"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Индийского кино » Радж Капур - режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино


Радж Капур - режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Ранбир Радж Капур
http://s2.uploads.ru/t/rTq3F.jpg

(хинди राज कपूर, англ. Raj Kapoor; 14 декабря 1924, Пешавар, Британская Индия, ныне Пакистан — 2 июня 1988, Дели, Индия) — режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино.

На родине Радж Капур собрал все существующие награды и регалии, продолжает получать их по сей день посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и знаменитый «голубоглазый король Востока». В России получил звание «товарищ Бродяга», а в Европе «индийский Пётр I».

Радж Капур — один из самых популярных актеров за всю историю кино. Он получил признание как критиков, так и простых людей. Но если критики, историки кино и искусствоведы больше интересуются режиссёрскими работами Капура, то «простые люди» помнят и любят его прежде всего как актера, причем зачастую как актера одного образа — образа «Бродяги». Именно с образом «Бродяги» ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов.

На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет невероятное число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из «пионеров» и классиков индийского кино эпохи его Золотого Века. Наряду с такими актерами, как Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Джеймс Дин, и др., является поп-иконой своего времени. В пятидесятые годы в СССР, как и в некоторых странах Восточной Европы, в Китае и на Ближнем Востоке, Радж Капур, как и Наргис, обрел необыкновенную популярность. Всенародная любовь к Капуру обрела характер «капуромании». Широко известен случай, когда в Москве поклонники Капура пронесли его автомобиль на руках от кинотеатра до гостиницы. Его персональная известность способствовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На его фильмах были аншлаги, поклонники осаждали кинотеатры, на «Бродягу», а затем на «Господина 420» невозможно было достать билеты даже при повторных прокатах.

+1

2

Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в Пешаваре (ныне провинция Хайбер-Пахтунхва, Пакистан)
в семье выдающегося актёра и театрального деятеля Притхвираджа Капура и его жены Рамы (в девичестве Рамсарни Мехра). Свою первую роль в кино в фильме «Революция» Радж Капур сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет[2][3]. С самого детства он играл на театральной сцене, в театре своего отца (Prithvi Theatre), проявив способности к импровизации, эмоциональность и темперамент (самыми известными его театральными работами были роли в спектаклях «Стена» и «Патан»). Однако мечтой Раджа Капура было кино. Отказавшись получать высшее образование, он с юношеских лет начал работать ассистентом режиссёра на студии Bombay Talkies («Бомбей токиз»), на практике освоив основные кинематографические специальности. Параллельно шло изучение и освоение будущим режиссёром технических достижений западного кинематографа.

+1

3

Карьера
http://s6.uploads.ru/t/SutL6.jpg

Первый опыт

Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура. Сыграв в 1947 году несколько главных ролей, он вложил заработанные средства в создание своего первого фильма «Испепеляющая страсть». В этом фильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много характерных, как с технической, так и содержательной точки зрения, элементов будущих картин Капура: контрастная черно-белая съемка с игрой света и тени, автобиографические штрихи, философия подлинной и фальшивой красоты, тема истинного предназначения художника. С этого фильма началось и сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис (впоследствии они снялись вместе в 16 фильмах).

Несмотря на скромный успех первого фильма, Радж Капур основал в 1948 году собственную студию R.K. Films («Р.К. Филмз») и приступил к созданию крупномасштабной картины «Сезон дождей», с которой началась его неувядающая режиссёрская слава[4]. В те времена Радж Капур был самым молодым режиссёром в Индии и, возможно, во всем мире. Успеху фильма «Сезон дождей» способствовало сотрудничество молодого режиссёра-энтузиаста с целой группой талантливых, креативных людей, заложившее начало формированию «команды Капура». Особенности индийского мировосприятия и культурная традиция требовали особого внимания к музыкальному ряду картины. Сотрудничество с лучшими композиторами и собственная музыкальная одаренность Капура отныне и навсегда сделали исключительно качественную музыку фирменной стороной фильмов, выходивших под флагом «Р.К. филмз». Саундтрек фильма «Сезон дождей», созданный новым композиторским дуэтом Шанкар—Джайкишан, остается одним из лучших в истории индийского кино. В том же году индийские кинозрители смогли насладиться и блистательным выступлением актёрского трио Радж Капур — Наргис — Дилип Кумар (единственный общий фильм двух легендарных актёров) в фильме Мехбуба Хана (англ.)русск. «Репутация».

В большинстве своих ранних фильмов Капур был не только режиссёром и продюсером, но и исполнителем главной роли. В фильме «Сезон дождей» его романтический дуэт с Наргис отличался необычной для индийского кино того времени интенсивностью, эмоциональным напряжением и естественностью (шепот, интимные интонации, спонтанные жесты). Один из кадров с Раджем и Наргис даже лег в основу символической эмблемы (логотипа) «Р.К. Филмз», изображающей Художника и его Музу. В одной руке Художник держит скрипку, другой обнимает красиво изогнувшуюся девушку. В несколько видоизмененном виде этот логотип сохранялся в течение десятилетий во всех фильмах студии, в том числе в тех, которые были созданы сыновьями Раджа Капура после смерти отца. Прекрасная музыка, напряженный сюжет, исключительный, экспрессионистский визуальный ряд и харизматичные молодые герои принесли фильму оглушительный успех.
Радж Капур в фильме «Господин 420»

