 частях). 1964. Премьера: 10 мая 1966, Ленинград. Дирижер — Игорь Блажков, солистка — Лидия Давыдова. Издание: Будапешт, Muzsika, 1973. dur. 19'
    «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных на русские народные тексты (в 6 частях). 1966. Премьера: 17 декабря 1968, Брюссель. Солистка — Бася Ретчитска (Basia Retchitska). Издание: Вена, Universal Edition, 1972. dur.29'
    «Пять историй о господине Койнере» для тенора и семи инструментов (кларнет-piccolo, альт-саксофон, труба, тромбон, фортепиано, контрабас, ударные) на тексты Бертольда Брехта. 1966. Премьера: 20 февраля 1968, Берлин. Дирижер — Иохим Фрейер (Joachim Freyer), солист — Хорст Хистерманн (Horst Histermann). Издание: Произведения для голоса и инструментального ансамбля. — Москва, Музыка, 1978. dur. 13'
    «Жизнь в красном цвете» для голоса, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных на стихи Бориса Виана (в 7 частях). 1973. Премьера: май 1973, Загреб. Солистка — Розвита Трекслер (Roswitha Trexler). dur.23'
    «Весёлый час» для голоса и фортепианного трио на стихи русских поэтов XVIII века. Вторая редакция. 1975. dur. 10'
    «Листья» («Blätter») для сопрано и струнного трио на стихи Франциско Танцера (в 5 частях). Посв. Росвите Трекслер. 1978. Премьера: 28 января 1980, Москва. Солистка — Лидия Давыдова. Издание: Гамбург, Sikorski, 1979. dur.9'
    «Боль и тишина» для меццо-сопрано, кларнета, альта и фортепиано на стихи Осипа Мандельштама (в 4 частях). 1979. Премьера: 28 января 1980, Москва. Солистка — Елена Друженкова. Издание: Произведения для голоса и камерного ансамбля. Вып.3. — Москва, Сов.композитор, 1988. dur. 11'
    «Пожелание добра» («Wishing well») для голоса кларнета, альта и фортепиано на стихи Франциско Танцера. 1986. Премьера: 1 марта 1986, Нью-Йорк. Ансамбль «Continuum» dur.6'
    «Четыре стихотворения Жерара де Нерваля» для голоса, флейты и фортепиано. 1989. Премьера: 22 июля 1989, Давос. Солисты — Эрнст Хэфлигер (Ernst Haefliger), Орель Николе и Андреас Хэфлигер (Andreas Haefliger). dur. 10'

Произведения для голоса и оркестра

    «Осенняя песня» («Chant d’automne») для сопрано и большого оркестра на стихи Шарля Бодлера (в 4 частях). 1971. Премьера: 16 мая 1971, Загреб. Дирижер — Само Хубад (Samo Hubad), солистка — Дороти Дороу (Dorothy Dorow). Издание: Вена, Universal Edition, 1972. dur. 13'
    «Твой облик милый» для голоса и оркестра на стихи Александра Пушкина (в 10 частях). Вторая редакция. 1982. Премьера: 30 октября 1984, Москва. Дирижер — Геннадий Рождественский, солист — Алексей Мартынов. dur. 19'
    «В высоте небес…» («Au plus haut des cieux…») для голоса и камерного оркестра на стихи Жоржа Батая (в 12 частях). 1986. Премьера: 11 мая 1987, Париж. Ансамбль «Intercontemporain», дирижер — Петер Этвеш (Peter Eötvös), солистка — Мари Анжель (Marie Angel). Издание: Париж, Le Chant du monde, 1992. dur.20'
    «Рождественская звезда» для голоса, флейты и струнных на стихи Бориса Пастернака. 1989. Премьера: 28 декабря 1989, Москва. Дирижер — Юрий Башмет, солисты — Елена Брылева и Дмитрий Денисов. dur. 10'

