"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Юрий Богатырёв.Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.


Юрий Богатырёв.Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.

Сообщений 1 страница 20 из 27

1

http://oldsamara.samgtu.ru/part_4/page_11/cards/cinema/205.jpg
Юрий Богатырёв.Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.

Он был абсолютно уникальным человеком, талантливым художником, музыкантом…
К тому же - тончайшей личностью с удивительным вкусом.

И пока никто не смог занять его места.

ПОМНИМ...

   Родился 2 марта 1947 г., Рига, Латвийская ССР, СССР
    Умер 2 февраля 1989 г. (41 год), Москва, СССР
    В браке с Надежда Серая
    Родители Татьяна Васильевна Богатырёва, Георгий Андрианович Богатырёв

Фильмография Юрия Богатырёва:

1966 — Такой большой мальчик — эпизод 1970 — Спокойный день в конце войны — немецкий солдат 1972 — На дне — полицейский пристав 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — Егор Петрович Шилов 1974 — Таня — Андрей Тарасович 1975 — Раба любви — Владимир Максаков 1975 — Там, за горизонтом — Дмитрий Жерехов 1976 — Два капитана — Михаил Васильевич Ромашов 1976 — Когда-то в Калифорнии — Твинг 1976 — Мартин Иден (телеспектакль) — Мартин Иден 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Сергей Павлович Войницев (Серж) 1977 — Объяснение в любви — Филиппок 1977 — Нос — Николай I 1977-1979 — Открытая книга — Андрей Дмитриевич Львов 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Андрей Иванович Штольц 1979 — Последняя охота — Сергей 1979 — Отпуск в сентябре — Анатолий Саяпин 1980 — Мой папа — идеалист — Борис Петров 1980 — Мятеж — Дмитрий Фурманов 1980 — Глубокие родственники — Юрик 1980 — Странный отпуск 1980 — Восьмой день творения 1981 — Две строчки мелким шрифтом — Тишков 1981 — Родня — Станислав Павлович 1981 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 — Томас Вулф 1981 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 — Никитин 1981 — Театр по Салтыкову-Щедрину 1981 — Великие имена России. Станиславский — рассказчик-комментатор 1981 — И с вами снова я — царь Николай I 1982 — Время для размышлений — Андрей 1982 — Старинный детектив — друг Дюпена, Семсон 1982 — Возчик Геншель — Зибенгар 1982 — В. И. Ленин. Страницы жизни — Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина 1982 — Нежданно-негаданно — Илья Петрович, нотариус 1982 — Полёты во сне и наяву — озвучил роль скульптора 1983 — Карантин — дедушка 1983 — Уникум — Павел Егорович Перебереев 1983 — Кое-что из губернской жизни — Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки 1983 — Человек из страны Грин — Урбан Футроз 1984 — Мёртвые души — барин Манилов 1984 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 — полковник Ролинг 1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Бобыницын 1984 — Злой мальчик 1985 — Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) — писатель Михал Михалыч 1987 — Очи чёрные — предводитель дворянства 1987 — По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301) 1987 — Первая встреча, последняя встреча — майор Гей 1987 — Кувырок через голову — Стурис 1987 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — прокурор 1987 — Доченька — Ипатов 1988 — Презумпция невиновности — Григорий Степанович Козинец 1988 — Полёт птицы — Разлогов 1989 — Дон Сезар де Базан — Карл II (король Испании)

0

2

Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву благодаря кино.

http://sd.uploads.ru/t/QICJM.jpg
Мятеж (1980)

Начал он сниматься в 1966 году. Но первая действительно успешная роль, прославившая его, была в 1974-м, в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором он сыграл Егора Шилова. Сам актёр называл режиссёра фильма Никиту Михалкова своим «крёстным отцом» в кино, а для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом. Никита Михалков впервые увидел Богатырёва в спектакле «Подросток» в Щукинском училище в роли Версилова и пригласил в свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». А первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» принёс удачу обоим. Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с Константином Райкиным он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной воды.