Пятидесятые годы раздвинули границы капуровской славы и окружили его любовью зрителей. Как актёр, в это десятилетие он неизменно входил в тройку лучших, составляя, вместе с Дилипом Кумаром и Девом Анандом, знаменитый актёрский «триумвират» Бомбейской киноиндустрии. Несмотря на режиссёрское призвание и успех, он по-прежнему много снимался, в том числе для того, чтобы иметь средства для создания собственных фильмов. Это обстоятельство не должно умалять того факта, что он был выдающимся актёром, способным быть искренним, естественным, подвижным и пластичным перед камерой, обладающим широким диапазоном выразительных средств, от гротеска и клоунады до умения передавать тончайшие эмоциональные нюансы одними глазами или улыбкой. Однако, за несколькими важными исключениями «Бодрствуйте!» (англ.)русск. (1956), «И снова будет утро» (англ.)русск. (1958), «Простофиля» (англ.)русск. (1959), «Третья клятва» (англ.)русск. (1966) лучшие роли сыграны им в фильмах Раджа Капура-режиссёра. Это относится, прежде всего, к знаменитым фильмам «Бродяга» (1951, фильм был участником основной программы Каннского фестиваля 1953 года) и «Господин 420» (1955), в которых был создан классический образ обаятельного «бродяги» Раджа, или Раджу, человека из городских социальных низов, который проходит через невзгоды и испытания, но сохраняет «золотое сердце» и не теряет оптимизм ни при каких обстоятельствах. Этот навеянный Чарли Чаплином образ стал самой известной актёрской маской Раджа Капура[3]. Последний раз Капур надел её в своем opus magnum — четырёхчасовом исповедальном фильме «Мое имя — Клоун» (1970), создание которого отняло у него около шести лет.

Ленты Капура, сочетавшие, казалось бы, несочетаемое: лирику, романтику, фольклор, мифологию, пафос, юмор, реализм и социальную критику, завоевали популярность не только в Индии и соседних странах Южной Азии, но и в Иране, Турции, арабских странах, КНР, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Для жителей этих стран Радж Капур стал образом и символом, «знаменосцем» и «послом» пост-колониальной, нерувианской Индии. Однако наиболее оглушительный, феноменальный успех Капур имел у советского зрителя, надолго став самым популярным зарубежным актёром и едва ли не самым популярным индийцем в СССР[3]. Многие фильмы «Р.К. филмз», такие как «Бродяга», «Чистильщики обуви», «Господин 420», «Бодрствуйте!» и «Страна, в которой течет Ганг» (1960), отличаются повышенным вниманием к этической и социальной тематике, на них лежит печать эпохи нерувианского социализма. Многие из них отражают не только идеалистические взгляды молодого Капура, но и марксистские взгляды автора большинства сценариев — писателя Ходжи Ахмеда Аббаса.

Вместе с тем шестнадцать фильмов, в которых в течение 1947—1956 годов молодой Радж Капур сыграл вместе с Наргис, сделали их лучшей романтической парой индийского кино, равной которой по искре и искренности экранного присутствия с тех пор так и не появилось. Пару отличала такая сыгранность, взаимопонимание и обоюдный магнетизм, что зрители не могли понять, где кончается экранная жизнь и начинается настоящая. Благодаря Наргис, даже прославленные «социальные» фильмы — «Бродяга» и «Господин 420» — смотрелись как романтические картины о великой любви, и любовь была в них тем якорем, который не давал потонуть молодому герою, и тем маяком, к свету которого он стремился в беспросветной тьме бедности и несчастья. Чистая, светлая любовь была философией и этосом Капура и придавала его социальным фильмам индивидуальную, человечную окраску. Героиня этих фильмов была, как правило, не традиционной «женщиной при мужчине», а яркой, сильной, самостоятельной и цельной личностью, способной сыграть в судьбе героя поворотную роль, прийти на помощь в самую трудную минуту. Символическим является в этом смысле появление Наргис в конце выдающегося фильма «Бодрствуйте!», где именно она оказывается тем единственным человеком, который дает воды измученному жаждой герою этой притчи. Яркое представление о романтической паре Раджа и Наргис дают популярные песни из их фильмов, в которых великолепно передаются разные эмоциональные оттенки любовных отношений: Mujhe Kisi Se Pyaar Ho Gaya, Meri Aankhon Me Bas Gaya (обе — «Сезон дождей»), Dam Bhar Jo Udhar Munh Pere («Бродяга»), Jane Na Nazar («Дыхание любви»), Yeh Raat Bheegi Bheegi, Aaja Sanam Madhur Chandani (обе — «Тайком от всех») и многие другие, а также новаторская сцена сна героя из фильма «Бродяга». По-своему пророческой стала знаменитая песня Pyar Hua Iqrar Hua («Господин 420»), или «песня под зонтом», в которой счастливые влюбленные поют о тех временах, когда их уже не будет, но останутся их «потомки» (Радж Капур называл Наргис «матерью своих фильмов»[2]), а будущие поколения будут петь их любовные песни. В 1957 году творческий союз Раджа Капура и Наргис распался: она начала сниматься в масштабном фильме Мехбуба Кхана «Мать Индия», который стал вершиной её карьеры, а вслед за этим вышла замуж и практически оставила кино.

+1

4

Карьера
http://s2.uploads.ru/t/7iZb4.jpg

После ухода Наргис

После расставания с Наргис Капур взял вынужденную творческую паузу и в течение восьми лет не занимался режиссурой. Тем не менее он много снимался: на разных студиях, с разными партнершами, у разных режиссёров, в фильмах различных жанров, имевших переменный успех у публики и критиков. Так, с актрисой трагического плана Миной Кумари он снялся в трагедии «Шарда» (англ.)русск. (1957), а затем в социальной драме «Четыре сердца, четыре дороги» (1959), с Малой Синха (англ.)русск. — в мелодрамах «Воспитание» (1958) и «Игры судьбы» (1959), с прославленной Мадхубалой, с которой вместе он когда-то дебютировал в картине 1947 года Neel Kamal, — в ярком масала-фильме «Два хозяина» (1959). В этих картинах его актёрский потенциал и харизма использовались не в полной мере, хотя ни одну из ролей нельзя назвать провальной, класс оставался классом. Однако к этому периоду относятся два фильма, входящих в «золотую десятку» капуровских актёрских работ: «И снова будет утро» (1958) и «Простофиля» (1959). Сюжет первого из этих фильмов отдаленно напоминает «Преступление и наказание» Достоевского, так как его герой, обыкновенный молодой человек из городских низов, образованный, но бедный и не имеющий особых надежд на будущее, почти случайно становится убийцей. Фильм исследует психологию героя, которого преследует не только полиция, но и собственная совесть. Роли такой психологической глубины Раджу Капуру не приходилось играть прежде, и он справился с нею исключительно хорошо. Серьёзности фильма соответствовали и тексты песен, автором которых был выдающийся поэт Сахир Лудхианви. Достойной партнершей Капура была в этом фильме Мала Синха. Во втором из названных фильмов «Простофиля» — Капур играл реинкарнацию своего почти фольклорного «бродяги» — простака с пустыми карманами и золотым сердцем, который влюбляется в богатую девушку (Нутан), не подозревая о том, что она богата; особый шарм фильму придавала трогательная линия взаимоотношений Раджа с его названой матерью в исполнении Лалиты Павар (англ.)русск.. Фильм имел большой кассовый успех и был отмечен наградами. Успешный дуэт с Нутан был продолжен в ряде других картин («Мошенник» (англ.)русск., 1960; «Свадьба моей любимой» (англ.)русск., 1963).

В 1960 году киностудия «Р.К. Филмз», наконец, выпустила мощный полноценный фильм: ленту «Страна, в которой течет Ганг», поднимающую сложную патриотическую тему. Радж Капур выступил на этой картине продюсером и исполнителем главной роли, а режиссёром фильма в титрах назван постоянный оператор Капура Радху Кармакар. Каким было реальное участие Капура в постановке фильма, сказать трудно (это относится и к ряду других картин «Р.К. Филмз», в которых Капур был продюсером, но не режиссёром), однако совершенно очевидно, что на фильме лежит печать его персонального стиля. Фильм является своеобразным мостом между «винтажными» фильмами Капура сороковых и пятидесятых годов и широкомасштабными полотнами шестидесятых-восьмидесятых. Простаку-Раджу, герою этой истории, приходится решать уже не столько личные проблемы, сколько проблемы целого «народа» (народом в данном случае выступает племя разбойников, в плен к которым попадает герой), и он успешно справляется с этой задачей. Героиню этого фильма играла актриса южной школы, высокопрофессиональная танцовщица Падмини, темпераментный и чувственный образ которой резко контрастировал с элегантной утонченностью Наргис.

+1

5

Карьера
http://s3.uploads.ru/t/lHUG0.jpg

Следующий фильм Капура — «Сангам» (англ.)русск. (1964) — был знаковым во многом. Это был первый цветной фильм сорокалетнего режиссёра, и неслучайно его цветовое решение продумано до мелочей. Но не только это сыграло роль в том, что фильм не сходил с экранов кинотеатров целый год и побил все кассовые рекорды. На этом фильме Капур впервые отошёл от социальных проблем и сосредоточился на делах семейных; драма троих друзей, связанных и измученных любовью, страстью, ревностью, дружбой и взаимной преданностью, оказалась, по большому счету, очень правдивой и «жизненной». Эмоционально насыщенная мелодрама, украшенная прекрасной музыкой и визуальным пиршеством — роскошными съемками в Европе, оборачивается к концу реальной трагедией тотального непонимания и одиночества. Радж Капур играет в нём очень неоднозначную роль хорошего и искреннего человека, терзаемого внутренними демонами. Фильм отличается тонкостью и беспощадностью психологического анализа, многослоен, содержит значимые символические нюансы. Он стал следствием пережитого режиссёром «кризиса среднего возраста» и предназначен скорее взрослой аудитории, ровесникам режиссёра. Вполне достойной партнершей Капура в фильме «Сангам» стала актриса южной танцевальной школы — Виджаянтимала, которая под чутким руководством Капура смогла «выдать» по-настоящему драматическое исполнение сложной роли.

После огромного успеха «Сангама» Радж Капур сосредоточился на работе над фильмом, который называют его magnum opus — главным творением его жизни. Речь идет об отнявшей шесть лет жизни, много сил и нервов четырёхчасовой картине «Моё имя Клоун», состоящей из трех частей с тремя разными героинями. Пока шла работа над фильмом, Радж Капур продолжал сниматься в кино. Такова специфика Болливуда: гениальный режиссёр с мировым именем был вынужден зарабатывать деньги на собственный фильм, как актёр, занятый на съемочных площадках других режиссёров (в работу которых он никаким образом не вмешивался). Чаще всего эти режиссёры эксплуатировали давно найденный образ «милого простофили», который к середине шестидесятых перестал удовлетворять зрителя, переключившегося на новых героев — более успешных и менее рефлектирующих. Из этих цветных и ярких картин («Преступление и…», «Вокруг света» (англ.)русск.) можно выделить фильм «Продавец мечты» (1967), во-первых, потому, что в нём Радж Капур (которому к тому времени было уже слегка за сорок) сыграл в паре с будущей мегазвездой семидесятых, юной dream girl Хемой Малини, положив начало её карьере в кино, в, во-вторых, потому, что Радж Капур сменил образ простофили на образ волшебника — гораздо более соответствовавший ему «по жизни».

В это же время, в 1966 году, Радж снялся в фильме «Третья клятва», продюсером которого выступил его друг и соратник, поэт Шайлендра. Этот фильм занимает совершенно особое место в актерском послужном списке Капура, который снимался в нём без гонорара — из дружеских чувств к Шайлендре и ради достижения высокой художественной цели. И это ему удалось: фильм, поставленный бенгальским режиссёром Басу Бхаттачария по рассказу Mare Gaye Gulfam индийского писателя (хинди) Пханишварнатха Рену, называют «поэмой на целлулоиде» — такова его поэтическая и лирическая сила. Действие фильма происходит в Бихаре в начале ХХ века. Радж Капур играет не слишком молодого деревенского жителя, погонщика волов Хирамана, которого судьба сводит с красивой, образованной городской женщиной — танцовщицей Хирабаи (Вахида Рехман). Дружба и любовь между двумя этим непохожими людьми, которые внезапно стали друг другу роднее всех родных, показаны в этом фильме настолько тонко и необычно, что фильм справедливо заслужил национальные награды и был представлен на международных фестивалях, а игра Капура в нём признана одной из самых сияющих вершин его актерской биографии. В этом фильме, как и в более ранних картинах «Бодрствуйте!» и «И снова будет утро», Радж Капур в очередной раз показал всю мощь своего актерского дарования за рамками привычных для широкого зрителя образов.

В центре повествования фильма «Моё имя Клоун» (1970) — одинокий человек, клоун Раджу, который на наших глазах проходит путь от отрочества до старости, многое теряя и мало что приобретая на этом пути. Лозунгом его жизни постепенно становится магическое заклинание «Представление должно продолжаться» (Show must go on!) — которому он следует с маниакальным упорством, несмотря на все страшные удары судьбы. Клоун считает своим долгом и счастьем возможность смешить людей и приносить им ощущение полноты существования, и делает это за счет внутренних резервов добра и человечности, которые кажутся неисчерпаемыми. В первой части (новелле) подросток Раджу (первая роль Риши Капура, сына режиссёра) влюбляется в учительницу (Сими Гаревал (англ.)русск.), которая выходит замуж. Необыкновенно красивая по картинке, почти мистическая, окрашенная в ностальгические тона поисков утраченного времени, эта часть отличается вместе с тем смелым изображением пубертатной чувственности. Влюбленность в учительницу, конечно, обречена с самого начала, и, очевидно, с самого начала обречена влюбленность циркового клоуна Раджа из второй новеллы, который влюбляется не в кого-нибудь, а в советскую гимнастку Марину (в этой роли выступила балерина Большого театра Ксения Рябинкина), похожую на небесную фею. Тем не менее, зрителя не покидает странное чувство «а вдруг Чапаев выплывет?» до самого конца второй части, когда Радж провожает безнадежным взглядом улетающий вдаль самолет с русской девушкой. Мотив безнадежной любви к идеалу внезапно сменяется более приземленным чувством к земной девушке Мине (Падмини), которая поначалу становится его товарищем и делит с ним невзгоды и радости, а затем, поднявшись за счет тех самых резервов человечности, которые в нём неисчерпаемы, предает его при первом удобном случае. Все три новеллы обрамлены Прологом и Эпилогом, в котором старый и седой Клоун встречается со всеми своими пассиями (пригласив их на свое последнее представление в цирк)и поет им необыкновенно трогательную песню о жизни и смерти, отчаянии и долге. Сложно задуманная, мощно исполненная, но перенасыщенная (по меркам индийского кино, разумеется) саморефлексией картина не была принята массовым зрителем, так как не соответствовала шаблонам «семейного» кино, романтической комедии или мелодрамы. Её драматическая и даже трагическая сила оказалась не по плечу индийскому зрителю, в результате чего фильм с треском провалился в прокате, поставив Раджа Капура на грань банкротства и нанеся ему серьезную душевную травму.

0

6

Режиссерские шедевры

Финансовые потери были компенсированы достаточно скоро благодаря оглушительному успеху следующей режиссёрской работы Капура — подросткового романса о влюбленных — «Бобби»[5] (1973), хотя душевная рана лишь затянулась и мучила Капура до конца его дней (в наши дни фильм «Мое имя Клоун», явно опередивший свое время, пользуется большой популярностью и наибольшей известностью среди всех творений режиссёра, уступая, может быть, лишь «Бродяге»). В успехе картины «Бобби», автором сценария которой выступил старый товарищ режиссёра писатель Ходжа Ахмад Аббас, а в возрастных ролях отцов, выступающих против брака молодых людей, разделенных социальным положением и принадлежностью к разным религиозным общинам, снялись друзья режиссёра Пран и Премнатх, решающую роль сыграли «свежесть» красивой юной пары Риши Капур — Димпл Кападия, смелые решения мизансцен, энергичная музыка. Фильм стал законодателем молодежной моды, а также моды на подростковую тематику в болливудском кино. «Бобби» безусловно понравился зрителям, но не понравился критикам, увидевшим в нём чисто развлекательный «болливудский» фильм, без особой социальной подоплеки и философской нагрузки. Радж Капур выдержал критику весьма достойно и начал готовиться к осуществлению другого давнего замысла (перекликающегося с самым первым фильмом режиссёра, «Огонь») — философской картине «Истина, любовь и красота» (1978). Эта картина отражает новые размышления автора по поводу старой темы противостояния внутренней и внешней красоты, начатой первым фильмом Капура «Огонь» тридцать лет назад. Новаторская по форме, глубокая по содержанию, яркая и запоминающаяся «психоделическая» картина не выдержала испытания привередливой зрительской аудиторией своего времени, так как, очевидно, намного это время опережала. Зрителю не понравились слишком откровенные эротические мотивы и образы (особенно образ главной героини в исполнении Зинат Аман, для которой роль Рупы стала лучшей в карьере), заслонившие собой как интересные мысли и образы, так и мощный, предполагающий катарсис, финал. Этот провалившийся в прокате экстраординарный фильм, как и другие фильмы Капура, теперь признан классикой индийского кино.

Капур не был бы Капуром, если бы не боролся до конца. Два его следующих фильма, «Любовный недуг» (англ.)русск. (1982) и «Ганг, твои воды замутились» (1985), стали блокбастерами и лидерами проката. Как и все прочие фильмы Капура, они касались сложных тем и имели непростое художественное решение (хотя и не такое сложное, как в картинах «Мое имя Клоун» и «Истина любовь и красота»). Первый из них был посвящен теме повторного брака вдовы (традиционно запрещенного в индуизме), то есть, по сути, боролся с косностью бесчеловечных традиций. Второй фильм рассказывал о судьбе горской девушки Ганги, чья судьба была искалечена злым и беспощадным миром, что аллегорически перекликалось с «судьбой» реальной Ганги — великой реки Ганг — чистой в горах и невероятно грязной в нижнем течении. Как и в двух предыдущих фильмах Капура (то есть во всех его картинах после «Клоуна», где он выступал уже только как режиссёр), главными в этих картинах являются женские образы, сыгранные молодыми актрисами Падмини Колхапуре (англ.)русск. и Мандакини соответственно. Интересно также отметить что все главные мужские роли в этих фильмах сыграны родственниками режиссёра — его сыном Риши («Бобби» и «Любовный недуг»), братом Шаши («Истина, любовь и красота») и сыном Радживом («Ганг, твои воды замутились»)

Последним — и, к сожалению, незаконченным — фильмом великого индийского режиссёра стала «Хенна» — история пакистанской девушки-мусульманки (Зеба Бахтияр), полюбившей спасенного ею индуса «с того берега» (Риши Капур). Как и многие ранние фильмы Капура, этот фильм снимался по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Считается, что этой картиной Капур хотел не только сказать веское слово в защиту культурно-исторического единства Индийского субконтинента, объединяющего нынешние Пакистан, Индию и Бангладеш, но и вспомнить свою малую родину, Пешавар, ныне находящуюся на территории Пакистана.

Как истинный великий художник, Радж Капур умер, продолжая работать. Его творческий потенциал далеко не был исчерпан. Он умер от осложнений, связанных с астмой, в Дели, через месяц после вручения ему Президентом Индии премии Дадасахеба Фальке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии[2]. Смерть Капура в 1988 году была воспринята в Индии как национальная трагедия


Сын Риши Капур сыграл в фильме «Бобби», снятый Раджем Капуром в 1973 г.
Сирень "Радж Капур" была посажена в Минском ботаническом саду

0

7

Радж Капур (Kapoor), индийский режиссер, продюсер, актер.

Сын известного актера Притхвираджа Капура, свою первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет. Несколько лет работал на студии "Бомбей токиз" в качестве ассистента режиссера. В 1948 основал свою студию "Радж Капур филмс", которая благодаря успеху его картин вскоре превратилась в одну из ведущих в стране. В большинстве своих фильмов Капур был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. В ранних лучших работах "Бродяга" (Awara, 1951), "Господин 420" (Mister 420, 1955) создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в будущее. Ленты с участием "индийского Чаплина", как называли критики Капура, с триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца аудитории. Умение Капура сочетать развлекательность и критическое отношение к социальной несправедливости принесло ему репутацию борца за человеческое равноправие, хотя это и не вполне соответствовало действительности. Фильмы этого режиссера по своей направленности прежде всего были зрелищными коммерческими лентами, и все происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины, мелодрамы, приключенческие фильмы - таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан, добро торжествовало победу, а все герои получали по заслугам.

Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Капур безошибочно находил важные для индийского общества темы, такие, как, например, детская преступность ("Чистильщик обуви", 1954), судьба беженцев из Пакистана ("Сангам", 1964), кастовое неравенство в фильме "Бобби", (Bobby, 1973) и умело использовал их в качестве канвы для создания ярких, бесспорно профессиональных, но развлекательных фильмов. Его смерть была воспринята в стране как национальная трагедия - умер "король индийского экрана".

0

8

Потомки

Радж Капур, наряду со своими братьями Шаши и Шамми, представляет собой второе поколение актерской династии Капур.

Трое его сыновей (Рандхир, Риши, Раджив) также стали актерами. Наибольший успех выпал на долю среднего из братьев — Риши Капура, блиставшего в романтических ролях, а ныне знаменитого характерными ролями.

Правнучками основателя династии Капуров — Притхвираджа Капура (1906—1972) и внучками Раджа Капура являются современные индийские киноактрисы Каришма и Карина Капур, дочери Рандхира Капура.

С 2008 года свой путь в индустрии кино начал сын Риши Капура — Ранбир Капур. Его актерский послужной список насчитывает два десятка фильмов. Отмеченное критиками и зрителями великолепное исполнение главных ролей в фильмах «Рокзвезда»(2011) и «Барфи» (2012) является признаком того, что Ранбир Капур будет следующей суперзвездой Болливуда.

Другой внук Раджа Капура — Никхил Нанда — индустриалист, руководитель крупной промышленной компании в Дели. Он женат на дочери актера Амитабха Баччана.

Один из младших внуков Раджа Капура, Арман Джайн, дебютирует в кино в этом году.

Армаан Джейн - сын Римы Джайн, младшей дочери Раджа Капура, и Маноджа Джейна. У Армаана есть младший брат - Адар Джейн, который тоже пробует свои силы в Болливуде, но пока в качестве помощника режиссера (у Фары Кхан в "С Новым Годом! / Happy New Year " и Карана Мальхотры в "Shuddhi" ). Адар готовится тоже стать актером, он закончил Институт Театра и кино им. Ли Страсберга (США), посещал семинары Н.К.Шармы и актерские курсы Барри Джона в Мумбаи.

Армаан Джейн, как и большинство отпрысков династии Капур, решил свою жизнь связать с киноиндустрией. Чтобы узнать все нюансы Болливуда, Армаан решил сначала поработать ассистентом режиссера.

Судя по википедии, Армаан начал карьеру с работы ассистента режиссера Карана Джохара в фильме "Меня зовут Кхан" в 2010 году.

Затем Армаан был ассистентом режиссера Шуклы Батра в фильме "Ek Main Aur Ekk Tu", в котором снимались его кузина Карина Капур и актер Имран Кхан. В том же 2012 году Армаан работал ассистентом режиссера Карана Джохара в фильме "Студент года / Student of the Year".

В 2014 году Армаан дебютировал в Болливуде в качестве актера. Его первый фильм, под названием "Lekar Hum Deewana Dil", производился кинокомпанией Саифа Али Кхана, мужа кузины Карины Капур, а также проект продюсировали Динеш Виджан и Сунил Лулла. Режиссер - Ариф Али. Музыку написал А. Р. Рахман. В паре с Армааном снималась Дикша Сетх, южная актриса, которая с этимфильмом дебютировала в Болливуде. Дикшу Сетх зрители знают по таким фильмам как "Vedam" (телугу), "Rebel"(телугу), "Rajapattai" (тамили), "Vettai Mannan" (тамили). Релиз фильма "Lekar Hum Deewana Dil" - 4 июля 2014 г. Кстати, название фильма "Lekar Hum Deewana Dil" взято из одноименной песни, в исполнении Аши Бхосле и Кишора Кумара, из фильма режиссера Насира Хуссейна "Найти друга / Yaadon Ki Baaraa" (1973), в котором главные роли сыграли Дхармендра и Зинат Аман.

Релиз "Lekar Hum Deewana Dil" вышел 4 июля 2014 года на 1300 экранах по всей Индии. Фильм не впечатлил ни критиков , ни зрителей и провалился в прокате. Общее мнение критиков: фильм - чистая развлекаловка, состряпанная из старых болливудских картин, ждать многого от него не надо, поскольку сюжет очень предсказуемый...

0

9

Династия Капуров. Великая семья.

Самая уважаемая и легендарная династия в индийском кинематографе.

Сейчас в киноиндустрии Индии снимается уже пятое поколение семейства Капуров. Основателем династии актеров по праву считают Притхвираджа Капура.

Существует две самые известные ветви этой династии: одна ветвь от Притхвираджа Капура, а вторая ветвь - от его двоюродного брата Суриндера Капура.

Притхвирадж Капур / Prithviraj Kapoor - актер, отец актеров Раджа Капура, Шаши Капура, Шамми Капура. Также у Притхвираджа родилась дочь Урмила Капур (Сиал). Его отец - Деван Башесварнатх Капур / Dewan Basheswarnath Kapoor, его дед - Деван Кешавмал Капур / Dewan Keshavmal Kapoor, Рамсарни Мехра / Ramsarni Mehra, родной брат - Трилок Капур / Trilok Kapoor, узен (сын его родного дяди) - Суриндер Капур / Surinder Kapoor.
Притхвирадж Капур - основатель кинодинастии Капуров. Создал в 1944 году театр "Prithvi Theatre" . В этом театре начинал актерскую карьеру и его сын Радж Капур. Притхвирадж Капур родился 3 ноября 1901 в лайпуре , Пенджаб. Умер 29 мая 1972 г.

  Воспоминания Раджа Капура о своем отце.

Одно из самых ранних впечатлений моего детства – это ощущение большой близости с родителями. Это было, впрочем, вполне естественно, если вспомнить, что моему отцу было всего восемнадцать, а матери шестнадцать. Разница в возрасте между нами была так мала, что я никогда не испытывал перед ними благоговейного страха.

Мой отец очень любил плавать в те далекие памятные годы в Калькутте. Я был тогда совсем маленьким. Однажды он взял меня с собой на озеро, где обычно купался. Держа меня на руках, он вошел в воду по грудь и неожиданно отпустил. Стоявшая на отмели мать начала кричать на Папу-джи: "Ты так утопишь моего сына!" – и все в том же духе, но Папа-джи сохранял хладнокровие, наблюдая, как я отчаянно бью руками по воде. Мне не потребовалось много времени, чтобы научиться держаться на воде и плавать.

Это была установка Папы-джи. Он так вел себя со всеми своими детьми, и я перенял эту его установку.

Мой отец был великим актером, глубоко проникающим в суть человеческого характера. Думается, он наслаждался ролью дружелюбного отца. Когда я был очень юн, он показал мне "Man to Man" – фильм Энди Харди, продюсеры MGM, отца и сына сыграли Микки Руни и Льюис Стоун, и их герои общались на равных. А еще позже он ездил в составе делегации на Суматру и Бали и привез мне в подарок картину с изображением обнаженной женщины (эта картина и сейчас находится в моем доме). Подарок сопровождался запиской: “Извини, не смог привезти тебе оригинал…”

Незадолго до переезда в Калькутту мы однажды поехали на родину отца в Лайллпур, Западный Пенджаб.

Мой прадед был там старейшиной (Tehsildar), и семья пользовалась среди односельчан большим уважением. Это было маленькое селение с небольшой центральной площадью – манди; там в земляной печи всегда горел огонь, и женщины готовили кукурузные хлопья. Помню, как пошел покупать хлопья – на мне была одета только рубашка и ничего под ней. Женщина у печи улыбнулась мне странной улыбкой и сказала: “Я дам тебе чана (попкорн) бесплатно, подними подол рубашки, я насыплю туда кукурузу”. Я сделал, как мне было сказано, и не мог понять, почему она, глянув на меня, умирает со смеху. Настолько я был невинен. Через много лет, вспоминая этот эпизод, я понял, какую шутку сыграла со мной та женщина, и эти воспоминания очень меня беспокоили. В какой-то период моей жизни чана превратилась для меня почти в сексуальный символ. Подсознательно я использовал этот образ в моих фильмах. Так в фильме “Бобби” (Bobby) юноша пускает солнечного зайчика в лицо девушки, сидящей в библиотеке. Вначале она сердится, потом включается в игру. Он говорит: “Давай выпьем чаю”. На это девушка отвечает: “Нет, давай лучше поедим чана”.

Все в нашей семье обожают вкусно поесть. Именно поэтому и стар, и млад – все склонны к полноте.

Ребенком я был очень толстым. Моя мать всегда ставила в пример отца, добиваясь, чтобы я делал зарядку. Отправляя меня в школу, она всегда упаковывала мне омлет и чапати [хлеб]. Но мои вкусовые рецепторы всегда жаждали чего-нибудь новенького. Было три или четыре места, где можно было покушать, - мы регулярно посещали их. Мое денежное содержание составляло всего два anna в день, и этого явно не хватало для таких трат. Так что я закрывал кредит в одном магазине и открывал в другом. Когда долг переходил все границы, я продавал один-два учебника. Мама всегда напоминала мне, что я недавно купил учебник по математике, а я огорошивал ее, сообщая, что в учебнике текст на английском. Есть предел потерям учебников, но менеджеры этих мелких ресторанчиков отличались щедростью и нежностью. Они все равно кормили меня. Когда я возвращался из школы, я возвращал маме пакет с едой, говоря, что не съел, потому что сижу на диете, и тогда ее забота и любовь заставляли ее кормить меня еще лучше.

Среда, в которой я вырос, была далеко от театра и кино. Мы покинули Пешавар и перебрались в Бомбей в 1927 году. Это была эра немого кино. Мой отец поступил в I. Grant Andeshir Irene, которая сняла первый индийский фильм со звуком Alam Ara, в котором снялся и мой отец. Я был очень мал, мне едва исполнилось пять, когда я впервые сыграл в пьесе под названием The Toy Cart (“Игрушечная тележка”).

Тогда же я получил первую награду. И тогда я познал этот вкус и уже не мог заниматься ничем, кроме того, что имеет прямое отношение к миру шоу-бизнеса, театра и кино.

Я был очень хорош собой, с голубыми глазами. Актрисы моего отца кидались ко мне с объятиями каждый раз, когда я приходил в театр. Меня очень возбуждало то, что они меня ласкали, но уже тогда я научился искусству скрывать эмоции. Я крайне рано развился. И я поклонялся наготе. Наверное, все это произошло из-за близости с матерью, которая была молода, красива и с крутыми формами патханской (Pathan) женщины*. Мы часто вместе мылись, и то, что я видел ее обнаженной, наверное, оставило в моей голове очень эротическое впечатление. В моих фильмах сцены купания повторяются часто. Есть замечательная фраза на урду: "Muqaddas uriyan", что означает "священная нагота". Но женщины занимали большую часть моих детских воспоминаний и просочились в мои фильмы, как привидения, которые не хотят, чтобы их похоронили.

Это мой отец научил меня, что величайший артист – это тот артист, который способен справляться с работой, как будто он ей принадлежит; тот, кто может вызвать любовь других своими качествами: вежливостью, мягкостью.... Если ты способен стать артистом, которого любят все, то ты величайший артист.

Радж Капур благоговейно прикасался к стопам отца и матери. Это то, о чем он нигде и никогда не забывал. Он часто вспоминал, как отец сказал ему: "Сегодня люди называют тебя Раджем Капуром, сыном Притвираджа Капура, но придет время – и люди будут говорить: вот идет Притвирадж Капур, отец Раджа Капура. Это будет величайший день в моей жизни".

0

10

Отец Раджа Капура: Притхвирадж Капур

Биография Притхвираджа Капура.

Чрезвычайно почитаемый актёр; родился 3 ноября 1906 года в Пешаваре (ныне в Пакистане) под именем Притхвираджа Капура. Сын служащего полиции. Славу обрёл в основном на любительской сцене в Лияллпуре и Пешаваре. Бросил изучение права и в 1929 году поступил на студию "Империал". Играл в нескольких приключенческих и любовных историях Б.П. Мехры (например, в "Cinema Girl", где он сыграл вместе с Эмелиной, индийском аналоге Клары Бау).

Выступил в главной роли в первом индийском звуковом фильме "Alam Ara". Он производил впечатление чрезвычайно выразительным голосом (он никогда не пел). Позднее он вступил в театральную академию Гранта Андерсона, где исполнял по-английски шекспировские роли и особого успеха добился в роли Лаэрта в "Гамлете". В 1933-1939 годы работал в "Нью-тиэтерс", воплощая этого же персонажа в переложениях на хинди (ту же роль на бенгали часто исполнял Дургадас Баннерджи), блестяще владея обоими языками.

Громкого успеха н добился в фильме Дебаки Боса "Rajrani Meera", а также в роли Рамы в фильме "Seeta", где он играл вместе с Дургой Кхоте. Фильм "Vidyapati" стал его коронным достижением в Калькуте.Чандулал Шах пригласил его в "Ранджит студио" в Бомбее, где с 1938 по 1940 год он выступил в нескольких примечательных мелодрамах вместе с Кардаром (например, в "Pagal") и Чатурбуджем Доши ("Adhuri Kahani"). Хорошо известно его исполнение главной роли Александра Македонского в военном эпосе Сохраба Моди "Sikandar", в котором он снялся на правах свободного актёра. Этот фильм усилил его и без того прочную репутацию, подкреплённую к тому же ролью императора Акбара в фильме" Mughal - E - Azam", которая стала воплощением династии Моголов в кинематографе хинди и урду )это было спародировано К. Шанкаром в фильме "Rajkumar"). Свои гонорары он вложил в развитие театра на языке хинди, основав в 1944 году Притхви тиэтр, где ставил пьесы, вечерами снимаясь в фильмах. В 1945 году поставил пьесу Индера Раджа Ананда "Deewar", направленную против раздела страны, чем вызвал угрозы расправы со стороны исламских фундаменталистов. Придерживался антисектантской политики и писал пьесы "Pathan" ( 1947)и "Gaddar"(1948), отличавшиеся и техническим и художественным мастерством. Из его Притхви тиэтр вышли в самостоятельное творчество многие талантливые люди, среди них: Рамананд Сагар ("Kalaakar", 1951), музыкальные режиссёры Шанкар и Джайкишан и Рам Гангули (который участвовал в создании "Aag", 1948) - все они затем стали ключевыми фигурами в съёмочных группах Раджа Капура. он также дал дорогу в кинематограф свои сыновьям Раджу, Шамми и Шаши. В 50-е годы он снялся в ленте Шантарама "Dahej" и в фильме своего сына "Awara", который заканчивался драматическим столкновением отца и сына, их и в самом деле играли отец и сын. Прославлением патриархата феодальных времён стал фильм "Kal Aaj Aur Kal", сыгранный представителями тремя поколений Капуров. На съёмках фильма "Paisa", экранизации одной из пьес, шедших в Притхви тиэтр, он потерял голос, который так никогда уже и не обрёл былую полнозвучность.

Ему пришлось быть ближе к театру и отказаться от киносъёмок. В конце 60-х и 70-е годы он снялся в нескольких фильмах на хинди и в ряде мифологических картин на пенджаби. Играл патриархально настроенного лидера в мифологической киноленте "Nanak Naam Jahaaz Hai", выпуск которой обозначил оживление киноиндустрии на пенджаби. Скончался от рака в 1972 году.

0

11

Суриндер Капур / Surinder Kapoor
- двоюродный брат Притхвираджа Капура, режиссер, продюсер, кинопроизводитель.
Родился 23 декабря 1925 в Пешаваре , Британская Индия ( современный Пакистан ). Умер от сердечного приступа 24 сентября 2011 года. Дети - Бонни Капур , Анил Капур, Санджай Капур, и дочь Рина Марва (Капур) (все трудятся в киноиндустрии)

Из фильмографии Суриндера Капура.

Продюсер

В водовороте неприятностей (2005)
No Entry

Bhooka Sher (2001)
Bhooka Sher

Мое сердце – для тебя! (2000)
Hamara Dil Aapke Paas Hai

Призыв (2000)
Pukar

Расставание (1997)
Judaai

Бездельник (1996)
Loafer

Те семь дней (1983)
Woh 7 Din

Мы впятером (1980)
Hum Paanch

Phool Khile Hain Gulshan Gulshan (1978)
Phool Khile Hain Gulshan Gulshan

Ponga Pandit (1975)
Ponga Pandit

Принц (1972)
Shehzada

Безответная любовь (1969)
Ek Shriman Ek Shrimati

Tarzan Comes to Delhi (1965)
Tarzan Comes to Delhi

Режиссер
Bhooka Sher (2001)
Bhooka Sher

Thanedarni (1994)
Thanedarni

0

12

"История жизни" Радж Капур

=Spoiler написал(а):

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Индийского кино » Радж Капур - режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино