"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Жорж-Пьер Сёра/Georges Seurat, основоположник школы неоимпрессионизма


Жорж-Пьер Сёра/Georges Seurat, основоположник школы неоимпрессионизма

Сообщений 1 страница 20 из 37

1

Жорж-Пьер Сёра/Georges Seurat, основоположник школы неоимпрессионизма
Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет.
Его художественное наследие немногочисленно.
Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.

http://www.kunstonline.dk/indhold/pics/georges-seurat_01.jpg
  Жорж-Пьер Сёра/Georges Seurat (1859-1891)  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5d/Seurat_autograph.png/225px-Seurat_autograph.png

Художник, основатель французской школы неоимпрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм.

С помощью этой техники, Сёра создал композиции с крошечными, отдельные стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но делают его картины единым восхитительным цельными произведениями.

http://s7.uploads.ru/t/eDy0J.jpg
Жорж Сера - Сера Парад де цирк, 1887-88

2 декабря 1859 года родился французский художник Жорж Сёра (Georges Seurat), основоположник школы неоимпрессионизма. Его творческий путь, уместившийся в десять лет,  кажется намного ярче жизненного пути: Сёра не "делал революций", не провоцировал публику, а современники вспоминали его как человека замкнутого, необщительного и независимого. Главной любовью художника была живопись - часами он мог рассуждать лишь о композиции и цвете. А вот о том, что у Сёра были любовница и сын, родные узнали лишь после его смерти.

"Он работал с неистовой одержимостью и жил, как монах, в полном уединении в своей небольшой мастерской",

- вспоминал о художнике его современник, писатель Арсен Александр.

Сёра учился всю жизнь, бесконечно совершенствуя живописную технику, рисунок, изучая шедевры живописи и наравне с ними – научные книги: труды Шарля Блана, Руда, Шевалье. Такой двусторонний подход и позволил появиться оригинальной живописной манере, получившей название «пуантилизм»  » (от фр. point – точка).
Суть этого художественного приема заключается в передаче цвета и оттенков на полотне отдельными мазками и используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании картины на расстоянии.

http://s5.uploads.ru/t/Z4CDJ.jpg
Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Масло, холст. 207,5 x 308 см. Art Institute of Chicago, IL, USA.

0

2

http://s8.uploads.ru/t/Z8GNn.jpg

© The Official Site Georges Seurat
Жорж Сёра. Купание в Аньере

Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г.
Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

Позы подперевшего голову рукой мужчины и мальчика в широкополой шляпе перекликаются с изображенными на заднем плане фигурами.

Горизонтальная линия парома повторяется в линии железнодорожного моста и в линии травы на противоположном берегу, в то время как вертикаль флагштока на пароме перекликается с рядом поднимающихся к небу труб.

Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра.

Собака была добавлена в композицию позднее. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.

В ранних этюдах Сера в воде находились лошади и купальщики, но они, противореча замыслу художника, сделали бы композицию динамичной,— поэтому художник заменил их неподвижной фигурой мальчика с приложенными ко рту ладонями.

Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Сера превосходно передал атмосферу солнечного летнего дня в пригороде большого индустриального города с его железнодорожными мостами, каменными зданиями и дымящими фабричными трубами.

На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном - за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Однако в отличие от них, Сера скрупулезнейшим образом выстраивает композицию своей картины. Он сделал для нее десятки предварительных этюдов карандашом и маслом, детально проработал каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы с работ старых мастеров. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Но картина была отвергнута жюри Салона 1884 года, затем выставлена в Салоне независимых и, наконец, отправлена в запасник.

0

3

Сёра написал десятки предварительных этюдов для картин "Гранд- Жатт" и "Купание в Аньере".

Они помогли ему определить число фигур, их точно местоположение в композиции и установить тональные соотношения между отдельными элементами произведения. Некоторые из этих этюдов, написанные на пленэре, близки к манере импрессионистов; другие создавались в студии.

