"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Вельяминов Петр Сергеевич. Потомок древнего аристократического рода


Вельяминов Петр Сергеевич. Потомок древнего аристократического рода

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

ВЕЛЬЯМИНОВ Петр Сергеевич (07.12.1926, Москва - 14.06.2009, Петербург)

http://kino24.su/image.jpg?person=/zln1oAckwK3q73unWW1Axrft7mP.jpg
Советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР (1985)
Кавалер народного ордена «Созидатель Петербурга» (2002)
Обладатель титула «Человек года» (2002).
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2003)

Фильмография

1971 — Тени исчезают в полдень — Захар Захарович Большаков
    1972 — Командир счастливой «Щуки» — командир Алексей Петрович Строгов
    1972 — Иванов катер — Иван Трофимович Бурлаков
    1973 — Здесь наш дом — Рябинин
    1973 — Вечный зов — Поликарп Матвеевич Кружилин
    1974 — Скворец и Лира — Фёдор Греков,, он же «Скворец»
    1974 — Повесть о человеческом сердце — Иван Андреевич, чиновник
    1976 — Сладкая женщина — Николай Егорович Кушаков, второй муж Анны
    1976 — Спроси себя
    1977 — Гонки без финиша — Мещерников
    1977 — Воскресная ночь — Георгий Максимович Новицкий
    1977 — Переезд — водитель
    1978 — Пыль под солнцем — Муравьёв
    1978 — На горе стоит гора — Лосев
    1978 — Встреча в конце зимы — Васильевич
    1978 — Голубка — Шаров
    1978 — Версия полковника Зорина — генерал Пётр Степанович Курбатов
    1979 — Освобождение Праги / Osvobození Prahy — генерал Лелюшенко
    1979 — Пираты XX века — капитан Иван Ильич
    1979 — Опасные друзья — замполит, майор Николай Калинин
    1979 — Поэма о крыльях — Дмитрий Степанович Орлов
    1979 — Время выбрало нас — Бутевич
    1980 — Ночное происшествие — следователь Сергей Петрович Митин
    1980 — Дым Отечества — Василий Ломоносов
    1980 — Такие же, как мы!
    1980 — Против течения — Соболь
    1981 — Ярослав Мудрый — князь Владимир
    1981 — Отставной козы барабанщик — речник
    1981 — В начале игры — директор футбольного клуба Николай Петрович Селиванов
    1982 — Возвращение резидента — генерал КГБ Пётр Иванович Лукин
    1982 — Нас венчали не в церкви — отец Василий
    1982 — Срочно… Секретно… Губчека — капитан Кандоуров
    1983 — Набат — Василий Кузьмич Петров
    1984 — И прекрасный миг победы
    1984 — Челюскинцы — капитан Владимир Иванович Воронин
    1985 — Встретимся в Метро — начальник «Ленметростроя» Андрей Иванович Зарубин
    1986 — Железное поле — фронтовик Владимир Фёдорович Бобылёв
    1986 — Знаю только я — Шереметьев, архитектор, член-корреспондент АН СССР
    1986 — 55 градусов ниже нуля — Иван Петрович Кузнецов
    1986 — Конец операции «Резидент» — генерал КГБ Лукин
    1987 — Случай из газетной практики — Подберёзов (озвучил актёр Павел Морозенко)
    1987 — Среда обитания — полковник Корнилов
    1987 — Ускорение — Карналь
    1988 — Гражданский иск — Бутов
    1989 — В знак протеста — Пугачёв
    1989 — Стеклянный лабиринт — дядя Володя
    1989 — Сувенир для прокурора — Глеб Артемьевич Самсонов, директор завода
    1991 — Прости нас, мачеха Россия — Михаил Эрастович Осмоловский, полковник, сотрудник КГБ (НКВД)
    1991 — Хищники — участковый Арсений Николаевич Резвых
    1992 — Полёт ночной бабочки
    1992 — Фиктивный брак — дядя Семён
    1993 — Налётъ — отец Стёпы
    1993 — Серые волки — Н. Г. Игнатов
    1993 — Заложники «Дьявола» — прокурор Борис Иванович Рыбкин
    1995 — Воровка — отец Валеры
    1995 — Зимняя вишня 3 — отец Ольги
    1996 — Ермак — поп Милентий
    1998 — Я первый тебя увидел — Сергей Сергеевич Говорков, красный командир
    1999 — Агент национальной безопасности (12 серия «Транзит») — Раджа, торговец оружием (застрелен спецназовцами)
    1999 — Под луной — Пётр
    2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат — Егор Федосеевич Алексеев
    2002 — Время любить — отец Даши
    2002 — Чёрный мяч
    2003 — Игра без правил — священник
    2005 — Казароза — Свечников
    2007 — Луна в зените — Борис Анреп

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ

• Родился:7 декабря 1926 г., Москва, РСФСР, СССР
• Умер:14 июня 2009 г. (82 года), Санкт-Петербург, Россия
• Рост:179 см
• В браке сТатьяна Танакова (1988-2009 гг.), Галина Гришина (1963-1971 гг.), Людмила Алексеевна Вельяминова (с 1953 г.)
• Родители:Сергей Петрович Вельяминов, Татьяна Ермиловна Дивнова
• Дети:Михаил Вельяминов, Ирина Вельяминова, Сергей Петрович Вельяминов, Екатерина Петровна Вельяминова

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ

Петр Сергеевич Вельяминов – поистине всеми любимый и уважаемый актер театра и кино, блистательно сыгравший главные роли во многих классических фильмах отечественного кинематографа. Его «визитной карточкой» по праву считается роль председателя колхоза Захара Большакова в телефильме «Тени исчезают в полдень». Но при всей успешности актерской карьеры Петра Вельяминова это человек сложнейшей судьбы, многие страницы в которой трагичны.

Пётр Вельяминов о себе

 

Я — счастливый человек, потому что тяжёлая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал. Когда я попал на Урале на строительство гидролизного завода в бригаду малолеток-уголовников, я уже окончательно обессилел — весил 47 килограммов. С дистрофией меня поместили в лазарет. Начальница больницы тоже была москвичкой, и, как оказалось, её дочь училась со мной в одной школе. Благодаря этой женщине я тогда и выжил. Я работал на лесосплаве, бригадиром плотников, нормировщиком. Нормировщик Кармазин, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдёшь в этот джаз? Песенки петь „До свиданья, мама, не горюй“? Занимайся этой профессией, и ты будешь сыт и пьян». Но я ушёл в оркестр, который сопровождал заключённых на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года музыкальной школы по классу скрипки.

0

2

Знаменитые предки

Среди предков Петра Сергеевича Вельяминова много знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга - короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича - Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов, - известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед Отечеством поставили памятник на Волковом кладбище.

Родители

Петр Сергеевич с теплотой вспоминал о своих родителях:

"Отец был вспыльчивым человеком, а мама, наоборот, очень мягким и спокойным. Она умела гасить отцовское раздражение, ссоры, недоумения, и в доме царила теплая, сердечная атмосфера. Она запомнилась мне, пропитала душу, может, поэтому, став взрослым, самостоятельным человеком, я всегда стремился к тому, чтобы мой собственный дом был похож по духу на тот, что был в моем детстве. Несмотря на все трудности, все беды, которые свалились на плечи моих родителей, я помню, каким счастливым был наш дом, когда все мы - мама, старшая сестра и я - были вместе".


Отец
Петра Вельяминова - Сергей Петрович Вельяминов (1898 г.р.) - был царским офицером, ушёл на фронт в 1916 году, затем служил в Красной армии, командовал полком в Воронеже и дослужился до командира Первого батальона элитной Пролетарской дивизии. Первый раз по сфабрикованному обвинению его арестовали в тридцатом году. В 1936 году его освободили. В 1941 году Сергей Петрович пошел добровольцем на фронт. Он воевал простым солдатом, так как после ареста был лишён офицерского звания. Второй арест последовал на фронте в сорок четвёртом, и он отсидел еще десять лет. Дважды прошла через пятилетние ссылки и мать Петра Вельяминова, Дивнова Татьяна Ермиловна (1893-1972).

Сергея Петровича реабилитировали по обоим делам за отсутствием состава преступления и возвратили звание подполковника в 1956 году. Татьяна Ермиловна выхлопотала ему военную пенсию, и они прожили вместе еще девятнадцать лет...

0

3


Юность, проведенная в заключении

Такое происхождение, конечно, повлияло на судьбу Петра Вельяминова. В 1943 он был арестован и осужден за участие в "антисоветской организации", которой не было и в помине. Как ему сказали на одном из допросов, "яблоко от яблони недалеко падает".

Петр Сергеевич рассказывал:

"Меня репрессировало особое совещание города Москвы. Статья называлась "Соучастие в антисоветской организации "Возрождение России". На нашей лестничной площадке жила девушка, с которой мы учились в одной школе. Я был частым гостем в их семье. Ее отец - доцент Московского инженерно-строительного института дружил с одним из преподавателей того же вуза, который по предписанию должен был сдать радиоприемник, так как во время войны держать такие вещи категорически запрещалось. А он не сдал. После его ареста хватали всех, кто имел к нему хоть какое-то отношение. Был арестован и отец этой девушки, который назвал меня частым посетителем этой злополучной квартиры, и я был арестован. Я отсидел 10 месяцев, и только тогда меня вызвали на первый допрос. Моя участь была решена, когда я сказал о том, что они держат в тюрьме совершенно невинного человека. Не так часто, но рукоприкладством мои следователи занимались, хотя говорил я чистую правду о своей невиновности. Меня посадили, когда мне было 16 лет и 4 месяца".

Вот так свои юношеские годы - с 16 до 25 лет - Петр Вельяминов провел в лагере заключенным. В лагере до Петра дошла весть об аресте матери. Он был так потрясен известием, что вскрыл себе вены. Ему уже не хотелось жить. Страдания матери, которую он очень любил, казались ему непомерными…

0

4


Актер без образования

В 1952 году Петр Вельяминов освободился (реабилитировали же его через тридцать два года после освобождения - в 1984 году). После освобождения Вельяминов имел строгие ограничения в проживании - ему запрещалось проживать в крупных городах. Он поселился в Абакане и уже в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города.

"Я актер без образования. Мой театральный университет - лагерь, где учился я театральному мастерству"

- говорил Петр Вельяминов. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была - он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и он.

В 1952 году был освобождён (в лагере провёл 9 лет и 9 дней).
После освобождения из лагерей Вельяминов три года проработал в Абакане на лесосплаве.

Играть он начал в самодеятельности, где пел, читал стихи, а также исполнил свою первую роль — Максима Кошкина в «Любови Яровой».

С 1952 года — актёр драматического театра в Абакане, с 1955 году — Тюменского областного драматического театра. Работал также в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново, Перми и Свердловска. Именно в Свердловском театре Петра Вельяминова увидели Валерий Усков и Владимир Краснопольский и пригласили сниматься в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень» в роли председателя колхоза Захара Большакова.

0

5

Первый и второй брак

В 1953 году Вельяминов женился на Нюхаловой Людмиле Алексеевне (1923 г.р.). В том же году у него родилась дочь Екатерина, которая впоследствии стала актрисой Омского ТЮЗа.

С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться со своей сестрой Ириной в Москве. Их дома к тому времени уже не существовало, сестра переехала на другую квартиру. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог - действовало ограничение паспортного режима.

В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова было - герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров.

В 1964 году, работая в Чебоксарах, Вельяминов женился во второй раз. Новой женой стала Гришина Галина Петровна (родилась в 1940 году в г.Дзержинске Горьковской обл.). В том же году у них родился сын Сергей, впоследствии окончивший школу-студию МХАТ. А через четыре года, в 1968, родилась дочь Ирина.

0

6


"Тени исчезают в полдень"

http://www.kinodir.ru/uploads/images/2014/977/oktz165.jpg
роль Захара Большакова

Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова "Тени исчезают в полдень", где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова.

Режиссер фильма Валерия Ивановича Усков вспоминал: "Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе "Кандидат партии", состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза".

http://www.kinodir.ru/uploads/images/2014/745/lhnt332.jpg
роль Захара Большакова

Фильм стал предтечей нынешних сериалов, хотя "мыльной оперой" не являлся ни в коем случае. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман.

Без преувеличения
триумфом стало для актера его появление на телеэкране в роли Захара Большакова в фильме «Тени исчезают в полдень». История этого успеха началась в декабре 1969 года со встречи Вельяминова – тогда уже ведущего актера Свердловского театра – с режиссерами В. Краснопольским и В. Усковым в антракте одного из спектаклей. Петр Сергеевич принял предложение сняться в новом фильме и в конце апреля приехал в Москву на кинопробы (к тому времени судимость с него уже была снята).

Кинопробы как таковые не проводились, просто был снят крупный план актера. Договорились, что в мае Вельяминова вызовут на съемки телеграммой. Но ее долго не было, и он решил уже было поставить крест на планах сняться в картине. В этот момент и доставили телеграмму, где говорилось о его утверждении на роль Захара Большакова. Съемки начались 1 июля. Органичность Вельяминова в образе председателя колхоза была очевидна уже в ходе работы над фильмом. Актер с улыбкой вспоминает такой эпизод: на съемках одной из последующих картин к нему подошла женщина и совершенно серьезно спросила, давно ли он ушел из колхоза...

С выходом фильма на экраны на актера обрушился шквал писем. Приходили конверты с адресом «Москва. Кремль. Председателю колхоза Захару Большакову», а то и вовсе – «Захару Большакову», и почтовым служащим не составляло особого труда доставить такие послания адресату. Страна была уверена в том, что Вельяминов настоящий сибиряк: мудрый, надежный, справедливый...

0

7

На волне успеха

После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр "Современник".

В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме "Командир "Счастливой Щуки" он сыграл главную роль - командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр: "После выхода на экран фильма "Командир "Счастливой Щуки" я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу". С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера.

Как бы продолжением судьбы, прожитой в "Тенях...", стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее "Вечный зов" (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. О том насколько удачно вошел актер в образ, говорит забавный случай, происшедший с ним как-то на встрече со зрителями. К нему подошла женщина и поинтересовалась - верно ли, что он навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят.

Среди других ролей Вельяминова в те годы - Иван Бурлаков в киноповести "Иванов катер" (1972), Николай Егорович в мелодраме "Сладкая женщина" (1976), замполит Калинин в криминальной драме "Опасные друзья" (1979).

Однако, несмотря на всенародное признание, официальные власти не забывали о прошлом актера. Так в 1979 году его просто-напросто не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм "Тени исчезают в полдень".

0

8

В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике "Пираты ХХ века".
http://kinocomment.ru/media/foto/2016/02/15/4999394e2f6247b586aba4208962.jpg

Капитан советского сухогруза в исполнении Вельяминова был не просто положительным, в нем чувствовалось благородство, внутренняя духовная сила. Увлекательный, динамичный фильм побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики.

http://ukrkino.ru/wp-content/uploads/2011/09/perates-XX-05.jpg

Раздражение критики вызвал прежде всего жанр, который был непривычен для советского кинематографа.

0

9

Другие работы в кино

Немало удачных работ в кино у Вельяминова было и в 80-е годы.

http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4537/62244.jpg
Он снялся в главных ролях: в детективе "Ночное происшествие" (1980),

http://s8.uploads.ru/t/4SPB7.jpg
в приключенческих фильмах "Возвращение резидента" (1982) и "Конец операции "Резидент" (1986),

http://www.kino-teatr.net/acter/album/724/86170.jpg
в психологической драме "Железное поле" (1986) и других.

Одной из лучших работ тех лет была роль князя Владимира в историческом фильме "Ярослав Мудрый" (1981):

http://www.videocatalog.ru/photo/111684_5_big.jpg

0

10

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/724/330558.jpg
Вельяминов Пётр Сергеевич

В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко.
И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли.

Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева "Серые волки" или исторический Ускова и Краснопольского "Ермак".

0

11

Третий брак

В 1992 году Вельяминов женился в третий раз. О своей жене Танаковой Татьяне Александровне актер отзывался, как о прекрасном человеке, благодаря которой он обрел уверенность и спокойствие.

Последние годы

Последние десять лет Пётр Вельяминов изредка выходил на театральную сцену. Да и в кино он снимался крайне редко. Среди его редких ролей: Свечников в сериале "Казароза", Илья Федосеевич в короткометражке "Чертогон". Последней его работой в кино стала роль Бориса Васильевича Анрепа в историко-биографическом фильме "Луна в зените", посвященном знаменитой поэтессе Анне Ахматовой.

В мае 2009 года, будучи у себя на даче в посёлке Чернево Псковской области, Пётр Сергеевич подхватил грипп, перешедший потом в тяжёлую форму пневмонию. Актёра в тяжёлом состоянии доставили в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Но даже лучшие специалисты не смогли ему помочь. Болезнь была очень запущена. Пётр Вельяминов умер на руках у жены 14 июня 2009 года в 01:50 ночи.

Похоронен актёр 17 июня на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

0

12

П.С. Вельяминов – коренной москвич, потомок древнего аристократического рода, ведущего свою историю с XI века. По мужской линии в роду Вельяминовых все, включая отца актера, были военными, участниками всех крупных сражений в российской истории.

Родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. Вельяминовыми были командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-губернатор времен восстания декабристов. Их имена увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, а портреты занимают достойное место в Эрмитаже в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.

Еще один представитель прославленного рода, Николай Александрович Вельяминов, – известный военный хирург, в 1909–1913 годах возглавлял Военную медицинскую академию, а в Первую мировую войну был назначен начальником санитарной службы русской армии. Дед, Петр Ерофеевич Вельяминов (1866–1914), имел звание генерал-майора русской армии. Отец Петра Вельяминова до революции окончил Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, служил в лейб-гвардии Кексгольмском полку.

Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Мальчик не мог понять произошедшего и не верил, что его отец преступник. Если кто-нибудь из товарищей по дворовым играм называл его белым, Петя лез в драку.

Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним (вновь Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр научился отстаивать свое мнение. На таких молодых людей у органов было чутье, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы.

31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. Процедура ареста прошла в «лучших традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, который вежливо предложил юноше выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Манежной площади, показывавшие ровно без двадцати двенадцать...

Петра привезли на Лубянку. Здесь его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися криком и рукоприкладством. Петр понял, что вернуться домой ему доведется не скоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез.

По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки.

Репрессии в отношении родителей Вельяминова в Москве продолжались. В канун нового 1944 года с фронта приехал отец и застал перевернутую после обыска квартиру. Мать арестовали днем раньше. Самого Сергея Петровича арест ждал на четвертый день пребывания в Москве. Ему предстояло провести в лагерях еще 10 лет.

Петра, ничего не знавшего о судьбе родителей, переслали на Урал, на строительство гидролизного завода. Его определили в бригаду малолеток-уголовников, занимавшуюся изготовлением ящиков для снарядов. Среди других ремесел, которые он волей-неволей освоит за годы исправработ, – кочегар, сантехник, плотник.

В лагерных условиях у Вельяминова, на протяжении всего 1944 года не получавшего никакой поддержки из дома, быстро развилась дистрофия, он страдал пеллагрой. Дело дошло до помещения в центральный лазарет, где ему стали вводить внутривенно физраствор. Петру казалось, что он обречен.

Сегодня, оглядываясь назад, Петр Сергеевич считает, что выжил он благодаря характеру и какому-то внутреннему протесту. К тому же в самые тяжелые дни рядом с ним находились добрые люди, которые помогали ему остаться в живых. Случай то был или вмешательство судьбы, но его узнала и помогла буквально встать на ноги начальница лазарета, с дочерью которой он учился в московской школе.

На самодеятельном концерте, приуроченном к одному из государственных праздников, Петр прочитал отрывок из «Евгения Онегина», который помнил еще со школы. Выступление понравилось, и вскоре к Петру подошел Виктор Пржездецкий – руководитель джазового ансамбля и одновременно небольшого театрального коллектива, состоявшего из бывших заключенных. Он попросил Вельяминова что-нибудь прочесть (Петр выбрал «Стихи о советском паспорте») и с ходу предложил одну из главных ролей в инсценировке своего эссе.

С этой постановкой, имевшей большой успех, Петр «гастролировал» в 12 лагпунктах. Так в культурно-воспитательной части ГУЛАГа началась его театральная карьера. Следующей удачей стала роль в спектакле по пьесе Симонова «Русский вопрос», где Вельяминов сыграл сенатора Макферсона. Сценическое мастерство начинающего актера оценили не только зрители, но и руководство колонии, от щедрот «скинувшее» ему и художественному руководителю по 193 рабочих дня. Другим участникам труппы – в 2 раза меньше. Петр чувствовал настоящий успех, даже несмотря на то, что прямо на премьере у него лопнули по швам штаны...

Неожиданным ударом стало пришедшее от бабушки письмо, в котором она рассказывала обо всем, что произошло дома за это время. Узнав, что арестовали маму, Петр испытал настоящий шок – он вскрыл себе вены. Жить не хотелось. Квалифицировав действия молодого заключенного как саботаж, ему собирались дать второй срок, однако врач-эстонец из сострадания написал в заключении, что порезы Петр нанес себе случайно.

Вскоре Петра Вельяминова перебросили на строительство Куйбышевской ГЭС. Из джаза его уволили как отбывающего наказание по политической статье. Но жизнь продолжалась, и в апреле 1952 года – ровно 9 лет и 9 дней спустя – он был выпущен на свободу. Произошло это, как вспоминает актер, весьма тривиально: он просто подал на вахте документы и через минуту оказался по другую сторону колючей проволоки.

Незадолго до освобождения товарищ по зоне дал Петру адрес своего брата, к которому и направился бывший политзаключенный. Тот оказался радушным хозяином – застолье по случаю освобождения продолжалось 2 дня. Затем Вельяминов поехал на родину, в Москву, хотя по действовавшему тогда паспортному режиму это ему запрещалось.

Нахождение в столице грозило новым арестом, и через 3 дня Петру Вельяминову пришлось уехать в Абакан, где он занялся полюбившимся делом – устроился в Абаканский русский театр драмы имени М.Ю. Лермонтова. В свой первый сезон он с успехом сыграл роли комиссара Романа Кошкина в «Любови Яровой» К. Тренева и Петра Бессеменова в «Мещанах» М. Горького.

Позже последовало приглашение в Тюменский областной драматический театр (1955), работа в театрах Дзержинска, Чебоксар, Перми, Свердловска, Иванова, а с 1970-х годов – Москвы и Ленинграда («Современник», 1972; Театр-студия киноактера, 1974); всего в его актерской судьбе будет 12 театров в 12 городах.

В 1956 году реабилитировали отца по первому делу. Навестить своего «невыездного» сына из Москвы приехал беззубый старик, в котором ничего не осталось от былой офицерской выправки. (Впоследствии С.П. Вельяминова реабилитируют и по второму делу, его восстановят в звании подполковника. Татьяна Ермиловна выхлопочет для мужа военную пенсию, и вместе они проживут еще 19 лет.)

0

13

В продолжение блистательного дебюта на экране (и это в 40 с лишним лет!) Петр Вельяминов создал целую галерею ярких, как правило, добрых, сильных духом, бескорыстных героев, снявшись почти в 100 кинофильмах. Многие из них по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа: «Командир “Счастливой Щуки”» (1972), «Вечный зов» (1973–1983), «Сладкая женщина» (1976), «Пираты ХХ века» (1979), «Сувенир для прокурора» (1989) и др. И неважно, эпизодическая ли роль доставалась актеру или он проживал на экране долгую человеческую жизнь, – играл Вельяминов исключительно глубоко, без фальши.

Мог он, кстати, сыграть и Женю Лукашина в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Рязанов и Брагинский высоко оценили работу Вельяминова в роли Новосельцева в спектакле «Сослуживцы» и пригласили его на кинопробы. Однако все серьезно взвесив, Эльдар Александрович отказался от этой идеи. В своем письме актеру он объяснял, что для исполнения роли Лукашина нужна инфантильность – малознакомое Петру Вельяминову качество.

Уже на протяжении многих лет Петр Сергеевич играет в Санкт-Петербургском академическом театре комедии имени Н.П. Акимова, где он занят в спектакле «Мужчины в ее жизни», работает в известном театре антрепризы «Приют комедианта». С удовлетворением признаётся, что актерская судьба никогда не обделяла его интересными ролями. Мечтает попробовать себя в пьесах Шекспира, Чехова, Островского. Находит время и для преподавательской деятельности в качестве заведующего кафедрой театрального
факультета в Балтийском институте экологии, политики и права.

В 1990–2000-х годах П.С. Вельяминов не утратил творческой активности в кинематографе, порадовав поклонников своего таланта работой в известных телесериалах «Зимняя вишня» (1995), «Бандитский Петербург» (2000), «Время любить» (2002), «Агент национальной безопасности», съемками в фильмах «Воровка» (1995), «Ермак» (1996), «Между светом и тенью луны» (совместная работа российских и мексиканских кинематографистов, 2001), «Казароза» (2006) и др. Много читает, любит проводить свободное время на природе, является попечителем строительства приюта для бездомных животных в Санкт-Петербурге.

Семейная жизнь

Первая жена — актриса Людмила Вельяминова (урожд. Нюхалова) (1923—2012), Заслуженная артистка РСФСР. Поженились в 1953 году, брак продлился несколько лет. От этого брака родилась дочь Екатерина, ныне актриса Омского ТЮЗа.
    Вторая жена — Галина Гришина. От этого брака родились сын Сергей (род. 1964) и дочь Ирина (род. 1968). Брак продлился с 1963 по 1971 год.
    Третья жена — актриса Галина Добровольская. Брак оказался коротким.
    Четвёртая жена — художница и дизайнер Елена Маневич, дочь киноведа Иосифа Маневича. Брак продлился около десяти лет. Пётр Сергеевич усыновил Михаила, сына Елены Маневич.
    Пятая жена — Татьяна Танакова, работала в банке, после вступления в брак в 1988 году стала домохозяйкой.

У Петра Вельяминова осталось трое детей от разных браков (Екатерина, Сергей, и Ирина), все они пошли по отцовским стопам и выбрали актёрскую профессию.

ஜ══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑══════════ஜ

Народный артист РСФСР Петр Вельяминов скончался в в Петербурге 14 июня 2009 года на 83-м году жизни.

0

14

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/47/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2.jpg
Пётр Вельяминов

Признание и награды

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (6 февраля 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства
    Народный артист РСФСР (1985 год)
    Заслуженный артист РСФСР (1976 год)
    Народный артист Чувашской Республики.
    Государственная премия СССР (1979 год) — за исполнение роли Поликарпа Матвеевича Кружилина в телесериале «Вечный зов»

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Вельяминов Петр Сергеевич. Потомок древнего аристократического рода