"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Режиссеры » Эльдар Рязанов. Кинорежиссёр. Поэт и Гражданин


Эльдар Рязанов. Кинорежиссёр. Поэт и Гражданин

Сообщений 1 страница 20 из 37

1

Эльдар Рязанов.  Российский кинорежиссёр. Поэт и Гражданин.

http://www.kulturologia.ru/files/u19001/Eldar-Ryazanovs-memoirs-1.jpg

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор.
http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Эльдар Александрович Рязанов
Родился:
18 ноября 1927 г., Самара, РСФСР, СССР
Умер: 30 ноября 2015 г. (88 лет), Москва, РФ
Рост:1,7 м
В браке с:Зоя Фомина
Родители:
Александр Семёнович Рязанов, Софья Михайловна Рязанова
Дети:Ольга Рязанова

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Эльдар РЯЗАНОВ:

     "За  последние  двенадцать  лет  я поставил несколько фильмов -- "Ирония
судьбы", "Служебный  роман",  "Гараж", "О  бедном  гусаре замолвите  слово",
"Вокзал  для  двоих",  "Жестокий  романс",  "Забытая  мелодия  для  флейты",
"Дорогая  Елена Сергеевна". 

Я  упомянул о них  лишь потому,  что в этот  же
период   параллельно   "с  многочисленными  и   разнообразными  занятиями  и
обязанностями  существовало  что-то  вроде  внутреннего монолога  или,  если
хотите, стихотворного дневника. В стихах  фиксировалось  то, что не находило
себе места, да  и  не  могло найти,  в  сценариях  и  фильмах. Кинематографу
подвластно  все,  он  может  передавать  любые  оттенки  и  нюансы  движения
человеческой  души.  Однако  кинорежиссер  создает  произведение  с  помощью
писателя,  актеров,  оператора,  художника,  композитора.  Любой  фильм   --
своеобразный сплав дарований всех этих индивидуальностей.

     Наверное,  мучительное  желание  высказаться  о  личном,  только  моем,
стремление поделиться  чем-то  заветным, жажда исповеди  и  побудили  меня к
стихотворству.  Исповедь, я думаю, -- то, к чему властно тяготеет каждый вид
искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости
чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в  человеческие глубины --
наверное, суть поэзии."

0

2

http://sh.uploads.ru/t/qgvfs.jpg
Эльдар Рязанов // Фото: PhotoXPress

Александр Ширвиндт об Эльдаре Рязанове: Народ верит ему и его любит
Ноябрь 30, 2015

Прекрасный актер снялся в пяти картинах режиссера. Они тепло общались, дружили, вместе страстно рыбачили на Валдае. В своей книге "Склероз, рассеянный по жизни" Ширвиндт посвятил Эльдару Рязанову отдельную главу. Отрывки из нее публикует "КП".

"Я давно знаю и очень люблю Эльдара Александровича Рязанова. Меня к нему тянет, хотя он часто ворчит, что я небрежен в дружеских чувствах. Его очень много, но вес его – это не толщина, а масса: масса энергии, масса гемоглобина, масса разнообразного таланта...

Если взглянуть на спектр его творчества, то диву даешься, откуда берутся время, силы и фантазия. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – очевидно, в минуты творческой хандры воскликнул Некрасов. Эльдар пытается совместить эти две душевные ипостаси. Он, конечно же, гражданин, ибо я не помню ни одного по-настоящему серьезного катаклизма в мире, стране, киноделах, где он повел бы себя не по совести. Поэзия Рязанова очень личная и душевная, как бы к ней ни относились некоторые, критикуя его за стилистическую неполноценность стиха. Это так несправедливо. Он прозаик и эссеист, он публицист – статьи его всегда жестки и беспощадны, без экивоков и извинений. Гневается он тяжко и надолго. Обвинять его опасно.

Народ верит ему и его любит. Что такое народ, никто толком не знает, но я знаю, что народ его любит. Ведь это он первый открыл населению глаза на самое святое – на климат, сказал: «У природы нет плохой погоды» – и народ поверил Рязанову и с меньшей подозрительностью теперь слушает метеопрогнозы.

Я всю жизнь завидую Рязанову. Завидовать таланту стыдно, но, слава богу, кто-то придумал, что зависти бывают две – черная и белая. Я завидую белой.