Юрий Богатырёв в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"

=Spoiler написал(а):

http://stuki-druki.com/aforizms/Yuriy-Bogatirev-Svoy-sredi-chuzhih.jpg


Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца. Запомнился и как Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино — Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви».

=Spoiler написал(а):

http://s3.uploads.ru/t/cjQeo.jpg


Юрий Богатырёв в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова"

=Spoiler написал(а):

http://stuki-druki.com/aforizms/Yuriy-Bogatirev-Neskolko-dney-iz-zhizni-Oblomova.jpg


Юрий Богатырёв в фильме "Мертвые души"

=Spoiler написал(а):

http://stuki-druki.com/aforizms/Yuriy-Bogatirev-Mertvie-dushi.jpg


Юрий Богатырёв в фильме "Очи чёрные"

=Spoiler написал(а):

http://stuki-druki.com/aforizms/Yuriy-Bogatirev-Ochi-chernie.jpg


Юрий Богатырёв в фильме "Дон Сезар де Базан"

=Spoiler написал(а):

http://stuki-druki.com/aforizms/Yuriy-Bogatirev-Don-Sezar-de-Bazan.jpg

0

3

0

4

О непростой судьбе актера Юрия Богатырева, его работе в кино и театре, на телевидении и радио, о его удивительном даре живописца и музыканта. Представлены фрагменты фильмов с участием Богатырева, отрывки из спектаклей, показаны его уникальные рисунки. На хроникальных кадрах запечатлены многие эпизоды его жизни. В основу фильма легли воспоминания друзей и коллег актера - Александра Адабашьяна, Александра Калягина , Ильи Авербаха, Ии Саввиной.

=Spoiler написал(а):

0

5

Фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977)

Дворянин Порфирий Семеныч Глагольев (Николай Пастухов) гигиенист ("Бороды бреет мужикам, они у него все с босыми лицами!" - язвит Платонов), косит наравне с мужиками - толстовские идеи не обошли его стороной.

http://3.bp.blogspot.com/-WcRrqbadQHU/TgxMBYzNLAI/AAAAAAAAc4Y/9F6WVCPT8HI/s1600/neokonchennaya-piesa9.jpg
Рядом с Порфирием Семенычем – пасынок Анны Петровны, Серж Войницев (Юрий Богатырёв). Он пребывает в постоянно приподнято-восхищенном настроении. С лица почти не сходит добродушная и глуповатая улыбка.

http://3.bp.blogspot.com/-beG6pHuF5YE/TgxMJhUfvQI/AAAAAAAAc4c/7CvPVjvTbzg/s1600/neokonchennaya-piesa10.jpg
Он сентиментален и готов расплакаться, глядя на мужика – будущее нашей России. Не может сдержать слез, признаваясь жене: “Вольтер, ты и маман – всё, что мне нужно. Впрочем, еще Глинка”.

0

6

0

7

http://interviewmg.ru/wp-content/uploads/2012/12/yuri-bogatyrev-big.jpg
Богатырев Юрий Георгиевич
02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва.

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981).

К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Карелова. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин.

0

8

Друзья, сокурсники, коллеги и поклонники знаменитого актера вспоминали знаменитого актера, отдельные эпизоды из его жизни. Также Юрий Богатырев предстал в новом амплуа -- как талантливый художник, автор пародийных портретов. В вечере участвовали: Наталья Варлей, Иосиф Райхельгауз, Александр Адабашьян, Марина Пантелеева, Лариса Кузнецова, Наталья Заякина.

=Spoiler написал(а):

0

9

http://sa.uploads.ru/t/k76sC.jpg

Юрий Георгиевич Богатырёв (1947 — 1989) — советский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР (1988).

Я вас любил: любовь еще, быть может...