Точка за точкой

"Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт" (1884-1886, Чикаго, Художественный институт), была представлена на последней выставке импрессионистов в 1886 году. Здесь Сёра разработал свою оригинальную технику живописи - маленькими мазками чистых цветов, смешанных только с белилами. Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термин "дивизионизм". Эта техника была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков.

http://content.foto.my.mail.ru/mail/rastenie2010/12625/i-12626.jpg
Жорж Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт
© The Official Site Georges Seurat

Появление картины Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт стало эпохальным событием в истории живописи. Выполненная в технике пуантилизма, эта работа была выставлена на последней выставке импрессионистов, но не имела успеха. Не только критики (за исключением Феликса Фениона), но и сами импрессионисты, отнеслись к ней враждебно. Ренуар, Сислей, Кайботт и Моне, назвавший пуантилистов “пачкунами”, отказались экспонироваться вместе с ними.

Критики, анализируя картину, говорили о публичном одиночестве человека, об издевательстве над лицемерными общественными нормами, но сам Сера не желал вдаваться в метафизические тонкости. Художник был лаконичен.- «Я применил здесь, - заявлял он, - свой метод, вот и всё».

Познакомимся с анализом картины:

Геометрическое превращение .
Пространство «Гранд-Жатт» заселено не личностями, а типажами, различающимися только по одежде и манере поведения. Шляпа с длинными лентами и накидка позволяют идентифицировать эту фигуру как кормилицу. Лишенная каких-либо индивидуальных черт, она показана со спины и сведена к серой геометрической форме, рассеченной красной полосой и увенчанной красным кругом.

Женщина с удочкой.
Оранжевое платье этой женщины резко выделяется на фоне сверкающей синей воды. Некоторые особенности могут указывать на то, что перед нами проститутка, которая «ловит» мужчин. Двойное значение французского глагола «pecher» («ловить» и «грешить») часто обыгрывалось в то время.

Скачущая девочка.
Среди статичных фигур мы видим скачущую девочку с развевающимися на ветру волосами. Однако и ее движения (как и движения собаки на переднем плане) не добавляют динамики в композицию — они выглядят застывшими. Точно так же бабочки кажутся скорее приколотыми к холсту, чем летящими по воздуху.

Тени и свет.
Горизонтальные тени под деревьями помогают создать перспективу удаляющегося пространства и образуют ритмичный рисунок, в котором светлые участки чередуются с полосами тени. На одном из своих этюдов маслом, сделанных для этой картины, Сёра убрал с берега реки все фигуры и написал только деревья и их тени.

Дополнительная рама.
Сера написал необычную раму, создав по краям картины бордюр из цветных точек. Точки подобраны так, чтобы их цвета были дополнительными к цветам, расположенным на холсте рядом с ними. Это позволило усилить интенсивность основных цветов.

Модная пара.
Фигура женщины показана в профиль, а ее экстравагантный силуэт создается пышными выступами турнюра. Одной рукой она держит под руку курящего сигару мужчину, а в другой удерживает на поводке обезьянку. Обезьянка тут очевидный символ. Во времена Сера она обозначала распущенность.

Знаменитая картина огромных размеров французского художника Жоржа Сёра, являющаяся ярким примером пуантилизма - направления в живописи, одним из основоположников которого был Сёра.
Считается одной из самых замечательных картин XIX столетия периода постимпрессионизма.
Картина является частью коллекции Чикагского института искусств.

Жорж Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

На этой выставке Сера и знакомится с Полем Синьяком, который становится впоследствии его близким другом и единомышленником.  Вместе Сера и Синьяк разрабатывают идеи Шевреля, его теорию цвета для живописи, Сера изучает работу Огдена Николаса Руда "Современная теория цветов".
Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра - красного, желтого и синего - делает их тон ярче, чем при смешении пигментов.  Художники приходят к выводу, что краски не нужно смешивать, а мазки на полотно нужно наносить по отдельности друг от друга - "точка за точкой».
С новыми идеями Сера приступает к работе над одной из наиболее значительных и, пожалуй, известных своих работ – «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», которая выставляется им на восьмой, последней, выставке импрессионистов.
Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. По сравнению с царившими тогда импрессионистами, картины Сера многим казались надуманными и искусственными.. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Например, американский художник  Теодор Робинсон назвал новую манеру "мушиным пометом". Иронизировал над полотном и Дега. В ответ на слова Писсарро о достоинствах "Гран-Жатт" он ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво.
Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы».
Так или иначе, новый художественный метод не остался незамеченным - о нем говорили, спорили и, что закономерно, ему начали подражать. Так появилась группа неоимпрессионистов, инициатором создания которой выступил Синьяк. В нее вошли Альбер Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран, Максимилиан Люс и другие.