Вокальные ансамбли

    «Осень» для тринадцати солистов на стихи Велимира Хлебникова (в 3 частях). 1968. Премьера: 30 марта 1969, Руайан. Дирижер — Марсель Куро (Marcel Couraud). Издание: Хоры советских композиторов. — Москва, Сов.композитор, 1985. dur.6'
    «Три отрывка из Нового Завета» («Trois fragments du Nouveau Testament») для контратенора, двух теноров, баритона, флейты и колоколов. 1989. Премьера: 7 декабря 1990, Базель. «Hilliard-Ensemble». dur.8'
    «Легенды подземных вод» («Legendes des eaux souterraines») для двенадцати солистов на стихи Ива Бержере (Ives Bergeret). 1989.dur. 15'

0

12

Особые жанры
Инструментальный театр

    «Голубая тетрадь» для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов на стихи Александра Введенского и тексты Даниила Хармса (в 10 частях). 1984. Премьера: 11 апреля 1985, Ростов-Дон. Солистка — Елена Комарова. dur.45'
    «Пароход плывет мимо пристани». Музыка для шумового оркестра. Посв. Марку Пекарскому и его ансамблю. 1986. Премьера: 1 апреля 1987, Москва. Ансамбль Марка Пекарского. dur. 10'

Электронная и конкретная музыка

    «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной пленки. 1969. Премьера: 20 декабря 1970, Дубна. Солист — Алексей Любимов. dur.7'
    «На пелене застывшего пруда…» («Sur la nappe d’un étang glacé…») для 9 инструментов (флейта, гобой, кларнет, тpyбa, валторна, тромбон, фортепиано, арфа, вибрафон) и магнитофонной пленки. 1991. Премьера: 24 февраля 1993, Париж. Дирижер — Давид Робертсон (David Robertson). dur. 16'

Оркестровки

    Ю. Кочуров. «Дон Жуан» Сюита из балета для большого оркестра /1960/. Издание: Ленинград, Музыка, 1967.
    Мусоргский. «Детская» для сопрано и большого оркестра. 1976. Издание: Москва, Музыка, 1984.
    Мусоргский. «Без солнца» для баса и большого оркестра. 1981.
    Мосолов. «Три детские сцены» для голоса и камерного оркестра. 1981.
    Мосолов. «Газетные объявления» для голоса и камерного оркестра. 1981.
    Шуберт. Вальсы ор.9а для камерного оркестра. 1981.
    Шуберт. Вальсы ор.9а для большого оркестра. 1982.
    Шуберт. Вальсы ор.9Ь для камерного оркестра. 1982.
    Бетховен. Марш alla turca для камерного оркестра. 1982.
    Шуберт. Ave Maria для камерного оркестра. 1982.
    Шуберт. Grätzer Walzer op.91a для камерного оркестра. 1983.
    Шуберт. Вальсы ор.18а для камерного оркестра. 1983.
    Мусоргский. «Песни и пляски смерти» для баса и большого оркестра. 1983.
    Шуберт. Hommage aux belles Viennoises op.67 для камерного оркестра. 1983.
    Шуберт. Последние вальсы ор.127 для камерного оркестра. 1984.
    Шуберт. Вальсы ор.9b для большого оркестра. 1984.
    Шопен. Этюд cis-moll ор.10 № 4 для фортепиано и оркестра.1984.
    Шуберт. Вальсы ор.18а для большого оркестра. 1986.
    Дебюсси. Опера «Родриг и Химена». 1992.

0

13

Прочие музыкальные произведения
Юношеские произведения (1947—1951)

    Прелюдии для фортепиано (21). 1947—1949.
    «Классическая сюита» для двух фортепиано D-dur (в 5 частях: Прелюдия, Гавот, Менуэт, Интермеццо, Жига). 1948—1949.
    Гавот (из «Классической сюиты») для камерного оркестра. 1949.
    Песни для голоса и фортепиано на стихи Г.Гейне, А.Мицкевича, А.Блока, С.Есенина, М.Лермонтова. 1948—1949.
    «Неудача». Комическая сценка из Чехова. 1949.
    Сюита для оркестра и хора /1949/.
    Менуэт для гобоя и фортепиано /1949/.
    Песни для голоса и фортепиано на стихи А. Блока и Г.Гейне. 1950—1951.

