"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Режиссеры » Марлен Хуциев.Великий шестидесятник.Советский, российский кинорежиссёр


Марлен Хуциев.Великий шестидесятник.Советский, российский кинорежиссёр

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

http://www.agregator.pro/foto/marlen-hutsiev-ottepel---delo-sereznoe.3640166.2015_08_10.jpg
Великий шестидесятник Марлен Хуциев
Советский кинорежиссёр
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

    Дата рождения: 4 октября, 1925
    Место рождения: Тбилиси, СССР, Грузия
    Карьера: Актер: Играет самого себя (3), Режиссер (13), Сценарист (8), Продюсер (1), Актер (4)
    Всего фильмов: 29
    Лучший год: 1958 (2)
    Худший год: 1991 (1)

   

Марлен Мартынович Хуциев.  Родился 4 октября 1925 г. (90 лет), Тбилиси, Грузинская ССР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, СССР...

Классику отечественного кинематографа Марлен Хуциев - 90-лет. В его  творческом багаже всего 11 фильмов, но каждый из них вошел в историю, отмечает "ТВ Центр". "Весна на Заречной улице", "Июльский дождь", "Застава Ильича" , "Два Федора" — их называли "глотком свежего воздуха" в эпоху "шестидесятых".

В картинах Хуциева присутствует неповторимый образ Москвы. Столица тех лет осталась на его пленке с песнями Окуджавы и Визбора, разговорами на кухне. 

фильмография

2010

    Толстой глазами кино / Tolstoi mit den Augen des Films
    (Марлен Хуциев (в титрах: Marlen Chuziew))
       
    Соданкюля навсегда / Sodankylä ikuisesti
    (Марлен Хуциев, (в титрах: Marlen Hutsijev))

2007

    Невечерняя
    Режиссер, Сценарист

2001

       
    Люди 1941 года
    Режиссер, Сценарист

1992

    Рождественский дневник
    Продюсер (продюсер-супервайзер)

1991
 
    Бесконечность
    Режиссер, Сценарист

1990

    Уроки монтажа
    Режиссер

1987

     
    Джура, охотник из Минархара
    Сценарист

1985

    Алов
     

1983

       
    Послесловие
    Режиссер, Сценарист

1980

       
    Карл Маркс: Молодые годы
    Актер (Луис Бланк)

1978

     
    В день праздника
    Актер

1974

       
    И все-таки я верю...
    Режиссер

1971

    Алый парус Парижа
    Режиссер

1970

       
    Был месяц май
    Режиссер

1969

     
    Гори, гори, моя звезда
    Актер (князь)

1968

       
    Интервенция
    Актер (главнокомандующий)

1966

       
    Июльский дождь
    Режиссер, Сценарист

1964

        8.312885
        8354
    Мне двадцать лет
    Режиссер, Сценарист

1958

     
    Два Федора
    Режиссер
       
    Улица молодости
    Сценарист

1956

       
    Весна на Заречной улице
    Режиссер

1950

    Градостроители

0

2

http://cdn.static1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/md/331/958.jpg
Великий шестидесятник Хуциев

Дата рождения: 4.10.1925

Биография:

Режиссер, актер, сценарист.

Марлен Хуциев -- один из крупнейших советских режиссеров второй половины ХХ века. За 55 лет работы в кино снял невероятно мало: 7 полнометражных игровых фильмов (из них 2 в соавторстве), один телефильм, один документальный. И вся эта небогатая фильмография отчетливо распадается на две неравные (и по величине, и по значению) части: фильмы 60-х годов («Застава Ильича» и «Июльский дождь») – и все остальное.Из этого не следует, что «все остальное» составляют фильмы слабые или незначительные. Уже снятая совместно с Ф.Миронером в 1956 году «Весна на Заречной улице», стала одной из самых первых - и самых заметных – картин «оттепельного» кинематографа. Это в конце 60-х годов злоязычный Г.Козинцев иронически перечислял штампы «шестидесятнического» кино: скромный коммунальный быт, дождик и туман, паренек с гитарой, ненавязчивая мелодия за кадром – в 1965 году это были не штампы, а новации, да и сюжет был хоть и мелодраматический, но более-менее достоверный. Так Хуциев первым же своим фильмом (до этого, в 1950 году, была вполне заурядная дипломная работа «Градостроители») стал одним из лидеров советской «новой волны».
Вполне достойным был первый самодеятельный фильм «Два Федора» (1959 г., этим фильмом Хуциев ввел в кинематограф Василия Шукшина). Последние же 35 лет Хуциев снимает настолько редко, что для целый поколений кинозрителей он как бы перестает существовать. При этом «Был месяц май» (1970) – один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне; «Послесловие» (1983) – не характерная для Хуциева, но хорошо вписывающаяся в кинематограф 70х-80х годов камерная психологическая драма, отлично сыгранная Р.Пляттом и А.Мягковым. Наконец, «Бесконечность» (1992) – то ли историческая хроника, то ли фильм-эссе, размышление о России в потоке времени – настолько отличается от всего постсоветского кинематографа, что хотя бы поэтому заслуживает внимания. Тем не менее в история кино Хуциев войдет (уже вошел) как эталонный режиссер 60-х годов.
Почему не сложилась творческая судьба в 70-е и 90-е? Возможно, помешали упорные многолетние, в итоге вымотавшие режиссера попытки снять «фильм своей жизни» - биографию Пушкина (фильм так и не был снят; в 90-е годы Хуциев сделал по своему сценарию радио-спектакль). Возможно, режиссер был надломлен тяжелой судьбой своих шедевров 60-годов – особенно калечением «Заставы Ильича». Кстати, в конце 60-х годов была успешно пресечена попытка Хуциева проникнуть в советский театр: поставленный им в «Современнике» спектакль по антифашистской пьесе А.Миллера «Это случилось в Виши» был запрещен. Тема спектакля - Холокост – была практически табуирована в СССР. А главное: пьеса Миллера утверждала антифашизм, интернационализм, солидарность со слабыми, нонконформизм - то есть те ценности, которые Россия с конца 60-х годов отвергла, кажется, навсегда. Даже странно, что автор «Июльского дождя» не понял это сразу. Шедеврами же – не только Хуциева, не только советского кинематографа, но и всего европейского кино 60-х годов стала «московская дилогия»: «Застава Ильича» (сокращенный и исковерканный цензурный вариант фильма вышел на экраны под названием «Мне 20 лет», 1962 г.) и «Июльский дождь» (1967 г.). Сейчас все историки кино называют «Заставу Ильича» эталонным фильмом «оттепельного» кинематографа. Используя всемирно распространенную в молодом кино 60-х годов эстетику «синема-верите», отказавшись от традиционного сценария в пользу «дедраматизации» повествования Хуциев создал грандиозный – но не громоздский портрет Москвы и москвичей начала 60-х: праздники и будни, вечеринки и демонстрации, поэтические вечера и дешевые танцульки; на экране студенты, рабочие, богема, партфункционеры, пенсионеры и даже (в советском фильме!) профессиональный стукач. В отличие от многих лучших шестидесятнических фильмов, «Застава Ильича» - не лирическая исповедь: Хуциев почти на 20 лет старше главных героев фильма. В фильме сочетается взгляд на поколение 20-летних изнутри (сценарист Шпаликов был немногим старше своих героев) и позиция некого «внешнего наблюдателя», более мудрого и печального. Оттого в фильме, снятом на пике «оттепели» человеком, искренне верящим в то, что назовут «социализмом с человеческим лицом», нет ни телячьего оптимизма, ни излишнего пафоса, а есть легкость, постоянно оттеняемая ощущением смутной тревоги.Это ощущение усиливается в лучших эпизодах фильма. Эти эпизоды – не знаменитый финальный разговор отца с сыном, не первомайская демонстрация, не вечер поэтов, не вечеринка на которой молодой Тарковский изображает пижона-космополита (все это, впрочем, тоже очень хорошо сделано). Эпизоды, где Хуциев демонстрирует высший класс режиссерского мастерства и феноменальную достоверность – это сцена утреннего пробуждения героя в постели случайной подружки и другой эпизод – где героя вербуют в стукачи и обычная лаборатория в конце эпизода выглядит как кабинет гэбешника.Именно эти «неприятные» эпизоды связывают «Заставу Ильича» с фильмом «Июльский дождь».

Конечно, хуциевский кинематограф – кинематограф режиссерский. Не преуменьшая роль Г.Шпаликова – легенды 60-х, поэта, сценариста, режиссера, и М.Пилихиной, блестяще снявшей Москву – 62, надо сказать, что «Июльский дождь» делали с Хуциевым совершенно другие люди (сценарист А.Гребнев, оператор Г.Лавров), при этом, кто автор фильма становится очевидным через 5 минут. Принципы построения фильма, режиссерский стиль не изменились – изменился дух времени. «Июльский дождь» - отходная по «оттепельным» временам, тем более поразительная, что была пропета в 1967 году, за год до вторжения в Чехословакию, когда уже всем стало ясно – наступают холодные времена.

0

3

http://cdn.static4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/md/331/941.jpg
Великий шестидесятник Хуциев

Возможно, ранней хуциевской трезвости «помог» разгром «Заставы Ильича». Этой истории посвящена целая книга Т.Хлоплянкиной. Шедевр уничтожили не только чиновники, но и коллеги-кинематографисты. Заслуженные и народные артисты, за всю жизнь не снявшие ни кадра, сопоставимого с хуциевскими, искали художественные недочеты, а патриотизму Хуциева учила режиссер, воспевшая через несколько лет в саге о Штирлице красоту эсэсовского мундира и интеллектуальное обаяние гестаповцев.
И главной темой «Июльского дождя» стал распад былой общности, тихое предательство, тихое отступничество, тихое соглашательство с несправедливостью. Наступают холодные времена – и холод проникает в отношения действительно любящих друг друга людей (В 90-е годы после ретроспективы Хуциева в Италии, восхищенные критики назвали его «русским Антониони», ориентируя, видимо, прежде всего на отношения любовников в «Июльском дожде». Но герои Антониони не понимают друг друга – и поэтому расстаются. Герои «Июльского дождя» расстаются, потому что слишком хорошо друг друга понимают). Ключевой эпизод фильма – осенний пикник: густой туман, холод, почему-то транзистор, висящий на дереве, люди бродят в этом тумане, не видя друг друга.
Наступили холодные времена – и выяснилось, что Хуциев, один из «худосочных детей Арбата» (слова Окуджавы из посвященного Хуциеву стихотворения), в новой атмосфере снимать не сможет; в конце 80-х время снова вроде переменилось – но и новому постсоветскому кино Хуциев оказался не нужен. Он остался в последней великой кинематографической эпохе, в 60-х, и когда мы перечисляли имена великих шестидесятников мирового кино – Трюффо, Годар, Вайда, Форман, Менцель, Бертоллучи – в этот ряд совершенно естественно, как на свое законное место становится имя: Хуциев.

0

4

http://volbusiness.ru/assets/images/news/17.08.2016/s6dNICzRtb8.jpg

Марлен Хуциев: «Я ехал в город, который люблю»

В одном из своих многочисленных интервью знаменитый кинорежиссер сказал, что культура является основой жизнеспособности и прочности любой нации. Не будет культуры – и нация будет обречена. Незабвенные фильмы самого Марлена Хуциева давно уже стали своего рода культурным кодом, без которого невозможно представить российский кинематограф. Его фильмы, говоря простым языком о сложных материях, делятся со зрителем своим пониманием жизни и места человека в этой жизни, неизменно пробуждая самые высокие чувства.

…За окном гостиницы только что закончился июльский дождь. Режиссер, имя которого стало символом романтизма шестидесятых, сидит за столиком кафе на расстоянии вытянутой руки. Негромкий, как и его фильмы. Хрупкий, как и его имя.

- Марлен Мартынович, оправдались ли ваши ожидания от фестиваля «VOICES»?

- Я ехал в город, который я люблю, и мои ожидания оправдались. Как-то мне раньше не приходило в голову, что в Вологде можно проводить фестивали такого высокого уровня. Атмосфера на фестивале замечательная, зритель – вдумчивый, очень заинтересованный.

У меня раньше были встречи с вологодским зрителем, и я с большим удовольствием могу сказать, что и поныне остается этот дух заинтересованности в хорошем кино. Конечно, далеко не все фильмы удалось посмотреть. Но я увидел, что картины, представленные на фестивале, ставят серьезные проблемы перед зрителем. Самое главное, фестиваль нашел свой адрес.

- Вы не однажды бывали в Вологде. Как изменился город за последнее время?

- Город похорошел, в нем появилось много нового. Может быть, он даже стал какой-то импозантный. Может быть, он что-то потерял: свою интимность, что-то из того, что, я помню, было здесь. Но все равно Вологда – милый моему сердцу город.

- Зачем, по вашему мнению, нужны такие кинофестивали и что они дают городам, где проводятся?

- Любое культурное мероприятие всегда нужно. Такие фестивали объединяют людей. Это очень важно. Я не предполагал, что увижу здесь столько энтузиастов, столько людей, увлеченных кинематографом.

- На фестивале вы представили зрителям ретроспективу из двух своих фильмов: «Был месяц май» и «Мне двадцать лет». Оглядываясь назад, как изменились люди и мир по сравнению с тем временем, когда вам было 20 лет?

- Тогда я был молод, и мир был другим для меня. Мы умели дружить, мы умели любить; мы любили нашу жизнь, нашу страну. За прошедшие десятилетия жизнь изменилась, произошла сильная коммерциализация всего, в том числе и искусства. Сегодня меня волнует, что в своем стремлении к материальным благам человек зачастую забывает о другой, не менее важной стороне жизни.

В то время, когда я учился, на улице можно было услышать, как молодые люди читали друг другу стихи. Сейчас я такого не наблюдаю. Но все-таки, в чем-то самом главном человек не изменился, духовные потребности у него остались те же.

- На фестивалях показываются хорошие фильмы, пользующиеся большой популярностью у зрителей. Однако в остальное время на экранах кинотеатров их нет, зато присутствует немало откровенно слабых фильмов. Почему складывается такая ситуация?

- Я уверен, что фестивальные фильмы должны идти в массовом показе. Потому что зрителя нужно приучать к хорошему кино, а не к тому продукту, которым кормит его современное телевидение. Хорошее кино складывается из трех составляющих: талантливый замысел, талант режиссера и, конечно, деньги на производство картины. Уверен, что человек, который дает деньги на фильм, должен любить кинематограф. Заинтересованность в конечном итоге должна быть не в получение прибыли от фильма, а от создания интересного произведения искусства. Если спонсоры заинтересованы в искусстве, тогда успех фильму обеспечен. Но я уверен, что малобюджетные фильмы, если они талантливы, обязательно найдут дорогу к своему зрителю.

- Есть ли у современного российского кинематографа возможность снимать фильмы, которые имели бы высокое художественное значение?

- Такая возможность есть, если люди, отвечающие за производство фильмов, могут противостоять тотальной коммерциализации кинематографа. При советской власти, конечно, были свои перегибы, но кино имело свой социальный заказ. Который, к слову, шел снизу. На киностудиях существовали объединения, где тебя спрашивали, что бы ты хотел делать? Конечно, было несколько центральных тем, которые спускались сверху, но в целом это всегда была инициатива снизу. В советские годы процесс кинопроизводства был отлажен очень четко. Деньги выдавались не просто так, тогда учитывалось все: стоимость декораций, съемочной техники, освещения, массовки. И мне кажется, что сегодня зря про это не вспомнили.

- Какие тенденции сейчас характерны для российского кино? Есль ли возможность вернуться к той высокой планке киноискусства, которую задал в свое время советский кинематограф?

- Возможность снимать высокохудожественные фильмы, конечно, имеется. У нас есть прекрасные режиссеры, сценаристы, есть темы, которые стоит поднимать: социальные, философские. Сама жизнь в ее многообразии диктует эти темы – нравственности, патриотизма… Ведь патриотизм не заключается в утверждении, что Россия – лучшая страна. Вопросы патриотизма отнюдь не лозунговые. О патриотизме можно – и нужно – говорить глубоко, тонко, художественно. Без фанфар и оголтелости. Патриотизм – это любовь к своему отечеству, а о любви не кричат, о ней говорят задушевно, тихо.

- Марлен Мартынович, если бы вам предложили сегодня снять фильм, кто стал бы его героем? Кто для вас сегодня является «героем нашего времени»?

- Для меня сегодня герой нашего времени – гражданин. Активная гражданская позиция – это участие в общественной жизни и осознанная ответственность за то, что происходит в стране. Наверное, это был бы фильм о том, что в настоящее времяпроблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки приобретают все большее значение. Гражданин – это человек, который берет на себя решение не только личных, но и общечеловеческих проблем. Гражданская позиция предполагает высокую ответственность не только за то, что происходит непосредственно в твоем близком кругу, но и в стране в целом.

Сейчас нужны картины, подобные «Весне на Заречной улице». Материал о людях труда сейчас востребован. Помните, какие картины были замечательные: «Большая жизнь», «Комсомольск», «Семеро смелых»… Это все классика, она не меркнет.

- Какие ваши творческие планы?

- В ближайшее время заканчиваю монтаж фильма о Чехове и Толстом. Это будет не сюжетная картина, фильм выстроен на диалогах двух гениев. Два русских классика – это на все времена, и те размышления, которыми они обмениваются между собой, надеюсь, будут востребованы у зрителя. Надеюсь, что картина скажет зрителю что-то очень важное.

- В одном из своих интервью вы сказали, что искусство, в том числе кино, должно давать надежду. Какую надежду дают фестивали, подобные «VOICES»?

- Фестиваль дает надежду, что в современном кинематографе будет появляться больше глубокого содержания, а на экране будут появляться люди, на которых хочется смотреть и на которых хочется равняться. Нет, не смотря ни на что, я думаю, что будет все-таки лучше. Должно быть лучше, понимаете?

Даже самая мрачная история должна вызывать в душе человека надежду. Иначе, зачем всё это? Акт искусства в кинематографе заключается в том, чтобы честно, без пошлости, рассказывать о людях, об их нуждах, проблемах, интересах. О любви, конечно. Зритель ждет от современного кинематографа того же, что и всегда: чтобы ему рассказали интересную историю, которая бы его задела, взволновала; историю о нем, о его проблемах и нуждах. Я не за упрощённое и не за простое, я за такое искусство, которое, будучи даже очень сложным, ставит своей задачей быть ясным и дойти до сердца и ума зрителя.

Фото из архива организаторов VOICES

0

5

http://i-film.pp.ua/person/marlen-huciev_519fdddda6474.jpg
Марлен Хуциев

Марлен Мартынович Хуциев родился в Тбилиси. В 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко).
В 1953 - 1958 годах работал режиссером на Одесской киностудии, с 1965 года - режиссер киностудии "Мосфильм".
В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев.
Кроме того, Хуциев поставил в театре "Современник" (1967, 1986) спектакль "Случай в Виши", снялся в нескольких фильмах.
С 1978 года он руководит мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе.

0

6

http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/331/941.jpg
Вкликий шестидесятник Марлен Хуциев

0

7

http://bmtv.kz/media/k2/items/cache/d0c446c9068133309c0dd46b190e401a_Generic.jpg
Великий шестидесятник Марлен Мартынович Хуциев
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), Грузия, в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили. Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но не прошёл по конкурсу.

Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья. В 1944 году началась кинокарьера Хуциева: он стал работать ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии. В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко), который окончил в 1950 году. Однокурсниками Хуциева были актёры Александр Алов, Алексей Коренев и режиссёры Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров и Феликс Миронер. Дипломной работой молодого режиссёра стала короткометражка «Градостроители». После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссёра дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, а в 1955 году был приглашён вторым режиссёром на съёмки фильма «Ляна» Бориса Барнета, у которого ещё студентом проходил практику.

В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссёром-постановщиком на Одесскую киностудию, где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице». История отношений учительницы из школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко, роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников, имела оглушительный успех – фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей. Успех первой картины закрепила драма «Два Фёдора» (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная роль – Фёдора-большого – стала актёрским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина.

В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссёра. После XX съезда КПСС, на волне хрущёвской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм, ставший одним из символов поколения «шестидесятников» – «Застава Ильича», сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым, тогда ещё учившимся на сценарном факультете ВГИКа. Из-за того, что картину раскритиковал сам Хрущёв, она вышла на экраны через два года, в урезанном и изменённом виде и под другим названием – «Мне двадцать лет». Цензорские ножницы вырезали из картины одну из ключевых сцен – непостановочные съёмки выступления Беллы Ахмадуллиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее. О том, как снималась эта сцена, Хуциев вспоминал: «Это ведь не документальная съёмка, хотя документальным способом снята. Это всё было организовано, и просто у нас не было денег на массовку, но мы разослали билеты на вечер поэтов, приглашения. Там даже написано было: “Одновременно снимается эпизод картины ‘Застава Ильича’ ”». В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя – в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича» получила Специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме – премию «Золотая пластина». В 1965 году Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм», где проработал долгие годы.

Следующую свою картину, драму «Июльский дождь», Хуциев снимает в 1966 году, после чего он пробует себя в качестве театрального режиссёра, поставив на сцене театра «Современник» спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши». Испытать свои силы в качестве актёра Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой телёнок» по одноимённому произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция», где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда» Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран» Центрального телевидения, успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май» – по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году – документальная лента «Алый парус Парижа». В 1978 году Хуциев вновь стал «ВГИКовцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино.

Из режиссёрской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении. Перерывы между съёмками следующих картин режиссёра составляют около десяти лет: документальная картина, начатая Михаилом Роммом и завершённая его учениками Элемом Климовым, Германом Лавровым и Марленом Хуциевым, «И всё-таки я верю...» вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие» – в 1983-м, философская драма «Бесконечность» – в 1992-м, а фильм, в основу которого легли кадры военной кинохроники, «Люди 1941 года» был закончен в 2001 году. В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем, также выпускником режиссёрского факультета ВГИКа, Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях – Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом. Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя», работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

В 1986 году Марлен Хуциев был удостоен звания «Народный артист СССР». Хуциев – президент Гильдии кинорежиссёров России с момента её образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук, почётный член Российской академии художеств, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер».

19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России, но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке. Прославленный режиссёр является обладателем различных государственных и кинематографических наград и лауреатом множества премий, он награждён медалью «За доблестный труд» (1970), орденами «Знак почёта» (1975) и «За заслуги перед Отечеством» IV (1996), III (2000) и II (2006) степеней.

В начале октября 2010 года за выдающиеся заслуги и в связи с 85-летием Марлен Мартынович Хуциев был награждён орденом Почёта.

0

8

http://www.kinolocman.ru/images/persons/std/std_84323.jpg

Интересные факты о Марлене Хуциеве:

– Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице» Хуциев дал фамилию Савченко – в честь своего педагога Игоря Савченко, курс которого он закончил во ВГИКе.

– В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил своё имя («Марлен» – образовано от «МАРкс» и ЛЕНин») – в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы».

– В фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») снялись будущие известные режиссёры и сценаристы Наталия Рязанцева, Александр Митта, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский.

– В телефильме «Был месяц май» одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Пётр Тодоровский.

0

9

http://i.movielib.ru/personpic/0402389/l/09b9/Marlen_Hutsiev.jpg
Марлен Хуциев

В 90-е годы после ретроспективы Хуциева в Италии, восхищенные критики назвали его «русским Антониони», ориентируя, видимо, прежде всего на отношения любовников в «Июльском дожде». Но герои Антониони не понимают друг друга – и поэтому расстаются. Герои «Июльского дождя» расстаются, потому что слишком хорошо друг друга понимают). Ключевой эпизод фильма – осенний пикник: густой туман, холод, почему-то транзистор, висящий на дереве, люди бродят в этом тумане, не видя друг друга.

* * *

Наступили холодные времена – и выяснилось, что Хуциев, один из «худосочных детей Арбата» (слова Окуджавы из посвященного Хуциеву стихотворения), в новой атмосфере снимать не сможет; в конце 80-х время снова вроде переменилось – но и новому постсоветскому кино Хуциев оказался не нужен. Он остался в последней великой кинематографической эпохе, в 60-х, и когда мы перечисляли имена великих шестидесятников мирового кино – Трюффо, Годар, Вайда, Форман, Менцель, Бертоллучи – в этот ряд совершенно естественно, как на свое законное место становится имя: Хуциев.

* * *

Нередко вспоминают стихотворение Б. Окуджавы, посвященное М. Хуциеву. На наш взгляд, оно действительно дает вполне внятный внутренний образ поколения уцелевших в Великой войне, «подраненных» войной на всю жизнь и несущих в себе войну «в еще более трудные мирные годы», и в этом сочинении просматривается влияние образности хуциевского кинематографа, слышен интонационный мелос Хуциева:

Мы приедем туда, приедем,
проедем — зови не зови —
вот по этим каменистым, по этим
осыпающимся дорогам любви.
Там мальчики гуляют, фасоня,
по августу, плавают в нем,
и пахнет песнями и фасолью,
красной солью и красным вином.
Перед чинарою голубою
поет Тинатин в окне,
и моя юность с моей любовью
перемешиваются во мне.
...Худосочные дети с Арбата,
вот мы едем, представь себе,
а арба под нами горбата,
и трава у вола на губе.
…..
И по синим горам, пусть не плавное,
будет длиться через мир и войну
путешествие наше самое главное
в ту неведомую страну.
И потом без лишнего слова,
дней последних не торопя,
мы откроем нашу родину снова,
но уже для самих себя.

* * *
Марлен Мартынович потом блестяще и, скажем, глубоко прокомментирует опус товарища-сопоколенника: «На Арбате я никогда не жил, а вот насчет худосочного он прав».

0

10

http://datanews.ru/images/news/10_12/128651x0.jpg
Марлен Хуциев

Лента Хуциева, с весенним же названием «Был месяц май» (по мотивам рассказа Г. Бакланова «Почем фунт лиха»), вышедшая в 1970-м, сразу стала в ряд шедевров, посвященных Великой Отечественной войне.

Это, пожалуй, самый выдающийся фильм Марлена Хуциева, и одна из самых великих и пронзительных наших кинокартин о Великой войне.

Действие происходит в 1945-м на немецком хуторе, где расквартирована небольшая группа советских военнослужащих. Фильм Хуциева, как, отметим, и все «военные» фильмы его друга П. Тодоровского, лишен батальных сцен.
Это традиция рассказа о неотпускающей «войне внутри», а не войне снаружи.
Важно привести суждение П. Тодоровского, имеющего прямое отношение и к творчеству его друга: «...Человек — это единственный предмет, будем так говорить, который подлежит рассмотрению. Самое интересное, что может быть в искусстве, — только человек: его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии и прочее…».

Мы видим в фильме Хуциева войну без смертей на наших глазах. Война практически стихла, вчера всё гремело, а сегодня — ти-ши-на-а-а и цветущая природа, мирная жизнь на ферме бауэра. Непонятное опустошение и внутренняя, в каждом человеке, инерция движения войны. Ты уцелел и счастлив, но миллионы (ты еще не знаешь, что миллионы, но понимаешь, что немало) полегли, не дожили до победы.
Молодые, полные сил фронтовики, сформировавшиеся в огне баталий и пережившие самые яркие, эмоциональные события жизни именно на войне, словно озираются в непостижимом пространстве «без войны»: была ли она? Да, была. Но где она теперь?
Куда ушла? А она и не ушла, и никогда не уйдет. Ею пронизан даже пепел узников, сожженных в печах концентрационных лагерей, которым удобрены окрестные поля.
Тодоровский был приглашен в фильм и как оператор, однако отказался, погруженный в собственную режиссуру. Снявшийся в своей военной форме и со своими боевыми наградами, он и в этом фильме друга исполняет пьесу на гитаре — вальс «Память цветов» итальянского композитора Ф. Росси.

В ролях

Александр Аржиловский — лейтенант Николаев
    Пётр Тодоровский — старший лейтенант Яковенко
    Сергей Шакуров — Маргослин
    Владимир Гостюхин — Нырков
    Виктор Уральский
    Игорь Класс — Авдиев
    Леонид Трутнев — Макарушка
    Николай Бадин — Черняев
    Вацлавас Бледис — Рашке
    Эугения Плешките — Герта
    Ришард Урбанович
    Дитрих Каплун
    Георгий Пруссов
    Виктор Лазарев
    Владимир Насонов
    Евгений Пушко

Огромное значенте имеет здесь и музыка, сопровождающая документальные кадры постскриптума, где жители городов мира буднично, но вечно идут по своим улицам. Уже двадцать лет, как окончена самая жуткая война в истории человечества, но в мирной жизни тревожно и пронзительно, хоть и лирично, звучит соло трубы: оркестр Поля Мориа исполняет композицию «Mama» (1967) авторов Сонни Боно и Монти, в оркестровке Альфреда Шнитке.

0

11

https://icdn.lenta.ru/images/2015/10/02/19/20151002194517866/pic_8ecfb75374dfdb379bb910418bbf3742.jpg
Великий шестидесятник Марлен Мартынович Хуциев
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

За свои девять десятилетий Марлен Мартынович никому никогда не завидовал.
Поскольку, как говорит, зависть отравляет и разъедает душу и здоровье.
Годы, по человеческим меркам, весьма почтенные, а фильмов всемирно знаменитый кинорежиссер Хуциев снял не много: 7 полнометражных игровых (из них 2 в соавторстве), один телефильм, один документальный. Столько же, семь, как помним, и у его друга А. Тарковского.

0

12

http://www.wherewoman.ru/uploads/posts/2013-10/1380843346_hutsiev5.jpg
Великий шестидесятник Марлен Мартынович Хуциев
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Наши великие, независимо от возраста, не частят, работают основательно. Нам скажут: им мешал «советский режим», с его цензурой и чиновниками… Все так, но и не только так. Есть еще и умение держать творческую паузу, порой мучительную, не болтать и, если угодно, иметь в душе канонический образ Христа «Благое Молчание», даже, быть может, интуитивно.

Марлен Мартынович так поясняет, почему снял мало картин:
«Режиссеры примеряют свои профессиональные качества к материалу. Я же, скорее, дилетант. Я занимаюсь этим любя, а не стремясь применить профессиональность. Сравнил бы свой процесс с работой писателя, который задумывает, вынашивает идею. Ищу, нахожу, на это уходит время. Я не страдаю от того, что снял мало».

Хуциев запомнился и остается мастером деликатного поэтичного кино, способным языком кинематографической пластики передавать тончайшие движения человеческой души, трепетные состояния сердца. Выпускник режиссерского факультета ВГИКа (1952 г., мастерская И. Савченко), работавший затем на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Одесской, Мосфильме, в Творческом объединении «Экран» Центрального телевидения, он, фактически становясь пророком нового кино, снимал шедевры, ставшие вехами в отечественном и мировом кино, «зарубками» и свидетельствами эпохи.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, кинорежиссер, сценарист, актер, театральный режиссер, профессор мастерской режиссуры игрового кино ВГИКа, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, М. Хуциев неоднократно избирался секретарем Союза Кинематографистов СССР, а также Московского и Российского СК.

0

13

http://www.close-up.ru/colorization/khuziev.jpg
Великий шестидесятник Марлен Мартынович Хуциев
Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Регалии производят впечатение, однако Хуциев — художник любви, даже если речь ведет в контексте только что закончившейся страшной войны, как в щемящем фильме «Был месяц май», или в молодежной, весенней и счастливо-тревожной навылет картине по сценарию Г. Шпаликова, с чудесными диалогами, «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»).

Родился будущий кинорежиссер и сценарист 4 октября 1925 г. в Тбилиси. Отец, Хуциев Мартын Леванович (1900–1937), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. Мать, Утенелишвили Нина Михайловна (1905–1957), была актрисой. Кому интересно узнать о членах семьи выдающегося режиссера, сообщим: супруга, Соловьева Ирина Семеновна, выпускница ВГИК, работала членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Сын Игорь окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова. Внучка, Нина Хуциева, окончила китайское отделение МГУ.

Уже первые фильмы Хуциева — «Весна на Заречной улице» (1956) и «Два Федора» (1958), отозвавшись в сердцах миллионов советских кинозрителей, били рекорды проката. «Весну» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей.

Кино немыслимо без музыки, обратим внимание, какая именно музыка звучит в первом фильме Хуциева: песня Б. Мокроусова на стихи А. Фатьянова «Когда весна придет, не знаю», которую мы теперь нередко напеваем все, по какому-то необъяснимому закону памяти, и соло на гитаре исполняет Петр Тодоровский, оператор фильма, фронтовик, друг Хуциева, который потом снимется в роли старшего лейтенанта Яковенко в ленте «Был месяц май». Режиссер счел важным и необходимым включить в «заречный» фильм и знаменитый довоенный фокстрот А. Полонского «Цветущий май», и замечательный «Школьный вальс» И. Дунаевского на стихи М. Матусовского, а главная героиня фильма, учительница, слушает по радио Второй фортепианный концерт С. Рахманинова. Занимательная и характеристичная «сумма звука», своеобразный звуковой весенний букет эпохи, описывающий и подсвечивающий душевное устройство героев фильма, задающий как камертон настрой всему народу, и так фиксирующийся в общей памяти, оставаясь и для новых поколений.

Хуциев, в принципе, противник нынешнего цифрового раскрашивания старых черно-белых лент. О новом, цветном виде картины «Весна на Заречной улице» ее автор говорит: «Мне, конечно, ближе черно-белая версия. Но согласился я на изменения по двум причинам: во-первых, я снова окунулся в производственный процесс, где мы решали все вопросы, вплоть до выбора материалов и цвета, а во-вторых, мне еще за это заплатили. Деньги, знаете, в наше время, имеют значение. Это сейчас я работаю, снимаю, у меня есть зарплата и прочее, а тогда мне это было особенно важно… Эта картина вдохновенно сделана и поставлена ВГИКовцами. “Весна на Заречной улице” — своеобразное воплощение ВГИКа в молодом кино того времени».

0

14

http://cumir.ru/images/52/52113/marlen-hutsiev.jpg
Марлен Марлен

Хуциев не скрывает своей установки, что «создавать кино нужно, в первую очередь, от сердца, от души». «Во всех своих фильмах, начиная с “Заставы Ильича”, — говорит мастер, — я старался реализовывать идеи и свое представление о мире. Считаю я свое кино авторским? Да. При этом оно было популярным и, как мне кажется, понятным зрителю». Слова вполне подтверждены картинами Марлена Мартыновича.

У Марлена Хуциева — всегда было особое чутье на новые, молодые, если угодно, «весенние» лица, которыми он наполнял свои фильмы. Например, лента «Два Федора», одна из первых (или даже первая) честных картин о послевоенной жизни, стала актерским кинодебютом Василия Шукшина.

Уже в наши 2010-е Марлен Хуциев скажет в одном интервью: «У меня есть привычка снимать неизвестных актеров. Возможно, зрителю не мешает шлейф ролей, который тянется за популярными артистами, а мне даже очень. Я люблю снимать актера, про которого мне не все, а может, и вообще ничего неизвестно. Тогда он у меня отождествляется с персонажем, и я могу в процессе съемок его разгадать. Это чувство можно сравнить с чувством писателя, который не знает, куда сюжет приведет его героя. Единственным исключением из моего правила является картина “Послесловие”, где я снял знаменитого актера Ростислава Плятта. И знаете почему? Я просто думал, а чем я смогу привлечь зрителя к картине, где все действие происходит в квартире? И я очень рад, что Ростислав Янович согласился на участие».

«Послесловие» (1984) — камерная, для двух голосов, психологическая драма, по мотивам рассказа Юрия Пахомова «Тесть приехал», фильм о жизни «советской интеллигенции» периода заката советской «прекрасной эпохи», когда духовные ценности уже подменены эрзацами и имитацией, — «столичная жизнь на самоуничтожение», как говорит старший персонаж картины. «Кризисную» и разоблачающую подсветку вроде бы бытовому, но вполне пронзительному действию, разыгрываемому в ограниченном пространстве квартиры Р. Пляттом и А. Мягковым (тесть и зять), дает изобильно звучащая музыка Баха и Бетховена («Лунная соната»). Это фильм о совести и размышлениях о прошедшей, быстротекущей жизни.

0

15

http://nvdaily.ru/wp-content/uploads/2013/09/23423.jpg
Марлен Хуциев

Хуциев явил нашему кинематографу и зрителю и такого дебютанта как Николай Губенко. Дебютом Губенко, который потом как режиссер подарит нам фильм «Подранки» (1976), стала роль Николая Фокина в фильме Хуциева «Мне двадцать лет» (снят на рубеже 60-х, вышел на экраны в 1965-м как «Застава Ильча», первоначальный вариант был показан лишь в 1988-м).

Многие помнят: в этом фильме, светящемся сквозь майский грозовой дождь и рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвуют поэты Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава (с песней «Сентиментальный марш», про «комиссаров в пыльных шлемах», и весь зал подпевает), Григорий Поженян, Михаил Светлов, Римма Казакова, а Борис Слуцкий вдохновенно и трагично читает стихи павших на фронте Павла Когана и Михаила Кульчицкого. Уверяют, что сцену поэтического вечера в Политехническом музее предложила снять министр культуры Екатерина Фурцева.

Немало русской и советской поэтической классики читают на память и герои фильма, причем настолько уместно и причастно, что возникает полное ощущение их авторства, это становится, по сути, прямой речью персонажей.

Этот фильм тоже пронизан музыкой. В титрах композитором заявлен Николай Сидельников, однако постоянно звучит то русский фольклор (скажем, песня «Летят утки», которую вслед за хором с пластинки подхватывает героиня фильма, в исполнении Марианны Вертинской), то бардовская песня, то детские песни в исполнении Большого детского хора, то пафосные советские, во время «первомайской демонстрации трудящихся», то даже танцевальная барочная музыка на молодежной вечеринке, а затем и буги-вуги.

Кинолента подсвечена не только надеждой, «оттепелью», молодым упованием на грядущее счастье и вопрошанием «как жить», но и памятью о не столь давно завершившейся Великой войне, о ее великой и непостижимой жертве.

Спустя много лет кинокритика проблемно отметит: «Три главных героя фильма, три друга, держат на себе всю многоэтажную конструкцию сюжета. Это простые рабочие парни, вступающие в жизнь и желающие все понять, осмыслить, оценить, проверить. Они во многом сомневаются, но есть вещи для них незыблемые, святые — революция, война, любовь и дружба. Режиссер Хуциев — их старший товарищ, однако в это смутное время он растерян ничуть не меньше. Он не знает ответов на заданные вопросы. Не случайно в мистической сцене встречи ровесников (двадцатилетних отца и сына) герои только спрашивают друг друга и не отвечают».

Примечательно, что Хуциеву в 1965-м исполнилось 40 лет (в 1945-м двадцать), и к моменту выхода фильма он был на 20 лет, то есть вдвое старше главных героев фильма. Режиссер снял кино о разговоре поколений, словно с позиции молодых погибших на войне отцов, которые глядят из вечности и пытаются понять своих, выросших без них сыновей, «подранков», послевоенной безотцовщины, ставших уже ровесниками павших отцов и размышляющих о жизненных ценностях и будущем — частном и общем. За этим стоит и вопрошание молодых: правильно ли проживем в этой новой жизни, за которую отцы сложили миллионы своих жизней, сражаясь с фашизмом.

В эпизодических ролях фильма зрители увидели будущих звезд отечественной режиссуры: Андрея Тарковского, Александра Митта, Андрея Кончаловского.

В 1963 г. на совещании с деятелями культуры в Кремле об этом фильме, о финальном эпизоде — беседе погибшего отца с двадцатилетним сыном — высказался «известный доктор искусствоведения» Н. С. Хрущев: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии! И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни? Вы что, хотите восстановить молодежь против старших поколений, поссорить их друг с другом, внести разлад в дружную советскую семью?..».

Хрущев почему-то понял картину точно наоборот. Бывает. Но очень жаль.

В связи с резкой критикой Первым секретарем ЦК КПСС фильм был подвержен значительному цензурному редактированию — сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке текстов. Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены».

0

16

http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/khutsiev/khutsiev_200812191555500.jpg
Марлен Хуциев

Ленту Хуциева «Бесконечность», вышедшую в первые годы 1990-х, через девять лет после «Послесловия», называют философской притчей — «то ли историческая хроника, то ли фильм-эссе, размышление о России в потоке времени», он выпадает из ряда постсоветского кинематографа распада и разложения, чернухи и тошноты. В ней автор как звучание «бесконечности» использует ту же баховскую хоральную прелюдию, которую мы слышим в фильме А. Тарковского «Солярис».

Были, рассказывают, и многолетние, вымотавшие режиссера попытки снять «фильм своей жизни» — биографию Пушкина (так и не был снят; в 1990-е Хуциев сделал по своему сценарию радиоспектакль).

Несмотря на возраст, М. Хуциев и сегодня весьма приглашаем на международные кинофестивали, где ему всегда рады. И даже в новые проекты.

В комментариях с Венецианского международного кинофестиваля этого года А. Солнцева напомнила, что в фильме, спродюсированном художественным директором этого форума Альбертом Барберой «Венеция 70. Будущее. Перезагрузка», состоящем из полутораминутных фильмов 70 режиссеров со всего мира, есть три российских картины, которые сняли Алексей Федорченко, Алексей Герман-младший и Марлен Хуциев. М. Хуциев, рассказывает корреспондент, взяв материал собственного, долго снимаемого фильма о Чехове, смонтировал клип про то, как два русских классика, Толстой и Чехов, фотографируются, играют в шахматы и поднимают бокалы с шампанским с тостом «За кино!». Хуциева европейский зритель помнит: к нему на фестивале подходили, брали интервью, вспоминая его участие в фестивале 1965 г. с фильмом «Застава Ильича», получившим специальный приз жюри.

Сегодня Хуциев советует молодежи смотреть фильмы Владимира Наумова, Сергея Параджанова, Киры Муратовой, обоих Чухраев (мастер, к слову, больше любит творчество Чухрая-младшего). Мастер называет лучшими такие картины коллег, как «Служили два товарища», «Время, вперед!», «Рабочий поселок», «Тегеран-43», «Короткие встречи» и многие другие.

Он против ненормативной лексики на экране и, по его признанию, пожалуй, неожиданному для многих, предпочел бы советскую цензуру удушающей цензуре финансирования.

«От партийной еще можно как-то отбиться и местами обойти стороной. Мои фильмы подвергались жесточайшей цензуре, но мне давали работать, во мне были заинтересованы», — говорит Марлен Мартынович, словно для тех «умельцев», имя коим «легион», кто в каждый нынешний телесериал посреди якобы позитива и человеческой жизни вбрасывает ложку не то дегтя, не то еще какой отвратительной субстанции «зверской правды о совке».

Последние несколько десятков лет Хуциев снимает настолько редко, что для новых поколений кинозрителей практически отсутствует. А ведь совсем недавно, в 1990-е, после ретроспективы Хуциева в Италии восхищенные критики назвали его «русским Антониони».

Вообще, киноведы, любящие составлять обоймы, помещают Хуциева в ряд выдающихся мастеров мирового кино 1960-х — с Трюффо, Годаром, Вайдой, Форманом, Бертолуччи, однако и находясь в этом ряду, Хуциев стоит особняком. Автором любимых кинолент, уже не изымаемых из нашей национальной сердечной памяти. Режиссер А. Миндадзе считает М. Хуциева лучшим режиссером отечественного кинематографа. Не будем спорить.

И хотя сегодня некто даже выпустил книгу «Последняя застава: фильмы М. Хуциева “Застава Ильича” и “Июльский дождь” как источник для изучения исчезающей ментальности», все же не следует торопиться со столь скоропалительными выводами.

Последние слова, произносимые «тремя товарищами» в фильме «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») на фоне кадров почетного караула, идущего по заснеженной Красной площади вдоль Кремлевской стены, по-прежнему дышат и прорастают сквозь бетон «ментального исчезновения»: «И я почему-то уверен: что бы ни произошло, мы будем вместе, всегда вместе. … Ничего не страшно, если ты не один, и у тебя есть, во что верить. … Я ведь очень дорожу тем, что … мы живем здесь, и нигде бы больше жить не смогли. И как бы иногда нам трудно ни приходилось, я знаю: ничего дороже у нас нет, это все наше, единственно возможное, и мы будем верны этому до конца. Я это знаю».

0

17

http://www.eisenstein.ru/upload/medialibrary/a22/a22b36d7622e752f6fb3814e0451fa42.jpg
Марлен Хуциев


Весна на Заречной улице

Фильм, 1956 (12+)
История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика - одна из самых популярных отечественных мелодрам. Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг его домогательства получают отпор!.. Поначалу он пытается играть в безразличие. Но проходит время - и он вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство.

В ролях: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Валентина Пугачева, Геннадий Юхтин, Римма Шорохова, Николай Ключнев, Марина Гаврилко, Юрий Белов, Валентин Брылеев и другие

    Жанр мелодрама
    Режиссёры Марлен Хуциев, Феликс Миронер
    Музыка Борис Мокроусов

«Когда весна придет, не знаю. Пройдут дожди, пройдут снега... Но ты мне, улица родная, И в непогоду дорога». Нарочито бесхитростные слова Алексея Фатьянова, положенные на мелодию Бориса Мокроусова, стали паролем из молодости для всех тех, кто любит фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956).

А начиналось создание фильма очень прозаически. Для того, чтобы заработать какие — нибудь деньги, Феликс Миронер написал одноактную пьесу. Из нее получился сценарий. Запуститься группа смогла на только что возродившейся после войны Одесской киностудии. Им предлагали на выбор несколько металлургических городов, где бы могли проходить съемки. Запорожье оказалось первым по дороге.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//52/662/52662355_1261289038_08101e8621db7c7698b4495ff8f6c921.jpg

Над фильмом два режиссера — Феликс Миронер и Марлен Хуциев работали два года. Выпустили «Весну на Заречной улице» только в 1956. Как и следовало ожидать, в идеологическом отделе ЦК долго и страстно возмущались клеветой на рабочий класс и искренне не понимали, как это сталевар — передовик пьет, ухаживает сразу за двумя барышнями и лазит в школу через окошко. Такого не бывает и быть не должно.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//52/662/52662357_1261289050_25626083.jpg
Зато жители славного города Запорожья до сих пор с гордостью показывают всем приезжающим подлинные места съемок фильма. И только бесконечно спорят, проходили ли съемки на Заречной или на Кремлевской? Режиссер Марлен Хуциев разъяснил: « Я убедился, что за полвека наш фильм успел обрасти легендами. В Запорожье никогда не было Заречной улицы, но местные жители уверяют, что была, и даже показывают место. Также все почему-то уверены, что подобная история на самом деле случилась у них в городе и называют прототипов. На самом же деле весь сюжет от начала до конца придумал Феликс Миронер». На нынешней Заречной стоит голубятня, с которой любимец народа Николай Рыбников, размахивая кепкой, гонял голубей. И зареченцы сожалеют, что именно этот кадр не вошел в фильм. А хата, где за бешеные деньги снимала комнату молодая учительница, цела. Ее хозяйка, тетушка Лариса, была еще школьницей в те годы. Дом она специально, из любви к фильму, не перестраивает.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//52/662/52662359_1261289062_1229694805_16683598104256.jpg

Для сцены в парке во время грозы нужен был парк. Приличного парка тогда в Запорожье попросту не нашлось, и пришлось снимать эпизод в Одессе.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//52/662/52662361_1261289073_ala831oszbt.jpg
Голос подлинной лаборантки «Запорожстали» Нины Яковенко звучал в тех кадрах, что снимались в мартеновском цеху. Они с девчонками, побросав все экспресс — анализы сбегали в цех — смотреть на самого популярного тогда артиста — Николая Рыбникова.
И, конечно, жутко в него влюблялись. Только любовь, как обычно, мешала производству и начальник смены по фамилии Шор переходил на ненормативную лексику, пытаясь вернуть влюбленных дурочек на рабочее место. А сам кинокумир приходил к лаборанткам по весьма уважительной причине — подремать хоть пару минут. Ведь в роль Рыбников вживался, что называется, полностью. Наравне со всеми обливался потом в цеху. Нина Ивановна вспоминает: «Как-то, разгоряченный, стал в цехе под мощный — полтора метра в диаметре — вентилятор, холщовую куртку распахнул — так его чуть не с ног не сбило...» А однажды Рыбников просто влетел в лабораторию: «Живо собирайтесь на танцы в ДК Горького!» Дело в том, что его герой Савченко должен был танцевать вальс в сцене вечера отдыха, а актер танцевать не умел. Он попросил Ниночку, которая до сих пор помнит свою обновку — юбку-шестиклинку, учить вальсировать и не быстро, «а то я сам себе на ноги наступаю». Тихо лились каждые выходные девичьи слезы — Рыбников улетал в Москву к Алле Ларионовой. О том, что у них — любовь знали лаборантки, а вот грусть, что так и не удалось попасть в кадр с любимым актером, осталось навсегда.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//52/662/52662365_1261289099_bscap103.jpg
Войти в образ сталевара Саши Савченко исполнителю помогал Григорий Пометун, сталевар «Запорожстали», ставший в 28 лет Героем Социалистического Труда. Тогда, в 1954, его вызвали в партком, познакомили с Марленом Хуциевым. Режиссер попросил помочь молодого сталевара молодому актеру, окончившему музыкальное училище, войти в образ металлурга. А от заданий партии не отказываются.

Когда через неделю приехал Рыбников, оказалось, что они похожи как родные братья. И не только характерами, но и внешне. Сразу перешли на «ты». Съемочная группа и жила по соседству — в ста метрах от нового дома Пометуна. Его жена, которую Николай называл ласково Шурик, защищала актера от супруга, когда тот уж особенно рьяно брался делать из друга передовика — производственника. У Рыбникова никак не получалось правильно бросать лопатой. Шурик даже предлагала в кадре снять спину мужа, но обманывать зрителей нельзя, и он все сделал сам. После выхода фильма актер пачками получал письма от мальчишек, просивших его — сталевара Сашу Савченко — научить их профессии сталевара.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//52/662/52662369_1261289129_f9c6e684ebbb.jpg

Марлен Хуциев, рассказывая о фильме и о людях, которые его создавали. К сожалению, многих уже нет в живых — Николая Рыбникова, Юрия Белова. А вот снять новый художественный фильм, как изначально планировалось, не удалось — уж слишком человечным был тот, старый фильм, и попасть в такую же ноту душевности также невозможно, как дважды войти в ту же реку. Она ведь течет, река. Как и безвозвратное время.

«Первый фильм — это всегда очень важно», — рассказывал о работе над фильмом Марлен Хуциев. — «"Весна на Заречной улице" — это, пожалуй, моя единственная картина, которая была сделана легко. Собралась очень дружная группа. Сценарий принадлежал Феликсу Миронеру, с которым мы жили в одной комнате в общежитии ВГИКа и вместе много писали. Снимали операторы Петр Тодоровский и Радомир Василевский, — очень молодые, отчаянные, увлеченные. А время было замечательное — все было как-то легко. Мы собрались этой командой, и в Одессу нас позвал весьма своеобразный и, несмотря на сложный характер, замечательный человек Александр Валентинович Горский, знавший нашу мастерскую, мастерскую Игоря Савченко, еще по практике на Киевской киностудии, где он был директором». Имена многих из тех, кто создавал эту ленту, вписаны золотыми буквами в историю отечественного кинематографа: замечательный оператор и режиссер Петр Тодоровский, композитор Борис Мокроусов и поэт Алексей Фатьянов, чьи песни, после выхода "Весны на Заречной улице" на экраны моментально стали очень популярны и остаются любимыми до сих пор, и, конечно же, исполнители главных ролей в фильме — Николай Рыбников и Нина Иванова.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Режиссеры » Марлен Хуциев.Великий шестидесятник.Советский, российский кинорежиссёр