=Spoiler написал(а):

0

10

http://www.ovideo.ru/images/posters/0001/9749/s_240x000_0001.jpg

Юрий Богатырёв: Человек без кожи

…В тот день он позвонил одной из главных женщин своей жизни, Ие Саввииной, и стал говорить, какая она замечательная. «Юра, ты ставишь меня в неловкое положение», — смутилась она. А в ответ услышала: «Роднуся, считай, что я с тобой прощаюсь».

Текст: Яна Шварц

Что это было? Предчувствие? Просто неосторожное слово сорвалось с губ?.. После этого звонка Богатырёв ещё несколько раз крутил телефонный диск — приглашал друзей вечером отметить гонорар, полученный за «Очи чёрные». Долларовый (фильм-то был наполовину «импортный»)! Впрочем, каких друзей? Собутыльников, которым только дай повод для застолья. Друзья у актёра были другие — Ия, Кларисса, Зинаида. Сплошь Прекрасные Дамы, водку если и пьющие, то умеренно. Но никого из них он в гости не позвал. На то были свои причины. И одна из них — желание напиться. Женщины, дорогие сердцу Юрия Богатырёва, в нетрезвом состоянии его терпеть не могли...

Неудавшийся нахимовец

Богатырёва ещё в детстве дразнили «девчоночником». Потому что ровесники маленького Юру не привлекали — только ровесницы. С ними он играл в «дочки-матери», в кукольный театр. Его мама, Татьяна Васильевна, вспоминала, что сын иногда ночью вставал, надевал её шёлковый халат (чёрные страусы по голубому полю), шляпку с пером и вуалькой и прохаживался по квартире. Проделывал это, не просыпаясь. Потом всё снимал, вешал халат на место. «И ведь как аккуратно! — удивлялась мать. — Кочерга стояла рядом и не падала! Мы в таких случаях никогда его не будили...» Утром мальчик ничего не помнил. «Лунатил» только в раннем детстве — со временем это прошло. А вот тяга ко всему «женскому» — к женскому миру, к женской душе — осталась навсегда. И как так вышло, что этот чудо-ребёнок родился в семье флагманского штурмана бригады подводных лодок ВМФ СССР, человека сурового, крестьянина по происхождению? Юра у родителей был поздним ребёнком, поэтому купался в их любви. Лет с четырёх уже слышал в свой адрес: «Ну, артист!» Татьяна Васильевна рассказывала, как лихо он отплясывал в морском клубе «Яблочко». Но отец, Георгий Андрианович, хотя умилялся сыновними талантами и его какой-то уж очень тонкой душевной организацией, в расчет их не принял, когда решил отправить 10-летнего Юру в Нахимовское училище. Штурман надеялся на продолжение офицерской династии.
Мальчишки в училище, видимо, сразу почуяли в нем чужака — слишком мягкого, слишком доброго, слишком ранимого, чтобы быть членом пацаньего коллектива. И со всей подростковой жестокостью начали рохлю Богатырёва, как теперь говорят, прессовать. Подробностей никто не знает: ябедничать Юра не пошёл. К счастью, родители опомнились и забрали сына домой — с надломленной психикой и без зимней одежды, которую у него украли. Наверное, именно тогда гармония мира для Юры начала рушиться. Раньше он всех любил, и его все любили. Жизнь была полна красок — только ярких, только сияющих. И вдруг — жирные чёрные мазки. Кстати, пример с красками не случаен. Мальчик настолько был увлечён рисованием, что после школы поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Да и потом, когда уже стал актёром, с кистью не расставался. Мельпомена взяла верх через два года после начала Юриного студенчества. Дело было летом. Он подрабатывал художником на археологических раскопках, проходивших в живописном уголке Подмосковья. Там же неподалеку отдыхали ребята из кукольного театра-студии «Глобус». К ним, как к родным, его и потянуло. Закончилось тем, что с перспективой стать художником на ниве ковроткачества (на таком отделении учился) Богатырев расстался и подал заявление в знаменитую Щуку.