Произведения, написанные в консерватории

    Пять песен для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бёрнса. 1951. Издание: Э.Денисов. Вокальные произведения. /Тетр.1/. — Москва, Сов.композитор, 1980 (только вторая и третья песни).
    «Вечер» для голоса и фортепиано на стихи Федора Тютчева. 1951.
    Два хора без сопровождения на стихи Аветика Исаакяна. 1952.
    Три романса для голоса и фортепиано на стихи Аветика Исаакяна. 1952.
    «Любишь ты весну» для голоса и фортепиано на стихи Шандора Пётефи. 1952.
    «Дуют ветры» для сопрано и фортепиано на стихи Алексея Кольцова. 1952.
    «За рекой, за горой». Русская народная песня. Обработка для хора без сопровождения. 1953.
    «Ноктюрны». Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано на стихи Бо Цзюй-и (в 8 частях). 1954. Издание: нотное приложение к журналу «Советская музыка». 1954. № 3 (только две песни). Полностью опубл.: Э.Денисов. Вокальные произведения /Тетр.1/. — Москва, Сов.композитор, 1980.
    Фортепианное трио (в 4 частях). Посв. Дмитрию Шостаковичу. 1954. Издание: Москва, Сов.композитор, 1960.
    Симфония для большого оркестра (в 4 частях). 1955.
    «Кузнецы вы, кузнецы». Русская народная песня. Обработка для голоса и фортепиано. 1955.
    «Ходит Бориска». Русская народная песня. Обработка для голоса и фортепиано. 1955.
    «Иван-солдат». Опера, 1 картина. 1956.
    Струнный квартет № 1 (в 3 частях). 1957.
    Симфониетта на таджикские темы (в 3 частях). 1957.
    Трио для скрипки, кларнета и фагота (в 2 частях). Посв. Николаю Пейко. 1957. Издание: Москва, Музыка, 1965.
    «Страдания юности». Вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи Генриха Гейне (в 10 частях). 1958. Издание: Э.Денисов. Вокальные произведения /Тетр.1/. — Москва, Сов.композитор, 1980.
    Соната для двух скрипок соло (в 3 частях: Интродукция, Вариации на две народные темы, Фуга). 1958. Издание: Москва, Музыка, 1967.
    Маленькая сюита для малого оркестра (в 5 частях: Мелодия, Дивертисмент, Пейзаж, Интермедия, Игра). 1958.
    Детская сюита для малого оркестра (в 5 частях: Марш, Русская песня, Шутка, Просьба, Финал). Посв. Николаю Литвинову. 1958. Издание: Москва, Музыка, 1965.
    «Музыкальные картинки».Сюита для малого оркестра (в 6 частях: Ранним утром, Веселая песенка, Ссора, Клоуны, Плясовая, Колыбельная). 1958. Издание: Москва, Сов.композитор, 1963.
    Три пьесы для скрипки и фортепиано (Импровизация, Адажио, Пляска). 1958. Издание. Москва, Сов.композитор, 1962 (только вторая и третья пьесы).
    «Иван-солдат». Опера в 3 актах и 5 картинах по русской народной сказке. 1959.
    «Родная сторона». Вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано на стихи Александра Прокофьева (в 4 частях). 1959. Издание: Романсы советских композиторов для среднего голоса и фортепиано. Вып.5. — Москва, Сов.композитор, 1978.
    Камерная симфония для кларнета, фагота, фортепиано и струнных (в 3 частях: Увертюра, Basso ostinato, Токката). 1960.
    «Сибирская земля». Оратория для чтеца, баса, смешанного хора и оркестра на стихи Александра Твардовского (в 5 частях). 1961.
    Дивертисмент в классическом стиле для фортепиано в 4 руки (в 5 частях: Прелюдия, Хорал, Менуэт, Ария, Фуга на тему BACH). 1961. Издание: Э.Денисов. Детские пьесы для фортепиано. — Москва, Сов.композитор, 198913.