0

4

http://s8.uploads.ru/t/Z8GNn.jpg

© The Official Site Georges Seurat
Жорж Сёра. Купание в Аньере

Жорж Сера. «Купание в Аньере». 1883-84 г.
Масло, холст. 200 × 300 см. Лондонская национальная галерея.

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Здесь и произошло его знакомство с Синьяком, который впоследствии так отзывался о картине: «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма.

http://s5.uploads.ru/t/Z4CDJ.jpg
Жорж Сера. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Масло, холст. 207,5 x 308 см. Art Institute of Chicago, IL, USA.

Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
Картина была завершена через два года. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что «Купание» и написанная затем «Гранд-Жатт» — это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй — буржуазия.

Другого мнения придерживался английский эстетик и историк искусства Роджер Фрай, открывший английской публике искусство постимпрессионистов. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. В «Купании», на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного, и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область «чистой и почти абстрактной гармонии».

Но далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил:

«Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом.

0

5

http://www.artfrance.ru/art/s/sera/img/1sm.jpg
Жорж Сера: Seurat Forest at Pontaubert, 1881,
Лес в Понтобере (Ионна)
1881
Холст, масло
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

0

6

http://www.artfrance.ru/art/s/sera/img/2sm.jpg

Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов; поэтому для обозначения созданного им метода возник термин "неоимпрессионизм". Вероятно, название придумал Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления в живописи.
В пейзажах Сёра и его друзей Поля Синьяка, Анри Эдмона Кросса и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах Парижа, являет резкий контраст эстетике импрессионистов, искавших живописные виды на берегах Сены. Умер Сёра в Париже 19 марта 1891 года.

0

7

http://www.nationalgallery.org.uk/upload/img/seurat-georges-c-face-2-half.jpg
Жорж Сёра (Georges Seurat) 1859-1891
Французский художник постимпрессионист, основатель «пуантилизма» Художник, основатель французской школы нео-импрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм. С помощью этой техники, Сера создал композиции с крошечными, отдельные стоящими мазками чистого цвета, которые слишком малы, чтобы выделить их при взгляде, но делают его картины единым восхитительным цельными произведениями. Жорж-Пьер Сера родился 2 декабря 1859 года в Париже. Учился в Школе изящных искусств в 1878 -1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество Рембрандта и Франсиско де Гойя. Первые картины Сера показал на официальном салоне в 1883 году и на Первой выставке Независимых в 1884 году. Здесь он и познакомился с Полем Синьяком, вместе с которым Сера и разработал новую технику рисования – пуантилизм, или дивизионизм, как называл ёё сам художник. Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году. К сожалению, для Сера, его картина вызвала неодобрение, как у критиков, так и у художников. Творчество Сера в последние годы это сцены в порту, фигуры купающихся людей, сцены из цирка. В его работах мы видим цветовые сочетания, основанные на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композиции В своей короткой жизни Сера создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была, им же созданная техника рисования.

0

8

http://s8.uploads.ru/t/amzKg.jpg
"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.

0

9

http://www.sai.msu.su/cjackson/l/elauren1.jpg
Эрнст Лорен, Портрет Жоржа Сёра,

После  Сера

Жизнь Сера оборвалась неожиданно: в марте 1891 года художник заболел во время подготовки к новой выставке и умер, как предполагают, от менингита. Его последней, так и неоконченной работой, стала картина «Цирк», которую художник все же успел выставить на «Салоне Независимых».

Полным сюрпризом для родных и близких стало то, что у Сера были любовница и сын. С Мадлен Кноблох, белошвейкой, художник познакомился за два года до смерти и скрывал эту связь от близких и друзей даже тогда, когда у них родился сын Пьер Жорж. Трагично, что годовалый ребенок умер от той же инфекции, что и Сера, спустя два дня после смерти отца.

В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков,  ставшее предметом спора для родственников, друзей  Мадлен Кноблох. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. В 1900 году семья художника продала "Гран-Жатт" за 800 франков, "Цирк" - за 500 франков, а рисунки - по 10 франков за штуку.

Настоящее признание, как часто бывает, пришло к Сера через годы, во многом благодаря стараниям друзей, проделавших большую работу по разбору и систематизации его картин и устраивавших посмертные выставки. Дополнительной трудностью было то, что художник обычно не подписывал свои работы. Все находившиеся в мастерской картины, этюды и рисунки Сера были помечены как подлинные произведения, что стало основой для дальнейшего изучения творчества художника.

Год назад, в декабре 2008 года, рисунок Сера «В Японском диване» (Au divan japonais) ушел с молотка «Сотбис» за 5 миллионов евро.

0

10

http://www.inktechnologies.com/blog/wp-content/uploads/2012/07/Seurat-La_Parade_detail.jpg

0

11

http://www.sai.msu.su/cjackson/seurat/seurat7.jpg

0

12

http://sd.uploads.ru/t/XYjTB.jpg
Картина художника: Сёра, Жорж "Пустая дорога"

0

13

МАРИНЫ

Марины составляют значительную часть наследия Сёра. С середины 1880-х годов художник проводил летние месяцы на морском побережье, возвращаясь в Париж только с приближением зимы. Многие морские полотна Сёра внутренне связаны с импрессионизмом (прежде всего, с творчеством Моне). Был ли в этом умысел, ответить трудно. Во всяком случае, это вполне вероятно, поскольку художник готовил их к восьмой выставке импрессионистов.

При этом техника Сёра всегда отличалась от техники импрессионистов, писавших быстро и стремившихся зафиксировать на холсте ускользающие атмосферные эффекты. Методы Сёра были более традиционными. На пленэре он делал только предварительные эскизы и наброски, а саму картину писал в студии. Типичным образцом такой работы может служить "Мыс дю Ок в Гранкане", 1885. Сохранившиеся наброски показывают, что первые зарисовки художник сделал при отливе. Но выступившие при этом подножия скал нарушали композицию, и он "закрыл" их приливом. Кроме того, он добавил птиц и рыбацкую лодку - онги придали картине глубину и сформировали вертикаль.

http://s8.uploads.ru/t/fpnGb.jpg
"Мыс дю Ок в Гранкане". 1885 г.
Холст, масло. 26х32 1/2 дюймов.
Галерея Тэйт, Лондон.

Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сера пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач. Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета.

0

14

http://s8.uploads.ru/t/EZVTx.jpg
Жорж Сёра "Берег реки"

Молчаливый, застенчивый, однако выделяющийся среди молодых художников обостренным чувством собственного достоинства, Жорж Сера уединенно жил в небольшой мастерской на бульваре Клиши в Париже.

Если сравнивать его биографию с биографиями таких живописцев XIX века, как Винсент Ван Гог или Поль Гоген, то можно сказать, что жизнь Сера протекла однообразно. Он с легкостью мог поддержать беседу лишь в том случае, когда речь заходила об искусстве, после чего часами излагал свои представления о колорите, о перспективах новой художественной теории цвета, без которой, по его мнению, живопись не могла более существовать. Такая убежденность и преданность искусству вскоре сделала Сера одной из центральных фигур художественной жизни Парижа. В 1880-е годы многие художники находились в поисках новых эстетических ценностей и все больше отходили от старых идеалов импрессионизма: интуиции и темперамента. Между тем произведения ведущих мастеров этого направления Клода Моне, Огюста Ренуара и Эдгара Дега были доступны для обозрения и изучения. Их стилю подражали в сдержанной форме даже в академических кругах.

Многих молодых живописцев вполне удовлетворял стихийный, виртуозный и субъективный характер импрессионизма, но они не пытались вникать в научные основы творчества. Поэтому так поражает не только неистовая преданность Сера искусству, но и его вера в возможность эмпирическим и научным путем выработать особый способ изображения и придать современной живописи новуюсилу воздействия.

Из книги: Хайо Дюхтинг «Жорж Сёра»

0

15

http://s9.uploads.ru/t/API9B.jpg
Картина художника: Сёра, Жорж "Сидящие фигуры"

Характерной особенностью стиля Сера был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур.
Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами».

Сера шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно.

Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов.

Однажды он написал своему другу:

«Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии»

0

16

Этюды Сёра часто сохраняют то, что впоследствии было утрачено на полотнах, проповедовавших принципы дивизионизма. Поэтому некоторые любители ценят их даже выше, чем законченные картины художника. Эти этюды распадаются на две группы: наброски, послужившие исходным материалом для крупных композиций, и самостоятельные зарисовки. Поздние эскизы Сёра заметно отличаются от его ранних работ - как правило, небольших по размеру и часто написанных на деревянных дощечках (которыми обычно служили крышки от сигарных ящиков). Сам художник называл эти наброски "крокетонами".

http://sg.uploads.ru/t/8g29G.jpg
Сёра Жорж «Этюд для Купальшиков в Аснере»

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Здесь и произошло его знакомство с Синьяком, который впоследствии так отзывался о картине: «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию».

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса». Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма.

0

17

В определённый период Сёра живёт с моделью Маделин Ноблох, которую он изображает в работе «Пудрящаяся женщина» (1888—1889). Эта «немыслимая женщина в гротесковом дезабилье 80-х годов» (Роджер Фрай) представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы «японизма», вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

http://sg.uploads.ru/t/DRfun.jpg
© The Official Site Georges Seurat
Жорж Сёра. Портрет Мадлен Кноблох

ЖОРЖ СЁРА И МАДЛЕН КНОБЛОХ.
СЛОЖНАЯ ЛЮБОВЬ ХУДОЖНИКА И БЕЛОШВЕЙКИ.

Кто-то скажет однажды в связи со спорами между художниками, что Сёра "отдавался этой стихии целиком в надежде, что она даст ему пищу как художнику. Тогда он выходил из своего уединения, обнаруживая жадность озабоченной поисками волчицы, но последовать за ним обратно в его убежище было невозможно" (Люси Кутюрье). Поразительный образ, и какой точный! В самом деле, мог ли кто-нибудь, даже Синьяк, похвалиться тем, что был когда-то в действительно близких отношениях с художником, что знал, помимо его эстетических идей, о чём он размышляет и что чувствует просто как человек? В Жорже Сёра иногда раскрывался художник и никогда - человек. Как только художнику удавалось сказать всё, что он хотел, человек исчезал. Сегодня, однако, жизнь проникла в его непроницаемое уединение. В его существование вошла женщина.

Её звали Мадлен Кноблох. Мать Мадлен была ничем не примечательной уроженкой Мозеля, перебравшейся в Париж. Отец неизвестен. Ей двадцать лет. Трудно представить себе более неожиданную подругу для такого интеллектуального человека, каким был Сёра. Всё, что внушало ему отвращение или ужас, всё, что оправдывало его аскетизм творца, побуждало создавать, так сказать, минеральный мир, воплощалось в этой женщине. Обладая яркой, раскрывшейся красотой, Мадлен Кноблох отличалась весьма посредственным умом; если Сёра - воплощение рассудка, она - сама плоть. Её несколько тяжеловатые черты не несли на себе никаких признаков одухотворённости, которая освещала бы или оттеняла её пухлое лицо пустой болтушки. Она принадлежала к той категории девушек, которых инстинкт, едва они созреют, замыкает в узкие рамки женского мира и которые в ожидании мужчины проявляют интерес лишь к окружности своей груди или объёму бёдер. С её мясистой шеей, округлыми плечами, пухлыми руками, набухшими грудями, выпирающими из тесного корсета, она излучала животную сущность самки во всей её свежести. Это было тело. Материя, которая манила, притягивала к себе, материя живая, что позволяло ей продолжать жизнь. Да, мэтр дивизионизма и эта женщина составляли странную пару. Жизнь подстерегла Сёра, и он оказался в ловушке инстинкта.

Влюблённость привела к тому, что художник сосредоточил свои усилия в новой для него области - в жанре портрета. Зимой 1888-1889 годов он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками. (Чаще всего эту картину датируют зимой 1889-1890 годов. На мой взгляд, это неверно. Следует остановиться на 1888-1889 годах, дате, указанной, впрочем, Синьяком. Шарль Ангран уточняет, что портрет был написан в ателье на бульваре Клиши. Значит, Сёра покинул эту мастерскую осенью 1889 года. В то время, с мая, Мадлен Кноблох была беременна, но этого не видно на полотне Сёра. Значит, портрет был написан раньше.) Этот стол и стоящее на нём овальное зеркало, украшенное розовой лентой и поддерживаемое изогнутыми металлическими прутиками, отличаются вызывающе дурным вкусом. Но благодаря умелой стилизации Сёра извлекает из этого обстоятельства яркий декоративный эффект. К тому же ему приходит в голову странная мысль нарисовать на заднем плане себя, как отражение в висящем на стене зеркале в бамбуковой оправе. Позднее своё изображение он уничтожит. Сёра показал картину одному из своих друзей, и тот, естественно, не зная, кто эта женщина и в каких она отношениях с художником, предположил, что автопортрет может вызвать насмешки. Тогда Сёра стёр своё изображение, заменив его горшком с цветами.

Художника продолжала беспокоить проблема рамы. Фенеон считал неудачными его опыты с раскрашенными рамами, и Сёра с этим согласился. В портрете Мадлен он предпринял новую попытку, которая на сей раз получила одобрение Ф.Ф. Она уже не затрагивала самой рамы: на ней, "теоретически белой", Сёра лишь указал "дополнительные цвета, излучаемые пограничными цветами". Бордюр нарисован непосредственно на самом полотне; выполненный в достаточно бледной тональности, он подготавливает переход от картины к раме. Сёра снабдит этим бордюром не только свои новые полотна, но прибавит его к своим старым работам, из-за чего ему придётся иногда - как, например, в случае с "Гранд-Жатт" - натягивать холсты на подрамники более крупных размеров.

16 февраля 1890 г.  Мадлен Кноблох родила мальчика. Сёра официально признал его, но вряд ли проявил большую изобретательность в выборе имени. Самого Сёра звали Жорж-Пьер; сыну он дал имя Пьер-Жорж.

По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр. Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001. - 184 с., с илл.

0

18

https://img-fotki.yandex.ru/get/9825/251413519.6b/0_4e3c2b_2c029f29_XXL.jpg
Набросок для Воскресенья на La Grande Jatte

http://sh.uploads.ru/t/ZPtE4.jpg

В отличие от импрессионистов, художник отказался от спонтанности и естественности в передаче этой сцены, фигуры у него выглядят статичными, схематичными и лишенными индивидуальности. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущения остановившегося времени. Зарисовки на Гранд-Жатт Сера делал днем, а затем в студии работал с холстом, используя придуманную им «пуантилистскую» («точечную») технику. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сера поспешили объявить его «мессией нового искусства».

0

19

http://sd.uploads.ru/t/8uKpa.jpg
"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.

0

20

http://s3.uploads.ru/t/Tz1Ox.jpg
Жорж Сера: Seurat A Corner of the Harbor of Honfleur, 1886

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Жорж-Пьер Сёра/Georges Seurat, основоположник школы неоимпрессионизма