Любимый «пельмень»

Учиться ему предстояло на «золотом» курсе — вместе с Натальей Гундаревой, Константином Райкиным, Натальей Варлей. Последняя вспоминала о встрече с Богатырёвым: «Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а Юрочка был такой красивый, спокойный. Мы все в него сразу влюбились. А затем он стал центром, осью земной и на занятиях, и на переменах. Он был замечательный рассказчик. Очень остроумный, со своеобразным мягким юмором. К тому же с прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно». Как когда-то Богатырёв не обижался на дворовое прозвище «девчоночник», так и сокурсникам прощал «пельменя» и «бело-розового» (имелся в виду зефир). Такой большой, плечистый, с огромными руками, он выглядел совершенно безобидным. Большим ребёнком. По-детски относился к деньгам: в долг мог отдать даже последний рубль. Единственное, чего побаивались друзья и приятели, — его неожиданных розыгрышей. Вот тут богатырёвская «детскость» и непосредственность переставала умилять — раздражала. Он мог поставить окружающих в неловкое положение. Например, однажды, придя в гости к сокурснику Косте Райкину, позволил себе выходку очень дерзкую. Наверное, она бы не была таковой, если бы за столом кроме Аркадия Райкина и членов его семьи не сидели ещё и какие-то иностранные гости. Юрий таскал тогда в кармане привезённую знакомыми из-за границы штучку для розыгрышей — искусственную соплю. И начал свою импровизацию с того, что влез в разговор Аркадия Исааковича с гостями, перебил, принялся горячо рассказывать о своей якобы поездке в Париж (никогда там не был), чихнул, незаметно пристроил соплю и продолжал разглагольствовать. А потом долго будто бы не понимал жестикуляцию Райкина-старшего и всех участников застолья. Каждый пытался незаметно дать понять не умолкавшему юноше, что у него «непорядок под носом». Когда же все раскрылось, никто не рассмеялся.

http://interviewmg.ru/wp-content/uploads/2012/12/yuri-bogatyrev-01.jpg

У Юры Богатырева не получалось взрослеть. Но это в реальной жизни. На сцене же и на экране он мог быть каким угодно, в том числе мудрым и мужественным. Настоящее чудо перевоплощения — его Егор Шилов в легендарной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Богатырёв создал один из самых сильных мужских образов в нашем кинематографе. И ни крупицы фальши. Шилов — настоящий герой, сильный, умный, смелый. А ещё настоящий друг и товарищ. Кажется, невозможно ТАК сыграть, не имея самому всех этих качеств. А если возможно, то это очень высокий класс мастерства. Для роли требовалось похудеть — и Богатырёв долго жил на капустных котлетах. Требовалось ездить верхом — и он за два дня освоил эту науку так, что сомнений не было: Егор Шилов родился в седле. Богатырёв всё делал без каскадера, даже прыгал в реку с 19-метровой высоты. Причём до дна оказалось всего полтора метра, а рассчитывали на пять, и только чудо спасло актёра. Самым трудным было научить его драться. Богатырёв никогда этого не делал, даже кулак складывал «по-женски» — подгибая большой палец внутрь. Но и с этим справился. В фильме Шилов бьёт убедительно. Эта картина, в которой Богатырёв снялся в 1974-м, через три года после окончания Щуки, сделала его знаменитым. Потом пришли другие звездные роли — Серж в «Неоконченной пьесе для механического пианино», Филлиппок в «Объяснении в любви», Штольц в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова», Стасик в «Родне». Галерея потрясающих образов.