Я завидую его мужеству, моментальной реакции на зло и несправедливость, выраженной в резких поступках. Я завидую его стойкой и вечной привязанности к друзьям. Я завидую диапазону его дарований. Я завидую силе его самоощущения. Я преклоняюсь перед формулой его существования: «Omnia mea mecum porto» («Все свое ношу с собой») – он духовно и материально несет шлейф биографии, помнит и любит все, что с ним случилось."

0

3

Он жил, как песню пел

Ноябрь 30, 2015

Эльдар Рязанов. Человек-фильм, человек — Новый год, человек-легенда. Последний ученик легендарного Эйзенштейна, последний мастер, связывающий наше нынешнее кино с тем, великим.

Он родился в 1927-м, в Самаре, в семье торговых представителей СССР в Тегеране. Звучное имя Эльдар — дань моде. В те годы детей называли красиво и символично. Было много каких-нибудь Виленов, а вот Колю или Вас - никто не хотел.

Экзотическое имя в сочетании с фамилией, «пахнущей курной избой», создавало гремучее, запоминающееся сочетание, которое помогало режиссеру в начале карьеры. Забыть такое трудно. Впрочем, фамилия его происходила не от слова «Рязань», а от глагола «резать». Но графьев Резановых Эльдар Александрович в родственники не вписывал:

— Да вы только посмотрите на мой нос, — смеялся он, — уж какие там графья!

Вопреки добродушной внешности, обычно идущей в сочетании с необъятными размерам, Рязанов был строг и к другим, и — особенно  - к себе.

"Я человек невеликих способностей», - повторял Рязанов. С ним спорили. Спрашивали, а почему, если так, его фильмы столько лет не сходят с экрана.

Рязанов говорил, что не знает. И вообще, мол, ничего хорошего в этом нет. Юмор стареет, а раз уж  фильмы его актуальны до сих пор — это значит, что ничего не изменилось. Помните его фразу: «люди в нашей стране делятся на тех, кто доживает до пенсии, и остальных». Смешно? А если бы на пенсию выходили в сорок лет, а не как сейчас, - смешно бы не было. То-то и оно.

После ВГИКа молодой Рязанов 5 лет снимал документалку, и лишь благодаря продюсерскому таланту тогдашнего главы Мосфильма — Ивана Пырьева, очень волевого и проницательного человека — перешел на художественное кино.

В этом году его первая комедия -  «Карнавальная ночь» должна была отметить 60-летие. В следующем — 40-летие у другой его "новогодней" комедии — «Иронии судьбы».

Как важно было посмотреть эти фильмы, зная, что их отец, их создатель, - с нами.

Впрочем, он сам говорил, что не пересматривает свои фильмы. «Мне неинтересно, потому что я знаю, чем закончится кино».

Еще он упрямо называл себя беллетристом. «Чем отличается беллетристика от большой литературы? Тем, что беллетристика — это когда интересно, что дальше, а большая литература — когда неважно. И поэтому я люблю беллетристику. Люблю, когда автор увлекает, когда нельзя оторваться». 

Но в этом самоуничижении Рязанов был не прав. Большинство его картин — выдающиеся. Они все так или иначе связаны с сатирой, но все — разные. И если роман Пушкина — это энциклопедия русской жизни, то фильмы Рязанова, без сомнения, — энциклопедия жизни советской.  По его фильмам можно было изучать историю советского прошлого, этапы его становления. Романтическая восторженность 1950-х — это «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада», диссидентство 1960-х — «Берегись автомобиля», смена социальных ролей, гендерное превосходство женщины — «Ирония судьбы» с 37-летним неженатым Женей Лукашиным или «Служебный роман» с его странными героями.

Его фишка — сложнейший жанр камерного фильма, когда все события разворачиваются в одной комнате, как в «Иронии судьбы», в «Гараже» или в «Дорогой Елене Сергеевне». Минимум декораций, никаких спецэффектов, однако все полтора часа мы не можем оторваться от экрана.

Это ли не чудо? Это ли не плод выдающихся способностей автора. Он невероятно четко мыслил, остро подмечал. С детства Эльдар мечтал стать писателем, однако понимая, что писать ему не о чем, подавал документы в мореходку, чтобы набраться впечатлений в плаваниях. Гремела война, рязановские документы не дошли. Зато до Останкино дошел 17-й трамвай. Он и привез будущего режиссера во ВГИК, куда тот поступил-то случайно, запасным номером.

«В трамвай, что несется в бессмертье, / Попасть нереально, поверьте. / Меж гениями — толкотня, / И места там нет для меня», — писал Рязанов в стихотворении. И снова был не прав.

Еще одна выдающаяся его способность — это умение выбрать актера. Как сказал кто-то из критиков, Рязанов умел подобрать актеров так, что роли сидели на них плотно, как перчатки. Он не обладал музыкальным слухом, но имел абсолютный слух на актеров.

Благодаря ему взошли звезды Ахеджаковой и Гузеевой. Именно он уговорил Смоктуновского сыграть Юрия Деточкина. Благодаря ему неизвестная Гурченко стала великой Гурченко. Ведь он в прямом смысле вытащил ее «когда б вы знали, из такого сора», из брака.

Известна история, что Гурченко забраковали на кинопробах. На пленке будущая звезда выглядела «настоящим уродцем», таким, что "глядя на нее в кадре, каждому становилось понятно: эту актрису не позовет сниматься ни один режиссер". Рязанов дал ей еще один шанс. И не прогадал. Впоследствии выяснилось, что неудачная схемка произошла по вине молодого и неопытного оператора.

Он часто повторял, что одна из самых трудных обязанностей режиссера — это отказывать актерам. Рязанов делал это мастерски. Мог отказать Андрею Миронову, претендующему на роль Жени Лукашина, Олегу Басилашвили, которому даже давал расписку в том, что будет снимать его во всех своих фильмах. Мог отказать даже своей подруге Светлане Немоляевой. Она пробовалась на роль Нади в «Иронии судьбы»: «Видит бог, Светочка, не могу. Еще хуже — сыграть трудно», — извинился перед ней Рязанов.

Он доверял актерам настолько, что отпускал их, по собственному выражению, «в свободное плавание». В «свободном плавании» родились и знаменитые перлы вроде «какая гадость эта ваша заливная рыба» или знаменитая сцена, когда неуклюжий Мягков проливает вино на Алису Фрейндлих из «Служебного романа».

Суровый, деспотичный режиссер. Он отличался суровыми высказываниями в адрес всего происходящего. «Велика страна моя огромная, потому и долго будет гнить». "Кино у нас больше не существует. Есть отдельные острова, скалы: Панфилов, Данелия, Тодоровский, человек 8–10. А дальше — океан пустынный".

Но не был он ни мизантропом, ни хаятелем России. Он считал себя патриотом, таким как Салтыков-Щедрин. «Я ведь, как и он, ругаюсь и бушую, когда вижу недобросовестность, нечистоплотность, разгильдяйство. Ругаюсь, чтобы было лучше».

В последние годы он часто болел. Но, несмотря на хвори и пробки, каждый день сам приезжал в киноклуб «Эльдар» — особое свое детище. Здесь проходили творческие встречи творческих людей, киновечера, концерты. Клуб был нужен ему, чтобы оставаться живым. Кстати, Рязанов очень хотел, чтобы в его «Эльдаре» выступила Земфира. Режиссер следил за творчеством певицы, и она нравилась ему.

Ржавые иголки на снегу…

Значит, ветер после снегопада

Сдунул с елок, словно шелуху,

То, что на ветвях держалось слабо.

Мы ведь тоже держимся едва.

Пожили… Порядком проржавели.

Как на карауле, дерева

Ждут последней гибельной метели.
-->

0

4

Рязанов нисколько не мечтал и не думал работать в кино;  поэзия увлекала его, вероятно, с отроческих лет. Он начал сочинять, когда ему было пятнадцать. (Надо отметить, что рос он в простой семье: отец его из крестьян, мать из мещан). Учась в 8-ом  классе, он решил стать писателем. Это было следствием его страстной любви к чтению, а  читать он научился уже в три года.
   
Первые поэтические опыты были подражанием великим, начиная с Пушкина. Особенно он увлёкся Надсоном. «Вот что оказалось близко неимоверно – горькие, печальные строчки. Поэт умер двадцати трёх лет», - говорит он. Затем воображением юного Рязанова завладел Есенин. Шла война, книги запрещённого поэта нельзя было достать, тайком читал он переписанную от руки поэму «Чёрный человек». Так же через несколько лет он знакомился с поэзией Ахматовой. Поэзия вдохновляла его, и, читая и подражая, постигал он «азы ремесла».  Толстая тетрадка заполнялась его стихами.

0

5

Самым заметным поэтом того времени был Константин Симонов. Юноша загорелся желанием показать ему свои стихи и, конечно, надеждой получить  одобрение.  Ему удалось только первое.

  «… это была середина лета 1944 года – шёл к Симонову от  метро «Белорусская». Может быть, у меня в памяти спуталось два события,  а может, так и было, но в тот день по Ленинградскому шоссе по направлению к центру вели нескончаемую колонну пленных немцев. А я шёл навстречу мимо небритых, оборванных, поникших, побеждённых фашистов, шёл к самому знаменитому поэту нашей страны – первому читателю моих – я в этом был уверен – замечательных стихов.  Близился конец войны. Я намеревался поступить в Одесское мореходное училище. Короче, победные трубы гремели в моей душе».

  Жил Симонов в «кружевном» доме напротив гостиницы «Советская»  в одной комнате коммунальной квартиры. Он  встретил юного поэта как интеллигентный человек, но разговор их был очень коротким. Тетрадь он оставил у себя, и вернул через несколько дней, сказав, что стихи должны быть неповторимыми выражать личность автора. Заинтересованности в способностях молодого человека он не проявил. Рязанов пишет: «… ушёл от него без малейшей обиды, без ущемлённого или оскорблённого самолюбия, хотя он не сказал о моих стихах ни одного доброго слова. И потом, несмотря на нелестный отзыв, я продолжал думать о Симонове с восхищением и ещё несколько лет очень почитал его как выдающегося стихотворца».

0

6

Поступая во ВГИК, свою  толстую тетрадь со стихами Рязанов подал в экзаменационную комиссию, там требовалось представить свои творческие работы.

   Учителями его были Г.М. Козинцев, С.М. Эйзенштейн и И.А. Пырьев. По совету Пырьева он снял свою первую музыкальную комедию «Карнавальная ночь», которая имела большой успех. Он долго размышлял потом,  как случилось, что, не имея музыкального слуха, ему удалось сделать такой любимый народом фильм?

Вероятно, наличие слуха и голоса не влияет на любовь к музыке.
А в музыку Рязанов влюбился ещё во время войны, когда его семья была в эвакуации в Самаре, где он впервые услышал оперы в исполнении артистов Большого театра.
Но наибольший восторг вызвала у него «Сильва» Имре Кальмана. Оперетта шла в здании филармонии напротив дома, в котором они тогда жили, и он посмотрел и послушал её не менее семнадцати раз.

0

7

Как действует эта прекрасная, чистая, лёгкая музыка на юную душу подростка! Помню себя в тёмном, неудобном кинозале, находящемся почто под мостом через Орлик. Мы пошли в кино с отцом. И, когда засветился экран и по нему побежали фамилии актёров и исполнителей, раздалась  волшебная, чарующая музыка из «Принцессы цирка». Именно тогда, с первого не взгляда, а слуха  влюбилась я в музыку вообще, а не только в  Кальмана. Такой восторг, такая радость и волнение охватили меня, что, я, восьмилетний ребёнок, встала со стула и как будто устремилась туда, на экран, готовая полететь.
   

                  ***

Хочется лёгкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.

Хочется рухнуть в траву не помятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать всё живущее.

Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.

Хочется милой наивной мелодии,
Воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось ошалелое.

Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за всё, что промчалось, заплачено,
и остаётся расплата прощальная.

0

8

Когда Рязанову пришлось общаться с композиторами и принимать или не принимать их музыку для своих фильмов, в первое время он очень смущался и пасовал – говорил, что не компетентен и готов был устраниться от этих вопросов.

Однако Андрей Петров вспоминает: «В начале работы Эльдар Александрович обычно заявляет: «В музыке я ничего не понимаю, и поэтому, какая будет музыка, в каком стиле, какие будут играть инструменты, вы решайте сами».  И я, воодушевлённый оказанным мне большим творческим доверием, приступаю к работе. И вот, когда я показываю Эльдару Александровичу музыку к новому фильму и когда наступает время её записывать, то  от утверждений, что он ничего не понимает в музыке, не остаётся и следа. (…) Я считаю Рязанова в полном смысле слова соавтором многих счастливых находок в музыкальном решении его фильмов».

  Карло Рустикелли, работавший с Рязановым над фильмом «Невероятные приключения итальянцев в России» пишет: «… Ему недостаточно услышать приятную мелодию, соответствующую его вкусу. Он добивается глубокого проникновения в психологию своих героев».
  Рязанов работал и с Микаэлом Таривердиевым,  и с Анатолием Лепиным, на его стихи писали музыку Александр Блох и  Сергей Никитин.
  С благодарностью за сотрудничество и прекрасный вклад в его фильмы Рязанов пишет: «Жизнь свела меня с замечательными музыкантами. Они обогатили не только фильмы, которые я ставил, но и мою духовную, музыкальную жизнь. Композиторы, с которыми я сотрудничал, всегда оказывались моими единомышленниками. Они – мои настоящие друзья и подлинные соавторы моих кинолент».

0

9

Жестокий романс. Фильм, 1984

В ролях
    Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Алексей Петренко...

Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги,
где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь.

Шедевр советского кино, пронзительная драма Эльдара Рязанова по бессмертной пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Великолепный драматургический материал и блестящая режиссура Рязанова смогли поднять семейную драму до уровня философской трагедии. Особенно стоит отметить прекрасный актерский ансамбль фильма. Лариса Гузеева прекрасна в своей дебютной роли нежной и печальной красавицы, Никита Михалков как нельзя более точно передал образ страстного, дьявольского соблазнителя, а Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих, как обычно, демонстрируют вершину актерского мастерства. Россия, конец XIX века. Обедневшая после смерти мужа уважаемая дворянка Огудалова пытается выгодно выдать замуж младшую дочь, красавицу Ларису. На нее засматриваются многие мужчины, но некоторые из них уже женаты, а другие не настолько богаты, чтобы взять замуж бесприданницу. Сама Лариса без памяти влюблена в Сергея Сергеевича Паратова, красивого, обаятельного, богатого барина и судовладельца. Своими дорогими подарками и роскошными ухаживаниями он совершенно очаровал Ларису, но не думал о последствиях… Красивый, захватывающий, глубокий фильм...

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Рязанов. РОМАНС ЛАРИСЫ
(Из кинофильма «Жестокий романс»)

Я, словно бабочка к огню,
стремилась так неодолимо
в любовь – волшебную страну,
где назовут меня любимой,
где бесподобен день любой,
где б не страшилась я ненастья.
Прекрасная страна – любовь.
Ведь только в ней бывает счастье…

… Пришли иные времена –
тебя то нет, то лжёшь не морщась.
Я поняла, любовь – страна,
где каждый человек – притворщик.

Моя беда, а не вина,
что я наивности образчик.
Любовь – обманная страна,
и каждый житель в ней – обманщик.

Зачем я плачу пред тобой
и улыбаюсь так некстати…
Неверная страна – любовь.
Там каждый человек – предатель.

Но снова прорастёт трава
сквозь все преграды и напасти.
Любовь – весенняя страна,
И только в ней бывает счастье.

(Муз. А. Петрова)

0

10

* * *

     Я желал бы свергнуть злое иго
     суеты, общенья, встреч и прочего.
     Я коплю, как скряга и сквалыга,
     редкие мгновенья одиночества.

     Боже, сколько в разговорах вздора:
     ни подумать, ни сосредоточиться.
     Остается лишь одна опора--
     редкие мгновенья одиночества.

     Меня грабят все, кому в охоту,
     мои дни по ветру раскурочены...
     Я мечтаю лечь на дно окопа
     в редкие мгновенья одиночества.

     Непонятно, где найти спасенье?
     Кто бы знал, как тишины мне хочется!
     Удалось сложить стихотворенье
     в редкие мгновенья одиночества.
     * * *

0

11

ЛЮБОВЬ
(Песня из кинофильма «Привет, дуралеи!»

Любовь готова всё прощать,
когда она – любовь,
умеет беспредельно ждать,
когда она – любовь.

Любовь не может грешной быть,
когда она – любовь.
Её немыслимо забыть,
когда она – любовь.

Она способна жизнь отдать,
когда она – любовь.
Она –  спасенье, благодать,
когда она – любовь.

Полна безмерной доброты,
когда она – любовь.
Она естественна, как ты,
когда она – любовь.
Сентябрь 1986

(Муз. А. Петрова)

0

12

Эльдар РЯЗАНОВ

     За  последние  двенадцать  лет  я поставил несколько фильмов -- "Ирония
судьбы", "Служебный  роман",  "Гараж", "О  бедном  гусаре замолвите  слово",
"Вокзал  для  двоих",  "Жестокий  романс",  "Забытая  мелодия  для  флейты",
"Дорогая  Елена Сергеевна".  Я  упомянул о них  лишь потому,  что в этот  же
период   параллельно   "с  многочисленными  и   разнообразными  занятиями  и
обязанностями  существовало  что-то  вроде  внутреннего монолога  или,  если
хотите, стихотворного дневника. В стихах  фиксировалось  то, что не находило
себе места, да  и  не  могло найти,  в  сценариях  и  фильмах. Кинематографу
подвластно  все,  он  может  передавать  любые  оттенки  и  нюансы  движения
человеческой  души.  Однако  кинорежиссер  создает  произведение  с  помощью
писателя,  актеров,  оператора,  художника,  композитора.  Любой  фильм   --
своеобразный сплав дарований всех этих индивидуальностей.
     Наверное,  мучительное  желание  высказаться  о  личном,  только  моем,
стремление поделиться  чем-то  заветным, жажда исповеди  и  побудили  меня к
стихотворству.  Исповедь, я думаю, -- то, к чему властно тяготеет каждый вид
искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости
чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в  человеческие глубины --
наверное, суть поэзии.
     Эта книжечка -- мой первый сборник стихов. Если читателю покажется, что
книжка местами  чересчур грустна, то пусть он вспомнит, что жизнерадостные и
веселые  свойства  своей натуры я тратил  в это же  самое  время на создание
комедий для  кино и  театра,  и в  тех жанрах, очевидно,  подрастратил  свой
смеховой запас. Если  читателю  покажется, что книжка местами носит чересчур
личный   характер,  то   пусть   он  вспомнит,  что  гражданские  взгляды  и
общественный  темперамент  были  отданы  мной  в  этот  же  отрезок  времени
кинематографу, телевидению, театру, публицистике.

     Эльдар Александрович Рязанов -- член Союза писателей СССР.
     © Издательство "Правда".
     Библиотека "Огонек". 1988

0

13

Рязанов родился 18 ноября 1927 г. в г. Самаре. В 1950 г. он с отличием окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), мастерскую Сергея Эйзенштейна и Григория Козинцева. Его дипломным фильмом стала документальная лента "Они учатся в Москве", снятая совместно с сокурсницей Зоей Фоминой.

В 1955 г. Рязанов стал режиссером киностудии "Мосфильм". Через год снял свой первый художественный фильм - музыкальную комедию "Карнавальная ночь". Картина не только возглавила список самых кассовых лент 1956 г., но и вошла в так называемый "золотой фонд" отечественного кинематографа. Всего на счету режиссера около тридцати картин, почти все из которых стали классикой российского кино. Самые знаменитые - "Гусарская баллада", "Берегись автомобиля", "Жестокий романс", "Служебный роман", "Гараж", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Вокзал для двоих".

В 2010 г. вышла его автобиографическая книга "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги". В некоторых фильмах Эльдара Рязанова звучат песни и романсы, написанные на его стихи ("У природы нет плохой погоды" из фильма "Служебный роман", "Любовь - волшебная страна" из "Жестокого романса" и др.).

0

14

Рязанов прогремел в 57-м «Карнавальной ночью» и последний шумный успех снискал в 87-м «Забытой мелодией для флейты». Тридцать лет стабильного пребывания в топе в нашем кино не вытянул никто - разве что учитель Рязанова Ромм (от «Тринадцати» до «Обыкновенного фашизма»).

Рязановский фильм стал титульным новогодним хитом и пребывает в этом качестве вот уже 40 лет: по части устоев русские оказались не меньшими традиционалистами, чем англичане. Как и полвека назад, любят овсяное печенье, плавленый сыр, КВН, Пугачеву и «Иронию судьбы». Удостоился двух прижизненных памятников в виде именных кинотеатров: «Эльдар» в Москве и «имени Деточкина» в Киеве (последний был залом советского кино для малоимущих, который в годы беспредела открыла и содержала киевская братва). Без него не было бы народной славы Мягкова, Ахеджаковой, русского гастрольного успеха пани Барби Брыльской и песни «Мохнатый шмель».

0

15

Выигрышной оказалась и комплекция: толстяк с рупором в шапке с помпоном был столь фотогеничен, что Рязанова полюбили интервьюировать на съемочной площадке, а после и пригласили вести «Кинопанораму». Режиссеров в России не принято было знать в лицо - исключение составляли снимающие артисты (оба Быковых, Михалков) и ведущие «Кинопанорамы» Рязанов, Меньшов и Говорухин. Манеру обхватывать себя руками крест-накрест, зажав ладони подмышками, в дальнейшем много пародировали «Веселые ребята». Даже казавшийся жизненным крахом сусловский запрет на «Человека ниоткуда» (название на афише не понравилось) обернулся плюсом: фильм особенного прибытка не обещал, а слава гонимого автора внутри цеха дорогого стоила.

Дмитрий Быков как-то писал, что толстые люди продуктивней худых засчет концентрации массы и энергии и после неудач легче восстанавливают форму. Быкову, конечно, виднее.

Многим режиссерам удавалось вернуться в высшую лигу после неудач, но неоднократно такое получалось только у двух толстяков, Рязанова и Феллини. «Сравнил», - возмутятся. Отчего же. Тайная солидарность ордена толстяков известна всему свету - Рязанов цитировал своего любимца Феллини и прочий неореализм в каждой третьей картине. Достаточно сказать, что Ипполит лезет в душ с теми же словами, с которыми забирался в фонтан Треви Мастроянни в «Сладкой жизни».Феллини с ироническим восторгом живописал устои итальянского мира: католицизм, цирк, античность, слабых мужчин и слоновых женщин. Рязанов наполнил особой метафизической теплотой все, что в ХХ веке заставляло трепетать русское сердце: автомобиль, Новый год, пять звездочек, поручика Ржевского и баб возраста «ягодка опять». Десять лет говорим про духовные скрепы - вот это они и есть.

0

16

Э. Рязанов.

ВЕТЕР

     Было тихо в белом свете,--
     свет был белым от зимы...
     Вдруг примчался шалый ветер --
     устроитель кутерьмы.
     Впереди неслась поземка
     хулиганскою ордой,
     а за нею ветер звонкий,
     крепкий, смелый, молодой.
     Ветер был озорником--
     рвался нагло в каждый дом...
     Он в лицо плевался колко,
     он раздел от снега елки,
     молотил метелью в окна
     так, что дом стонал и охал.
     Ветер был самоуверен--
     дул в разнузданной манере.
     Он вломился, как налетчик,
     оборвал все провода.
     В коридоре умер счетчик,
     в кране кончилась вода.
     Электричества нет в избах,
     мы не смотрим телевизор,
     мы живем теперь при свечке,
     раздуваем жар у печки.
     Ветер, груб и неумерен,
     выл в разнузданной манере.
     Налепил кривых сугробов,
     ни проехать, ни пройти,
     на нехоженых дорогах--
     ни тропинки, ни пути.
     Издавая хамский посвист,
     скорый ветер отбыл в гости
     то ль на север, то ль на юг...
     А потом вернулся вдруг!
     Мы и охнуть не успели,
     снова заскрипели ели.
     Ветер продлевал бесчинства
     и чинил большие свинства,
     сыпал манкою из снега
     так, что потемнело небо,
     вздыбил саван-покрывало,
     буря гикала, плясала,
     ветер гадко хохотал...
     Наконец и он устал.
     Иль дебоша устыдился,--
     лег в лесу, угомонился...
     Тихо обо всем подумал.
     Взял и на рассвете умер.
     Снова тихо в белом свете.
     Только жаль, что умер ветер.
     * * *

0

17

Одна из книг  Эльдара Рязанова называется «Грустное лицо комедии».
В комедиях Рязанова всегда присутствует грусть, и это делает их глубокими, не смеха ради.

МОЛИТВА
(Романс из кинофильма
«Небеса обетованные)

Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, одинокий путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!

Снег. И мы беседуем вдвоём,
как нам одолеть большую зиму.
Одолеть её необходимо,
чтобы  вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живём!

Мы выходим вместе в снегопад.
И четыре оттиска за нами,
отпечатанные башмаками,
неотвязно следуя, следят.
Господи, как я метели рад!

Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
заметёт остаток понемногу
милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу.

(Муз. А. Петрова)

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Дмитрий Пухов

Небеса обетованные
                        Эльдару Рязанову

Летящий в небе и дымящий паровоз,
Бомжи несчастные, еврей со скрипкой,
Собаки  следом… И встаёт вопрос:
Что режиссёр пророчит с горькою улыбкой?

И грустные глаза творца
Глядят мне в душу с тёмного экрана.
Не ждали в эйфории мы конца;
Но и свободе было радоваться рано.

Так где же счастье? Только лишь взлететь
Над этим миром, где Мамона и нажива?
И, если, тот полёт – не смерть,
То чем и как герои будут живы?

И всё-таки восторг в душе:
Они не сдались, и они непобедимы,
И скрипка вновь поёт уже,
И сердце, сжавшись, слушает ранимо.

Грядут иные времена;
Но благоденствие не скоро,
И погружается огромная страна
В трясину лжи, разврата и позора.

http://horosheekino.ru/images/line.gif
фильм «Небеса обетованные»

Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992 год)

0

18

***

В трамвай, что несётся в бессмертье,
попасть нереально, поверьте.
Меж гениями – толкотня.
И места там нет для меня.

В трамвае, идущем в известность,
ругаются тоже, и тесно.
Нацелился было вскочить,
да чёрт с ним, решил пропустить.

А этот трамвай до Ордынки.
Я впрыгну в него по старинке,
повисну, стоять на подножке
И в юность вернусь на немножко.

Под лязганье стрелок трамвайных
я вспомню  подружек случайных,
забытых товарищей лица.
И с этим ничто не сравнится!

Э.Рязанов

Сентябрь 1986

0

19

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/9/6/4/10600469.jpg
На съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982

Эльдар Рязанов говорил, что «Вокзал для двоих» – завершающая часть в его трилогии фильмов о любви, в которую входят также «Ирония судьбы» и «Служебный роман».

Правда, на этот раз замысел менялся в ходе съемок.

Позже режиссер рассказывал, что снимать начали с финала, и во многом это предопределило дальнейшую работу над фильмом:

«Сначала мы написали сценарий в немножко облегченной манере. Но так сложилось, что уходила зима, и нам нужно было снять сначала финал – кадры в колонии, в лагере. Они наложили очень сильный отпечаток на все то, что было затем нами написано».


Оператор Вадим Алисов добавляет: «Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок.

Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов».
http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/2/5/4/10600452.jpg
http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/5/5/4/10600455.jpg

0

20

30 ноября 2015
Басилашвили назвал трагедией смерть Эльдара Рязанова

В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. У него остановилось сердце. Накануне состояние режиссера ухудшилось, и врачи подключили его к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Но спасти так и не смогли.

Актер Олег Басилашвили назвал трагедией кончину Эльдара Рязанова.

В интервью он то ли в шутку, то ли всерьёз, говорил, что его душе покоя нет. Хотел успеть всё сразу: писать, снимать, играть, правда, роли давал сам себе эпизодические, - максимум пару реплик, а часто и вовсе без слов, передает "ТВ Центр".

Народный артист СССР Олег Басилашвили назвал трагедией кончину Эльдара Рязанова. По словам актера, он близко дружил с режиссером и в последнее время часто его навещал. "Его уход для нас – большая трагедия. Ушла целая эпоха кинематографа", – цитирует актера "Русская служба новостей".

Всенародной славой Басилашвили обязан Эльдару Рязанову. Он снимался и до того, как попал на площадку к режиссеру, но именно Юрий Самохвалов из "Служебного романа", Платон Рябинин из "Вокзала для двоих" и граф Мерзляев из фильма "О бедном гусаре замолвите слово" принесли Басилашвили популярность.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Режиссеры » Эльдар Рязанов. Кинорежиссёр. Поэт и Гражданин