Переложения

    Три переложения для гитары и голоса (П. Е. Фонцо, В.де Мельо, Неаполитанская серенада). Издание: Москва, Музгиз, 1956.
    Сен-Санс. Танго. Мексиканская народная песня. Переложение для двух мандолин (домр) и гитары. Издание: Москва, Музгиз, 1958.
    Равель. Испанская песня. Переложение для голоса и двух гитар. Издание: Москва, Музгиз, 1958.
    Альбом легких переложений для фортепиано в 4 руки. Вып.1, 2, 3. Составление и переложение Э.Денисова. Издание: Москва, Музгиз, 1961, 1962, 1963.
    Произведения французских композиторов. Легкие переложения для фортепиано в 4 руки Э.Денисова. Издание: Москва, Музыка, 1965.

0

14

Музыку для кино, театра, теле- и радио постановок

Более шестидесяти фильмов (художественных, научно-популярных, мультфильмов). Среди них:

    1964 — Голубая чашка,
    1965 — Лебедев против Лебедева,
    1967 — Сильные духом,
    1978 — Безымянная звезда,
    1980 — Идеальный муж,
    1983 — Дважды рожденный,
    1989 — Бумажные глаза Пришвина,
    1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным,
    1990 — Тело,
    1991 — Опыт бреда любовного очарования,
    1992 — Очень верная жена.

Более тридцати спектаклей. Среди них:

    Послушайте! (Вл. Маяковский),
    Живой (Б.Можаев),
    Обмен (Ю.Трифонов),
    Мастер и Маргарита (М.Булгаков),
    Преступление и наказание (Ф.Достоевский),
    Три сестры (А.Чехов),
    Театральный роман (М.Булгаков),
    Федра (М.Цветаева) — в «Театре на Таганке».
    Кабала святош (М.Булгаков),
    Дни Турбиных (М.Булгаков),
    Кот домашний средней пушистости (Вл. Войнович) — в театре «Современник».
    Чайка (А.Чехов) — в театре им. Маяковского. Подросток (Ф.Достоевский) — в Хельсинки.

Среди теле- и радио постановок:

    Гаргантюа и Пантагрюэль (Ф.Рабле)

        Пять баллад из музыки к спектаклю «Гаргантюа и Пантагрюэль» (на слова Ф.Вийона) опубл. в сборнике: Э.Денисов. Вокальные произведения /Тетр.1/. — Москва, Сов. композитор, 1980.

    Малыш и Карлсон, который живет на крыше (А.Линдгрен),
    Матушка Кураж (Б.Брехт),
    Аладдин и волшебная лампа.

0

15

Нетленная красота великих творений искусства живет в своем временном измерении, становясь высшей реальностью.
Э. Денисов

Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них — москвич Э. Денисов. Имея за плечами обучение игре на фортепиано (Томское музыкальное училище, 1950) и университетское образование (физико-математический факультет Томского университета, 1951), двадцатидвухлетний композитор поступил в Московскую консерваторию к В. Шебалину. Годы исканий после окончания консерватории (1956) и аспирантуры (1959) отмечены влиянием Д. Шостаковича, который поддержал талант молодого композитора и с которым Денисов сдружился в ту пору. Осознав, что консерватория научила его тому, как писали, а не тому, как надо писать, молодой композитор занялся освоением современных методов сочинения и поисками своего пути. Денисов изучил И. Стравинского, Б. Бартока (его памяти посвящен Второй струнный квартет — 1961), П. Хиндемита («и поставил на нем крест»), К. Дебюсси, А. Шенберга, А. Веберна.

Собственный стиль Денисова складывается постепенно в сочинениях начала 60-х гг. Первым ярким взлетом нового стиля стало «Солнце инков» для сопрано и 11 инструментов (1964, текст Г. Мистраль): поэзия природы, с отголосками древнейших анимистских образов, выступает в наряде звонких радужных интенсивных музыкальных красок. Другая грань стиля — в Трех пьесах для виолончели и фортепиано (1967): в крайних частях это музыка углубленной лирической сосредоточенности, напряженная виолончельная кантилена с нежнейшими звучаниями рояля в высоком регистре, в контрасте с величайшей ритмической энергией асимметричных «точек, уколов, шлепков», даже «выстрелов» средней пьесы. Сюда же примыкает и Второе фортепианное трио (1971) — музыка сердца, тонкая, поэтичная, концепционно значительная. Стиль Денисова многосторонен. Но многое ходовое, модное в современной музыке он отвергает — имитацию чужого стиля, неопримитивизм, эстетизацию банальности, конформистскую всеядность. Композитор говорит: «Красота — одно из самых важных понятий в искусстве». В наше время у многих композиторов ощутимо стремление к поиску новой красоты. В 5 пьесах для флейты, двух фортепиано и ударных Силуэты (1969) из пестрой звуковой ткани вырисовываются портреты знаменитых женских образов — Донны Анны (из «Дон-Жуана» В. А. Моцарта), глинкинской Людмилы, Лизы (из «Пиковой дамы» П. Чайковского), Лорелеи (из песни Ф. Листа), Марии (из «Воццека» А. Берга). «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты (1969) вносит в концертный зал аромат русского леса, птичьи голоса, щебеты, другие звуки природы — источника чистой и вольной жизни. «Я согласен с Дебюсси, что видеть восход солнца это композитору может дать гораздо больше, чем прослушивание „Пасторальной симфонии“ Бетховена». В пьесе «DSCH» (1969), написанной в честь Шостаковича (название — его инициалы), используется буквенная тема (на такие темы сочиняли музыку Жоскен Депре, И. С. Бах, сам Шостакович). В других сочинениях Денисов широко применяет хроматическую интонацию EDS, дважды звучащую в его имени и фамилии: EDiSon DEniSov. Огромное влияние оказал на Денисова непосредственный контакт с русским фольклором. О цикле «Плачи» для сопрано, ударных и фортепиано (1966) композитор говорит: «Здесь нет ни одной народной мелодии, но вся вокальная линия (в целом даже и инструментальная) связана самым прямым образом с русским фольклором без всяких моментов стилизации и без всякого цитирования».

Фантастическое сочетание изысканной красоты утонченных звучаний и абсурдистского текста составляет основной тон десятичастного цикла «Голубая тетрадь» (на ст. А. Введенского и Д. Хармса, 1984) для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов. Сквозь невероятный гротеск и хлесткий алогизм («Там томился в клетке Бог без очей, без рук, без ног...» — № 3) вдруг пробиваются трагические мотивы («Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир» — № 10).

С 70-х гг. все чаще Денисов обращается к крупным формам. Это инструментальные концерты (св. 10), замечательный Реквием (1980), но он — скорее высокая философская поэма о жизни человеческой. К лучшим достижениям относятся Скрипичный концерт (1977), лирически проникновенный Виолончельный (1972), оригинальнейший Concerto piccolo (1977) для саксофониста (играющего на разных саксофонах) и огромного оркестра ударных (6 групп), балет «Исповедь» по А. Мюссе (пост. 1984), оперы «Пена дней» (по роману Б. Виана, 1981), с большим успехом исполненная в Париже в марте 1986 г., «Четыре девушки» (по П. Пикассо, 1987). Обобщением зрелого стиля явилась Симфония для большого оркестра (1987). Эпиграфом к ней могли бы стать слова композитора: «в моей музыке лиризм — это самое главное». Широта симфонического дыхания достигается многообразным спектром лирических звучностей — от нежнейших дуновений до могучих волн экспрессивных нагнетаний. В связи с 1000-летием крещения Руси Денисов создал большое произведение для хора a cappella «Свете тихий» (1988).

Искусство Денисова духовно родственно «петровской» линии русской культуры, традиции А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого. Стремясь к высокой красоте, оно противостоит частым в наше время тенденциям упрощенчества, всеопогляющей легкодоступности поп-мышления.

Ю. Холопов

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Композиторы, дирижёры и музыканты » Эдисон Денисов - русский композитор, музыковед