Фиктивный брак

Жил он тогда в общежитии «Современника». В этот театр Богатырёва пригласили сразу после училища. Галину Борисовну Волчек, главного режиссёра, новичок так боготворил, что по утрам мыл её машину. Кое-кто считал это подхалимажем. А его детскую душу подобное проявление любви и уважения ничуть не коробило. Он и не на такое был способен! Например, жениться из чувства сострадания и желания помочь. А дело было так. Однажды актриса Надежда Серая шла по коридору актёрского общежития и увидела Богатырёва, рыдающего у стены. Она решила: человек, видимо, только что узнал какую-то страшную новость. Подошла, стала расспрашивать. Выяснилось: Юрий провожал племянника, а вернувшись, подумал, какая же у родственника тяжёлая жизнь. Ну и расплакался от таких мыслей. Женщина была потрясена: столь чувствительных мужчин ей ещё не приходилось встречать. А Богатырёв растрогался: подошла, пыталась утешить!.. С этого дня они стали добрыми приятелями. Надежда тогда только что развелась с мужем-режиссёром. Осталась с маленькой дочкой на руках. А поскольку московской прописки у неё не было, возникла угроза выселения. Тогда-то Юрий и предложил пожениться. Ради прописки. И они сделали это по-тихому, без огласки. Правда, фиктивные супруги так симпатизировали друг другу, что всерьёз подумывали: а не забыть ли о фиктивности? Может, и не только дружескими были их отношения? Но факт остаётся фактом: вместе Юрий и Надежда никогда не жили, близким о браке не сообщили. Татьяна Васильевна, мать Богатырёва, после смерти сына была страшно удивлена, обнаружив, что тот женат. Но Надежда сказала, что настоящими супругами они с Юрием не были, и на наследство претендовать не стала. Многие считают, что обзавелся Богатырёв этим штампом в паспорте ещё для того, чтобы его не донимали вопросами и «живым интересом». Татьяна Догилева рассказывала: «Помню, на съёмках, когда кто-то из женщин «делал стойку» на Юру, тот заявлял, что у него есть жена Зинаида, архитектор».

Комплекс вины

Он часто влюблялся в своих партнёрш по фильмам — в Елену Соловей, в Анастасию Вертинскую, в Светлану Крючкову. Влюблялся пылко, но платонически. Предложить своим Прекрасным дамам нечто большее, нежели верное рыцарское обожание, Богатырёв не мог. Эту истину о себе актёр понял уже взрослым человеком и был раздавлен этим пониманием. Неизбежность двойной жизни для него, абсолютно не умеющего лгать, оказалась катастрофой. «Юра очень страдал из-за того, что он не такой, как все, — вспоминал Александр Адабашьян. — Пил, совершая в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых очень стыдился. Это добавляло ему ещё как бы дополнительный комплекс вины». Наверное, осознание своей «чужести» и стало последней каплей, которая разрушила гармонию его мира. Последней, но самой увесистой. Людская недоброжелательность и подлость, его собственное неумение прилаживаться к реальности были, в общем-то, мелочью. С точки зрения простого человека. Однако беззащитного, ранимого и противоречивого Богатырёва подобные жизненные обыденности всерьёз подтачивали изнутри. В те годы рядом с ним, большим гениальным ребёнком, не было человека, который окутал бы его такой же любовью, какую дарили родители. Человека всепонимающего, всепрощающего, способного утереть слёзы, текущие вроде бы без причины, могущего искренне сказать, что он, Юра, самый лучший, самый талантливый. Если бы такой был! Но рядом хороводили иные. Которые могли лишь нагло пользоваться щедростью, интеллигентностью и мягкостью Богатырёва. Его всё чаще и чаще посещали мысли, что он никому не нужен. От сосущей тоски хотелось избавиться. Придя в 1976-м в труппу МХАТа (осуществилась мечта!), Богатырёв очень хотел влиться в коллектив. Получилось — буквально. Коллектив оказался пьющим и подозрительно относился к тем, кто отказывался. Богатырёв, до того почти трезвенник, начал «вливаться». Дело это, начавшись за кулисами, перетекло в его наконец-то полученную однокомнатную квартиру. В её стенах и происходила трагедия: псевдодрузья потихоньку спаивали актёра. В пьяном угаре, пусть ненадолго, но действительно становилось легче. Но потом душа болела ещё нестерпимее — и тогда спасали антидепрессанты. Было ещё одно спасение — подруги. 1977 год подарил Богатыреву Ию Саввину, с которой он подружился на съёмках фильма «Открытая книга», и журналистку Зинаиду Попову. С ней судьба свела на одном из вечеров во МХАТе. Обе эти женщины оказались Юрию Богатырёву очень «созвучны». Может, потому, что первая родилась с ним в один день, только на 10 лет позже, а со второй они были так похожи, что их часто принимали за брата и сестру. К обеим он ходил в гости, делал им подарки, изливал душу. Вот только в последние годы, когда пристрастился к выпивке и в таком виде мог позвонить и в два, и в три ночи, стали возникать ссоры. Если завтра на работу, а тебе кричат заплетающимся языком в трубку: «Поговори со мной!» — кому понравится?..

Роковой укол

А в 1984-м Юрий Богатырев познакомился с переводчицей Клариссой Столяровой. Тоже во МХАТе. Она ассистировала немецкому режиссёру, приехавшему ставить спектакль, главная роль в котором предназначалась Юрию. После одной из репетиций Богатырёв их обоих пригласил к себе в гости — вкусно кормил, фонтанировал шутками и прибаутками, показывал свои восхитительные рисунки. В общем, очаровывал. Чары предназначались даме, и они подружились. Даже последний в жизни Богатырёва Новый год — 1989-й — встретили вместе. Уже после смерти актёра Кларисса признавалась: «Мне удалось четырежды побывать замужем. Но у меня не было ближе и родней человека, чем Юра». Всё так. Но у каждой из богатырёвских подруг была своя жизнь, дети, работа. Ни одна не готова была целиком посвятить себя заботе о нём и его душевном равновесии. Юрий это понимал.
http://interviewmg.ru/wp-content/uploads/2012/12/yuri-bogatyrev-02.jpg

По роковому стечению обстоятельств в свой последний вечер он не решился навязываться им со звонком. За три дня до трагедии позвонил Зинаиде. «Мы полночи разговаривали по телефону, — вспоминала она. — Говорили о том, как тяжело жить. И зачем вообще человеку даётся жизнь — на счастье или на страдание?» Она чувствовала, что другу плохо, понимала, что надо бы поехать к нему, но лежала с тяжёлым гриппом. И Кларисса в те дни была плотно занята на фестивале немецких театров и тоже не могла находиться рядом с Юрием. Потому он и позвал в утешители собутыльников. Когда после обильного возлияния у Богатырёва случился сердечный приступ (а сердце у него всегда было слабое), приятели вызвали бригаду врачей. «Он умолял, что не надо «скорую», что надо позвонить мне, — рассказывала Кларисса Столярова. — Но поскольку эти люди меня не знали, они поступили по-своему. Мне сообщили, когда «скорая» уже сделала своё дело. Я приехала — Юра уже под простынкой лежал». Его убил укол. Введенное врачами лекарство оказалось несовместимым с антидепрессантами, которые Богатырёв принял накануне. Плюс алкоголь. Если бы дружки сделали так, как просил Юрий, возможно, несчастья бы не случилось. Кларисса знала, какие он принимал таблетки, могла тут же проконсультироваться с лечащим врачом Богатырёва, выяснить, что ему можно, что нельзя. Но судьба выбрала трагический сценарий.
«Помню отпевание в церкви, — продолжает Кларисса, — помню, ему укутали ноги шёлковым халатом Обломова. Он очень хотел сыграть эту роль. Моя дочь сшила этот халат буквально за пару часов. А сын написал стихи и положил ему в гроб. Так мы Юру проводили». В день похорон в филиале музея Ермоловой состоялось открытие первой персональной выставки Юрия Богатырёва. Он очень ждал этого дня. Как художник, верил в свой успех. И триумф был — но, увы, уже без него.

А тот гонорар за «Очи чёрные», что «обмывался» в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года, — несколько тысяч долларов — говорят, исчез из квартиры актёра. Вместе с редкими книгами из домашней библиотеки Богатырёва и его картинами.

0

11

http://www.kino-teatr.ru/acter/foto/sov/471.jpg
Юрий Богатырев

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.

Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.

Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами – даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет – Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался…

Фиктивная жена?

Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой…

В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Вспомиает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Неадежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Брий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Еще одна сторона жизни

Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания.

Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой…

А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка… Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"…».

Трагическая развязка

Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова.

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь…

Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».

0

12

0

13

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)/ Unfinished Piece for the Player Piano

Никита Михалков:
« ...Сумасшедшее удовольствие была эта работа — то, как мы искали и находили образ Войницева... Мы понимали, что Серж — это такое большое, трогательное, глупое, наивное, слабое и в то же время очень искреннее и честное существо — такой Пьер Безухов, только глупый.
Но глупость тоже бывает разная. Это была не глупость, а скорее такая звенящая ограниченность. Труднее всего играть это. Потому что Серж говорит простые банальные вещи. И в общем, людям нормальным эти мысли могут показаться естественными: "Вольтер, маман и ты... впрочем, еще и Глинка..." Все это никак не резало уха обывателя. Человек любит Вольтера, маман, свою жену и Глинку — чего уж тут поделаешь? Самое сложное — так сыграть, чтобы это стало смешным. И Юра делал это ювелирно, на каких-то невероятных полутонах.

http://s5.uploads.ru/t/H2B8h.jpg
http://sg.uploads.ru/t/qOrFX.jpg

Его образ родился от походки героя — это Юра предложил сам. У него было плоскостопие, поэтому ему специально делали очень большие ботинки: размер был гигантский — сорок восьмой или сорок девятый. Ему изготовили ботинки еще больше, и он поджимал пальцы на ногах, поэтому его походка становилась такая... шлепающая. Он шел, как ходят плоскостопые люди, — с пятки, с развернутыми носками и шлепая. И как только он пошел этой походкой — все сразу стало ясно. Все слилось в один образ: и шляпа с высокой тульей, надеваемая прямо, и огромные руки, и трость, и косоворотка — все сразу заработало».

Из книги Натальи Бобровой «Юрий Богатырёв: не такой, как все» (Издательство «Центрполиграф», 2001 г.),

0

14

http://www.kinodir.ru/uploads/images/2013/264/fprn95.jpg
Юрий Богатырёв (02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва.)

Работы Юрия Богатырёва в театре: 

Московский театр «Современник»: 1971 — «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) — Янус; 1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) — Священник; 1971 — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) — Карандашов; 1971 — «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) — Курский; 1972 — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) — Треугольников; 1972 — «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) — Марк Александрович; 1973 — «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) — Сержант; 1973 — «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) — гном Суббота; 1973 — «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) — Работник отдела кадров; 1974 — «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) — Водяной; 1974 — «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) — Алфёров; 1974 — «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) — Кшепшицюльский; 1974 — «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) — Сёмин; 1975 — «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) — герцог Орсино; 1975 — «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) — Автор, ведущий рассказ; 1976 — «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка Г.Б. Волчек) — Ермолай Алексеевич Лопахин. МХАТ (после раздела театра — МХТ имени А. П. Чехова): 1977 — «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) — Дмитрий Андреевич Фурманов; 1978 — «Дни Турбиных» М. А. Булгаков (постановка: Л. В. Варпаховского) — Алексей Васильевич Турбин; 1978 — «Эльдорадо» А. А. Соколова (постановка О. Н. Ефремова) — Евгений; 1981 — «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) — Зибенгар; 1981 — «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) — Илья Николаевич Ульянов; 1981 — «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) — Клеант; 1981 — «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) — член ЦК РКП(б); 1982 — «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) — Виктор Михайлович Каренин; 1983 — Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) — Полуорлов; 1983 — «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) — Борис Алексеевич Тригорин; 1984 — «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) — Учитель Киро; 1985 — «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) — Хеммерлинг; 1986 — «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) — Фёдор Иванович; 1987 — «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) — Юрик (1987), Табак (1988).

0

15

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/471/pv_1364.jpg

БОГАТЫРЕВ Юрий Георгиевич (02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва)

Впервые он появился в фильме «Спокойный день в конце войны» - короткометражный неплохой фильм Никиты Михалкова.
А вот несколько годами позже Никита Михалков (тогда его фильмы ещё были очень интересные и талантливые) снял его
в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Богатырев сыграл роль красноармейца, заподозренного в
предательстве. После этого вестерна его узнала вся страна как одного из лучших наших актеров.

Затем были «Неоконченная пьеса для механического пианино», телесериал «Два капитана»,«Несколько дней из жизни И. И. Обломова», ...
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/471/567368.jpg
"Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979)

=Spoiler написал(а):

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/471/567365.jpg
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/471/567371.jpg
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/471/567378.jpg
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/471/567382.jpg

0

16

http://img-fotki.yandex.ru/get/6443/37629529.b8/0_ade37_9ff9f34f_XL.jpg
Юрий Богатырёв. Автопортрет

Вспоминает Виталий Вульф:

«Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике»
его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень
открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что
больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.
Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры
была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все
принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

0

17

http://s7.uploads.ru/t/VIJPc.jpg
Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью.

На протяжении всей своей актерской карьеры Юрий Богатырев много рисовал. Он делал портреты друзей, наброски, этюды. Из интервью Юрия Богатырева: «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений, – признавался Богатырев. – Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию». 6 февраля 1989 года должна была открыться его персональная выставка в Бахрушинском театральном музее, но присутствовать на открытии он не смог...

=Spoiler написал(а):

http://s2.uploads.ru/t/fF41U.jpg
http://s9.uploads.ru/t/PU2En.jpg
http://s7.uploads.ru/t/JA06u.jpg
http://s9.uploads.ru/t/yVsNJ.jpg
http://s5.uploads.ru/t/JLgQi.jpg


В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти, большая часть его живописи исчезла.

0

18

http://sf.uploads.ru/t/0w7PC.jpg
Юрий Богатырёв

Из интервью Виталия Вульфа:

«В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степени его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему – очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез…».

0

19

В первые году Юрию Богатыреву не давали серьезных ролей, однако затем он стал появляться в крупных ролях, среди них роль герцога Орсино в спектакле «Двенадцатая ночь» по Шекспиру и роль Марка в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

В 1977 году по приглашению Олега Ефремова он перешел в театр МХАТ, хотя некоторое время принимал участие и в постановках «Современника». Одной из его лучших театральных ролей считается роль Клеанта в спектакле «Тартюф», который поставил Анатолий Эфрос.

http://sg.uploads.ru/t/ikMCP.jpg
Калягин. Шарж Богатырёва

Из интервью Александра Калягина:

«Эта роль – самая скучная в пьесе Мольера: моралист, который бесконечно много говорит, всех наставляет. Но Юра играл такого… пустозвона! Звон стоял от его морали, абсолютный дурак, который не понимает, что несет и где несет. А с какой скоростью это говорилось! Его Клеант багровел, синел...»

0

20

http://s3.uploads.ru/t/0x9YM.jpg
Михалков. Рисунок Богатырёва.

Из интервью Юрия Богатырева (о Никите Михалкове):

«Умение сплачивать вокруг себя единомышленников, талантливых людей. Необычайная работоспособность, умение сделать точный отбор, глубокую разработку всех сцен. С актерами он начинает трудиться задолго до съемочного периода, много репетирует. И на площадку мы выходим подготовленными, «размятыми». Отсюда и быстрота, и качество».


Никита Михалков ценил в Юрии Богатыреве умение вжиться в любой образ, артистическую многогранность. В ролях, которые Юрий Богатырев сыграл в фильмах Михалкова, он побывал и суперменом, и растяпой, и практичным сухарем. Чтобы похудеть для съемок в «Свой среди чужих...» питался капустными котлетами, выучился ездить на лошади, а для роли Стасика в «Родне» наоборот набирал вес.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Юрий Богатырёв.Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР.